педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Кожевникова Инна Анатольевна ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ...
УДК37
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
© 2018
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедры «Философии и теологии» Кожевникова Инна Анатольевна, магистрант
Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru)
Аннотация. В современных условиях развивающегося информационного общества особенно актуальной становится проблема сохранения системы ценностей традиционного общества. В условиях глобализации и информатизации социума происходит трансформация всей культуры, ее защитного пояса и ядра. Это значит, что в новых формах культуры - информационных исчезает основа, на которую человек традиционного общества ориентировался, с помощью которой он социализировался и развивался. Одним из важнейших ориентиров в традиционной культуре всегда было искусство как важнейшая составляющая эстетики. Сегодня эстетика приобретает статус самостоятельной науки. Художественно-эстетическое воспитание является механизмом социализации личности наравне с образованием и обучением. В информационной культуре данные составляющие растворяются в наборе разрозненных стилей, форм художественной деятельности. Современному молодому человеку становится все сложнее понять, что такое классическая красота, соответствующая законам мироздания. Именно поэтому сохранение классических основ художественно-эстетического воспитания является сегодня базой для разработки педагогических технологий нового поколения. Однако современная педагогика не всегда справляется с этой задачей. В этом случае на помощь должны прийти ее отрасли и направления, предметом которых является именно художественно-эстетическое воспитание. В данной статье авторы рассмотрели вопрос о сложности и трудностях, с которыми сталкиваются современные ученые и педагоги при попытках определить сущность и понятие художественно-эстетического воспитания. Необходима разработка категориального аппарата данного направления педагогики, соответствующая требованиям современности при условии сохранения традиционности.
Ключевые слова: эстетика, художественная деятельность, эстетическая деятельность, искусство, художественно-эстетическое образование, информационная культура, эстетическое воспитание, дошкольное образование, информационное общество, эстетическая педагогика.
ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION: PROBLEMS OF DEFINITION
© 2018
Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and theology " Kozhevnikova Inna Anatolievna, master's degree student Nizhny Novgorod pedagogical University. K. Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru)
Abstract. In modern conditions of the developing information society the problem of preservation of system of values of traditional society becomes especially actual. In the context of globalization and Informatization of society there is a transformation of the whole culture, its protective belt and core. This means that in the new forms of culture - information disappears the basis on which a person of traditional society focused, with which he socialized and developed. One of the most important landmarks in traditional culture has always been art as the most important component of aesthetics. Today, aesthetics acquires the status of an independent science. Artistic and aesthetic education is a mechanism of socialization of the individual along with education and training. In information culture, these components are dissolved in a set of disparate styles, forms of artistic activity. Modern young man is becoming increasingly difficult to understand what is the classical beauty, corresponding to the laws of the universe. That is why the preservation of the classical foundations of artistic and aesthetic education is now the basis for the development of pedagogical technologies of the new generation. However, modern pedagogy does not always cope with this task. In this case, its branches and directions, the subject of which is the artistic and aesthetic education, should come to the rescue. In this article, the authors considered the complexity and difficulties faced by modern scientists and teachers in trying to determine the essence and concept of artistic and aesthetic education. It is necessary to develop a categorical apparatus of this direction of pedagogy, corresponding to the requirements of modernity, provided the preservation of tradition.
Keywords: aesthetics, artistic activity, aesthetic activity, art, artistic and aesthetic education, information culture, aesthetic education, preschool education, information society, aesthetic pedagogy.
Понятие «художественно-эстетическое» воспитание является достаточно сложным для однозначного понимания его содержания. Вопросам его определения в отечественной науке уделялось значительное внимание. Так, в работах М.С. Кагана рассматриваются философ-ско-эстетические аспекты художественного воспитания [1]. В его трудах можно видеть глубокий философский анализ эстетической и художественной деятельности как субъект-объектного отношения.
Психологическим основам художественно-эстетического воспитания посвящены, например, исследования Л. Выготского [2]. В исследованиях художественной и эстетической деятельностей в рамках психологии рассматриваются истоки художественного творчества как процессов эмоционального состояния личности, анализируются проблемы соотношения интеллекта и творчества, творчества и характера, вопросы врожденных и приобретенных способностей человека к художествен-
ной деятельности и т.д.
В нашей стране имеется богатое и ценное педагогическое наследие по вопросам художественно-эстетического воспитания. Так, Я. Коменский разработал содержание и методику эстетического воспитания, в частности обучения пению, ручной работы и другим видам творчества [3].
В результате многоаспектного изучения феномена художественно-эстетического воспитания сегодня сложилось и множество определений этого понятия. На основе фундаментальных трудов отечественных и зарубежных исследователей наши современники определяют феномен художественно-эстетического воспитания в рамках концепций современного научного знания. Один из аспектов обозначен следующим образом: «... эстетическое воспитание - это влияние на развитие личности всей окружающей действительности, ее эстетической значимости для человека; привлечение человека к худо-
Gryaznova Elena Vladimirovna, Kozhevnikova Inna Anatolievna ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION ...
pedagogical sciences
жественнои культуре; специальная система мер в структуре художественной жизни общества, направленных на распространение знаний об искусстве, на развитие художественной самодеятельности» [4]. В данной работе акцентируется внимание на функции влияния эстетического воспитания на развитие личности. При таком подходе трудно определить соотношение понятий «художественное воспитание» и «эстетическое воспитание».
Близкая позиция к данной точке зрения отражена в работе П.С. Симоновой, которая определяет понятие художественно-эстетического воспитания следующим образом: «Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной гармонично развитой личности, для которой характерны сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в реальности и искусстве» [5, с. 145]. Б.В. Сергеева, Н.А. Петренко рассматривают эстетическое воспитание как элемент культуры [6]. При таком подходе основной акцент сделан на понятии эстетическое воспитание, тогда как термин «художественное» употребляется как само собой разумеющееся, охватывающее всю сферу искусства.
Основываясь на работах известных философов и педагогов, авторы выделяют в художественно-эстетическом воспитании такие основные компоненты как эмоциональный, когнитивный и созидательно-творческий. Например, Л.М. Микляева художественно-эстетическое воспитание представляет как процесс формирования и развития способностей и потребностей в восприятии и понимании красоты в различных видах искусства, природе, жизни и творчестве человека [7]. Аналогичную точку зрения на понятие художественно-эстетического воспитания можно видеть в работе Ф.К. Цаллаговой. [8]. Такой подход наиболее полно схватывает основные компоненты художественно-эстетического воспитания, при котором эстетика - это не только прекрасное, или не только искусство, но и природа, и жизнь, и творчество человека.
Анализируя эти многие другие работы, посвященные исследованию понятия «художественно-эстетическое воспитание», можно выделить ряд неточностей и некорректного употребления терминологии, описывающей столь сложное социокультурное явление. Обратимся к смысловому содержанию понятий, определяющих этот феномен.
Эстетическое воспитание - это вид эстетической деятельности, которая «формирует материю по законам красоты» (К. Маркс), поэтому к ней приложимы такие оценки как прекрасное, изящное, элегантное, красивое, которые являются модусами общего понятия «эстетическое». Но эстетическая деятельность человека может реализоваться как минимум в двух аспектах. Если учесть, что человек не только осваивает мир, но и преобразует его, то эстетическая деятельность может быть как художественной, так и художественно-прикладной, т.е. иметь выход на практику.
Сама художественная деятельность - это деятельность человека по образному отражению реального мира по законам гармонии, красоты, законам меры человека. В результате образного отражения человеком мира формируются все виды искусства: литература - образы в словах, живопись - образы в формах и цвете, музыка -образы в звуках, скульптура - образы формы и объема, хореография - образы движения и т.д.
Как можно видеть, в основном все приводимые выше определения авторов 21-го века не всегда четко обозначают исходные позиции в определении понятия эстетики, которая оказывается основой эстетической деятельности и воспитания. Наиболее распространенным пониманием эстетики сегодня является определение ее как науки об искусстве. Но при таком подходе не учитывается, что эстетика охватывает и природу, и мир искусственного, и быт человека. Не секрет, что по законам
эстетики развивается не только искусство, но строятся дома, интерьеры, техника. Иными словами художественный и промышленный дизайн не могут развиваться без учета законов эстетики, законов гармонии и красоты. Кроме того, необходимо учитывать, что эстетика должна охватывать не только результаты художественной деятельности, но и процессы потребления и оценивания ее продуктов. Что касается природы, то она живет также по законам эстетики. Человек давно заметил, что в природе нет ничего лишнего, все гармонично и сам человек, являясь природным существом, подчиняется законам эстетики. Другое дело, что мы обладаем субъективностью восприятия и отражения природы, мы способны ее преобразовывать. При этом нарушение законов эстетики приводит к искажению истинной природной красоты. Мы соотносим красоту и «безобразное», и выбор не всегда очевиден. Тем не менее, в нас заложено природой желание считать красивым то, что правильно, то, что соответствует ее законам. Например, красивым считается лицо человека с так называемыми правильными чертами лица: большие глаза, длинные ресницы и т.д. Но исследователи давно уже отметили, что такие качества были необходимы человеку для лучшего приспособления к жестоким условиям природы, равно как и длинные ноги, гибкое и стройное тело и т.п.
Вероятно, как следствие подобной теории, появляется еще одно определение эстетики - это понимание ее как науки о красоте. Но и в этом случае можно отметить, что эстетика не может изучать только прекрасное. Ее законы не могут противоречить законам диалектики. Красота не может быть понята без категории «безобразного». Красота меняется, вступая в противоречие со своими противоположностями, развиваясь согласно универсальным законам мироздания. Природа - это не застывшая данность, а динамичная система, постоянно адаптирующуюся и приспосабливающаяся к меняющимся условиям Вселенной. Человек меняется вместе с ней. Однако он способен к ускоренным трансформациям на основе мира искусственного, созданного им самим. Вмешиваясь в законы природы, пытаясь их обойти, человек часто нарушает законы гармонии, привыкает к искаженным результатам их действия, но затем природа все равно берет свое, расставляя все на свои места. В силу короткой жизни человека по сравнению с инертностью природы, мы не всегда в состоянии оценить последствия своего вмешательства. Даже утрата системы ценностей, которая была сформирована в традиционном обществе за много тысячелетий согласно законам природы, пока еще не вызывает у современного человека особой настороженности. Он изменил свой мир и меняется вместе с ним, забывая, что природа не отменила при этом своих законов.
Очередной подход в определении эстетики - это понимание ее как науки о художественной деятельности. Здесь происходит смешение двух понятий - эстетическое и художественное. В этом случае следует обратиться к работам А.Ф. Лосева, который полагал, что «художественное» является производным от понятия «искусство». «Эстетическое» как понятие шире, чем понятие «художественное» [9,10].
Наиболее полным определением эстетики как науки является подход, в рамках которого она понимается как «наука об общих законах эстетической деятельности общества» [11,12]. При таком подходе эстетика рассматривает эстетическую деятельность как целостную систему, включающую все ее элементы: субъект, объект, средства, результат, среду, систему, процесс, условия.
Являясь наукой, эстетика открывает и изучает законы красоты и гармонии мира. Эти законы определяются мерой человека.
Изучение работ, посвященных анализу сущности и понятия художественно-эстетического воспитания, показало, что его целью является развитие творческой личности, способной видеть и осознавать истинную кра-
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Кожевникова Инна Анатольевна ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ...
соту мироздания, выражаемую в различных формах искусства и человеческой деятельности.
Кроме того, необходимо учесть, что художественно-эстетическое воспитание является важнейшей составляющей художественной культуры, которая предстает как система трех оснований педагогического процесса: художественно-эстетического образования, обучения и воспитания.
Если образование формирует систему художественно-эстетического знания, обучение - систему художественно-эстетических умений, то художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование соответствующей системы ценностей и ценностных установок.
Формирование эстетической культуры приобретает особую значимость именно в дошкольном возрасте, так как знания, умения и навыки, полученные в раннем детстве, значительным образом влияют на ее дальнейшее развитие. Однако в современном развивающемся информационном обществе данный вид культуры уступает место культуре информационной. В своих работах мы подробно проанализировали специфику и особенности данного вида культуры [13-16].
В частности мы показали, что информационная культура формирует мозаичное сознание, где ценностные установки мало привязаны к культурному наследию определенной страны и народа. Сегодня одной из основных проблем является проблема формирования ценностных установок на основе понимания произведений мирового и отечественного искусства, в которых выражаются законы эстетики, позволяющие человеку жить в ладу с природой и самим собой.
В многочисленных публикациях отечественных исследователей обсуждаются и предлагаются различные подходы к решению этой проблемы [17,18].
Особого внимания требуют научного решения вопросы реформирования системы дошкольного художественно-эстетического воспитания на основе использования культурного художественного наследия прошлого, как традиционного, проверенного временем.
Следует признать, что, несмотря на провозглашенную эстетическую направленность различных форм работы с детьми в дошкольных учреждениях и в семье, эстетическое воспитание так и не стало одной из главных ценностей воспитания как в обществе в целом, так и в отношении подрастающего поколения. Анализ мнений современных ученых о проблемах художественно-эстетического воспитания детей, позволяет определить противоречие между необходимостью развития художественно-эстетической культуры с раннего возраста и недостаточно разработанными педагогическими технологиями реализации этого процесса [19,20].
Важную роль в разрешении противоречий между необходимостью и возможностью развития художественно-эстетического воспитания с раннего возраста играет практика, т.е. не только созерцание и осмысление произведений искусства, но и реализация художественной деятельности на ранних ступенях социализации личности. Так, Н.Б. Крылова считает, что практическая художественная деятельность ребенка направлена на доступное ему преобразование быта и природы. Она проявляется в повседневной жизни, в художественной практике. Но эстетической она является, только при условии когда: «... творческое воображение ребенка побуждает проявлять свое личное отношение к окружающему, стремиться его изменить; если эта деятельность согрета радостью совместных действий со своими сверстниками или взрослыми; если результаты собственного художественного мастерства дают ребенку удовлетворение качеством продукции» [21].
Иными словами, педагогические технологии, направленные на формирования художественно-эстетического потенциала личности должны формировать у детей способности доводить до совершенства любую репродук-
тивную деятельность, воспроизводить или повторять по законам эстетики объекты и предметы созданные другими субъектами социализации, а также творить, создавать свои уникальное произведения искусства.
Таким образом, в основе художественно-эстетического воспитания должны лежать основные законы эстетики.
Педагогика и эстетика должны образовать интегральное научное знание - педагогическаяую эстетику, цель которой разработка педагогических технологий обеспечивающих формирование эстетической культуры с самых ранних ступеней социализации личности.
Чтобы разработать эффективные педагогические технологии художественно-эстетического воспитания необходимо, прежде всего, выстроить категориальный ряд педагогической эстетики как науки, разработать методологию исследования, выявить законы художественно-эстетической педагогики.
В своих дальнейших исследованиях мы обратимся к поиску ответов на вопросы о правомерности разработки такого научно-педагогического направления как педагогическая эстетика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Искусство в системе культуры: [Сб. ст.] / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Секция по теорет. пробл. культуры; Сост. и отв. ред. М. С. Каган. - Ленинград : Наука : Ленингр. отд-ние, 1987. - 272 с.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства : Анализ эстет. реакции / Л. С. Выготский. - 5. изд. - М. : Лабиринт, 1998. - 413 с.
3. Коменский, Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева. М.: Школьная пресса, 2003. - 193 с.
4. Семенищева, М.Г. Педагогические рекомендации организации эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств во внеурочной деятельности /М.Г. Семенищева, А.С. Джангазиева, И.С. Сивова //Педагогический журнал. - 2017. - Т. 7.
- № 4А. - С. 130- 141.
5. Симонова, П.С. Художественно-эстетическое развитие в начальной школе /П.С. Симонова //Молодой учёный. - 2018. - № 2 (188).
- С. 142-145.
6. Сергеева Б.В. Эстетическое воспитание младших школьников /Б.В.Сергеева, НА.Петренко//Современные наукоемкие технологии.
- 2016. - № 12-2. - С. 428-432.
7. Микляева, Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников /Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2013. -192 с.
8. Цаллагова, Ф. К. Этнокультурная коннотация эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей художественного профиля / Ф. К. Цаллагова // Воспитательная работа в образовательных учреждениях: опыт и перспективы. Йошкар-Оле: МарГУ, 2011. - С. 112-117.
9. Лосев, А. Ф. Диалектика художественной формы [Текст] /А. Ф. Лосев. - Москва : Акад. Проект, 2010. - 415 с.
10. Лосев, А. Ф. Эстетика природы : природа и ее стилевые функции у Ромена Роллана/А. Ф. Лосев, М. А. Тахо-Годи. - Москва : Наука, 2006. - 418 с.
11. Законы эстетики [Текст] : (Материалы межвузов. теорет. конф. [1-3 февр. 1972 г.]) / [Науч. ред.-сост. канд. филос. наук, доц. Л. А. Зеленов] ; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Горьк. инж.-строит. ин-т им. В. П. Чкалова. Арх. фак. - Горький : [б. и.], 1972. - 87 с.
12. Историческая логика эстетики : (Биогр. эстет. идей) : [Монография] / Л. А. Зеленов; Нижегор. гос. архитектурно-строит. ун-т. Общерос. акад. человековедения. - Н. Новгород : Гладкова, 200275 с.
13. Грязнова, Е.В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? / Е.В. Грязнова // Философия и культура.
- 2012. - № 7 (55). - С. 123-129.
14. Грязнова, Е.В. Идентификация человека в информационной реальности / Е.В. Грязнова // Психология и психотехника. - 2013. - № 4 (55). - С. 371-379.
15. Грязнова, Е.В. Информационная социализация личности / Е.В. Грязнова // Социология власти. - 2010. - № 1. - С. 18-25.
16. Грязнова, Е.В. Индивидуализация человека в информационной социализации /Е.В. Грязнова, С.В. Афанасьев // Философская мысль.
- 2017. - № 1. - С. 17-29.
17. Сырова, Н. В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека /Н.В. Сырова, В.Н. Чикишев //Вестник Мининского университета. - Том 6. - № 1. - 2018. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-5
18. Померанцева Т. А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе /Т.А. Померанцева // Вестник Мининского университета. -Том 6. - № 3. - 2018. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-8
19. Ермолаева, Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа /Н.В. Ермодаева. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 160 с.
20. Микляева, Н.В. Художественно-эстетическое воспитание до-
Gryaznova Elena Vladimirovna, Kozhevnikova Inna Anatolievna ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION ...
pedagogical sciences
школьников /Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2013. - 192 с.
21. Крылова, Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка / Н.Б. Крылова // Самобытность детства. - М, 2017. - С. 79 - 102.
Статья поступила в редакцию 28.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018