РЕЦЕНЗИИ
УДК 80 (075.8)
Б01: 10.18384/2310-7278-2019-4-137-141
ХРОЛЕНКО А. Т. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОФИЛОЛОГИЮ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. МОСКВА: ФЛИНТА: НАУКА, 2017. 264 С.
Аманжолова К. Б
Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
KHROLENKO A. T. INTRODUCTION TO ECOPHILOLOGY: TRAINING MANUAL. MOSCOW: FLINTA: NAUKA, 2017. 264 P.
C. Amanzholova
Moscow Region State University
24 Very Voloshinoi ul, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation
Учебное пособие известного специалиста по общей филологии, теории языка и лингв офольклористике профессора Курского государственного университета А. Т. Хроленко «Введение в экофилологию» посвящено актуальным вопросам современной науки - проблемам экофилологии .
До выхода в свет учебного пособия «Введение в экофилологию» автор выпустил ряд новых книг, посвящённых современной лингвистике: «Основы лингвокультурологии» (2006), «Теория языка» (2006), «Современные инфор-
© CC BY Аманжолова К Б . , 2019 .
мационные технологии для гуманитария: практическое руководство» (в соавторстве с А В Денисовым, 2007), «Введение в лингвофольклористику» (2010), «Культура филологического труда» (2014), «Введение в филологию» (2015, 2016) . Особенно продуктивно заявленная проблематика обсуждалась в книгах «История филологии» [6] и «Основы современной филологии» [7] В них были обозначены те лингвистические посылы, которые позволили автору выделить из потока научной словесности «языкосберегающую» ин-
формацию и сделать её центром внимания исследователей . Об этом писали и ранее, когда отмечали роль социолектов в языке [4] и обосновывали такую науку, как «лингвистическое оте-чествоведение» [1], призванную обратить внимание учёных на исследование истоков формирования национальной культурно-языковой традиции
Во введении учебного пособия прилагается краткое содержание и структура новой научной и учебной дисциплины «Экологическая филология», ориентированной на сбережение языка и практику оздоровления речи [5, с . 3].
В первой части данной книги рассматриваются периоды становления истории отечественной экофилологии ХУШ-Х1Х вв . Анализируя экофило-логические мысли XVIII века, автор отмечает, что «реформы в важных областях жизни, приобщение к европейской культуре и науке, открытие Московского университета ... сильно повлияли на судьбу русского языка» [5, с. 17].
Рассуждая на тему «Становление отечественной экологической мысли», автор перечисляет работы известных участников общества «Российское собрание» В . К. Тредиаковского и В . Е . Адодурова, которые боролись за чистоту русского письменного слова, за судьбу сбережения языка . Заметим, что роль последнего учёного в истории отечественной филологии до сих пор не оценена по достоинству его научных открытий и интересов, выходивших за стандарты филологического образования того времени Лишь работы последних десятилетий [2] приоткрыли завесу таинственности над этим удивительным учёным,
стоявшим у истоков формирования экофилологической проблематики А . Т. Хроленко выделяет также работы М В Ломоносова, имя которого связано с обогащением родного языка, и А . П . Сумарокова, много сил отдавшего очищению языка в XVIII в . [5, с . 18].
В разделе «Великая культура бережёт свой язык» А Т Хроленко останавливается на развитии экофилологии XIX века и указывает, что движение литературного языка в российском дворянском обществе шло в условиях реальной русско-французской диглоссии При этом он обратил внимание на то, что при возникновении реальной угрозы, двуязычие может смениться доминированием французского языка Это он доказывает на конкретных примерах: дневниках русского поэта Ф . Н . Глинки, записях писателя А . А . Бестужева-Марлинского, публицистике П . Я . Чаадаева. Автор справедливо отмечает, что «Языковая смута» в России первой четверти XIX в . была преодолена гением Пушкина [5, с . 29].
Далее А. Т. Xроленко описывает экофилологическое рассуждение И . В . Гёте о ключевых вопросах жизни языка и проблемы эколингвистики в статье «Немецкий язык», опубликованной в журнале «Об искусстве и древности»; говорит о славянорусском корнеслове А . С . Шишкова; рассуждает о русской культуре и родном языке А . X. Востокова и И . И . Срезневского; отмечает ценность главного труда В . И . Даля «Толковый словарь живого великорусского языка», который указывает средства народного обновления русской литературной речи XIX в . и пути освобождения её от чужеродных заимствований Чтобы ознакомиться
V13V
со значениями «живого великорусского языка» В И Даля для светского и духовного образования, автор предлагает прочитать статью современного филолога О . В . Никитина, в которой даётся такая оценка: «Словарь Даля -это Книга для чтения, которую каждый из нас обязан внести в список умных книг, воспитывающих характер, укрепляющих наш дух, помогающих нам своими ценностными ориентирами и питающих нас чистым и благодатным живым словом» [3, с. 106].
Автор полагает, что история отечественной науки о сбережении родного языка началась в 1962 г., когда в свет вышла книга К . И . Чуковского «Живой как жизнь», ставшая событием тех лет и не утратившая своей актуальности до наших дней А Х Хроленко полагает, что выводы писателя должны стать «постулатами современной экофило-логии» [5, с 60]
Во второй части раскрываются базовые вопросы сбережения культуры речи Автор анализирует язык как основной этнический признак. При этом, считая, что «этническое самосознание основывается прежде всего на родном языке», А Т Хроленко на конкретных примерах показывает, как рождается настоящее чувство родного языка, какими словесными путями оно передавалось из поколения в поколение В И Далем, А А Дельвигом и В . К . Кюхельбекером [5, с . 67].
Одним из важных вопросов, изучаемых в экофилологии, по мнению А Т Хроленко, являются внешние угрозы русскому языку. Под ними автор понимает такие проблемы, как языковая глобализация и иноязычные заимствования в русской речи В этой части рассмотрены также по-
нятие о языковой глобализации и характер её проявления в Германии, Великобритании и России, а также её влияние на развитие современной науки [5, с . 93-102].
Автор называет самой приметной «болезнью» языка иноязычные заимствования Он отмечает их виды и причины [5, с. 114-117].
Предельно актуально звучат мысли А Т Хроленко о ситуации с «юридическим бытом» в разделе «Внутренние беды в русской речи», где автор обоснованно говорит о «засилье канцелярита и оскудении культурной наполненности слова» [5, с . 133-150].
Учёному удалось объединить значительный фактический материал в разделе «Перспективы сбережения языка и практика оздоровления речи» Обсуждая эту тему, А Т Хроленко останавливается на вопросах охранения языка государства и его идеологических институтов Он рассматривает опыт сбережения родного языка во Франции и Исландии, подробно рассказывает о Федеральной программе «Русский язык» на 2016-2020 гг. [5, с. 183]. Делая обзор современной прессы, А Т Хроленко приводит поучительные примеры сбережения языка, говорит о том, как русскоязычные эмигранты первой волны, оказавшиеся за пределами России, сохранили родную речь и сберегли элементы русской культуры [5, с 206] Он пишет: «Как субъект экофилологии, все ключевые вопросы решает яркая разно-стороняя личность, человек с широким кругозором, энциклопедически образованный, при этом гибкий, способный к быстрому генерированию неординарных идей, владеющий речью, языком, способный убеждать с помощью образов» В этой мысли учёного заключена
идея изучения языковой личности как объекта экофилологии . При этом он считает, «что в формировании такой личности особую роль играет филология» [5, с. 212]. Далее автор размышляет о природе гуманитарного знания, рассматривает современные проблемы и истоки затруднений в филологическом образовании [5, с. 213-218].
В заключительной части книги «Языковая личность как объект и субъект экофилологии» учёный анализирует роль конкретных личностей и их речевого поведения Он обратил внимание на таких деятелей науки, как Э . Сепир, Ю . Н . Караулов, А . А . Реформатский [5, с . 231].
Подводя итоги, автор приходит к выводу, что «сверхзадача экофилоло-гии - формировать в обществе убеждение, что любви к родному языку можно и должно целенаправленно учить» [5, с 242]
Достоинством книги является доступное и интересное изложение основных этапов становления экофило-логии как одной из самых актуальных научных дисциплин, имеющих и прикладное знание . А . Т. Xроленко как автор предстаёт перед читателем не просто историком лингвистической мысли, но и самобытным, живым, неравнодушным педагогом, любящим и ценящим родную речь
ЛИТЕРАТУРА
1. Лингвистическое отечествоведение: коллективная монография: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. И. Макарова. Елец: Елецкий государственный университет имени И . А. Бунина, 2001.239 с.
2. Никитин О . В . Василий Евдокимович Адодуров (К 300-летию со дня рождения) // Русский язык в школе . 2009. № 5 . С . 104-109.
3. Никитин О . В . Книга для чтения (К 150-летию Словаря В . И . Даля) // Русская речь. 2016 . № 6 . С 99-106.
4 Ожегов С И О просторечии (к вопросу о языке города) // Вопросы языкознания 2000. № 5 . С 93-110 .
5 . Хроленко А. Т. Введение в экофилологию: учебное пособие . М. : Флинта: Наука, 2017.
264 с
6 . Хроленко А. Т. История филологии: учебное пособие. М . : Флинта: Наука, 2013. 136 с.
7 Хроленко А Т Основы современной филологии: учебное пособие / науч ред О . В. Никитин. М. : Флинта: Наука, 2013. 352 с.
REFERENCES
1. Makarov V. I . , ed. Lingvisticheskoe otechestvovedenie: v 2 t. T. 2 [Linguistic national science: in 2 vols. Vol. 2]. Yelets, Bunin Yelets State University, 2001. 239 p.
2. Nikitin O. V. [Vasily Evdokimovich Adodurov (To 300th anniversary)]. In: Russkii yazyk v shkole [Russian language at school], 2009, no. 5, pp. 104-109.
3. Nikitin O. V. [A book for reading (150 years of Dahl'a Dictionary)]. In: Russkaya rech [Russian Speech], 2016, no. 6 . pp. 99-106.
4. Ozhegov S . I . [On the colloquial speech (to the question about the language of the city)]. In: Voprosy yazykoznaniya [Topics in the study of language], 2000, no. 5, pp. 93-110 .
5 . Khrolenko A . T. Vvedenie v ekofilologiyu [Introduction to ecophilology], Moscow, Flinta, Nauka Publ . , 2017. 264 p .
V14V
6 . Khrolenko A. T. Istoriya filologii [The history of philology], Moscow, Flinta, Nauka Publ. , 2013. 136 p.
7. Khrolenko A. T. Osnovy sovremennoi filologii [The foundations of modern Philology], Moscow, Flinta, Nauka Publ. , 2013. 352 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:
Аманжолова Кульназия Бодиховна - аспирант кафедры истории русского языка и общего языкознания Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Culnazia B. Amanzholova - postgraduate student at the Department of History of Russian and General linguistics, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Аманжолова К. Б . Хроленко А. Т. Введение в экофилологию: учебное пособие. Москва: Флинта: Наука, 2017. 264 с. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019 . № 4. С. 137-141. Б01: 10.18384/2310-7278-2019-4-137-141
FOR CITATION
Amanzholova C. B. Khrolenko A. T. Introduction to ecophilology: training manual. Moscow: Flinta: Nauka, 2017. 264 P. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Russian philology, 2019, no. 4. pp. 137-141. DOI: 10.18384/2310-7278-2019-4-137-141