3. Hoang Tarn Xuyen (chu bien), (1999), Mroi ton giao lan tren the giai, ban dich cua Duang Thu Ai va Phung Thi Hue, Nxb. Chinh tri Quoc gia, Ha Noi.- 642 p.
4. Le Ngoc Canh, To Dong Hai (1995). Nghe thuat bieu dien truyen thong Cham, NXB Van hoa Dan toc, Ha Noi.- 360 p.
УДК 75.041:27
А.А.Квитко
ХРИСТИАНСКИЙ АРХЕТИП БОГОМАТЕРИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ПРИМЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ
СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Статья посвящена особенностям проявления христианского архетипа Богородицы в изобразительном искусстве на материале творчества сибирских художников. Автор определяет сущностные отличия данного образа от универсального архетипа Великой Матери, проводит примеры его визуальных выражений. Выявлены тенденции обращения к иконографическим типам, взаимосвязи с архитектурными мотивами, - сопоставления с такими аспектами универсального архетипа как Мать-Земля и Родина-Мать.
Ключевые слова: христианские образы в изобразительном искусстве Сибири, архетип Богоматери, иконографические типы пьета, умиление, Оранта.
Anna A. Kvitko THE CHRISTIAN ARCHETYPE OF THE VIRGIN MARY IN FINE ARTS: ON THE EXAMPLE OF ARTS SIBERIAN ARTISTS
The article is devoted to the peculiarities of the manifestation of the Christian archetype of the Virgin in the visual arts on the material of the creative work of the Siberian artists. The author determines the essential differences of this image from the universal archetype of the Great Mother, conducts examples of his visual expressions. The tendencies of turning to iconographic types, interrelations with architectural motifs, comparison with such aspects of the universal archetype as Mother Earth and Motherland are revealed.
Key wards: Christian images in the fine arts of Siberia, the archetype of the Mother of God, iconographic types of mourning for Christ, orante.
В христианской картине мира один из самых востребованных архетипов - это образ богородицы Девы Марии, который, в свою очередь, является ипостасью более глобального архетипа Великой Матери. Знаменательно, что Бердяев, в целом, характеризует русскую религиозность как женственную, пассивную, отвергающую активный духовный путь [2, с.5]. Русское православие он характеризует следующим образом: «не столько религия Христа, сколько религия Богородицы, религия матери-земли, женского божества, освещающего плотский быт» [там же].
Несмотря на то, что существует представление о Божественной Троице, фигура Богоматери является не менее почитаемой и важной. При обращении к истокам христианства открывается тот факт, что в иудаистских апокрифических текстах «первое представление о божественной троичности... оформляется как троица «Отца, Сына и Матери». «Дух», следовательно, является женским началом» [5]. Немаловажным является и то, что обожествление Девы Марии происходит далеко не сразу после появления христианства, нарастание ее культа произошло в V в. н.э., что свидетельствует о последующем признании необходимости фигуры определяющей женскую духовность. На сегодняшний день архетип Богородицы востребован как в западном, так и в восточном христианстве. Фигура Богоматери олицетворяет женское духовное начало в христианстве. В религиозной парадигме христианства ее образ восполняет естественную потребность человека в женской сакральной фигуре, в тяге к материнской защите.
Смена мировоззренческих парадигм в истории культуры никак не повлияла на снижение значения этого архетипа в русской культуре. Изменения произошли лишь в том, что архетип ее проявляется в более завуалированной форме в разных областях социокультурного процесса. Нередко историки искусства отмечают связь образа Богоматери с образом церкви. Так, Кн. Е.Трубецкой обратил внимание на симметричность и архитектурность икон, где композиционным центром и остовом является Спаситель или Богоматерь [12]. В современном художественном процессе уход от прямого применения архитектурных приемов не отменяет архитектурного мышления при создании сакральных образов, и Девы Марии в том числе.
Тесная связь образа Богоматери с образом храма прослеживается в работе иркутского художника Сергея Элояна «Покров» (холст, масло, 2004). В работе представлены две сферы - Неба и Земли, каждая из которых обрисована специфическими архитектурными знаками. Земное пространство обозревается сверху и представлено декоративными деревянными домиками, ритмично выстроенными и упорядоченными, с детально прописанными ставнями, деревьями, заборами. Подобную декоративную детализацию и упорядоченность можно трактовать как устройство земного
пространства согласно закону Божьему. Небесное пространство заполняет изображение белого храма, который возвышается над землей, а в его центральной арке изображена Царица Небесная -Богоматерь. Богоматерь расстилает над землей платок, распространяя Божью благодать на земле, и демонстрируя тем самым защищенность Божьего творения. Присутствие антропоморфного образа покровителя - характерная черта и других работ мастера. Богоматерь представлена не в человеческом воплощении, а как существо сверхземного, небесного измерения, царица Земная и Небесная. Фигура ее, выполненная в едином белом цвете, по размеру во много раз больше человеческих домов, возвышается над землей. Безэмоциональный лик, строгая симметричность позы Богородицы сообщают покой и упорядоченность. Она осеняет небесным райским светом землю. Архетип Богоматери здесь сливается с архетипом оси мира, в ее фигуре четко считывается знак креста, который символизирует связь неба и земли.
Иконографию Девы Марии парадоксально обыгрывает красноярский художник Александр Краснов в картине «Младенец на коленях матери» (картон, смешанная техника, 1993). В русле сюрреалистической традиции автор сочетает несочетаемое - тело матери и стул. Женщина является матерью, но она лишена чрева, тело ее заменяет кресло. Замена тела стулом - иносказание о необычном рождении и природе младенца. Само название картины акцентирует внимание «на коленях матери», руки в привычном смысле отсутствуют, есть лишь поддерживающие ручки стула. Женщина обезручена и обездвижена, движения лишены естественности, она смотрит на младенца с лаской и спокойствием, но не является для него надежной опорой, она дает лишь жесткую поддержку. Возможно, причиной данной интерпретации известного образа является напряженная историческая ситуация времени создания картины. Архетип матери тесно связан с понятием Родины. Историческая ситуация в России в 90-е была крайне нестабильна, поэтому трактовка архетипа Богоматери как парализованной, неспособной помочь, поддержать свое дитя вполне закономерна. Образ Богоматери в картине Краснова, безусловно, крайне секуляризирован, и продолжает скорее западную традицию, чем православную. Кроме того, он наделен такими противоречащими характеристиками как ненадежность (опоры для младенца), искаженность, противоестественность, что выражает личные потрясения автора или общее мировосприятие в данный момент истории.
Цветовая трактовка контрастна, даже агрессивна. Красный цвет кресла задает официальный тон, наводит на мысли о чине кардинала, о церковных институтах. Белый воротничок Мадонны парадоксально превращается в накрахмаленный подголовник, и визуально демонстрирует закрытость матери. Лица матери и ребенка мертвенно бледны, ребенок спит мертвым сном. Ощущение мертвенности неслучайно - сама поза младенца напоминает схему пьеты - изображения Богоматери с мертвым Христом на коленях. Зеленый беспредметный фон с прожилками напоминает листья, стебли исходят из плечей матери, что намекает на животворную силу героини, однако их изображение также лишено естественности.
Рисунок 1. АИКраснов «Младенец на коленях матери», 1993. Холст, масло. Источник: «Вечные ценности»: каталог выставки арт-галереи Романовых, 2011
Рисунок 2. К.С. Войнов. «Заполярная мадонна», 2008. Холст, масло. Источник: «Вечные ценности»: каталог выставки арт-галереи Романовых, 2011
Людмила Иванова, обращаясь к религиозной тематике, не следует сюжетному принципу (перед нами не иллюстрации евангельских сюжетов), а создает метафизическую модель вселенной, где христианские архетипические образы представлены в преломлении альтернативных духовных исканий автора.
Богоматерь с младенцем становятся главными персонажами и в картине «Начало Пути» (холст, акрил, лак, 2007), где художница визуализирует свое понимание притчи о пшенице и плевелах. Композиционно Христос находится между двумя сферами бытия - небесами и землей. Дева Мария с младенцем вписаны в некую космическую орбиту, здесь же изображен голубь - традиционный символ Святого Духа. По словам художницы, здесь завуалирована троица, которая включает в себя женскую составляющую в образе Богоматери.
В творчестве Людмилы Ивановой архетип Богоматери самобытно сочетается с архаическим представлением о матери-земле. Так в работах «Начало пути» (холст, акрил, лак, 2007), «Новорожденные. Радость отцов» (холст, акрил, лак, 2015), «Хлеб наш насущный» (холст, акрил, лак, 1998) земля является источником происхождения растений и живых существ, причиной же зарождения различных форм жизни является божественный посыл. Однако тема земли получает и иное развитее в ее творческом наследии, а именно как родной земли и соответствующий ей образ родины-матери, который зачастую художница символически выражает через образы тотемных животных. Так, в произведениях «Народный праздник» и «Медвежий угол» появляется такой персонаж как медведь. В этих картинах художница представляет личное ощущение города Красноярска - того уголка, кусочка земли ставшего для нее родным. Возвращаясь к христианской тематике, заметим, что отношение земного и небесного миров, гармонизация восхождения и нисхождения божественной энергии - одна из основных идей ее творчества. Реализуя ее, она зачастую обращается к неразделимому образу Девы Марии с младенцем, который является соединяющим звеном. Архетип Богоматери также тесно взаимодействует с архетипом мировой оси, где ей отводится посредническая функция под эгидой Бога-Отца и непременно с участием божественного младенца.
Образ Девы Марии у Константина Семеновича Войнова появляется в разных жанрах, что свидетельствует об его особой значимости в мировоззрении художника. В работах «Дороги Палестины» (холст, масло, 2008) и «Первое утро» (холст, масло, 2008) религиозная тематика решается в бытовом ключе. Образ Мадонны появляется в некоторых натюрмортах. В натюрморте с Мадонной Джорджоне обращает на себя внимание тщательная прописанность и любование предметами. Боковой свет направлен на репродукцию картины и разлит во всем пространстве натюрморта. Белоснежная салфетка акцентирует сакральность образа, разделяет и объединяет дальний и ближний планы, возвышенное и обыденное. Все предметы натюрморта выстроены пирамидально, во главе которой образ Мадонны. Ваза с отцветшими одуванчиками, кувшины, бокал, и экстравагантный кофейник расположены по кругу. Букет отцветших одуванчиков как бы напоминает о цикличном законе природы, об умирании и воскресении. Подобная идея о близости момента рождения и смерти и в репродукции выбранной художником для натюрморта, где поза младенца на руках матери напоминает сцену оплакивания Христа. Совокупность предметов здесь обращается в метафору в разговоре о необратимости смерти и веры в спасение.
Наиболее новаторским видится постановка религиозно-философской проблематики в северной серии «Этника Сибири» (2008-2009 годы), где традиционные сюжеты христианского искусства (а имен
но «Рождество», «Благовещение», «Богоматерь с младенцем на руках») находят интереснейшие интерпретации. В картине «Заполярная мадонна» в пространстве северного жилища женщина с ярко выраженными национальными чертами северянки, уже слегка седая, кормит младенца грудью. Художник тщательно передает детали северного быта - младенец в традиционной эвенкийской люльке, женщина в теплой дохе, в чуме присутствует собака - незаменимый помощник в охотничьем деле северных народностей. Платье женщины киноварно-красного цвета задает энергетический импульс изображению. Сияющая кожа героини и младенца оттеняется пушистым мехом шубы, и являются самым светлым пятном в темном, уподобленному пещере, пространству чума. Сцена создает ощущение теплоты за счет коричнево-красно-серой гаммы, ощущению согревания способствует и фактура ворсистой шубы женщины, шерсть собаки. Взгляд женщины обращен к ребенку, она по-житейски сосредоточена на кормлении. Композиционно изображение мадонны с младенцем вписывается в окружность и уподобляется тондо - излюбленной форме художников ренессанса, которая символизирует вечность и непре-кращающееся бытие [13; с. 255]. Этим художественным приемом художник возводит сюжет из профанного в сакральное.
Андрей Николаевич Машанов в работе «Достань мне звездочку» (офорт, 2004) также обращается к архетипическому образу Божественной Матери и Сына. Анатомическая точность и пропорции взрослого человека младенца роднит с иконографией Христа, поза женщины с распростертыми к небу руками схожа с типом изображения Богоматери Оранты, однако традиционный жест заступнической молитвы приобретает прикладное значение - она подкидывает и принимает в объятия младенца.
Определенный смысл образу придает огненный диск, напоминающий одновременно солнце и нимб. Эта метаморфоза не случайна, автор контаминирует языческую религию и христианство. Нимб как знак божественной силы возник в религиозном искусстве задолго до христианства [10; с.10], в нашем случае солнечный ореол символизирует как божественную силу, так и особую значимость, озаренность изображенного события.
Солнечный диск обрамляют языки пламени, сама женщина одета в яркое оранжево-огненное одеяние, через которое видна грудь, живот, чрево, чем акцентируется ее детородная функция. Концентрация сияния солнечного света на фигуре женщины, а также принадлежность огненной стихии, выраженная в одеянии, символизирует творческую силу, уподобляет женщину творцу. Художник изображает женщину, босиком стоящей на травянистом холме, что подчеркивает ее связь с землей. Прямая аналогия женщины со стихией земли позволяет отождествить ее с Матерью-Землей.
В графическом и живописном наследии Варвары Владимировны Бондиной образ Богоматери появляется в нескольких типах сюжетов. Это рождество, покров, портреты семьи художницы, народные шествия и праздники. Плоскостное композиционное распределение фигур, спонтанная анатомия персонажей позволяют определить художественную манеру как наивное искусство. Все сюжеты воспроизводятся с простотой и непосредственностью ребенка. Как живописные работы, так и графические листы заполняет многочисленная живность и растительность - птицы, бабочки, пчелы, звезды, облака, чем художница выражает восторг многообразия жизни и утверждает возможность рая на земле. Образ Богородицы в ее работах становится неотъемлемой частью повседневной жизни, быта семьи, праздников. В листе «Семья художника» (тушь, 2002), многодетные родители представлены на фоне своих картин и икон, среди которых есть икона Елеуса Младенец на руках Варвары силуэтно повторяет младенца Ииссуса, чем художница как бы сообщает, что на святых важно не только полагаться, но и воспринимать как образец в своей жизни.
Обозначенный и проанализорованный круг произведений показал, что архетип Богоматери находит широкое воплощение в творчестве сибирских художников. Визуализация архетипа осуществляется в самых разных стилевых и художественных направлениях. Жанровый диапазон разнообразен, архетип воплощается в портретах, натюрмортах, бытовой и религиозной картине, а также в абстрактных композициях и инсталляциях. Художники обращаются к иконописной традиции, наиболее часто воспроизводят и цитируют иконографические типы «Умиление», «Оранта», «Пьета». Одним из возможных объяснений тому может быть многогранность и емкость этого визуального типа, занявшего незыблемое место в русской культуре. Закономерным на наш взгляд является слияние в некоторых работах христианского архетипа Божьей Матери с другими аспектами архетипа Великой Матери. Христианскому архетипу Богоматери зачастую сопутствуют архетипы Матери-Земли и Родины-Матери. Символическое сопоставление архетипов Богоматери и земли имеет глубокие корни в язычестве. Для язычества характерно благоговейное почитание земли как первоматери. В христианстве душа Богородицы - земной женщины - после смерти и вознесения на небо, обретает
почти божественную природу и становится покровительницей земли и человечества. Оба архетипа объединяют идеи рождения и смерти, и преодоления смерти или иначе - воскресения. Причинами для вкрапления в религиозный контекст архетипа Родины-Матери зачастую является социальная проблематика или политический контекст создания произведения, а также любовь к родной земле.
Посредническая роль Богоматери между небом и землей объясняет тесное взаимодействие с такими архетипическими образами как «Град Земной» и «Град Небесный», а также архетипом мировой оси. В связи с этим можно выделить закономерность: появление образа-символа Девы Марии определяет симметричность композиции относительно центральной оси во многих из рассмотренных произведений. В портретах, натюрмортах, бытовом жанре выявлены гармонизирующие композиционные формы как окружность, овал, крест. Архитектурные мотивы в связи с архетипом Богоматери в одних произведениях воссоздают модель «Града», в других - воспроизводят образ храма как ее обители. Также встречается мотив арки, которая в разных произведениях является прототипом апсиды, пещеры, врат. В целом, взаимодействие антропоморфного архетипа Богоматери с обозначенными пространственными архетипами отвечает идее соборности.
Идейное содержание в творчестве современников также наглядно выражает индивидуальный путь устремленности человеческой души в поиске духовности. Так, в творчестве художниц-женщин прослеживается тенденция биографичности в проживании архетипа, сопоставление собственного материнского опыта со священным образом Богоматери.
Результаты наблюдений позволяют заключить, что данный архетип в полной мере реализуется в современном искусстве Сибири. Актуализация архетипа Богоматери утверждает его как базовый идеал современной культуры, выстраивающего отношения человека и мира.
Литература
1. Андрей Машанов. Графика [Изоматериал]: каталог I авт.-сост. А. Н. Машанов, авт. ст. Л. К. Богомолова.
- Омск, 2004.
2. Бердяев Н. Судьба России.- М., 1990
3. Библия. - Минск: ПСП «Велэд», 1992.
4. Донини А У истоков христианства. - М., 1989.
5. Иванова Л.П. Живопись. Графика [Изоматериал]: каталог. - Красноярск, 2007.
6. Квитко A.A. Архитектурные мотивы как визуализация образа «Града Небесного» в живописи иркутского художника Сергея Элояна II Современные проблемы науки и образования.- 2014. - № 3 [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13165
7. Квитко A.A. Языческое и христианское в творчестве современных сибирских художников (на примере творчества А. Машанова, С. Элояна, В. Сачивко) II Архитектон: Известия вузов. - 2012. № 40 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_4/18
8. Коренные малочисленные народы Севера и Сибири в условиях глобальных трансформаций (на материале Красноярского края) (Indigenous minorities of the North and Siberia under conditions of global transformations (based on the material of the Krasnoyarsk Territory). Часть I.Otb. ред. Копцева Н.П. Издатель «Издательство «Проспект», 2015
9. Овчинников А. Н. Символика христианского искусства I АН. Овчинников. - М., Родник, 1999. С. 10.
10. Сергей Элоян. Живопись. Книжная графика. Художественное проектирование [Изоматериал]: альбом. -Иркутск: Издатель Сапронов, 2008.
11. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках: Этюды по русской иконописи II Трубецкой Е. Н. Смысл жизни I Сост. А. П. Полякова, П. П. Апрышко. М.: Республика, 1994.
12. Фергюсон Д. Христианский символизм. - М., 1998.
13. Шипфлингер. Т. София - Мария. Целостный Образ Творения. - М.: Гнозис Пресс - Скарабей, 1997, с. 392
14. Юнг. К. Г. Архетип и символ. Москва. 1991.
References
1. Andrej Mashanov. Grafika [Izomaterial]: katalog (Graphic arts) / avt.-sost. A N. Mashanov, avt. st. L. K Bogomolova.
- Omsk, 2004.
2. Berdjaev N. Sud'ba Rossii (Fate of Russia).- M., 1990
3. Biblija (Bible). - Minsk: PSP «Veljed», 1992.
4. Donini A. U istokov hristianstva (The origins of Christianity). - M., 1989.
5. Ivanova L.P. Zhivopis'. Grafika [Izomaterial]: catalog (Painting and graphics). - Krasnoyarsk, 2007.
6. Kvitko A.A. Arhitekturnye motivy kak vizualizacija obraza «Grada Nebesnogo» v zhivopisi irkutskogo hudozhnika Sergeja Jelojana (Architectural motives as a visualization of image «heaven castle» in the painting of Sergei Eloyan) / / Sov-remennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. - № 3 [Jelektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13 16S
7. Kvitko A.A. Jazycheskoe i hristianskoe v tvorchestve sovremennyh sibirskih hudozhnikov (na primere tvorchestva A. Mashanova, S. Jelojana, V. Sachivko) (Pagan and Christian in contemporary art of Siberia) // Arhitekton: Izvestija vuzov. -2012. № 40 [Jelektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: http://archvuz.ru/2012_4/18
8. Korennye malochislennye narody Severa i Sibiri v uslovijah global'nyh transformacij (na materiale Krasnojarskogo kraja). Chast' l.Otv. red. Kopceva N.P. Izdatel' «Izdatel'stvo «Prospekt», 2015
9. Ovchinnikov A N. Simvolika hristianskogo iskusstva (iskusstva (Symbolism of Christian Art) / A.N. Ovchinnikov. -M., Rodnik, 1999.
10. Sergej Jelojan. Zhivopis'. Knizhnaja grafika. Hudozhestvennoe proektirovanie [Izomaterial]: al'bom (Painting. Book graphics. Artistic design: album). - Irkutsk: Izdatel' Sapronov, 2008.
11. Trubeckoj E. N. Umozrenie v kraskah: Jetjudy po russkoj ikonopisi (Speculation in colors: Studies on Russian iconography) // Trubeckoj E. N. Smysl zhizni / Sost. A. P. Poljakova, P. P. Apryshko. M.: Respublika, 1994.
12. Fergjuson D. Hristianskij simvolizm (Christian symbolism). - M., 1998.
13. Shipflinger. T.Sofija - Marija. Celostnyj Obraz Tvorenija (Sofia is Maria. Holistic Image of Creation). - M.: Gnozis Press - Skarabej, 1997.
14. Jung. K. G. Arhetip i simvol (Archetype and Symbol). Moscow, 1991.