Научная статья на тему 'Именования Божией матери в идиолекте А. А. Фета'

Именования Божией матери в идиолекте А. А. Фета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
408
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЛЕКСИКА / А. А. ФЕТ / A.A. Fet / religion / religious lexicon

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Косицына Н. О.

Автор проводит анализ лексики, репрезентирующей субкластер «именования Божьей Матери», в разножанровых произведениях А. А. Фета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NAMES OF THE MOTHER OF GOD IN THE IDIOLECT BY A. A. FET

The author analyzes the lexicon, represented the subcluster «The Names of the Mother of God» in the works of different genres by A.A. Fet.

Текст научной работы на тему «Именования Божией матери в идиолекте А. А. Фета»

УДК 801.3

ИМЕНОВАНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИДИОЛЕКТЕ А. А. ФЕТА

© 2010 Н. О. Косицына

соискатель каф. русского языка e-mail: n-a-t-a-s-ja@mail.ru

Курский государственный университет

Автор проводит анализ лексики, репрезентирующей субкластер «именования Божьей Матери», в разножанровых произведениях А. А. Фета.

Ключевые слова: религия, религиозная лексика, А. А. Фет.

Интерес к христианской мифологии находит свое отражение во многих произведениях русской литературы. С помощью библейских образов, несущих символическую нагрузку, художники слова пытаются передать свое мировоззрение, свой взгляд на окружающий мир, осмыслить происходящие в обществе изменения, отразить культуру своего времени. Н. Б. Мечковская отмечает, что художественная литература светского характера «осмысливает те идеи, образы, коллизии, которые представлены в Писании, осознает их как вечные вопросы бытия, требующие постоянного решения-преодоления, и ищет на них свои ответы» [Мечковская 1998].

Отношение к религиозности А. А. Фета в работах многих исследователей его жизни и творчества весьма неоднозначно. Одни ученые убеждены в том, что поэт всю свою жизнь оставался атеистом. Другие же не столь категоричны в выводах и считают А. А. Фета если не глубоко верующим, то и не отрицающим существования Бога и сверхъестественного. В анализируемом корпусе текстов достаточно много стихотворений, раскрывающих религиозную тематику. В них А. А. Фет предстает «как поэт, глубоко укорененный в православной традиции» [Кошемчук 2006: 56]. Лексика религиозной культуры довольно широко представлена в произведениях А. А. Фета всех жанров.

В данной статье мы рассмотрим лексемы, образующие субкластер «именования Божьей Матери» в стихотворных произведениях, прозе, мемуарах и письмах А. А. Фета. Обозначенную группу слов составляют имена Богородицы, также сюда могут быть отнесены названия икон с Её изображением и молитв, обращенных к Ней. В словарях современного русского языка данный кластер представлен ограниченным количеством лексем - именований Божьей Матери: Богоматерь - 'наименование Богородицы (обычно в светских, а не духовных текстах)' [ТСРЯ: 146]; Богородица -'Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа' [ТСРЯ: 146]; Мадонна - 'Богоматерь у католиков' [СТСРЯ: 365].

Однако в «Словаре православной церковной культуры» Г. Н. Скляревской зафиксировано большее число слов обозначенной группы: в православной традиции мать Христа принято именовать Богоматерью, Богородицей, Божией Матерью, Девой Марией, Марией, Пресвятой Богородицей, Пресвятой Девой, Пречистой, Царицей (небесной) [СПЦК].

Матери Иисуса Христа в православной и католической Церкви отводится особое место. В Её честь установлены многие праздники, верующие чтут Её чудотворные иконы. Существует много специальных служб, посвященных Богоматери, а также составлено большое число молитв, в которых христиане обращаются к Ней, просят о заступничестве, славят за благодеяния.

Образ Богородицы среди множества христианских образов, находящих отражение в творчестве А. А. Фета, выделяется прежде всего почтительным отношением, а точнее - преклонением перед ней.

Поэт использует в своих произведениях разные имена Божественной Матери, восходящие к библейскому тексту (Богородица, Владычица Сиона, Дева, Мать, Пречистая, Мадонна и др.). Нередко А. А. Фет употребляет лексемы, именующие Богородицу, в качестве названий своих произведений: «К Сикстинской мадонне», «Мадонна», «Ave Maria» и др.

Личное («мирское») имя Богородицы - Мария: С улыбкою к Марии наклонённой (I, Мадонна, с. 110); Озарен Марии лик... (I, «Ночь тиха. По тверди зыбкой...», с. 334).

Наиболее частотным в ряду других именований Богородицы является Божия Матерь. В СПЦК отмечается, что это сочетание чаще всего используется в молитвах, названиях икон и церквей [СПЦК: 46]. Данная особенность находит свое отражение и в идиолекте А. А. Фета: во всех случаях рассматриваемое сочетание относится к Её изображениям на иконах и полотнах великих художников.

А. А. Фет в своих воспоминаниях рассказывает о чудесном приобретении Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» - одной из наиболее почитаемых икон Русской Церкви, обретенной в XIII веке во время величайших бедствий, причиненных полчищами Батыя. На месте явления иконы был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, который впоследствии стали именовать Коренной пустынью: Пустынь, по преданию, получила свое название от явления образа Знамения Божией Матери на корне срубленного дерева (III, Мои воспоминания, с. 248). Кроме того, писатель отмечает чудотворные свойства данного образа: Здесь поблизости в монастыре чудотворная икона Божьей Матери (III, Ранние годы моей жизни, с. 220). Свое исцеление после молитвы перед этой иконой получили многие верующие люди, в том числе преподобный Серафим Саровский.

Чувство восхищения, восторга вызывает у А. А. Фета копия полотна знаменитого живописца Рафаэля, изображающего Святое семейство, которая находилась в доме его родителей. Мать даже учила его «молиться на этот образ»: Не менее восторга возбуждала во мне живопись, высшим образцом которой являлась на мои глаза действительно прекрасная масляная копия Святого Семейства, изображающая Божию Матерь на кресле с младенцем на руках, младенцем Иоанном Крестителем по левую и Св. Иосифом по правую сторону (III, Ранние годы моей жизни, с. 43).

Картина, на которой изображена Богородица, в понимании А. А. Фета святая: Как много ты с святого полотна Мне шлёшь, мой Бог, с пречистою Мадонной! (I, Мадонна, с. 110).

Кроме того, в стихотворных текстах А. А. Фет передает свои впечатления от работы Рафаэля «Сикстинская мадонна». В иконографии Богородицу традиционно изображают в одеждах двух цветов: красном мафории с тремя золотыми звездами, означающем Её материнство, и синей тунике, символизирующей непорочность. Рафаэль не отступает от канонов. В стихотворении А. А. Фета нет описания конкретного одеяния Богоматери, лишь отмечается, что Она облачена в «смиренные и легкие одежды» (I, Мадонна, с. 110). На картине Дева Мария, держащая на руках младенца, легко ступает по облакам: У ног ее земля под облаками, На воздухе нетленные покровы (II, К Сикстинской мадонне, с. 184). Также на полотне Рафаэль изобразил Святого Сикста, охваченного благоговением и восторгом при виде Богородицы, и Святую Варвару, выражающую смирение и покорность. Святые встречают Марию и Иисуса, преклонив колени: И, преклонясь, с Варварою готовы Молиться ей мы на коленях сами Или, как Сикст, блаженными очами Встречать

того, кто рабства сверг оковы (II, К Сикстинской мадонне, с. 184). В глубине картины смутно угадываются лики ангелов, при первом взгляде кажущиеся облаками: Как ангелов, младенцев окрыленных, Узришь и нас, о дева! не смущенных (II, К Сикстинской мадонне, с. 184).

Соединение фигур Богоматери и Христа передает «одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса» [Языкова]: И это лоно матери, и в нём Младенца с ясным, радостным челом, С улыбкою к Марии наклонённой - О! как душа стихает вся до дна! (I, Мадонна, с. 110).

Как отмечалось выше, католики именуют Богородицу Мадонной. Однако нередко так называют живописное или скульптурное изображение Богоматери, что находит свое отражение и в произведениях А. А. Фета: Что же сказать о людях, и по природе и по условиям воспитания окончательно лишенных чувства гармонии, а между тем избравших профессией ломать и коверкать художественные произведения и затем удивляться, что от Мадонны, перед которой набожно склонялся мир, в руках у них остались жалкие клочки старого холста? (IV, Два письма о значении древних языков, с. 283); Они даже в течение тысячелетий не сумели разобрать, что такое реально в искусстве и что идеально. Но что идеальней мадонны дрезденской или милосской? (V, Письмо А. А. Фета Л. Н. Толстому от 12 апреля 1877 г., с. 239-240).

Католическая и православная церкви признали Божью Мать не только Богородицей (родившей Сына Божьего), но также Приснодевой (оставшейся девственной после рождения Сына). Идее непорочного зачатия подчинено использование А. А. Фетом определений чистая и пречистая ('обладающая особой чистотой'), а также именование Матери Христа Девой и Пречистой: Чистая Дева, скорбящего Мать (I, Ave Maria, с. 174); Как много ты с святого полотна Мне шлёшь, мой Бог, с пречистою Мадонной! (I, Мадонна, с. 110); Опять помолюся Пречистой С невольно-горячей слезою (I, «Опять я затеплю лампаду», с. 174).

Богоматерь предстает в произведениях А. А. Фета ясной, просветленной и озаренной: Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик... (I, «Ночь тиха. По тверди зыбкой...», с. 334).

Очи матери смотрят на божественного младенца с улыбкой: Очи матери с улыбкой В ясли тихие глядят (I, «Ночь тиха. По тверди зыбкой.», с. 334); а также -нежным взором: Сколько раз мне казалось, что Божия Матерь тем же нежным взором смотрит на меня, как и на своего божественного младенца, и я проливал сладкие слезы умиления... (III, Ранние годы моей жизни, с. 43). Кроме того, у Марии взор святой: С тех пор, как Санцио передо мной Изобразил склоняющую вежды, И этот лик, и этот взор святой (I, Мадонна, с. 110).

Руки Богородицы, качающие младенца, чистые, как и Она сама: Вот сын ее, -он тайна Иеговы, - Лелеем девы чистыми руками (II, К Сикстинской мадонне, с. 184). Свои святые руки Богоматерь простирает каждому просящему о помощи: Так дай же сил, простри святые руки (I, «Владычица Сиона, пред тобою.», с. 109).

В образе Богоматери, во всем, что Её символизирует, проявляется «соединение Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания» [Языкова]. Отражается это и в назывании Её Матерью-Девой (мать в данном случае является олицетворением земного и плотского, дева - чистоты, покорности и божественности): Он указал мне На Матерь-Деву Страдальца Голгофы... (I, Мой Ангел, с. 348).

Также в произведениях А. А. Фета Богородица именуется Владычицей Сиона: Владычица Сиона, пред тобою Во мгле моя лампада зажжена (I, «Владычица Сиона, пред тобою.», с. 109). Сион в данном контексте понимается как царство Божие на земле и на небе.

Кроме того, в одном из стихотворных текстов А. А. Фет употребляет название католической молитвы («Славься, Мария»), обращенной к Богоматери, переданное графическими средствами латинского языка: Ave Maria: Ave Maria - лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха (I, Ave Maria, с. 174). В православной традиции молитве «Ave Maria» соответствует «Песнь Пресвятой Богородицы». Герои стихотворений А. А. Фета читают Богородицу, то есть молитвы, посвященные Ей: Не спеши же класть поклоны, Богородицу читать (I, Ворот, с. 104).

Герои произведений могут просить Богоматерь явиться в снах: Неба Царица! не в блеске лучей, В тихом предстань сновидении ей! (I, Ave Maria, с. 174). Иногда сам ангел-хранитель показывает Деву Марию в окружении 12 апостолов - учеников Христа: Он указал мне На Матерь-Деву Страдальца Голгофы - и подле Двенадцать престолов во славе (I, Мой Ангел, с. 348). Перед Рафаэлем Богоматерь предстает Царицей небесной: Такой тебе, Рафаэль, вестник бога, Тебе и нам явил твой сон чудесный Царицу жен - царицею небесной (II, К Сикстинской мадонне, с. 184).

Молитвы, обращенные к Богородице, вызывают слезы, иногда невольно-горячие: Опять помолюся Пречистой С невольно-горячей слезою (I, «Опять я затеплю лампаду», с. 174). Кроме того, слезы умиления может вызвать и сам образ Божьей Матери: Сколько раз мне казалось, что Божия Матерь тем же нежным взором смотрит на меня, как и на своего божественного младенца, и я проливал сладкие слезы умиления ... (III, Ранние годы моей жизни, с. 43).

С образом Богородицы связан мотив тишины. Во время молитвенного обращения к Ней все спит кругом и тишиною полна душа: Владычица Сиона, пред тобою Во мгле моя лампада зажже на. Всё спит кругом - душа моя полна Молитвою и сладкой тишиною (I, «Владычица Сиона, пред тобою...», с. 109). В момент рождения младенца Иисуса ночь тиха, а очи матери смотрят в тихие ясли: Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат; Очи матери с улыбкой В ясли тихие глядят (I, «Ночь тиха. По тверди зыбкой.», с. 334).

Поэт отмечает, что перед ликом Девы Марии угасает любая тревога: Как ангелов, младенцев окрыленных, Узришь и нас, о дева! не смущенных: Здесь угасает пред тобой тревога (II, К Сикстинской мадонне, с. 184).

Богородица несет с собой в мир земной благодать, проникающую в душу каждого человека: Чистая Дева, скорбящего Мать, Душу проникла Твоя благодать (I, Ave Maria, с. 174).

Перед образом Богоматери герои стихотворений Фета зажигают лампаду (предмет религиозного обихода): Владычица Сиона, пред тобою Во мгле моя лампада зажжена (I, «Владычица Сиона, пред тобою.», с. 109); Ave Maria - лампада тиха (I, «Ave Maria - лампада тиха.», с. 174).

Итак, в произведениях А.А. Фета в качестве именований Матери Христа используются разнообразные лексемы: Богородица, Владычица Сиона, Дева, Мать, Пречистая, Мадонна, Мария, Ave Maria, Матерь-Дева, Божия Матерь, Царица жен, Царица неба, Царица небесная. Одни из них называют непосредственно Матерь Божью, другие - ее изображения. Именования Богоматери представлены в разножанровых произведениях (письмах, критических статьях и др.), однако их абсолютное большинство приходится на стихотворения. Молитвы, молитвенные обращения к Богородице, являющиеся неотъемлемым элементом религиозной жизни каждого верующего человека, также находят свое отражение в произведениях А. А. Фета.

Библиографический список

Кошемчук Т. А. Поэт - пророк и собеседник Муз: (о проблеме творчества в русской поэзии и православном миропонимании) // Христианство и русская литература. Сб. 5-ый. СПб.: Наука, 2006. С. 3-129.

МечковскаяН. Б. Язык и религия. М.: ФАИР, 1998. 352 с.

СПЦК - Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры. СПб.: Наука, 2000. 278 с.

СТСРЯ - Современный толковый словарь русского языка / авт.-сост. А. Н. Чемохоненко. Мн.: Харвест, 2007. 784 с.

ТСРЯ - Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2006. 1136 с.

Фет А. А. Собр. соч. и писем. Стихотворения и поэмы 1839-1863 гг.. СПб.: Академический проект, 2002. 552 с. (I)

Фет А. А. Вечерние огни. М.: Наука, 1971. 799 с. (II) Фет А. А. Воспоминания. М.: Правда, 1983. 496 с. (III)

Фет А. А. Соч. и письма: в 20 т.. СПб.: Фолио-Пресс, 2006. Т. 3. Повести и рассказы. Критические статьи. 518 с. (IV)

Фет А. А. Соч.: в 2 т.. М.: Худож. лит., 1982. Т. 2. Проза. 461 с. (V) Языкова И. К. Богословие иконы [Электронный ресурс] / URL: www.lib.eparhia-sarstov.ru/books/28ya/yazikova/icon/contents.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.