УДК 801.3
ИМЕНОВАНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИДИОЛЕКТЕ А. А. ФЕТА
© 2010 Н. О. Косицына
соискатель каф. русского языка e-mail: n-a-t-a-s-ja@mail.ru
Курский государственный университет
Автор проводит анализ лексики, репрезентирующей субкластер «именования Божьей Матери», в разножанровых произведениях А. А. Фета.
Ключевые слова: религия, религиозная лексика, А. А. Фет.
Интерес к христианской мифологии находит свое отражение во многих произведениях русской литературы. С помощью библейских образов, несущих символическую нагрузку, художники слова пытаются передать свое мировоззрение, свой взгляд на окружающий мир, осмыслить происходящие в обществе изменения, отразить культуру своего времени. Н. Б. Мечковская отмечает, что художественная литература светского характера «осмысливает те идеи, образы, коллизии, которые представлены в Писании, осознает их как вечные вопросы бытия, требующие постоянного решения-преодоления, и ищет на них свои ответы» [Мечковская 1998].
Отношение к религиозности А. А. Фета в работах многих исследователей его жизни и творчества весьма неоднозначно. Одни ученые убеждены в том, что поэт всю свою жизнь оставался атеистом. Другие же не столь категоричны в выводах и считают А. А. Фета если не глубоко верующим, то и не отрицающим существования Бога и сверхъестественного. В анализируемом корпусе текстов достаточно много стихотворений, раскрывающих религиозную тематику. В них А. А. Фет предстает «как поэт, глубоко укорененный в православной традиции» [Кошемчук 2006: 56]. Лексика религиозной культуры довольно широко представлена в произведениях А. А. Фета всех жанров.
В данной статье мы рассмотрим лексемы, образующие субкластер «именования Божьей Матери» в стихотворных произведениях, прозе, мемуарах и письмах А. А. Фета. Обозначенную группу слов составляют имена Богородицы, также сюда могут быть отнесены названия икон с Её изображением и молитв, обращенных к Ней. В словарях современного русского языка данный кластер представлен ограниченным количеством лексем - именований Божьей Матери: Богоматерь - 'наименование Богородицы (обычно в светских, а не духовных текстах)' [ТСРЯ: 146]; Богородица -'Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа' [ТСРЯ: 146]; Мадонна - 'Богоматерь у католиков' [СТСРЯ: 365].
Однако в «Словаре православной церковной культуры» Г. Н. Скляревской зафиксировано большее число слов обозначенной группы: в православной традиции мать Христа принято именовать Богоматерью, Богородицей, Божией Матерью, Девой Марией, Марией, Пресвятой Богородицей, Пресвятой Девой, Пречистой, Царицей (небесной) [СПЦК].
Матери Иисуса Христа в православной и католической Церкви отводится особое место. В Её честь установлены многие праздники, верующие чтут Её чудотворные иконы. Существует много специальных служб, посвященных Богоматери, а также составлено большое число молитв, в которых христиане обращаются к Ней, просят о заступничестве, славят за благодеяния.
Образ Богородицы среди множества христианских образов, находящих отражение в творчестве А. А. Фета, выделяется прежде всего почтительным отношением, а точнее - преклонением перед ней.
Поэт использует в своих произведениях разные имена Божественной Матери, восходящие к библейскому тексту (Богородица, Владычица Сиона, Дева, Мать, Пречистая, Мадонна и др.). Нередко А. А. Фет употребляет лексемы, именующие Богородицу, в качестве названий своих произведений: «К Сикстинской мадонне», «Мадонна», «Ave Maria» и др.
Личное («мирское») имя Богородицы - Мария: С улыбкою к Марии наклонённой (I, Мадонна, с. 110); Озарен Марии лик... (I, «Ночь тиха. По тверди зыбкой...», с. 334).
Наиболее частотным в ряду других именований Богородицы является Божия Матерь. В СПЦК отмечается, что это сочетание чаще всего используется в молитвах, названиях икон и церквей [СПЦК: 46]. Данная особенность находит свое отражение и в идиолекте А. А. Фета: во всех случаях рассматриваемое сочетание относится к Её изображениям на иконах и полотнах великих художников.
А. А. Фет в своих воспоминаниях рассказывает о чудесном приобретении Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» - одной из наиболее почитаемых икон Русской Церкви, обретенной в XIII веке во время величайших бедствий, причиненных полчищами Батыя. На месте явления иконы был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, который впоследствии стали именовать Коренной пустынью: Пустынь, по преданию, получила свое название от явления образа Знамения Божией Матери на корне срубленного дерева (III, Мои воспоминания, с. 248). Кроме того, писатель отмечает чудотворные свойства данного образа: Здесь поблизости в монастыре чудотворная икона Божьей Матери (III, Ранние годы моей жизни, с. 220). Свое исцеление после молитвы перед этой иконой получили многие верующие люди, в том числе преподобный Серафим Саровский.
Чувство восхищения, восторга вызывает у А. А. Фета копия полотна знаменитого живописца Рафаэля, изображающего Святое семейство, которая находилась в доме его родителей. Мать даже учила его «молиться на этот образ»: Не менее восторга возбуждала во мне живопись, высшим образцом которой являлась на мои глаза действительно прекрасная масляная копия Святого Семейства, изображающая Божию Матерь на кресле с младенцем на руках, младенцем Иоанном Крестителем по левую и Св. Иосифом по правую сторону (III, Ранние годы моей жизни, с. 43).
Картина, на которой изображена Богородица, в понимании А. А. Фета святая: Как много ты с святого полотна Мне шлёшь, мой Бог, с пречистою Мадонной! (I, Мадонна, с. 110).
Кроме того, в стихотворных текстах А. А. Фет передает свои впечатления от работы Рафаэля «Сикстинская мадонна». В иконографии Богородицу традиционно изображают в одеждах двух цветов: красном мафории с тремя золотыми звездами, означающем Её материнство, и синей тунике, символизирующей непорочность. Рафаэль не отступает от канонов. В стихотворении А. А. Фета нет описания конкретного одеяния Богоматери, лишь отмечается, что Она облачена в «смиренные и легкие одежды» (I, Мадонна, с. 110). На картине Дева Мария, держащая на руках младенца, легко ступает по облакам: У ног ее земля под облаками, На воздухе нетленные покровы (II, К Сикстинской мадонне, с. 184). Также на полотне Рафаэль изобразил Святого Сикста, охваченного благоговением и восторгом при виде Богородицы, и Святую Варвару, выражающую смирение и покорность. Святые встречают Марию и Иисуса, преклонив колени: И, преклонясь, с Варварою готовы Молиться ей мы на коленях сами Или, как Сикст, блаженными очами Встречать
того, кто рабства сверг оковы (II, К Сикстинской мадонне, с. 184). В глубине картины смутно угадываются лики ангелов, при первом взгляде кажущиеся облаками: Как ангелов, младенцев окрыленных, Узришь и нас, о дева! не смущенных (II, К Сикстинской мадонне, с. 184).
Соединение фигур Богоматери и Христа передает «одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса» [Языкова]: И это лоно матери, и в нём Младенца с ясным, радостным челом, С улыбкою к Марии наклонённой - О! как душа стихает вся до дна! (I, Мадонна, с. 110).
Как отмечалось выше, католики именуют Богородицу Мадонной. Однако нередко так называют живописное или скульптурное изображение Богоматери, что находит свое отражение и в произведениях А. А. Фета: Что же сказать о людях, и по природе и по условиям воспитания окончательно лишенных чувства гармонии, а между тем избравших профессией ломать и коверкать художественные произведения и затем удивляться, что от Мадонны, перед которой набожно склонялся мир, в руках у них остались жалкие клочки старого холста? (IV, Два письма о значении древних языков, с. 283); Они даже в течение тысячелетий не сумели разобрать, что такое реально в искусстве и что идеально. Но что идеальней мадонны дрезденской или милосской? (V, Письмо А. А. Фета Л. Н. Толстому от 12 апреля 1877 г., с. 239-240).
Католическая и православная церкви признали Божью Мать не только Богородицей (родившей Сына Божьего), но также Приснодевой (оставшейся девственной после рождения Сына). Идее непорочного зачатия подчинено использование А. А. Фетом определений чистая и пречистая ('обладающая особой чистотой'), а также именование Матери Христа Девой и Пречистой: Чистая Дева, скорбящего Мать (I, Ave Maria, с. 174); Как много ты с святого полотна Мне шлёшь, мой Бог, с пречистою Мадонной! (I, Мадонна, с. 110); Опять помолюся Пречистой С невольно-горячей слезою (I, «Опять я затеплю лампаду», с. 174).
Богоматерь предстает в произведениях А. А. Фета ясной, просветленной и озаренной: Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик... (I, «Ночь тиха. По тверди зыбкой...», с. 334).
Очи матери смотрят на божественного младенца с улыбкой: Очи матери с улыбкой В ясли тихие глядят (I, «Ночь тиха. По тверди зыбкой.», с. 334); а также -нежным взором: Сколько раз мне казалось, что Божия Матерь тем же нежным взором смотрит на меня, как и на своего божественного младенца, и я проливал сладкие слезы умиления... (III, Ранние годы моей жизни, с. 43). Кроме того, у Марии взор святой: С тех пор, как Санцио передо мной Изобразил склоняющую вежды, И этот лик, и этот взор святой (I, Мадонна, с. 110).
Руки Богородицы, качающие младенца, чистые, как и Она сама: Вот сын ее, -он тайна Иеговы, - Лелеем девы чистыми руками (II, К Сикстинской мадонне, с. 184). Свои святые руки Богоматерь простирает каждому просящему о помощи: Так дай же сил, простри святые руки (I, «Владычица Сиона, пред тобою.», с. 109).
В образе Богоматери, во всем, что Её символизирует, проявляется «соединение Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания» [Языкова]. Отражается это и в назывании Её Матерью-Девой (мать в данном случае является олицетворением земного и плотского, дева - чистоты, покорности и божественности): Он указал мне На Матерь-Деву Страдальца Голгофы... (I, Мой Ангел, с. 348).
Также в произведениях А. А. Фета Богородица именуется Владычицей Сиона: Владычица Сиона, пред тобою Во мгле моя лампада зажжена (I, «Владычица Сиона, пред тобою.», с. 109). Сион в данном контексте понимается как царство Божие на земле и на небе.
Кроме того, в одном из стихотворных текстов А. А. Фет употребляет название католической молитвы («Славься, Мария»), обращенной к Богоматери, переданное графическими средствами латинского языка: Ave Maria: Ave Maria - лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха (I, Ave Maria, с. 174). В православной традиции молитве «Ave Maria» соответствует «Песнь Пресвятой Богородицы». Герои стихотворений А. А. Фета читают Богородицу, то есть молитвы, посвященные Ей: Не спеши же класть поклоны, Богородицу читать (I, Ворот, с. 104).
Герои произведений могут просить Богоматерь явиться в снах: Неба Царица! не в блеске лучей, В тихом предстань сновидении ей! (I, Ave Maria, с. 174). Иногда сам ангел-хранитель показывает Деву Марию в окружении 12 апостолов - учеников Христа: Он указал мне На Матерь-Деву Страдальца Голгофы - и подле Двенадцать престолов во славе (I, Мой Ангел, с. 348). Перед Рафаэлем Богоматерь предстает Царицей небесной: Такой тебе, Рафаэль, вестник бога, Тебе и нам явил твой сон чудесный Царицу жен - царицею небесной (II, К Сикстинской мадонне, с. 184).
Молитвы, обращенные к Богородице, вызывают слезы, иногда невольно-горячие: Опять помолюся Пречистой С невольно-горячей слезою (I, «Опять я затеплю лампаду», с. 174). Кроме того, слезы умиления может вызвать и сам образ Божьей Матери: Сколько раз мне казалось, что Божия Матерь тем же нежным взором смотрит на меня, как и на своего божественного младенца, и я проливал сладкие слезы умиления ... (III, Ранние годы моей жизни, с. 43).
С образом Богородицы связан мотив тишины. Во время молитвенного обращения к Ней все спит кругом и тишиною полна душа: Владычица Сиона, пред тобою Во мгле моя лампада зажже на. Всё спит кругом - душа моя полна Молитвою и сладкой тишиною (I, «Владычица Сиона, пред тобою...», с. 109). В момент рождения младенца Иисуса ночь тиха, а очи матери смотрят в тихие ясли: Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат; Очи матери с улыбкой В ясли тихие глядят (I, «Ночь тиха. По тверди зыбкой.», с. 334).
Поэт отмечает, что перед ликом Девы Марии угасает любая тревога: Как ангелов, младенцев окрыленных, Узришь и нас, о дева! не смущенных: Здесь угасает пред тобой тревога (II, К Сикстинской мадонне, с. 184).
Богородица несет с собой в мир земной благодать, проникающую в душу каждого человека: Чистая Дева, скорбящего Мать, Душу проникла Твоя благодать (I, Ave Maria, с. 174).
Перед образом Богоматери герои стихотворений Фета зажигают лампаду (предмет религиозного обихода): Владычица Сиона, пред тобою Во мгле моя лампада зажжена (I, «Владычица Сиона, пред тобою.», с. 109); Ave Maria - лампада тиха (I, «Ave Maria - лампада тиха.», с. 174).
Итак, в произведениях А.А. Фета в качестве именований Матери Христа используются разнообразные лексемы: Богородица, Владычица Сиона, Дева, Мать, Пречистая, Мадонна, Мария, Ave Maria, Матерь-Дева, Божия Матерь, Царица жен, Царица неба, Царица небесная. Одни из них называют непосредственно Матерь Божью, другие - ее изображения. Именования Богоматери представлены в разножанровых произведениях (письмах, критических статьях и др.), однако их абсолютное большинство приходится на стихотворения. Молитвы, молитвенные обращения к Богородице, являющиеся неотъемлемым элементом религиозной жизни каждого верующего человека, также находят свое отражение в произведениях А. А. Фета.
Библиографический список
Кошемчук Т. А. Поэт - пророк и собеседник Муз: (о проблеме творчества в русской поэзии и православном миропонимании) // Христианство и русская литература. Сб. 5-ый. СПб.: Наука, 2006. С. 3-129.
МечковскаяН. Б. Язык и религия. М.: ФАИР, 1998. 352 с.
СПЦК - Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры. СПб.: Наука, 2000. 278 с.
СТСРЯ - Современный толковый словарь русского языка / авт.-сост. А. Н. Чемохоненко. Мн.: Харвест, 2007. 784 с.
ТСРЯ - Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2006. 1136 с.
Фет А. А. Собр. соч. и писем. Стихотворения и поэмы 1839-1863 гг.. СПб.: Академический проект, 2002. 552 с. (I)
Фет А. А. Вечерние огни. М.: Наука, 1971. 799 с. (II) Фет А. А. Воспоминания. М.: Правда, 1983. 496 с. (III)
Фет А. А. Соч. и письма: в 20 т.. СПб.: Фолио-Пресс, 2006. Т. 3. Повести и рассказы. Критические статьи. 518 с. (IV)
Фет А. А. Соч.: в 2 т.. М.: Худож. лит., 1982. Т. 2. Проза. 461 с. (V) Языкова И. К. Богословие иконы [Электронный ресурс] / URL: www.lib.eparhia-sarstov.ru/books/28ya/yazikova/icon/contents.html