УДК 371 (075:32)
ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЗАЦИЯ КАК СУЩНОСТНАЯ ОСНОВА
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
© 2015 И. Т. Пашенцева
канд. пед. наук, доцент e-mail: _ p201446@yandex. ru
Курский государственный университет
Рассматривается разница в представлениях о структуре личности восточного и западного богословия, которые определяют разницу в методах познания. Метод психологических аналогий дан как приложимый к познанию Бога и богословия. Дан путь единомыслия с Божеством, который открывается нам через логос, слово, где Церковь утверждает догмат Единосущной Троицы. Троица представлена как совершенно личностная и совершенно природная, как единственное обоснование всякой реальности и всякой мысли. Уровни развития личности представлены тремя святыми ипостасными свойствами: нерожденностью, рождением и исхождением. Дается сравнение плотиновской Троицы и по Григорию Богослову. Св. Троица, пребывающая в своей несообщаемой сущности, - это не причинное присутствие и не присутствие сущностное, ибо сообщность по самому своему определению несообщаема.
Ключевые слова: образование, христианская антропология, догматы восточного и западного богословия, лица Пресвятой Троицы, категории соотношения, метод психологических аналогий, личность и индивид, слово, воля.
Нельзя понять и сформировать аспект профессионализма в личности, если не учитывать догматического учения, лежащего в основе всякой христианской антропологии. Разница этого процесса на Западе и на Востоке объясняется не причинами этнического и культурного порядка, а различием догматов. Но нельзя забывать, что наряду с различиями есть и то общее, что объединяет нас. Разрыв между Восточной и Западной церквями произошел только в середине XI века все, что ему предшествует, является общим и неразделенным сокровищем. Вопрос, который разделяет Восток и Запад, - это исхождение Святого Духа. Восточная Церковь обвиняла западное богословие в том, что оно смешивало аспект внешнего действенного проявления в мире, в котором Дух Святой как единосущное Лицо, посланное в мир Отцом и Сыном, являет Сына, с аспектом внутреннего бытия Пресвятой Троицы в себе самой, где совершенное Лицо Духа Святого нисходит от одного Отца и не имеет никакого родственного отношения к Сыну. По учению Максима Исповедника, исхождение Святого Духа от Отца не тождественно рождению Сына от того же Отца. Являемый через Сына и вместе с Сыном, Святой Дух существует как Божественное лицо, от Отца исходящее. Невозможно помыслить о Сыне, не будучи просвещенным Духом святым. Св. Дух проявляется после Сына и с Сыном, а бытие имеет от Отца. Сын, который Собою и вместе с Собою дает познавать Духа, исходящего от Отца, только Он сияет от нерожденного Света, как единственный Сын. Это Его собственный признак, который отличает Его от Отца и от Святого Духа и обозначает Его как личность. А Бог Отец имеет тот преимущественный признак Своей Ипостаси, что только Он есть Отец и не происходит ни из какого начала, именно поэтому признаку Он
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
признается как Личность.
Православная церковь называется обычно Восточной и считает себя церковью Вселенской. Она не ограничена сферой определенной культуры. Восток в сфере культуры многообразнее Запада. Богословие и мистика не противопоставляются, они поддерживают и дополняют друг друга. В противоположность гносису, где познание само по себе является целью гностика, христианское богословие всегда только средство, только некая совокупность знания, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание. Это есть соединение с Богом, или обожение (по Плотину); человек выходит из самого себя, и он полностью принадлежит непознаваемому. Церковь неустанно заботится, обеспечивая возможность достижения полноты мистического соединения с Богом. Путь богопознания есть, непременно, и путь обожения. Апофатизм есть некий критерий, верный признак умопостроения, соответствующий истине. «Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать Богом». Путь единомыслия с Божеством открывается нам через логос, слово, где Церковь утверждает догмат Единосущной Троицы. Если воплотившееся слово не той же сущности, что Отец, если оно не истинный Бог, то наше обожение невозможно. Истинная природа человека во всей ее полноте была взята на себя Словом, поскольку наша природа во всей своей целостности должна войти в единение с Богом. Соединение с Богом осуществляется непрестанным бодрствованием, так как целостность внутреннего человека - это единение сердца и ума.
Возможность двух богословских путей - это путь положительный и путь отрицания, путь, утверждающий катафотическое, или положительное, богословие и апофатическое, или отрицательное. Истинная природа апофатизма - это признак всей богословской традиции Восточной церкви. Отрицательное богословие есть путь к мистическому соединению с Богом, природа которого остается для нас непознаваемой, за пределами всего. Но бытийная сфера, даже на самых высоких своих ступенях, обязательно множественна и не имеет абсолютной простоты Единого. Для святого Василия Великого не только сущность Божественная, но и сущности тварные не могут быть выражены понятиями. Созерцая предметы мы анализируем их свойства, что и позволяет нам образовывать понятия. Однако анализ никогда не может исчерпать самого содержания объектов нашего восприятия. Всегда остается некий иррациональный «остаток», который от этого анализа ускользает и понятиями выражен быть не может. Это непознаваемая основа вещей то, что составляет их истинную, неопределенную сущность.
Отличие догматов в том, что, в противовес западному богословию, учение Восточной церкви никогда не определяет отношений между лицами Пресвятой Троицы названием каких-либо ее атрибутов. Никогда не скажут, что Сын происходит по образу разума, а Дух Святой по образу воли. Святой Максим Исповедник отказался прилагать к Святой Троице определения психологического порядка. Рассматривать соотносимость иначе значило бы подчинять Троицу одной из категорий аристотелевской логики, категории соотношения. Воспринятая апофатически, эта связанность отличает различие, но не указывает, каким именно образом. Соотношение мы находим в тринитарном психологизме Бл. Августина; это скорее образная аналогия, чем положительное богословское учение, выражающее соотношение Божественных лиц [Лосский 2003: 171] Бл. Августин стремится составить понятие о Боге, исходя из нашей сообразности Богу, пытается открыть в нем то, что мы сами находим в своей душе, сотворенной по Его образу. Это метод психологических аналогий, приложимый к познанию Бога, к богословию. Это метод богословский, примененный к науке о человеке, в христианской антропологии. Св. Фома Аквинский говорит, что название «лица» означает отношение, то
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.
№ 4 (36)
Пашенцева И. Т. Христианская антропологизация как сущностная основа информационно-образовательных технологий формирования личности
есть отношение внутрисущностное, которое ее, сущность, разнообразит. Определение Троицы в учении Восточной церкви и ее отношение к вере как объекту может быть преодолено в процессе познания психологического знания в категориях по изучению психологии управления учебным процессом.
Христианская мысль и христианская жизнь связаны, прежде всего, с человечеством воплотившегося Слова, что для Запада является якорем спасения. По мысли русского богослова Павла Флоренского, для того чтобы человеческая мысль обрела абсолютную устойчивость, нет для нее другого выхода, как принять антиномию. Троица - это единственное обоснование всякой реальности, всякой мысли. Богословие Восточной церкви различает в Боге три Ипостаси, происходящие личностно, природу или сущность, энергии, происходящие природно. Энергия неотделима от природы, природа неотделима от трех лиц. Св. Троица пребывает в своей несообщаемой сущности. Святая Троица - это не причинное присутствие как Божественная вездесущность в творении. Это также и не присутствие сущностное, ибо сообщность по самому своему определению несообщаема. Отношения между личностью и природой в разных культурах разные. Латинская философия сначала рассматривает природу в себе, а затем доходит до ее носителей. Философия греческая рассматривает сначала носителей и проникает затем в них, чтобы найти природу. Латинянин рассматривает лицо как модус природы, грек рассматривает природу как содержание лица. Лица существуют именно потому, что они обладают природой. Они получают природу от Отца. Божественная природа есть как бы некое море сущности, неопределенное и бесконечно простирающееся за пределы всякого понятия о времени и о природе. Непознаваемость не означает агностицизма или отказа от Богопознания. Это познание всегда идет путем, основная цель которого - не знание, но единение. По словам Григория Паламы, великого византийского богослова XVI века: «пресущественная природа Божия не может быть ни выражена словом, ни охвачена мыслью или зрением, будучи носима непостижимыми силами небесных духов, непознаваема и неизреченна для всех и навсегда».
Апофатизм, свойственный богомыслию Восточной церкви, не тождественен безличностной мистике, опыту абсолютной Божественной внебытийности, в которой исчезает как человеческая личность, так и Божественное лицо. «Совершенное Бытие -абсолютная его необходимость», абсолютная его неизменяемость. Троица - это бесконечный предел, Она не есть какая-то природа или сущность, это также и не лицо, это нечто, одновременно превышающее всякое понятие природы и личности. Святой Григорий Богослов, которого часто называют «певцом Пресвятой Троицы», Троицы, которая с превознесенного престола изливает на всех общее и неизреченное сияние, говорит, что идея необходимости неприложима к троице, ибо Она, за пределами антиномии необходимого и случайного. Она совершенно личностная и совершенно природная, в ней свобода и необходимость едины. Как сотворенный по образу и подобию Бога, человек является существом личностным. Он личность, которая не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу.
Мы не всегда отдаем себе отчет, в том, что мы не знаем личности, человеческой ипостаси в истинном ее выражении, свободном от всякой примеси [Лосский 2003: 203]. Под «личностью», «личным» обозначается скорее индивид, индивидуальное. Личность и индивид почти синонимы, но они, в известном смысле, имеют противоположное значение. Личность означает то, что отлично от ее природы. Человек, определяемый своей природой, действующий в силу своих природных свойств, наименее «личен». Понятие личности
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
предполагает свободу по отношению к природе, личность свободна от своей природы, она своей природой не определяется. Личность «другого» предстанет образом Божиим тому, кто сумеет отрешиться от своей индивидуальной ограниченности для того, чтобы вновь обрести общую природу и, тем самым, собственную личность. Природа есть содержание личности, личность есть существование природы. Но, отказываясь от своего содержания, свободно отдавая его, переставая существовать для самой себя, личность полностью выражает себя в единой природе всех. Признавая и желая по своей несовершенной природе, личность практически слепа и бессильна, она больше не умеет выбирать и слишком часто уступает побуждениям природы. Совершенство же первозданной природы выражалось в способности приобщаться к Богу, все более и более прилепляться к полноте Божества, которая должна была преобразить всю тварную природу.
Единосущность трех лиц выражается термином «омусион» - таинственное тождество монады и триады и одновременность тождества единой природы и различения трех Ипостасей. Термин «омусион» встречается у Плотина, плотиновская троица состоит из трех единосущных ипостасей: Единое, Ум и Душа Мира. Их единосущность не поднимается до Троичности антиномий христианского догмата: она представляется нам как бы нисходящей иерархией и проявляется в непрерывной эманации ипостасей, которые, переходя одна в другую, одна в другой отражаются. Потребовались нечеловеческие усилия таких отцов Церкви, как святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и многие другие, чтобы очистить понятия, свойственные эллинскому образу мысли, разрушить их непроницаемые перегородки, вводя в них начала христианского апофатизма, преобразовывающего рационалистическое умствование в созерцании Пресвятой Троицы. Тайна Троичности выражается терминами «усия» и «ипостась». Термин «усия» часто использовался Аристотелем, определившим его в 5-й главе своих «Категорий». Первые «усии» обозначают «индивидуальные существования», существующий индивид, вторые «усии» обозначают «сущности» в реалистическом смысле этого термина. Термин «ипостась» обозначал, что действительно существует, существование. Святой Иоанн Дамаскин в своей «Диалектике» дает следующее определение концептуального значения терминов: «Субстанция - усия есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом. Субстанция есть то, что само по себе является ипостасным и не имеет своего бытия в другом. То есть то, что существует не через другое и не в другом, имеет свое бытие и не нуждается в другом для своего существования, существует само по себе, и в чем акциденция получает свое бытие». Термин «ипостась» перешел на Запад, сообщая понятию личности его конкретное значение, а термин «лицо» был принят и должным образом истолкован на Востоке. Характерные черты Ипостасей: «быть нерожденным, рождаться и исходить» - дают наименования: первое - Отцу, второе - Сыну, третье - Святому Духу. В образе мыслей восточных отцов богословское понятие ипостаси означает скорее не индивид, а личность в современном понимании этого слова. «Личное» может восприниматься в жизни только непосредственной интуицией или же каким-нибудь произведением искусства: когда мы говорим: это Моцарт или это Рембрант,то это личность, которой нигде не найти эквивалентов.
Нерождаемость, рождение и исхождение - только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три святые Ипостаси, нераздельностью различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси. «Образ рождения и образ исхождения для нас непостижим, по Иоанну Дамаскину». Сын и Святой Дух различаются модусом своего происхождения: Сын от Отца рождается, Святой Дух от Отца исходит.
По святому Григорию, в созерцании святой Троицы единица приходит в движение
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.
№ 4 (36)
Пашенцева И. Т. Христианская антропологизация как сущностная основа информационно-образовательных технологий формирования личности
от своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо она первая преодолевает состав двоицы. Первое было бы бесславным, а второе противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе - эллинства и многобожия. Тайна числа три в том, что Божество не единично и не множественно. Совершенство превыше множественности, коренящейся в двоичности (диады гностиков и дуализм платоников), и находит свое выражение в Троичности. Святой Григорий Богослов говорит: два - число разделяющее, три - число, превосходящее разделение: единое и множественное оказываются собранными и
вписанными в троицу. Созерцание этого абсолютного совершенства, этой Божественной полноты, какой является Пресвятая Троица, - Бог Лицо, но не замкнутая в себе личность, сама мысль о которой лишь «бледная ее тень» и та возносит душу человека над изменчивым и замутненным бытием, сообщая ей устойчивость среди страстей, ясное бесстрастие, которое и есть начало обожения. Ибо, тварь изменчивая по своей природе, должна по благодати достигнуть состояния вечной успокоенности, приобщившейся бесконечной жизни в свете Пресвятой Троицы. Григорий Богослов говорит: «... естество Трех, единое - Бог, Единое же - Отец, из которого другие и которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним и неразделимые между собой ни временем, ни хотением, ни могуществом. Когда мы рассматриваем в Боге Первопричину, единоначалие ... мы видим Единицу. Но когда мы рассматриваем тех, в ком Божество или, вернее, тех, которые сами Божество, лица, которые происходят из Первопричины ... то есть Ипостаси Сына и Духа, -тогда мы поклоняемся Трем.
Слово и Дух суть два луча Солнца, или, по слову святого Григория Богослова, «вернее, два новых Солнца». В своем проявлении Отца неразлучные, как два лица, происходящие от того же Отца, неизреченно различные. В учении о святой Троице, восточные отцы всегда защищали неизреченное, апофатическое исхождение Святого Духа и Отца как единого изводителя лиц, против учения более рационального, которое превращает Отца и Сына в общее начало Святого Духа, ставили общее над личностным.
У восточных отцов понятие о Троице более конкретное, более личностное. Проявление в акте сотворения или в промысле миссия во времени Сына и Духа Святого, относится к области «экономии» или «домостроительства», эта «Троица домостроительная». Домостроительное проявление Святой Троицы в мире, когда каждая энергия исходит от Отца и сообщается через Сына в Духе Святом. Отец все творит Сыном в Духе Святом. «Отец творит Словом в Духе Святом, говорит св. Афанасий, - где слово, там и дух. И творение Отцом, через Слово от Духа имеет силу бытия». Домостроительное проявление Святой Троицы: Отец, действующий через Сына в Духе Святом. Три лица являются причинами тварного бытия различным, хотя и единым образом. По учению Максима Исповедника, движение, изменение, свойственное тварному, которое само произошло от изменения, производит время, форму бытия чувственного. Есть вневременная форма тварного существования, свойственная бытию сверхчувственному. Эон - это неподвижное время, тогда как «время - это эон, измеряемый движением». «Из рассматриваемого в теле ничто само по себе не есть тело; ни наружный вид и цвет, тяжесть и протяжение и количество и всякое иное видимое качество, и напротив того, каждое из них есть понятие: взаимное же их стечение и соединение между собою (sundromh ) делается телом» (цит. по: [Лосский 2003]). Личность Духа Святого остается неявленной, он не имеет своего образа в другом.
Рассматривая природу вещей тварных, пытаясь проникнуть в смысл их существования, мы приходим к познанию Логоса, причинного «Начала», но одновременно
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
и «конца» всего существующего. Все было сотворено Логосом, который представляется Божественным сосредоточением, откуда исходят творческие лучи. К сосредоточению устремляются тварные существа как к своей конечной цели. Воля - это не природа, а состояние. Познание предполагает некое расположение к предмету. Различают три воли: воля Божия, воля совершенная и спасительная, воля человеческая, воля извне. Ум, вместо того чтобы отражать в себе Бога, как опрокинутое зеркало принимает в себя образ бесформенной материи, и это потрясает первоначальное иерархическое строение человеческого существа [Лосский 2003: 209]. Укоренение в воле становится
«противоблагодатью». В мире появляется новый полюс, противоположный образу Божию, реальный благодаря воле.
Библиографический список
Лосский В.И. Боговидение / пер. с фр. В.А. Решетниковой; сост. и вступ. ст. А С. Филоненко. М.: АСТ, 2003.-759с.
Пашенцева И.Т. Психология управления: социально-гуманитарный подход в системе образования (методологический подход): учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений: в 3 кн. Курск: ЮМЭКС, 2012. 310 с.
Франк С. Предмет знания. Душа человека. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. 992 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)