Научная статья на тему 'Храм Божий и церковные службы'

Храм Божий и церковные службы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
205
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Храм Божий и церковные службы»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Николай Антонов

Храм Божий и церковные службы

Опубликовано: Христианское чтение. 1993. № 8. С. 71-90

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Прот. Н. АНТОНОВ

ХРАМ БОЖИЙ И ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ* Порядок и изъяснение Божественной Литургии

бщее содержание Литургийных молитв священника.

Вследствие важного значения тайных молитв священника — приведем их теперь в системе и вспомним содержащиеся в них главнейшие прошения к Богу: 1) в молитве «Предложения» (после совершения проскомидии) содержится прошение к Господу благословить предложение сие, принять его в пренебесный жертвенник и помянуть принесших и за кого принесены приношения; 2) в молитве 1 антифона (во время великой эктении) содержится обращение — призреть на молящихся и на Святой Храм; 3) в молитве 2 антифона (во время 1 малой эктении) — «освятить любящих благолепие дома Божия»; 4) в молитве 3 антлфона (во время 2 малой эктении) — исполнить к (Полезному прощению молящихся; 5) в молитве входа (во время малого входа с Евангелием) — «сотворить со входом вход Святых ангелов Божих»; 6) в молитве «Трисвятого» (во время пения тропарей, пред возгласом «Яко свят еси, Боже наш» и «Господи, спаси благочестивыя») — принять от уст наших трисвятую песнь и простить всякое согрешение; 7) в молитве пред Евангелием — открыть мысленные наши очи, т. е. ум к уразумлению Евангельской проповеди и вложить благоговение (страх) к Евангельским заповедям; 8) в молитве «Прилежного моления» (во время сугубной эктении) — ниспослать «щедроты на священнослужителей и на всех людей своих»; 9) в заупокойной молитве (во время заупокойной эктении) —испрашивается прощение согрешений усопшим; 10) в молитве об оглашенных (во время эктении об оглашенных) —о соединении их Святой Соборной и Апостольской Церквей; 11) в молитве о вер-

* Продолжение. Начало см.: Журнал «Христианское чтение», № 7, 1992, с. 101—132. (Прим. редакции).

ных первой (во время эктении об удалении оглашенных) — о со-делании священ« ос луж,ите л ей достойными приносить бескровную жертву за предстоящих людей; 12) в молитве о верных второй — (во время сокращенной-великой эктении)—о неповинном и неосужденном предстоянии у Св. жертвенника; 13) в молитве великого входа (во время Херувимской песни) об очищении души и сердца священнослужителя для достойного совершения С©.:'Евхаристии; 14) в молитве «Приношения» (во вр-емя 1 просительной эктении)—о приготовлении молящихся к присутствованию при освящении; 15) в молитве Евхаристической исчисляются благодеяния Божии, воспоминается Тайная вечеря и испрашивается Св. Дух; 16) в молитве за живых и умерших (во время пения «Достойно есть, яко воистину») —содержится ходатайство за них; 17) в молитве во время 2 просительной эктении — о достойном причащении; 18) в молитве перед возгласом «Святая Святым»-* о достойном преподании Св. Даров; 19) в молитве пред причастием («Верую, Господи, и исповедую») — испрашивается достойное причащение; 20) в молитве благодарственной содержится благодарение за причащение; 21) эаамвонная молитва представляет сокращение всех эктений и изложенных прошений.

Литургия Св. Василия Великого. Изложенная Литургия носит название Св. Иоанна Златоуста, который был Архиепископом Константинопольским, отличался святой жизнью, пламенным красноречием и умер в 407 г. Кроме этой Литургии, совершается еще другая Литуршя — Св. Василия Великого, который жил ранее Св. Иоанна Златоуста и был архиепископом Кесарии мало-азийской и умер в 379 г. Литургия Св. Василия Великого в греческих и русских церквах совершается десять раз в году, а именно: в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья, в Четверг и Субботу Страстной седмицы, 1 января (день памяти Василия Великого), накануне праздников Рождеетва и Крещения, или в самые праздники, если они случаются в понедельник или воскресенье. Порядок, содержание и действие Литургии Василия Великого такие же, как и Литургии Св. Иоанна Златоуста; но есть некоторые отличия, а именно: 1) молитва Евхаристическая, за живых и умерших длиннее, чем на Литургии Зла-

■роуста1, а потому и песнопения, которые поются в это время, имеют, более протяжный напев; 2) перед возгласами во 2 части молитвы Евхаристической «приим.ите, ядите...» и «пийте от нея вси»,., священник произносит вслух еще слова: «даде святым Своим ученикам и апостолом, рек»; 3) вместо «Достойно есть, яко воистину»... поется молитва: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь»2; 4) на отпусте вместо имени Св. Иоанна Златоуста поминается имя Св. Василия Великого.

Литургия на Архиерейском служенют. Литургия на Архиерейском служении состоит также из трех частей, но отличается большею торжественностью и продолжительностью. При входе епископа в храм, его торжественно встречает все служащее духовенство' с крестом и кадильницею. Надевши архиерейскую мантию И взявши посох, епископ направляется на солею для поклонения св. иконам. Один из священнослуж'ителей дает епископу крест для лобызания. Певчие поют: «Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу»...3 Поклонившись святым иконам и обернувшись лицом- к народу на солее, с жезлом в руке, епископ первый раз благословляет народ Архиерейским благословением. В торжественной радости при виде пастыря, начальника и руководителя, певчие от лица всего народа поют по-гречески молитву: «Тон деспотии кэ архиереа 'имон, Кирие, филатте, ис полла эти деспота»; — это значит: «Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многие лета». Впоследствии часто раздается за Литургией это приветствие или полностью, или поется только последняя фраза: «Ис полла эти деспота».

С солеи епископ идет на середину храма и становится на ра-все приготовленном ему амвоне. Затем епископ снимает мантию и остается в простой одежде, чтобы напомнить Спасителя, Которой в начале Своей земной ж'изни являлся в смирении, простоте и уничижении. После этого начинается облачение епископа в архиерейские одежды, во время которого полагается петь молитву в честь Богородицы («Свыше пророцы тя предвозвестиша») или Догматик, или другую соответствующую дню молитву. Обыкновенно, же певчие поют: «Да возрадуется душа твоя, о Господе, бодече бо тя в ризу спасения, и одеждою веселия одея тя: яко

жениху возложи ти венец, и яко невесту украси тя красотою»; а протодиакон читает другие молитвы, относящиеся к облачению. По облачении епископ берет в'руки два ручных подсвечника — Дикирий и Трикирий, протодиакон с солеи произносит Евангельские слова, напоминающие об Архиерейском долге: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят твои добрая дела и прославят Отца Нашего, иже есть на небесах, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». (Мф. V, 16). Епискол благословляет народ на все четыре стороны, на,род кланяется, а певчие поют: «Тон деспотии»...

Затем начинается чтение часов, за которыми епископ сидит и встает только при чтении «Аллилуиа», «Трисвятого», «Отче наш» и «Честнейшую херувим». Обычный возглас во время часов «Молитвами Св. Отец наших»... произносится так: «Молитвами Св. владыки нашего, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Священник и чтец стоят посредине церкви-

Во время часов выносится из алтаря рукоумывальник и полотенце, и архиерей умывает себе руки. Прислуживает ему обыкновенное лицо, рукополагаемое в священнический или диаконский сан, или посвящаемый в церковную должность «чтеца», для выражения покорности священнослужителей и церковнослужителей епископскому сану. Во время чтения часов диаконы совершают каждение всем иконам. К концу часов все священнослужители выходят из алтаря боковыми и северными дверями. Моление пред Литургией совершает епископ. Старейший из священников идет в алтарь и открывает Царские врата, начиная Литургию обычным возгласом. Далее следуют великая эктения и антифоны. Епископ стоит, окруженный сонмом священнослужителей. Сам епископ напоминает Спасителя, а священники Апостолов. Ко времени пения: «Единородный Сыне» все священнослужители уходят боковыми дверями в алтарь, епископ остается один среди храма. Затем совершается «малый вход». Весь сонм священнослужителей снова выходит из алтаря на средину храма с Евангелием, свечами, дикирием, трикирием и рипидами. После лобызания епископом Евангелия все священнослужители медленно удаляются Царскими вратами в алтарь с пением величественным напевом: «Приидите

поклонимся и припадем ко Христу»... Епископ, войдя в алтарь и облобызавши престол, производит каждение алтаря, иконостаса и народа. Во время каждения из алтаря слышится, словно ангельское, пение трех детских голосов «Ис полла эти деспота». (Мальчики, поющие в алтаре эти слова, называются обыкновенно «исполлатчиками»). Далее следует пение тропарей и кондаков, причем после обычного возгласа диакона: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны» — протодиаконом делается молитвенное возглашение с пожеланиями многолетия Св. Синоду, Епископу, Военачальникам, Градоначальникам и Христолюбивому воинству. После этих выкличек —священнослужители поют кондак дня и епископ делает первый свой возглас: «Яко Свят еси, Боже наш» и начинается пение «Св. Боже». Трисвятое поется 6,5 раз: попеременно поют сначала священнослужители в алтаре, затем певчие на клиросе и исполлатчики на середине храма. Перед пением «Святый Боже» исполлатчиками Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа — «духовный ветроград» (сад Божий) обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди «и», его же насади десница Твоя». Далее Литургия следует обычным порядком (чтение Апостола и Евангелия4), сугубая эктения, др. эктении до Великого входа. За Великим входом обычное поминовение гражданского и духовного начальства, делаемое священником и диаконом, повторяемое Архиереем.

Дальнейшей особенностью является еще то, что после молитвы за живых и умерших, после слов «И всех, и вся», протодиакон возглашает велегласно великую похвалу, поминая в отдельности Государя, Царствующий Дом, служащего Епископа, «приносящего Святые Дары Сия Господеви Богу нашему». Певчие величественным напевом отвечают: «И о всех, и за вся». Царские врата за Архиерейским служением бывают открыты до пения «причастна-го». Это делается в знак того, что Сын Божий, живя среди людей, был виден ими, и небо, означаемое алтарем, было отверсто для земнородных. Дальнейший порядок Литургии обыкновенный.

Во время архиерейского служения совершается иногда рукоположение в священнический и диаконский сан, составляющее Таинство Священства.

После Литургии епископ обыкновенно благословляет поочередно народ.

Литургия на Архиерейском служении, при всей своей сложности по сравнению с обыкновенной, сохранила много следов исторической древности и помогает наглядному уяснению вопроса об историческом развитии Литургии.

Время появления составных частей Литургии или историческое развитие ее. Когда говорится, что наша Литургия составлена Св. Василием Великим или Св. Иоанном Златоустом, то невольно думается, что все молитвы и песнопения, входящие в состав Литургии, написаны этими церковными писателями или, по крайней мере, ими включены в состав Литургии. На самом деле это не так. Одни молитвы появились раньше Св. Василия Великого и Иоанна Златоуста («Псалмы» и «Отче наш»), а другие молитвы появились после смерти их и в различные сроки включались в состав Литургии. Так, например, из молитв, произносимых и пое-мых вслух, молитва «Единородный Сыне» была составлена в 535 г.5; «Святый Боже» — в 4396; «Херувимская песнь» — около 573 г.7; «Символ Веры» в конце V (488 г.) или в начале VI (510 г.) века8; «Достойно есть яко воистину» — в 980 г.9; «Да исполнятся уста наша» — в 620 г.; молитва за Государя — в 1881 г.10; Блаженны (стихи и тропари) включены около XV в.; заам<вонная молитва — в X—XI в. «Господи, Спаси благочестивыя» также после IV в.11

Что же касается второго разряда молитв, произносимых священником тайно, то относительно их появления существует следующее мнение. Молитвы начального «входа» и «облачения», проскомидийная о принятии Св. Даров, молитва «Малаго входа», молитва Трисвятого, молитва «Великого входа» и заамвонная появились значительно позже Святого И. Златоуста. Да и самая проскомидия, в современном виде сложилась окончательно в XII в., сначала занимая положение между Литургией оглашенных и Литургией верных, а затем уже предшествуя Литургии оглашенных12.

Отсюда ученые делают следующий вывод, если принять во внимание сочинения Св. Иоанна Златоуста, где он неоднократно делает указания на Литургию своего времени и затем исключить составные части Литургии, которые появились после Иоанна Златоуста и Василия Великого, то вид Литургии, совершавшейся при них в главных частях получится таков. Первым действием, после приветствия предстоятеля молящимся словами: «мир всем», было пение псалмов, затем чтение Священного Писания Ветхого и Нового Завета (Евангелие читалось посредине Церкви) и поучение; затем эктения и молитвы об оглашенных; молитва о верных; проскомидия в самостоятельном отделении храма (теперь проскомидия совершается перед Литургией оглашенных); эктения о предложенных Честных Дарах, внушение мира и любви; лобызание; напоминание о закрытии дверей; Евхаристическая молитва — (читалась вся вслух); освящение Даров; молитва поминовения живых и умерших; эктения об Освященных Дарах, Отче маш; возношение Св. Даров и «Святая Святым»; Причащение; благодарение за Причащение.

Нарисовавши так Литургию IV в., времени Св. Иоанна Златоуста, ученые стараются определить время появления и остальных частей Литургии, чтобы выяснить вопрос, из каких частей состояла Литургия при Апостолах, как она росла и развивалась и в чем обнаружилась литургическая деятельность Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Проповедуя всюду об Иисусе Христе и христианской вере, Апостолы научали новых христиан и совершению Литургии. Из тех главных городов, где проповедовали Апостолы, порядок, содержание и образ совершения Литургии переходил и в меньшие окрестные города, села и местности.

В чем же состояла первая Литургия времен Апостольских?

На основании некоторых указаний Священного Писания (I Кор. XI; 18—34; Иуды — 12, ст.; 1 Кор. XIV —26; Ефес. V, 19; Кол. III, 16; Деян. 11, 42), ученые склоняются к выводу, что при жизни Св. Апостолов Евхаристическая служба была воспроизведением Тайной Вечери Иисуса Христа, т. е. древне-христианская Литургия была «вечерей» в собственном смысле. Она соверша-

лась вечером в воскресные дни и начиналась братским общением и вкушением христианами обыкновенной пищи. После таких трапез братолюбия, по-гречески называвшихся «агапами», происходило моление и освящение избранных хлеба и чаши, которые и служили веществом для Св. Причащения в воспоминании об Иисусе Христе. Однако помимо благодарственных к Богу псалмов и молитв благословенных, молитв над хлебом и чашею, которые составляли необходимую составную часть как еврейских праздничных вечерь, как Тайной Вечери Иисуса Христа, так и древне-христианских агап, в состав Евхаристического богослужения уже в Апостольское время входило чтение св. Писания, пение Ветхозаветных гимнов, поучение и молитва совершителя богослужения или предстоятеля13. Предстоятели произносили молитвы, руководствуясь вдохновением и чувствами своего сердца- Выбор чтений и песнопений и распорядок их между собой зависел от воли тех же предстоятелей или Св. Апостолов, или поставленных ими священных лиц. Передача и ознакомление с Литургией делались Апостолами не письменно, а происходило устным образом. Преемники Апостолов также пользовались свободой при произнесении молитв. Поэтому долгое время при совершении Литургии в отдельных областях и даже городах Церкви Христовой наблюдались некоторые особенности, смотря по тому, из какого главного города и от которого Апостола получила свое начало Литургия14. Но ввиду замечавшегося несходства в совершении Литургии, уже в Апостольский век было стремление придать ей однообразный вид.

После Апостольского периода в составе Апостольской Литургии происходят некоторые изменения: одни части выпускаются, а взамен их появляются другие. Так, прекращаются агапы или трапезы братолюбия.

В первое время агапы предшествовали самому таинству Причащения. Однако соединение агап с Евхаристией сопровождалось иногда непорядками, вследствие чего среди христиан все более и более укоренялось благочестивое желание не вкушать пищи до принятия Св. Причащения. Поэтому с течением времени, по старому мнению одной группы ученых, уже около 65 г. после Рож-

дества Христова и несомненно уже к концу I века агапы постепенно выходят из употребления и если еще совершаются, то совершаются после Причащения, а не перед ним, как то было раньше15. По новому мнению другой группы ученых агапы продержались в некоторых местах (всего дольше в церквах африканских: абиссинских и карфагенских) даже до IV в., но постепенно утрачивая таинственное значение Евхаристической вечери с причащением Св. Тайн, и по присоединении своего богослужебного содержания в одних местах к Утрени, а в других к Вечерни явились в новом виде — в виде благотворительных трапез, устраиваемых по окончании богослужения, то из добровольных пожертвований богатыми в пользу бедных, то из начатков злаков, плодов и овощей, приносимых в пользу клира и уделяемых им на пропитание бедных, то в присутствии духовенства, то под руководством только почетных мирян. Но когда бы ни прекратились агапы, в начале II века, по мере того, как появлялись священные книги Нового Завета, за Литургией стало читаться и Священное Писание Нового Завета (Ветхий Завет читался раньше). Тогда же появились молитвы за «новопросвещенных» и другие, в которых, по мнению ученых, находятся черты наших эктений. Кроме того, в описании Литургии II века (находящемся в сочинении Св. муч. Иустина) находится указание, что верующие уже тогда приносили предстоятелю хлеб, чашу с водою и вином, и в этом принесении ученые усматривают момент, соответствующий современной проскомидии. В III—IV в. появился ряд новых молитв над различными классами тогдашней Церкви, например, «за оглашенных», «за бесноватых», «за кающихся». Следовательно, современная Литургия оглашенных определялась во II в.16 Молитвы за оглашенных и кающихся были длинны и читались вслух, оттого Литургия удлинялась. Поэтому выдающиеся церковные деятели IV в., снизойдя к человеческой немощи и желая придать дальнейшее единство в совершении Литургии, занялись сокращением Литургии и приданием ей письменного изложения. В числе таких деятелей были: Св. Василий Великий, Иоанн Златоуст —на Востоке, а на Западе—Амвросий Медиоланский, папа Лев Великий, папа Геласий, Григорий Великий; в Сирии и Армении — Св. Григорий. Эти св.

Отцы действительно и составили Литургию в письменном изложении, каждый своего имени и для подчиненных церквей своей церковной области.

Деятельность Св. Василия Великого и Иоанна Златоуста состояла в сокращении литургийных молитв, которые дошли от предшествующих времен и в письменном изложении их.

В частности о Св. Иоанне Златоусте теперь установлено, что он составил или сократил следующие молитвы из числа читаемых священником тайно: молитву об оглашенных, две молитвы о верных пред Великим входом, молитва по перенесении Св. Даров с жертвенника на престол, Евхаристическую молитву за живых и умерших, молитву приготовления верующих к причащению (во время 2 просительной эктении), после «Отче наш», пред возношением Св. Даров и после причащения.

Что же касается формы Литургии, которую сократил Василий Великий, то прежде думали, что этою Литургией была, так называемая палестинская Литургия, Литургия Апостола Иакова. Теперь предполагают, что это была Литургия антиохийская, называемая Климентовой Литургией, и находящаяся в древне-христианском сочинении под заглавием «Сборник Апостольских постановлений»17. Подробно сему и о Св. Иоанне Златоусте существуют два мнения. По одному (старому) —он сократил Литургию Василия Великого; по другому (вновь возникающему) — Св. Златоуст мог самостоятельно, независимо от Василия Великого, сократить молитвы (по преимуществу Евхаристические и за живых и умерших) какой-либо антиохийско-малоазийской Литургии, например, той же Климентовой. При этом обращается внимание на то, что и по сокращении литургийные молитвы при Св. Василии и Иоанне Златоусте продолжали читаться вслух, и только впоследствии они стали читаться священнослужителями тайно.

С течением времени ученые озаботились разысканием и сличением между собой различных письменных памятников, свидетельствующих о совершении Литургии в различные века ее существования и в различных местах ее совершения (в районах Палестинском, Александрийском, Антиохийском, Римском, Константинопольском и Сирийском) и в первоначальном зерне принадле-

жащих, так сказать, первым составителям (Апостолам: Иакову, Марку, Фаддею, Петру и др.). Путем такого сравнения возможно установить, какие же молитвы и какие моменты Литургии сохранились неизменными и постоянными во все времена существования Божественной Литургии. Таким моментом является Евхаристическая молитва, содержащая в себе ту же хвалу Богу и те Божественные Слова, которые произнесены были впервые Господом нашим Иисусом Христом на Тайной Вечери: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Существенные мысли и слова Евхаристической молитвы являются «сердцевиною», около которой появились наслоения других молитв и песнопений Литургии18.

Дни, в которые не совершается Литургия. Литургия есть особо торжественная служба; между тем есть дни, в которые чувства скорби и печали должны быть особенно свойственны верующим. Поэтому существует несколько дней, в которые положено не совершать Литургии, а именно: 1) в среду и пятницу Сырной недели, т. е. на масленице; 2) по понедельникам, вторникам и четвергам на неделях Великого Поста (Св. Четыредесятницы); 3) в Страстную Пятницу. Если же в перечисленные дни приходится храмовой или двунадесятый праздник (по срокам приходится иногда или Сретение, или Благовещение), то Литургия должна быть совершена.

Понятие об «обеднице» или изобразительных. Иногда Литургия не совершается даже в те дни, когда ее возможно совершать, например, когда священник уже совершил Литургию, но его просят прихожане совершить Литургию вторично; или когда в той или другой местности не бывает Церкви, а только часовня без Престола и Антиминса. В таких случаях существует обычай совершать для молящихся особую службу, носящую название «обедницы». В состав «обедницы» входят многие молитвы из полной Литургии, за исключением Евхаристических молитв. Порядок «обедницы» такой: возглас священника и диакона; великая экте-ния; изобразительные псалмы 102 и 145; «Единородный Сыне»; заповеди блаженства; прокимен, чтение Апостола и Евангелия; сугубая эктения и эктения за усопших; Символ веры; просительная эктения; Отче наш; пение тропарей и кондаков дневных;

б —Зак. 10

81

«буди имя Господне» и обычный отпуст. Так как в состав «обед-ницы» входят псалмы изобразительные, то «обедница» называется иначе последованием изобразительных. Под этим именем и с некоторыми дополнениями «изобразительные» составляют необходимую принадлежность Великопостного богослужения.

Понятие о часах. «Часами» называются службы, освящающие определенные моменты дня, которые ознаменованы были важными в истории Церкви событиями, и которые, совпадая с ветхозаветными богослужебными дневными часами (1, 3, б и 9), дали повод уже первым христианам во главе с Апостолами молиться в храме Иерусалимском или дома в эти именно часы (Деян. II, 3, 15; X, 9; Ш, I). Так как ветхозаветное богослужение и в частности молитвы, освящающие дневные часы, состояли главным образом в чтении и пении псалмов, то и христианские часы вначале содержали псалмы. В каждом часе содержится по три псалма. Позднее, в состав часов вошли и христианские молитвы, которыми прославлялась память дневного Святого, или события из земной жизни Иисуса Христа, или же прославлялась наша усердная Заступница, Матерь Божия. Поэтому на каждом часе читается молитва к Богородице, называемая «Богородичным», а также молитва, располагающая к молитвенному обращению к Долготерпеливому и Многомилостивому Господу, любящему праведных и милующему грешников. Псалмы, тропари, кондаки, Богородичны и молитва «Иже на всякое время и на всякий час...» и являются составными частями часов, среди которых вставляются постоянные молитвы, например, «Отче наш», «Слава и ныне», «Аллилуиа» и др. Перед началом часов бывает «обычное начало», а в конце каждого часа читается молитва Господу Иисусу. В тропарях и кондаках, читаемых на часах, изображаются новозаветные христианские события. Новозаветные события изображаются также и в псалмах, хотя только пророчески и преобразовательно. Как уже говорилось, на первом часе (по нашему — 7—8 утра) вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата, проходивший в эти утренние часы. Поэтому для первого часа подобраны псалмы (5, 89, 100), в которых слышатся слова «суд», «милость», изображается злоба, беззаконие

врагов»19, кротость и незлобие Иисуса Христа и содержится обращение за помилованием20 (разумеется Иисус Христос).

На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9—10 ч. утра (по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца21, а с другой стороны, напоминание о Св. Духе22.

На шестом часе (по нашему 12—1 ч.) воспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях23. Вообще псалмы шестого часа изображают покушение иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр-Последний псалом, 90: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «на аспида и василиска наступиши» и пр. — на Его победу над адом.

На девятом часе (по нашему 15—16 ч.) воспоминается Крестная смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения. В псалмах (83, 84 и 85) указывается «на спасение, совершенное через смерть Христа, на то, что «Он есть Бог живой, умер ради нас плотию, и был жертвой за нас, и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена — наши души и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (пс. 84). Псалом 85 — «Приклони, Господи, ухо твое», пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо. В псалме 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе». Вообще, если внимательно вчитаться в составные псалмы часов, то в каждом почти стихе мож-но найти живое предуведение грядущих новозаветных событий. Эти псалмы рисуют в словах художественную картину того, как вечерняя

заря В. 3. соприкасалась с лучами восходящего Солнца Правды — Иисуса Христа.

Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост.

Тропарь 1-го часа: Заутри услыши глас мой, Царю мой и Боже.

Тропарь 3-го часа: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови в нас молящих Ти ся.

Тропарь шестого часа: Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей, в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.

Тропарь девятого часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.

Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.

Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отыми сего Духа и от нас, но обнови в нас, молящихся Тебе.

Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.

Господи, Христе Боже, вкусивший ради нас смерть Своею плотию в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.

Схема часов

1. Обычное «ачало.

2. Три псалма.

На 1 часе —5, 89 и 100; на 3 часе — 16, 24, 50; на 6 часе —53, 54, 90; на 9 часе —83, 84 и 85 пс.

3. «Слава и ныне». «Аллилуиа».

4. Тропарь «часа», праздника или Святого («Дневной» тропарь из Октоиха, а Святому — из «Минеи»).

5. Богородичен.

6. Трисвятое. «Отче наш».

7. Кондак праздника или Святого. (Кондак дневной — из Октоиха, а Святого — из «Минеи»).

8. «Господи помилуй» 40 раз. «Слава и ныне». «Честнейшую херувим».

9. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час».

10. Заключительная молитва к Господу Иисусу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Эти молитвы Св. Василия В. отличаются не только большим объемом по сравнению с молитвами Св. Иоанна Златоуста, но и большим лиризмом (чувством), образностью и бытовыми чертами. Таково, например, следующее место из молитвы за живых и умерших: «Помяни, Господи, предстоящия люди, и ради благословных вин (т. е. уважительных причин) оставльшихся и помилуй их и нас, по множеству милости Твоея: Сокровища их исполни всякаго блага: Супружество их в мире и единомыслии соблюди; младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи, малодушный утеши, расточенные собери, прельщенные обрати и совокупи Святый Твоей Соборней и Апостольстей Церкви: Сту-жаемыя от духов нечистых свободи, плавающим сплавай, путешествующим сшествуй, вдовицам предстани, сирых защити, плененный избави, недугующия исцели. На судищи, и в рудах (в рудниках), и в заточениях, и в горьких работах и во всякой скорби, и нужде, и обстоянии сущих помяни, Боже... И на вся излий богатую Твою милость, всем подая яже ко спасению прошения».

2. Эта молитва читается так:

О Тебе радуется,/Благодатная, всякая тварь: / Ангельский собор и человеческий род, / освященный храме и раю словесный, / девственная по-хвало, / из Нея же Бог воллотися, / и Младенец бысть, / прежде век сый Бог наш: / Ложесна бо Твоя Престол сотвори, /и чрево Твое пространнее небес сод ел а. / О Тебе радуется, / Благодатная, всякая тварь, / слава Тебе.

Благодатная, о Тебе радуется всякая тварь, собор ангелов и человеческий род, Ты — освященный храм, разумный рай, девственная слава, от Которой Бог принял плоть и стал младенцем, Тот, Который прежде веков Бог наш. Ибо Он Тебя сделал Своим Престолом и Твое чрево — обширнее небес. О Тебе радуется, Благодатная, вся тварь, слава Тебе.

85

3. В двунадесятые праздники поется же, как и на литургии, ирмос 9 песни или «задостойник».

4. Пред чтением Евангелия и до возношения Св. Даров с Архиерея снимается омофор для выражения смирения и покорности Спасителю, потому что это священнодействие есть дело самого Спасителя нашего, который Сам через священнослужителей есть Приносящий и Приносимый.

5. Гимн «Единородный Сыне» был составлен и внесен в Литургию, чтобы выразить учение о воплощении Сына Божия.

6. О происхождении молитвы: «Святый Боже» существует следующий рассказ: — В начале Ув. при императоре Феодосии и архиепископе Прокле было в Константинополе сильное землетрясение. По этому случаю был совершен крестный ход, во время которого один отрок был чудесно приподнят от земли на воздух и слышал пение Ангелов. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Опустившись на землю, он пересказал, что слышал, и, когда христиане пропели эту ангельскую песнь, присоединяя к ней слова «помилуй нас», землетрясение прекратилось. С тех пор эта песнь введена в употребление.

7. Поводом к составлению и введению в Литургию «Херувимской п.» послужило то обстоятельство, что в древней церкви после молитв о верных священнослужители отходили в жертвенник, чтобы взять там Дары и перенести их на престол. Для того же, чтобы внимание верующих не рассеивалось во время перерыва, установлено петь «Херувимскую песнь».

8. «Символ Веры» был составлен на I и II Вселенских Соборах (в 325 и 381 г.), но до конца Ув. не исполнялся за Литургией.

9- О происхождении молитвы «Достойно есть яко воистину» известно следующее. На Афоне, в монастыре Карее подвизались в одной келии старец и послушник. Однажды, когда послушник остался один, а старец ушел в другую церковь помолиться, к послушнику постучался странник и остался в келии ночевать. Когда пришло время молитвы, послушник и странник начали петь песнь Богородице. Гость пел совсем иначе, чем пели обыкновенно монахи, а именно словами «Достойно Есть». Тогда послушник попросил его записать слова новой песни Богородице на каменной

доске, так как другого материала у него в келии не оказалось. Когда вернулся старец и узнал о происшедшем, он донес об этом собору. Собор донес патриарху, представил и самую доску.

10. Молитва за Государя была составлена под впечатлением злодейского убиения Царя-Освободителя в 1881 г.

11. О происхождении и значении молитвы «Господи, Спаси благочестивыя» (и особенно т. н. выкличек на Архиерейском служении, как и всего малого входа Архиерейской литургии) известно следующее. В древности до окончания 3 антифона (или запов. блаженства) ни священники, ни тем более Епископ не вступали в алтарь. Входили же они к моменту чтения Евангелия в сопровождении прочих священнослужащих. Со времени же высшего расцвета власти византийских императоров и церемоний двора, к малому входу священнослужителей приурочивалось и вхождение в церковь византийского императора. Обыкновенно Патриарх встречал императора у дверей притвора и вместе с ним вступали в средину Церкви. Затем Патриарх первый входил в алтарь; за ним Император. Следовали взаимные поклоны и приветствия: «Ис полла эти деспота»- Когда Император, войдя в алтарь, совершал поклонение престолу и каждение, протодиакон и возглашал приветствие: «Господи, спаси благочестивыя». Следовательно, в этом приветствии прежде всего имею1х:я в виду лица Царского звания.

12. Причина первоначального положения Проскомидии пред Литургией верных состояла в том, что оглашенным не позволялось участвовать в приношеиии даров для освящения за Литургией верных. Когда же постепенно исчезал класс оглашенных и сокращалось содержание Литургии оглашенных, тогда естественно было поставить проскомидию в начале Литургии.

13. По мнению других ученых, состав Евхаристической вечерни ограничивался только определенными псалмами и благословенными над хлебом и вином молитвами; другие же богослужебные части были приурочены к особым молитвенно-богослужебным собраниям христиан.

14. По преданию, из всех Апостолов особенно позаботились о придатии Литургии более единообразного и даже письменного порядка —св. Апостолы Иаков, Марк, Иуда или Фаддей и, может

быть, An. Петр. От них дошли, по преданию, Литургии, которые дают право разделять совершавшиеся Литургии в течение I—III веков до Св. Василия Великого, по тем главным областям или районам, на которые ярко делилась тогдашняя греко-римская империя вследствие географических и племенных особенностей населения. Так, в Палестинских областях утвердилась Литургия Ап. Иакова, который проповедовал в Палестине. В Египетско-Александрийском районе Литургия Ап. Марка, проповедовавшего в Александрии; в Сиро-Персидском и Месопотамском районах — Литургия Ап. Фаддея или Иуды, проповедовавшего здесь. В Ан-тиохийском районе — Литургия Ап. Петра, приписываемая и дошедшая через одного из учеников его — епископов или Еводия, или Климента. Историческим, литературным памятником литургийной заботливости этих Апостолов служат дошедшие до наших времен списки с изложением Литургии, по преданию, составленные этими Апостолами. Однако эти списки и находящиеся в них молитвы, по указаниям ученых, не могут быть признанными в настоящем их виде Апостольскими, но только по мысли, причем в главной части — Евхаристической молитве могут считаться, по преданию, дошедшими от Апостолов- Из этих областей постепенно проникала Литургия в другие соседние страны, в которых распространялась христианская вера. Так, из Антиохийско-Месо-потамских областей христианская вера и церковные деятели проникли в Константинопольский район и здесь утвердилась Антио-хийская Литургия; из Рима проникла вера и Литургия в Галлию, в Испанию, в города северной Африки и Италии (Медиолан), и здесь утвердилась Римская Литургия; в Абиссинию проникла христианская вера из Александрии — и здесь утвердилась Литургия Ап. Марка. Поэтому различаются Литургии Палестинского, Антиохийского, Сиро-Персидского, Римского и Александрийского округов. Отсутствие общей Литургии для всего христианского мира и разнообразие ее в частностях объясняется тем, что до IV века христианская церковь не имела возможности установить общее единство и одинаковые церковные порядки и обычаи. В IV веке, после прекращения гонений на христиан, началось объединение церковной жизни, в том числе, богослужения.

15. Наследием древне-христианских aran и напоминанием о них теперь служат: 1) обычай раздавать за Литургией Антидор; 2) благословение хлебов за всенощной; 3) трапезные церкви в монастырях и древних русских приходах; 4) освящение плодов 6 августа.

16. При этом необходимо заметить, что, согласно новейшим исследованиям, для оглашенных в первые века христианства существовал особый, специальный вид огласительной службы, более пространной, чем существующий вид Литургии оглашенных и заключающий в себе чтение Св. Писания, псалмы и молитвы, специально предназначенные для оглашенных. Такая общественная служба, совершавшаяся по преимуществу великим постом, называлась «Тритекти», от слов греческих, буквально означающих «Третье-шестой час», т. е. служба, приходившаяся по времени на третье-шестой час.

17. Вот схема Климентовой Литургии:

1. Чтение Священного Писания.

2. Взаимное приветствие священнослужителя и народа-

3. Проповедь.

4. Эктения диакона об оглашенных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Благословение и молитва епископа над оглашенными.

6. Эктения диакона за одержимых нечистыми духами.

7. Благословение и молитва епископа над одержимыми нечистыми духами.

8. Эктения диакона за просвещенных.

9. Благословение и молитва епископа над просвещенными.

10. Эктения диакона за кающихся.

11. Молитва епископа над кающимися.

12. Эктения диакона за верных.

13. Молитва епископа за верных.

14. Взаимное приветствие молящихся.

15. Принесение Даров к Жертвеннику.

16. Евхаристическая молитва.

17. Преподание мира.

18. Новая эктения диакона.

19. Молитва епископа о причащающихся.

20. «Святая Святым» и «Един свят».

21. Причащение.

22. Благодарственная эктения диакона.

23. Благословение молящихся епископом.

24- Отпустительная молитва.

18. Одним из свидетельств древности Евхаристической молитвы. как основы и средоточия христианского богослужения, является книга «Апокалипсис» и особенно IV гл. 8—11, где представлен образ совершения литургии епископом с пресвитерами и слова молитвенных возглашений.

19. «Несть истины во устех их, сердце их, суетно, языки своими лыцаху».

20. «Прехождах в незлобии сердца моего»... не црильпе мне сердце строптиво».

«Заутра услыши глас мой»... «Господи, прибежище был еси нам»... «Милость и суд воспою Тебе, Господи».

21. «Боже правый»... «Услыши, Господи, правду Мою»... «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою»... «Врази мои душу мою одер-жаша, уста их глаголаша гордыню», «Изгоняющий мя обыдоша мя»... «Скорби сердца моего умножишася».

22. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей»... «Воздаждь ми радость спасения и Духом Вла-дычним научи мя»...

23. «Волею пожру Тебе, Боже»... т. е. принесу себя в жертву, «сердце мое смятеся, страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма»...

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.