Научная статья на тему 'Хозяйства населения как фактор современной системы обеспечения продовольствием'

Хозяйства населения как фактор современной системы обеспечения продовольствием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / ГОСПОДДЕРЖКА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РИСКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / POPULATION FARMING / PERSONAL AUXILIARY FARMING / STATE SUPPORT / PRODUCTION RISKS / REGIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скульская Людмила Владимировна, Широкова Тамара Константиновна

В связи с большой ролью хозяйств населения, в том числе личные подсобные хозяйства, в обеспечении продовольствием, рассмотрены возможности их дальнейшего развития и более эффективной работы. Представлен ряд региональных программ по развитию ЛПХ и указана необходимость их обобщения, анализа и внедрения наиболее успешных разработок. Авторы не разделяют точку зрения форсированного перевода законодательными актами ЛПХ в крестьянские (фермерские) хозяйства, так как это будет способствовать снижению производства отечественного продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Population Farming as the Factor of Modern Food-Ensuring System

Population farming, especially, the personal auxiliary farming play the important role in food-ensuring. That is the reason to study some abilities of their future development and more effective work. Some regional development programs of the personal auxiliary farming are considered and the necessity to generalize and analyze them and to adopt the best technologies is argued. The authors of the article have another point of view on the forcing of transfer the personal auxiliary farming into peasant farming by legislative acts because it will reduce home food production.

Текст научной работы на тему «Хозяйства населения как фактор современной системы обеспечения продовольствием»

А'В. Скульская, *Щ.К. "Широкова

ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ

В условиях рыночной экономики изменились место и роль хозяйств населения в его обеспечении сельскохозяйственной продукцией. Это произошло в связи как со снижением производства в крупных сельскохозяйственных предприятиях, так и с необходимостью сельского и городского населения прокормить свои семьи.

Хозяйства населения включают личные подсобные хозяйства, другие индивидуальные хозяйства в сельских и городских поселениях, а также садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан. Личные подсобные хозяйства (ЛИХ) - форма непредпринимательской деятельности, которая обеспечивает основную часть сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения. ЛИХ используют ресурсы и трудовой потенциал сельских семей.

Роль хозяйств населения. Данные табл. 1 свидетельствуют о значительной величине в расходах на конечное потребление домашних хозяйств поступлений продуктов питания от ЛИХ. Так, доля ЛИХ в стоимости продуктов питания в натуральном выражении составила в сельской местности в 2010 г. 87,2%.

Как видно из табл. 1, в 2010 г. расходы на конечное потребление домашних хозяйств, проживающих в сельской местности составляли всего лишь 61,8% от величины расходов домашних хозяйств, проживающих в городской местности. Стоимость натуральных поступлений продуктов питания домашних хозяйств, проживающих в сельской местности, по сравнению с домашними хозяйствами, проживающими в городской местности, в 2009 г. была почти в 3,4 раза, а в 2010 г. в 3,1 раза выше.

370

Таблица 1

Располагаемые ресурсы и расходы на конечное потребление домашних хозяйств в зависимости от места проживания (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей)

Показатель Все домашние хозяйства Домашние хозяйства, проживающие

в городской местности в сельской местности

2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.

Расходы на ко-

нечное по-

требление 9054,1 10513,4 10133,5 11693,3 6074,9 7256,8

В том числе

домашнее

питание 2996,8 3384,8 3078,0 3480,4 2772,8 3120,5

Из них

денежные

доходы 2621,3 2966,3 2847,8 3213,5 1996,0 2283,7

Стоимость на-

туральных

поступлений

продуктов

питания 375,5 418,5 230,2 266,3 776,8 836,8

В том числе

поступления

из ЛПХ 294,4 329,3 154,3 184,2 681,5 729,5

ЛПХ, % стои-

мости нату-

ральных по-

ступлений на

питание 78,3 78,7 67,0 69,2 87,7 87,2

Источник: данные стат. бюллетеня «Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2010 г.» (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств), расчеты авторов.

Особенность крестьянства, как хозяйственной единицы, заключается в том, что оно имеет двойственную экономическую природу, оно одновременно вовлечено в производство и потребление сельскохозяйственной продукции, являясь при этом и домохозяйством, и производителем продукции.

Распределение личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан по числу проживающих в них, показывает, что в наибольшем количестве таких хозяйств занято по 3-

371

4 человека, а в личных подсобных хозяйствах, занятых выполнением сельскохозяйственных работ, наибольшее количество составляет всего 2 человека. Согласно данным Всесоюзной сельскохозяйственной переписи [2], и при такой занятости они производят значительную долю сельскохозяйственной продукции. При этом ЛПХ не только являются одним из основных источников обеспечения населения продуктами питания, но и мощным социальным фактором, так как решают вопрос занятости на селе, тормозят процесс миграции особенно сельской молодежи в города, что актуально в настоящее время.

С переходом к рыночной экономике и постепенным развалом колхозов и совхозов для многих сельских жителей личное подсобное хозяйство стало основным источником выживания. Рост безработицы на селе и значительное снижение уровня жизни сельского населения привели к необходимости самообеспечения продовольствием. В настоящее время понятие личного подсобного хозяйства существенно изменилось. Для многих оно стало единственной сферой занятости и способом получения дохода, но, как и раньше, деятельность в ЛПХ не является предпринимательской. Личные подсобные хозяйства - форма непредпринимательской деятельности согласно ст.2 Федерального закона о личных подсобных хозяйствах. Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Правом на ведение ЛПХ обладает каждый дееспособный гражданин (т.е. достигший 16-летнего возраста или до его достижения при условии вступления его в брак), которому предоставляется земельный участок и который приобретается для ведения ЛПХ (ст.3 ФЗ № 112). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенным им для этих целей совместно с членами его семьи. При этом к гражданину и к членам его семьи не предъявляется никаких квалификационных требований, таких как опыт работы или сельскохозяйственная профессия. Реализация гражданами своей продукции также не является предпринимательской деятельностью, а это означает, что не надо платить налоги с полученных доходов от ЛПХ.

372

Граждане вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для этих целей. Дополнительной регистрации ЛПХ не требуется (пункт 2 статьи 3 Закона). Учет ЛПХ осуществляется в похозяйственных книгах (ведение их определяет Правительство РФ).

Процесс увеличения удельного веса хозяйств населения в общем объеме производства продукции сельского хозяйства по всем категориям начался еще в 1990-е годы.

Таблица 2

Доля хозяйств населения РФ в производстве сельскохозяйственной продукции за 1990-2010 гг., %

Год Доля продукции

всего растениеводство животноводство

1990 26,3 24,1 28,0

1995 47,9 52,4 42,7

2000 51,6 47,8 56,0

2005 49,3 46,5 52,0

2007 44,3 38,8 50,4

2008 43,4 38,4 49,1

2009 47,1 44,6 49,5

2010 48,4 48,4 48,3

Таблица рассчитана авторами по данным [3].

Как видно из табл. 2, доля хозяйств населения в производстве сельскохозяйственной продукции в 1990 г. составляла 26,3%, а в 2010 г. уже 48,4%.

Из таблицы следует также, что удельный вес продукции, произведенной в хозяйствах населения, в отдельные годы превышал совокупное производство продукции в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (К(Ф)Х). Так, удельный вес всей продукции хозяйств населения составлял в 2000 г. - 51,6%, а по продукции растениеводства в 1995 г. - 52,4%, по продукции животноводства в 2000 г. - 56%, в 2005 г. - 52%, в 2007 г. - 50,4%.

Таким образом, в пореформенный период сельскохозяйственное производство постепенно переместилось в хозяйства

373

населения, что было обусловлено недостаточной эффективностью сельского хозяйства, а также низким уровнем доходов населения. Высокая выживаемость семейных хозяйств в экстремальных условиях и весьма значительный консерватизм в использовании техники и нововведений привел к активному использованию ручного труда. В тоже время наиболее успешно личные подсобные хозяйства развиваются там, где функционируют крупные сельхозпредприятия, так как ЛПХ получают от сельхозпредприятий технику и корма, а также являются источником сбыта излишков продукции. В свою очередь помощь, оказываемая ЛПХ, способствует повышению качества жизни сельского населения, обеспечивая в тоже время сельхозпредприятия трудовыми ресурсами.

Размер посевных площадей сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств в 2010 г. представлен в табл. 3.

Таблица 3

Посевные площади по категориям хозяйств в 2010 г.

Показатель Вся посевная площадь, млн. га Доля от всей посевной площади, %

Хозяйства всех категорий

В том числе 75,2 100

Сельскохозяйственные ор-

ганизации 56,1 74,60

Хозяйства населения 3,5 4,65

К(Ф)Х* 15,6 20,74

* Включая индивидуальных предпринимателей.

Рассчитано по данным [4].

Представленные данные свидетельствуют о том, что посевная площадь хозяйств населения занимала в 2010 г. всего 4,65% посевной площади хозяйств всех категорий, или 6,2% посевной площади сельскохозяйственных организаций и 22,4% посевной площади К(Ф)Х.

374

Структура общей земельной площади по видам использования в хозяйствах населения по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. представлена в табл. 4.

Таблица 4

Структура общей земельной площади по видам использования в хозяйствах населения* (на 1 июля 2006 г., % общей земельной площади)

Показатель Использование земельной площади Неиспользуемая пашня

под постройки, сооружения, дорожки под газоны и декоративные насаждения под посевы сельскохозяйственных культур под многолетние насаждения под сенокосы и пастбища

Личные подсобные хозяйства 6,4 1,0 28,3 2,2 41,1 19,4

Садоводческие объединения 11,4 16,4 49,1 18,2 - 4,9

Огороднические объединения 2,8 3,3 83,7 3,7 - 6,5

* По освоенным земельным участкам в садоводческих и огороднических

объединениях граждан.

Источник: [3].

В ЛПХ под посевами сельскохозяйственных культур находилось всего 28,3% общей земельной площади, значительную часть занимает неиспользуемая пашня (19,4%), в садоводческих объединениях под посевами сельскохозяйственных культур находилось почти половина земельной площади (49,1%), а под многолетними культурами в них было занято 18,2 % земли. Наиболее значительная часть общей земельной площади была занята под посевами сельскохозяйственных культур в огороднических объединениях (83,7%).

Согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., число некоммерческих садоводческих объединений на 1 июля составило 73,3 тыс., а общая площадь, занимаемая ими -

375

1124,2 тыс. га; число же огороднических объединений - 5,5 тыс. с общей площадью 66,8 тыс. га. Средний размер участка для садоводов и огородников составлял 7 соток.

В распределении хозяйств по цели производства доля личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан как дополнительного источника денежных средств всего 12,2%, а как основного источника денежных средств 0,6%, т.е. в сумме всего 12,8% всех хозяйств населения [2].

Больше половины хозяйств населения (13 млн.) вообще не занимаются производством, а служат для отдыха семьи; 3 млн. хозяйств - потребительские с уровнем месячного дохода не более 1500 руб., 4 млн. хозяйств - товарные подсобные хозяйства, где производится менее 50% доходов семьи. К последним по методике Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова (ВИАПИ) относятся те хозяйства, на которые в среднем приходится по 14 га земельных угодий и около 20 условных единиц голов скота. ЛПХ считается потребительским даже в том случае, если его товарность превышает 50%, поскольку общий уровень доходов от него составляет не более 7075% минимального потребительского бюджета [5].

Особенности развития хозяйств населения региона связаны с местным потенциалом АПК. Они зависят также от успешности взаимодействия здесь коллективного и индивидуального секторов, состояния регионального продовольственного рынка, а также природно-климатических, культурно - этнических и других особенностей региона.

Как видно из табл. 5, наибольшее количество хозяйств населения сосредоточено в следующих федеральных округах: ЦФО - 25,7%, ПФО - 24%, ЮФО -19% и СФО - 14%. Известно, что хозяйства населения играют определяющую роль в производстве картофеля: СФО - 25,8%, ЦФО - 24,5% и далее ПФО -16,5%. В производстве овощей лидирует ЮФО - 35,1%, затем с некоторым разрывом идет ПФО - 19,4% и ЦФО - 18,6%. Наибольшая доля производства скота и птицы в хозяйствах населения в ЦФО - 28,7%, в ПФО - 23,4% и ЮФО -18,4%. В производстве молока среди федеральных округов выделяется ПФО - 32,7%, за ним идет ЦФО - 18,1%, СФО - 17,7% и

376

ЮФО - 17,6%. В производстве яиц наибольшая доля хозяйств населения в ПФО - 26,3% и в ЦФО - 21,1%, примерно на одном уровне доля в производстве яиц в ЮФО и СФО.

Таблица 5

Доля производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения по регионам в 2010 г., %

Федеральный округ Хозяйства населения Картофель Овощи Скот и птица Молоко Яйца

РФ 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Центральный (ЦФО) 25,7 24,5 18,6 28,7 18,1 21,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северо-Западный (СЗФО) 7,8 5,9 4,5 5,8 5,5 10,4

Южный* (ЮФО) 19,6 12,0 35,1 18,4 17,6 14,9

Приволжский (ПФО) 24,0 16,5 19,4 23,4 32,7 26,3

Уральский (УФО) 6,1 9,4 6,3 7,3 6,5 10,0

Сибирский (СФО) 14,0 25,8 12,8 14,6 17,7 14,4

Дальневосточный (ДФО) 2,8 5,9 3,3 1,8 1,9 2,9

* Два федеральных округа Южный (ЮФО) и Северо-Кавказский (СКФО) ус-

ловно объединены в один округ, Южный федеральный округ.

Первая колонка таблицы представляет данные Всесоюзной сельскохозяйст-

венной переписи 2006 г. (под хозяйствами населения понимается доля личных

подсобных хозяйств по федеральным округам). Российский статистический

ежегодник 2011 г. [4].

При этом хозяйства населения в средней полосе в своем большинстве являются подсобными, направленными на поддержку семейного бюджета в условиях низкой зарплаты в других сферах занятости (или отсутствия этой занятости вообще). В южной части России хозяйства населения крупнее и товарность хозяйств населения выше.

Государственная поддержка. В настоящее время главной государственной поддержкой ЛПХ являются субсидируемые банковские кредиты, а также займы, получаемые в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Кредиты Россельхозбанка на развитие ЛПХ сроком на 2 года предоставляются на:

377

• приобретение горюче-смазочных материалов;

• приобретение запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, оборудования, грузовых автомобилей и тракторов;

• приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений;

• приобретение молодняка сельскохозяйственных животных;

• приобретение кормов, ветеринарных препаратов;

• приобретение семян, посадочного материала;

• приобретение топлива;

• уплату электроэнергии, используемой для орошения;

• уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции и т. д.

Соответственно, кредиты сроком до 5 лет предоставляются

здесь на:

• приобретение сельскохозяйственной малогабаритной техники;

• приобретение земельного участка;

• проведение мелиоративных работ.

Также до 5 лет предоставляется кредит на несельскохозяйственную деятельность. Процентные ставки не ниже 14%. Кредиты в сумме до 50 тыс. руб. могут предоставляться гражданам, ведущим ЛПХ, без обеспечения.

В обеспечение по кредитам принимается залог ликвидного имущества (подлежит обязательному страхованию), кроме земельных участков и незавершенного строительства, или поручительство (физических или юридических лиц). Кредиты в сумме от 50 до 300 тыс. руб. даются под поручительство одного физического лица, а от 300 до 700 тыс. руб. двух физических лиц. Для заемщика-гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство единолично, необходимо страхование жизни и здоровья на срок займа; получение кредита возможно и без страховки, но по ставке на потребительские цели (целевые кредиты). Для получения субсидий по кредиту на развитие производства нужно обращаться в органы управления АПК субъекта РФ. Субсидирование процентной ставки по кредитам

378

и займам, привлеченным в российские кредитные органы и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, ЛПХ осуществляет в размере 95% ставки рефинансирования ЦБ РФ. Софинансирование из бюджета субъекта осуществляется на уровне 5-процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Цели кредита должны соответствовать указанным в Постановлении Правительства РФ. Гражданин, на чье имя зарегистрирован земельный участок, должен быть не старше 65 лет, в противном случае нужен сокредитор в возрасте до 60 лет.

Как известно, в ЛПХ в основном заняты женщины, дети и старики. Эти физические лица не всегда юридически грамотны, часто отсутствует оформление земли, имущества (дома, постройки) в собственность, поэтому оно не может являться залогом в банке.

Хозяйства населения в настоящее время дают существенную прибавку в производстве продовольственных товаров. Поэтому государству также следовало бы оказывать им определенную поддержку на развитие (финансово-кредитная поддержка, льготное кредитование с субсидированием процентных ставок по кредитам, дотации за товарную продукцию, лизинг).

Государственные структуры должны также способствовать развитию кооперации с участием ЛПХ (содействие созданию заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих и снабженческих структур), так как мелкие разрозненные хозяйства населения сами сделать этого не могут. Необходимо на общественных началах обеспечить хозяйства населения информационно-консультационными услугами, так как денег у них практически нет (создание базы данных по ЛПХ, оказание информационно-консультационной помощи, специальная литература, проведение консультаций; освещение передового опыта, новых технологий; организация и проведение конкурсов). Слабым звеном для всего сельского хозяйства и для хозяйств населения является инфраструктурное обслуживание: подъездные пути, средства связи, водоснабжение и электроснабжение.

Государство может также оказывать посильную помощь в страховании хозяйств населения, контролируя частные компании, исчезающие порой при возникновении страховых случаев.

379

Риски, которым подвергаются хозяйства населения. Хозяйства населения при производстве продукции подвержены тем же рискам, что и сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства [7].

В их числе риски природно-климатических изменений, риски снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, риски болезней растений и животных и т.д. В настоящее время число рисков возрастает. Так, в Алтайском крае в 2007 г. крестьяне «прогорели», взяв кредиты на развитие свиноводства. Закупочные цены на свинину оказались мизерными и хозяйства понесли большие убытки. Количество льготных кредитов в ЛПХ в Алтайском крае сократилось в несколько раз. Около 5 тыс. кредитов привлечено в 2009 г. владельцами ЛПХ Алтайского края, в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства, а это в 2-3 раза меньше, чем в годы действия национальных проектов.

В настоящее время в ЛПХ и небольших фермерских хозяйствах выращивается около половины всего свиного поголовья (18 млн. голов). Обеспечить эпизоотическую безопасность в хозяйствах населения сложно, так как по закону ветеринары могут устраивать их проверки не чаще одного раза в три года.

В последние годы в хозяйствах населения возникают регулярные эпидемии животных и птиц. Это обусловлено как открытием границ с соседними странами, большим количеством импорта племенного скота и птицы, так и ослаблением ветеринарного контроля внутри страны в хозяйствах населения.

В период реформирования сельского хозяйства ветеринарная служба стала децентрализованной, а федеральный контроль ограничен. До этого удавалось бороться с эпидемиями, особенно с африканской чумой свиней. Сейчас для решения проблемы не хватает законодательно закрепленных полномочий Федеральной ветеринарной службы, а также финансирования из госбюджета. Принимаемые в настоящее время меры по борьбе с африканской чумой свиней пока не достаточно эффективны. В связи с этим нужна также целевая программа по переориентации ЛПХ на разведение других видов животных (кроликов, коз, овец и прочих).

380

Значительная часть территории России расположена в зоне рискованного земледелия. Сельскохозяйственное производство несет огромные потери от стихийных бедствий. Аномальные колебания температуры, сильные дожди или засуха, ураганные ветры и весенние паводки, многое другое - все это обуславливает риски чрезвычайных ситуаций и влияет как на все сельскохозяйственное производство, так и на производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения. В растениеводстве, где результаты производства напрямую зависят от влияния погодно-климатических условий, подчас складываются чрезвычайные ситуации. Яркий тому пример, - засуха в 2010 г., последствия которой наша страна испытывает по настоящее время. Ущерб, нанесенный сельскому хозяйству засухой, оценивается в 42 млрд. руб., что в 16,7 раза больше уровня 2009 г. В результате засухи пострадало более 21,5 тыс. хозяйств, погибли посевы более чем на 13,3 млн. га. В 2010 г. АПК России понес серьезные потери от аномальной засухи и пожаров (отчет о результатах проверок Счетной палаты, направленный в Федеральное собрание [8]).

Особое место в сельском хозяйстве занимают производственные риски, опосредствованные частой непредсказуемостью природных явлений и погодных условий. Экологические риски связаны с ухудшением состояния почв, загрязнением вод и т.д. К рискам для сельхозпроизводителей, которые связаны с большой изменчивостью в ценах и, по мнению многих ученых-аграрников, обусловлены недостаточностью и неустойчивостью финансовой поддержки сельского хозяйства, добавится риск при вступлении России в ВТО, поскольку применять придется нормы и правила международной торговли, разработанные странами-участницами этой организации.

В июне 2011 г. внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и закон №112 о ЛПХ. Этот закон освобождает от обложения налогом на доходы физических лиц средства, полученные налогоплательщиком из бюджетной системы РФ, при их целевом использовании на развитие ЛПХ. Необходимо также соблюдение следующих условий - у налогоплательщика должен быть земельный участок (участки), площадь которого (которых) не

381

превосходит максимальный размер, установленный ФЗ № 112 о ЛПХ, а ведение им ЛПХ должно осуществляться без привлечения наемных работников. Максимальная площадь участка устанавливается в размере 0,5 га и может быть увеличена субъектами РФ, но не более, чем в 5 раз. Это положение особенно касается средних и крупных земельных участков, которые таким образом пытаются перевести в категорию фермерских (крестьянских) хозяйств со всеми вытекающими для ЛПХ последствиями. Такое ограничение сужает возможность ЛПХ произвести заготовку кормов и вырастить скотину на ограниченной площади.

О переводе личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства. Ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 гг.» создана для стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Деньги выделяются на грант по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство фермерского хозяйства. Максимальные величины гранта и помощи определяет регион на условиях софи-нансирования. В целом из федерального и региональных бюджетов на одного фермера выделяется: грант - до 1,5 млн. руб.; помощь - от 250 тыс. руб.

К участнику программы предъявляются определенные требования:

• наличие среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования;

• прохождение обучения на специальных курсах;

• опыт работы в сельском хозяйстве или ведение товарного личного подсобного хозяйства не менее 3 -х лет;

• наличие собственных или кредитных (заемных) средств для участия - в размере 10% суммы, выделяемой бюджетом, но не менее 100 тыс. руб.

При принятии решения о включении заявителя в состав участников региональных программ поддержки начинающих фермеров среди прочих положений учитывается наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции, а также членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах и предоставление рабочих мест местным жителям.

382

Грант на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств выдается только один раз. Начинающий фермер, получающий грант на создание развитие К(Ф)Х, не может получать поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства. Грант для создания крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления средств на счет начинающего фермера.

В настоящее время рекомендуется ориентировать владельцев ЛПХ на переход в К(Ф)Х. Однако для ЛПХ переход в фермерское хозяйство нежелателен, так как работают ЛПХ на себя - обеспечивают необходимыми продуктами питания семью и продают продукты только при наличии излишков, при этом являются объектами непредпринимательской деятельности и не платят налоги. В отличие от владельцев ЛПХ фермер работает на товарный рынок, платит закрепленные за ним налоги, а также кроме желания и возможности жить на земле должен обладать еще и профессиональными навыками. Создание фермы требует немалые деньги, а для получения необходимого кредита необходим существенный залог. Все это останавливает владельцев ЛПХ от перехода в фермерское (крестьянское) хозяйство [6].

Исследования ученых-аграрников [9] по материалам бюджетного обследования К(Ф)Х и ЛПХ, граждан Пыталовского района Псковской области в период с 1991 г. по 1995 г. позволили получить достаточно детальную характеристику процессов, происходящих в хозяйствах этого типа. Здесь личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства существенно не отличались друг от друга размерами землепользования, численностью работников, занятых в семейном хозяйстве, а также объемами производства основных для данной зоны сельскохозяйственных продуктов: молока, мяса, картофеля, овощей и зерна.

Вывод, который был сделан учеными еще в 1995 г., актуален и в настоящее время: возможность превращения малых семейных ферм в крупных товаропроизводителей фермерского типа весьма ограничена. Об этом свидетельствуют факты, полученные и на основе бюджетного обследования, и ежедневного хрономет-

383

ража всех работ, выполняемых в течение хозяйственного года в крупном К(Ф)Х и на типичной малой семейной ферме.

В связи с отсутствием в сельском районе развитой рыночной инфраструктуры товаропроизводитель-фермер вынужден выполнять огромный объем работ по переработке, транспортировке, реализации своей продукции, материально-техническому снабжению. В результате он затрачивает в 4,7 раза больше рабочего времени на обслуживание семейного хозяйства, чем владелец ЛПХ. При этом в расчете на один рабочий день, затраченный в семейном хозяйстве и на «стороне», владелец ЛПХ получает совокупного дохода на 60% больше чем фермер, ориентированный на получение доходов, главным образом, от реализации сельскохозяйственной продукции. Финансовый и хозяйственный риск в ЛПХ значительно ниже, чем в крупном фермерском хозяйстве. Здесь доходная часть семейного бюджета более надежная за счет того, что взрослые члены семьи обеспечивают поступление денежных средств за счет заработков на стороне, вне пределов семейного хозяйства. Естественно, что владельцы ЛПХ, зная на практике о сложностях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, переходить в эту категорию не спешат.

О региональных программах поддержки ЛПХ. В связи со значительной ролью хозяйств населения в обеспечении продовольствием регионов, развитие ЛПХ поддерживается целевыми региональными программами, которые разрабатывались как после принятия закона об ЛПХ, так и принимаются в настоящее время. Необходимость их разработки определяется также социальной значимостью развития хозяйств населения в возрождении сельского образа жизни и способностью производства экологически чистой продукции, что важно для продовольственной безопасности.

Главной задачей сегодня является стабилизация поголовья скота и птицы в хозяйствах населения, а также рост объемов производства животноводческой продукции: мяса, молока, яиц. Ряд регионов принимают дополнительные программы по оказанию поддержки хозяйствам населения. В ходе исследования были рассмотрены и проанализированы региональные

384

(областные и местные) программы в различных субъектах РФ: Белгородской, Калужской, Липецкой, Ярославской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Томской областях, Агинском Бурятском автономном округе, Ставропольском крае а также Республиках Адыгея, Дагестан, Хакасия, Башкортостан, Алтай и некоторых других.

В зависимости от финансовых и материальных ресурсов региона, значимости ЛПХ, внимания местных властей к этому виду хозяйствования используются те или иные меры поддержки ЛПХ, различающиеся по регионам. К наиболее общим мерам относится субсидируемое кредитование, а также прямое субсидирование на покупку (коров, кормов, пчелосемей и т.д.). Кроме того, дотируется производство и реализация молока, покупка высокопродуктивных пород крупного рогатого скота, разрабатываются различные меры материального поощрения владельцев ЛПХ, оказывается помощь в реализации продукции, предоставляются места на местных рынках, организуются сезонные ярмарки, создаются потребительские и снабженческие кооперативы на местах.

Например, в Белгородской области была принята ведомственная целевая программа развития ЛПХ на 2007-2009 гг., повышения их доходности, защиты интересов владельцев ЛПХ. Целевыми индикаторами в ней являлись - стабилизация поголовья скота в ЛПХ, обеспечение закупок излишков молока у населения в количестве не менее 50 тыс. т, приобретение у населения животноводческой продукции.

В рамках программы развития самозанятости населения безработным гражданам выделяются средства на приобретения телок и нетелей. Принято решение о субсидировании закупок сена хозяевами крестьянских подворий, занимающимися производством молока. Кроме того, по целевому направлению в Белгородскую сельскохозяйственную академию по специальности «Зоотехника» и «Ветеринария» принимаются на учебу дети, родители которых заняты в личных подворьях и занимаются молочным животноводством [10].

В Калужской области наряду с субсидированным кредитованием применяется и прямое субсидирование ЛПХ. Так, на-

385

чиная с 2007 г. хозяева крестьянских подворий получают субсидии на покупку коров и пчелосемей, были выплачены также субсидии на компенсацию части затрат на приобретение и заготовку кормов для содержания скота и субсидии на приобретение семян картофеля высокой репродукции [11].

В Липецкой области частным подворьям оказывается помощь с кормами. Так, каждому подворью выделяются из областного бюджета средства на приобретение кормов. Торгово-закупочные кооперативы области помогают подворьям со сбытом молока. Они забирают продукцию прямо у селян.

По данным управления сельского хозяйства Липецкой области на начало января 2012 г. в регионе зарегистрировалось 174 сельских потребительских кооператива, из них 31 кредитный, 109 снабженческо - сбытовых, 34 перерабатывающих [12].

Ярославская область выделяется принятием муниципальной программы поддержки личных подворий. Действует пилотный проект в Отрадновском поселении - получение губернаторских грантов на развитие ЛПХ. Победитель - владелец ЛПХ, у которого происходит рост поголовья коров - может рассчитывать на получение в качестве материального поощрения субсидии от 200 до 400 тыс. руб. При покупке коровы выдается бюджетная субсидия в 10 тыс. руб., что составляет почти половину стоимости животного. Стадо коров Отрадновско-го поселения выросло за последние 3 года на 78 голов, а владельцы коров получили 780 тыс. руб. При этом решаются проблемы и со сбытом молока - открыты 2 новых мини рынка и будет строиться маслодельный завод мощностью 15 т молока в сутки. Молодежь перестала уезжать из села, но этому помогла и газификация поселения [8].

В Волгоградской области программа содержит поддержку племенного животноводства и отечественного овцеводства, элитного семеноводства и многолетних насаждений, субсидирование части затрат на приобретение средств химизации, уплаты процентов по кредитам, страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. Финансовая поддержка по данным направлениям осуществляется из средств федерального и областного бюджетов на условиях со-

386

финансирования. Из бюджета Волгоградской области субсидируется часть затрат на приобретение дизельного топлива, компенсируется часть затрат на приобретение электроэнергии, используемой для орошения сельскохозяйственных культур; поддерживается реализация животноводческой продукции [13].

В Ростовской области основным видом поддержки являются субсидирование процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным из банковских организаций или сельских потребительских кредитных кооперативов. Кредиты на приобретение машин, установок и аппаратов дождевальных и поливальных насосных станций, на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений и других минеральных ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе материалов для теплиц. Многие ЛПХ области являются крупно товарными, ориентированными на производство и реализацию продукции с целью получения прибыли. В области стоит задача перевода их в статус индивидуальных предпринимателей и фермеров. Для этого перевода предусматриваются программы по поддержке из федерального и областного бюджетов начинающих предпринимателей, которые помогают получить бюджетные средства на регистрацию предпринимательской формы деятельности. Зарегистрировавшись, они получают возможность государственной поддержки в рамках трех основных программ, действующих в области. В последнее время в области готовится к запуску целевая программа развития семейных молочных ферм [14].

В республике Башкортостан принят проект помощи ЛПХ в приобретении высокопроизводительных пород коров, республика берет на себя субсидирование 70-80% стоимости одного животного для ЛПХ, одновременно по такой же схеме производится субсидирование приобретения бычков высокоценных пород.

В окружной целевой программе «Развитие ЛПХ Агинского Бурятского Автономного округа на 2005-2010 гг.» выделялась поддержка на развитие ЛПХ молодых семей. В программе предусматривалось организационное обеспечение развития ЛПХ, содействие владельцам ЛПХ в подготовке правовых документов, технико-экономических обоснований, бизнес-планов и других

387

документов по организации сельскохозяйственного производства, кооперирование ЛПХ и их рыночная интеграция, улучшение информационно-консультационного обслуживания и повышение квалификации владельцев ЛПХ [15].

В Томской области дотируется производство и реализация молока, субсидируются ставки по кредитам на проведение технического перевооружения, приобретение тракторов, кормозаготовительных и уборочных машин, семейным хозяйствам предоставляются дотации на приобретение племенного скота, проведение искусственного осеменения животных. Для развития кооперации выдаются субсидии на возмещение затрат на техническое оснащение по первичной переработке молока, мяса убойного скота; краткосрочное и инвестиционное кредитование; предоставляются постоянные торговые места и площади на рынках; проводятся сезонные ярмарки [16].

Как видно из приведенных примеров, развитие ЛПХ поддерживается целевыми региональными программами. Опыт работы наиболее успешных региональных и местных программ по поддержке ЛПХ необходимо рекомендовать к внедрению, так как хозяйства в настоящее время населения играют существенную роль в обеспечении населения продовольствием, и данный тип хозяйствования является востребованным.

Литература и информационные источники

1. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2010 г. М.: ФСГС. 2011.

2. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. Кн. 1, том 1. ФСГС. 2008.

3. Российский статистический ежегодник. 2008, 2011. М.: ФСГС. 2009, 2012.

4. Россия в цифрах 2011г. ФСГС. 2012.

5. Сельская жизнь № 93 от 16.12.2010 г. (круглый стол в ВНИОПТУСХ РАСХ).

6. www.mcx.ru

7. Скульская Л.В., Широкова Т.К. Риски в сельскохозяйственном производстве и пути нейтрализации их негативного воздействия // Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2010.

8. www.agronews.ru

388

9. Прауст Р.Э. Сельские товаропроизводители в условиях рыночной экономики // Аграрная экономика и политика: история и современность. Сб. М.: РАСХН. Аграрный институт.1996.

10. Белгородский Агромир. №5. Белгород, 2011.

11. www.vest-news.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. www.lipesk.media.ru

13. Жилина В.И., Ващенко А.Н. Рынок аграрной продукции Волгоградской обл. //АПК: Экономика, управление, №4, 2011.

14. www.don.agro.ru

15. www.agroobzor.ru

16. www.duma.tomsk.ru

389

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.