Научная статья на тему 'ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР И.С. БАХА I ТОМ: ИСТОРИЯ ИСПОЛНЕНИЯ И ХРОНОМЕТРИЯ'

ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР И.С. БАХА I ТОМ: ИСТОРИЯ ИСПОЛНЕНИЯ И ХРОНОМЕТРИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хорошо темперированный клавир / Бах / музыкальное время / звучание музыкального произведения / сравнительный анализ исполнений / музыкальная хронометрия / темп / Well-tempered clavier / Bach / musical sound / sound of musical work / comparative analysis of performances / musical chronometry / tempo

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бажанов Николай Сергеевич

В центре статьи находится самое известное произведение И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир», обладающий самой продолжительной жизнью на сцене – 300 лет. Однако его свойства и алгоритмы, ответственные за саморазвитие, обновление, актуальность содержания, остаются неизвестными. Среди причин длительного существования клавира в концертной практике рассматривается содержательно-тематическое разнообразие произведения, что увеличивает сложность его структуры и варианты его интерпретации. Для изучения звуковой формы «Хорошо темперированного клавира» были выбраны записи девяти исполнителей: Э. Фишер, Р. Тюрек, Г. Гульд, С. Рихтер, А. Хьюит, Е. Королёв, К. Лифшиц, Т. Феллнер, Т. Шван. В результате хронометрии было получено время звучания шести «главных» циклов из I тома, cis-moll, es-moll, f-moll, gis-moll, b-moll, h-moll. Суммарное время «главных» циклов у каждого исполнителя, общее время звучания всего клавира и некоторые соотношения этих данных. Результаты хронометрии I тома показали неожиданную упорядоченность значений времени, «главных» циклов в отношении общего времени звучания сборника. Шесть главных циклов в сумме занимают время от 38 до 48 % времени от звучания всего сборника, при ожидании формального значения в районе 25 %. «Хорошо темперированный клавир» Баха – многообразный сборник прелюдий и фуг разного масштаба нелинейной логики строения, с преобладанием кросс-связей между пьесами. Кросс-связи образуют гораздо больше комбинаций, их содержательный потенциал феноменально огромен. Таким образом, обеспечивается множество интерпретаций в современной исполнительской жизни произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бажанов Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.S. BACH'S WELL-TEMPERED CLAVIER I VOLUME: HISTORY AND TIMEKEEPING

In the center of the article is the most famous work of J.S. BachWell-Tempered Clavier” with the longest life on stage – 300 years. However, its properties and algorithms responsible for self-development, updating, relevance of content remain unknown. Among the reasons for the long existence of in concert practice, the content-thematic diversity of the work is presented, which increases the complexity of its structure, and the variety of interpretation options. To study the sound form of “Well-Tempered Clavier”, records of 9 performers were selected: E. Fischer, R. Tyurek, G. Gould, S. Richter, A. Hewitt, E. Korolev, K. Lifshitz, T. Felner, T. Schwan. As a result of chronometry, the sound time of six "main" cycles from 1 volume, cis-moll, es-moll, f-moll, gismoll, b-moll, h-moll. The total time of the "main" cycles for each performer, the total sound time of the entire “Well-Tempered Clavier” and some relationships of these data. The results of the chronometry of “Well-Tempered ClavierBach 1 volume showed an unexpected ordering of the time values of the "main" cycles in relation to the total sound time of the collection. Six main cycles in total take time from 38 to 48 % of the time from the sound of the entire collection, while waiting for a formal value in the region of 25 %. Bach's “Well-Tempered Clavier” is a diverse collection of preludes and fugues of various scales, non-nein logic of structure, with a predominance of crosslinks between plays. Crosslinks form many more combinations, their meaningful phenome potential is huge. Thus, many interpretations are provided in the co-temporal performance life of the work.

Текст научной работы на тему «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР И.С. БАХА I ТОМ: ИСТОРИЯ ИСПОЛНЕНИЯ И ХРОНОМЕТРИЯ»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 31-39 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 4, pp. 31-39 ISSN 2308-1031

© Бажанов, Н.С., 2024 УДК 781.2

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-31-39

ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР И.С. БАХА I ТОМ: ИСТОРИЯ ИСПОЛНЕНИЯ И ХРОНОМЕТРИЯ

Н.С. Бажанов1

1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. В центре статьи находится самое известное произведение И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир», обладающий самой продолжительной жизнью на сцене - 300 лет. Однако его свойства и алгоритмы, ответственные за саморазвитие, обновление, актуальность содержания, остаются неизвестными. Среди причин длительного существования клавира в концертной практике рассматривается содержательно-тематическое разнообразие произведения, что увеличивает сложность его структуры и варианты его интерпретации. Для изучения звуковой формы «Хорошо темперированного клавира» были выбраны записи девяти исполнителей: Э. Фишер, Р. Тюрек, Г. Гульд, С. Рихтер, А. Хьюит, Е. Королёв, К. Лифшиц, Т. Феллнер, Т. Шван. В результате хронометрии было получено время звучания шести «главных» циклов из I тома, cis-moll, es-moll, f-moll, gis-moll, b-moll, h-moll. Суммарное время «главных» циклов у каждого исполнителя, общее время звучания всего клавира и некоторые соотношения этих данных. Результаты хронометрии I тома показали неожиданную упорядоченность значений времени, «главных» циклов в отношении общего времени звучания сборника. Шесть главных циклов в сумме занимают время от 38 до 48 % времени от звучания всего сборника, при ожидании формального значения в районе 25 %. «Хорошо темперированный клавир» Баха - многообразный сборник прелюдий и фуг разного масштаба нелинейной логики строения, с преобладанием кросс-связей между пьесами. Кросс-связи образуют гораздо больше комбинаций, их содержательный потенциал феноменально огромен. Таким образом, обеспечивается множество интерпретаций в современной исполнительской жизни произведения. Ключевые слова: Хорошо темперированный клавир, Бах, музыкальное время, звучание музыкального произведения, сравнительный анализ исполнений, музыкальная хронометрия, темп Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бажанов Н.С. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха I том: история исполнения и хронометрия // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 31-39. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-31-39.

I.S. BACH'S WELL-TEMPERED CLAVIER I VOLUME: HISTORY AND TIMEKEEPING

N.S. Bazhanov1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. In the center of the article is the most famous work of J.S. Bach "Well-Tempered Clavier" with the longest life on stage - 300 years. However, its properties and algorithms responsible for self-development, updating, relevance of content remain unknown. Among the reasons for the long existence of in concert practice, the content-thematic diversity of the work is presented, which increases the complexity of its structure, and the variety of interpretation options. To study the sound form of "Well-Tempered Clavier", records of 9 performers were selected: E. Fischer, R. Tyurek, G. Gould, S. Richter, A. Hewitt, E. Korolev, K. Lifshitz, T. Felner, T. Schwan. As a result of chronometry, the sound time of six "main" cycles from 1 volume, cis-moll, es-moll, f-moll, gis-moll, b-moll, h-moll. The total time of the "main" cycles for each performer, the total sound time of the entire

"Well-Tempered Clavier" and some relationships of these data. The results of the chronometry of "Well-Tempered Clavier" Bach 1 volume showed an unexpected ordering of the time values of the "main" cycles in relation to the total sound time of the collection. Six main cycles in total take time from 38 to 48 % of the time from the sound of the entire collection, while waiting for a formal value in the region of 25 %. Bach's "Well-Tempered Clavier" is a diverse collection of preludes and fugues of various scales, non-nein logic of structure, with a predominance of crosslinks between plays. Crosslinks form many more combinations, their meaningful phenome potential is huge. Thus, many interpretations are provided in the co-temporal performance life of the work.

Keywords: Well-tempered clavier, Bach, musical sound, sound of musical work, comparative analysis of performances, musical chronometry, tempo

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Bazhanov, N.S. (2024), "I.S. Bach's Well-Tempered Clavier I volume: history and timekeeping", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 4, pp. 31-39. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-31-39.

Девятого августа 2022 г. из-за пандемии Соу1ё-19 незаметно прошел юбилей уникального произведения мировой музыкальной культуры1. Исполнилось 300 лет создания И.С. Бахом I тома сборника «Хорошо темперированный клавир» (ХТК). С уверенностью можно утверждать, что среди современного актуального репертуара данный сборник - рекордсмен-долгожитель. Еще при жизни И.С. Баха это было самое известное его сочинение. А. Швейцер утверждает: «"Хорошо темперированный клавир" в сравнении с другими произведениями был более всего распространен» (1965, с. 170).

Наш соотечественник, музыкальный критик Вячеслав Гаврилович Каратыгин (1875-1925) написал в 1910 г. о музыке И.С. Баха: «Зилоти... исполнил целый ряд произведений этого гения, совершенно исключительно неспособного когда-нибудь устареть» (1910).

Вполне естественно возникает вопрос

0 причинах столь длительной популярности ХТК Баха в музыкальной культуре, что можно считать одной из тем данной статьи.

Исследования хронологии творчества Баха показывают, что оба тома ХТК не были сочинены последовательно, пьеса за пьесой. В частности, 11 прелюдий из

1 тома ХТК в первоначальных вариантах содержатся в Клавирной книжке Фри-демана Баха 1720 г. (Шабалина Т., 1999, с. 149). Прелюдия до-диез мажор писалась

в до мажоре, но затем Бах изменил ее тональность, просто дописав к ключу семь диезов и проставив знаки альтерации (Мильштейн Я., 1967, с. 261).

Так возникает сомнение относительно последовательной целостности содержания ХТК Баха. Если идея создать сборник прелюдий и фуг во всех тональностях была главной, то остальные взаимосвязи циклов из прелюдий и фуг могут иметь логику кросс-связей, т.е. однотипные циклы разнесены и перемежаются друг с другом.

Следующая проблема. Насколько мыслил И.С. Бах два тома ХТК отдельными и независимыми друг от друга? Если они взаимосвязаны, то современный опыт соединения одноименных мажорных и минорных прелюдий и фуг, из двух томов Константином Лифшицем и еще ранние перестановки прелюдий и фуг между томами Ф. Бузони (Мильштейн Я., 1967, с. 27) имеет исторические и содержательные основания.

Перейдем к звукозаписям ХТК И.С. Баха и приведем хронологическую таблицу исполнений ХТК Баха (табл. 1)2.

По состоянию на 2013 г. было задокументировано более 150 записей ХТК (Bach Cantatas Website «Well-Tempered Clavier Book 1, BWV 846-869 Recordings - Part 1»).

Сравнивая исполнение ХТК в течение почти 90 лет на основе звукозаписей, можно обнаружить два типа исполнений. Первый - служил целям роста личного

Таблица 1. Хронология исполнений ХТК, записанных фирмами звукозаписи Timeline of WTC performances recorded by record companies

№ п/п Исполнитель Год Фирма

1 Edwin Fischer 1933, 1936 EMI, Pearl, Naxos Historical

2 Walter Gieseking 1950 DG CDs 429 929-2GDO3; Arkadia 78589 CDs

3 Rosalyn Tureck 1952,1953 DG (CD reissue). Rec. in NYC

4 Samuel Feinberg 1959 Russian Disc (4 CD set); Arlecchino. Artia LPs

5 Arthur Loesser 1964 Cleveland Institute of Music, 6 LPs.

6 Joao Carlos Martins (Ist) 1964 Connoisseur Society. (Rec. at Manhattan Towers Hotel)

7 Eunice Norton 1967 Noivard CDs (4). Orig. Golden Triangle Records LPs

8 Glenn Gould 1968, 1971 CBS/Sony

9 Jorg Demus (Ist) 1970 Musical Heritage Society OR 443-447 (5 LPs). Now at mp3.com

10 Tatiana Nikolayeva 1971, 1973 SCRIBENDUM SC 026

11 Friedrich Gulda 1972,1973 Philips (rec. MPS-Tonstudio, Villingen, Germany)

12 Sviatoslav Richter 1972, 1973 RCA (4 CD set). Chant du monde, Russian Revelation Salzburg

13 Rosalyn Tureck 1975, 1976 BBC Legends 4109, 4116 (Rec. BBC Studios, London)

14 Angelica Morales von Sauer 1981 Orion ORS 81415-81420 (6 LPs). Rec. Steinway Hall, LA

15 Joao Carlos Martins (2nd) 1981, 1983 Concord

16 Andras Schiff 1984, 1985 London

17 Tatiana Nikolayeva 1984 Olympia (4 CD set. Rec in Tokyo)

18 Bernard Roberts 1988 Nimbus CDs

19 Robert Riefling 1988 Simax CDs

20 Edward Aldwell 1990 Nonesuch CDs

21 Vladimir Feltsman 1993, 1996 Music Masters; now on MHS 545738T (4 CD set)

22 Enrica Cavallo 1994, 1995 Dynamic #113/1-4 (Italy. 4 CD-set. Rec. in Genoa)

23 Jeno Jando 1995 Naxos

24 Valery Afanassiev 1995 Denon CDs

25 Angela Hewitt 1997, 1999 Hyperion

26 David Korevaar 1999, 2000 Musicians Showcase CDs

27 Sergey Schepkin 1999 Onagaku CDs

28 Jorg Demus (2nd) 2000

29 Evgeni Koroliov 2001, 2002 Tacet

30 Daniel Barenboim 2004, 2005 Warner Classics (5 CDs)

31 Michael Levinas 2004 Accord ACRD4761054 (5 CDs)

32 Vladimir Ashkenazy 2006 Decca 475 6832 2 DX3 (3 CDs)

33 Konstantin Lifschitz 2008 Band I & II BWV 846-893 Label: VAI,

34 Thomas Schwan 2019 Band I & II BWV 846-893

мастерства и совершенствования пиа Второй тип, при тех же свойствах, был ниста. Он не оставил новую страницу «новаторским», он раскрывал в произв истории жизни великого полифониче- ведении новые, неизвестные качества. ского произведения И.С. Баха. В пределах самостоятельного существо-

вания (много позже смерти композитора) произведение распространялось в глубину интерпретационного поля, обнаруживая новые исполнительские возможности, принципы организации выразительных средств, формы и содержательные горизонты. Это были исполнительские ступени восхождения к современному пониманию Баха, - в парадоксальном смысле «выдающегося композитора XXI века».

Наиболее значительный вклад в историю исполнения ХТК Баха внесли следующие пианисты.

Эдвин Фишер (Edwin Fischer) (18861960) - швейцарский пианист, дирижер, педагог, записал ХТК в 1933, 1936 гг. Это исполнение навсегда останется в истории исполнительского искусства как первая звукозапись всего ХТК. Таким образом, Э. Фишер открывает славную историю звукозаписи исполнения всего ХТК И.С. Баха.

Розалин Тюрек (Rosalyn Tureck) (1914-2003) - выдающаяся американская пианистка, произвела переворот в пианистической культуре второй половины ХХ в. По существу, она вывела исполнение Баха, и в частности ХТК на концертную эстраду. В 1935 г. она впервые в концертной практике в серии концертов сыграла все клавирные произведения И.С. Баха.

Глен Гульд (Glenn Gould) (1932-1982). Среди исполнителей ХТК Глен Гульд занимает особое место. С его именем связаны самые значительные изменения в исполнении И.С. Баха в XX в. Результатом интерпретации Гульда стало предельно ясное, чистое голосоведение и контрапунктические вертикали соединения голосов полифонии.

Открытие Глена Гульда состояло в новой артикуляции, что оказало огромное влияние на исполнительское искусство XX в. Особенности звучания тоноперехо-дов в исполнении Гульда стали резервом интонационной насыщенности, высокой событийности в интонировании музы-34

кальных произведений пианистами современности.

Святослав Рихтер (Sviatoslav Richter) (1915-1997). Записи двух томов ХТК в исполнении Святослава Рихтера подтверждают его статус величайшего пианиста в истории фортепианного искусства. Достаточно прослушать шедевры подобные циклам прелюдий и фуг I тома (cis-moll; es-moll; b-moll, h-moll).

Рихтер начал разучивать ХТК со II тома в юности, в 1945 г. освоил I том (Монсен-жон Б., 2002, с. 56), в 1969 г. вышла грамзапись ХТК в отечественной фирме «Мелодия», в 1973 г. фирма RCA выпустила 4 CD (запись - август / сентябрь 1972, февраль 1973 г., Зальцбург).

Анджела Хьюитт (Angela Hewitt) (р. 1958) - канадская пианистка, признанная музыкальной критикой и обозревателями концертной жизни одним из лучших интерпретаторов Баха. А. Хьюитт стала победителем Международного конкурса Дж. Виотти в 1978 г. и Международного конкурса Баха в Торонто в 1985 г. А. Хьюитт записала полный ХТК в 1997-1999 гг. на фирме «Hyperion». В мировом турне (август 2007 - октябрь 2008) она исполнила «Хорошо темперированный клавир» Баха (в рамках одного концерта) в 58 городах, в 21 стране, на шести континентах.

Евгений Королев (Evgeni Koroliov) (р. 1949) обучался в Московской консерватории у Льва Оборина и Льва Наумова. Евгений Королев выиграл многочисленные призы на международных соревнованиях таких, как конкурс Вана Клиберна в 1973 г. и Гран-при конкурса Клары Хаскил в 1977 г. Особо следует отметить победу на Лейпцигском конкурсе Баха в 1968 г.

Константин Лифшиц (Konstantin Lifschitz) (р. 1976) играет оба тома ХТК (48 прелюдий и фуг) вместе. Он исполняет прелюдии и фуги в одной тональности, из каждого тома вместе, по порядку (С-dur, I, II том, c-moll I, II том и т.д.). Тем самым

он подчеркивает единство двух частей ХТК как единого опуса в 24 тональностях. Во время записи К. Лифшиц исполнил оба тома наизусть за один день. Запись выпущена на DVD в США Международным фортепианным фестивалем в Майами (звукозаписывающая фирма VAI).

Тилль Феллнер (Till Fellner) родился в Вене в 1972 г. Он учился в государственной консерватории Вены у Хелены Зе-до-Штадлер и впоследствии занимался с Альфредом Бренделем. Тилль Феллнер завоевал первый приз на Международном конкурсе имени Клары Хаскил в швейцарском городе Веве в 1993 г. Он признанный критиками исполнитель И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и Ф. Листа. Том I «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха он записал в 2004 г., а Инвенции и симфонии в 2009 г.

Томас Шван (Thomas Schwan) (р. 1985) - пианист и композитор, родился в Милане. Он завоевал первую премию на Всемирном конкурсе Баха в Боулдере, штат Колорадо (2020).

По-видимому, существует множество причин востребованности ХТК Баха в исполнительской практике музыкального искусства. Более всего для характеристики ХТК подходит слово «многообразие», если более пространно «единство во многом». Перечислим обобщенную тематику ХТК: (1) пример использования строя равномерной темперации; (2) содержательные характеристики тональностей; (3) возможная религиозная библейская программа циклов; (4) школа игры на клавишных инструментах; (5) техническая школа беглости, состоящая из некоторых виртуозных прелюдий ХТК; (6) учебник клавирной полифонической техники;

(7) жанровая проблема сочетания и взаимодополнений более гомофонной прелюдии и полифонической фактуры фуги;

(8) сочетание выразительной, характерной интонации и вертикальной стройности контрапункта; (9) музыкальная

семантика, символика интервалов, чисел, ступеней; (10) религиозно-отрешенное содержание и светский контекст современного концертного исполнения; (11) обобщенная религиозная поэтика (утешение, сострадание, покаяние...). И этот перечень далеко не полный. Книги, статьи о ХТК, своей численностью и рубриками подтверждают многообразие этого уникального памятника музыкального искусства. Следовательно, ХТК имеет множественное типологическое содержание.

Подчеркнем, что в соответствии с перечисленными выше содержательными направлениями каждый раз прелюдии и фуги Баха будут образовывать новую комбинацию пьес, новое единство. Как утверждает И. Стравинский «единство есть гармония многообразия, упорядочивание множественности» (2021, с. 55). Следовательно, первое наиважнейшее качество ХТК Баха - гармония многообразия.

Второе существенное качество ХТК заключается в его минимальной общей тематике. Речь идет о свойстве, которым обладают все без исключения 48 прелюдий и фуг. Тотальное свойство обоих томов ХТК касается двух достаточно формальных качеств - подчинение всех пьес логике темперации во всех тональностях и логике полифонического жанра прелюдии и фуги. Все остальные качества и содержательная тематика имеют ограниченный перечень избранных пьес. Во всех остальных обобщенных, тематических проявлениях прелюдии и фуги И.С. Баха образуют разные типы. Невозможно подобрать некоторого единства всех пьес из двух томов подряд. Это действительно сборник, но не цикл пьес подобных циклам Р. Шумана или «Картинкам с выставки» М. Мусоргского, с одним общим содержанием для всех пьес.

Пьесы сборника ХТК с одним типом содержания идут не подряд одна за дру-

гой, а разделены другими типами. Так возникают кросс-связи, нерядоположные взаимосвязи частей на расстоянии, минуя иные типы, пропуская ряд частей. Взаимодействие кросс-связей композиции принципиально отличается от линейных взаимодействий частей некоторого объекта. Кросс-связи элементов целого образуют гораздо больше комбинаций и сочетаний, их содержательный потенциал феноменально огромен. Таким образом обеспечивается множество интерпретаций в будущей исполнительской жизни произведения.

* * *

Музыкальная хронометрия - измерение временной стороны исполнения имеет весьма солидную историю. Одним из первых музыкальной хронометрией занимался Михаэль Преториус (15711621), он сопоставлял показания часов (четверть часа) и число тактов прозвучавшего музыкального произведения, чтобы лучше высчитывать и составлять церковные службы (Копчевский Н., 1986, с. 25).

Хронометрия музыкальных произведений является традиционным направлением теории исполнительского искусства (Комаровских Г., 2014; Назайкинский Е., 1965), основанным на измерении времени звучания музыкального произведения. Относительно которого, следует сделать методологическое «предуведомление». При интерпретации результатов, необходимо постоянно помнить интегративную природу и структуру этого времени.

Время звучания произведения состоит из наличия или отсутствия повторов частей (композиционное время) + изменения темповых профилей (каждотоновый), (интонационный), (фразировочный), (ритмический), (метрический), (агогиче-ский). Интерпретируя данные времени в табл. 2, надо учитывать, что в уртексте 1 тома ХТК Баха, в последней прелюдии Ь-шоН, И.С. Бах, единственный раз, по-36

ставил в нотах знаки повторения для 1 и 2 части прелюдии. (См. Johann Sebastian Bach. Urtext. The Well-Tempered Clavier. Part 1. Edited by Ernst Gunter Heinemann. G. Henle Verlag). Тюрек, Рихтер, Королёв, Лифшиц, Хьюит играют повторы указанные Бахом, Фишер, Гульд, Феллнер, Шван исполняют прелюдию без повторений.

В табл. 2 показаны результаты времени звучания циклов прелюдий и фуг у различных пианистов. Здесь же приведены измерения и сопоставление частей и фрагментов I тома ХТК.

В измерениях были использованы фонограммы исполнения девяти пианистов: Э. Фишер (1933), Р. Тюрек (1952), Г. Гульд (1968), С. Рихтер (1972), А. Хьюит (1997), Е. Королёв (2001), Т. Феллнер (2004), К. Лифшиц (2008), Т. Шван (2019). Кроме того, были отобраны шесть наиболее интонационно богатых циклов и на девяти фонограммах исполнителей ХТК измерена продолжительность звучания. Так, суммарное время интерпретации шести центральных по содержанию циклов: cis-moll, es-moll, f-moll, gis-moll, b-moll, h-moll, в крайних значениях располагается от 41 мин 02 с у Глена Гульда до 58 мин 03 с у Святослава Рихтера (см. табл. 2). Таким образом, разница времени исполнения шести циклов в сумме составила 17 мин!

Если привязать звучание шести циклов к общему времени исполнения ХТК каждым пианистом и выразить значение времени процентами, результаты оказываются достаточно близкими. У пяти исполнителей (Э. Фишер, Р. Тюрек, Е. Королев, Т. Феллнер, Т. Шван) разница в длительности исполнений шести циклов не превышает 2 % (от 40 до 42 %) (см. табл. 2). Столь большие масштабы указанных шести циклов 40 вместо 25 % при формальных пропорциях объясняются их особым содержательным смыслом. Масштабы этих циклов указывают на значительное их содержание в ХТК и во всех девяти интерпретациях.

Таблица 2. Время исполнения циклов ХТК Баха и его частей (мин. с) Execution time of Bach WTC cycles and its parts (min. sec)

Тональность цикла Фишер 1933 Тюрек 1952 Гульд 1968 Рихтер 1972 Хьюит 1997 Королёв 2001 Лифшиц I том 2008 Феллнер 2004 Шван 2019

cis-moll 7.25 8.13 5.49 9.46 8.14 10.30 6.55 6.39 9.17

es-moll 8.03 11.27 8.53 11.09 9.08 10.16 10.41 9.44 10.26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f-moll 6.09 6.50 8.19 7.37 7.01 7.21 6.22 6.39 8.03

gis-moll 4.46 4.56 3.11 4.59 3.34 5.33 3.39 5.16 5.04

b-moll 6.41 6.47 9.05 6.57 6.57 7.00 6.52 6.41 8.23

h-moll 9.07 13.11 6.03 15.35 11.29 14.36 12.46 11.58 11.01

Итого, % 42.11 41 51.24 40 41.02 38 58.03 48 46.13 38 55.16 42 47.15 * 46.57 41 52.14 42

Общее 103.18 129.06 107.09 120.04 118.09 129.27 * 114.55 125.21

время исполнения ХТК 1 т. / С-dur -f-moll № 1-12 /55.05 /64.54 /55.01 /59.50 /58.46 /62.52 /55.01 /62.09

Циклы Cis, Es, F/ Gis, B, H 21.37 /20.34 26.30 /24.54 23.01 /18.17 28.02 /27.07 24.21 /22.00 28.07 /27.09 * 23.29 /23.55 27.46 /24.28

* К. Лифшиц исполняет все мажорные и минорные циклы из двух томов одновременно, что исключает возможность хронометрии отдельно каждого тома ХТК.

Исходя из данных музыкальной хронометрии, совмещенных с аудитивным анализом, можно утверждать, что любое музыкальное произведение имеет зонную природу темпа корректного содержательного исполнения. Выход за пределы корректной темповой зоны с чрезмерно быстрым темпом приводит к недостаточной интонационной выразительности. Поспешное интонирование сокращает выразительность интонации. Выход из корректной темповой зоны с чрезмерно медленным темпом разрушает целостность интонации, когда исчезают интонационные взаимосвязи между тонами.

Возможно, что Глен Гульд исполнял произведения в формально изолированных от природы интонирования темпах. Данный вариант интерпретации ХТК Г. Гульдом (CBS/Sony 1968) сохранил свидетельства множественных непопаданий

в интонационно естественные темпы. Исходя из данных хронометрии, Г. Гульд устанавливает четыре «антирекорда быстрых исполнений» самых глубоких, значительных и масштабных циклов И.С. Баха cis-moll (5.49), gis-moll (3.11), h-moll (6.03) и шесть шедевров Баха в сумме времени (41.02). Вместе с Э. Фишером (103.18, запись 1933 г.) ему потребовалось мало времени и на весь ХТК целиком (107.09) (см. табл. 2). Одновременно с этим Г. Гульд в сумме времени медленнее всех остальных пианистов исполняет прелюдию и фугу B moll (9.05). Напомним, что «противостоят» его трактовке восемь исполнителей, включая С. Рихтера, из которых трое Р. Тюрек, А. Хьюит, Е. Королев имеют в репертуаре всего клавирного Баха и вместе с Т. Шваном (лауреат Всемирного конкурса Баха) обладают множеством меж-

дународных премий за исполнение его произведений.

Удивительно, но продолжительность исполнения Прелюдии и Фуги е8-шо11 у Р. Тюрек, С. Рихтера, Е. Королева, К. Лифшица, Т. Швана различается меньше, чем на минуту. Создается мистическое впечатление, что исполнители в разных городах и странах на протяжении 67 лет руководствовались единым «метрономом» под названием нормы интонирования ХТК Баха.

Табл. 2 показывает, что какой-либо исторической тенденции замедления темпов исполнения ХТК у перечисленных пианистов из данной выборки не наблюдается.

Факты совпадений времени исполнения обнаружены в композиции исполнительских форм ХТК Баха. Окончание цикла прелюдии и фуги £-шо11 делит время звучания ХТК на две половины - 12+12 прелюдий и фуг. Здесь и начинаются «чудеса» исполнительского хроноса (см. табл. 2). В строке 10 показано время последовательного звучания двух половин ХТК. В строке 11 - сумма времени звучания трех больших циклов из первой половины (а8-шо11, е8-шо11, £-шо11) и трех больших циклов из второй половины ХТК ^Б-шоП, Ь-шо11, Ь-шо11). Эти прелюдии и фуги, идущие не подряд, а перемежаясь мажорными циклами, тем не менее, обнаруживают в индивидуальных исполнениях близкие временные масштабы.

Вызывает удивление почти идеальное совпадение двух половин циклов прелю-

дий и фуг у Розалины Тюрек, при времени исполнения I тома ХТК более 2 ч (129.06), разница между двумя половинами сборника составила 42 с! В некоторых исполнениях у одного и того же пианиста можно обнаружить равновесие и симметричность масштабно-временных структур ХТК.

Время исполнения музыкального произведения есть особая категория в теории исполнительского искусства. В ней интегрируются исполнительские темпы, индивидуальные особенности интонирования, проявляются интерпретационные концепции, сказываются исполнительские композиционные схемы.

Совпадение некоторых измерений времени звучания прелюдий и фуг И.С. Баха в I томе ХТК опосредовано указывает на сокрытые мощные регуляторы и организаторы порядка в этом уникальном сочинении. Темп исполнение центральных циклов I тома у большинства исполнителей в период звукозаписи за 70 лет располагается в довольно узкой зоне временных значений. Природа этих ограничивающих алгоритмов, записанных И.С. Бахом, и переданных в скрытом виде пианистам будущего, еще полностью не раскрыта.

Попытки свести и объяснить все содержание сборника ХТК Баха нумерологией, символами, темами хоралов, библейскими сюжетами оказались несостоятельными. ХТК по-прежнему остается сложнее и загадочнее своего понимания современным музыкальным миром.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Хронограф жизни и творчества Иоганна Себа- 2 Bach Kantatas Website. URL: https://bach-

стьяна Баха / сост., вступ. ст. и коммент. Т. Шабали- cantatas.com/NVD/BWV846-869-Rec1.htm (дата об-ной. СПб.: Северный олень, 1997. С. 22. ращения: 20.05.2024).

ЛИТЕРАТУРА

Каратыгин В.Г. Музыка в Петербурге // Апол-лонъ. 1910. № 12.

Комаровских Г.В. Владимир Софроницкий и Альфред Корто исполняют Патетический этюд Скрябина (анализ темпоритмических графиков) // Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен: Сб. ст. СПб., 2014. C. 199-206.

Копчевский Н.А. Клавирная музыка: Вопросы исполнения. М.: Музыка, 1986. 96 с.

Мильштейн Я.И. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха. М.: Музыка, 1967. 393 с.

Монсенжон Б. Рихтер. Диалоги - Дневники. М.: Классика XXI век, 2002. 480 с.

Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965. 95 с.

Стравинский И.Ф. Музыкальная поэтика. В шести лекциях. М.: АСТ Publishers, 2021. 160 с.

Шабалина Т.В. Рукописи И.С. Баха: Ключи к тайнам творчества. СПб.: Logos, 1999. 440 с.

Швейцер Альберт. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965. 728 с.

REFERENCES

Karatygin, V.G. (1910), "Music in St. Petersburg", Apollon, no 12. (in Russ.)

Komarovskikh, G.V. (2014), "Vladimir Sofronitsky and Alfred Korto perform Scriabin's Pathetic Study (analise of tempo charts)", Muzykal'noe obrazovanie v sovremennom mire: dialog vremen [Music education in the modern world: a dialogue of the times], Saint Petersburg, pp. 199-206. (in Russ.)

Kopchevskii, N.A. (1986), Klavirnaya muzyka: Voprosy ispolneniya [Clavier music: Performance issues], Muzyka, Moscow, 96 p. (in Russ.)

Mil'shtein, Ya.I. (1967), Khorosho temperirovannyi klavir I.S. Bacha [The well-tempered clavier of J.S. Bach], Muzyka, Moscow, 393 p. (in Russ.)

Monsenzhon, B. (2002), Rikhter. Dialogi - Dnevniki [Richter. Dialogues - diaries], Klassika XXI vek, Moscow, 480 p. (in Russ.)

Nazaikinskii, E.V. (1965), O muzykalnom tempe [On musical tempo], Muzyka, Moscow, 95 p. (in Russ).

Shabalina, T.V (1999), Rukopisi I.S. Bakha: Klyuchi k tainam tvorchestva [Manuscripts of J.S. Bach: Keys to the secrets of creativity], Logos, Saint Petersburg, 440 p. (in Russ.)

Shveitser, A. (1965), Iogann Sebast'yan Bakh [Johann Sebastian Bach], Muzyka, Moscow, 728 p. (in Russ.)

Stravinskii, I.F. (2021), Muzykalnaya poetika. V shesti lektsiyakh [Musical poetics. In six lectures], AST Publishers, Moscow, 160 p. (in Russ.)

Сведения об авторах

Бажанов Николай Сергеевич, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки E-mail: [email protected]

Authors Information

Nikolay S. Bazhanov, D. Sc. (Art Criticism), Professor of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 14.07.2024 После доработки 28.10.2024 Принята к публикации 14.11.2024

Received 14.07.2024 Revised 28.10.2024 Accepted for publication 14.11.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.