8
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 316
Л.Л. Геращенко
ХОЛОКОСТ В АСПЕКТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ:
ГРЕЧЕСКИЕ ИЗРАИЛЬТЯНЕ В ПРЕДДВЕРИИ ХОЛОКОСТА
Актуальность данной статьи связана с тем, что при всем разнообразии и порой противоречивости приводимых тех или иных сведений, связанных с холокостом, незыблемым и очевидным для всех является одно: сохранение в памяти людей холокоста и осознание всеми необходимости недопущения подобной трагедии.
Ключевые слова: холокост в Салониках, греческие израильтяне, холокост в искусстве, история, культура.
Актуальность данной статьи связана с тем, что тема холокоста, столь многократно обсуждаемая в «желтой» прессе и дискутируемая в научной литературе, столь же многократно подвергалась искажению. К сожалению, мы располагаем историческими данными, объективность которых проверить не можем, что составляет безусловную уязвимость данной работы, однако открывает перспективы для глубокого научного исследования. Отметим, что при всем разнообразии и порой противоречивости приводимых тех или иных сведений, связанных с холокостом, незыблемым и очевидным для всех является одно: сохранение памяти о холокосте и осознание всеми необходимости недопущения подобной трагедии. Как известно, художественное осмысление холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве - это один из путей предотвращения подобных явлений в истории человечества, а также откровенно-субъективное, но эмоционально-яркое отражение тех или иных фрагментов холокоста в истории разных стран.
Данная статья посвящена одной из страниц холокоста, которая исследуется нами в контексте произошедших событий в Салониках. Предваряя глобальное освещение данной темы, отметим, что израильтяне в Греции пользовались достаточной свободой и уважением. Интересно, что даже лица, не принадлежащие к израильтянам, проживающим в Салониках, не употребляют слово «евреи», но именуют своих сограждан «израильтяне». По сей день они хранят свободу вероисповедания, а в национальном музее можно встретить фотографии, запечатлевшие страшные страницы холокоста в Салониках. Однако вернемся к началу истории израильтян в Греции, чтобы представить более полное ощущение того, что произошло.
Согласно традиции, передающейся из уст в уста, начиная с 140 г. до н. э., когда город находился под властью римлян, в Салониках жили евреи, главным образом выходцы из Александрии. Римские власти предоставили салоникской диаспоре автономию, что способствовало ее росту и бурному процветанию начиная с 1 в. до н. э. Израильтяне, проживающие в Салониках, говорили на греческом языке, носили греческие имена, жили в квартале, расположенном недалеко от порта, и поддерживали торговые связи со многими районами Средиземноморья. Основная их часть проживала на улице, которая в переводе с греческого означает «цветение, процветание». Впоследствии, спустя многие века, израильтяне снова строили дома на той же улице. Потомки богатых израильтян, которые пережили холокост прошлого века, говорят, что это была одна из самых красивых и богатых улиц города, в настоящий момент домов, в которых жили израильтяне, нет, однако они многократно запечатлены на картинах, написанных израильскими и греческими художниками.
Как мы уже отмечали, у греческих израильтян не было вынужденной необходимости принимать христанство. Известно, например, что в 50-х гг. I в. н. э. в синагоге Салоник трижды проповедовал Павел из Тарса, однако эти выступления были встречены большинством израильского населения враждебно, и Павлу пришлось покинуть город. Отметим также, что после того как в первой половине IV в. христианство стало государственной религией Римской империи, положение израильтян Салоник несколько ухудшилось. История хранит страницы времен владычества императоров Юстиниана I и Ираклия, которые несколько раз подвергали гонениям израильтян. Древние источники, к сожалению, не сохранившиеся, но передаваемые из уст в уста современными израильтянами, хранят информацию о том, что Василий I Македонянин (867 - 886) и Лев III Исавр (717 - 741) под угрозой смерти или изгнания вынуждали израильтян принять христианство. Известно также, что попытки насильственной христианизации прекратились лишь во второй половине X в.
Приводя данные сведения, мы подчеркиваем их субъективность, поскольку греческие источники отсутствуют, во времена многократных пожаров в Салониках были уничтожены многие библиотеки и документы. Однако уважение к своим корням и традициям, хранимое лучшими представителями
Холокост в аспекте художественного осмысления. ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
____________9
2012. Вып. 2
данного народа, позволяет нам прислушаться к тому, что сегодня хранится и пишется в израильком музее в Салониках. В частности, там упоминается о том, что в конце XI в. император Алексей I Комнин (1081-1118) освободил народ от уплаты налогов, данное событие совпало с подготовкой израильтян к пришествию пророка Илии, чудес которого в то время здесь очень ждали. Причем ждали настолько серьезно, что оставили свой, говоря современным языком, процветающий бизнес и решили вернуться в Эрец-Исраэль. Однако подчеркиваем, что документальных данных о реализации этих намерений не сохранилось.
В 1169 г. в Салониках жили 500 израильских семей, которые составляли основную богатую часть населения. Интересно, что экономическое благополучие всегда сопровождало израильтян в Салониках: и во времена их преследований крестоносцами, и когда правитель Эпирского царства Феодор Ангел, под властью которого Салоники находились с 1223 г. или 1224 г. по 1230 г., объявил иудаизм вне закона. Народ умел жить хорошо и вписываться в любой исторический и культурный контекст. И вплоть до холокоста, произошедшего в середине прошлого века, надо отметить, израильтянам это успешно удавалось. Израильские купцы, живущие в Салониках, поддерживали деловые контакты со многими странами, торговали шелком, золотом. Их очевидное процветание привлекло в этот город соотечественников из других стран, и с 14 в. в Салоники начали стекаться израильтяне из Центральной, Западной и Южной Европы, из Германии, Франции, Италии. Отметим, что основную часть населения составляли романиоты, которые составлявляли основную часть еврейского населения. Однако сами романиоты не афишируют свое происхождение и на вопрос о своих израильских корнях искренне отвечают только своим соотечественникам.
В эти и последующие годы израильтяне города, как и христиане, получили статус зимми, обеспечивавший им, в частности, свободу вероисповедания и экономической деятельности. Отметим в данной связи существенный поворот в греческой истории этого народа: с 1430 г. Салоники, занятые турецкими войсками, стали владением Османской империи. Поскольку израильтяне города имели право на свободу вероисповедания и полную экономическую автономию, в Салоники стекалось каждый день огромное количество израильтян из разных стран. В конце XV - первой половине XVI в. Салоники стали убежищем для значительной части израильтян, изгнанных из Испании, Португалии, Прованса, Сицилии, Сардинии, Южной Италии, к 1553 г. их количество достигло двадцати тысяч человек. Салоники стали не только одним из крупнейших израильских центров Средиземноморья, но и первым и единственным городом средневековой Европы, где этот народ составлял большинство населения.
Трудно объективно представить те страницы истории этого народа в Салониках, которые отсутствуют, их можно лишь восстановить по тем истинно художественным источникам, которые сохранили потомки, вначале эмигрировавшие в другие страны, а впоследствии возвратившиеся на родину. Нам были представлены также фотографии, представляющие собой компиляцию картин и домыслов их создателей, а также некоторые пожелтевшие страницы, написанные на древнем языке этого народа, который не называет себя евреями в связи с тем, что слово это в переводе с их языка имеет не очень деликатный смысл. Уважая традиции любого народа, и этого, в частности, мы следуем их традициям, отмечая свойственный ему полет фантазии, никогда не прекращаемое экономическое изобилие, а также великолепные умственные способности. Сочетанием указанных выше качеств и были порождены величайшие творения в искусстве, запечатлевшие страницы холокоста, о которых повествуют мировая история и культура.
Поступила в редакцию 02.03.12
L.L. Geraschenko
Holocaust in the aspect of artistic perception. Greek Israelis on the threshold of Holocaust
The data related to Holocaust is varied and, now and then, inconsistent but it is a fact that people remember the Holocaust and realize the necessity to prevent such a tragedy in the future. The relevance of the article is determined by said firm fact which is evident for everybody.
Keywords: Holocaust in Salonika, the Greek Israelis, the Holocaust in art, history, culture.
Геращенко Лариса Леонидовна, доктор философских наук, профессор Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК) 129226, Россия, г. Москва, ул. В.Пика, д. 3 E-mail: l-geraschenko@yandex.ru
Geraschenko L.L., doctor of philosophy, Russian State Insititute of Cinematography Russia, Moscow, 129226 Wilhelm Pieck st., 3 E-mail: l-geraschenko@yandex.ru