118
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 316.7 Л.Л. Геращенко
ХОЛОКОСТ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Рассматривается тема холокоста в современном кинопроизводстве.
Ключевые слова: холокост, культура, искусство, личность, кинематограф, документальное кино.
В современном кинопроизводстве сюжетной основой многих успешных фильмов становится борьба добра и зла, поэтому темы, иллюстрирующие самые драматичные моменты человеческой жизни, востребованы всегда, всегда подвержены критике и нередко опровергаемы. К числу одной из самых востребованных тем культуры и искусства относится тема холокоста, которая, при наличии большого числа исследований, крайне противоречива и неоднозначна.
Так, например, Меир Готтлиб, президент и управляющий студии Samuel Goldwyn Films, подчеркивает, что «холокост - это 6 миллионов невероятных судеб, а Г олливуд всегда жаждет хорошей истории». Ховард Субер, один из ведущих преподавателей и консультантов кино, профессор Калифорнийского университета утверждает, что все картины о холокосте - это интерпретации «самого великого в мире сюжета», суть которого заключается в том, что герой оказывается в определенной ситуации, угрожающей его жизни и благополучию, и вопреки обстоятельствам пытается из нее выйти.
По свидетельству Ховарда Субера, «как только на экране появляется нацистский штурмовик или свастика, публика знает, что ее ждет история спасения». Трудно не согласиться с тем, что такая история всегда работает, начиная с новорожденного Моисея, пущенного по Нилу, Иосифа и его братьев, до «Робинзона Крузо» и телесериала «Выживший». Эту мысль подчеркивает Субер, автор книги «Сила кино».
Поскольку наша работа имеет цель искусствоведческого и философского анализа, мы не принимаем во внимание ставшее в последнее время модным не вполне этичное объяснение, суть которого в том, что якобы некий еврейский корпус глав студий, продюсеров и режиссеров в Голливуде и в европейских центрах киноиндустрии склоняет мнение профессионалов в сторону фильмов об уничтожении 6 миллионов своих собратьев-евреев, чему и посвящает «фабрика грез» свои фильмы.
Мы не склонны разделять мнение относительно истинности такого заказа хотя бы потому, что «фабрика грез» - это мощная индустрия кино, ориентированная на прибыль, в ее цели не входит и никогда не входила пропаганда, но получение прибыли. Поскольку они снова и снова делают фильмы о холокосте, следовательно, эти картины прибыльны, а значит, востребованы и любимы зрителем.
В современной искусствоведческой литературе можно также встретить мнение об усталости современного зрителя от фильмов о холокосте и даже утверждение о том, что эта тема себя исчерпала. Не вступая в данном обосновании нашей темы ни с кем в искусствоведческую, историческую или идеологическую полемику, приведем следующие статистические данные:
• в 50-е гг. было снято 6 художественных фильмов, раскрывающих тему холокоста;
• в 60-е гг. их было снято 11;
• в 70-е гг. - 21 картина;
• в 80-е - 30 фильмов;
• в 90-е - 50 фильмов;
• с 2000 по 2011 г. снято более 60 фильмов.
Приведенные данные доказывают востребованность зрителем этих фильмов, что подтверждают также и полученные за эти картины «Оскары», на данный момент их 26.
«Холокост, - по мнению консультанта документального фильма «Воображаемое свидетельство: Голливуд и Холокост» Майкла Беренбаума, - это прежде всего переживание вечного. Мы соприкасаемся с жизнью и смертью один или два раза в жизни. А люди, пережившие эту трагедию, сталкивались со смертью каждый день».
Безусловно, вопрос о том, чем привлекает эта тема создателей таких картин и их зрителей, обсуждается довольно часто. Так, режиссер двух документальных фильмов о холокосте Марк Джонатан
Харрис утверждает, что эти картины привлекают зрителей попыткой осознать то, как бы они сами поступили на месте героев фильмов. Киноленты «Чтец», «Вызов», «Операция Валькирия», «Воскрешение Адама», «Мальчик в полосатой пижаме» и многие другие подтверждают это мнение. Геноцид еврейского народа во время Второй мировой войны был, есть и остается из года в год увеличивающимся предметом интереса знаменитой «фабрики грез».
Некоторые из исследователей этого непростого вопроса спрашивают себя: а если бы основатели Голливуда и их сегодняшние потомки не были евреями, а приехали бы из Руанды, Армении, Боснии и Дарфура, смотрели бы мы фильмы о геноциде в их странах? На наш взгляд, ответ на этот вопрос будет положительным именно потому, что трагедия холокоста, вне рамок истины или вымысла самой по себе этой истории, насыщена сильными эмоциями и заставляет зрителя испытывать их перед экраном; за них-то, собственно, и получают первые мировые призы авторы таких картин.
Остановимся, например, на следующей истории, которая вряд ли сможет кого-либо оставить равнодушным... На Нюрнбергском процессе советской стороной были предъявлены свидетельства, согласно которым из жира убитых немцы делали мыло. Симон Визенталь подробно описывал, как в последнюю неделю марта 1946 г. в румынской прессе появилось уникальное сообщение о том, что в маленьком румынском городке Фольмигени со всей торжественностью была совершена церемония погребения на еврейском кладбище 20 ящиков мыла...
Профессиональные мастера кино сразу свяжут фрагмент этого сюжета с дальнейшим развитием документальной истории, которую трудно придумать: на этих ящиках было написано: <ЖЛТ», что переводилось как «чистый еврейский жир». Хранит документальная история и некоторые другие подробности: известно, что в конце 1942 г. в разных странах встречались на дорогах грузовые машины с надписью «транспорт для мыла».
Свидетельства хранят память о небольшом селении под Варшавой, куда привозили мыло, а сама фабрика находилась в Галиции, в Бельзеце. На той фабрике с апреля 1942 г. по май 1943 г. было переработано 900 тыс. евреев с целью получения из их жира мыла. Кто и почему мог с удовольствием использовать это мыло, представить трудно, использовали ли их сами нацисты и их жены, об этом история умалчивает...
Но в каждом из этих похороненных в маленьком румынском городке Фольмигени кусков мыла во всех 20 ящиках была частичка кого-то, кто вполне мог бы быть вторым Фрейдом, Эйнштейном или Эрлихом. Похороны мыла выглядели противоестественно с точки зрения здравого смысла, но присутствовавшие при этом свидетели оставили свои записи, которые не оставляют равнодушными сердца даже тех читателей и зрителей, кто искушен просмотром на экране самых страшных трагедий человечества.
Шарон Риво, директор Национального центра еврейского кино Университета Брендайза, отмечает, что не реже чем раз в неделю кто-нибудь говорит ей о том, что должен сделать фильм о своих родителях или прародителях, переживших холокост. Ей предлагают сделать фильм о геноциде армян, о страданиях и геноциде цыган или руандцев. Несмотря на то что такие картины уже есть, предложения поступают снова и снова.
Согласно мнению Стивена Спилберга, собственное происхождение имеет значение, поскольку личное соприкосновение с драмой человека, пережившего трагедию холокоста, помогает режиссеру создать на экране остроту и глубину подобных переживаний. Задолго до выхода «Списка Шиндлера» Спилберг признался корреспонденту JTA, что научился считать по насечкам на предплечье выжившего в холокосте, который дружил с его родителями.
Иное мнение по этому поводу принадлежит Суберу, который утверждает, что этнические или другие подобные сопереживания не играют никакой роли в жестком бизнесе кино, ориентированном на профессионализм и на прибыль. Субер также заявляет, что сорок лет назад, исследуя эту проблему в работе о взаимосвязи еврейской культуры и культуры кино, он убедился в том, что такой связи не существует. Кроме того, Субер подчеркивает, что даже те, кто был евреем, пытался это скрыть и не строить на этом свою карьеру или бизнес, поскольку для Америки и для Г олливуда - это не условия для уважения и отнюдь не показатель профессионализма.
В целях уточнения того, как и почему в последнее время используется в современном кинематографе тема холокоста, каковы ее новые грани, снова и снова привлекающие к ней внимание зрителей, приведем список картин, в каждой из которых отражено то или иное решение интересующей нас темы:
Л.Л. Геращенко ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
• в «Бесславных ублюдках» Питт оказывается главарем беспощадной банды американских солдат-евреев, Тарантино строит фильм на своей художественной концепции насилия: солдаты снимают скальпы с германских солдат и разбивают их головы бейсбольными битами, эта картина рождает новый жанр, в котором евреи уже больше не жертвы, а мстители;
• фильм «Мой Фюрер, или Самая правдивая правда об Адольфе Г итлере» Дани Леви основана на следующих событиях: в 1945 г. третий рейх терпит поражение, правая рука Гитлера решает спасти гениальный план вождя и написать пламенную новогоднюю речь, которая изменит ход истории, но вождь депрессирует в дыму своей комнаты и оказывается не готовым к активным творческим выступлениям, тогда ему помогает известный педагог по актерскому мастерству Адольф Грунбаум, который при этом реализует свой план мести;
• документальный фильм «Четырехсезонная гостиница» рассказывает о тех, кто пережил холокост и раз в год отмечает праздник своей жизни;
• в картине «Tickling Leo» Джереми Дэвидсона три поколения еврейской семьи, у которых остались корни в Венгрии, Америке и Израиле, ищут общения друг с другом;
• картина «Сделка Рудольфа Кастнера» повествует о том, как еврейский лидер выторговал у «архитектора холокоста» Адольфа Эйхманна жизни 1 000 евреев в обмен на деньги и военную технику;
• фильм «Быть евреем во Франции» повествует о сложных взаимоотношениях между французами и французскими евреями, с помощью художественных выразительных средств делается акцент на периоде Второй мировой войны, когда время еще не расставило свои акценты в мировой истории;
• датская картина «Пламя и лимон» рассказывает о реальной истории двух известных борцов датского сопротивления, которые в знак протеста убивали местных коллаборационистов;
• в «Свадебной песне» Карин Элбоу развивается история двух молодых тунисских девушек, мусульманки и еврейки, которая приходится на период нацистской оккупации;
• документальный фильм Стива Карраса «О лице» открывает зрителю судьбу молодых еврейских беженок из Германии и Австрии, которые становятся солдатами американской армии и британского элитного подразделения спецназа;
• французская драма «Ключ Сары» рассказывает о том, как 12 884 парижских евреев согнали на велодром Вель д'Ив на 6 дней, а после этого отправили в Аушвиц; эта операция под названием «Весенний ветер» была организована с ведома французской полиции и властей, а ее жертвами оказались те, кто родились во Франции, из которых одна треть была детского возраста.
Можно было бы привести в качестве примеров многие другие фильмы, мы остановились лишь на тех, которые вносят новизну в раскрытие на экране темы холокоста. К числу мнений, которые, на наш взгляд, носят частный характер, стоит отнести утверждение драматурга и историка из Университета Южной Калифорнии Стивена Росса, согласно которому эти картины снимают в расчете исключительно на коммерческую выгоду: «Холокост - это ужасная трагедия, но если посмотреть на это с другой стороны, Голливуд всегда пытается извлечь из всего выгоду. «Фабрика грез» создает такие фильмы, которые хотят смотреть люди, а их привлекают трагедии и мелодрамы. В сюжетах о холокосте всегда можно найти подобное».
Своего рода опровержением таких концепций становятся сами фильмы, в том числе картина Стивена Долдри «Чтец», где рассказывается о драматических отношениях еврейского юноши и бывшей надсмотрщицы концентрационного лагеря. Традиционный для фильмов о холокосте финал искупления помогает авторам фильма усилить драматический акцент истории человеческих взаимоотношений. Отметим, что данная история также раскрывается нетрадиционно для подобных картин: главная героиня оставляет все свое имущество женщине, выжившей в холокосте.
Не акцентируя внимание на содержании фильмов или способах решения в них главной темы, отметим картины, достойные того, чтобы быть причисленными к лучшим произведениям мирового кинематографа:
• Александр Форд «Майданек - кладбище Европы»;
• Роман Кармен «Майданек»;
• Елизавета Свилова «Освенцим»;
• Натан Гросс «Мы живем, выжившие»;
• Альфред Радок «Путь далек»;
• Александр Форд «Пограничная улица»;
• Анджей Вайда «Самсон»;
• Андраш Ковач «Холодные дни»;
• Штиглиц Збынек «Транспорт из рая»;
• Штиглиц Збынек «А имя пятого всадника Страх»;
• Вольф Конрад «Звезды»;
• Штиглиц Франце «Девятый круг»;
• Франк Байер «Голый среди волков»;
• Павел Коган «Восстание в Собиборе»;
• Эрвин Ляйзер «Майн Кампф»;
• Арман Гатти «Загон»;
• Марвин Чомский «Холокост».
Перефразируя слова известного, любимого детьми героя, фильмов о холокосте много не бывает. Возможно, это связано с тем, что холокост для наших современников становится переживанием вечного, словно позволяет соприкоснуться со смертью и еще раз задуматься о смысле всей истории и своей жизни в частности. Майкл Беренбаум, консультант документального фильма «Воображаемое свидетельство: Голливуд и Холокост», говорит о том, что обычный человек соприкасается с жизнью и смертью один или два раза в жизни, а люди, пережившие трагедию холокоста, сталкивались со смертью каждый день.
Драматургия истории и культуры, запечатленная в драме холокоста, продолжает волновать авторов фильмов, избирающих холокост в качестве основной темы развития сюжета, а также заставляет обращать свое внимание на традиционный финал искупления, который еще предстоит научно проанализировать ученым и заново пережить всем, кому не безразлична судьба мировой и отечественной культуры.
Поступила в редакцию 18.08.12
L.L. Geraschenko
Holocaust as a subject of investigation in culture and art: Problem definition
The article considers the Holocaust theme in modern film production.
Keywords: Holocaust, culture, art, personality, cinema, documentary film.
Геращенко Лариса Леонидовна,
доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК)
129226, Россия, г. Москва, ул. В.Пика, д. З E-mail: l-geraschenko@yandex.ru
Geraschenko L.L., doctor of philosophy, candidate of arts, professor
Russian State Insititute of Cinematography Russia, Moscow, 129226 Wilhelm Pieck st., 3 E-mail: l-geraschenko@yandex.ru