ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 392.813 (=511.1)
Е.В. Попова
ХЛЕБ КАК РИТУАЛЬНОЕ БЛЮДО И ПИЩЕВОЙ СИМВОЛ В ОБРЯДАХ БЕСЕРМЯН*
Рассматриваются обряды, верования и ритуалы бесермян, связанные с хлебом как одним из основных ритуальных блюд и пищевых символов многих праздников, олицетворяющим благополучие и счастье. В основу статьи легли материалы экспедиционных исследований.
Ключевые слова: ритуальный хлеб, пища, народная кухня, обряды, мифологические представления, бесермяне.
Хлеб и производимые из злаковых культур продукты - крупа, мука и цельное зерно играют большую роль в рационе питания и в обрядовой культуре земледельческих народов. Хлеб у бесермян, наряду с кашей и напитками, входит в число ритуальных блюд, связанных с поклонением предкам, божествам традиционного пантеона, и занимает важное место среди пищевых символов семейных и календарных праздников и молений, ритуальных приношений во время посещения святилищ. В работе рассматриваются традиции бесермян, связанные с хлебом, его символическим и ритуальным значением на примере отдельных обрядов, призванных увеличить урожай. Основным источником для статьи послужили материалы полевых этнографических исследований.
Хлеб и различные виды ритуальной выпечки составляют важную часть обрядовой кухни многих народов, являясь символом благополучия и основными дарами [2; 4; 5; 8; 15]. Разные виды выпечки из муки, но прежде всего хлеб, - главное блюдо ритуальной кухни земледельческих народов Урало-Поволжья [7; 14. С. 85-89; 16].
Основными возделываемыми злаковыми культурами у бесермян издавна были рожь, овес, ячмень, пшеница. Из этих культур делали крупы и муку, которая шла на изготовление хлеба и выпечки. Хлеб н 'ан' выпекали преимущественно из ржаной муки, смеси овсяной и ржаной, пшеничной. Кроме хлеба, готовили закрытые пироги куасам/квасам из пресного и дрожжевого (на закваске) теста с разнообразной начинкой (мясо, потроха, овощи, съедобные растения). Пекли небольшие булочки йа-рушник с добавлением пшеничной муки, смазанные гусиным жиром, сливочным или растительным маслом, открытые пироги шан 'га с начинками из каши, творога, свеклы, моркови, мяса, яиц, рыбы, картофеля, а летом - с ягодами. Бесермяне делали перепечи с мясом, луком. Выпекали из дрожжевого теста лепешки табан' и подавали со сметаной, вареным рубленым яйцом в топленом масле, растолченными ягодами, шербетом из подслащенной медом или сахаром воды. Готовили балиш - закрытый пирог с начинкой из рубленого мяса, а позже - с добавлением картофеля. Несмотря на разнообразие выпечки из теста, именно хлеб в виде цельного каравая или отрезанного ломтя выступает как ритуальное блюдо и дар во многих молениях и земледельческих обрядах. В качестве эквивалента хлеба иногда встречается мука. Тарелка муки заменяла его или являлась равноценной ему по символическому значению и ритуальным функциям. В обрядах, связанных с поминовением предков, наряду с другой выпечкой, в качестве ритуальной пищи встречаются блины и лепешки из пресного теста, сочни, мука. Вся выпечка и мучные изделия, несмотря на их разнообразие и рецептурные различия, часто имеют обобщенное название н 'ан'- хлеб.
Хлеб, являясь основным блюдом, определяет характер трапезы и даже названия обрядов. Например, сохранявшийся до недавнего времени обычай готовить хлеб и кашу из зерна нового урожая известен как вил 'н 'ан' ‘новый хлеб’/вил' н 'ан'лы йыбычэкон ‘молиться новому хлебу’. Так, в октябре после завершения полевых работ проводили сиз 'ъл празн 'ик ‘осенний праздник’ по случаю приготовления хлеба из нового урожая. В этот день проходило семейное застолье, взаимные визиты с новым хлебом к членам патронимии, родителям и к ближайшим родственникам и свойственникам (сватам, кумовьям): «В каждой семье было принято осенью печь шаньги из новой муки. Потом разносили их к родственникам, иногда до семи домов обходили. Каждый год обходили одни и те же семьи. Раз-
*
Статья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (2012-2014 гг.). Проект № 12-П-6-1011 «Этнокультурное наследие Камско-Вятского региона: источники, материалы, исследования».
носили хлеб одной выпечки. Старались обход родственников приурочить к осеннему празднику»1. Визиты и застолье называли как и главное блюдо вил 'н 'ан ' ‘новый хлеб’, вил' н 'ан 'эн вэл'тон ‘ходить с новым хлебом’, вил'н'ан'лы йыбырчэкон ‘молиться новому хлебу’, сиз'ъл н'ан' ‘осенний хлеб’. Обычай взаимных визитов и угощений был связан с поклонением новому хлебу, просьбами о благополучной (сытной) зиме, благодарением божествам и предкам и служил залогом будущего урожая: «Прежде в осенний праздник разносили родственникам ‘осенний хлеб ’. Мне мать обязательно приносила. Это были шаньги, чтобы мы жили хорошо и сытно. Осенний праздник можно проводить в любое время. Обычно, когда заколот осенью скот, убран хлеб и огородные культуры. Делают это, чтобы зима прошла благополучно. Разносят именно родственникам. Это выпечка из нового урожая, чтобы снова хлеб удался. Скот хорошо перезимовал, хлеб был в достатке. Сена было в достатке, зимовать с кормами»2. Встречался обычай приглашать «пробовать хлеб» или относить его старику, обязательно мужчине: «Чтобы достаток всегда был, а отведав один кусок, насытиться вдоволь. Этот старый дед так говорил»2. Считали, что «на счастье стариков и новый хлеб уродится хорошо». Этот обычай бытовал и во второй половине ХХ в., когда крестьяне, уже не имея своих наделов, получали предназначенную им долю из колхозного урожая.
Последние календарные поминки года обязательно включают новину - «новый хлеб» и «новую кашу», а в ряде локальных традиций они известны как вил' н'ан'эн поминка ‘поминки с новым хлебом’, вил' дж'укэн поминка ‘поминки с новой кашей’. Основное назначение последних в году поминок - обращение к предкам с благодарностью за помощь в земледельческих и сезонных летних заботах: «угощение» их хлебом нового урожая.
Хлеб как главное блюдо встречается и в обозначении обряда посещения женщинами роженицы капчи н'ан' вайон ‘приносить облегчающий хлеб’. Хлеб и выпечку (пироги, шаньги), суп женщины приносили в первые дни после родов. Этот визит еще назывался капчи н'ан' вайон ‘приносить облегчающий хлеб’ наряду с такими его обозначениями, как кътлас'кон/кътлас'кънъ мънон ‘ходить с поздравлением’, накашу (рус.: на кашу), шъдвайон ‘приносить суп’. Угощение, по народным представлениям, обеспечивало выздоровление женщины и обилие молока4.
Использование хлеба в обрядах, одаривание им было направлено на успех в земледелии, получение хорошего урожая. Так, ритуальная выпечка в виде пресных лепешек кварн 'ан '/куарн 'ан' является главным пищевым символом святочного периода. Она считалась залогом успеха в земледельческих занятиях и благополучия. Название блюда кварн'ан'/куарн'ан' происходит от слов квар/куар - лист, н'ан' - хлеб и переводится как «хлеб в форме листа». Однако не исключена и другая этимология -«хлеб, выпеченный на листе». Ритуальный хлеб готовят из пресного теста (соль, вода, ржаная или пшеничная мука). Тесто замешивали на воде без яиц и молока. Это определялось традиционной технологией и постом. Прежде добавляли немолотое зерно, прожаренный горох, зерна технической конопли или льна. Тесто раскатывают на тонкие лепешки диаметром 15-20 см и затем пекут в печи. Готовую выпечку смазывают сливочным или растительным маслом, овечьим или гусиным салом. Ими угощают ряженых и в наши дни, наряду с популярными в последние годы покупными сладостями: «Им (ряженым) сладости раньше не давали. Давали сочни. Пекли с коноплей. Если настряпали, то и шаньги давали»5. С первым сочнем, взяв его в руки или положив за грудку передника, девушки выходили на улицу гадать
0 суженом. По возрасту первого встречного определяли возраст будущего жениха.
Сочни и хлеб были основным блюдом, которым одаривали ряженых. Участники обхода, войдя в избу, с помощью иносказаний просили именно эту выпечку. Например, в одной из локальных традиций, войдя в дом, они притопывали, стучали палками и ритмично произносили фразу «тъкъртон-бъгъртон», называя с помощью такого иносказания сочни. Здесь слово «тъкъртон» - это звукоподражание хрусту зерен конопли «тъкър-тъкър», «бъгъртон» - раскатыванию сочней в процессе приготовления «бъгър-бъгър»6. Угощение служило залогом будущего урожая и благополучия. Этой же цели были подчинены взаимные пожелания и весь вербальный контекст обряда. Уходя ряженые благодарили хозяев и желали именно урожая хлеба и приплода скота: «В этот день пекли сочни и разда-
1 Полевые материалы автора (далее ПМА), 1991. Попов В.П., д. Жувам, Юкаменский район УР.
2 ПМА, 1996. Волкова Г.И., с. Ежево, Юкаменский район УР.
3 ПМА, 2000. Борисов В.Н., д. Шамардан, Юкаменский район УР.
4 ПМА, 1991. Зянкина Е.И., д. Турчино, Юкаменский район УР.
5 ПМА, 1996. Сабрекова А.Д., д. Шамардан, Юкаменский район УР.
6 ПМА, 1993. Касимов Н.А., д. Филимоново, Юкаменский район УР.
вали их, некоторые давали конфеты, пряники, хлеб. Вожо их благодарят: «Спасибо. Хлеб пусть родится». А если ничего не дают, то говорили: «Пусть хлеб не родится»1; «Овес пусть удастся»; «Чтобы с хлебом жили»8. В целом продуцирующая семантика пожеланий, многократно произносимых пришедшими и принимающей стороной, одаривание угощениями и сочнями - пожалуй, одна из самых важных и устойчивых черт, характеризующих аграрную направленность обряда, связанного с урожаем хлеба. В свою очередь, продукты, полученные от односельчан, служили залогом урожая и достатка и в хозяйствах самих ряженых. Часть собранных сочней и хлеба скармливали домашнему скоту. Исследователи видят прямую зависимость между благополучием домашнего скота и щедрым одариванием пришедших ритуальным хлебом [17. С. 77]. У русских хлебные изделия в виде животных и птиц выпекались специально для колядующих и скармливались скоту [3. С. 140].
Сочни бесермяне выпекали в последний раз на Старый Новый год или Крещение. В одной из локальных традиций в канун Крещения также готовили тонкие блины, куда клали кашу и заворачивая ели. Эта выпечка олицетворяла собой сани, на которых святочные духи покидают этот мир: «Таким способом мы делаем сани и загибаем веревку на оглобли, чтобы вожо смогли на них уехать»9.
Помимо хлеба, в святочных обрядах встречаются цельное зерно и снопы зерновых культур. Например, ряженых хозяева дома с пожеланиями обсыпали зерном (с. Ёжево). Со снопом или антропоморфной фигурой (куклой) из снопа, обвязавшись снопами, обходили деревню (д. Филимоново). Обход селения начинался с улицы, расположенной ближе к озимому полю (д. Турчино). В канун Крещения во время обряда проводов вожо выезжали или выходили на озимое поле провожать святочных духов и выносили снопы, с которыми обходили селение: «выносили с собой солому, чтоб хлеб уродился»10. Вместе со снопом в поле оставляли хлеб, имевший особое название - вожо ‘хлеб для вожо\ которое подчеркивало его ритуальные функции.
Mногие действия и запреты святочного периода были связаны с хлебом и направлены на увеличение урожая зерновых. Это прослеживается в кухне, в масках, в пространственно-временных ограничениях, ритуальном поведении, запрете на некоторые виды хозяйственных работ. С Сочельника до Крещения крестьяне приостанавливали обмолот хлебов в овине, полагая, что иначе святочные духи вожо испортят летом посевы [1. Л. 94]. Старались не наступить на уголь, опасаясь, что овес уродится с головней [6. С. 117]. По этой же причине не чистили печные трубы и не выгребали золу. Строгое соблюдение запретов связано с получением хорошего урожая хлеба.
Гадание о хлебе и предстоящем урожае зерновых занимало одно из центральных мест в зимней и весенней обрядности бесермян. Например, в ночь с 13 на 14 января ходили «слушать» под окна, на перекрестки дорог, в овин, к углу амбара или за ворота. Считали, что шум пересыпающегося зерна предвещает урожайный год, подметающей метлы - голод. Выходили на улицу с ложкой воды и наблюдали, как она застывает: горкой - предстоит тяжелый год, ровно - урожайный (д. Гордино). О популярности гаданий «на урожай» писал еще Д.К. Зеленин: «Гадают бесермяне не столько о «суже-ных-ряженых», сколько о будущем урожае. Слушают у амбаров и пустых изб: если слышится, как будто там метут пол, то значит - на следующее лето будет голод; если же пересыпают зерно из одной посуды в другую, то будет урожай. Выдергивают стебли из хлебных скирд: выдернется соломинка с колосом - к урожаю, без колоса - к голоду» [6. С. 117]. В канун выхода на посев выходили в поле и на самом высоком месте закликали урожай напевом и возгласами «Аргар!». Участвующие в обряде аргар мужчины с приближением полуночи по команде одного, прикрыв уши, трижды хором кричали «а-у-у-у». Затем прислушивались к звукам: шум и лай, раздавшийся в северном направлении, предвещал неурожай; с востока - служил предзнаменованием хороших хлебов на полях именно в восточной части селения [12. С. 278].
Продуцирующие действия, направленные на получение хорошего урожая, были сосредоточены не только в обрядах святочного цикла, но и выхода на посев и летнего солнцестояния. Слово аргар трижды выкрикивала молодежь, собравшись в лесу накануне выхода в поле и обряда акашка: «просила всевышнего об изобилии, урожае» [12. С. 47]. Во время этого обряда закликания урожая, игр вокруг костра исполняли напев аргар крэз', приуроченный к обряду [13. С. 53]. Напеву приписывали магиче-
7 ПMA, 1991. Сабреков ВМ., д. Шамардан, Юкаменский район УР.
8 ПMA, 1991. Зямбахтина M.H, д. Турчино, Юкаменский район УР.
9 ПMA, 2000. Биянова A.K, д. Гурзи, Глазовский район УР.
10 ПMA, 1991. Зянкина Е.И., д. Филимоново, Юкаменский район УР.
скую силу, считали, что он повлияет на урожай, поэтому во время обхода деревни и пения в качестве запевающего выбирали удачливого человека, имеющего «легкую руку на посев» [10 С. 91]. Участники обхода плясали, а чтобы был хороший урожай овса, выбирали самого высокого мужчину и просили его начать пляску в первом же доме [1. Л. 120]. Рост и удачливость главных участников обхода, согласно представлениям, могли повлиять и на будущий урожай. Здесь высокий рост ассоциировался с длинным стеблем злаковых культур. Продуцирующее значение имели и состязания, скачки, проходившие в день выхода на посев: «как мы состязаемся, пусть так хлеб растет наперегонки». Наездника, прибывшего первым, «парни подбрасывали на руках, чтоб колос вырос размером с пядь»11.
Хлеб, являясь основой жизнеобеспечения, был основным предметом приношения с момента сева и до уборки урожая. Так, на возделываемом поле с хлебом проводят обряды поклонения Инмару, предкам,Мэжакуз'о ‘Хозяину межи’/Музйэмкуз'о ‘Хозяину земли’/Музйэммумъ ‘Матери земли’. Они совершались несколько раз в году: весной с началом пахоты и весеннего сева яровых культур, в период летнего солнцестояния — когда зацветала рожь, в конце лета — во время посева озимых, осенью — с окончанием уборки урожая, зимой — с наступлением зимнего солнцестояния и Святок (проводы вожо и совершение жертвоприношения с просьбами об урожае в новом земледельческом году). Обряды проходили в пространстве, которое связано с земледелием и выращиванием хлеба. Предназначенные для обряда продукты - хлеб или хлеб с маслом и яйцо - клали на краю поля/межи на вспаханном участке в небольшое углубление [11. С. 130]. Во время обряда специально для Межакуз'о оставляли на земле хлеб и лили напитки. Блюда соответствовали сезону и состояли преимущественно из разной выпечки, хлеба, сливочного масла, напитков из злаковых культур - пива, кваса. Просьбы о хлебе во всех обращениях к Хозяину поля Межакуз'о в числе главных: «Пусть хлеб хорошим удастся. Пусть хорошо живем. Пусть урожай будет»12. Просили, чтобы хлеба были как в середине поля, так и на каждой меже, что подчеркивали специально: «Дорогой Межакуз'о, и для тебя предназначается эта жертва. Межа держится под твоим присмотром. Какие хлеба даст Инмар посреди поля, пусть такими они будут и на твоей меже. Пусть солома и колос будут хорошими» [1. Л. 36]. Урожай и благополучие семьи связывали с добрым расположением предков, поэтому во время посева озимых обращались и к ним: «Старые деды, бабушки, отцы, матери. Все, кто есть, маленькие и взрослые, собравшись вместе, мое жертвоприношение примите, за посеянными хлебами хорошо присматривайте. И ты, дорогой Межакуз'о, прими мою жертву с благодушным расположением. Вместе с нашими умершими родственниками дай нам благополучную жизнь. Если посеянный хлеб удастся, я о вас не забуду, буду много раз поминать. Добрые хорошие родственники от меня не отделятся, пусть теплыми и мягкими руками и ногами едим и живем» [1. Л. 38]. С появлением первых всходов озимых, по некоторым сведениям, около Семенова дня (14 сентября), на поле совершали жертвоприношение жеребенком саврасой масти. Назначение обряда - «просьба к Инмару позаботиться об озимых хлебах» [11. С. 134].
Хлеб выступает символом и гарантом достатка, благополучия, стабильности. Поэтому к нему следовало прикоснуться, иметь при себе в чрезвычайных ситуациях, дальней дороге и начале важных временных отрезков (месяца, года, сезона). Например, в период появления нового месяца необходимо держать хлеб или деньги, сжимая их в кулаке, произнести: «С хлебом нам жить! С деньгами нам жить! Нанэн мэд уломъ, кондонэн мэд уломъ»; «Пусть так живем. Пусть с деньгами и с иглой живем. С хлебом и водой пусть живем! Тэн' тачэ мэд улом. Кондонэн-вэнэн мэд улом. Нанэн-вуэн мэд улом!»13; «Хлеб и соль! Н ан' но слал!»14. Просьбы о хлебе олицетворяли жизнь в достатке. Однако опасаясь, что в предстоящем календарном месяце он и другие продукты будут неэкономно расходоваться, не разрешали разглядывать и обсуждать появление молодого месяца или замечать его с левой стороны.
К хлебу следовало проявлять уважение и почтение. Например, в гостях полагалось попробовать поставленный на стол хлеб, иначе «тот будет чувствовать себя неловко, что им пренебрегают». Запрещалось оставлять недоеденный хлеб, что расценивалось как неуважение к нему и могло привести к уменьшению достатка и урожая: «хлеба не будет». Хлеб надрезанной частью не клали в направлении севера и запада, особенно на ночь. Его следовало завернуть в скатерть, чтобы защитить от злых
11 ПMA, 1991. Зямбахтина Е.Г., д. Турчино, Юкаменский район УР.
12 ПMA, 1991, д. Турчино, Юкаменский район УР.
13 ПMA, 2003. Вершинина ЛА., д. Жувам, Юкаменский район УР.
14 ПMA, 2000. Зямбахтина Т.В., д. Шамардан, Юкаменский район УР.
духов и уберечь достаток в доме15. Хлеб был и символом гостеприимства. Стол начинали накрывать, выставляя на него вначале хлеб, а затем остальные кушанья. С хлебом встречали молодых у ворот во время переезда невесты в дом жениха.
Хлеб во многих обрядах олицетворяет родной дом и наделяется защитной функцией наряду со столом и печью. Его клали в дорогу путнику, считая, что он сбережет в дороге и вдали от родных мест. Стараясь «усилить» или «закрепить» связи с домом, защитить себя, уходящий человек надламывает и пробует хлеб. Например, провожая в армию новобранца, перед его выходом из дома, накрывают специальный стол, ставят хлеб или муку, масло, соль, напитки. Призывник, поддерживаемый мужчинами, обходит стол посолонь, притрагивается к хлебу и откусывает его. Обход стола с хлебом является важным моментом прощания невесты с отцовским домом. Крестные родители обводили молодых по движению солнца вокруг стола, а те прикасались к хлебу [9. С. 137]. Прежде чем отправиться в дорогу, совершить жертвоприношение, начать важное хозяйственное дело глава семьи усаживался за стол, куда клали целый каравай хлеба и соль, касался хлеба и просил предков и богов о покровительстве, сообщал им о предстоящем деле или событии.
Хлеб, тарелку с мукой или ячневой крупой (сверху иногда клали целое сырое яйцо) выставляли на стол утром перед выгоном скота в поле. Хозяин прикасался к хлебу, просил предков и верховного бога Инмара защитить домашних животных от хищников и дать им здоровья. Хлеб и муку не убирали со стола до возращения стада с пастбища, иногда держали там три дня и затем скармливали животным. В некоторых селениях варили кашу из этой крупы и муки для ритуальной трапезы по случаю первого выгона. Хлебом из рук специально в первые дни кормили скот, отправляя его в поле и встречая вечером. Выпечка выполняла ритуальные и утилитарные функции. Таким способом старались приручить животных, особенно зимний приплод. В воротах клали лопату, с помощью которой достают из печи хлеб, и затем выводили скот через нее16. Хлеб с маслом был предметом приношения Хозяину леса Чашшакуз'о: его оставляли, проходя со стадом мимо священной рощи с просьбой присмотреть за скотом в период летнего выпаса. Ломоть хлеба клали в хлеве с южной стороны по случаю завершения летнего выпаса и перевода скота на зимнее стойло17.
Хлеб фигурирует как главный предмет дарения и в других обрядах. Впервые пересекая реку после ледохода, в воду опускали ломоть хлеба, поклоняясь реке и Хозяину воды Вукуз'о. При переходе в новый дом вместе с Хозяином дома Коркакуз'о из прежней избы переносили емкость с тестом вместе с другими семейными святынями (икона, хлебная лопата): «Квашню в старом доме ставили и в новый переносили, там уже из нее печем хлеб. Я лепешки пекла. Гости идут. Называется корка кътлас'ком - дом чествуем»118.
Хлеб с маслом оставляли во время дожинок под последними снопами мумъ къл то ‘материнский сноп’ в качестве угощения и благодарности Хозяину межи Межакуз'о. Эти последние снопы, как и хлеб, имели важное продуцирующее значение для будущего урожая и в целом семейного счастья: «Чтобы хлеб и масло удались. Говорили, чтобы ветры и грозы не тревожили. Оставляли там, в поле, на меже, снопы, и внутри них хлеб с маслом. Последние снопы не приносили домой. Говорили, это Межакуз'о будет есть и пить»19; «В последний день как дожинали, то последний сноп завязывали парой, как двойняшек. Этот сноп приносили домой и уже клали в кабан»20, «И овцы пусть парой ягнятся! Пусть муж с женой живут хорошо, пусть всю жизнь им вместе парой жить придется»21. Последние снопы иногда относили домой, клали в кабан с остальными снопами [10. С. 142-143].
Идеальные представления крестьянина о хорошем урожае хлеба нашли отражение в текстах молитв и просьб, которые произносили во время земледельческих обрядов, особенно во время вспашки поля, начала сева и появления колоса. Это, по представлениям крестьян, был хлеб «со стеблем выше человека», «размером с камыш», «чтобы из-за хлеба не был виден всадник, едущий по полю на коне», «стеблем мягким и желтым как масло», «с зерном размером с яйцо», «с золотым колосом, с серебряной соломой», «с колос размером с пядь».
15 ПМА, 2005. Вершинина Л.А., д. Жувам, Юкаменский район УР.
16 ПМА, 1999. Биянова А.И, д. Коротай, Глазовский район УР.
17 ПМА, 1996. Антуганова Т.И., с. Ежево, Ярский район УР.
18 ПМА, 1995. Невоструева Е.И., д. Гулекшур.
19 ПМА, 2001. Малых И.К., д. Жувам, Юкаменский район УР.
20 ПМА, 1991. Попова П.В., д. Жувам, Юкаменский район УР.
21 ПМА, 1990. Пономарева А.В., д. Каменное, Юкаменский район УР.
Обозначение зерна «размером с яйцо» и действия продуцирующего характера прослеживаются в весенних обрядах. Яйцо и олицетворяет зерно нового урожая. Его зарывали в межу, раскидывали с первыми горстями зерен по полю: «Пашут одну борозду. Разбрасывают овес с яйцами. Дети ловили яйца. Ну, дети, большим, как яйцо, пусть родится хлеб»22; «Первое яйцо в землю прячут, чтоб у овса колос был размером с яйцо. Остальные раскиданные по полю яйца подбирают дети, их подзывают каждого по имени» [1. Л. 120]. Продуцирующее значение яйца старались усилить словами: «Пусть вырастет (хлеб) с это яйцо! (мэд йалчоз та курэгпуз кад')»23. Просьбы о «золотом колосе» и «с соломой величиной с камыш» встречаются в текстах молитв во время выхода на посев: «bismil'l'a etc!» inmar, kuaz, kildesin marke hurishom, soe med sotoz! kizem iwze med sotoz kamiz kuroiem, azves tisiem! Vuzze siiskom, vil'ze no ta--samen-ik siini med sotoz!» [18. С. 167]. «Во имя Бога милосердного и справедливого! Инмар, Куазь Кълдъсинь, что просим, то пусть даст! Посеянное зерно пусть даст с соломой величиной с камыш, с золотым колосом! Старое едим, новое также пусть есть даст!» (подстрочный перевод здесь и далее наш. - Е.П.).
Идеальное представление о хлебе и зерновых есть и в тексте молитвы, которую произносили и во время сева озимых. Рожь должна иметь колос «толщиной с топорище колос» и стебель «с толщиной с палец соломой», «хлеб должен быть высоким, чтобы не увидеть всадника, едущего на коне»: «Хороший Инмар Куазь Кылдысин, на межу закалываю своего барана, этим приношу тебе жертву. Как тебе принадлежащую прими принесенную жертву. Mbi закалываем, словно дети, ничего не понимая, если и рассердишься, то прости. Mпой посеянный хлеб помоги вырастить. Пусть хлеба взойдут дружно в ряд, не будет пустых мест. С хорошими родственниками пусть выращенный хлеб пригодится есть и пить, от разной беды храни, Инмар. Дай, Инмар, посеянные хлеба. Пусть толщиной с палец будет солома. Пусть с топорище будет колос. Пусть хлеба будут такими высокими, чтоб не увидеть всадника, едущего на коне. Чтоб класть сноп на сноп. К суслону пусть суслон ложится. Кабаны, чтоб были размером с овин. Хороший Инмар Куазь Кылдысин, если так случится, то и мне будет хорошо, и людям, и для жертвоприношений тебе всегда будет, чем дать. И людям достанется. И скот мой тогда будет жить хорошо» [1. Л. 36].
Aналогичные тексты и ритуальные действия, направленные на получение «мягкого как масло и золотого стебля и колоса» встречаются во время молений на озимом поле ю пэж 'ан ‘перебирать посевы’ в Петров день (12 июля). Они, как полагали предки, способствует росту и созреванию культур, поэтому еще говорили: «идем готовить рожь», «идем искать рожь на меже». С собой приносили пиво, квас, масло и выпечку: «Двенадцатого июля - Петров день. Собирались у своей межи. Каждый берет колосок ржи, обливает его пивом и говорит: «Поим, кормим мы тебя, ты вырасти»; «Пусть хлеб хорошо удастся. Пусть хорошо живем. Пусть урожай будет»24; «Пусть хлеб будет хорошим! С золотым колосом! С серебряной соломой!»25. Mаслом, держа его в ладони, проводили по стеблю снизу вверх, словно вытягивая рожь. В семантическом плане здесь интересно использование масла. Старались перенести на рожь такое его качество как мягкость: «Рожь мажут маслом и говорят: «Пусть хороший урожай будет»26; «Пусть стебель будет длинным и мягким, как масло»21. Хлеб с маслом клали и на межу, чтобы обеспечить хороший урожай ржи с «мягким и длинным стеблем».
Понятие достатка и сытости, наличие корма для скота всегда ассоциировалось с обилием хлеба. Его должно быть в достатке: «всем хватило», «было достаточно и людям и домашним животным», «есть-пить хватило и для моления предкам и Инмару досталось», «в руки-ноги предкам попало». Готовая выпечка в виде каравая хлеба часто обозначается возвышенными и уважительными эпитетами и сравнивается со статусными и дорогими вещами в широком их смысле: «душистый хлеб», «сытный», «золотой», «вкусный», «дорогой», «мягкий как пух», «вкуснее меда», «дорогой как отец и мать», «нет ничего дороже хлеба». Физическая сила и здоровье напрямую связывались с силой хлеба: «мало хлеба ел - сил не набрал», «хлеб силу дает».
И в настоящее время хлеб остается главным ритуальным блюдом многих обрядов. Предпочтение отдается традиционной выпечке, которую готовят ко всем календарным и семейным праздникам
22 ПMA, 1996, д. Коротай, Глазовский район УР.
23 ПMA, 1996. Aнтуганова Т.И., с. Ежево, Юкаменский район УР.
24 ПMA, 1991. д. Турчино, Юкаменский район УР.
25 ПMA, 1995. Сабрекова M3, д. Шамардан, Юкаменский район УР.
26 ПMA, 1992. Шмелева Ф.С., д. Тылыс, Юкаменский район УР.
27 ПMA, 1997. Невоструева M.C, д. Жувам, Юкаменский район УР.
и обрядам. Хлеб является основным символом благополучия и процветания, подношения божествам и предкам во время молений. Архаичные по составу и форме изделия из муки сохраняются и в современной обрядовой культуре бесермян.
1. Антуганов [Инициалы неизвестны]. Бесерманьёс [Бесермяне]. 1920-е годы // Научно-отраслевой архив УИИЯЛ УрО РАН. РФ. Оп. 2Н. Д. 391.
2. Воронина Т.А. Традиции хлебопечения у разных народов мира. Краткий очерк // Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.
3. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982.
4. Ганицкая О.А. Польские народные фигурные кондитерские изделия // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1972. Вып. 28: Из культурного наследия народов России.
5. Гвоздикова Л. С. Мелкие изделия из теста в русском свадебном обряде конца XIX - начала XX в. (Виды, термины, функции) // Сб. Музея антропологии и этнографии. Л., 1982. Вып. 38: Памятники культуры народов Европы и европейской части СССР.
6. Зеленин Д.К. Где празднуют святки дважды в году? // Природа и люди. 1910. № 8.
7. Мокшин Н.Ф., Мокшина Ю.Н. Хлеб в обрядовой жизни мордвы // Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.
8. Онучина Т.А. Вырезной архангельский пряник в системе северного обрядового печения // Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.
9. Попова Е.В. Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX - 90-е годы XX в.). Ижевск, 1998.
10. Попова Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск, 2004.
11. Попова Е.В. Культовые памятники и сакральные объекты бесермян. Ижевск, 2011.
12. Тепляшина Т.И. Язык бесермян. М., 1970.
13. Травина И.К. Удмуртские народные песни. Ижевск, 1964.
14. Трофимова Е.Я. Как сложилась народная кухня удмуртов. Блюда удмуртской кухни. Ижевск, 1991.
15. Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.
16. Чагин Г.Н. Хлеб в питании и обрядах русских крестьян Верхокамья в XIX - начале ХХ века // Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.
17. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XV-XIX веков (Очерки по истории народных верований). М., 1957.
18. Wichmann Y. Wotjakische Sprachproben I: Lieder, Gebete und Zauberspruche. Helsingfors, 1893.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТEРAТУРЫ
Поступила в редакцию 25.06.12
E. V. Popova
Bread as ritual food and symbol in the customs by Besermyan
The article is devoted the bread in beliefs, customs and ritual culture by Besermyan. Bread is one of the most important components of the Besermyan customs and it is a symbol of happiness and prosperity. The article is based on fieldwork conducted among the Besermyan (a small ethnic group in North-West Udmurtia).
Keywords: ritual bread, beliefs, customs, Besermyan.
Попова Елена Васильевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН
426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: elvpopova@yandex.ru
Popova E. V.,
candidate of history, senior scientific associate The Udmurt Institute of History, Language and Literature in the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosov st., 4 E-mail: elvpopova@yandex.ru