образование. 2008. -- № 1. -- С. 176-182.
2. Бухаркина М. Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения/ М. Ю. Бухаркина //Иностранные языки в школе. 2009. - № 5.
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]-: Ы±р:/^^оо1-collection.edu.ru
© Солтанов К., 2024
УДК 338.48
Худайбердиев А.
преподаватель кафедры органической химии химического факультета Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Аннабаев П., студент
Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Артыкова Г., студент
Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Атамурадова Дж., студент Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Туркменистан, город Ашгабад
ХИМИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Аннотация
В статье рассматривается химия и ее роль в обществе и анализируются ее особенности.
Ключевые слова: химия, общества.
Химия как наука и в то же время применение знаний очень эффективна. Невозможно производить материалы без использования химических технологий. Новые материалы постоянно входят в нашу жизнь. На протяжении веков химия развивалась как алхимия - поиск философского камня. Сегодня это одна из самых фундаментальных наук о веществах и их свойствах, без которых невозможна сама жизнь.
Сегодня химия стала мощным инструментом цивилизации и обеспечивает сырьем все отрасли промышленности и сельского хозяйства; С его помощью создаются лекарства и витамины, удобрения и средства защиты растений.
Химические вещества превращают уголь, нефть, газ и полезные ископаемые в металлы, бетон и стекло, керамику и многие органические соединения, в том числе не существующие в природе.
Вооружившись химией, люди синтезируют краски, искусственные волокна, взрывчатые вещества, полупроводники и сверхпроводники, топливо для ракетных двигателей, новые строительные материалы. Атомная энергетика немыслима без глубокого погружения в тайны этой науки.
Химия, как часть культуры, наполняет мир содержанием возможных идей и мыслей о строении и свойствах сложных систем, симметрии, хаосе и порядке. законы сохранения; дискретное и непрерывное единство; эволюция материи — все это ярко отражается на реальном материале химии, давая пищу для
размышлений об окружающем мире, для гармонического развития личности.
Насколько мы знаем ее сегодня, наша планета образовалась около 4,6 миллиарда лет назад, а простейшие ферментативные одноклеточные формы жизни существуют уже 3,5 миллиарда лет. Они могли использовать фотосинтез еще 3,1 миллиарда лет назад, но геологические данные о степени окисления отложений осадочного железа указывают на то, что атмосфера Земли была окислена лишь 1,81,4 миллиарда лет назад. Многоклеточные формы жизни, зависевшие от обилия энергии, возможного только при дыхании кислородом, появились на Земле примерно от одного миллиарда до 700 миллионов лет назад, и именно тогда началась дальнейшая эволюция высших организмов. Самым революционным шагом с момента зарождения жизни стало использование Солнца в качестве земного источника энергии. В результате, используя случайные природные молекулы с большим количеством свободной энергии, они превратили крохотные растения жизни в гигантов, способных изменять поверхность планеты и даже выходить за ее пределы. Сейчас ученые полагают, что жизнь на Земле зародилась в атмосфере, состоящей из аммиака, метана, воды и углекислого газа, но без свободного кислорода. Ранние живые организмы получали энергию путем расщепления небиологических молекул на более мелкие молекулы без окисления и с большой свободной энергией. Считается, что на ранней Земле была атмосфера, состоящая из таких газов, как водород, метан, вода, аммиак и сероводород, но с небольшим количеством свободного кислорода или вообще без него. Свободный кислород разрушает органические соединения быстрее, чем они могут быть синтезированы естественными процессами (воздействие электричества, ультрафиолетовых лучей, тепла или естественной радиоактивности). В этих восстановительных условиях органические молекулы, образовавшиеся небиологическими методами, не могли быть разрушены путем окисления, как это происходит сегодня, а продолжали накапливаться в течение тысяч лет, пока в живых организмах не образовались компактные локализованные формы химических веществ. Сформировавшиеся живые организмы могут поддерживать существование, расщепляя встречающиеся в природе органические соединения и поглощая их энергию. Но если бы это был единственный источник энергии, жизнь на нашей планете была бы весьма ограниченной. К счастью, около 3 миллиардов лет назад появились важные соединения металлов с порфиринами, открывшие путь к использованию совершенно нового источника энергии: солнечного света. Первым шагом, выведшим жизнь на Земле из роли простого потребителя органических соединений, стала координация химических процессов. Судя по всему, перегруппировка стала побочным эффектом появления нового способа хранения энергии — фотосинтеза, — который давал своим владельцам значительное преимущество перед простыми ферментными поглотителями энергии. Организмы, развившие это новое свойство, могут использовать энергию Солнца для синтеза собственных энергозатратных молекул и больше не зависят от окружающей среды. Все они сами были зелеными растениями.
Список использованной литературы:
1. Авдеева, Л.В. Биохимия: Учебник / Л.В. Авдеева, Т.Л. Алейникова, Л.Е. Андрианова; Под ред. Е.С. Северин. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2016. - 768 с
2. Алов, Н.В. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2-х т.: Учебник / Н.В. Алов. -М.: ИЦ Академия, 2016. - 768 с
3. Артемов, А.В. Физическая химия: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.В. Артемов. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 288 с
© Худайбердиев А., Аннабаев П., Артыкова Г., Атамурадова Дж., 2024