ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ:
ОТ РИВА1 ВЕПИЗМА К ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
CHARISMATIC MOVEMENT: FROM REVIVALISM TO INSTITUTIONALIZATION
И.В. Скоробогатова i.V. Skorobogatova
Харизматическое движение, протестантизм, пяти-десятничество, ривайвелизм, религии в России. В статье рассматриваются некоторые аспекты процесса институционализации современных харизматических церквей в России на примере религиозных организаций г. Красноярска. Гипотеза исследования состоит в том, что в процессе институционализации происходят трансформация идеологии харизматического вероучения и идеологии по направлению к их рационализации, а также формирование развитой организации движения, что продиктовано необходимостью адаптации движения в социальном контексте.
Charismatic movement, Protestantism, Pentecostalism, Revivalism, religions in Russia.
This article discusses some aspects of the process of institutionalization of the modern charismatic churches in Russia through the example of religious institutions of Krasnoyarsk. The hypothesis of the study is that in the process of institutionalization the transformation of the ideology of charismatic doctrine and ideology towards their rationalization occurs, as well as the formation of advanced organization of movement, which is dictated by the need to adapt the movement in a social context.
Харизматические церкви, образовавшиеся в результате ривайвелистского (обновленческого) движения среди ряда христианских конфессий в 60-70-х гг. в США, представляют на сегодняшний день одно из наиболее интересных явлений религиозной жизни современного мира. За сравнительно недолгий по историческим меркам период существования харизматическое движение стало одной из самых многочисленных христианских конфессий. Последние два десятилетия отмечены значительным распространением харизматического христианства в странах Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, а также в России.
Непосредственные корни современного харизматического движения находятся в пятидесят-ничестве, хотя черты религиозного харизматиз-ма можно встретить практически в любой религиозной традиции, втом числе в христианстве. Тем не менее рассматриваемое нами харизматическое движение приобрело ряд специфических характеристик, закрепленных в вероучении, практике и организации движения, что позволяет говорить сформировании и институционализации во второй половине XX в. новой христианской конфессии. Нужно заметить, что это движение практиче-
ски преобразовало традиционные пятидесятниче-ские организации, которые все в большей степени склоняются к харизматическому типу богослужебной практики.
Религиоведам ещё предстоит ответить на многие вопросы о сущности харизматического христианства и причинах его активного распространения в мире. В силу относительной молодости этого религиозного феномена осмысление его в религиоведении и смежных областях социально-гуманитарных наук находится пока ещё на начальном этапе. В особенности это касается России, где первые харизматические церкви стали появляться только в конце 80-х гг. XX в. Согласно сведениям Министерства юстиции на 1 апреля 2012 г., в РФ зарегистрировано 1270 организаций христиан веры евангельской - пятидесятников, включая харизматическое направление. Здесь следует отметить, что Минюст, приводя эти данные, не проводит разделения на пятидесятническое и харизматическое направление вереде христиан веры евангельской ввиду невозможности определить границу между этими направлениями. Этого не делают и сами ха-ризматы, считая себя частью разнородного, но единого по существу пятидесятнического движения. Так или иначе, пятидесятническо-харизматическое
направление современного протестантизма в России на сегодняшний день занимает третье место по количеству зарегистрированных религиозных организаций после РПЦ и мусульманских объединений, а потому требует всестороннего научного исследования. Тем не менее сведения о харизматическом движении в отечественном религиоведении достаточно скудны. Задача религиоведческой науки состоит в том, чтобы представить научный анализ данного религиозного феномена, проанализировать его основания, специфику вероучения, идеологии, культовой и социальной практик, причем не только в статике, но и в динамике их развития и по возможности спрогнозировать дальнейшие перспективы движения.
Гипотеза. За два десятилетия существования на территории РФ харизматическое движение претерпело качественные изменения. Существенным аспектом этих трансформаций стали изменения в области вероучения, идеологии и организации движения, что, на наш взгляд, связано с процессом институционализации движения в российском обществе. Ривайвелистская идеология, мистически ориентированное вероучение, отсутствие четкой организации общин, характеризующие харизматическое движение на раннем этапе его развития, способны разрушить его прежние традиционные основания, но не способны задать ориентиры долгосрочного существования в тех или иных социальных реалиях. В процессе институционализации харизматических церквей закладываются новые основания мировоззрения и практики, что очевидно способствует успешной адаптации движения в современном российском контексте, аспекты этого процесса и стали предметом настоящего исследования, которое проводилось на материалах наиболее значимых харизматических организаций г. Красноярска: «Церковь христианской жизни», «Дом благодати» и «Новое поколение». В задачи настоящего исследования не входит анализ социальных практик последователей харизматического движения, хотя известно, что харизма-ты отличаются особой активностью в этой области, а потому данный аспект деятельности харизматических церквей требует отдельного исследования.
Как отмечалось в начале, современное харизматическое движение зародилось в результате ри-вайвелистского движения обновления среди ряда
протестанстских деноминаций США в 60-70-х гг. XX в. Ривайвелизм - религиозное движение, свойственное протестантским деноминациям, которое несет в себе идею преодоления традиционализма, рутинизации религиозной жизни, которые настигают любое религиозное движение или конфессию на определенном этапе её развития [Смирнов, 2005, С. 116-117]. Мы не будем здесь вдаваться в историю ривайвелистских движений в протестантизме, отметим только, что подобного рода обновленческие движения, как правило, выступают основанием, на котором впоследствии формируется новая протестантская деноминация. Основными чертами ривайвелизма являются проповедь духовного возрождения, эмоциональность, экзальтированность богослужебных собраний, апелляция к личному религиозному опыту в противовес традиции, установленной форме богослужения и иных практик.
В конце 80-х гг. XX в. в среде пятидесятниче-ских общин появляются обновленческие тенденции. Эти тенденции стали реакцией на консерватизм традиционного пятидесятничества, замкнутость общин, сформировавшихся в жестких условиях противостояния советской идеологии. Появление обновленческих тенденций среди пятидесятничества в Красноярском крае в целом отражает особенности и общий ход развития харизматического движения в России, хотя этот процесс здесь начался несколько позже, чем в западных районах страны, потому как в Сибири в значительной степени преобладало консервативное пятиде-сятничество федотовского братства [Лункин, 2005, с. 109]. Но уже к концу 1980-х годов в ряде пяти-десятнических общин края выделяется крыло радикально настроенных верующих, стремящихся к освобождению церкви от консервативной идеологии, преодолению социальной замкнутости общин, модернизации богослужебной практики.
Значительное влияние на развитие харизматических тенденций оказали иностранные харизматические миссии и организации, получившие широкий доступ в города края. В числе первых и наиболее влиятельных харизматических миссионерских организаций, осуществлявших свою деятельность в Сибири, можно назвать шведскую организацию «Слово Жизни». Деятельность этой организации проводилась посредством Русской Внутрен-
ней Миссии (РВМ), основанной Ульфом Экманом в 1989 г. Благодаря деятельности РВМ, в столице соседней с Красноярским краем Хакасии г. Абакане в 1989 г. была создана первая харизматическая церковь «Прославление», и в последующие 10-15 лет Абакан стал центром харизматического христианства в Сибири. Церковь возглавил пастор Р. Бело-севич, прошедший обучение в Библейском центре «Слово Жизни» в Швеции [Филатов, Юззелл, 2010].
Главной идеей, проповеданной западными миссионерами, стала идея свободы, понимаемой, прежде всего, в религиозном смысле. В основе этой идеи лежали представления о «живом Боге», ищущем личных взаимоотношений с верующим, противополагаемые номинальному христианству. Понятие религиозной традиции трактовалось негативно, как олицетворение замены живой веры бессодержательной религией. Нужно отметить, что в первые годы демократических преобразований идеи свободы вполне гармонировали и с общими ожиданиями, и с устремлениями российского общества. Возможно, что во многом благодаря этому обстоятельству проповеди американских миссионеров собирали значительные аудитории в первые месяцы своей работы.
Таким образом, свобода понималась как свобода от «нормативной религии». В учении первых харизматических проповедников возможность обретения благодати связывалась с непосредственным её переживанием во время молитвы, т. е. с чувством, с эмоцией. Это стало причиной того, что в практике харизматического движения этого периода характерной особенностью богослужений стало экзальтированное поведение верующих. Духовным лидером и идейным вдохновителем ЦХЖ на раннем этапе был Роджер Хаутсма, пастор церкви в г. Новато (Калифорния) [Местная...]. Хаутсма занимался разработкой харизматического вероучения, а также религиозным образованием лидеров и служителей церквей. Им было разработано несколько библейских курсов, которые на протяжении ряда лет преподавались в открытом в ЦХЖ в 1994 г. библейском колледже. Особенность учения Р. Хаутсмы - в его мистической ориентации, акцентировании внимания на личном духовном опыте.
Идея духовного возрождения, рождения новой личности во Христе, эксплицированная в ха-
ризматическом вероучении, является одной из существенных черт всех ривайвелистских движений в протестантизме. Подчеркивание необходимости полного подчинения Св. Духу, стремление к стяжанию божественного Духа в обмен на собственную волю является характерной чертой харизматического ривайвелизма на этом раннем этапе развития движения.
Экзальтированность богослужений, мистицизм в вероучении, профетизм и глоссолалии характерны для большинства харизматических церк-вейв Россиина первомэтапеихразвития.В 1990-хгг. получила распространение так называемая «теология преуспевания», согласно которой крещение Св. Духом открывает верующему доступ не только к «девяти дарам», но также к финансовому процветанию, к успеху в мирской жизни.
Влияние этих идей заметным образом прослеживается в проповедях церквей, входивших в круг влияния шведских харизматов. Однако надо указать на существенную разницу, которая была верно подмечена отечественным исследователем харизматического христианства О.В. Куропаткиной, заметившей, что идеи «теологии преуспевания» были восприняты русскими харизматами в несколько ином ракурсе, чем тот, который был предложен им западными проповедниками. Особенность эта заключалась в том, что западный хариз-матизм понимал «преуспевание» как естественный результат праведного и трудолюбивого образа жизни христианина(идея, по сути, наполненная кальвинистским духом трудовой христианской этики) [Куропаткина, 2008, с. 183]. В российских харизматических церквях эти идеи были восприняты со значительной долей магических представлений.
Таким образом, вероучение харизматических церквей на первом этапе развития движения в Красноярском крае характеризуется ярко выраженной мистической ориентацией вероучения, его акцентуализацией на богословии духовных даров, крещении Св. Духом, проповеди возрождения и приоритете личного религиозного опыта над традицией и догмой.
К концу 90-х гг. в ЦХЖ значительно ослабли связи с американскими основателями. Уже с 1996 г. во главе церквей становятся исключительно русские пасторы и служители и формируется собственное вероучение российского харизматизма. Происхо-
дит постепенный переход от мистически ориентированного, оторванного от реальной жизни учения в сторону рационального осмысления веры. Новый вектор в развитии вероучения был задан общим стремлением пересмотреть положение церкви и отдельного верующего в современном обществе, определить цели и задачи дальнейшего развития церкви. На этом этапе в проповедях начинают появляться идеи «теологии преуспевания», но уже не в мистифицированном её варианте, а в традиционном кальвинистском понимании профессиональной деятельности как служения Богу.
Идеи процветания перестали пониматься исключительно как финансовый успех. Расширилось понимание самого понятия успеха как гармоничного и полноценного состояния всех сфер жизни верующего. «Своей жизнью, смертью и воскресением Иисус показал, что Бог хочет спасти человека в его духе, душе и теле и что Божья воля состоит в том, чтобы каждый человек в своей жизни ходил в Божественном здоровье, Божественном процветании и посредством веры был победителем во всех сферах жизни: духовно, душевно, физически, экономически, социально...» [Местная...].
Во-вторых, существенно пересматриваются значение благодати и её отношение к человеческой воле. Большое значение начинает придаваться действиям самого человека, необходимости рационального подхода к решению любых жизненных вопросов, в том числе и церковного служения. Успех начинает пониматься как результат правильных действий и в сфере финансов, и в других сферах жизни христианина (из личного архива автора. Беседа с Е.А. Ашаевой от 23. 04. 09).
Процессы институциализации просматриваются и в изменениях организационного устройства харизматических церквей Красноярска, сложная и развитая структура которых характерна только для общин позднего периода.
Таким образом, можно сделать вывод, что в становлении и развитии харизматического движения на территории Красноярского края выделяются два основных этапа. Первый этап охватывает последнее десятилетие XX в. Особенность его заключается в ривайвелистском характере, что проявилось в мистической ориентации мировоззрения харизматов, приоритете личного религиозного опыта над традицией и догмой, акценте вероуче-
ния на практике духовных даров. «Теология преуспевания» на этом этапе воспринимается харизма-тами как возможность обретения земного успеха, благосостояния исключительно как дара от Бога, как благодать. Для этого периода характерны высокая эмоциональность богослужения, экзальтированные молитвенные собрания, специфические харизматические явления, такие как «святой смех», «падения в духе» и т. п. На этом этапе общины не имеют четкой организации, однородного социального состава, значительное влияние на становление харизматического движения в Красноярском крае оказывают иностранные миссии и организации.
Второй этап развития харизматического движения в крае характеризуется переосмыслением харизматами учения о благодати, в котором значительная роль отводится участию человеческой воли и деятельности в деле спасения. «Теология преуспевания» понимается теперь не как способ мистического обретения благосостояния, но как принцип успеха, согласно которому преуспевание есть естественный результат правильно организованной профессиональной деятельности человека. Важную роль начинает играть идея предназначения, согласно которой человеку предписывается найти сферу применения своих возможностей и достичь максимального успеха на этом поприще. Харизма, благодать понимаются только как божественная помощь верующему в осуществлении своего служения.
Эти процессы трансформации харизматического вероучения и идеологии связаны, на наш взгляд, с потребностью адаптации харизматического движения к новому идеологическому контексту российского общества. Если харизматический ривайвелизм начала девяностых в целом кон-нотировал с настроениями свободы и обновления в российском обществе, то в последующий период возрастающая коммерциализация общественной жизни породила новую систему ценностей, оказавшую в определенной мере влияние на рассматриваемое нами религиозное движение. «Теология преуспевания» в данный период оказалась идейно востребованной этой частью российского протестантизма, позволив харизматическому движению выработать новые мировоззренческие ориентиры.
Помимо идеологической трансформации, про-
исходит процесс формирования развитой структуры харизматических церквей, что связано с количественным ростом и расширением социального состава общин. Происходит значительная дифференциация церковных отделов и служений. Выстраивается четкая система организации и управления. Это является показателем, что церковь обретает способность легко реагировать на изменения социального состава, вмещая в свои структуры неофитов любого социального уровня, что затруднено в церквях общинного типа со слаборазвитой структурой.
Библиографический описок
1. Гонсалес Х.Л. История христианства: От эпохи реформации до нашего времени / пер. с исп. Б.А. Скороходов. Изд. 4-е. СПб.: Библия для всех, 2009. 377 с.
2. Куропаткина О.В. «Теология процветания»: западный и российский варианты // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2008. Вып. 6. С. 171-183.
3. Лавренов С.Э. Постсоветская модернизация и протестантизм в современной России: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2008. 20 с.
4. Ледяев А. Выжить, чтобы жить. 3-е изд., испр. и доп. М.: Слово Жизни, 2001. 156 с.
5. Ледяев А. Камень преткновения. Рига: Новое поколение, 1997.126 с.
6. Ледяев А. Разговор начистоту: 100 вопросов, 100 ответов. Рига: Авторское издание, 2006. 144 с.
7. Лункин Р.Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России: дис. ... канд. филол. наук: 09.00.13. М., 2005. 200 с.
8. Местная религиозная организация Церковь «Христианской Жизни» Христиан Веры Евангельской г. Красноярск [Электронный ресурс] / Сайт МРО Церковь «Христианская жизнь». Красноярск 2007-2013. URL: http://kclc.ru/
9. Одинцов М.И. «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой...». История пятидесят-нической церкви в России XIX-XX вв. СПб., 2012. 504 с.
10. Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология / сост., вступ. статья, ком. М.Ю. Смирнова. СПб.: РХГА, 2012. С. 574-585.
11. Скоробогатова И.В. Феномен «харизматиз-ма» в христианстве: история и современность // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2010. Т. 11, вып. 2. С. 21-32.
12. Смирнов М.Ю. Реформация и протестантизм: словарь. СПб.: Изд-во С,- Петерб. ун-та, 2005 197 с.
13. Филатов С.Б., Юззелл Л. Хакасия. Сгусток религиозных проблем Сибири / Сайт: Kestonlnstitute. England, 2010. URL: http://www keston.org.uk/encyclo/ll%20Khakassia.html
14. Хаутсма P. Школа для народов. Красноярск: Изд-во Церкви «Христианская жизнь», 1995.
15. Hunt S. The Alpha Program: Charismatic Evangelism for the Contemporary Age // Pneuma, 2005. Vol. 27:1. P. 65-8215.
16. Scorobogatova I.V. Religious Self-Identification of Charismatic Churches Believers (On the Material of the Krasnoyarsk Region) // Journal of Siberian Federal University. Humanities Social Sciences (Scientific review SFU.SeriesofHumanSciences). Krasnoyarsk, 2010. № 3 (3). P. 452-461.