УДК 316.35.023.6
Шманцарь Марина Валерьевна
аспирант, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г Екатеринбург е-mail: [email protected]
DO110.26425/1816-4277-2018-3-149-152 ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрено понятие социальной группы и ее признаки. Через сопоставление с социальной общностью обосновано обозначение преподавателей высшей школы в качестве социально-профессиональной. На основе результатов проведенного эмпирического исследования раскрываются черты, присущие указанной группе. Анализ данных анкетного опроса и глубинных интервью позволяет показать, какие изменения претерпевают характеристики социально-профессиональной группы преподавателей вузов под влиянием трансформационных процессов, протекающих в сфере высшего образования. Ключевые слова: преподаватель вуза, социальная общность, социальная группа, профессия, профессиональная группа, высшее образование.
Shmantsar Marina
Postgraduate student, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg е-mail: [email protected]
CHARACTERISTICS OF SOCIO-PROFESSIONAL GROUP OF UNIVERSITY TEACHERS IN CONDITIONS OF CHANGES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
Abstract. The concept of social group and its indications are considered in the article. Through a comparison with the social community the designation of university teachers as a socio-professional group is justified. Based on empirical research results the traits of the specified group is revealed. Data analysis a questionnaire survey and in-depth interviews allows to show what changes occur in the characteristics of socio-professional group of university teachers under the influence of the transformational processes in higher education. Keywords: university teacher, social community, social group, profession, professional group, higher education.
Стремительные перемены, происходящие в сфере образования современной России, обусловлены мировыми тенденциями, такими как ускорение научно-технологического прогресса, усиление зависимости темпов развития общества от образования, быстрое накопление и устаревание научных данных, сближение образовательных систем разных стран. Внедряемые изменения, с одной стороны, оказывают влияние на деятельность ключевых субъектов образовательного процесса, с другой стороны - зависимы от нее. Говоря о высшем образовании, одним из этих субъектов можно назвать преподавателей вузов. Они не выступают инициаторами инноваций, но непосредственно занимаются их реализацией, транслируя новые требования. Исходя из этого, актуализируется необходимость изучения качеств социально-профессиональной группы преподавателей высшей школы и их изменение в условиях трансформационных процессов в образовании.
Следует обосновать, что преподаватели вуза являются особой социально-профессиональной группой. Для этого остановимся на соотношении понятий «социальная группа» и «социальная общность». Существуют точки зрения, отождествляющие общность и группу (С. С. Фролов, В. Л. Иноземцев, А. А. и К. А. Радугины и др.). На наш взгляд, эти формы объединений имеют разную природу, а именно: общности являются продуктом исторического процесса, группы - следствием определенных социальных потребностей и необходимости их удовлетворения, то есть создаются с конкретной целью.
В социологии зарождение научного интереса к категории «общность» связана с творчеством Ф. Тенниса, который в качестве основного признака общности выделял ее естественность (общность - «реальная и органическая жизнь», где «со своими близкими мы пребываем с рождения, будучи связаны ею во всех бедах и радостях»). Общностям противопоставлены «механические» объединения, требующие рациональных усилий [3, с. 9-11]. К таким механическим объединениям относят социальную группу, поскольку под «рациональными усилиями» понимают упомянутое выше выполнение группой особых задач, которые на нее возложены.
Таким образом, принадлежность индивида к общности объективна (не требует от него осознания своего членства, согласия на включение в это объединение), пребывание в группе, напротив, скорее субъективно и предполагает понимание своих социальных функций как представителя группы.
Значимыми для нашего обоснования представляются выделенные Р. Мертоном черты социальной группы: взаимодействие, членство и единство [2]. Данные черты в полной мере присущи преподавателям вузов. Члены этой группы взаимодействуют друг с другом, осуществляя свою деятельность в одних образовательных организациях, и с помощью площадок, специально созданных для общения и обмена опытом (конференции, форумы и пр.). Членство в группе подтверждается формально (опять же образовательными организациями, в которых состоят преподаватели) и признанием окружающих. Единство проявляется в наличии разделяемых всеми обязанностях, позволяющих идентифицировать представителей группы.
Классификация социальных групп осуществляется по множеству оснований, в числе которых количественный состав, характер взаимодействия, форма организации, длительность существования и др. Одним из оснований также выступает общий признак, присущий членам группы и позволяющий выделить данное объединение. Примером такого признака является профессия.
Среди научных трактовок «профессии» доминирует деятельностный подход, согласно которому профессия представляет собой вид трудовой деятельности, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и трудового опыта [5]. Однако приведенная интерпретация не учитывает социального значения профессии, ее места в общей системе общественного производства, нормы и ценности, регулирующие профессиональную деятельность и образующие ее этос, а также неотделимость профессии от социальной группы, члены которой выступают носителями соответствующего набора характеристик. Мы под профессией понимаем общественно-значимый вид деятельности, представители которой обладают специфическими знаниями и навыками, транслируют и поддерживают определенные ценности и нормы поведения.
Опираясь на вышесказанное, приходим к выводу, что преподаватели вузов представляют социально-профессиональную группу, состоящую из лиц, обладающих сходными компетенциями, характером трудовой деятельности, чувством идентичности с другими ее членами, общностью прав и обязанностей, деятельность которой регулируется нормативными и моральными принципами, принятыми в данном объединении.
Особенности трудовой деятельности такой социально-профессиональной группы в условиях изменений, происходящих в настоящее время в высшем образовании, рассматривались в нашем эмпирическом исследовании, объектом которого выступали преподаватели вузов Екатеринбурга. В исследовании использованы такие методы, как онлайн-анкетирование по самозаполняемой форме (319 человек) и глубинное интервью (16 человек).
Главной особенностью современной профессиональной деятельности преподавателей является то, что они должны постоянно приобретать новые знания и умения в той сфере общественного производства, для которой они готовят специалистов, опережая при этом темпы их освоения теми студентами, которые могут самостоятельно получить необходимую информацию и знать больше, чем преподаватель. Только в этом случае он сможет постоянно доказывать высокий уровень своего профессионализма, становясь авторитетной для студентов личностью. Поэтому особое значение приобретает способность преподавателя глубоко разбираться в изменениях, происходящих в профессии, которую осваивают обучающиеся, умение понятно, на доступном для них языке донести нужную информацию, вызвать интерес к ее творческому осмыслению:
- «Преподаватель должен непосредственно заниматься этой областью, которую он преподает. Может быть, даже не в стенах университета, а в проектных институтах, в каких-то других организациях» (муж., асс., 27 лет);
- «Контингент студентов постоянно меняется, нужно постоянно подстраиваться под новый коллектив, как-то поставить себя, чтобы студенты тебя уважали» (жен., ст. препод., 36 лет);
- «Мы связаны с общением. Умеем донести самые сложные вещи простым языком. Нас отличает желание получить обратную связь от студентов» (жен., доц., 53 года).
Трансформация современного высшего образования связана с ориентацией на сокращение времени на аудиторные занятия и развитие дистанционных форм взаимодействия преподавателя и студентов. Как следствие - личное общение между участниками образовательного процесса теряет свою значимость, происходит формализация отношений: «Теперь мы со студентами общаемся через отчеты и ведомости в большей степени,
нежели непосредственно на занятиях. Да и самих занятий все меньше становится» (муж., доц., 41 год).
При этом усиливается требование обязательного включения преподавателей в научно-исследовательскую деятельность, направленную на решение конкретных проблем производства, чтобы обеспечить в процессе обучения связь теории с практикой. Представители социально-профессиональной группы преподавателей в своей деятельности выполняют такие роли как педагог, наставник, исследователь. В условиях трансформации высшего образования акцент смещается на роль исследователя, что находит отражение в заключении «эффективных контрактов».
Чуть более трети опрошенных (34,7 %) негативно оценивают указанное изменение, обосновывая это тем, что преподаватель тратит слишком много времени на собственную научную деятельность в ущерб ведению учебного процесса, а также тем, что переход на эффективные контракты должен происходить постепенно и не посредством принуждения всех преподавателей к исследовательской работе. В свою очередь, 21,5 % участников опроса видят положительные моменты при внедрении этой системы. В частности, возможность посмотреть на изучаемые проблемы с другой стороны - с позиции практика, и получить достойное материальное вознаграждение за свои изыскания.
Остальные 43,8 % опрошенных выделяют как плюсы, так и минусы превалирования роли исследователя в работе преподавателя. Следует помнить, что научное творчество преподавателя вуза отличается от научного творчества научного работника научно-исследовательского института тем, что оно направлено на подготовку новых исследователей [1]. Информанты подчеркивают, что научно-исследовательский компонент обязательно должен присутствовать в деятельности преподавателя вуза, но не как средство реализации собственных амбиций и получения выгоды, а как возможность овладеть новыми знаниями и навыками и передать их студентам.
Происходящие в деятельности преподавателей изменения, направленные на повышение качества их работы, по мнению респондентов, сопровождаются снижением статуса преподавателя. Учитывая, что статус представляет собой положение, занимаемое индивидом или группой в социальном пространстве, определяемое количеством властных, экономических и культурных ресурсов, которыми они обладают, можем заметить несоизмеримость этих видов ресурсов у преподавателей [4].
Выявлено противоречие между декларируемой важностью профессии преподавателей и реальным отношением государства к представителям этой группы. Преподавателям доверены функции обучения, развития и воспитания граждан, они обладают экспертным знанием, однако это не отражается на уровне оплаты их труда и способности влиять на важные решения, принимаемые в вузе и сфере образования в целом. Результаты анкетного опроса показывают, что около 80 % опрошенных не удовлетворены своей заработной платой. Более того, по мнению участников исследования, профессия преподавателя обесценивается, теряет престиж: «Раньше была одной из самых уважаемых профессий. А сейчас такое потребительское отношение к педагогам. И зарплата копеечная» (жен., доц., 57 лет).
Характеристика, которая всегда была присуща преподавателям вузов, - их независимость от управленческого звена вуза, самостоятельность в решениях. В настоящее время академическая свобода преподавателей сокращается, деятельность подвергается жесткой регламентации. Респондентам предлагалось указать, чем их привлекала профессия преподавателя вуза, когда они начинали свою карьеру, и чем она привлекает сейчас. Из всех опрошенных 43,8 % отметили, что прежде профессия преподавателя их привлекала самостоятельностью в принятии решений, касающихся организации образовательного процесса; сейчас такую возможность отмечают только 15,5 %. При этом, по оценкам респондентов, их мнение не учитывается при внедрении изменений в организацию образовательного процесса.
Если преподаватели не согласны с нововведениями, то возникает сопротивление, но не в виде открытого противоборства с администрацией вузов или с инициаторами изменений на государственном уровне, а скорее игнорирования новых требований (формально они их придерживаются, однако на деле продолжают воспроизводить прежние практики: «Мы не говорим Министерству образования, что мы не будем делать, а просто не делаем. Кто проверит? На бумаге можно все что угодно написать» (муж., доц., 58 лет).
В результате проведенного анализа приходим к заключению, что происходящие в ориентациях и установках социально-профессиональной группе преподавателей изменения могут привести к снижению их трудовой активности, формальному участию в нововведениях и снижению качества осуществляемой ими образовательной деятельности.
Библиографический список
1. Есарева, З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З. Ф. Есарева. - Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - 112 с.
2. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура: пер. с англ. / Р. Мертон. - М.: Хранитель, 2006. - 873 с.
3. Теннис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии: пер. с нем / Ф. Теннис. - Санкт-Петербург: Университет, Владимир Даль, 2002. - 451 с.
4. Учебный словарь по социологии / Сост. С. Н. Айрапетова, Л. Я. Рубина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2006. - 130 с.
5. Экономический словарь / Под ред. А. И. Архипова. - 2-е издание. - М.: Проспект, 2010. - 672 с.
References
1. Esareva Z. F. Osobennosti dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly [Features of activity of the University teacher] / Z. F. Es-areva. - Leningrad: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1974. - 112 p.
2. Merton R. Social'naja teorija i social'naja struktura [Social theory and social structure]: per. s angl. / R. Merton. - Moskva: Hranitel', 2006. - 873 p.
3. Tennis F. Obshhnost' i obshhestvo. Osnovnye ponjatija chistoj sociologii [7he community and society. Basic concepts of pure sociology]: per. s nem / F. Tennis. - Sankt-Peterburg: Universitet, Vladimir Dal', 2002. - 451 p.
4. Uchebnyj slovar' po sociologii [Educational dictionary of sociology] / Sost. S. N. Ajrapetova, L. Ja. Rubina. - Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2006. - 130 p.
5. Jekonomicheskij slovar' [Economic dictionary] / Pod red. A. I. Arhipova. - 2-e izdanie. - Moskva: Prospekt, 2010. - 672 p.