Научная статья на тему 'Характеристики микропрофилей трелевочных волоков, определяющие динамическое уплотнение почвы'

Характеристики микропрофилей трелевочных волоков, определяющие динамическое уплотнение почвы Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
98
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Григорьев И. В.

They аre вrought statistical features got as a result of studies an mikroprofils of skidding portages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Григорьев И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристики микропрофилей трелевочных волоков, определяющие динамическое уплотнение почвы»

ХАРАКТЕРИСТИКИ МИКРОПРОФИЛЕЙ ТРЕЛЕВОЧНЫХ ВОЛОКОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ

ПОЧВЫ

Григорьев И.В. (ГЛТА им. С.М. Кирова г. Санкт-Петербург)

They are erought statistical features got as a result of studies an mikroprofils of skidding portages.

Движение трелевочной системы сопровождается непрерывным изменением сил взаимодействия движителя и древесины с опорной поверхностью. Эти изменения обуславливаются как изменчивостью сил сопротивления качению, так формой, размерами и чередованием неровностей волока, которые преодолевает трелевочная система. В своей совокупности эти силы вызывают колебания подрессорных и неподрессорных масс системы, изменения крутящего момента на ведущих колесах и скорости движения системы. Совокупность неровностей формируют опорной поверхности, характеризующие случайные изменчивости вдоль оси волока. Поэтому при математическом моделировании на современном уровне используются возможности статистического метода, которые не исключают, а дополняют детерминированные методы исследования динамически мобильных систем.

В теории случайных функций и ее приложении к исследованию динамических систем [1-4] случайный процесс Щ) определяется как случайная функция неслучайного параметра t, величина которого в каждом /е Т являются случайными величинами. ГОСТ 21878-76 рассматривает случайный процесс как семейство векторных или скалярных случайных величин, зависящих от его мерного параметра, имеющего размерность времени. Следовательно случайный процесс является обобщением понятия случайное событие, а случайная величина может принять любое заранее неизвестное значение. В отличие от события случайная величина характеризует количественный результат опыта.

В настоящее время расширяется применение в исследовании тракторных, сельскохозяйственных, и других машин статистической динамики, которая базируется на теории случайных функций и автоматического регулирования [1-5]. К наиболее ранним исследованиям лесотранспортных машин с использованием статистической динамики можно отнести работы проф. Жукова А.В.

Применение статистической динамики при исследованиях различных мобильных систем в основном сводится к исследованию динамики систем и на-груженности элементов конструкции. При движении трелевочной системы тр е-левочный трактор преодолевает значительные неровности трелевочного волока; при этом происходят интенсивные колебания подрессоренной и неподрессо-ренной масс системы и, как следствие, происходит динамическое уплотнение почвы. На динамическое уплотнение почвы влияют колебания трелевочной системы в вертикальной, поперечной и продольной плоскостях, следовательно, необходимо иметь математические модели неровностей как по длине волока, так и превышение неровностей одной колеи по отношению к другой.

В опубликованных работах по исследованию лесосечных машин и трелевочных волоков в ограниченном объеме, без систематизации, приводятся математические модели только неровностей продольного профиля; отсутствует обоснование шага квантования и длительности эксперимента или длины мерного участка [6-9]. Задача исследования состоит в определении статистических характеристик неровностей продольного и поперечного профилей трелевочных волоков с обоснование шага и длины мерного участка волока.

Многочисленные исследования микропрофилей дорог показали, что неровности можно рассматривать, как случайный стационарный процесс, обладающий эргодичностью [2, 3], а эмпирическое распределение ординат и экстремумов высот неровностей показывают, что описывающие их законы близки к нормальным. Следовательно, случайные функции, моделирующие микропрофиль можно считать гаусовскими [3, с. 70]. Аналогичные заключения применительно к неровностям трелевочных волокам и силам сопротивления движения трелевочных систем сделали исследователи лесотранспортных машин [6, 7].

Для получения характеристик микропрофиля опорной поверхности применяются прямой и косвенный методы. Прямой метод базируется на применении различных измерительных средств, от простых, например нивелир, до сложных измерительных систем. Косвенный метод сводится к определению не микропрофиля, а измерению, регистрации и обработки реакции динамической системы на воздействия неровностей пути. Оба метода имеют достоинства и недостатки, анализ которых позволяет предположить, что косвенный метод может давать завышения дисперсии [10, 11]. В отличие от автомобиля или сельскохозяйственного агрегата, трелевочный трактор трелюет древесину по относительно короткому трелевочному волоку, имеющему значительные неровности, следовательно, применение существующих измерительных систем микропрофиля, длина которых достигает 24 м [12], исключается.

При математическом моделировании неровностей опорной поверхности ее профилируют и получают случайную функцию х(1) пути Ь. Профилеграммы Z/(Ь) обрабатываются на ЭВМ с целью получения дисперсии корреляционной функции Яг(1) и спектральной плотности ^(ш); при этом аргумент I будет иметь размерность длины (м), а аргумент ш - размерность м-1.

Для сравнительного анализа удобно использовать безразмерные величины и параметры. В статистической динамике в качестве безразмерной характеристики неровностей используют нормированную корреляционную функцию р(1\ которую в теории вероятностей называют коэффициентом корреляции [13]

Р п --с

Переход в описании функции неровностей от аргумента Ь к аргументу ? (время) основан на том, что при единичной скорости продвижения по волоку численные значения аргументов совпадают и для обеих функций будет связующими время путь (Ь) и скорость (у) продвижения относительно микронеровностей [2, 3]

Следовательно, в статистических характеристиках случайных функций микропрофиля переход от аргумента l к аргументу v=At базируется на равенстве их числовых значений при единичной скорости.

Наиболее часто экспериментальные корреляционные функции апрокси-мируются выражением [2, 4, 6, 7]

рЬ=ГаЩ cos/?/,

где: а и ß - коэффициенты.

Для учета скорости движения коэффициенты а и ß при единичной скорости (v=1m/c) умножают на заданную скорость v, то есть:

av=a-v, ßv=ß-v.

При переходе от аргумента l к временному аргументу т используют связь r=Hv.

В производственных условиях были измерены отклонения неровностей семи волоков, один из которых относится к лесовозной дороге, так как имел незначительные неровности, по высоте от условной горизонтальной плоскости с фиксированием этих отклонением через 0,5-1,0м. Такой метод в статистике называют методом случайных ординат [7]. Методами, изложенными в известных монографиях [13, 14] с применением ЭВМ, по статистическим рядам неровностей были определены законы распределения и нормированные корреляционные функции. Законы распределения неровностей получены по длине волока, т.е. продольный профиль и по превышению одной колеи над другой, т .е. поперечный профиль. Анализ законов распределения неровностей показал, что все они имеют нормальное распределение с изменением статистик в довольно широком диапазоне, особенно это относится к продольному профилю.

В монографии А.А. Силаева рекомендуется, при оценке воздействия неровностей на колебания динамических систем, все проселочные дороги разбить на три класса: к первому отнести дороги, у которых средняя квадратичная высота неровностей ан<10 см; ко второму - дороги с ан=10-20 см; к третьему - дороги с ан>20 см. В исследованиях А.А. Силаева только одна из 12 исследованных дорог имела неровности ан>24 см.

Следует отметить, что трелевочный волок, в отличие от проселочных дорог должен быть подготовлен, видимо, поэтому в наших исследованиях даже очень тяжелый волок, с точки зрения сопротивления движению трелевочной системы, имел ан=14,8.

Исследования семи волоков позволяют классифицировать трелевочные волоки по неровностям на три класса: к первому отнести волоки аН<5 см, ко второму - волоки с аН=5-10 см и к третьему - волоки с аН> 15 см.

Статистики М и а позволяют определить коэффициенты вариации vn, характеризующие степень изменчивости процесса.

Значение vn позволяет при заданной величине вероятности Р и допустимой ошибки s по «Номограмме достаточно больших чисел» [14] определить необходимое минимальное число отсчетов или число измерений, а, следовательно, при заданном шаге квантования - минимальную длину мерного участка волока. Анализ корреляционной функции и спектральной плотности продольных

и поперечных микропрофилей семи волоков показал, что коэффициент вариации или степень изменчивости процесса находится в пределах от 19 до 60, по таблице «Достаточно больших чисел» число отсчетов или изменений в опыте должно быть не менее 384 опыта, т.е. при шаге квантования 0,5 м длина мерного участка волока должна быть не менее 192 м. Коэффициенты аппроксимации корреляционных функций находятся в пределах а=0,5-1,0с-1, у#=1,3-1,8сЛ

Выводы

Полученные статистические характеристики микропрофиля в продольной и поперечной плоскостях трелевочных волоков и лесовозной дороги, позволяющие определить диапазон изменения значений статистических законов распределения и коэффициентов уравнений аппроксимации случайных функций, которые необходимы при исследовании динамического уплотнения почвогрун-тов лесосеки трелевочными системами.

Литература

1. Пугачев В.С. Теория случайных функций и ее применения к задачам автоматического управления. М.:

2. Силаев А.А. Спектральная теория подрессоривания транспортных машин. М. 1963.

3. Яценко Н.Н. Форсированные полигонные испытания грузовых автомобилей. М.: Машиностроение. 1984. 328с.

4. Лурье А.Б. Статистическая динамика сельскохозяйственных агрегатов. М.: Колос. 1970. 376с.

5. Бриннер В.А., Карамос А.А., Палеев П.П. и др. Динамика проходческих комбайнов. М.: Машиностроение. 1977. 226 с.

6. Жуков А.В., Леонович И.И. Колебания лесотранспортных машин. Минск, БГУ им. Ленина, 1973. 240 с.

7. Анисимов Г.М. Условия эксплуатации и нагруженность трансмиссии трелевочного трактора, М.: Лесная промышленность. 1975. 168 с.

8. Добрынин Ю.А. Исследования параметров трелевочных волоков как системы случайных волоков В сб. «Машины и орудия для механизации лесозаготовок». Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. 1976, С. 17-20.

9. Пархиловский И.Г. Исследование вероятностных характеристик поверхности распространенных типов дорог. //Автомобильная промышленность, 1968. № 8. С.18-22.

10. Щетина В.А. Грачев Е.В. Косвенный метод исследования статистических характеристик микропрофиля автомобильных дорог. //Автомобильная промышленность, 1969. № 12. С.11-14.

11. Щуплянов В.С. Колебания и нагруженность трансмиссии автомобиля. -М.: Транспорт, 1974. 328 с.

12. Митропольский А.К. Техника статистических исчислений. М.: Физлеатгиз, 1961. 576 с.

13. Митков А.П., Кардашевский С.В. Статистические методы в машиностроении. М.: Машиностроение, 1978. 360 с.

14. Венцель Е.С. Теория вероятности. М. : Наука, 1964. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.