I Космическая техника и ракетостроение | -
УДК 662.215.25
В. Д. Головатенко, А. В. Головатенко Характеристики квазижидкого слоя металла в зоне контакта кумулятивной струи с преградой
На основании известных экспериментальных данных по взрывной обработке металлов, теоретических и экспериментальных работ по спеканию порошков металлов даны оценки минимальных значений величин давлений и температур, при которых образуется этот слой и его толщина. В исследовании использована гипотетическая модель образования квазижидкого слоя металла между лидером кумулятивной струи и преградой в момент разрушения последней.
Ключевые слова: кумулятивная струя, разрушение преграды, пограничный слой металла.
Известна работа [1], где на аналитическом уровне рассмотрено формирование кумулятивного ударника после подрыва кумулятивного заряда и приведено сравнение аналитических наработок с полученными экспериментальными данными. В этой работе не решен вопрос, относящийся к определению значений характеристик квазижидкого (вязко-текучего) слоя металла, образовавшегося между кумулятивной струей (КС) и преградой во время их взаимодействия, не даны предпосылки для решения задач по проектированию других узлов, предназначенных для резки металлов или защиты от разрушения преграды от воздействия кумулятивных устройств.
Исходя из принятой авторами в ряде работ [2-6] гидродинамической теории разрушения, состояние промежуточного (пограничного) слоя между КС и преградой в месте разрушения преграды является жидким веществом, находящимся под высоким давлением, поскольку струя и преграда в месте их касания считаются жидкими. Однако данные Ю. К. Хуанга [7] по состоянию металла, подвергнутому сверхвысокому давлению, свидетельствуют о том, что кристаллическая структура вещества под действием такой нагрузки не разрушается. Ю. К. Хуанг полагает, что при разрушении металла между кристаллами образуется микроскопической толщины прослойка, по которой и идет их скольжение друг относительно друга. Этого же положения придерживается и Дж. Хант [8].
А. Тейт [9] рассматривает три состояния, в котором может находиться высокоскоростной стержень: стержень находится в жидком состоянии, стержень является абсолютно твер-
© Головатенко В. Д., Головатенко А. В., 2016
дым телом и состояние, при котором прекращается пенетрация.
В. Томсон [10] определяет толщину расплавившегося слоя в зоне взаимодействия тела с преградой, равной около 1 мм. Несмотря на различия в экспериментах при динамических (высокоскоростных) и статистических нагрузках на испытываемый объект, эти противоречивые данные учитывают и частью используют при построении модели, согласно которой между передней (лидерной) частью КС и преградой находится промежуточный слой вещества, который является частью разрушаемой преграды.
По даннымН. А. Гладкова [11], на пробке, выбитой из преграды высокоскоростным ударником, не обнаруживается следов оплавления поверхности соприкосновения между этим ударником и преградой. Целостность пробки говорит о том, что процесс идет постепенно от места встречи КС с преградой и далее - в ее массив. Материал разрушаемой преграды, разгружаясь, вытесняется из каверны в ходе процесса разрушения преграды, причем состояние этого вещества может быть жидким и даже газообразным [12]. Однако при срабатывании кумулятивного заряда со сферической выемкой КС не образуется, как это следует из работ [15, 16]. Экспериментальным подтверждением этому может служить фотография жгута (см. рис. 3 в работе [17]), обнаруженная после испытания по разрезанию цилиндрической оболочки (в испытаниях был использован линейный кумулятивный заряд со сферической выемкой). Материал разрушаемой преграды, разгружаясь, вытесняется из каверны в ходе процесса разрушения преграды, причем состояние этого вещества может быть, согласно
работам [12-14], жидким и даже газообразным [12].
Промежуточный (пограничный) слой между КС и преградой условно назван вязко-текучим, или квазижидким.
Принимаем, что процесс разрушения преграды включает динамическое воздействие -удар кумулятивной струи на объект и переход материала преграды в вязко-текучее состояние. Динамический процесс прохождения КС через преграду был ранее рассмотрен в публикации [17].
Объект исследования - определение характеристик вязко-текучего слоя металла между КС и преградой, возникшего во время их взаимодействия.
Привлечение данных по процессам спекания нанопорошков металлов (зависимости температуры плавления от размеров порошка и величинам давления при их взрывном спекании), а также полученные ранее наработки по управлению процессом разрушения преграды КС позволили авторам в первом приближении определить ряд характеристик металла в его вязко-текучем состоянии.
Цель работы - теоретически на основании известных экспериментальных данных и наработанных методик разработать и определить:
• модель процесса разрушения преграды в зоне ее взаимодействия с КС;
• температуру промежуточного (пограничного, квазижидкого) слоя металла, образующегося при взаимодействии КС с преградой в месте их соприкосновения;
• величину давления, под которым находится этот слой металла;
• толщину пограничного слоя образующегося квазижидкого металла.
Известна гидродинамическая модель Покровского (1944) — Биркгоффа (1948) взаимодействия КС, образованной при подрыве профилированного заряда взрывчатого вещества (ВВ) с преградой, согласно которой металл преграды в зоне их взаимодействия находится в подвижном состоянии, а сам процесс его течения подчиняется закону Бернулли. В работе [18] уточнен ряд положений в теории Покровского — Биркгоффа, отмечена необхо-
димость проведения экспериментальных работ по определению скорости разрушения преграды и способам торможения КС в массиве преграды, которые дают возможность подойти к решению проблемы по определению характеристик этой подвижной прослойки металла в момент ее образования.
При импульсном взаимодействии КС и среды последняя нагревается под воздействием высокого давления. При этом можно наблюдать расплавление поверхностного слоя металла в зоне их контакта. Переход в жидкое (непрерывно текучее) состояние металлов при избыточном давлении, при котором протекает сварка металлов систем Си — Си и AI —AI, по данным Д. Дюваля [19], осуществляется при 2,5 и 0,65 ГПа соответственно. Р. Прюмер [20] приводит данные по давлению в ударной волне (2 ГПа), при котором происходит сплавление порошка из малоуглеродистой стали.
Согласно теоретическим данным Дж. Геринга [13] по ударному нагреванию ряда металлов, в том числе и для AI, плавление поверхностного слоя металла наблюдается при воздействии на него ударной волны с давлением от 60 ГПа, а полное расплавление всего образца происходит при давлении свыше 180 ГПа.
Ю.К. Хуанг [7] рассчитал, что если повысить скорость ударной волны, падающей на поверхность металлического образца, с 2940 до 4600 м/с, его поверхность будет дополнительно прогрета на 1815 К. Причем на этой поверхности будет наблюдаться давление 80.. .150 ГПа.
В известных опубликованных работах величины давлений, возникшие при разрушении преграды КС, фактически не были измерены из-за отсутствия соответствующей аппаратуры, их принимали на основе теоретических предположений как лежащие в пределах от 10 до 100 Гпа и выше. По этой причине используемые в настоящей работе данные авторов [7, 13] следует рассматривать как оценочные.
Теоретически температура плавления пограничного (квазижидкого) слоя металла в значительной степени зависит от давления, при котором протекает процесс разрушения преграды, и определяется уравнением энергии
Дж.В. Гиббса (при условии, что в исследуемом образце не наблюдаются структурные \ш и/или химические преобразования и электромагнитные явления дЦ):
Тпл = Е/£ + РР7£-оР/£, (1)
где Р - давление;
V- объем;
а - поверхностное натяжение жидкого металла;
Г - поверхность расплавленного участка металла у исследуемого образца;
£ - энтропия;
Е - энергия термодинамической системы. Здесь использовано понятие «температура», являющееся интенсивной величиной в уравнении (1) применительно к нормальным физическим условиям, и условно переносится на экстремальные, наблюдаемые при детонации, поэтому для оценки значения температуры плавления материала преграды ниже будут приведены данные по сплавлению на-нопорошков металлов, подвергнутые сверхвысокому давлению. Следует отметить, что температура плавления наночастицы намного меньше температуры плавления металла, когда он находится в большой массе. 5 На основании вышеизложенного при-
- мем, что образовавшийся после динамического г и теплового удара [21, 22] вязко-текучий слой а металла из преграды и КС (высокоскоростного ь ударника) может быть представлен следующей < моделью.
« Поступление металла
^ 1. Принимаем, что лидерная часть КС
= в месте своего соприкосновения с преградой создает между ними тонкую прослойку ква-™ зижидкого металла.
о 2. Квазижидкий металл вытесняется в за-
о зор, образованный самой КС и внутренней по* верхностью каверны.
¡Е 3. После достижения внешней поверх-
$ ности преграды квазижидкий металл разгружается и переходит в жидкое или, возможно, парообразное состояние.
Состояние КС во время разрушения пре-£ грады
1. В поперечном сечении КС состоит ^ из ядра квазижидкого металла (жгута - высо-
коскоростного ударника), находящегося в сжатом состоянии.
2. Ядро окружено оболочкой из металла, прошедшего разгрузку.
3. Над этой оболочкой находится слой парообразной или газообразной составляющей КС и газообразные продукты взрыва ВВ.
Квазижидкий металл рассматриваем как вязкое вещество, находящееся за пределом упругости, согласно работам [9, 23], в непрерывном вязко-текучем состоянии.
В целом КС и сопровождающие ее продукты детонации ВВ взаимодействует с внутренней поверхностью каверны в преграде, тем самым способствуя ее расширению. При этом принимаем, что до последнего момента разрушения преграды не происходит перемещение ее частей в любом направлении друг относительно друга за счет воздействия на них избыточного давления продуктов детонации ВВ заряда.
До встречи с преградой КС в зависимости от использованного ВВ может перемещаться со скоростью их детонации. Внутри преграды при использовании линейного кумулятивного заряда эта скорость ограничена [17] (исследована работа линейного заряда со сферической выемкой), с этой же скоростью происходит уменьшение длины КС. Квазижидкий слой металла, естественно, вытесняется из каверны со скоростью разрушения преграды. Кроме того, принимается, что перемещение КС внутри преграды и вытеснение продуктов разрушения металла внутри каверны до их выплескивания из нее происходят с постоянной скоростью.
Данные по давлению, при котором начинает оплавляться поверхность металлов (исследованных в работах [13, 19, 20]), созданному ударными волнами в порошкообразных средах, противоречивы и разнятся между собой более чем на один порядок (см. таблицу).
Из этого следует, что в работе [20] приведены более высокие (на один-два порядка) значения давлений, которые необходимо достичь, чтобы произошло оплавление у металлов поверхностного слоя.
Имея столь неоднозначные данные между экспериментом [19] и теорией [20] по ве-
К";
личинам давлении, при которых наступает оплавление порошков металлов, за неимением других экспериментальных данных (за исключением [19]), примем для оценки параметров состояния в слое квазижидкого металла - между преградой и высокоскоростным ударником - результаты работы [19].
В таблице собраны известные авторам экспериментальные данные по величинам ударных давлений, при которых наблюдается оплавление поверхности у ряда металлов.
В записанном уравнении Дж.В. Гиббса (1) третий член представляет поверхностную энергию частиц, сформировавшихся в результате разрушения преграды после воздействия на нее высокоскоростного ударника и из которых образуется квазижидкий слой металла. По модели, отличной от предлагаемой выше и рассмотренной в работе [20], спекание порошка происходит в результате воздействия на них микрокумулятивных струй, образующихся между сталкивающимися частичками под воздействием ударной волны. Известно из теории (см. уравнение (1)) и практически подтверждено опытами, например [24], что температура плавления (начала оплавления поверхности частицы) зависит от размера частицы.
По данным [24, 25], гомологическая температура плавления равна ~0,5...0,6 Тот (температура плавления кускового металла в стандартных условиях). Начиная с нее, при прочих равных условиях наблюдается спекание нанопо-рошка металла, что может служить некоторым подтверждением предложенной выше модели.
Определенный в работах [24, 25] критический диаметр наночастиц (4,91 нм для А1), которые плавятся сразу во всем объеме, может быть косвенно принят в первом приближении
за минимальную толщину вязко-текучего слоя металла между лидером КС и преградой в процессе ее разрушения.
Согласно исследованию [26] после подрыва кумулятивного заряда со стальной оболочкой толщиной 0,8 мм образовавшаяся КС имела диаметр 2 мм, а по данным [27] - толщина КС не превышала толщины такой оболочки. По данным экспериментов авторов статьи (проведены измерения в ряде сечений диаметра каверны), в точке остановки лидера КС толщина струи в той ее части, которая непосредственно разрушала алюминиевую преграду, составляла не более 0,4.. .0,5 мм, а толщина медных оболочек линейных кумулятивных зарядов - 0,2 мм. Исходя из этого можно считать, что и вне точки касания сфер по линии движения КС происходит такой же процесс образования вязко-текучего материала за счет разгрузки и у КС на ее боковой поверхности.
Примем, что торец цилиндрического высокоскоростного ударника, контактирующий с преградой, является полусферой, и ответная выемка (каверна) в преграде по форме также полусфера (рис. 1, 2).
Используя известный математический аппарат при решении бигармонического уравнения функции [23], представляющий описание процесса пластичного течения материала между двумя плитами радиуса г, сжимаемые со скоростью и и максимальной осевой нагрузкой/ определяем толщину слоя квазижидкого металла Ъ, образующегося в результате взаимодействия кумулятивной струи и преграды (см. рис. 2), решение которого будет:
з _Злциг4
h3 =
4f
(2)
Экспериментальные данные по ударным давлениям, воздействующие на металл, при которых наблюдается их оплавление
Металл, ГПа AI Fe Au Cd Mg Си N1 Pb Ti
Данные [13] 60 90 100-150 200 150 160 40 46 - 140 > 180 > 150 30 35 >100
Данные [19] и расчет по* 0,65 3,1 3,1 (при Тот = 0,56)* - - - 2,5 - - -
Примечание. Курсивом отмечены данные, приведенные Д. Дюваль в работе [19]. * - величина давления (для Бе) из работы [20] пересчитана по данным [24, 25] для монолитного образца металла, где Тот - температура плавления монолитного образца.
в) о а
53
о £
га а
га
х в) 13
т О в)
5 О
о
Рис. 1. Профиль каверны в преграде после
останова в ней КС: 1 - оболочка от линейного заряда в каверне; 2 - преграда
| Рис. 2. Схема разрушения преграды КС:
^ 1- КС; 2 - преграда; 3 - квазижидкий ме-
1 талл (вязко-текучая среда)
со га
^ где |и - коэффициент динамической вязкости
® металла; о
и - скорость перемещения КС в массиве
х преграды (скорость перемещения плит друг
« относительно друга);
о г - радиус поверхности рабочей части
| ударника (КС);
ь /- сила, с которой КС воздействует на пре-
ш граду.
Согласно экспериментальным данным
¡55 диаметр углубления в преграде (место взаи-
^ модействия с КС) составляет в среднем (см.
й выше, измерение произведено после испыта-
^ ний) ~0,5 мм. Примем, что в момент разруше-
II ния преграды диаметр углубления составляет
~0,4 мм. Величины давлений для трех вышеперечисленных металлов взяты из таблицы (данные работ [19, 20] отмечены *) для случая начала поверхностного их оплавления. Значения коэффициента динамической вязкости металлов взяты из источников [28-30]. В итоге образование квазижидкого слоя вещества между ударником (лидером КС) и преградой, вычисленного по уравнению (2), для упомянутых металлов начинает появляться с Рт;п и Тт;п, а его толщина в итоге достигнет величин в интервале от 3,41 (А1), 3,56 (Си) до 3,65 (Бе) мкм, что больше критического диаметра частицы для А1 - 4,91 нм (см. выше). Естественно, согласно [20] при разгрузке этого квазижидкого металла его объем будет больше на -15% для А1 и Бе. Если использовать данные [13] по величинам давлений в ударной волне, при которых наблюдается поверхностное оплавление алюминия, меди и железа, эти значения в среднем будут меньше в 4 раза (составят около 1 мкм) и представляются заниженными для диапазона давлений [19, 20], начиная с которых наблюдается разрушение преграды. Следует отметить, что при определении толщины вязко-текучего слоя металла между КС и преградой в расчетах принимали поверхности полусфер, а не шаровых сегментов, приведшие к несколько завышенному результату. Если положить, что КС производит давление на преграду на порядок большее, чем взятое в вышеприведенных примерах, то толщина вязко-текучего слоя будет соответствовать расчетным данным, полученным автором [13]. Скорость прохождения КС преграды меньше скорости детонации ВВ, создавшее эту струю, но зависит от мощности заряда из этого ВВ. Экспериментально найденная скорость разрушения алюминиевой преграды (около 350 м/с) [17] была получена при разрезании тонкостенной оболочки, на тыльной стороне которой, в отличие от [31], использовался резиноподобный материал, но не для предотвращения откола, а для останова движения КС внутри массива преграды. При этом мощность (с учетом работы расширяющихся продуктов детонации) линейного кумулятивного заряда со сферической выемкой была достаточной только для разрезания оболочки толщиной 4,5 мм.
Следует отметить, что B.C. Седых,
H.H. Казак [32] кроме данных по величинам ударных давлений, наблюдаемых при сварке пар из металлов AL - AL, Си - Си [19], приводят дополнительно и данные по сварке листов из малоуглеродистой стали (60 ГПа) и принимают, что течение металла в зоне сварки является вязким. Подтверждением могут служить экспериментальные данные В. В. Пай и Г. Е. Кузьмина [33], определивших температуру поверхности преграды в месте соприкосновения ее с лидером КС, значение которой составляет, приблизительно, половину значения температуры плавления металла облицовки осесимметричного кумулятивного заряда со сферической выемкой. Л.П. Орленко [34] отмечает, что преграда начинает разрушаться от действия КС, полученной после подрыва осесимметричного кумулятивного заряда, если ее скорость превышает критическое значение -для преграды и облицовки из дюралюминия оно составляет не менее 2200 м/с. Выводы
I. Процесс разрушения преграды для анализа можно представить как совокупность двух фаз, протекающих с отличными друг от друга на порядок скоростями:
- разрушение преграды ударной волной;
- разрушение преграды непосредственно КС с образованием вязко-текучего слоя металла между преградой и КС.
2. В первом приближении с привлечением косвенных экспериментальных данных предложены: модель разрушения преграды и приемлемое решение проблемы по вычислению минимальных параметров давления и температуры, при которых начинает разрушаться преграда. Квазижидкий слой металла представлен в зоне между КС и преградой как вязкое вещество, находящееся за пределом упругости.
3. Способ определения характеристик этого слоя металла может служить отправной точкой для детального исследования процесса образования вязко-текучего слоя металла, определения его физических характеристик и, вероятно, для разработки альтернативных методик расчета.
4. На основании известных экспериментальных данных в области спекания порошко-
образных материалов определены минимальные значения давлений и температур, при которых появляется квазижидкий металл под действием удара КС на преграду, при которых они начинают разрушаться, если изготовлены, в частности, из Си, А1 и Fe. Список литературы
1. Математическое моделирование функционирования взрывных устройств // А. А. Акимов и др. Тула: Тульский государственный университет, 2007. 270 с.
2. Гладков Н. А. Проникание деформирующегося ударника в полубесконечную жестко-пластичную преграду // Оборонная техника. 1995. №4. С. 28-32.
3. Колпаков В. И., Лядов С. В., Фёдоров С. В. Расчет формирования кумулятивного «ножа» удлиненного заряда с клиновидной выемкой // Обороннаятехника. 1995. №1.С. 24-29.
4. Златин Н. А. К теории высокоскоростного соударения металлических тел // Журнал технической физики. 1991. Т. XXXI. № 8. С. 982-990.
5. Уолт Дж., Шрефлер Р., Уиллинг Ф. Предельные условия для образования струи при соударениях на больших скоростях // Механика. 1954. №2(24). С. 87-106.
6. Шаль Р. Физика детонации. Т. 3. Физика бы-стропротекающих процессов. М.: Мир, 1971. С. 276-349.
7. Хуанг Ю. К. Термодинамический анализ ударного сжатия твердых тел // Механика. 1968. № 5 (111). С. 111-125.
8. ХантДж. Образование волн при сварке взрывом//Механика. 1969. № 1 (113). С. 140-150.
9. Тейт А. Теория торможения длинных стержней после удара по мишени // Механика. 1968. № 5 (111). С. 125-137.
10. ТомсонВ. Приближенная теория пробивания брони//Механика. 1956. № 1 (35). С. 134-139.
11. Гладкое Н. А. Пробитие деформирующимся ударником плиты II Оборонная техника. № 8, 9. С. 49-54.
12. Высокоскоростные струи, возникающие при детонации в полых цилиндрах / У. Коски и др. //Механика. 1954. № 1 (23). С. 80-89.
13. Геринг Дж. Теория соударения с тонкими мишенями и экранами в сопоставлении с экспериментальными данными. Высокоскоростные ударные явления. М.: Мир, 1973. С. 112-163; 520-521.
14. Сагомян А. Я. Проникание. М.: Изд-во Московскогоуниверситета, 1974. 300 с.
15. Колпаков В. И., Лядов С. В., Фёдоров С. В. Инженерная методика расчета действия кумулятивных зарядов с полусферическими и сегментными облицовками // Оборонная техника. 1999. № 1, 2. С. 39-45.
16. Математическое моделирование функционирования взрывных устройств // А. А. Акимов и др. Тула: Изд-во Репро-Текст, 2007. 269 с.
17. Головатенко В. Д., Головатенко А. В. Экспериментальное определение скорости прохождения кумулятивной струи через разрушаемую преграду // Вестник ЮУрГУ. Серия Машиностроение. 2014. Т. 14. № 3. С. 5-10.
18. Головатенко В. Д., Головатенко А. В. Процесс взаимодействия кумулятивной струи с преградой // Вестник Концерна ПВО «Алмаз-Антей». 2011. № 2 (6). С. 80-87.
19. Райнхарт Дж. С., Пирсон Дж. Взрывная обработка металлов. М.: Мир, 1966. С. 358.
20. Прюммер Р. Обработка порошкообразных материалов. М.: Мир, 1990. С. 72.
21. Даниловская В. И. Температурные напряжения в упругом полупространстве, возникающие вследствие внезапного нагрева его границы // Прикладная математика и механика. 1950. Т. XIV. Вып. 3. С. 316-318.
22. Термопрочность деталей машин. Теория. Экспериментальные исследования. Расчет / под ред. И. А. Биргера, Б. М. Шорра. М.: 1975. 455 с.
23. Надаи А. Пластичность и разрушение твердых тел. В 2 т. Т. 1. М.: Иностранная литература, 1954. 647 е.; Т. 2, М.: Мир, 1969. 863 с.
24. БорынякЛ. А., ЧернышевА. П. Метод расчета эквивалентной температуры спекания на-
нопорошков // Материаловедение. 2013. № 2 (59). С. 39-41.
25. Chernyshev А. P. Effect of nanoparticle Size on the onest temperature of surface melting // Materials Letters. 2009. V. 63. B. 1525-1527.
26. Explosives with lined cavities / G. Birkhoff et al // Journal Applied Physics. 1948. V. 19. Pp. 563-582.
27. Садовский M. А., Губкин К. E. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т. 13. С. 606.
28. Чурсин В. М. Плавка медных сплавов. М.: Металлургия, 1982. 152 с.
29. Корольков А. М. Литейные свойства металлов и сплавов. М.: Академия наук СССР, 1960. 196 с.
30. Левин С. Л. Сталеплавильные процессы. Киев: Государственное издательство технической литературы УССР, 1963. 404 с.
31. Григорян В. А., Дорохов Н. С., Кобыл-кин Н. Ф. Особенности проникания кумулятивных струй через преграду, содержащие энергетические материалы // Оборонная техника. № 1-22006. С. 50-62.
32. Седых В. С., Казак Н. Н. Сварка взрывом и свойства сварных соединений. М.: Машиностроение, 1971.72 с.
33. Пай В. В., Кузьмин Г. Е. Экспериментальное определение температуры металлической струи // Физика горения и взрыва. 1994. Т. 30. № 3. С. 92-95.
34. Физика взрыва: 3-е изд., испр. В 2 т. Т. 1 / под ред. Л. П. Орленко. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. 832 с.
Поступила 19.04.16
Головатенко Владислав Денисович - заслуженный конструктор России, кандидат технических наук, ведущий инженер-конструктор АО «ОКБ «Новатор», г. Екатеринбург.
Область научных интересов: исследование импульсных процессов, протекающих при горении топлив в устройствах малой мощности систем автоматизации летательных аппаратов.
Головатенко Андрей Владиславович - консультант АО «ОКБ «Новатор», г. Екатеринбург. Область научных интересов: методологические вопросы общей физики.
Characteristics ofquasi-liquid metal layer in the cumulativejet and barrier contact zone
According to the known experimental data on explosive metal processing, as well as the theoretical and experimental studies on the sintered metal powders, we estimated the minimum pressure and temperature values at which this layer and its thickness are formed. The study used a hypothetical model of forming a quasiliquid metal layer between the leader ofthe cumulativejet, and a barrier at the time of its destruction. Keywords: cumulative jet, destruction of barriers, boundary layer of metal.
«¡¿Г
Golovatenko Vladislav Denisovich - Honoured Designer of Russia, Candidate of Engineering Sciences, Chief Design Engineer, Joint Stock Company Experimental Machine Design Bureau Novator, Yekaterinburg.
Science research interests: investigation of impulse processes developing during fuel combustion in low-power devices of aircraft automation systems.
Golovatenko Andrey Vladislavovich - Consultant, Joint Stock Company Experimental Machine Design Bureau Novator, Yekaterinburg.
Science research interests: methodology issues of general physics.