УДК 811.161.1*276:34 ББК 74.58
Самохина Наталия Викторовна
преподаватель
кафедра моделирования и организации социальных систем
Воронежский филиал Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Воронеж Samokhina Natalia Viktorovna Lecturer
Chair of Modeling and Social Systems Organization Voronezh Branch Russian Academy of Public Service by the President of the Russian Federation Voronezh
Характеристика уровней речевой компетентности студента-юриста,
критерии их оценки Law Students’ Speech Competence Levels Characteristics in Higher School Educational Process and Criteria of Their Estimation
В статье рассмотрены содержание понятия «речевая компетентность специалиста», «речевая компетентность студента-юриста»; раскрыты
критериально-уровневые характеристики речевой компетентности студентов-юристов, определены направления диагностики и развития речевой компетентности студентов-юристов в образовательном процессе вуза.
The article considers the content of «the experts’ speech competence» and «the law students’ speech competence» concepts; reveals the criteria of the levels characteristics of the law students’ speech competence; defines the directions of diagnostics and development of the law students’ speech competence in the educational process of higher school.
Ключевые слова: речевая компетентность специалиста, речевая
компетентность студента-юриста, критерии определения уровней речевой компетентности студента-юриста, направления диагностики и развития речевой компетентности студента-юриста, уровни речевой компетентности студента-юриста.
Key words: expert’s speech competence, law students’ speech competence, criteria of defining the levels of the law students’ speech competence, directions of diagnostics and development of the law students’ speech competence, levels of the law students’ speech competence.
Стратегия модернизации содержания образования в России определяется
необходимостью выявления способности учащихся использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных и ценностно-ориентированных, а также коммуникативных задач. В основу
содержания образования положены ключевые компетентности, в которые входят когнитивная (знание и понимание), деятельностная (практические и оперативное применение знаний) и ценностная (ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) составляющие [1, с.30].
Речевая компетентность относится к компетентности общения и к компетентности социального взаимодействия (по классификации И.А. Зимней). Определение ее составных компонентов и создание педагогических условий для ее развития приобретает особую актуальность в свете компетентностного подхода в современном образовании.
Несмотря на огромный интерес исследователей к данной проблеме, отдельные аспекты формирования речевой компетентности будущих юристов остаются малоизученными.
В научной психолого-педагогической литературе речевую компетентность специалиста определяют как «... комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.» [2], «... уровень владения основными умениями и навыками всех видов речевой деятельности в важных для субъекта сферах и жанрах общения.» [5, с.96], «.знания, умения, навыки, необходимые для порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения» [6, с. 96].
В своем исследовании мы рассматриваем речевую компетентность студента-юриста как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения, а также готовность и способность применять данные умения, навыки, опыт речевой деятельности в профессиональной деятельности.
Речевая компетентность студента-юриста связана с такими понятиями как «культура речи», «культура общения» и др. Вместе с тем, юридическая речь имеет свою специфику, которая реализуется в ее профессиональных типах (разновидностях): язык права, юридическая деоника, юридическая ораторика,
юридическая диалогика, юридическая герменевтика и юридическая техника [3]. Таким образом, речевая компетентность студента-юриста должна включать общие речевые знания, умения, навыки и профессиональные речевые знания, умения и навыки.
Разработка проблемы речевой компетентности студентов-юристов предполагает определение направлений ее диагностики и развития. Необходимо выбрать и обосновать критерии, показатели и методики, которые позволяют выявить уровни речевой компетентности студентов-юристов и определить направления ее развития.
На основании определения речевой компетентности нами были выявлены основные критерии диагностики и развития речевой компетентности студента-юриста: стремление общаться, коммуникативная мотивация
(мотивационный), знания (когнитивный), умения и навыки (деятельностный), ценность общения и русского языка (ценностносмысловой), способности и умения анализировать (рефлексивный).
В результате анализа выбранных критериев и показателей нами были выявлены два основных направления диагностики и развития студента-юриста в образовательном процессе вуза: психологическое и риторическое (таблица 1).
Таблица 1.
Критерии, показатели и направления диагностики и развития речевой компетентности студентов-юристов
Критерий Направления диагностики и развития речевой компетентности
Психологическое Риторическое
Мотив ационн ый мотивация к обучению и приобретению профессии, к взаимодействию с окружающими людьми, мотивация достижений коммуникативная мотивация -стремление студента к общению, к реализации речевой компетентности в сфере профессиональной речи
>а ы н в и £ и н 1 знание психологических приемов привлечения и удержания внимания аудитории или собеседника, знание условий бесконфликтного общения, знание этических норм речевого поведения; правил вербального и невербального этикета, знание постулатов речевого общения владение нормами русского языка; лексическое богатство языка; знание стилистически маркированных единиц (фразеологизмов); структурно-логического построения текста; знание коммуникативных качеств речи
Деятельностный умение выбирать коммуникативные стратегии и тактики, соответствующие характеру прагматической ситуации; умение преодолевать барьеры в общении и конфликтогенные ситуаций умение находить и квалифицировать ошибки в устной и письменной речи; умение слушать собеседника при толе-рантном отношении к нему; соблюдение законов логики и аргументации; культура ведения спора; владение устной публичной речью (в том числе и профессиональной - речь адвоката, обвинителя; в уголовном и гражданском судопроизводстве и др.)
Ценност- но-смы- словой ценностная направленность личности студента, ценность обучения и приобретения знаний, умений и навыков речевого общения понимание ценности общения; восприятие родного языка и родной речи как ценности, положительное отношении к ним
Рефлексивный способность и умение анализировать методы и формы самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития в сфере профессиональной речи; способность к размышлению, самонаблюдению, самопознанию, которые предполагают осмысление собственных действий; осознание своих недостатков в общении с другими, рефлексия собственного опыта общения способность оценивать и совершенствовать логичность, чистоту, уместность, точность, богатство, выразительность речи; способность к выражению собственных мыслей на основе полученной информации; способность к анализу своих ораторских умений и навыков, умений и навыков в области юридической речи
Источником выделения и отбора качеств, знаний и умений содержания критериев речевой компетентности послужили работы B.C. Грехнева, А.Б Добрович, И.А. Зимней, В.В. Занкова, М.С. Каган, В.А. Кан-Калика, Г.Ф. Ковтуна, А.А. Леонтьева, А.А. Мурашова, З.Д. Поповой, И.И. Рыдановой, О.М. Косяновой, К.М. Левитана, И.А. Стернина, А.П. Сковородникова, Г.И. Богина и других исследователей, а также анализ собственной деятельности в вузе.
Анализ критериев и показателей речевой компетентности позволил выявить следующие уровни речевой компетентности студентов-юристов:
- интуитивно-ситуативный;
- функционально-базовый;
- импровизационно-творческий.
Особо следует говорить о предуровне речевой компетентности, который мы определяем как недостаточный.
Каждый уровень речевой компетентности студента-юриста имеет свои характеристики.
Интуитивно - ситуативный уровень характеризуется недостаточной сформированностью когнитивного критерия: студент ориентируется в речевой ситуации на уровне интуиции, т.к. не имеет достаточной базы знаний.
Функционально-базовый уровень характеризуется достаточной сформированностью всех критериев и показателей речевой компетентности. Однако на этом уровне студенты, обладая достаточными знаниями, умениями и навыками, готовностью к реализации компетентности на практике и способностью оценивать речевую ситуацию и свое поведение в ней, действуют часто по предложенному «шаблону». Изменение речевой ситуации, творческие задания, изменение роли в деловой игре, проблемная речевая ситуация вызывают у таких студентов затруднения, т.к. требует творческого применения знаний, умений, речевого опыта и оценки.
Импровизационно-творческий характеризуется не только высокой мотивацией к общению, стремлением к реализации компетентности, а также высоким уровнем речевых знаний, умений и навыков (том числе и в области профессиональной речи), но и умением творчески конструировать высказывания, отвечающие требованиям правильности и выразительности речи (в устной и письменной форме), с учетом специфики стиля и жанра, речевой ситуации и других существенных факторов, адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что определение критериально-уровневой структуры речевой компетентности, направлений ее диагностики и дальнейшего развития, является одной из главных задач педагога, цель которого - создание эффективной модели развития речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза.
Библиографический список
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 20 с.
2. Кирилина, Л.И. Лингвистический анализ текста как средство творческих
способностей школьников [Текст] / Л.И. Кирилина // Сибирский учитель. Региональный научно-методический журнал, 2001, - №3 (13). - С.18
3. Косянова, О.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности
студентов как один из факторов устойчивого развития системы профессионального образования: дис. ...докт. пед. наук: 13.00.02: защищена 15.12.2008 / Косянова О. М. - М., 2008. - 524 с.
4. Левитан, К.М. Юридическая педагогика [Текст]: учебник / К. М. Левитан. - М.:
Норма, 2008. - 432 с.
5. Масленников, И. С. Обратная связь в педагогическом дискурсе и речевая
компетентность педагога: точки соприкосновения [Текст]/ И. С. Масленников // Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка. - 2010. - № 2 (189). - С. 92-97.
6. Родченко, И. О. речевой компетенции руководителя [Текст]/
И. О.Родченко// Справочник по управлению персоналом. - 2009. - № 9. - С.96-98.
Bibliography
1. Kirilina, L.I. Linguistic Text Analysis as a Means of Schoolchildren’s Creative Abilities [Text] / L.I. Kirilina //The Siberian Teacher. Regional Scientific-and-Methodological Magazine. -2001. - №3 (13). - P.18
2. Kosyanova, O. M. Students’ Professional Communicative Competence Forming as One of the Factors of a Sustained Development of Professional Training System: Diss. ... Doctor Ped: 13.00.02: Presented 12.15.2008 / O. M. Kosyanova - М, 2008. - 524 p.
3. Levitan, K.M. Legal Pedagogics [Text]: Textbook / K. M. Levitan. — М: Norm, 2008. -432 p.
4. Maslennikov, I.S. Feedback in a Pedagogical Discourse and Teacher’s Speech Competence: Points of Coincidence [Text] / I.S. Maslennikov// Bulletin of LNU named after Taras Shevchenko. - 2010. - № 2 (189). - P. 92-97.
5. Rodchenko, I. О. About Manager’s Speech Competence [Text] / I. O. Rodchenko // Human Resource Management Guide. - 2009. - № 9. - P.96- 98
6. Zimnyaya, I.A. Key Competences Are a New Paradigm of Education Result. The Author’s Version [Text]/ I.A. Zimnyaya.- М: Research Centre of the Experts’ Training Quality Problems, 2004. - 20 p.