Научная статья на тему 'Характеристика туристского потенциала региона (на примере г. Пушкино Московской области)'

Характеристика туристского потенциала региона (на примере г. Пушкино Московской области) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1401
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТСКИЕ ОБЪЕКТЫ / ХАРАКТЕРИСТИКА / Г. ПУШКИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ / TOURIST POTENTIAL / TOURIST FACILITIES / CHARACTERISTICS / PUSHKINO / MOSCOW REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Суслова Ирина Александровна, Поворина Елена Васильевна

В современных условиях туризм рассматривается как важный фактор социально-экономического развития административно-территориальных образований. При этом у каждого региона появляется возможность раскрытия своего туристского потенциала и выявления на этой основе условий, определяющих возможности его более полного использования. Поскольку основу туристского потенциала для региона составляют объекты туризма, определяющие степень его привлекательности для целевой аудитории, особого внимания заслуживают вопросы формирования паспортизированной базы данных, отражающей их количественный и качественный состав. В статье рассмотрены подходы к систематизации туристских объектов административно-территориального образования по типам туристского пространства: природного, культурно-исторического, антропологического, рекреационного, событийного, сервисного, мифологического, научного, а также по различным подтипам и группам показа. Представлены результаты исследования туристских объектов, выполненного по указанной методике, на территории г. Пушкино Московской области. Раскрыты особенности их качественного состава, способствующие формированию общего представления туристов о степени привлекательности города, а также отражены результаты структурного анализа количественного состава туристских объектов города по типологическим классификационным признакам и территориальному размещению. Определены возможности характеристики г. Пушкино как административной территории, обладающей достаточным потенциалом для продвижения на туристском рынке Подмосковья путем активного развития не одного, а нескольких видов туризма и привлечения интереса различных целевых аудиторий. Выявлены виды туризма, развитию и позиционированию которых в условиях территориальной конкуренции городу следует уделять особое внимание. Сформированы основные условия их успешного развития, способствующие созданию туристского имиджа г. Пушкино, выделяющего его среди других административных образований Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Суслова Ирина Александровна, Поворина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF TOURIST POTENTIAL OF THE REGION (BY THE EXAMPLE OF PUSHKINO, MOSCOW REGION)

In modern conditions tourism is seen as an important factor of socio-economic development of the administrative-territorial units. In this case, each region has an opportunity to disclose its tourist potential and on this basis to identify conditions that determine the possibilities of a better use of tourist potential. Since the foundation of the tourist potential of the region are the objects of tourism, defining the extent of its appeal to the target audience, special attention should be paid to the formation of a certified database, reflecting their quantitative and qualitative composition. The article describes the approaches to the systematization of tourist objects of an administrative and territorial unit according to the types of tourist space: natural, cultural, historical, anthropological, recreation, event, service, mythological, scientific, as well as the different subtypes and groups to display. The results of the study of tourist objects are made by this technique for the city of Pushkino, Moscow region. The features are highlighted, which are contributing to the formation of the overall perception for tourists of the attractiveness of the city and reflect the results of the structural analysis of the quantitative composition of the tourist sites of the city on the typological classification criteria and territorial location. Identified are possible characteristics of Pushkino's administrative territory, which has sufficient capacity to promote the tourist market by actively developing suburbs in several types of tourism and attract the interest of different target audiences. Identified are types of tourism development and positioning in terms of territorial competition to which the city should pay particular attention. Formulated are the basic conditions for their successful development, contributing to the creation of tourist image of Pushkino, which is set apart from other administrative units of the Moscow region.

Текст научной работы на тему «Характеристика туристского потенциала региона (на примере г. Пушкино Московской области)»

стр. 112 из 206

УДК 388.486.1.025 DOI: 10.12737/10801

ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ г. ПУШКИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Суслова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, osp.08@mail.ru,

Поворина Елена Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, pov-elena@maul.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В современных условиях туризм рассматривается как важный фактор социальноэкономического развития административно-территориальных образований. При этом у каждого региона появляется возможность раскрытия своего туристского потенциала и выявления на этой основе условий, определяющих возможности его более полного использования. Поскольку основу туристского потенциала для региона составляют объекты туризма, определяющие степень его привлекательности для целевой аудитории, особого внимания заслуживают вопросы формирования паспортизированной базы данных, отражающей их количественный и качественный состав.

В статье рассмотрены подходы к систематизации туристских объектов административно-территориального образования по типам туристского пространства: природного, культурно-исторического, антропологического,

рекреационного, событийного, сервисного, мифологического, научного, а также по различным подтипам и группам показа. Представлены результаты исследования туристских объектов, выполненного по указанной методике, на территории г. Пушкино Московской области. Раскрыты особенности их качественного состава,

способствующие формированию общего представления туристов о степени привлекательности города, а также отражены результаты структурного анализа количественного состава туристских объектов города по типологическим классификационным признакам и территориальному размещению. Определены возможности характеристики г. Пушкино как административной территории, обладающей достаточным потенциалом для продвижения на туристском рынке Подмосковья путем активного развития не одного, а нескольких видов туризма и привлечения интереса различных целевых аудиторий. Выявлены виды туризма, развитию и позиционированию которых в условиях территориальной конкуренции городу следует уделять особое внимание. Сформированы основные условия их успешного развития, способствующие созданию туристского имиджа г. Пушкино, выделяющего его среди других административных образований Московской области.

Ключевые слова: туристский потенциал, туристские объекты, характеристика, г. Пушкино Московской области

В последние годы в Российской Федерации прилагаются значительные усилия к развитию внутреннего туризма. Административные территории применяют различные маркетинговые приемы продвижения собственных туристских продуктов с учетом

стр. 113 из 206

сложившегося понимания значения туризма в перспективных направлениях изменения состояния региональной экономики. Общепризнано, что сфера туризма способствует поступлению в регион дополнительных финансовых средств, росту количества рабочих мест, развитию инфраструктуры, сохранению и улучшению содержания различных туристских объектов [1, с. 35]. Туристскую привлекательность региона определяют, с одной стороны, наличие на его территории различных туристских ресурсов (природных, культурно-исторических, рекреационных, событийных и др.), их состояние, транспортная доступность, безопасность, а с другой - степень известности среди реальной и потенциальной целевой аудитории.

Включение региона в состав участников конкурентного туристского рынка основано на выявлении имеющихся активов, формировании собственных туристских продуктов и их активном продвижении. При этом у каждого региона появляется возможность раскрытия имеющегося туристского потенциала и формирования на этой основе условий, обеспечивающих его наиболее полное использование. Общепризнано, что основу туристского потенциала региона составляют объекты туризма, определяющие содержание интереса целевой аудитории [7, с. 211].

Территория Московской области, окружающая крупнейший туристский центр страны - ее столицу, объединяет множество городских и сельских поселений, также обладающих достаточно высокой степенью аттрактивности. В их состав входит и расположенный на Северо-Востоке области в 30 км от Москвы г. Пушкино -административный центр муниципального образования Пушкинский район.

Город Пушкино, численностью населения около 100 тыс. человек, является частью «зеленого пояса» столицы, а его появление и развитие берет начало с середины XIV века. По территории города протекают три реки - Серебрянка, Уча, Клязьма. Его украшают два парка, площадь одного из которых составляет около 50 га, дендрарий, множество скверов и другие природные объекты. Культурно-исторические памятники отражают важные этапы становления российского государства и Московского региона. Будучи современным административным, деловым и культурным городом Подмосковья, Пушкино располагает достаточно развитой инфраструктурой, обеспечивающей возможность проведения мероприятий различного характера.

С целью более глубокого изучения состава и особенностей туристских ресурсов города было проведено исследование, основанное на предложенной Е.А. Джанджу газовой методике формирования паспортизированной базы данных туристских объектов,

стр. 114 из 206

расположенных на административной территории [2, с. 24-33]. В процессе исследования паспортизацию прошли 365 городских объектов. Согласно требованиям использованной методики каждый объект в начале подвергался распределению по типам туристского пространства: природное, культурно-историческое, антропологическое, сервисное, рекреационное, событийное, мифологическое, научное, подтипам и группам показа. Затем на основании первичных и вторичных информационных данных он характеризовался по соответствующей унифицированной форме. Заключительным этапом исследования явилось составление сводного реестра туристских объектов по типам, подтипам, группам туристского пространства и территориям города: Восточной, Центральной, Западной частям, микрорайонам Кудринка, Мамонтовка, Клязьма, Заветы Ильича, Звягино.

Сводный реестр представлен в двух форматах: один содержит перечень всех типизированных объектов, т.е. отражает их качественный состав (табл. 1), другой включает информацию, определяющую их количественное соотношение (табл. 2). Подобный подход к построению реестра позволяет не только получить систематизированную информацию по каждому объекту, но и выявить территориальную плотность размещения всех паспортизированных объектов по типам, подтипам, группам туристского пространства.

Таблица 1 - Фрагмент сводного реестра перечня туристских объектов г. Пушкино Московской области (по состоянию на 01.03.2014)

Тип, подтип, группа туристского пространства Территория города

Восточная часть Центральн ая часть Западная часть Микро- район Кудринка Микро-район Мамонтовка Микро- район Клязьма Микро- район Звягино Микрорайон Заветы Ильича

Тип: Природно туристское пространство

Подтип: Памятники природы

Группа: Гидроло- гические р. Серебрянка, р. Уча, Травинс-кое озеро р. Уча, Учинское водохранилище р. Уча Пруд на р. Ветелка, р. Уча, Учинское водохранилище р. Клязьма р. Клязьма

Группа: Ботанические Дендропар к ФГУ ВНИИЛМ Лесопарк Северный

Группа: Комплексные Куровское болото

стр. 115 из 206

Продолжение табл. 1

Тип: Культурно-историческое туристское пространство

Подтип: Памятники истории

Группа: Скульптура и памятники Памятник боярину Г.А. Пушке Памятник В.И. Ленину, Б.К. Домбровск ому Памятник В. И. Ленину

Группа: Мемориалы Комплекс Скорбящая мать, компози- ция воинам ВОВ с. Пушкино, обелиск воинам г. Пушкино Обелиск воинам ВОВ Памятник воинам ВОВ п. Мамонтовка Памятник воинам ВОВ п. Клязьма Памятник воинам ВОВ п. Звягино Памятник воинам ВОВ п. Заветы Ильича

Группа: здания, строения Земская школа в Новой Деревне Фабрика «Серп и молот», высшее начальное училище с. Пушкино Дом Н.Ф. Мамонтова Аптека И.И. Русскова

Подтип: Памятники культуры

Группа: Скульптура, памятники Бюст В. В. Маяковско го, памятник Л.Н.Толст ому Памятный знак первым поселенцам пос. Клязьма, дача М.Е. Кольцова дача А.П. Гайдара дача П. А. Сергеенко дача М.Т. Дюковой дача Н. К. Максимова дача М.А. Шолохова

Группа: Памятные места Земская школа с. Пушкино, дом купца С.Т. Сорокина

Группа: Садово- парковые ансамбли Парк культуры и отдыха г. Пушкино Парк водных садов A. А. Марченко, Тюльпанное поле B. К. Хондыре- ва

стр. 116 из 206

Окончание табл. 1

Подтип: Памятники архитектуры

Группа: Здания сооружения Железнодорожный вокзал станции Пушкино, водонапорная башня станции Пушкино, архитектурноскульптурный ансамбль на Советской площади, дом культуры Пушкино, банк г. Пушкино Дача Ф.Ф. Берга Дача Н. Ермакова, фабрика Г. Дюпюи,, контора фабрики Г. Дюпюи, конюшни Г. Дюпюи, спальни рабочих фабрики Г. Дюпюи Дача А.Н. Мамонтова Дача И. Шеффеля

Группа: Скверы, бульвары Бульвар Дзерджи- нец Сквер Сквер Сквер Сквер Сквер

Подтип: Памятники археологии

Группа: Курганы Курганный могильник кривечей Курган- ный могиль- ник кривее- чей

Подтип: Музеи и музейные экспозиции

Группа: Краевед- ческие музеи Краеведческий музей г. Пушкино Музей туризма и краеве- дения Музей пос. Мамонтовка Музей пос. Клязьма

Группа: Мемориаль ные музеи Кабинетмузей священни ка отца А. Меня

Группа: Музеи науки и техники Музей центральной базы авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана», музей лесных семян Музей военизированной охраны МПС

Группа Картинные галереи Творческая мастерская С. Артова Пушкинская картинная галерея

Подтип Религиозные памятники

Группа: Храмы, церкви Церковь Сретенья господня, церковь Святого князя Александ- ра Невского Храм Святой Троицы, церковь Святителя Николая Церковь Боголюб ской иконы Божией Матери, церковь Святого Панте- леймона Церковь Святителя Филорета Московского, церковь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» Церковь Спаса Нерукот- ворного образа Церковь- часовня Иоанна Богослова

Группа: Часовни Часовня Святителя Николая Часовня Царя- Страстотерпца Николая Часовня Святого пророка Божия Ильи

стр. 117 из 206

Составление перечня туристских объектов г. Пушкино направлено на поименное отражение каждого из них в принятой системе классификации и формирование общего представления о степени их привлекательности. Благодаря информации этого формата сводного реестра можно определить, какие именно объекты природы, истории, культуры, архитектуры, музеи, спортивные, культурные, праздничные мероприятия и т.д. составляют туристские ресурсы г. Пушкино.

Данные количественного состава туристских объектов г. Пушкино дают возможность проведения их структурного анализа. Так, сравнивая процентное соотношение объектов по месту территориального размещения, следует отметить, что их основная часть 64,1% (234 ед.) находится в пределах Восточной, Центральной и Западной частей города, а в более отдаленных микрорайонах расположено только 35,9% (131 ед.). Наибольшей плотностью концентрации отличается Центральная часть города, на нее приходится 40,5% всех объектов или 148 ед. На остальных территориях города располагается от 13,2% или 48 ед. (Восточная часть) до 3,0% или 11 ед. объектов (микрорайон Звягино)

С позиции туристской привлекательности наибольший интерес имеет выявление соотношения объектов по типологическим классификационным признакам. Рассматривая количественный состав объектов по типам туристского пространства, следует отметить два отличительных момента. Первый состоит в наличии на территории отдельных районов г. Пушкино их достаточно широкого разнообразия - от 5 до 7. Второй определяет значительные отличия в количестве объектов каждого типа. Так, мифологический тип включает 3 объекта, природный и событийный типы - по 12 объектов, рекреационный тип - 18 объектов, а сервисный тип 208 объектов. Представляется, что наличие в городе высокого удельного веса объектов сервисного типа (57,0% от их общего числа), обеспечивает необходимую инфраструктурную составляющую туристского обслуживания, и это следует рассматривать как положительную особенность их структуры.

стр. 118 из 206

Таблица 2 - Сводный реестр количественного состава туристских объектов г. Пушкино Московской области (по состоянию на 01.03.2014 г.)

Тип, подтип, группа туристского пространства Территория города

Часть города Микрорайон города Всего

Восточ- ная Централь- ная Западная Кудринка Мамон- товка Клязьма Звягино Заветы Ильича

Тип: Природное туристское пространство 1 3 1 1 3 1 1 1 12

Подтип: Памятники природы 1 3 1 1 3 1 1 1 12

Группа: Гидрологические 3 1 3 1 1 9

Группа: Ботанические 1 1 2

Группа: Комплексные 1 1

Тип: Культурноисторическое пространство 5 22 6 9 8 17 2 5 74

Подтип: Памятники истории 1 7 1 2 2 1 2 16

Группа: Скульптуры 1 2 1 4

Группа: Мемориалы 3 1 1 1 1 1 8

Группа: Здания, строения 1 2 1 1 5

Подтип: Памятники культуры 1 1 1 9 12

Группа: Скульптуры 1 1

Группа: Памятные места 2 7 9

Группа: Садовопарковые ансамбли 1 2 3

Подтип: Памятники архитектуры 1 6 2 6 1 2 1 19

Группа: Здания и сооружения 5 1 5 1 1 13

Группа: Скверы 1 2 1 1 1 1 7

Подтип: Памятники археологии 1 1 2

Группа: Курганы 1 1 1 2

Подтип: музеи и музейные экспозиции 1 5 1 1 1 1 10

Группа: Краеведческие музеи 1 1 1 4

Группа: Мемориальные музеи 1 1

Группа: Музеи науки и техники 2 1 3

Группа: Картинные галереи 2 2

Подтип: Религиозные памятники 2 3 2 3 2 14

стр. 119 из 206

Продолжение табл. 2

Группа: Храмы, церкви 2 2 2 2 1 10

Группа: Часовни 1 1 1 4

Тип: Рекреационное туристское пространство 7 4 2 1 3 1 18

Подтип: Лечебно- оздоровительные учреждения 3 1 3 7

Группа: Санатории 3 2 5

Группа: Дома отдыха 1 1 2

Подтип: Спортивно- оздоровительные учреждения 4 4 2 1 11

Группа: Спортивные комплексы 1 1 2

Группа: Спортивные клубы, базы 3 3 2 1 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип: Событийное туристское пространство 2 10 1 13

Подтип: Мероприятия в сфере культуры и искусства 5 1 6

Группа: Фестивали 5 1 6

Подтип: Спортивные события 2 1 3

Группа: Спортивные соревнования 2 1 3

Подтип: Праздники 4 4

Группа: Национальные праздники 3 3

Группа: День города 1 1

Тип: Сервисное туристское пространство 25 97 23 9 23 7 6 18 208

Подтип: Средства размещения 1 1 1 3

Группы: Гостиницы 1 1 1 3

Подтип: Предприятия питания 8 1 2 2 2 15

Группа: Рестораны 5 1 1 1 1 9

Группа: Кафе 3 1 1 1 6

Подтип: Туристские предприятия 3 18 2 23

Группа: Компании турагенты 3 18 2 23

Подтип: Торговые предприятия 3 6 2 1 2 1 1 1 17

стр. 120 из 206

Продолжение табл. 2

Группа: Торговые центры 3 6 2 1 2 1 1 1 17

Подтип: Предприятия по оказанию транспортных услуг 4 13 5 1 3 1 4 31

Группа: Транспортные компании 1 8 2 1 1 13

Группа: Автосервис 1 5 2 1 2 2 13

Группа: Заправочные станции 2 1 1 1 5

Подтип: Предприятия по оказанию бытовых услуг 11 36 9 5 11 2 1 8 83

Группа: Комплексы мультисервис 1 3 1 1 1 1 8

Группа: Мастерские по ремонту 3 10 3 2 3 2 23

Группа: Салоны красоты 4 10 3 2 3 1 1 3 27

Группа: Химчистки 1 4 1 1 1 8

Группа: Салоны фотографии 1 5 1 1 2 1 11

Группа: Салоны связи 1 4 1 6

Подтип: Предприятия по оказанию медицинских услуг 3 16 4 2 4 2 2 3 36

Группа: Аптеки 3 11 2 2 3 1 1 2 25

Группа: Медицинские центры 5 2 1 1 1 1 11

Тип: Мифологическое туристское пространство 1 1 1 3

Подтип: Мистические, сакральные объекты 1 1 1 3

Группа: Кладбища 1 1 1 3

Тип Научнотуристское пространство 7 12 6 3 4 3 1 2 38

Подтип: Научные организации, наукограды 2 3 1 6

Группа: Научноисследовательские центры 1 1 2

Группа: Научнопроизводственные комплексы 1 2 1 4

Подтип: Учреждения образования 5 9 6 3 3 3 1 2 32

Группа: вузы 2 1 3

стр. 121 из 206

Окончание табл. 2

Группа: Училища и колледжи 3 1 4

Группа: Институты повышения квалификации 1 1 1 1 4

Группа: Школы, гимназии, лицеи 4 4 5 1 2 2 1 2 21

Итого 48 148 38 22 40 32 11 26 365

Удельный вес, % 13,2 40,5 10,4 6 11 8,8 3 7,1 100

Определяя состав подтипов и отдельных групп туристских объектов города, можно отметить их достаточно широкое представление во всех типах туристского пространства, за исключением мифологического. Все объекты природного типа туристского пространства относятся к подтипу памятники природы и подразделяются на три группы: гидрологические, ботанические, комплексные. При этом наиболее объемной является гидрологическая группа ( реки, озера, пруды), насчитывающая 9 объектов.

Культурно-исторический тип туристского пространства представлен объектами, входящими в состав всех шести его подтипов:

— Памятники истории (16 ед.) группами: скульптуры, мемориалы, здания и строения;

— Памятники культуры (12 ед.) группами: скульптуры, памятные места, садовопарковые ансамбли;

— Памятники архитектуры (19 ед.) группами: здания и сооружения, скверы;

— Памятники археологии (2 ед.) группами: курганы;

— Музеи и музейные экспозиции (10 ед.) группами: краеведческие музеи, мемориальные музеи, музеи науки и техники, картинные галереи;

— Религиозные памятники (15 ед.) группами: храмы, часовни.

Рекреационный тип туристского пространства включает объекты двух подтипов: лечебно-оздоровительные учреждения (7 ед.), объединяет группы: санатории, дома отдыха, и спортивно-оздоровительные учреждения (11 ед.), представленный группами: спортивные комплексы и спортивные клубы, спортивные базы.

Сервисный тип туристского пространства содержит объекты, относящиеся к семи подтипам, охватывающим все основные сферы туристской индустрии: средства

размещения (3 ед.), предприятия питания (15 ед.), туристские предприятия (23 ед.), торговые предприятия (17 ед.), предприятия по оказанию транспортных услуг (31 ед.), предприятия по оказанию бытовых услуг (83 ед.), предприятия по оказанию медицинских услуг (36 ед.). Каждый подтип сервисного пространства содержит ряд групп,

стр. 122 из 206

определяющих характер видов предоставляемых предприятиями услуг. Наличие их разнообразия на территории г. Пушкино создает необходимые условия для удовлетворения разнообразных туристских потребностей.

В составе событийного типа пространства выделены объекты трех подтипов: мероприятия в сфере культуры и искусства (5 ед.), спортивные события (3 ед.), праздники (4 ед.).

Довольно полно на территории города представлен и научный тип пространства, включающий объекты, относящиеся к двум подтипам: научные организации, наукограды (6 ед.), в составе групп научно-исследовательские центры и научно-производственные комплексы, и учреждения образования (32 ед.), объединяет группы: вузы, училища и колледжи; институты повышения квалификации; школы, гимназии, лицеи.

Проведенный структурный анализ состава туристских объектов г. Пушкино по отдельным классификационным признакам и месту размещения позволяет рассматривать его территорию как имеющую достаточный потенциал для продвижения на туристском рынке Подмосковья. Обладание в качестве туристских ресурсов разнообразием природных богатств, культурно-исторических достопримечательностей, рекреационных возможностей, событийных предложений, развитой инфраструктурой определяет возможность активного развития не одного, а нескольких видов туризма и привлечения к городу интереса различных целевых аудиторий [4, с. 116].

В настоящее время туристские возможности города используются далеко не полностью, хотя в этом направлении в последние годы происходят заметные положительные изменения. Так, благодаря выполнению комплекса работ по благоустройству значительно преобразилась территория городского парка культуры и отдыха, берегов реки Серебрянка и Травинского озера, расположенных в Центральной части города. В Западной части города, где в течение десяти летних сезонов снимал дачу В.В. Маяковский, установлен его бюст, а день рождения поэта планируется ежегодно отмечать организацией тематических литературных чтений. В Центральной части города открылась картинная галерея, совмещающая осуществление выставочной деятельности, продажи картин и проведение творческих вечеров. Ежегодно, помимо традиционных, появляются новые событийные мероприятия в области культуры и спорта.

Наметившиеся позитивные тенденции непосредственным образом отражаются на повышении туристской привлекательности г. Пушкино, расширяют возможности его позиционирования как территории, обладающей потенциалом развития историко-

стр. 123 из 206

культурного, оздоровительного, событийного, семейного, научного туризма. Главными условиями успешного развития указанных видов туризма являются [6, с. 62]:

— формирование городских туристских продуктов;

— разработка системы позиционирования города на туристском рынке.

Основу городских туристских продуктов могут составить пешеходные и автобусно-пешеходные экскурсионные программы различной целевой направленности. Результаты проведенного исследования по изучению состава туристских ресурсов города показывают, что заслуживающие внимания объекты расположены в различных его частях. Учитывая временные особенности пешеходных экскурсионных программ, целесообразно их построение по территориальному принципу и общеознакомительному характеру содержания (например, «Достопримечательности Центральной части г. Пушкино», «История микрорайона Клязьма», «Мамонтовка: прошлое и настоящее» и др.)

Автобусно-пешеходные экскурсионные программы, как более продолжительные, могут охватывать различные части территории города и знакомить туристов с расположенными на них типами и подтипами объектов. Так, используя природный потенциал города, можно разработать таких экскурсионных программ, как «Реки и водоемы г. Пушкино», «Памятники природы г. Пушкино», «Флора и фауна Куровского болота». Наличие достаточно широкого состава культурно-исторических объектов позволяет разрабатывать различные тематические программы типа «История г. Пушкино», «Литературное Пушкино», «В.В. Маяковский в г. Пушкино», «Храмы г. Пушкино» и др. Аналогичным образом можно подойти и к привлечению ресурсов города, относящихся к событийному туристскому пространству, предложив ряд специальных программ, включающих посещение определенных спортивных соревнований, культурных и праздничных мероприятий.

Подготовка разнообразных экскурсионных программ по территории г. Пушкино позволит перейти к формированию конкурентоспособных туристских продуктов, соответствующих потребностям различных сегментов потребительского рынка, с учетом возможности осуществления как группового, так и индивидуального обслуживания с разным набором основных и дополнительных услуг.

Сформированные туристские продукты нуждаются в продвижении. Для этого следует обратить особое внимание на разработку системы позиционирования г. Пушкино на туристском рынке. Основная цель позиционирования состоит в выявлении маркетинговых подходов к построению туристского образа города, отличного от других, и

стр. 124 из 206

его доведение до целевых сегментов потребителей. Иными словами, позиционирование должно быть направлено на создание туристского имиджа г. Пушкино, выгодно выделяющего его среди остальных административных образований Московской области.

Опираясь на выдвинутые предположения по разработке оригинальных туристских продуктов, представляется возможным позиционировать Пушкино как город ближнего Подмосковья, входящий в «зеленую зону» Москвы, где туристы могут [5, с. 104]:

— увидеть природные достопримечательности средней полосы России;

— воспользоваться комплексом различных видов оздоровительных и спортивных

услуг;

— ознакомиться с культурно-историческими памятниками XVII-XX вв.;

— посетить и принять участие в ярких праздничных мероприятиях, фестивалях, спортивных соревнованиях.

Продвижение города на туристском рынке предполагает активное использование комплекса традиционных информационных средств:

— применение современных электронных технологий (Интернет, E-mail, мультимедийные диски);

— реклама в средствах массовой информации;

— выставочные мероприятия;

— организация ознакомительных поездок;

— проведение семинаров и конференций.

Рассмотренные подходы к выявлению, проведению качественной и количественной характеристики, определению направлений использования туристских объектов г. Пушкино будут полезны в процессе оценки и разработки стратегий реализации туристского потенциала как данного, так и других административнотерриториальных образований не только Московской области, но и всей Российской Федерации.

Литература

1. Виноградова, М.В. Стратегическое управление развитие регионального туристского комплекса: автореф. ... докт. экон. наук: 08.00.05. - М., 2013. - 48 с.

2. Джанджугазова, Е.А. Живая карта России. - М.:КНОРУС, 2011. - 112 с.

стр. 125 из 206

3. Поворина, Е.В., Вапнярская, О.И. Подходы к обеспечению доступности услуг в регионе // Сервис в России и за рубежом. - 2010. - №1(16). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number16/contents (дата обращения: 22.11.2014).

4. Поворина, Е.В. Концепция доступности услуг: теоретические и практические аспекты // Сервис в России и за рубежом. - 2010. - №3(18). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number18/contents (дата обращения: 23.11.2014).

5. Суслова, И. А. Подходы к формированию туристского имиджа региона // Сервис

в России и за рубежом. - 2012. - №6(33). [Электронный ресурс]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic journal/number33/contents (дата обращения: 22.11.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Суслова, И.А. Сущность и проблемы формирования туристского имиджа региона // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - №6(44). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number44/contents (дата обращения: 22.11.2014)..

7. Larionova A.A. Vinogradova M.V. Modeling the Development of the Regional Tourist Complex Infrastructure: General Methods // World Applied Sciences Journal 2014. Т. 30. №1. С. 210-213.

8. Суслова, И.А., Черникова, Л.И., Бокарева, Е.В. и др. Паспортизация туристских ресурсов Подмосковья: отчет о НИР. - М.: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2012.

CHARACTERISTICS OF TOURIST POTENTIAL OF THE REGION (BY THE EXAMPLE OF PUSHKINO, MOSCOW REGION)

Suslova Irina Aleksandrovna, PhD (Cand. Sc.) in Economics, Associate Professor, Department

of Economics and Management, osp.08@mail.ru

Povorina Elena Vasilevna, PhD (Cand. Sc.) in Economics, Associate Professor, Department of

Economics and Management, pov-elena@maul.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

In modern conditions tourism is seen as an important factor of socio-economic development of the administrative-territorial units. In this case, each region has an opportunity to disclose its tourist potential and on this basis to identify conditions that determine the possibilities of a better use of tourist potential. Since the foundation of the tourist potential of the region are the objects of tourism, defining the extent of its appeal to the target audience, special attention should be paid to the formation of a certified database, reflecting their quantitative and qualitative composition.

The article describes the approaches to the systematization of tourist objects of an administrative and territorial unit according to the types of tourist space: natural, cultural, historical, anthropological, recreation, event, service, mythological, scientific, as well as the different subtypes and groups to display. The results of the study of tourist objects are made by

стр. 126 из 206

this technique for the city of Pushkino, Moscow region. The features are highlighted, which are contributing to the formation of the overall perception for tourists of the attractiveness of the city and reflect the results of the structural analysis of the quantitative composition of the tourist sites of the city on the typological classification criteria and territorial location. Identified are possible characteristics of Pushkino's administrative territory, which has sufficient capacity to promote the tourist market by actively developing suburbs in several types of tourism and attract the interest of different target audiences. Identified are types of tourism development and positioning in terms of territorial competition to which the city should pay particular attention. Formulated are the basic conditions for their successful development, contributing to the creation of tourist image of Pushkino, which is set apart from other administrative units of the Moscow region.

Keywords: tourist potential, tourist facilities, characteristics, Pushkino, Moscow Region

References

1. Vinogradova, M.V. Strategicheskoe upravlenie razvitie regional'nogo turistskogo kompleksa [Strategic management of the development of regional tourist complex]: avtoref. ... dokt. ekon. nauk: 08.00.05. - M., 2013. - 48 p.

2. Dzhandzhugazova, E.A. Zhivaia karta Rossii [Live Map of Russia]. - M.:KNORUS,

2011. - 112 p.

3. Povorina, E.V., Vapniarskaia, O.I. Podkhody k obespecheniiu dostupnosti uslug v

regione [Approaches to ensure the availability of services in the region] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2010. - №1(16). [Elektronnyi resurs]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number16/contents (data obrashcheniia: 22.11.2014)

[Accessed on November 22, 2014].

4. Povorina, E.V. Kontseptsiia dostupnosti uslug: teoreticheskie i prakticheskie aspekty

[The concept of availability of services: theoretical and practical aspects] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2010. - №3(18). [Elektronnyi resurs]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number18/contents (data obrashcheniia: 23.11.2014)

[Accessed on November 23, 2014].

5. Suslova, I.A. Podkhody k formirovaniiu turistskogo imidzha regiona [Approaches to

the formation of tourist image of the region] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2012. - №6(33). [Elektronnyi resurs]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic_journal/number33/contents (data obrashcheniia: 22.11.2014)

[Accessed on November 22, 2014].

6. Suslova, I.A. Sushchnost' i problemy formirovaniia turistskogo imidzha regiona [The essence and problems of formation of tourist image of the region] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2013. - №6(44). [Elektronnyi resurs]: URL:

стр. 127 из 206

http://old.rguts.ru/electronic_journal/number44/contents (data obrashcheniia: 22.11.2014)

[Accessed on November 22, 2014].

7. Larionova, A.A. Vinogradova, M.V. Modeling the Development of the Regional Tourist Complex Infrastructure: General Methods // World Applied Sciences Journal 2014. Т. 30. №1. pp. 210-213.

8. Suslova, I.A., Chernikova, L.I., Bokareva, E.V. i dr. Pasportizatsiia turistskikh resursov Podmoskov'ia [Certification of tourist resources in Moscow region]: otchet o NIR. -M.: Rossiiskii gosudarstvennyi universitet turizma i servisa, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.