Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ БЛИЖАЙШЕГО СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА'

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ БЛИЖАЙШЕГО СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулич Л. И.

В статье характеризуются теоретико-методологические предпосылки построения педагогического контроля специальной физической подготовленности волейболистов ближайшего спортивного резерва. Их изучение позволит тренерам, работающим с данным контингентом, спортсменов, повысить эффективность управления учебно-тренировочным процессом, путем грамотного построения и проведения педагогического контроля за уровнем специальной физической подготовленности своих подопечных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулич Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERIZATION OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PREREQUISITES IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL CONTROL OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING IN VOLLEYBALL PLAYERS

The article characterizes the theoretic and methodical prerequisites of forming pedagogical control of special physical preparedness of volleyball players. Their study will allow coaches working with this group of athletes to improve the effectiveness of managing the training process by competently building and conducting pedagogical control of the level of special physical preparedness of their athletes.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ БЛИЖАЙШЕГО СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ И АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

УДК 796.325+796.015.682

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ БЛИЖАЙШЕГО СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

Л. И. Акулич,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

физической культуры»

Аннотация

В статье характеризуются теоретико-методологические предпосылки построения педагогического контроля специальной физической подготовленности волейболистов ближайшего спортивного резерва. Их изучение позволит тренерам, работающим с данным контингентом спортсменов, повысить эффективность управления учебно-тренировочнъш процессом путем грамотного построения и проведения педагогического контроля за уровнем специальной физической подготовленности своих подопечных.

CHARACTERIZATION OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PREREQUISITES IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL CONTROL OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING

IN VOLLEYBALL PLAYERS

Abstract

The article characterizes the theoretic and methodical prerequisites of forming pedagogical control of special physical preparedness of volleyball players. Their study will allow coaches working with this group of athletes to improve the effectiveness of managing the training process by competently building and conducting pedagogical control of the level of special physical preparedness of their athletes.

Введение

Для роста спортивных достижений в спорте создана система управления подготовкой спортсменов, и одним из ведущих звеньев этой системы является педагогический контроль [9, 11, 13]. Конкретизация его структуры и содержания с учетом специфики вида спорта является важнейшей предпосылкой повышения эффективности учебно-тренировочного процесса (УТП).

В настоящее время повысилось внимание специалистов к организации и проведению педагогического контроля не только спортсменов высокой квалификации, но и спортивного резерва. В частности, возросла роль педагогического контроля и в УТП ближайшего спортивного резерва в волейболе. Необходимость повышения его эффективности связана в первую очередь с возросшими требованиями к различным сторонам подготовленности спортсменов, в том числе к специальной физической [3, 14, 15].

При этом важным является изучение теоретико-методических основ педагогического контроля, что позволяет научно обосновать выбор средств для объективной оценки специальной физической подготовленности (СФП) и вносить соответствующие коррективы в УТП с направленностью на повышение сниженных показателей.

Целью исследования является изучение теоретико-методологических предпосылок построения педагогического контроля СФП волейболистов ближайшего спортивного резерва.

Методы и организация исследования

Для решения поставленной цели применялись следующие методы исследования: теоретико-библиографический анализ и обобщение данных научно-методической

литературы, анкетный опрос. В анкетном опросе приняли участие тренеры, работающие с различным контингентом волейболистов (Заслуженные тренеры Республики Беларусь; тренеры высшей категории, п=11) и тренеры-преподаватели, работающие на практических кафедрах учреждений высшего образования (Заслуженные тренеры Республики Беларусь, мастера спорта, кандидаты педагогических наук, п=9).

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретико-библиографический анализ и обобщение данных научно-методической литературы позволили выявить следующие теоретико-методологические предпосылки построения педагогического контроля СФП волейболистов ближайшего спортивного резерва: изучение основных аспектов и методологической основы педагогического контроля; анализ имеющихся средств педагогического контроля СФП волейболистов; анализ современных тенденций развития волейбола; изучение мнения тренеров в отношении содержания и проведения педагогического контроля СФП волейболистов.

В настоящее время педагогический контроль как составная часть учебно-тренировочного процесса характеризуется в общетеоретическом, методическом, технологическом и методологическом аспектах (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные аспекты педагогического контроля

По мнению ряда специалистов [4, 5, 7, 10, 12] важным является методологический аспект педагогического контроля, предусматривающий: правильный выбор тестов и их соответствие критериям информативности и надежности; определение

оптимального объема показателей для оценки уровня подготовленности спортсменов; стандартизацию условий получения информации.

Начинская С. В. [12] выделяет такое понятие, как аутентичность (добротность) теста (рисунок 2).

Рисунок 2 - Общая схема проведения тестирования (С.В. Начинская, 2013)

Аутентичность теста предполагает два рода деятельности: 1) пользование аутентичным тестом; 2) создание аутентичного теста. Пользование аутентичным тестом требует от исследователя исполнения тех условий, которые определяют аутентичность теста. Создание или доказательство аутентичности теста предполагает доказательство всех элементов аутентичности - информативности и надежности. Однако, результаты теоретико-библиографического анализа свидетельствует о том, что в научно-методической литературе не приводятся сведения о соответствии применяемых средств для оценки уровня СФП волейболистов критериям информативности и надежности. Отсутствует информация в отношении научно-обоснованных, с позиции теории тестов, средств педагогического контроля СФП и методики их применения в УТП ближайшего спортивного резерва в волейболе. Все это обуславливает необходимость поиска новых средств педагогического контроля и модификации имеющихся.

Одним из направлений педагогического контроля, на котором строится фундамент и управляющий механизм, является глубокий анализ современных тенденций развития волейбола.

Современный волейбол представляет собой динамическую систему, изменения в которой происходят постоянно и во всех ее составляющих.

Тенденции развития волейбола понимаются как основные ориентиры, затрагивающие эффективность настолько, насколько действуют изменения в игровых концепциях и элементах игры [6, 8].

Основываясь на данных анализа соревновательной деятельности современных мужских и женских команд высшей спортивной квалификации, в том числе и команд, входящих в мировую элиту волейбола, необходимо отметить следующее:

1. Одной из ярко выраженных тенденций современного волейбола является стремление тренеров сборных и клубных команд комплектовать составы игроками высокого роста и сверхвысокими (более 200 см).

2. По сравнению с предыдущими этапами развития современный волейбол характеризуется высокими требованиями к уровню СФП спортсменов. Это обусловлено тем, что соревновательная деятельность в волейболе протекает в условиях большой двигательной активности. По нашим данным, за одну игру волейболист высокой квалификации совершает в среднем 200 прыжков, 250 ускорений на короткие дистанции, 70 падений и около 130 силовых ударов по мячу. Функциональная нагрузка в период соревнований достигает в среднем 170 уд/мин [2]. Это предъявляет высокие требования к уровню развития специальных физических качеств.

3. Техника является наиболее консервативной составляющей частью системы «Волейбол». Вместе с тем в последнее время существенные изменения произошли и в технической подготовленности волейболистов высшей спортивной квалификации.

Основная тенденция в совершенствовании техники игры выражается в увеличении скорости и темпа выполняемых приемов. Доминирующим стал

острокомбинационный стиль игры, при котором отмечается проведение большого количества скоростных комбинаций с быстрых вторых передач, что позволяет осуществлять атаки при плохо организованном блоке, а иногда и вовсе без блока. Данная тенденция характерна для нападения из всех зон площадки. Вместе с тем выявлено, что в настоящее время волейбол характеризуется значительным усилением подачи. В мужском волейболе наиболее часто применяется силовая подача в прыжке с вращением (скорость полета мяча при силовой подаче у мужчин достигает 134 км /ч). Она значительно усложняет прием мяча игроками команды-соперницы и затрудняет дальнейшее проведение ими атакующих действий с подключением игроков первого темпа и быстрых передач на края сетки, что позволяет организовать эффективную защиту подающей команде. В связи с усложнением подачи увеличилась доля атак в противодействии групповому блоку после некачественного приема. Волейболисты, производящие атакующий удар из второй зоны, из глубины площадки и, особенно, из четвертой зоны, вынуждены атаковать с достаточно высоких и не всегда удобных вторых передач. Атакующие удары после идеального и хорошего приема игроки высокой квалификации выполняют с примерно равным использованием всех зон площадки.

Помимо силовой подачи в прыжке с вращением широко используются: планирующая силовая подача в прыжке; планирующая укороченная подача в прыжке; «накат» (укороченная подача). Следует отметить, что игроки ведущих команд мира имеют в своем арсенале 2-3 вида подач, которыми владеют в совершенстве и тактически успешно сочетают их в соревновательной деятельности. Использование различных видов подач предъявляет повышенные требования к специальной физической и технической подготовленности игроков, принимающих подачу.

Отмечается увеличение количества атакующих ударов с задней линии площадки -зона 1 и зона 6. Это позволяет во всех расстановках иметь трех активных нападающих, что значительно осложняет действия защищающейся команды при организации блокирования. Нападение становится все более силовым. Это объясняется стремлением комплектовать команды высокорослыми волейболистами, обладающими высоким уровнем развития специальных физических качеств.

В современном волейболе наблюдается усиление различий в структуре и содержании соревновательной деятельности волейболистов разного игрового амплуа. Функциональная специализация игроков в волейболе продолжается: в командах высокой квалификации среди игроков стали выделять тех, кто чаще других выполняет нападающие удары с задней линии, тех, кто наиболее часто участвует в блокировании (является как бы основным блокирующим команды) и тех, кто в большей степени, чем другие игроки, принимает мяч с подачи и при атакующих действиях соперника. Исходя из этого в современном волейболе по характеру проявления индивидуальных качественных способностей (длина тела, быстрота, прыгучесть, оперативное мышление) и роли в организации атакующих и защитных действий игроков, различают нападающих первого темпа (основные блокирующие), нападающих второго темпа («доигровщики» и «диагональные» игроки), «связующих» игроков и «либеро» (защитника). Соревновательная деятельность представителей различных игровых амплуа характеризуется усилением различий в своей направленности. Однако, анализ технико-тактических действий ведущих команд мира свидетельствует о том, что в последнее время возникла потребность в универсально подготовленных высококвалифицированных игроках. Это особенно важно и требует своей реализации при подготовке спортивного резерва, когда принцип универсализации является ведущим.

Такие изменения технико-тактической деятельности при реализации элементов нападения и защиты предъявляют повышенные требования к уровню СФП, которая в свою очередь оказывает существенное влияние на результативность соревновательной деятельности в волейболе.

В то же время, анализ системы подготовки волейболистов, существующей на сегодняшний день, позволяет утверждать, что ее содержание не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к спортсменам в текущем периоде развития

волейбола. Выявлены расхождения между теоретическим, научно-методическим уровнем знаний как о спортивной подготовке в целом, так и о ее важном компоненте -специальной физической подготовке, и их практической реализацией. В настоящее время отсутствуют научные исследования, направленные на обоснование эффективности методик, применяемых в структуре специальной физической подготовки волейболистов. Исходя из этого, одной из основных проблем современного волейбола является поиск путей повышения уровня СФП как спортсменов высокой квалификации, так и спортсменов, составляющих ближайший спортивный резерв.

Таким образом, установленная зависимость результативности соревновательной деятельности от уровня развития у волейболистов специальных физических качеств обуславливает необходимость разработки не только эффективных методик повышения СФП волейболистов, но и методики педагогического контроля этой подготовленности на различных стадиях и этапах многолетней спортивной тренировки. Особенно актуален этот вопрос в отношении волейболистов ближайшего спортивного резерва, поскольку уровень клубных, сборных и национальных команд Республики Беларусь во многом определяет организация УТП именно этого контингента спортсменов.

Данные проведенного анкетного опроса показали, что педагогический контроль СФП волейболистов ближайшего спортивного резерва является важной составляющей системы управления их общей подготовкой. Педагогический контроль СФП этого контингента волейболистов целесообразно проводить для этапной оценки уровня развития специальных физических качеств. Полезным с практической точки зрения будет получение новых данных с использованием научно-обоснованных тестов для объективной оценки СФП волейболистов ближайшего спортивного резерва [1].

Заключение

Теоретико-библиографический анализ научно-методической литературы, обобщение передового опыта подготовки волейболистов и результаты проведенных исследований позволили выявить теоретико-методологические предпосылки построения педагогического контроля СФП волейболистов спортивного резерва. Педагогический контроль как составная часть УТП характеризуется в трех аспектах: общетеоретическом, методическом (прикладном) и технологическом. Методологическая основа педагогического контроля включает: правильный выбор тестов и их соответствие критериям информативности и надежности; определение оптимального объема показателей для оценки уровня подготовленности спортсменов; стандартизацию условий получения информации.

Изучение средств педагогического контроля СФП волейболистов показало, что в настоящее время отсутствует научная информация в отношении обоснованных с позиции теории тестов средств педагогического контроля и методики их применения в УТП спортивного резерва в волейболе.

Анализ современных тенденций развития волейбола, анализ научно-методической литературы относительно характеристики СФП позволяют утверждать, что по сравнению с предыдущими этапами развития, современный волейбол характеризуется высокими требованиями к уровню СФП спортсменов. Но, несмотря на резкое повышение ее значимости, в практике подготовки спортивного резерва в Республике Беларусь тренеры не уделяют должного внимания педагогическому контролю уровня развития специальных физических качеств волейболистов.

Анализ результатов анкетного опроса специалистов в области волейбола свидетельствует, что в настоящее время актуальность педагогического контроля повысилась в связи с возросшим уровнем СФП спортсменов и команд, занимающих лидирующее положение в спорте высших достижений. Это обуславливает необходимость всем, кто стремится попасть в спортивную элиту, или хотя бы по уровню своей подготовленности приблизиться к ней, повысить качество отбора тренировочных методов и средств, что невозможно без отбора эффективных средств педагогического контроля для оценки уровня СФП волейболистов, составляющих ближайший спортивный резерв.

Список использованных источников

1. Акулич, Л.И. Мнения специалистов о значении педагогического контроля в физической подготовке волейболистов / Л.И. Акулич // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XI Междунар. сессии по итогам НИР за 2009 год, Минск, 15-16 апр. 2010 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: М.Е. Кобринский (гл.ред.) [и др.]. - Минск, 2010. - С.3-6.

2. Акулич, Л.И. Современные тенденции развития волейбола / М.Е. Кобринский, Л.И. Акулич // II Европейские игры - 2019: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты подготовки спортсменов: материалы междунар. науч.-практич. конф., Минск, 45 апр. 2019 г.: в 4 ч. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь; Белорус. гос. ун-т физ. культуры; С.Б. Репкин [и др.]. - Минск, 2019. - Ч.1. - С.165-169.

3. Булыкина, Л.В. Выявление ведущих физических качеств волейболистов / Л.В. Булыкина, А.С. Ананьин / / Теория и практика физической культуры. - 2018. - №6. - С.61-67.

4. Годик, М.А. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культуры / М.А. Годик. -М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

5. Губа, В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учеб. пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2006 - 220 с.

6. Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физ. культуры. -2004. - №4. - С.30-33.

7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 5-е изд. стериотип. - М.: Спорт, 2020 - 200 с.

8. Ивановский, В.Я. Некоторые тенденции развития современного волейбола / В.Я. Ивановский // Волейбол и теннис в современном спортивном движении: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 23 февр. 2000 г. / Академ. физ. воспит. и спорта Респ. Беларусь. - Минск, 2000. - С.5-13.

9. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта: пособие: в 3 ч. / Е.И. Иванченко. -Минск: Белорус. гос. ун-т физ. культуры, 2018. - Ч.1: Фундаментальные аспекты теории спорта. - 180 с.; Ч.2: Виды спортивной подготовки. - 295 с.; Ч.3: Основы спортивной подготовки. - 206 с.

10. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: учеб. / В.Б. Коренберг. - М.: Физическая культура, 2008. - 368 с.

11. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. / Л.П. Матвеев. -5-е изд., испр. и доп. - М.: Сов. спорт, 2010. - 340 с.

12. Начинская, С.В. Спортивная метрология: учеб. пособие / С.В. Начинская. - М.: Академия, 2012. - 240 с.

13. Платонов, В.Н. Основы управления в системе подготовки спортсменов олимпийском спорте / В.Н. Платонов // Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - С.567-576.

14. Фомин, Е.В. Структура специальной физической подготовки волейболистов: метод. пособие / Е.В. Фомин. - М.: РИО, 1989. - 26 с.

15. Фурманов, А.Г. Физическая подготовка / А.Г. Фурманов // Подготовка волейболистов. - Минск: МЕТ, 2007. - С.28-51.

04.05.2022

УДК 793.38:796.01

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМЕЙШН: КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Д. Н. Белявский,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

физической культуры»

Аннотация

В статье рассматриваются теоретико-методические аспектыi формейшн как вида танцевального спорта. Применение классификационного подхода при проведении исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.