MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE EVALUATION OF PHYSICAL PREPAREDNESS DYNAMICS OF STUDENTS OF NON - PHYSICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
S. Loktev, Doctor of Pedagogics, Professor, I. Ovcharov, Associate Professor
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
The principal goal of the given paper was to define tests validity traditionally used in the system of evaluation of the level of the development of some physical qualities in 17-21 aged female persons who don't go in for sport.
390 girls-students of a non-physical educational institution were examined. In accordance with the data received a number of indices of physical preparedness seem to interconnect with the body length in the
selected contingent of people. The extent of the growth of parameters depends in an opposite way on their initial level. The centile way of their evaluation is the most correct one. A number of indices appeared to fluctuate along with the menstrual cycle.
Key words: physical preparedness, testing procedures, principles of evaluation, students of non - physical educational institutions.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПЛЯЖНОМ ВОЛЕЙБОЛЕ
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Костюков,
аспиранты П.В. Коляго, В.В. Смирнов, М.А. Кондратенко, А.А. Баскаков, Р.Н. Николенко Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Исследование проводилось на базе кафедры теории и методики спортивных игр КГУФКСТ с октября 2007 года по сентябрь 2008 года. В нем участвовали 2 группы спортсменов (по 8 человек в каждой), имеющих квалификацию: 1 разряд - кандидат в мастера спорта.
Цель работы - повышение эффективности годичной подготовки спортсменов в пляжном волейболе на основе использования комплекса педагогических инноваций, нивелирующих выявленные недостатки традиционного построения занятий и включающих изменение продолжительности и содержания тренировочных периодов, выявление
рационального соотношения выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок, обоснованние интенсификации двигательной активности волейболистов, осуществление подробного этапного контроля уровня их общей и специальной физической, игровой и технической подготовленности.
Показана высокая эффективность модернизированного варианта годичной подготовки спортсменов по критериям физической, игровой и технической подготовленности.
Ключевые слова: модернизация, пляжный волейбол, тренировка, годичный цикл.
Введение. Пляжный волейбол (beach volleyball) сравнительно молодой, динамичный и зрелищный вид спорта, закрепившийся в программе Олимпийских игр [2, 15, 17, 21, 22]. Его стремительное развитие во многих странах различных континентов, расширение программ европейских и мировых чемпионатов вызывает обострение спортивной конкуренции на международной арене, что способствует повышению уровня мастерства игроков и росту зрелищности и популярности игры [8, 11, 20].
Развитие пляжного волейбола в регионах России отчасти сдерживается недостаточным количеством методической литературы, отражающей структуру, содержание, организацию и методику тренировки команд различной квалификации в процессе годичной и многолетней подготовки, технологий количественной оценки уровня различных сторон подготовленности спортсменов, рекомендаций по эффективному соотношению выполняемых нагрузок различной специализи-рованности, направленности, координационной сложности и величины.
Усиливающееся в последние годы противоречие между ростом популярности, массовости пляжного волейбола и дефицитом литературы по структуре и содержанию эффективного годичного тренировочно-соревновательного процесса и послужило основанием для проведения настоящего исследования.
Цель исследования - повышение эффективности годичной подготовки спортсменов в пляжном волейболе на основе использования комплекса педагогических инноваций, нивелирующих недостатки традиционного построения занятий и включающих изменения продолжительности и содержания тренировочных периодов, выявление рационального соотношения выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок, обоснование интенсификации двигательной активности волейболистов, осуществление подробного этапного контроля уровня их общей и специальной физической, игровой и технической подготовленности.
Методика. Исследование проводилось на базе кафедры теории и методики спортивных игр Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма с октября 2007 года по сентябрь 2008 года.
В качестве испытуемых в педагогическом эксперименте приняли участие 16 спортсменов, занимающихся пляжным волейболом.
Спортивная квалификация игроков: семь кандидатов в мастера и девять спортсменов 1 разряда.
Спортсмены были разбиты на статистически однородные экспериментальную и контрольную группы по 8 человек в каждой.
Спортсмены участвовали в краевых, региональных, всероссийских и международных соревнованиях по пляжному волейболу.
Средний возраст спортсменов экспериментальной группы составил 19,8 года, в контрольной - 19,5 года, рост 189,9 и 189,1 см, вес 81,2 и 81,8 кг соответственно.
Пляжным волейболом спортсмены контрольной группы занимались от 4 до 5 лет, экспериментальной от 3 до 6 лет (среднегрупповое значение соответственно 4,8 года и 4,6 года).
Фиксация и последующий анализ игровых действий спортсменов в пляжном волейболе осуществлялись по методикам, разработанным Т.В. Царевской (1997), А.А. Левкиной (2001), S. Humberg, A. Papageorgiu (1997), в модификации В.В. Костюкова (2002) [9, 12, 19, 22].
Содержание отдельных тренировок, а также недельных, месячных и годовых циклов подготовки изучалось на основании результатов хронометрирования выполняемых упражнений, пауз отдыха, количества повторений и интенсивности применяемых средств и методов.
Определение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений осуществлялось пальпатор-но, а также с помощью кардиомониторов фирмы Polar, типа А-1 [16].
Все тренировочные и соревновательные средства разделялись по таким признакам, как специализиро-ванность, направленность, координационная сложность и величина [1, 3, 5].
Выполнение тестирующих процедур осуществлялось для определения уровня развития специальных качеств и динамики значения рассматриваемых параметров на разных этапах годичного цикла подготовки спортсменов.
Определялись результаты прыжка вверх с места, одинарного и тройного прыжка в длину с места, время пробегания 81,7 метра с изменением направления движения («Елочка») на площадке пляжного волейбола, результаты метания набивного мяча весом 3 кг из-за головы двумя руками стоя.
Использованные контрольные испытания апробированы и метрологически проверены [4, 6, 7, 14, 18].
Уровень технической подготовленности и его изменения в течение годичной тренировки определялись по результатам выполнения пяти тестирующих процедур: вторая передача мяча на точность из зоны 2 в зону 4, подача мяча на точность в прыжке, прием мяча с подачи, прямой нападающий удар из зоны 4 (2), блокирование из зоны 4 (2) по диагонали.
Уровень игровой подготовленности спортсменов пляжного волейбола определялся по методике балльной оценки, разработанной В.В. Костюковым [9, 10] и позволяющей сравнить представителей различных стилей и способов ведения игры.
Полученные в процессе исследований показатели подвергались математической обработке по общеизвестным методикам [4, 13] с целью расчета средней арифметической величины, стандартного отклонения, ошибки средней арифметической, дисперсии и коэффициента вариации.
Оценка различий статистических характеристик производилась с помощью t-критерия Стьюдента. Был принят 5% уровень значимости как обеспечивающий необходимую точность сравнений.
Результаты и их обсуждение. Изучение особенностей организации и содержания традиционной годич-
ной подготовки спортсменов в пляжном волейболе позволило прояснить несколько важных моментов:
1. Годичный процесс подготовки спортсменов с квалификацией на уровне 1 разряда - кандидата в мастера спорта в пляжном волейболе имеет традиционную структуру и содержание и соответствует требованиям, предъявляемым к юношам, занимающимся второй или третий год в группах спортивного совершенствования СДЮСШОР.
2. Проведенная классификация средств подготовки по специализированности, направленности, координационной сложности и величине позволила выделить 30 основных групп тренировочных упражнений, имеющих ряд вариантов выполнения, а также установить основные диспропорции в их соотношениях.
Анализ динамики выполняемых нагрузок дал возможность сделать заключение о том, что при общей сбалансированности используемых средств подготовки целесообразно увеличить объем применяемых нагрузок анаэробной направленности, сделать более выраженными ежемесячные изменения вкладов аэробных и смешанных нагрузок, особенно в соревновательном периоде.
3. Изучение характера изменения уровня различных сторон подготовленности спортсменов позволило установить небольшое количество достоверных улучшений результатов выполнения тестов, а также тотальное снижение темпов прироста значений изучаемых показателей в соревновательном периоде, вызванное его продолжительностью и неэффективным соотношением выполняемых нагрузок.
4. Выявленное отсутствие достоверного повышения уровня игровой подготовленности участников исследования в процессе годичной подготовки, а также отмеченное заметное их отставание от участников финала чемпионата России в эффективности выполнения технико-тактических действий в соревновательной обстановке, подтвердили необходимость разработки более эффективного годичного тренировочного цикла, позволяющего учесть и устранить отмеченные выше недостатки и результативно использовать вскрытые резервы.
Основные изменения в модернизированном варианте годичной подготовки спортсменов пляжного волейбола касались следующего (табл.):
1.Соревновательныйпериодбылразделеннадваэта-па: соревновательно-развивающий и соревновательно-поддерживающий.
Это было сделано для того, чтобы избежать однообразия в тренировках и увеличить значения приростов рассматриваемых показателей.
Соревновательно-развивающий этап длился с 12 мая по 17 августа 2008 года. В это время спортсмены регулярно соревновались, а в перерывах между соревнованиями проводили тренировки, направленные на развитие различных сторон подготовленности. Дважды, с 7 по 15 июля и с 4 по 14 августа, проводились микроциклы по структуре предсоревновательного периода.
Во время соревновательно-поддерживающего этапа (с 18 августа по 6 октября) участие в турнирах осуществлялось реже, и тренировки между ними проводились в основном в виде спаррингов с заданиями.
Ставилась цель поддерживать достигнутый уровень игровой подготовленности и не дать ему заметно снизиться.
В соревновательном периоде становится меньше однонаправленных тренировок (на выносливость, скорость и т. д.), а больше спаррингов, учебных и контрольных игр, завершающихся блоком из 4-5 упражнений специальной физической подготовки или пробежкой.
2. Продолжительность периода специальной физической подготовки была увеличена на две недели за счет уменьшения продолжительности периода общей физической подготовки.
3. Было в 2 раза увеличено разнообразие используемых упражнений анаэробной направленности и более чем в 2,5 раза объем времени, затрачиваемый на их выполнение. К традиционно используемым трем разновидностям анаэробных упражнений добавилось серийное блокирование, выполняемое с отягощением, челночные перемещения при игре в защите, комплексное упражнение, включающее поочередное выполнение в максимальном темпе нападающих ударов, блокирований и отбеганий в защиту. Парциальный вклад этих разновидностей нагрузок в общем времени занятий увеличился до 8,0 %.
4. На 20 % была уменьшена доля упражнений малой координационной сложности в пользу двигательных действий средней и повышенной координационной сложности.
5. Упражнения с мячом стали выполняться на всех этапах подготовки в большем объеме и с большей интенсивностью. Их парциальный вклад в периодах общей и специальной физической подготовки увеличился на 17-18 % по сравнению с традиционным циклом подготовки.
6. Доля упражнений большой нагрузочной величины возросла более чем в 1,4 раза за счет уменьшения объема двигательных действий малой и, частично, средней нагрузочной величины.
7. Ежемесячные изменения вклада упражнений аэробной и смешанной направленности в период специальной физической подготовки и в предсоревнова-тельном периоде были увеличены на 20-25 %.
8. Общий объем годичной подготовки был увеличен на 7 % и возрос с 1099,4 до 1176,4 часа.
Спортивный сезон 2007-2008 года начался 19 ноября 2007 года, продолжался 364 дня и закончился 16 ноября 2008 года. Общее время занятий составило 1176,4 часа, что на 77 часов больше, чем в сезоне 20062007 года.
За время годичной подготовки было запланировано 429 тренировок и 68 соревновательных дней со средней продолжительностью одной тренировки 2,74 часа и временем занятий за один день - 3,23 часа.
В период общей физической подготовки, продол-
к> о о
<3
Таблица
Содержание этапов и периодов модернизированной годичной подготовки спортсменов пляжного волейбола
№ Периоды, ОФП СФП Пред соревновательный Соревновательно-развивающий Соревновательно-поддерживающий Переходный Всего
п/п этапы подготовки 19.11-27.01 28.01-06.04 07.04-11.05 12.05 17.08 18.08 05.10 06.10-16.11 19.11 16.11
Упражнения, 2007-2008 2008 2008 2008 2008 2008 2007-2008
показатели час °0 час час час °0 час °0 час % час °0 час °0
1 Специализированные 134,6 70,2 166,4 71 127 76,7 320,3 86,3 160,2 86,3 - - 908,1 77,2
2 Неспециализированные 57,2 29,8 67,9 29 38,5 23,3 50,8 13,7 25,4 13,7 28,1 100 268,3 22,8
3 Аэробной направленности 111,3 58 113,6 48,5 70,3 42,4 150,3 40,5 83,1 44,8 22,5 80 551,2 46,9
4 Аэробно-анаэробные 76,3 39,8 105,9 42,2 77,2 46,7 181,5 48,9 85,2 45,9 5,6 20 531,7 45,1
5 Анаэробной направленности 4,2 2,2 14,8 6,3 18 10,9 39,3 10,6 17,3 9,3 - - 93,6 8
6 Малой координационной сложности 65,6 34,2 52 22,2 26 15,7 38,6 10,4 19,3 10,4 13,1 46,6 214,6 18,2
7 Средней координационной сложности 23,2 12,1 49,9 21,3 32,8 19,8 38,2 10,3 21 11,3 7,5 26,7 172,6 14,7
8 Повышенной координационной сложности 103 53,7 132,4 56,5 106,7 64,5 294,1 79,3 145,3 78,3 7,5 26,7 789,2 67,1
9 Малой нагрузочной величины 48,5 25,3 49 20,9 23,7 14,3 60,9 16,4 36,7 19,8 15 53,4 233,8 19,9
10 Средней нагрузочной величины 67,7 35,3 85 36,3 62,2 37,6 142,1 38,3 68,5 36,9 9,4 33,3 435,2 37
11 Большой нагрузочной величины 75,6 39,4 100,3 42,8 79,6 48,1 168,1 45,3 80,4 43,3 3,7 13,3 507,7 43,1
12 Общее время занятий (час) 191,8 100 234,3 100 165,5 100 371,1 100 185,6 100 28,1 100 1176,4 100
13 Количество дней 70 100 70 100 35 100 98 100 49 100 42 100 364 100
14 Количество тренировок 94 100 110 100 65 100 83 100 60 100 17 100 429 100
15 Количество дней соревнований - - - - 6 100 45 100 17 100 - - 68 100
16 Средняя продолжительность тренировки (час) 2,04 100 2,13 100 2,33 100 2,9 100 2,41 100 1,66 100 2,74 100
17 Время занятий за 1 день (час) 2,74 100 3,35 100 4,73 100 3,79 100 3,79 100 0,67 100 3,23 100
№ О ТЗ
№ Ч О
За *
Ш п э О
тз
09 X
о
Т5 О
тз о
09
жавшейся 70 дней, волейболистам было запланировано проведение 94 тренировок средней продолжительностью 2,04 часа каждая при среднем времени занятий 2,74 часа в день.
В период специальной физической подготовки продолжительностью также 70 дней количество тренировок возрастает в 1,2 раза (до 110), так же как и ежедневное среднее время занятий (с 2,74 до 3,35 часа).
В предсоревновательном периоде продолжительностью 35 дней запланировано 65 тренировок и 6 дней соревнований. Средняя продолжительность тренировки возросла до 2,33 часа, время занятий за один день увеличилось до 4,73 часа.
Соревновательный период был разделен на соревновательно-развивающий и соревновательно-поддерживающий этапы. Продолжительность соревновательно-развивающего этапа составила 98 дней, во время которых проведено 83 тренировки и 45 соревновательных дней. Соревновательно-поддерживающий этап запланирован в 2 раза короче - 49 дней с 60 тренировками и 17 соревновательными днями. Средняя продолжительность тренировки в первом этапе соревновательного периода - 2,90 часа, во втором - 2,41 часа, время занятий за день в обеих частях - по 3,79 часа.
Переходный период в авторском годичном цикле подготовки спортсменов пляжного волейбола почти идентичен традиционному по продолжительности (42 дня) и количеству тренировок (17 дней).
Изменения темпов прироста показателей подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп в годичном цикле занятий пляжным волейболом приводятся на рисунке.
12 -
10 -
8 -
6 -
4 -2 0
ОФП-Э; СФП-Э
месяцы, годы
Рис. Динамика темпов прироста результатов тестирования спортсменов, занимающихся пляжным волейболом (контрольная (К) и экспериментальная (Э) группы), в годичном цикле подготовки
По оси абсцисс - время обследования (год, месяц), по оси ординат - приросты результатов выполнения тестов (%).
.__. - экспериментальная группа;
-- -- - контрольная группа.
ОФП - общая физическая подготовленность; СФП - специальная физическая подготовленность; ТП - техническая подготовленность; ИП - игровая подготовленность.
Следует отметить более выраженные темпы прироста параметров различных сторон подготовленности волейболистов в экспериментальной группе, свидетельствующие об эффективном воздействии разрабо-
танного варианта годичных занятий пляжным волейболом по сравнению с традиционным.
Заключение. Результаты экспериментальной проверки разработанного варианта годичных занятий пляжным волейболом позволили выявить его большую эффективность по сравнению с традиционным циклом годичных занятий этим видом спорта.
Положительное влияние внесенных корректив выразилось:
а) в выравнивании по продолжительности периодов общей и специальной физической подготовки, а также разделении соревновательного периода подготовки на два этапа: соревновательно-развивающий и соревновательно-поддерживающий;
б) в увеличении количества разнообразных упражнений анаэробной направленности и времени, затрачиваемого на их выполнение;
в) в повышении динамики ежемесячных изменений нагрузок аэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности в первой половине спортивного сезона;
г) в снижении в процессе годичной подготовки (особенно с февраля по август) доли упражнений малой координационной сложности и нагрузочной величины в пользу высокоинтенсивных и сложнокоординацион-ных двигательных действий.
Процесс годичной подготовки с внесенными изменениями позволил в экспериментальной группе:
а) выявить достоверные улучшения показателей общей и специальной физической подготовленности спортсменов в 91,7 % измерений, что на 58,3 % больше, чем в контрольной;
б) добиться достоверного преимущества по отношению к контрольной группе по уровню игровой и технической подготовленности в пяти изучаемых параметрах из шести;
в) в 1,3 раза превзойти участников контрольной группы по объему, сбалансированной разносторонности и эффективности соревновательной техники;
г) почти в два раза увеличить темпы улучшения рассматриваемых параметров подготовленности спортсменов по сравнению с контрольной группой, устранив при этом (почти полностью) снижение темпов прироста в соревновательном периоде годичной подготовки.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высокой эффективности модернизированного варианта годичных занятий спортсменов пляжным волейболом и целесообразности его применения в практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Айрапетьянц, Л.Р., Годик, М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Т.: Изд-во им. Ибн Сины, 1991. - 136 с.
2. Волейбол / автор-сост. Донченко А.Б. - М.: Вече, 2002. - 384 с.
3. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
%
4. Губа, В.П., Шестаков, М.П., Бубнов, И.Б., Борисенков, М.П. Изменения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учебное пособие для вузов физической культуры. - 2-е издание. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
5. Железняк, Ю.Д. Основы методики тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 185 с.
6. Железняк, Ю.Д., Айрапетьянц, Л.Р. Массовый волейбол. - Т. 1994. - 144 с.
7. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004. -340 с.
8. Костюков, В.В. Развитие пляжного волейбола в России: проблемы, перспективы // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 3. - С. 30-34.
9. Костюков, В.В. Количественные критерии мастерства в пляжном волейболе. - Physical education and sport. -Quarterly volume 46, Supplement №1, Part 2, June 2002. - Sixth International Scientific Congress Modern Olympic Sport and Sport for All. Warsaw, June 6-9, 2002. - P. 143-144.
10. Костюков, В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика): учебн. пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 156 с.
11. Костюков, В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика): пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - Краснодар, 2007. - 266 с.
12. Левкина, А.А., Костюков, В.В. Методика определения эффективности технико-тактических действий спортсменок в пляжном волейболе // Тезисы XXVIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России (январь - март 2001 г.). - Краснодар, 2001. - С. 3-4.
13. Лысенко, В.В., Михайлина, Т.М., Долгов, В.А., Жилен-ко, В.А. Практикум по спортивной метрологии. - Краснодар: КГАФК, 1997. - 214 с.
14. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.
15. Папагеоргиу, А., Хёмберг, С. Пляжный волейбол: руководство. - М.: Терра-Спорт, 2004. - 328 с.
16. Райн, Д. Немного о фитнесе и снижении веса. - М.: М Фитнес, 2002. - 24 с.
17. Сайфулин, С.С. Олимпийское прошлое, настоящее и будущее пляжного волейбола // Олимпийское движение: история, проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ОАЮР. - Краснодар, 1999. - С. 32-33.
18. Спортивная метрология: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. В.М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
19. Царевская, Т.В., Костюков, В.В. Модельные характеристики подготовленности игроков-профессионалов в пляжном волейболе // Тезисы XXIV конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. - Краснодар, 1997. - 96 с.
20. Blaumauer T., Ranz M. That's the way. - Beach-volleyball. The story of a hype. - Vienna, 2005. - 86 s.
21. Hederer M., Kolb Ch. Beach-Volleyball. - Technik, training. Spielspap. - Berlin, 2004. - 158 p.
22. Humberg S., Papageorgiu A. - Hand buch fur Beachvolleyball (technik, taktik, training) 2, uberarb. Nenaufl. -Aacher: Meyer und Meyer, Verlag, 1997. - 341 p.
MODERNIZATION OF TRAINING ATHLETES IN BEACH VOLLEYBALL IN A YEAR PERIOD
V. Kostyukov, Doctor of Pedagogics, Professor
P. Kolyago, V/ Smirnov, M. Kondratenko, A. Baskakov, R. Nikolenko - Post Graduate Students Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
The given research was held at the department of theory and methods of sports games of KSUPhEST in the period from October, 2007 to September, 2008. Two groups of athletes (8 people in each group) having the qualification «first - class - a candidate to Masters of Sport» took part in this research.
The aim of the work is to increase the effectiveness of a year training of athletes in beach volleyball. It should be done on the basis of using the complex of pedagogical innovations levelling lacks of traditional methods of teaching and including changes in the duration and the content of training periods.
These innovations include also revealed rational correlation of training and competitive loads being done, proved intensification of moving volleyball players' activity, a detailed control for every stage of the level of their common and special physical game and technical preparedness. In the course of experiments high effectiveness of a modernized version of a year athletes' training according to the criteria of physical, game and technical preparedness has been shown.
Key words: modernization, beach volleyball, training, a year cycle.