Научная статья на тему 'Характеристика, структура и динамика государственных финансов в Республике Кот-д’Ивуар'

Характеристика, структура и динамика государственных финансов в Республике Кот-д’Ивуар Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / PUBLIC EXPENDITURE / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / PUBLIC REVENUES / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / PUBLIC DEBT / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / BUDGET DEFICIT / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / НАЛОГИ / WAGES AND TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кпакпо Ги

Рассмотрены структура и динамика государственных финансов в Республике Кот-д'Ивуар, показана важность эффективного функционирования системы государственных расходов и доходов. Отмечено, что расходы основываются на заработной плате служащих государственно-административных учреждений, инвестиций в экономику и некоторые другие сферы, обслуживании государственного долга, а также то, что, налоги являются главным источником накопления ресурсов. Анализ государственных финансов выявляет основные механизмы сокращения государственного долга и возможности оптимизировать управление государственным долгом. Изложены способы повышения эффективности системы управления государственными финансами, которые могут быть применены в Республике Кот-д'Ивуар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC, STRUCTURE AND DYNAMICS OF GOVERNMENT FINANCE IN THE REPUBLIC OF COTE D’IVOIRE

This article deals with the structure and dynamics of public finances in the Republic of Cote d'Ivoire and describes the importance of the efficiency of government expenditure and revenue system. In the analysis we show that the costs are based on staff salaries of public administration institutions, investment in the economy and some other areas, public debt service and that taxes serve as a main source of accumulation. Further, we identify the main public finance mechanisms to reduce public debt and the possibility to strengthen the management of public debt. At the end of the article we outline the ways to improve public financial management system, which can be applied in the Republic of Cote d'Ivoire.

Текст научной работы на тему «Характеристика, структура и динамика государственных финансов в Республике Кот-д’Ивуар»

© Кпакпо Ги, 2016

УДК 336

Кпакпо Ги

ХАРАКТЕРИСТИКА, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОТ-Д'ИВУАР

Рассмотрены структура и динамика государственных финансов в Республике Кот-д'Ивуар, показана важность эффективного функционирования системы государственных расходов и доходов. Отмечено, что расходы основываются на заработной плате служащих государственно-административных учреждений, инвестиций в экономику и некоторые другие сферы, обслуживании государственного долга, а также то, что, налоги являются главным источником накопления ресурсов. Анализ государственных финансов выявляет основные механизмы сокращения государственного долга и возможности оптимизировать управление государственным долгом. Изложены способы повышения эффективности системы управления государственными финансами, которые могут быть применены в Республике Кот-д'Ивуар.

Ключевые слова: государственные финансы, государственные расходы, общественные доходы, государственный долг, бюджетный дефицит, заработная плата, налоги.

В Республике Кот-д'Ивуар бюджетная система по управлению государственными финансами состоит из доходной и расходной частей (см. табл. 1). Основная часть статей дохода формируется за счет прямых и косвенных налогов. Прямые налоги включают в себя:

• подоходный налог;

• налог на прибыль (в том числе от реализации нефтепродуктов).

Косвенные налоги состоят из экспортно-импортных пошлин и некоторых других видов налогов и сборов.

Доходная часть бюджета пополняется, в том числе, за счет иных поступлений, в частности, стабилизационных резервов, социальных фондов [1] .

Основную часть расходов составляют заработная плата служащих государственно-административных учреждений, инве-

стиций в экономику и некоторые другие сферы, обслуживании государственного долга. Другие статьи расходов — это разного рода субсидирование, социальные цели и др.

С точки зрения обязательств по Союзу, должны соблюдаться критериев конвергенции, установленные в рамках Экономического сообщества стран Западной Африки.

Базовое сальдо бюджета с учетом номинального ВВП составляло -0,7% в 2013 г., что ниже нормы, установленной Союзом (выше или равное нолю). Такой показатель вызван сильным повышением инвестиционных расходов для оживления экономики вследствие послевыборного кризиса. Этот показатель улучшился до -0,4% в 2014 г., но в период 2014—2017 гг. ожидается снова снижение, вследствие применения мер Национального плана развития и пересчета зарплатой массы.

Ежегодный средний уровень инфляции составил 2,6% в 2013 г., что соответствует норме, установленной Союзом (ниже или равный 3%). Предполагается, что меры по сдерживанию

Таблица 1

Показатели бюджета в Кот-д'Ивуаре в 2013—2017гг. [2]

Показатель Норма 2013 2014 2015 2016 2017

Первый уровень

Первичное базовое сальдо/ номинальный ВВП (в%) > 0 -0,8 -0,4 -1,3 -1,3 -2,4

Среднее значение по годовой инфляции (в%) < 3 2,6 0,5 2,3 2,0 2,0

Государственный долг относительно ВВП (в%) < 70 43,8 41,3 37,0 32,4 27,0

Второй уровень

Зарплатная масса/ налоговые доходы (в%) < 35 43,4 44,1 45,8 44,0 42,2

Государственные финансовые инвестиции во внутренние ресурсы/налоговые доходы (в%) > 20 27,6 24,9 28,3 34,4 45,9

Внешнее текущее сальдо (без учета грантов) по номинальному ВВП (в%) > -5 -2,4 -2,1 -1,4 -1,3 -2,2

Ставка по налогам (в%) > 17 15,7 15,6 15,3 15,1 14,9

роста цен продолжатся в период 2014—2017 гг. и будут использованы рычаги борьбы против дороговизны жизни.

Общая сумма государственного долга, отраженная в ВВП, изменилась с 73,0% от ВВП в 2011 г. до 49,0% в 2012 г., благодаря уменьшению долга, что позволило соблюдать критерий (ниже 70%) конвергенции. В 2013 г. он равнялся 43,8%.

Внедрение новой политики в отношении государственного долга, по прогнозам, позволит значительно сократить этот показатель. Он сможет понизиться с 41,3% в 2014 г. до 21,2% в 2017 г.

С 2012 г. был принят ряд мер от накопления новых внутренних и внешних задолженностей. Эти меры будут продолжены в период 2015—2017 гг.

Показатель общей суммы заработной платы относительно налоговых сборов поднялся до 43,1% в 2013 г. и превысил норму, установленную Союзом на уровне 35%. Этот показатель, скорее всего, останется таким же на весь период 2014—2017 гг., вследствие применения мер по пересчету заработной платы служащих и государственных чиновников, а также вследствие набора персонала в социальный сектор, что связано со стратегией контроля над общей суммой заработной платы. Однако ожидается постепенное снижение этого показателя, начиная с 2015 г. Норма, установленная Союзом, составляет 20%, и соотносится с показателями по государственным инвестициям внутри экономики страны и налоговыми сборами. Норма была соблюдена в 2013 г. (25,7%). Эта тенденция будет поддержана в период 2014—2017 гг., показатель изменится от 24,9% в 2014 г. до 46,3% в 2017 г. Это достижение связано с продолжением реализации проектов инвестиций, финансирующих в большей степени внутренние проекты.

Текущий показатель сальдо по внешним операциям в процентах к ВВП, без учета государственных трансфертов, который, согласно норме, установленной Союзом должен — 5%, составил -1,8% в 2013 г. Норма может соблюдаться на протяжении всего периода 2014—2017 гг.

Норма, установленная Союзом, относительно налоговых сборов и составившая 17%, не была соблюдена в 2013 г. (15,7%). Уровень налогового гнета может повыситься в период 2014— 2017 гг. и составить 14,9% вследствие развития аграрного сектора, который облагается низкими налогами, положений кодексов (Кодекс об инвестициях и Горный кодекс) и понижения международного курса на сырье.

Однако, анализ критериев конвергенции позволяет нам сделать некоторые комментарии. Необходимо понимать, что бюджет (государственные финансы) — это опора суверенитета государства и, в частности, Кот-д'Ивуара. К тому же, согласно статье 16 Устава Центрального банка государств Западной Африки (ЦБ ЗА), государства-члены Союза не имеют доступа к средствам для финансирования дефицита бюджета. Раньше государственное казначейство каждой страны при наличии 20% роста государственных доходов по отношению к истекшему году могло получить валютное финансирование для погашения дефицита бюджета, что и начали делать все развитые государства после финансового кризиса в США. Критерии конвергенции говорят о том, что бюджет должен быть сбалансированным, то есть доходы бюджета должны быть равными или превосходящими расходы. Важно подчеркнуть, что такого положения дел нет ни в одной стране мира. В зоне евро допускается дефицит бюджета меньший или равный 3% от ВВП, но этого нет ни в одном из государств-участников. Тем не менее в нашей зоне критерий конвергенции устанавливает сальдо бюджета равное или превосходящее 0, то есть запрещено иметь дефицит бюджета. Отсюда следует, что дефицит бюджета менее 1,5% от ВВП налагает на государство соответствующие меры, позволяющие обязать Кот-д'Ивуар или другие государства валютного союза скоординировать или урегулировать бюджетную политику таким образом, чтобы избежать нежелательных последствий.

В этом контексте факт обращения африканских государств за постоянными внешними займами не способствует глобальному улучшению уровня жизни населения. Даже напротив, государства находятся под давлением внешнего долга, по которому взяли на себя дополнительные обязательства. Из этого следует, что цель показателя уровня долга должна состоять в том, чтобы избежать ситуации, когда долг государства-члена Валютного союза станет невозможным погасить. Ввиду такой реальности обращение к внешним займам должно быть значительно снижено и вовсе не рекомендуется. Таким образом, мы считаем, что объем внешнего долга Кот-д'Ивуара не должен превышать 30% объема произведенных государством благ, то есть внутреннего валового продукта (ВВП). Другими словами, соотношение внешнего долга и ВВП должно быть строго ниже 30% (ниже 60% — для государств-членов ЕС).

Структура бюджета Республики включает доходы и расходы. В доходную часть входят налоги, неналоговые доходы и

Таблица 2

Динамика и структура государственных доходов (в 2000—2013 гг., в % от государственных доходов) [3]

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Налоговые доходы 84,80 84,87 85,69 84,92 81,98 79,89 84,43

Неналоговые

Доходы 12,56 12,20 11,50 11,55 13 14,06 13,63

Годы 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Налоговые доходы 78,45 75,29 76,34 84,48 73,66 72,76 73,89

Неналоговые

Доходы 18,67 15,91 10,32 10,85 24,42 24,14 18,50

безвозмездные отчисления. Налоги составляют наиболее весомую часть всех доходов бюджета.

Для понимания этой специфики необходимо подробно проанализировать функционирование налоговой системы, которая является инструментом финансового перераспределения общественного продукта. В Республике Кот-д'Ивуар, как и во всех странах, налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в виде надбавки на цену товаров или тарифа на услуги и оплачиваются потребителями.

Динамика и структура налоговых доходов отражена в таблице. Налоги играют важную роль в экономике Кот-д'Ивуара. Изучая статистические данные можно отметить, что поступление налогов увеличивается с небольшими колебаниями.

Несмотря на увеличение государственных доходов, которые достигли 2992,04 млрд франков КФА (с 1270,60 млрд франков КФА в 2000 г. до 2992,04 млрд франков КФА в 2013 г.), что на 370,58 млрд франк КФА ниже по сравнению с предыдущим годом.

В развивающихся странах, в том числе в Республике Кот-д'Ивуар, где государственный сектор является малорентабельным, а прочие источники накопления развиты слабо или неэффективны, налоги выступают в качестве главного источника накопления. Государство использует эти ресурсы для капиталовложений и покрытия своих расходов.

Помимо этого, существует проблема недостаточной «собираемости» налогов и эффективного управления ими.

Сбором налогов занимается Главное налоговое управление, Главное таможенное управление, а также Финансовый отдел. Главное налоговое управление в установленном порядке осуществляет учет поступающих доходов, их распределение между бюджетами, а также перечисление на единые счета соответствующих бюджетов.

Доходы бюджета делятся на следующие виды:

• налоговые доходы (80,10%);

• неналоговые доходы (15,09%);

• безвозмездные поступления, безвозвратные отчисления (4,81%).

В структуре доходов, налоговые доходы занимают первое место, а второе и третье — неналоговые доходы и безвозвратные доходы: 15,09% и 4,81%. Доля налоговых доходов составляет в среднем 80,10%. Рассматривая распределение доходов в Республике Кот-д'Ивуара, можно отметить следующее. В настоящее время, по данным о государственных доходах за 2013 г., налоговые доходы являются для Кот-д'Ивуара особыми ресурсами.

Как было сказано выше, государственные финансы во многом зависят от налоговых доходов (см. таблицу).

Предполагается, что государственные бюджеты на протяжении периода 2015—2017 гг. будут финансироваться, главным образом из внутренних ресурсов, в среднем составляющих 83,9% всей совокупности имеющихся ресурсов.

Доходы от налоговых поступлений, составляющие 69,9% внутренних ресурсов, планировалось получить в результате консолидации новых принятых мер и усиленной борьбы с налоговыми преступлениями. Доходы, в основном, состоят из:

• налога на промышленную и коммерческую прибыль (без учета доходов от добычи нефти) — составляет 10, 5% налоговых сборов. Этот вид дохода, по прогнозам, должен вырасти на 16,5%, с 238,3 млрд в 2014 г. до 277,5 млрд в 2015 г. Этот рост связан исключительно с правильным управлением экономической деятельностью в 2014 г., с мерами, предпринятыми государственными службами по борьбе с мошенничеством, с созданием Центров, контролирующих деятельность средних компаний, а также с расширением базы налогообложения в контексте политики развития частного сектора. В 2016 и 2017 гг. налог должен составить соответственно 313,6 млрд и 361,3 млрд.

• налога на прибыль и на зарплаты должен принести соответственно 380,1 млрд, 423 млрд и 467,9 млрд в 2015, 2016 и

2017 гг., учитывая средний рост налога на 11% на протяжении заданного периода. Такие прогнозы основываются на улучшении состояния рынка занятости, пересчете заработной платы, повышении МРОП, а также на продолжении работы по покрытию задолженности и усилению контроля (налогового и административного);

• НДС, который, по прогнозам должен составить 291,6 млрд в 2015 г., 335,1 млрд в 2016 г. и 388,4 млрд в 2017 г., учитывая благоприятную экономическую тенденцию, подъем экономики, ожидаемый вследствие объемов потребления и усиления налогового контроля, рациональное управление налоговыми льготами и расширением базы налогообложения;

• регистрационные сборы и марки, предположительная стоимость которых будет равняться 111,7 млрд в 2015 г., 130,1 млрд в 2016 г. и 129, 2 млрд в 2017 г., за счет повышения стоимости регистрационного сбора, возрастающего с 1,28% до 3% и повышения международного курса на какао. Эти прогнозы включают суммы в 60,0 млрд, 73, 2 млрд и 64, 6 млрд, полученные в результате регистрационных сборов на кофе и какао;

• доходы от добычи нефти и газы, предположительно составляющие 128,0 млрд в 2015 г., 160,8 млрд в 2016 г. и 125,8 млрд в 2017 г.;

• пошлины на телекоммуникации, которые ориентировочно будут составлять 77,0 млрд в 2015 г., 85, 4 млрд в 2016 г. и 100,5 млрд в 2017 г. Эти прогнозы составлены с учетом экономического роста, наблюдающегося в сфере телефонной связи, повышения потребления и действий по контролю и борьбе с мошенничеством;

• пошлины на нефтепродукты, предположительно возрастающие на 8,7% на протяжении периода, что основано на увеличении объемов потребления газойля на 9,1% и горючего — на 13,8%, соответствующем цене, зарегистрированной в первые два месяца 2014 г. Ожидаемый уровень налогообложения равняется 74,4 франков КФА/за литр газойля и 216, 1 франк КФА/ за литр горючего. Таким образом, в 2015, 2016 и 2017 гг. доходы должны составить соответственно 160,2 млрд, 175,9 млрд и 192,5 млрд;

• пошлины на общие товары, предположительно должны принести 734,9 млрд в 2015 г., 827 млрд в 2016 г. и 943,2 млрд в 2017 г., учитывая ожидаемый рост импорта товаров и услуг (в среднем на 7,5% за период), усиленную борьбу с мошенничеством и скорость осуществления операций по оформлению на таможне;

• пошлины на экспорт, предположительно составляющие 368,2 млрд в 2015 г., 348,2 млрд в 2016 г. и 348,2 млрд в 2017 г.

Неналоговые доходы должны составить 187 млрд в 2015 г. относительно 137,3 млрд в 2014 г.: рост составляет 49,7 млрд, что связано, в основном, с возобновлением действия лицензии на предоставление услуг связи. В 2016 и 2017 гг. налоговые доходы ожидаются следующие: 341,4 млрд и 195,3 млрд соответственно. Рост доходов в 2016 г. связан с операциями по продаже государственных активов компании «Телеком Кот-д'Ивуар» (на 100,2 млрд) и поступлениям от продажи лицензий на осуществление услуг мобильной связи (на 179,5 млрд), вследствие возобновления действия лицензий и принятием в расчет 4G. Понижение доходов в 2017 г. связано, главным образом, с уменьшением количества операций по продаже активов, которые в 2017 г. принесут 3,3 млрд.

Бюджетная политика в 2015—2017 гг. в части расходов направлена на осуществление эффективного управления обязательствами и урегулирование вопроса государственной задолженности с целью освободить существенную маржу в пользу инвестиций. Ожидается, что увеличение инвестиционных расходов позволит Правительству продолжить политику экономического роста, воплощая Национальный план развития, предусматривающий выход страны в список развивающихся стран к 2020 г.

По нашему мнению, ставка по обязательным сборам, близкая к 45% в некоторых западных странах, как, например, во Франции, в Кот-д'Ивуаре не должна превышать 20% от ВВП для поднятия покупательной способности и уровня жизни до-мохозяйств, предназначенных для оптимизации потребления, что влияет на экономическую стабильность. Совершенно логично, что граждане африканских государств платят налоги и пополняют тем самым государственную казну. При слабой базе налогообложения общая величина налоговых доходов также незначительна. Покупательная способность в Африке, в целом, низкая. Снижение обязательных сборов на доходы домохозяйств должно компенсироваться за счет продажи конечных продуктов, которые компании размещают на рынке свободной конкуренции. Это означает непосредственно то, что африканские компании, ликвидированные по распоряжению Всемирного банка и Международного валютного фонда, должны вернуться на рынок и защищать национальные интересы. Во всех западных странах государства играют эконо-

мическую роль. Например, экономический интервенционизм США до и после теракта 11 сентября 2001 г. Аналогичный вывод об экономической роли государства наблюдается в Азии: никто не сомневается в проводимой в Китае политике дирижизма, завоевавшей западные рынки с помощью крупных государственных компаний, осуществляющих строгое управление и действующих в соответствии с правилами частной бухгалтерии. Следовательно, Кот-д'Ивуар должен отказаться от методов, предлагаемых Бреттон-Вудской системой, и создать собственные государственные компании, с централизованным жестким управлением, чтобы способствовать получению прибыли, существенно необходимой для эффективной работы касс Государственного Казначейства.

Как видно из рис. 1, отмечается увеличение государственных расходов, с 21,70% от ВВП в 2010 г. до 24,90% от ВВП в 2016 г.

Первичный базовый дефицит в 0,1% от ВВП относительно 0,2% от 2013 г., и общий дефицит снизился с 2,7% от ВВП в

2013 г. до 2,3% в 2014 г. Этот дефицит будет компенсироваться за счет капитала на региональном рынке (2,3% от ВВП в

2014 г. против 2,4% в 2013 г.) и чистого внешнего финансирования (0,4% от ВВП в 2014 г. против 0,7% в 2013 г.). Несколько ограничительный курс налогово-бюджетной политики в 2014 г. связан с консервативными тенденциями относительно дополнительного финансирования, присутствующими на региональном рынке, и с решением консервативного правительства о создании Закона о государственном бюджете, основанном на рассмотрении вопроса об осуществленных государственных займах. Законопроект также будет рассматривать вопросы дополнительных финансовых ресурсов.

25.90%

26,00% 25,00% 24,00% 23,00% 22,00% 21,00% 20,00% 19,00%

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Рис. 1. Динамика государственных расходов в Республике Кот-д'Ивуара в 2010-2016 гг. (в % от ВВП) [4]

Рис. 2. Распределение зарплатой массы по функциональному критерию в 2014-2017 гг. [5]

Прогнозы относительно зарплатной массы в 2015—2017 гг. следующие: 1347,3 млрд, 1426,7 млрд и 1499,4 млрд соответственно, что составляет 43,9% налоговых доходов за указанный период, в то время как норма, установленная Союзом равна 35%. Отмечают, что показатель по заработной плате/налоговым доходам остается выше 35% на протяжении всего исследуемого периода. Такая ситуация объясняется важностью кадровых ресурсов государственной службы.

С точки зрения расходов трудоспособного населения, в частности на протяжении последнего десятилетия, Правительство приняло стратегию контроля зарплатой массы, соответствующую новым направлениям развития, которые не вошли в Национальный план развития. Эта стратегия должна обеспечить соблюдение нормы, установленной Союзом в последующие годы.

Прогнозы по расходам служащих учитывают следующие аспекты:

• восстановление системы продвижения по службе в отношении сотрудников;

• возобновление системы продвижения по службе каждый два года;

• корректировка ставки по взносам работодателей с 19% до 16,67%;

• набор персонала для работы в ключевых секторах, таких как воспитание и здоровье;

• оптимизация управления работниками.

Необходимо понимать, что внешний государственный долг

образуется в результате необходимости осуществлять проекты. Проблема государственного долга в Кот-д'Ивуаре обусловлена тем, что заемные средства не использовались для реализации проектов, способных дать свои плоды в перспективе. Государ-

Таблица 3

Изменение величины государственного долга в 2014—2017 гг. (в млрд франков КФА) [6]

Показатель 2014 2015 2016 2017

Государственный долг 6859,40 5667,40 4934,60 4290,80

Внешний долг 4036,30 3775,10 3490,80 3164,90

Внутренний долг 2821,10 1892,30 1443,80 1125,90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Величина долга (в % от ВВП) 40% 30% 23% 18%

ВВП 17 040 19 179,00 21 508,70 23 925,00

ственный долг представляет собой проблему, поскольку вырос из престижных, но нерентабельных проектов. По нашему мнению, эффективным является долг, который берется на инвестиции и приносит дополнительный доход для возмещения взятых средств. Однако, в случае Кот-д'Ивуара отмечают, что долг повышается из-за низкой рентабельности, и очень часто его погашение требует повышения налогов. При таких обстоятельствах долг нельзя считать эффективным, поскольку государство «утопает» в долгах, а обеспечивает погашение этих долгов — население.

Внешний долг на период 2014—2017 гг. состоит в большей степени из сумм к оплате по Договору C2D и коммерческого долга перед держателями облигаций со сроком погашения к 2032 г., чья процентная ставка весьма изменчива. Внутренний долг — долги рынка, включающие кратко-, средне- и долгосрочные обязательства.

В период 2014—2017 гг. Правительство планирует выйти на уровень задолженности, соответствующий политике погашения долга, определенной в стратегии управления государственным долгом, принятой в декабре 2013 г. Основной целью Стратегии управления долгом в среднесрочной перспективе (SDMT) является удовлетворение потребностей государства в финансировании и соблюдение обязательств по выплате наименьшей цены в долгосрочной перспективе, принимая во внимание и контролируя возникающие риски. Для этого в 2014 г. Казначейство Кот-д'Ивуара решило сохранить ритм и тенденцию выпуска ценных бумаг на валютных и финансовых рынках, способствуя эффективному финансированию проектов по развитию. Однако, как и прежде, будут использоваться ценные бумаги с длительным сроком погашения. Вследствие увеличе-

ния частоты и уровня выпуска бумаг другими государствами Союза, пространство для действий в контексте сбора средств на внутреннем рынке будет все сильнее сужаться.

Положительные перспективы не означают отсутствие вызовов, которые необходимо принять. ВВП на каждого жителя в действительности остается ниже уровня 2000 г. Приоритет заключается в поддержании стабильного и общего экономического роста, отвечающего потребностям молодого и трудоспособного населения. Предстоит повысить конкурентоспособность страны. Препятствия известны: дорожные службы и таможенные процедуры с малой проходимостью, сложная налоговая система (62 вида налогов по сравнению с 36 в среднем по Африке, согласно докладу 2014 г. Paying Taxes). Рабочая сила остается малоприспособленной к потребностям компаний, в то время как финансовый сектор, при своей сверхликвидности, оказывается малоактивным в доступе к финансированию малых и средних предприятий — повторяющиеся проблемы. Чтобы избежать нового роста цен на товары, особенно на продовольственные продукты, необходимы скоординированные действия правительства и различных экономических акторов. Политическая жизнь стабилизировалась после окончания поствыборного кризиса 2010—2011 гг., но следует еще предпринять усилия по национальному примирению и сплоченности нации. Диалог республиканцев с оппозицией был начат властями и сопровождался предложением мер по примирению.

И, действительно, страна располагает большим потенциалом природных и человеческих ресурсов, инфраструктурой в рамках своего региона. В значимых сферах для потенциального развития региона остается изучить возможности для индустриализации. В рамках этого представляется, что ведущую роль сыграет целевая политика по оптимизации деятельности малых и средних предприятий. Речь идет о решении проблемы их финансирования и способности ими управлять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Токарева З.И. Кот-д'Ивуар: справочник. — М.: Издательская фирма «Научная литература», 2006. — С. 224.

2. Программа бюджета и экономическое планирование в 2015— 2017 годы. Режим доступа: http://www.budget.gouv.ci/assets/files/budget/ budget-2015/document-de-programmation-budgetaire-et-economique-pluriannuelle-(2015—2017).pdf

3. База статистических данных Министерства экономики и финансов. — 2013. Режим доступа: http: http://edenpub.bceao.int/rapport.php

4. Финансовый сектор. Государственные финансы. — 2016. Режим доступа: http://knoema.fr/atlas/C%c3%b4te dIvoire/topics/%c3%89cono-mie/Secteur-financier-Finances-publiques-g%c3%a9n%c3%a9rales/ D%c3%a9pense-totale-percent-du-PIB

5. Публикации. — 2013. Режим доступа: http://www.bceao.int/-Pub-lications-.html

6. Взгляд на Африку. Статистические данные. — 2015. Режим доступа: http://www.africaneconomicoutlook.org/fr/statistiques/ (2015)

7. Государственные финансы. — 2015. Режим доступа: http://www. finances.gouv.ci/ ti^re

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Кпакпо Ги — аспирант, e-mail: [email protected], Российский университет дружбы народов.

UDC 336

Kpakpo Gi

CHARACTERISTIC, STRUCTURE AND DYNAMICS OF GOVERNMENT FINANCE IN THE REPUBLIC OF CÔTE D'IVOIRE

This article deals with the structure and dynamics of public finances in the Republic of Côte d'Ivoire and describes the importance of the efficiency of government expenditure and revenue system. In the analysis we show that the costs are based on staff salaries of public administration institutions, investment in the economy and some other areas, public debt service and that taxes serve as a main source of accumulation. Further, we identify the main public finance mechanisms to reduce public debt and the possibility to strengthen the management of public debt. At the end of the article we outline the ways to improve public financial management system, which can be applied in the Republic of Côte d'Ivoire.

Key words: public finance, public expenditure, public revenues, public debt, budget deficit, wages and taxes.

AUTHOR

Kpakpo Gi, Graduate Student, e-mail: [email protected], Peoples' Friendship University of Russia, 113093, Moscow, Russia.

REFERENCES

1. Tokareva Z.I. Kot-d'Ivuar: spravochnik (Côte d'ivoire: a Handbook), Moscow, Izdatel'skaya firma «Nauchnaya literatura», 2006, pp. 224.

2. Programma byudzheta i ekonomicheskoeplanirovanie v 2015—2017gody, available at: http://www.budget.gouv.ci/assets/files/budget/budget-2015/document-de-programma-tion-budgetaire-et-economique-pluriannuelle-(20l5—2017).pdf

3. Baza statisticheskikh dannykh Ministerstva ekonomiki i finansov. 2013, available at: http: http://edenpub.bceao.int/rapport.php

4. Finansovyy sektor. Gosudarstvennye finansy. 2016, available at: http://knoema.fr/ atlas/C%c3%b4te dIvoire/topics/%c3%89conomie/Secteur-financier-Finances-publiques-g%c3%a9n%c3%a9rales/D%c3%a9pense-totale-percent-du-PIB

5. Publikatsii. 2013, available at: http://www.bceao.int/-Publications-.html

6. Vzglyad na Afriku. Statisticheskie dannye. 2015, available at: http://www.africaneco-nomicoutlook.org/fr/statistiques/ (2015)

7. Gosudarstvennye finansy. 2015, available at: http://www.finances.gouv.ci/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.