Научная статья на тему 'Государственный долг и его управление в Республике Кот-д’Ивуар'

Государственный долг и его управление в Республике Кот-д’Ивуар Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / PUBLIC DEBT / ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / INTERNAL PUBLIC DEBT / ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / EXTERNAL PUBLIC DEBT / ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА / DEBT SERVICING / НЕПОГАШЕННЫЙ ДОЛГ / TOTAL LIABILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рузина Е. И., Кпакпо Г.

В статье описывается важность улучшения управления государственным долгом для развития Республики Кот-д’Ивуар. Также в ней рассматриваются причины увеличения государственного долга и предлагаются рекомендации по его сокращению. Сделан вывод, что наличие большого объема государственного долга приводит к отсутствию ресурсов для развития страны. При этом, на наш взгляд, программа сокращения государственного долга дает возможность получить достаточные ресурсы, чтобы развивать страну. К конкретным результатам исследования можно отнести предложенные авторами способы управления государственным долгам, которые могут быть применены в Республике Кот-д’Ивуар, в частности, инициатива создания Национального комитета государственного долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DEBT AND ITS MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF COTE D’IVOIRE

This article discusses about methods and the importance of minimizing public debt external and internal debts for the development of the republic of Cote d’Ivoire. It also details factors which contribute to the growth of the public debt and proposes recommendations for its minimization. In the conclusion it concluded by explaining how the presence of a large amount of public debt led to a lack of resources for the development of the country. At the same time, in my opinion, the program to reduce public debt is yet to efficiently respond to challenges the country faces due to debt burden in order to foster sustainable economic and social development in the country.

Текст научной работы на тему «Государственный долг и его управление в Республике Кот-д’Ивуар»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОТ-Д'ИВУАР

Е.И. Рузина, Г. Кпакпо

Российский Университет Дружбы Народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

В статье описывается важность улучшения управления государственным долгом для развития Республики Кот-д'Ивуар. Также в ней рассматриваются причины увеличения государственного долга и предлагаются рекомендации по его сокращению. Сделан вывод, что наличие большого объема государственного долга приводит к отсутствию ресурсов для развития страны. При этом, на наш взгляд, программа сокращения государственного долга дает возможность получить достаточные ресурсы, чтобы развивать страну. К конкретным результатам исследования можно отнести предложенные авторами способы управления государственным долгам, которые могут быть применены в Республике Кот-д'Ивуар, в частности, инициатива создания Национального комитета государственного долга.

Ключевые слова: государственный долг, внутренний государственный долг, внешний государственный долг, обслуживание государственного долга, непогашенный долг.

Республика Кот-д'Ивуар — страна, относящаяся к числу развивающихся, страна, являющаяся зачастую лишь звеном в цепочке поставщиков и сырьевой базой для многих развитых стран. Основной акцент в развитии экономики страны делается на сельское хозяйство и экспорт продукции данного сектора. Значительная доля населения страны представлена крестьянами.

Существует значительное количество исследований и публикаций, посвященных формированию доходов государственного бюджета от экспорта сельскохозяйственной продукции (например, работы Ак Н'Гбо) и взаимосвязи доходов от экспорта, темпов экономического роста и величины государственного долга (Япо Сильвен, Како Нубукпо, Кусси Угон и Сюдри, Куасси Матье).

Помимо социальных, политических и демографических проблем, перед Республикой стоит и ряд проблем экономических, в частности проблема огромного государственного долга. Однако комплексные работы по управлению государственным долгом в Республике Кот-д'Ивуар и по влиянию мировых цен на сельскохозяйственную продукцию на развитие экономики страны отсутствуют.

Постановка проблемы не может обойти актуальный вопрос снижения или эффективного управления государственными расходами, так как подразумевается, что франкоговорящие африканские государства не могут вечно жить за чертой бедности. Следовательно, рано или поздно они должны «привести счета к необходимому балансу».

Но можно и усомниться в том, что именно эта проблема станет основной для экономически отсталых государств. И действительно, экономически отсталое государство характеризуется прежде всего как государство нужд и дефицита. Это государство, которому необходимы преподаватели, больницы; дороги, средства железнодорожной, портовой и авиа коммуникации; полицейские, жандармы,

эффективная администрация, дотируемая соразмерными средствами; которому необходимы... Перечень бесконечен. Следовательно, это государство, которое в основном должно расходовать, поскольку «администрировать — это расходовать». Таким образом, вопрос в том, каким образом государство может найти внутри собственной страны необходимые финансовые ресурсы. В основном речь идет о понимании того, как сделать налоговую систему более эффективной или производительной в отношении доходов; необходимо ли допустить, чтобы «солидарность» или «принципы союза» африканских государств компенсировали недостатки деятельности государства? Нельзя опираться на такую концепцию, которая отрицала бы современное государство, функция которого состоит в том, чтобы строить национальную солидарность. В чем тогда состоят механизмы улучшения ситуации? База налогообложения, налоговое правосудие, усовершенствование системы погашения долга? Каких «жандармов» нужно поставить над налоговыми и таможенными инспекторами? Каких нахмуренных надзирателей разместить за получателями, финансовыми инспекторами и другими плательщиками?

Безусловно, значительный размер задолженности страны не только является тормозом для развития экономики, но и влечет за собой ряд тяжелых негативных последствий. Необходимо отметить, что в последние годы в стране наметилась тенденция к снижению величины задолженности. Проанализируем меры, принятые правительством Республики Кот-д'Ивуар для снижения размера государственного долга, и сформулируем авторские предложения по повышению эффективности управления данной задолженностью.

Предпосылки формирования государственного долга Кот-д'Ивуара. После того как Республика Кот-д'Ивуар стала независимой, руководство страны определило своей целью ускоренное 1974 по 1978 гг. позволила увеличить ВВП в среднем на 7% за рассматриваемый период, что позволило Кот-д'Ивуару стать страной со средним доходом и показателем ВВП развитие за счет привлечения инвестиций различных международных фондов. Инвестиции, привлекаемые Республикой Кот-д>Ивуар, должны были стабилизировать рынок производства какао и кофе в стране и увеличить объемы экспорта этих продуктов.

Реализация данной политики с на душу населения в 2237 долл. в 1978 г. К сожалению, в начале 1980-х гг. в стране возникли определенные трудности — доходы от экспорта сырья сильно сократились в результате падения международных цен на кофе и какао. Чтобы не потерять те средства, которые были вложены в государственные инвестиции, правительство решило мобилизовать внешний долг. Эта ситуация совпала с наступлением второго нефтяного и кредитного кризиса. В результате внешний государственный долг Республики Кот-д'Ивуар увеличился с 745 млрд франков КФА в 1979 г. до 2 трлн 550 млрд франков КФА в 1987 г.

После многочисленных мер, принятых руководством страны по реструктуризации этой задолженности, в канун присоединения Республики к Инициативе в интересах стран Африки с высоким государственным долгом в 2099 г. внешний государственный долг страны составлял приблизительно 6700 млрд франков КФА, что почти в 3 раза превышало государственный бюджет.

В итоге инвестиции стали слишком дорогими из-за своей низкой эффективности и в значительной части шли не на развитие реального сектора экономики, а на погашение накопленных долгов.

Погашение государственного внешнего долга ложится тяжким бременем на государственные финансы и является очень сложным по причине своего размера.

Напомним, что государственный долг — это долговые обязательства перед отечественными и иностранными юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными организациями. Обязательства перед резидентами называются государственным внутренним долгом, перед нерезидентами — государственным внешним долгом.

Внешний государственный долг может классифицироваться в зависимости от природы кредиторов: выделяют многосторонний, билатеральный (двусторонний) и коммерческий долги.

Многосторонний долг представляет собой государственный долг, предоставленный международными учреждениями, а также партнерами по развитию.

Билатеральным долгом является государственный долг, возникающий вследствие реализации политики государства или государственных органов, для которых долг был предоставлен другим государством.

Коммерческий долг — разновидность государственного долга, выданного коммерческими банками, которым предоставляют прямые кредиты.

В 1970-х годах благоприятная международная конъюнктура позволила Республике использовать внешний долг для того, чтобы поддерживать инвестиции и обеспечить экономический рост (табл. 1).

Таблица 1

Динамика государственного долга в Республике Кот-д'Ивуар (в % к ВВП)

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Значение 74,8 64,5 69,4 75,2 60,3 66,5 63,3 65,3

Источник: [2].

В результате государственный долг в Республике Кот-д'Ивуар составил в 2012 г. около 65,3% к ВВП, в том числе внутренний — 13,7% к ВВП и внешний — 51,2% к ВВП (табл. 2).

Таблица 2

Динамика государственного внешнего и внутреннего долга в Республике Кот-д'Ивуар (в % к ВВП)

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Государственный внешний долг 72,4 73,4 71,4 64,8 61,8 53,7 50,6 55,8 51,2

Государственный внутренний долг 12,5 12,8 12,8 10,8 11,1 10,5 15,8 19,4 13,7

Источник: [2].

В 2011 году государственный внешний долг составил 55,8% к ВВП (50,6% к ВВП в 2010 г.), государственный внутренний долг — 19,4% к ВВП (15,8% к ВВП в 2010) [3].

Современное состояние государственного долга в стране. В период 2003— 2013 гг. отмечается снижение непогашенного долга в структуре ВВП с 133,7 до

70,5%. Это свидетельствует об улучшении состояния и объемов государственных финансов в Республике Кот-д'Ивуар [1].

Примем во внимание, что оптимальный размер государственного долга, установленный МВФ и Всемирным банком, с точки зрения соотношения «обслуживание долга/экспорт» находится в диапазоне от 15 до 25%, что свидетельствует о тенденции к длительному росту экономики.

Учитывая, что, показатель «обслуживание долга/экспорт» в Республике составил 9,9% в 2013 г., данные соответствуют стандартам. В случае если показатель выходит за границы нормы, это свидетельствует о проблемах в экономике и о том, что правительство не сможет обслуживать долг на протяжении определенного периода времени.

Однако в период с 1981 по 2013 гг. государственный долг увеличился с 1369 млрд франков КФА до 6264 млрд франков КФА, т.е. на 358% [6].

Столь значительный размер долга не позволяет Республике Кот-д'Ивуар эффективно развивать экономику за счет привлечения инвестиций. В то же время отметим прирост денежных средств на обслуживание государственного долга в среднем на 500 млрд франков КФА в год, что составляет треть государственного бюджета и означает уменьшение государственных инвестиций на 10% и текущих расходов на 56% [5].

Условия роста ивуарийской экономики. Оздоровление экономики Республике Кот-д'Ивуар и тем более ее подъем становятся невозможными без сокращения тяжелейшего бремени внешнего долга.

Реструктуризация внешнего долга правительством представляет собой очень сложный процесс, требующий выработки соответствующих критериев и условий, что, в свою очередь, связано со структурой долга страны.

Дело в том, что Кот-д'Ивуар хотя и причислялась к странам со средним уровнем доходов на душу населения, тем не менее, была отнесена по просьбе собственного (!) правительства к категории «бедных стран, наиболее обремененных долгами» — ППТЕ. Причина заключается в том, что в таком случае правительство Кот-д'Ивуара может претендовать на разные льготы, в том числе и в вопросе ослабления долгового бремени по программе ППТЕ.

Рассмотрим более детально процесс реструктуризации внешнего долга Кот-д'Ивуар с каждой группой кредиторов и достигнутые результаты (табл. 3).

Таблица 3

Списание государственного внешнего долга под ППТЕ в Республике Кот-д'Ивуар в период 2008—2012 гг. (млрд франков КФА)

Год 2008 2009 2010 2011 2012 Итого

Международный валютный фонд — 4,8 4,8 — 4,7 14,3

Всемирный банк 112,0 13,4 4,3 — — 129,6

Африканский банк развития — 172,9 — — — 172,9

Европейский инвестиционный банк — 15,4 — — — 15,4

ФондОПЕП — — 4,3 4,3

Парижский клуб — 415,3 58,1 67,8 40,5 581,6

Лондонский клуб — — 274,6 — — 274,6

Итого 112,0 606,3 341,7 67,8 45,2 1173,0

Источник: [6].

Данные таблицы свидетельствуют, что постепенно международные финансовые организации списывают часть долгов Республики. В целом, за период с 2008 по 2012 гг. было списано 1 трлн 173 млрд франков КФА задолженности внешнего государственного долга Кот-д'Ивуара.

По инициативе стран ППТЕ был также аннулирован долг страны в размере 6 трлн 373,9 млрд франков КФА (ставка аннулирования 64,2%). В результате всех списаний общая сумма долга Республики составляет 2283,9 млрд франков КФА [3].

Достигнутые результаты стали завершением второго этапа реструктуризации внешнего долга. Наиболее результативными для Кот-д'Ивуара были переговоры по реструктуризации внешнего долга с членами Парижского клуба. В ходе переговоров между правительством Кот-д'Ивуара и членами Парижского клуба долг Республики был сокращен на 99,5%, что предусматривается для стран, причисляемых к вышеназванной категории ППТЕ. В конце 2012 г. из общей суммы внешнего долга был реструктурирован долг Мировому банку на 82%, 80% в рамках Африканского банка развития на 7,60%, и 2,50% — долг Международному валютному фонду. Это позволило снизить обслуживание внешнего долга в среднем с 500 млрд франков КФА до 230 млрд франков КФА, т.е. добиться уменьшения на 53%.

Также можно отметить, что в момент окончания инициативы ППТЕ внешний государственный долг Кот-д'Ивуара по отношению к ВВП сократился с 51 до 18%, а внешний долг по отношению к экспорту уменьшился с 160 до 37%. Внешний долг по отношению к общей сумме государственных доходов снизился с 327 до 97% при норме соответствия 250%. В настоящее время государственный долг страны по отношению к ВВП составляет 36% при норме в 70%.

Что касается государственного внутреннего долга, Кот-д'Ивуар начал осуществлять политику его поэтапной реструктуризации с 1990-х гг. При этом краткосрочные казначейские векселя и долгосрочные казначейские облигации в размере 607,4 млрд франков КФА были реструктурированы к 2011 г.

Для того, чтобы экономика Кот-д'Ивуара в дальнейшем развивалась более эффективно, необходимо продолжить политику эффективного управления общественными финансами.

Варианты управления государственным долгом Кот-д'Ивуара. Мы предлагаем создать в структуре министерства финансов страны национальный комитет государственного долга (CNDP, Комитет).

Основными функциями комитета станут:

— координация и контроль за осуществлением национальной политики в области государственного долга;

— приведение национальной политики в области государственного долга в соответствие с целями развития и финансовым состоянием страны.

Для реализации функций комитета также должны быть созданы: технический комитет, который станет ответственным за мониторинг мер госполитики в связи с новыми заимствованиями и постоянный секретариат, ответственный за подготовку отчетов.

Национальный комитет будет отвечать за определение стратегии управления государственным долгом и контролю за государственными расходами при поддержке международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка.

Стратегическими целями в осуществлении политики управления государственным долгом станут:

— укрепление правовых и институциональных рамок;

— укрепление координации в области управления долгом и макроэкономической политики;

— усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере управления государственным долгом;

— повышение транспарентности путем широкого распространения информации о задолженности;

— стимулирование экономических агентов с целью более качественного управления ими государственным долгом.

Служба государственного долга будет контролировать расходы и оценивать риски, связанные с ростом задолженности. Относительно мониторинга коэффициентов задолженности, она позволит обеспечить соблюдение пороговых уровней долга.

Комитет будет разрабатывать ежегодный документ о экономической политике и стратегическом управлении долгом для согласованности с целями развития страны [5].

* * *

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Налицо высокая степень зависимости экономики Республики Кот-д'Ивуар от мировых цен на сырье, поскольку основными статьями дохода государственного бюджета страны является экспорт кофе и какао. По причине низкой диверсификации экономики страны ее зависимость от изменений мировой рыночной конъюнктуры и мировых цен на перечисленные продукты крайне высока.

Анализ развития ситуации с внешним долгом и экономические показатели позволяют сделать вывод о том, что долг является настоящим бременем для иву-арийской экономики. Кризис государственного долга в Кот-д'Ивуаре усилился по причине нескольких неэкономических факторов, таких как недостаток чиновников, политическое устройство и социополитические конфликты. Эти конфликты сопровождались разрывом отношений между государством и учреждениями Бреттон-Вудской системы.

Именно поэтому при ухудшении ситуации на рынке и падении цен Правительство страны вынуждено прибегать ко внешним заимствованиям.

В силу данных обстоятельств правительство Кот-д'Ивуара настояло на том, чтобы страна была включена в число «бедных стран, наиболее обремененных долгами», что позволило Республике списать большую часть своего государственного долга.

Кроме того, мы рекомендуем правительству создать национальный комитет по управлению государственным долгом, что даст стране возможность, во-первых, управлять госдолгом более эффективно, во-вторых, скоординировать усилия различных министерств и ведомств по сокращению объема задолженности, в-третьих, устранить ряд провалов рынка в данной сфере.

Для того, чтобы повысить государственные доходы, правительство должно расширять базу налогообложения без увеличения налоговых ставок. Благодаря снижению внешнего долга и платежей по нему Кот-д'Ивуар сможет более эффективно развиваться. Однако следует постоянно контролировать процесс финансирования счет государственного долга общественных инвестиций и стимулирования производства и частных инвестиций.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ministère de l'economie et des finances de la Republique de Cote d'Ivoire. — URL: http://www. finances.gouv.ci/ (2012)

[2] Kako Nubukpo — Depenses publiques et croissance des pays de l'Union economique et monetaire Ouest-africaine (UEMOA) (Article, 2007)

[3] Direction generale du tresor et de la comptabilite publique de la Republique de Cote d'Ivoire. — URL: http:/ /tresor.gouv. ci/rokdownloads/dettes%20publiques/Dette_ Publique_31decembre_2013.pdf (2013)

[4] African Economic Outlook. — URL: http://www.africaneconomicoutlook.org/en/countries/ west-africa/cote-divoire/ (2012)

[5] Direction generale du tresor et de la comptabilite publique de la republique de Cote d'ivoire. — URL: http://tresor.gouv.ci/ (2012)

[6] Ministere de l'economie et des finances de republique de Cote d'Ivoire. — URL: http://www. finances.gouv.ci/ (2012)

[7] Banque centrale des Etats de l'Afrique de l'Ouest. — URL: http://www.bceao.int/IMG/pdf/ perspectives_economiques_des_etats_de_l_uemoa_en_2014.pdf (2014)

PUBLIC DEBT AND ITS MANAGEMENT IN THE REPUBLIC

OF COTE D'IVOIRE

E.I. Ruzina, G. Kpakpo

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6 Moscow, Russia, 117198

This article discusses about methods and the importance of minimizing public debt — external and internal debts — for the development of the republic of Cote d'lvoire. It also details factors which contribute to the growth of the public debt and proposes recommendations for its minimization. In the conclusion it concluded by explaining how the presence of a large amount of public debt led to a lack of resources for the development of the country. At the same time, in my opinion, the program to reduce public debt is yet to efficiently respond to challenges the country faces due to debt burden in order to foster sustainable economic and social development in the country.

Key words: public debt, external public debt, internal public debt, debt servicing, total liabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.