Научная статья на тему 'Характеристика сложившейся системы транспортных перевозок и пути развития пассажирского транспорта в крупных городах, на примере г. Волгограда'

Характеристика сложившейся системы транспортных перевозок и пути развития пассажирского транспорта в крупных городах, на примере г. Волгограда Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
412
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PASSENGER TRANSPORT / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / DEVELOPMENT OF TRANSPORT SERVICES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Антюфеев А. В., Кирдеев А. И.

На современном этапе экономического развития в большинстве городов РФ перед транспортным комплексом стоит серьезная задача повышения существующего уровня обеспечения потребностей населения, предприятий и организация города в перевозках и качестве предоставляемых услуг. Проблематичная ситуация складывается прежде всего в пассажирских перевозках крупных городов. Вследствие имеющейся разницы между установленными тарифами и фактической себестоимостью, а также убыточностью перевозок пассажиров при эксплуатации пассажирского транспорта на большей части маршрутов регулярных перевозок с незначительной интенсивностью пассажиропотоков, на внутрирайонных автобусных маршрутах, на маршрутах автомобильного и водного транспорта пассажирские перевозки являются нерентабельными. Несбалансированное развитие сети маршрутов частных перевозчиков привело к оттоку пассажиров государственных транспортных предприятий, спровоцировав дефицит финансовых ресурсов и неустойчивое финансовое состояние последних. Актуальной проблемой является необходимость обеспечения равной доступности услуг общественного пассажирского транспорта для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки при проезде на транспорте, формирование условий для развития транспортного обслуживания населения, улучшение использования существующих мощностей транспортной инфраструктуры. Для выявления наиболее оптимальных мероприятий по решению существующих проблем, в частности пассажирского транспорта, были проанализированы основные потоки существующих маршрутов, а также характеристики градостроительного развития вдоль основных магистралей города-героя Волгограда. Приведены примеры решения подобных транспортных проблем из мировой практики и предложены меры частичного оздоровления транспортной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Антюфеев А. В., Кирдеев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE EXISTING SYSTEM OF TRANSPORTATION AND WAYS OF DEVELOPMENT OF PASSENGER TRANSPORT IN LARGE CITIES, USING THE EXAMPLE OF VOLGOGRAD

At the present stage of economic development in most cities of Russia, the transport complex faces a serious task of increasing the existing level of providing the needs of the population, enterprises and the organization of the city in the transportation and quality of the services provided. The problematic situation is primarily in the passenger transportation of large cities. Due to the existing difference between the established tariffs and the actual cost price, as well as the unprofitableness of passenger transportation in the operation of passenger transport on most of the regular traffic routes with insignificant passenger traffic intensity, on the intra-district bus routes, on the road and water transport routes, passenger transportation is unprofitable. Unbalanced development of the network of routes of private carriers led to the outflow of passengers of stateowned transport enterprises, provoking a lack of financial resources and unsustainable financial condition of the latter. An urgent problem is the need to ensure equal access to public passenger transport services for citizens who have the right to measures of social support when traveling by transport, to create conditions for the development of transport services to the population, and to improve the use of existing transport infrastructure capacities. In order to identify the most optimal measures to solve existing problems, in particular passenger transport, the main streams of existing routes, as well as the characteristics of town-planning development along the main highways of the hero city of Volgograd, were analyzed. Examples of the solution of such transport problems from the world practice are given, and measures for the partial improvement of the transport system are proposed.

Текст научной работы на тему «Характеристика сложившейся системы транспортных перевозок и пути развития пассажирского транспорта в крупных городах, на примере г. Волгограда»

CHARACTERISTICS OF THE EXISTING SYSTEM OF TRANSPORTATION AND WAYS OF DEVELOPMENT OF PASSENGER TRANSPORT IN LARGE CITIES, USING THE EXAMPLE OF

VOLGOGRAD

Antyufeev A.

Professor, candidate of architecture, head of the department UITA VolgGTU

Kirdeev A.

The graduate student of UITA VolgGTU

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ, НА ПРИМЕРЕ

Г. ВОЛГОГРАДА

Антюфеев А.В.

Профессор, кандидат архитектуры, зав. кафедры УиТА ВолгГТУ

Кирдеев А.И.

Магистрант кафедры УиТА ВолгГТУ

Abstract

At the present stage of economic development in most cities of Russia, the transport complex faces a serious task of increasing the existing level of providing the needs of the population, enterprises and the organization of the city in the transportation and quality of the services provided. The problematic situation is primarily in the passenger transportation of large cities.

Due to the existing difference between the established tariffs and the actual cost price, as well as the unprofitableness of passenger transportation in the operation of passenger transport on most of the regular traffic routes with insignificant passenger traffic intensity, on the intra-district bus routes, on the road and water transport routes, passenger transportation is unprofitable.

Unbalanced development of the network of routes of private carriers led to the outflow of passengers of state-owned transport enterprises, provoking a lack of financial resources and unsustainable financial condition of the latter.

An urgent problem is the need to ensure equal access to public passenger transport services for citizens who have the right to measures of social support when traveling by transport, to create conditions for the development of transport services to the population, and to improve the use of existing transport infrastructure capacities.

In order to identify the most optimal measures to solve existing problems, in particular passenger transport, the main streams of existing routes, as well as the characteristics of town-planning development along the main highways of the hero city of Volgograd, were analyzed. Examples of the solution of such transport problems from the world practice are given, and measures for the partial improvement of the transport system are proposed.

Аннотация

На современном этапе экономического развития в большинстве городов РФ перед транспортным комплексом стоит серьезная задача повышения существующего уровня обеспечения потребностей населения, предприятий и организация города в перевозках и качестве предоставляемых услуг. Проблематичная ситуация складывается прежде всего в пассажирских перевозках крупных городов.

Вследствие имеющейся разницы между установленными тарифами и фактической себестоимостью, а также убыточностью перевозок пассажиров при эксплуатации пассажирского транспорта на большей части маршрутов регулярных перевозок с незначительной интенсивностью пассажиропотоков, на внутрирайонных автобусных маршрутах, на маршрутах автомобильного и водного транспорта пассажирские перевозки являются нерентабельными. Несбалансированное развитие сети маршрутов частных перевозчиков привело к оттоку пассажиров государственных транспортных предприятий, спровоцировав дефицит финансовых ресурсов и неустойчивое финансовое состояние последних.

Актуальной проблемой является необходимость обеспечения равной доступности услуг общественного пассажирского транспорта для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки при проезде на транспорте, формирование условий для развития транспортного обслуживания населения, улучшение использования существующих мощностей транспортной инфраструктуры.

Для выявления наиболее оптимальных мероприятий по решению существующих проблем, в частности пассажирского транспорта, были проанализированы основные потоки существующих маршрутов, а также характеристики градостроительного развития вдоль основных магистралей города-героя Волгограда. Приведены примеры решения подобных транспортных проблем из мировой практики и предложены меры частичного оздоровления транспортной системы.

Keywords: Passenger transport, transport infrastructure, development of transport services. Ключевые слова: Пассажирский транспорт; транспортная инфраструктура; развитие транспортного обслуживания.

Характеристика транспортной системы г. Волгограда

Дорожно-транспортный комплекс г. Волгограда включает в себя железнодорожный, автомобильный, речной и воздушный транспорт. Обеспечение взаимодействия всех видов транспорта в составе транспортного комплекса (системы) является

основополагающим фактором развития городских территорий и создания транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Линейная планировочная структура Волгограда развивается преимущественно вдоль берега реки Волга на протяжении 100 км. (Рис. 1.)

Рис. 1. Схема развития планировочной структуры города Волгограда.

С юга на север по городу пролегают три главные магистральные дороги, которые являются основными транспортными и пассажирскими каналами связи всех районов города и определяют направление развития градостроительной инфраструктуры города. Развитые центральные районы города и, так называемые, "спальные" районы юга

и севера города создают маятниковую миграцию, а именно, существенный приток жителей города в центр в утренние часы и отток в вечерние. Вследствие этого, все три основные магистрали испытывают перегрузки транспортными потоками и существенно замедляют движение в городе. (Рис. 2.)

Рис. 2. Схема доступности центральной части города в часы пик.

Ко всему прочему, в нескольких районах города транспортная сеть имеет вид "бутылочного горлышка" и для проезда из одного района в другой

существует всего одна магистраль. Образовавшаяся транспортная проблема, является вызовом общественному транспорту, функции, которого направлены как раз на решение подобных проблем.

В настоящее время недостаточное развитие транспортной инфраструктуры является сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии, как города, так и региона в целом.

Анализ отдельных аспектов несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития Волгограда показывает, что они не являются проблемами отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Существующие ограничения связаны, по сути, с отсутствием единой транспортной системы. Целесообразность решения этой проблемы с использованием программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:

- комплексный характер проблемы, обусловленный сложной структурой транспорта, объединяющей в единую систему отдельные виды транспорта, и его особо ролью как инфраструктурной отрасли, обеспечивающей условия для экономического роста, повышения качества жизни населения;

- высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющие их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государственных органов власти в их реализации;

- возможность концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системной проблемы в целом и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;

- необходимость системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов развития транспортной системы.[1]

Таким образом, для обеспечения доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения г. Волгограда на социально значимых маршрутах необходимо не только сохранить

существующую маршрутную сеть, но и производить ее оптимизацию, открытие новых маршрутов по мере необходимости, а также корректировку количества планируемых рейсов на действующих маршрутах.

Мировой опыт организации системы перевозок BRT

"В настоящее время в городах России уровень автомобилизации вдвое ниже уровня автомобилизации в странах Западной Европы. Этот уровень будет расти достаточно быстро, т.к. у большинства людей присутствует желание иметь собственный автомобиль. Но владение автомобилем не является проблемой как таковой - проблема в транспортных потоках. Уроки, которые можно извлечь из опыта некоторых городов, представляются важными для, следовательно, плотных транспортных потоков и пробок, важно осознать следующее: можно стать владельцем автомобиля, но не надо становиться его рабом. Если вы живете в компактном городе и имеете доступ к альтернативным видам транспорта, вам не нужно ежедневно и для всех своих поездок использовать личный автомобиль"[3]

В поисках усовершенствования транспортной инфраструктуры города в условиях устойчивого развития и значительно повышающегося уровня автомобилизации зарубежные урбанисты все охотнее выбирают приоритетом развитие общественного транспорта. Среди уникальных транспортных решений следует выделить систему перевозок Bus rapid transit (далее BRT).

Система перевозок BRT - это способ организации автобусного сообщения, отличающийся более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надежность, провозная способность). По некоторым параметрам (в частности, по скорости) системы скоростного автобусного транспорта BRT сравнимы с системами легкорельсового транспорта (скоростного трамвая).

Одной из первых систем была Rede Integrada de Transporte, функционирующая в бразильском городе Куритиба с 1974 года.[4]

Рис. 1. География развития использования системы BRT.

Назначенный в 1971 году префектом города урбанист Жаиме Лернер создал так называемое «триединство» развития землепользования, у лично-дорожной сети и массового общественного

транспорта, подчиненного общим экономическим, социальным и экологическим целям быстро растущего города. (Рис. 2.)

Рис. 2. Треугольник Лернера.

Такая модель регулирования территориальных создать инновационную систему транспортных пе-ресурсов транспортной системы города позволила ревозокВЯТ. (Рис. 3.)

Рис. 3. Концепция системы BRT в условиях устойчивого развития города.

Основными признаками BRT следует выделить: отдельные автобусные коридоры, занимающие преимущественно крайние левые полосы, удобные и защищенные от погодных условий станции, интермодальные транспортно-пересадочные узлы.

Основными преимуществами BRT можно назвать интенсивную скорость сообщения, высокую провозная способность, непрерывное транспортное сообщение, низкую стоимость инфраструктуры и возможность ее функционирования без дотаций, возможность внедрения за короткий срок, гибкость инфраструктуры САП и возможность ее адаптации к любым городским условиям, возможность поэтапного строительства.[5]

Особенности организации систем транспортных перевозок в России

Несмотря на широкую географию и лестные отзывы зарубежных городов о системе BRT в течение нескольких десятилетий, в нашей стране старт развития нового поколения общественного транспорта был дан только в 2010 году. Мэр Москвы Сергей Собянин определил приоритетным направлением развитие выделенных полос общественного транспорта в рамках борьбы с пробками в столице. Так же стоит отметить опыт сотрудничества турецкой инвестиционной компании «KAPiTALNET А.§.» и администрации города Уфы по организации первой в РФ системы скоростных перевозок BRT. Однако, ни применение выделенных полос, ни создание первого маршрута BRT в Уфе не приблизили транспортные инфраструктуры городов к решению стоящих перед ними проблем. Полученный неудовлетворительный результат явился

наглядным отображением изменений в предлагаемые из-за рубежа проекты органами местного самоуправления. Эти изменения, в первую очередь, были связаны с поиском предельной минимизации капиталовложений в, и без того, экономически рентабельный проект. Требующие реконструкцию городских улиц по всей длине маршрутов проекты, в конечном итоге, сводились к изменению дорожной разметки и устройству дорожных знаков. Вследствие чего практически все положительные качества BRT были утрачены. Неудавшиеся экспериментальные системы "скоростных" перевозок в столице и таких крупных городах, как Санкт-Петербург, Уфа и Екатеринбург, значительно убавили энтузиазм органов местного само-

управления регионов. Приоритетным направлением решения транспортных проблем снова стал поиск крупных финансовых средств на строительство метрополитена и LRT.

Территориальный ресурс транспортной системы Волгограда

Подробный анализ существующих систем перевозок г. Волгограда и основные вызовы, стоящие перед транспортной системой города дают ясное понимание о необходимости применения комплексных, капиталоемких, эффективных проектных решений связанных с развитием общественного транспорта. Система скоростных перевозок BRT имеет все требуемые характеристики для решения поставленных проблем.

Таблица 1

Показатели эффективности строительства и использования системы скоростных перевозок в Вол-

Города Продолжительность строительства, лет Длина, км Кол-во пассажиров в день, чел Стоимость 1 км, млн. $ Средняя скорость, км\ч

Волгоград (Россия) LRT 35 17 135 000 46,5 26

Богота (Колумбия) BRT 3 84 1 450 000 5,3-13,3 27

Сан-Пауло (Бразилия) BRT 12 142 2 000 000 2,0-15,0 22

Куритиба (Бразилия) BRT 8 64 562 000 1,1-6,0 24

Следует отметить, что при разработке концепции применения BRT в городских условиях следует строго соблюдать основные принципы системы. Одним из возможных первоначальных ва-

риантов применения данной системы в г. Волгограде может стать проект реконструкции 2-продольной магистральной улицы на протяжении 31.2 км (от ВГТЗ до ул. Тополевой).

Рис. 4. Проектное предложение организации типовой остановки на пересечении ул. 39-гвардейской

дивизии и пр. Маршала Еременко.

На Рис. 4 представлена концепция применения существующих транспортных ресурсов основной магистрали города. Для эффективности использования системы перевозок, выделенные полосы BRT

занимают крайний левый ряд, относительно движения транспортного потока. Реконструкция дорожного полотна позволяет добиться наименьших потерь пропускной способности автомобильного транспорта.

Рис. 5. Визуализация проекта типовой остановки BRT на пересечении ул. 39-гвардейской дивизии и пр.

Маршала Еременко.

Выделенные полосы BRT обязательно должны оставаться предназначенными только для курсирующих по ним скоростным автобусам. Для соблюдения данного правила полосы предлагается отгородить от общего потока бордюрным камнем. Для безопасности пешеходов и уменьшения количества пешеходных переходов следует применять инженерные сооружения в виде подземных переходов от станции BRT, находящейся посередине магистрали, на пешеходные дорожки по сторонам улицы.

Данный вариант применения BRT позволит связать 6 районов города единой пассажирской сетью и добиться появлению возможностей организации удобных (в пределах пешеходной доступности) транспортно-пересадочных узлов. Функционирование данной системы инициирует возникновение множества социально-экономических эффектов, таких как: привлекательность города для инвестиций, рост производительности труда, рост деловой и социальной активности, рост подвижности населения, снижение транспортной усталости и т.д.

Таким образом, для достижения комплексного, капиталоемкого и не требующего десятилетий на реализацию решения в сфере пассажирского транспорта города Волгограда, следует обратить внимание на систему скоростных перевозок BRT, которая способна не только решить стоящие перед транспортной системой города задачи, но и достигнуть эффективности пассажирского транспорта международного уровня. Данную систему от этапа подго-

товки проектной документации до окончания строительства можно осуществить в течение 3 -4 лет, по предложенному выше маршруту, что значительно меньше, чем на реализацию проекта метрополитена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Постановление Правительства Волгоградской области от 05 февраля 2014 года №27-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие транспортной системы Волгоградской области" на 2014-2017 годы";

2. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // СЗ РФ 2007.

3. What is BRT?/Institute for Transportation and Development Policy

4. Вучик В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни. / В.Р. Вучик. - М.: Территория будущего, 2011. - 576 с.;

5. Annie Weinstock, Walter Hook, Michael Rep-logle, and Ramon Cruz. ITDP / Recapturing Global Leadership in Bus Rapid Transit, May 2011;

6. Urban Acupuncture by Jaime Lerner 2016.

7. TOD 202/Reconnecting America/Station area planning - How to make great transit-oriented places.

8. Якушев П. Я. Транспортная система России М., Транспорт, 1999

9. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. — М.: Лицей, 2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.