DOI 10.23859/1994-0637-2019-2-89-21 УДК 376 - 056.36 - 053.2
Лисовская Татьяна Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (Республика Беларусь, Минск) E-mail: [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ДО 18 ЛЕТ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Аннотация. В статье представлена характеристика становления и развития в Республике Беларусь системы специального образования лиц до 18 лет с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Ключевые слова: лица с тяжелыми множественными нарушениями развития, система специального образования
© ^HCOBCKaa T. B., 2019
Lisovskaya Tatyana Viktorovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Scientific and methodological institution "National Institute of education" of tl^ Ministry of education of the Republic of Belarus (the Republic of Belarus, Minsk) E-mail: [email protected]
CHARACTERISTICS OF SPECIAL EDUCATION FOR PEOPLE WITH SEVERE MULTIPLE DISABILITIES UP TO 18 YEARS OLD IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Abstract. The article presents the formation and development characteristics of the special education system for people with severe multiple developmental disabilities up to 18 years old in the Republic of Belarus.
Keywords: people with severe multiple developmental disabilities, special education system
Введение
В каждой стране есть свой опыт и национальные традиции в области образования, в том числе для особых групп детей. Национальные системы обогащают мировой опыт, внося неоценимый вклад в формирование общемировых трендов в сфере помощи и поддержки особо уязвимым категориям населения. Республика Беларусь имеет свой уникальный опыт в сфере работы с лицами, имеющими тяжелые и множественные нарушения. Национальный опыт комплиментарен с российской действительностью и может быть полезен для развития теории и практики специального и инклюзивного образования в Российской Федерации.
Основная часть
Белорусская педагогическая система подвержена влиянию общемировых тенденций по сближению и интеграции общего и специального образования. За период, прошедший со времени принятия ООН Деклараций «О правах умственно отсталых лиц» (1971) и «О правах инвалидов» (1975), Беларусь пришла к новому формату отношения к детям с нарушениями физического и умственного развития. В настоящее время в стране изменился их правовой статус, существенно трансформировались
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
211
философия, цели, задачи и содержание специального образования, сформировалось актуальное стратегическое направление изменений, отражающее ориентацию на включение в общий поток, интеграцию, инклюзию [1].
Ретроспективный взгляд позволяет заключить, что история образования лиц с тяжелыми и множественными нарушениями в республике стала складываться в середине прошлого века. Так, в 1955 г. в стране было только 2 вспомогательные школы для лиц с умственной отсталостью, а в 1969 г. уже 42, в 1985 г. - 54 с 11 134 учащимися. В те годы образование таких детей осуществлялось в школах-интернатах с круглогодичным содержанием. В этих условиях дети оказывались замкнутыми в особый круг общения («дефектологический квадрат») [2]. В то же время, даже в заданной исторически формации образования, среди контингента описываемых учреждений практически не было детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) [4]. Большинство ребят, имеющих ТМНР, вообще не обучались или определялись в дома-интернаты Министерства труда и социальной защиты на полное государственное обеспечение. В системе соцзащиты обучение не было предусмотрено. Детям предоставлялась только ухаживающая система услуг либо уход в семье. Приученные в условиях интернатного учреждения к иждивенчеству и опеке, лица с ТМНР обнаруживали полную неспособность к независимой жизни в социуме.
Важно, что подготовка кадров для работы с такими детьми на протяжении многих лет была сосредоточена в России - в вузах Москвы и Ленинграда. В Беларуси подготовка дефектологов началась с 1960 г., когда было открыто дефектологическое отделение в Минском педагогическом институте имени А. М. Горького [5].
Несмотря на общие корни и общую историческую и нормативную рамку, даже в период советской эпохи системы образования детей с нарушениями в развитии имели свои национальные отличия. Так, в отличие от России и Украины в Белорусской советской социалистической республике учреждения для «аномальных» детей всегда и сразу подчинялись Наркомпросу (ныне Министерство образования), тогда как в названных странах они были подведомственны разным Наркоматам. Иными словами, изначально так сложилось, что в Беларуси на первое место в отношении «аномальных» детей ставились вопросы образования, а не лечения или ухода и обслуживания. В целом, отношение учреждений для «дефективных» детей в системе образования было причиной отсутствия резкой изоляции этих учреждения от массовых школ [7]. Опыт Белоруссии стал основанием для цивилизационных, гуманистических изменений в образовании детей с психофизическими нарушениями развития, и именно он определил успехи специального образования республики на современном этапе.
В последующие годы процесс развития системы образования Беларуси сопровождался принятием множества тематических нормативных документов, в т.ч.:
- Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Белорусской ССР» (от 25 апреля 1991 г.);
- Постановления внеочередной пятой сессии Верховного Совета БССР «О депар-тизации органов государственной власти и управления Белорусской ССР, государственных предприятий, учреждений и организаций и собственности КПБ и ЛКСМБ» и «О временном приостановлении деятельности КПБ - КПСС на территории Белорусской ССР» (от 24-25 апреля 1991 г.).
212 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
В качестве ценностных ориентиров развития системы образования детей с ТМНР в стране стали положения Конвенции ООН о правах ребенка, согласно которым [5]:
- лица с отклонениями в психофизическом развитии должны вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают их достоинство, способствуют развитию уверенности в себе и облегчают активное участие в жизни общества;
- лица с недостатками развития имеют право на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы мало отличались от условий обычной жизни их сверстников и в которых человек с ограниченными возможностями чувствует себя комфортно;
- каждый ребенок имеет право на учет его уникальных особенностей, интересов, способностей и учебных потребностей в рамках образовательных программ.
Дальнейшее закрепление прав детей с отклонениями в психофизическом развитии (далее ОПРФ) на получение образования на доступном уровне и в необходимых условиях нашло отражение в таких законодательных актах, как Закон «Аб адукацьи у Рэспублщы Беларусь» (1991) и Закон «Аб правах дзщящ» (1993).
С целью определения путей обновления всей системы образования детей с ОПФР (в том числе и лиц с ТМНР) в условиях суверенного государства, его национальных и региональных особенностей, актуальных реабилитационных и профориентацион-ных особенностей, Министерством образования Республики Беларусь разработана «Канцэпцыя навучання, выхавання 1 падрыхтоуш да жыцця дзяцей з недахопам1 у разумовым 1 ф1з1чным развщщ у Рэспублщы Беларусь» (1993). Данный документ реализует значимые принципы, ориентированные на интеграцию детей с ОПФР в социально-экономическую жизнь, на приоритет семьи в воспитании, на комплексность дифференциальной диагностики, на построение учебно-воспитательного процесса на основе диагностики, на коррекционно-компенсаторную направленность учебно-воспитательного процесса, на преемственность традиций белорусской национальной культуры, на овладение государственным языком как средством общения, на внедрение инноваций в массовую практику.
Концепция закрепила государственные гарантии детям с различными отклонениями в развитии на бесплатную специализированную помощь (медицинскую, дефектологическую и психологическую), выбор семьей образовательного учреждения, трудоустройство в соответствии с возможностями, социальную реабилитацию, комфортную и полноценную жизнь в достойных условиях [3].
Согласно решению Министерства образования Республики Беларусь с 1996 года специальные общеобразовательные школы (классы), школы-интернаты (в том числе и вспомогательные) перешли на новое содержание образования (национальные учебные планы, программы и учебники). Разработка нового содержания образования была поручена научно-методическому учреждению «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Для вспомогательной школы были обновлены следующие учебные предметы: белорусский язык, русский язык, математика, человек и мир, природоведение, география, основы исторических и правовых знаний, сельскохозяйственный труд, столярное дело, слесарное дело, швейное дело, социально-бытовая ориентировка.
В новых социокультурных условиях в стране были определены ведущие принципы работы общеобразовательной школы: доступности, научности, единства национального и общечеловеческого в обучении и воспитании, демократичности, гуман-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
213
ности, вариативности видов школ по содержанию и организации учебно-воспитательного процесса, финансовой и юридической самостоятельности. Структура школы становится трехступенчатой в соответствии с возрастными этапами развития ребенка:
- I ступень - I-IV классы;
- II ступень - V-IX классы;
- III ступень - X-XI (XII) классы. В соответствии с этим школа может существовать как: начальная (I-IV классы), основная (I-IX или V-IX классы), средняя (I-XI классы). Структура специальной школы также имеет три ступени, однако распределение времени на освоение каждой ступени осуществляет совет школы, исходя из индивидуальных особенностей учащихся. По решению совета на базе школы может открываться подготовительный класс для детей с тяжелыми нарушениями, не имеющих достаточной подготовки для обучения в I классе.
В соответствии с преобразованиями средней общеобразовательной школы произошли содержательные изменения и в работе специальной школы-интерната для детей с недостатками умственного и физического развития. В центре учебно-воспитательного процесса образования нового времени в стране была поставлена личность учащегося, его способности, интересы, особенности психического склада и здоровья. В педагогический процесс активно стала вовлекаться семья ученика. Ее взаимодействие со школой стало выстраиваться на принципах сотрудничества, открытости и равной ответственности перед общественностью и государством за обучение и воспитание детей.
Весьма прогрессивным шагом стало принятие решения о возможности открытия в средних общеобразовательных школах специальных классов для детей с недостатками умственного и физического развития. Данный факт свидетельствует о начале интеграционных процессов в системе образования Республики Беларусь, о начале поступательного сближения систем общего и специального образования.
Таким образом, прошлый век характеризовался тем, что в республике отсутствовало системное решение проблемы организации образования детей с ТМНР до 18 лет. Попытки найти выход из сложившейся ситуации стали достижением текущего столетия. Конец ХХ - начало XXI вв. ознаменовались существенными преобразованиями структурных и содержательных сторон системы специального образования в Республике Беларусь. Особое значение имело открытие новых учреждений - центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР). Их создание шло не по пути строительства новых учреждений образования, а по пути использования высвободившихся объектов образования в связи с уменьшением общей численности детского населения и реорганизацией существовавших в системе диагно-стико-реабилитационных центров. Причина этого - необходимость преодоления изолированности системы образования детей с ОВ и создания условий для возврата детей в семью [6]. В настоящее время ЦКРОиР - это учебное заведение для детей, которые долгое время считались необучаемыми. Открытие в Белоруссии ЦКРОиР стало отражением социально ориентированной политики страны и проявлением гуманизации специального образования.
В 2004 г. важным событием стало принятие Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образова-
214 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
нии)». Беларусь первая среди стран СНГ приняла такой закон, что явилось важным шагом в развитии национальной системы специального образования и имеет огромную социальную значимость. Закон гарантирует образование всем лицам, независимо от степени и тяжести нарушений. Документ регламентирует правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования. В законе определены условия для обучения, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ОПФР. Впервые на законодательном уровне закреплены:
• право на получение образования детьми с ОПФР, как в специальных учреждениях образования, так и в учреждениях общего типа;
• законодательно оформлены права: на бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование; получение ранней коррекционно-педагогической помощи детьми в возрасте до 3 лет; бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.
В законе определены нормы, которые регулируют организацию образовательного процесса и его особенности применительно к различным категориям детей с ОПФР. В качестве концептуальных основ специального образования законом признается самоценность человека независимо от выраженности психофизического нарушения. Также закон гарантирует право родителей на выбор типа образовательного учреждения и формы получения специального образования [6].
2012 г. был ознаменован нормативным регламентом перехода Беларуси к инклюзивному образованию («Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 гг.»). В соответствии с данной программой национальное специальное образование должно быть сопоставимо и сравнимо с международными стандартами, действующими в отношении лиц с ОПФР. Государственная программа регламентирует работу по программно-методическому и технологическому обеспечению специального образования, по разработке содержания специального образования с учетом современного уровня развития науки и основных отраслей знания, потребностей и возможностей учащихся с ОПФР. Целями Государственной программы стали:
- совершенствование системы специального образования, повышение качества и доступности образования для лиц с ОПФР, что предполагало разработку стандартов специального образования и их внедрения;
- создание новых и корректировка имеющихся программ специального образования с учетом инклюзивных подходов к образованию;
- определение научно-педагогических основ создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения;
- научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с ОПФР;
- разработка методик и методических рекомендаций по работе с различными категориями детей с ОПФР.
Нормативным документом, дающим наиболее полные представления о принципах, целях, задачах и механизмах развития инклюзивного образования в нашей стране стала «Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь», утвержденная приказом Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2015 г. № 608. Данная Концепция исходит из признания исключительной
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
215
роли образования как социального института в становлении личности, ее социализации, важности образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются как потенциал для развития, как априорная ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.
Выводы
В целом, в последние годы Беларусь стала площадкой для формирования и обобщения опыта оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, в т.ч. с ТМНР. Итогом реформы систем общего и специального образования 1998— 2010 гг. стало их структурное и нормативно-правовое сближение. Интересен мировому сообществу опыт, основанный на следующих положениях:
1. Специальное образование - это система, основанная на признании ценности жизни и права на жизнь всех людей вне зависимости от того, насколько пострадала их человеческая сущность.
2. Специальное образование признает необходимость создания адекватных условий для развития каждого человека в соответствии с его возможностями.
3. Специальное образование осуществляется по специальным вариативным учебным планам, разноуровневым программам и учебникам.
4. Стандартизация специального образования, разработка вариативных национальных учебных планов и программ, организация издания учебников и учебных пособий, разработка нормативных документов являются условиями совершенствования национальной системы образования детей с ОПФР.
5. Специальное образование нацелено на обеспечение адекватного коррекцион-но-компенсаторного воздействия на психофизическое развитие детей, на создание условий для получения образования и трудовой подготовки в соответствии с индивидуальными возможностями.
6. Специальное образование ориентировано на наиболее полное личностное и профессиональное самоопределение детей с ОПФР и их интеграцию в общество.
7. Специальное образование предусматривает создание гибкой системы специальных учреждений, изменение содержания и форм учебно-воспитательного процесса, проведение комплекса мероприятий по воспитанию гуманного отношения общества к ним.
В качестве перспектив развития специального образования можно обозначить следующие:
- включение в планы научных исследований тем, связанных с содержанием образования во всех типах специальных школ;
- обеспечение подготовки выпускников дефектологического факультета учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» для реализации нового содержания образования;
- обеспечение подготовки и издание новой учебной литературы и учебно-методических комплексов;
- организация курсов переподготовки учителей всех типов специальных школ.
Таким образом, специальное образование в Республике Беларусь в современных
условиях рассматривается как неотъемлемая часть образовательной системы, позво-
216 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
ляющая реализовать права лиц с ОПФР на получение образования и коррекционной помощи на всех уровнях образования. В стране сложилась система государственной социальной помощи лицам с ОПФР. На законодательном уровне закреплены права на получение образования детьми с ОПФР, как в учреждениях специального образования, так и в иных учреждениях, реализующих образовательные программы специального образования, на бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, коррекционно-педагогическую помощь, получение ранней комплексной помощи детьми в возрасте до 3 лет, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями. Система специального образования, ранее достаточно изолированная, представленная преимущественно специальными школами-интернатами, в настоящий момент имеет развитую сеть специальных учреждений и интегрированных (совместных) образовательных структур, где дети с ОПФР получают образование и коррекционно-педагогическую помощь.
Литература
1. Бобла И. М., Макавчик, И. Ю. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического развития в Беларуси. Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2010. 180 с.
2. Змушко А. М. Законодательные гарантии получения образования лицами с особенностями психофизического развития в условиях реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании // Спецыяльная адукацыя. 2011. № 5. С. 3-7.
3. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. URL: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801. (дата обращения: 09.04.2018).
4. Лещинская Т. Л. Императивы и педагогические реалии обучения обездвиженных и неговорящих детей в домах-интернатах Республики Беларусь // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 1. С. 52-58.
5. Лисовская Т. В. История становления, развития и функционирование инновационных учреждений образования в Республике Беларусь для детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. История развития специальной педагогики и психологии в России и за рубежом в XX - XXI вв. Материалы VI Международного теоретико-методологического семинара. М.: Московский городской педагогический университет, 2014. C. 158-164.
6. Лисовская Т. В. Презентация инновационного учреждения образования в Республике Беларусь - центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, № 1 (33). 2014. С. 159167.
7. Логинова Е. Т., Лисовская Т. В. Феномены педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями // Педагогическая наука и образование. 2014. № 4 (37). С. 94-99.
References
1. Bobla I. M., Makavchik I. Iu. Istoriia stanovleniia i razvitiia spetsial'nogo obrazovaniia de-tei s osobennostiami psikhofizicheskogo razvitiia v Belarusi [The formation and development history
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
217
of special education for children with psychophysical peculiarities in development in Belarus], Minsk: BGPU im. Maksima Tanka, 2010, 180 p.
2, Zmushko A, M, Zakonodatel'nye garantii polucheniia obrazovaniia litsami s osobennostiami psikhofizicheskogo razvitiia v usloviiakh realizatsii Kodeksa Respubliki Belarus' ob obrazovanii [Legislative guarantees of education rights for people with psychophysical peculiarities in development in the framework of Republic of Belarus Education Code], Spetsyial'naia adukatsyia [Special education], 2011, no, 5, pp, 3 - 7,
3, Kontseptsiia razvitiia inkliuzivnogo obrazovaniia lits s osobennostiami psikhofizicheskogo razvitiia v Respublike Belarus' [The development of inclusive education for people with psychophysical peculiarities in the Republic of Belarus], Available at: http:// www,asabliva,by/ ru/main,aspx?guid=5801(accessed: 09,04,2018),
4, Leshchinskaia T, L, Imperativy i pedagogicheskie realii obucheniia obezdvizhennykh i negovoriashchikh detei v domakh-internatakh Respubliki Belarus' [Imperatives and pedagogical real facts of teaching immobilized and non-speaking children in residential facilities in the Republic of Belarus], Vospitanie i obuchenie detei s narusheniiami razvitiia [Upbringing and education of children with developmental disabilities], 2018, no, 1, pp, 52-58,
5, Lisovskaia T, V, Istoriia stanovleniia, razvitiia i funktsionirovanie innovatsionnykh uchrezhdenii obrazovaniia v Respublike Belarus' dlia detei s tiazhelymi mnozhestvennymi psihofizicheskimi narusheniiami [The history of formation, development and functioning of innovative educational institutions in the Republic of Belarus for children with severe and multiple psycho-physical disabilities], Spetsial'naia pedagogika i spetsial'naia psikhologiia: sovremennye problemy teorii, istorii, metodologii. Istoriia razvitiia spetsial'noi pedagogiki i psikhologii v Rossii i za rubezhom v XX - XXI vv. Materialy VI Mezhdunarodnogo teoretiko-metodologicheskogo seminara. [Special education and special psychology: modern problems of theory, history, methodology, History and development of special education and psychology in Russia and abroad in XX-XXI centuries: Proceedings of VI International theoretical seminar], Moscow: Moskovskii gorodskoi pedagogicheskii universitet, 2014, pp, 158-164,
6, Lisovskaia T, V, Prezentatsiia innovatsionnogo uchrezhdeniia obrazovaniia v Respublike Belarus' - tsentr korrektsionno-razvivaiushchego obucheniia i reabilitatsii dlia detei s tiazhelymi mnozhestvennymi psikhofizicheskimi narusheniiami [Presentation of innovative educational institution in the Republic of Belarus - the center of correctional-developing education and rehabilitation for children with severe and multiple psychophysical disabilities], Obrazovanie. Nauka. Innovatsii: Iuzhnoe izmerenie [Education, Science, Innovations: the Southern Dimension], 2014, no, 1 (33), pp, 159-167,
7, Loginova E, T,, Lisovskaia T, V, Fenomeny pedagogicheskoi sistemy korrektsionno-razvivaiushchego obucheniia detei s tiazhelymi mnozhestvennymi psikhofizicheskimi narusheniiami [Phenomena in the pedagogical system of correctional-developing education for children with severe and multiple psychophysical disabilities], Pedagogicheskaia nauka i obrazovanie [Pedagogical science and education], no, 4 (37), 2014, pp, 94-99,
Для цитирования: Лисовская Т. В. Характеристика системы специального образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития до 18 лет в Республике Беларусь // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 211-278. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-21
For citation: Lisovskaya T. V. Characteristics of special education for people with severe multiple disabilities up to 18 years old in the Republic of Belarus. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 2 (89), pp. 211-278. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-21
218 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2