Научная статья на тему 'Характеристика реализации академической мобильности во взаимодействии российского и китайского профессионального образования'

Характеристика реализации академической мобильности во взаимодействии российского и китайского профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / RUSSIAN-CHINESE RELATIONS / FIELD OF EDUCATION / MODERNIZATION / WORLD SPACE / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомбоева Дулма Олеговна

По мере активного развития отношений между Россией и Китаем в условиях современного мира, в частности, в сфере образования, академическая мобильность приобретает всё большую значимость. В данной статье приведена характеристика современного состояния российско-китайских отношений в сфере образования на примере Забайкальского государственного университета. Далее представлены результаты мониторинга показателей международной деятельности Забайкальского государственного университета за четыре учебных года, а именно численность иностранных студентов, обучающихся в ЗабГУ в соответствии с выбранной специальностью и формой обучения. В ходе анализа полученных данных были определены направления и особенности развития академической мобильности в Забайкальском государственном университете, а также выявлены проблемы стимулирования академической мобильности студентов и каналы привлечения иностранных студентов в вузы России. Резкое падение числа иностранных студентов может быть обусловлено процессом интернационализации высшего образования во всём мире, поэтому у иностранных студентов открылись новые горизонты для обучения за рубежом, родители готовы отправить своих детей в более отдалённые и крупные города России. Значительное внимание в статье уделено тому, что в условиях глобализации вузам необходимо повышать престиж университета, усиливать работу по привлечению иностранных студентов, создавать программы взаимного обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the Implementation of Academic Mobility in the Interaction of Russian and Chinese Professional Education

With the active development of relations between Russia and China in the modern world, particularly in the field of education, academic mobility is becoming more increasingly important. This article is a description of the current state of Russian-Chinese relations in the field of education on the example of Transbaikal State University. Here are the results of monitoring indicators of the international activities of Transbaikal State University for four academic years, namely the number of foreign students enrolled in the university according to the specialty and form of learning chosen. The data analysis has determined the directions and characteristics of academic mobility in Transbaikal State University, as well as the problems of stimulating academic mobility of students and channels for attracting foreign students in Russian universities. The sharp drop in the number of foreign students may be due to the process of internationalization of higher education throughout the world, so international students have opened new horizons to study abroad, parents are willing to send their children to more distant and bigger cities of Russia. The article focuses considerable attention on the fact that in the context of globalization universities need to raise the prestige of the university, to strengthen efforts to attract foreign students to create programs of mutual learning of students.

Текст научной работы на тему «Характеристика реализации академической мобильности во взаимодействии российского и китайского профессионального образования»

УДК 378 ББК Ч48

Дулма Олеговна Гомбоева,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: danny9245714181@gmail.com

Характеристика реализации академической мобильности во взаимодействии российского и китайского профессионального образования

По мере активного развития отношений между Россией и Китаем в условиях современного мира, в частности, в сфере образования, академическая мобильность приобретает всё большую значимость. В данной статье приведена характеристика современного состояния российско-китайских отношений в сфере образования на примере Забайкальского государственного университета. Далее представлены результаты мониторинга показателей международной деятельности Забайкальского государственного университета за четыре учебных года, а именно - численность иностранных студентов, обучающихся в ЗабГУ в соответствии с выбранной специальностью и формой обучения. В ходе анализа полученных данных были определены направления и особенности развития академической мобильности в Забайкальском государственном университете, а также выявлены проблемы стимулирования академической мобильности студентов и каналы привлечения иностранных студентов в вузы России. Резкое падение числа иностранных студентов может быть обусловлено процессом интернационализации высшего образования во всём мире, поэтому у иностранных студентов открылись новые горизонты для обучения за рубежом, родители готовы отправить своих детей в более отдалённые и крупные города России. Значительное внимание в статье уделено тому, что в условиях глобализации вузам необходимо повышать престиж университета, усиливать работу по привлечению иностранных студентов, создавать программы взаимного обучения студентов.

Ключевые слова: российско-китайские отношения, сфера образования, модернизация, мировое пространство, академическая мобильность.

Dulma Olegovna Gomboeva,

Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039), e-mail: danny9245714181@gmail.com

Characteristics of the Implementation of Academic Mobility in the Interaction of Russian and Chinese Professional Education

With the active development of relations between Russia and China in the modern world, particularly in the field of education, academic mobility is becoming more increasingly important. This article is a description of the current state of Russian-Chinese relations in the field of education on the example of Transbaikal State University. Here are the results of monitoring indicators of the international activities of Transbaikal State University for four academic years, namely the number of foreign students enrolled in the university according to the specialty and form of learning chosen. The data analysis has determined the directions and characteristics of academic mobility in Transbaikal State University, as well as the problems of stimulating academic mobility of students and channels for attracting foreign students in Russian universities. The sharp drop in the number of foreign students may be due to the process of internationalization of higher education throughout the world, so international students have opened new horizons to study abroad, parents are willing to send their children to more distant and bigger cities of Russia. The article focuses considerable attention on the fact that in the context of globalization universities need to raise the prestige of the university, to strengthen efforts to attract foreign students to create programs of mutual learning of students.

Keywords: Russian-Chinese relations, field of education, modernization, world space, academic mobility.

© Д. О. Гомбоева, 2015

71

По мере динамичного развития экономики и цивилизации образование в целом и высшее образование в частности стало делом государственной важности. В условиях современного мира наиболее актуальным вопросом остаётся процесс модернизации образования во всём мире [1, с. 25]. Особое значение эта проблема приобретает в аспекте сопоставления подобного опыта стран-соседей, которые обладают устойчивыми социально-экономическими, политическими и культурными связями. Таким образом, исследование и сравнение преобразований и процессов модернизации высшего образования в России и Китае приобретает большую значимость, которая обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, система образования бывшего Советского Союза в прошлом оказала огромное влияние на китайскую систему высшего образования. Во-вторых, в условиях современного мира наблюдается переход от централизованной плановой экономики к динамичной рыночной модели социально-экономического развития в России и Китае.

Развитие понятия академической мобильности тесно связано с подписанием Бо-лонской декларации 1999 г., когда её приняли 29 стран, а затем другие страны заявили о своём участии. Россия официально присоединилась к Болонскому процессу осенью 2003 г. В целом главная цель мобильности -дать студенту возможность получить разностороннее образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях культуры изучаемого языка [8, с. 25].

В настоящее время сотрудничество между Россией и Китаем в сфере образования реализуется как в формате двустороннего взаимодействия, так и в рамках международных организаций - через Образовательный фонд АТЭ и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В Соглашении правительств государств-членов ШОС «О сотрудничестве в области образования» написано: «Концепция создания евразийского образовательного поля как составной части мирового образовательного пространства приобретает особую актуальность в академическом, социальном и геополитическом плане»1 (Шанхай, 2006).

1 Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования: принято в Шанхае 15 июня 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base. php?id=1497 (дата обращения: 21.11.2015).

По мере модернизации высшего образования академическая мобильность студентов и преподавателей вузов становится одним из важнейших аспектов интеграции российского высшего образования в мировое образовательное пространство. В последнее время развитие российско-китайских отношений набирает обороты и усиливается влияние этих стран в мировом пространстве. Развитие отношений с Китаем как с одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнёров, включая последовательное формирование общих пространств (экономического, внешней и внутренней безопасности, образования, науки и культуры), определяет необходимость укрепления сотрудничества в области академической мобильности. Развитие двусторонних отношений с Китаем даёт дополнительные возможности для укрепления потенциала российской системы образования в мировом пространстве [7, с. 18].

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2013-2014 учебном году в России получали высшее образование около 25 тысяч студентов из КНР, также до 15 тысяч возросло число российских студентов, обучающихся в Китае. Таким образом, можно утверждать, что непрерывно растёт интерес к изучению русского языка в Поднебесной и аналогичный интерес к китайскому языку в России. Эта тенденция особенно заметна в приграничной территории, а именно - в вузах Забайкальского края. Поэтому в данной статье представлен анализ статистических данных, полученных в ходе мониторинга академической мобильности студентов и преподавателей одного из крупнейших вузов Сибири и Дальнего Востока - Забайкальского государственного университета - за последние четыре учебных года, который характеризует нынешнее состояние академической мобильности в вузе, также приведены данные академической мобильности студентов и преподавательского состава бывшего Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского (2010-2012 учебные годы). Далее приведены данные с момента слияния ЗабГГПУ и ЗабГУ (2012-2014 учебные годы).

Концепция развития академической мобильности в Забайкальском государственном университете реализуется практически на всех факультетах, однако наи-

более высокий показатель мобильности студентов и преподавателей отмечен на факультете филологии и массовых коммуникаций, на котором ведётся преподавание иностранных языков. Успешно осуществляется совершенствование иноязычной подготовки магистров и преподавателей университета в целях обеспечения образовательного процесса лекционными и практическими занятиями на английском языке. Однако практические шаги по осуществлению академической мобильности неравномерны и сугубо индивидуальны для каждого вуза в отдельности. Удачное геополитическое положение и современный процесс интернационализации способствуют активному развитию академической мобильности в Забайкальском государственном университете. В течение многих лет ЗабГУ тесно и плодотворно сотрудничает с вузами из разных стран, таких как Китай, Монголия, Южная Корея, Вьетнам, Германия, Франция и т. д. Однако учитывая тот факт, что ЗабГУ - трансграничный вуз, основным партнёром в сфере образования, конечно же, является Китай.

На протяжении многих лет ЗабГУ ведёт сотрудничество с вузами Китая, среди которых наиболее долгосрочные договоры подписаны с Цзилиньским педагогическим университетом (г. Сыпин, КНР). Между этими двумя университетами работает программа обмена студентами и преподавателями. Ежегодно в ЗабГУ пребывает группа китайских студентов по данной программе обмена. За 15 лет действия договора более 150 студентов ЗабГУ прошли бесплатное обучение в Цзилиньском педагогическом университете.

Для анализа показателей академической мобильности в ЗабГУ были взяты данные за последние четыре учебных года в соответствии со специальностью и формой обучения китайских студентов в ЗабГУ (см. табл. 1-4).

Таблица 1

2010-2011 учебный год

Бакалавриат Магистратура Аспирантура Подготовительные курсы

Филология 167 15 10 17

Культура 16 8

и искусство

Таблица 2

2011-2012 учебный год

Бакалавриат Магистратура Аспирантура Подготовительные курсы Стажёры

Филология 119 22 13 15 63

Культура

и искусство 11 7 -

Таблица 3

2012-2013 учебный год

Магистратура К

Бакалавриат Аспирантура 1 ^ | Стажёры

Филология 18 14 10 15 18

Культура

и искусство 14 1 -

Таблица 4

2013-2014 учебный год

Магистратура К

Бакалавриат Аспирантура 1 ^ | Стажёры

Филология 9 37 9 22 16

Культура 3 2 -

и искусство

Экономика 7 2 -

В ходе анализа выявленных данных можно говорить о резком снижении числа иностранных студентов в ЗабГУ. Будучи трансграничным вузом, Забайкальский государственный университет должен был являться наиболее популярным вузом для приграничных вузов КНР Однако резкое падение числа иностранных студентов может быть обусловлено процессом интернационализации высшего образования во всём мире, поэтому у иностранных студентов открылись новые горизонты для обучения за рубежом, родители готовы отправить своих детей в более отдалённые и крупные горо-

да России. Но нужно отметить, что в таблицах 1-4 указано количество иностранных студентов, пребывающих только из КНР. Помимо них есть студенты из других стран, таких как Монголия, США, Южная Корея и др.

Таким образом, в условиях глобализации вузам необходимо повышать престиж университета, усиливать работу по привлечению иностранных студентов, создавать программы взаимного обучения студентов. Также необходимо отметить, что транснациональные программы, экспортируемые университетами КНР, далеко не ограничиваются изучением только языка, а включают экономику, менеджмент, торговлю, искусство, литературу и педагогику. Россия обладает рядом преимуществ для укрепления собственных позиций на рынке образовательных услуг. Во-первых, это географическая близость двух стран, во-вторых, существенный образовательный и научный потенциал во многих областях знаний, в-третьих, сходство направлений модернизации системы образования в России и Китае. Также для увеличения числа иностранных студентов вузам необходимо активно использовать каналы рекрутинга студентов из КНР, таких как: - участие в международных образовательных выставках в Китае, для чего понадобится поддержка Министерства иностранных дел и Минобрнауки России;

- создание собственных сайтов на китайском языке, которое бы содержало всю необходимую для потенциальных студентов информацию, включая условия проживания, оплату за обучение, программу обучения и т. д.;

- поиск университетов-партнёров, подписание договоров о сотрудничестве с дальнейшим набором студентов (данный метод является наиболее популярным и эффективным во многих вузах России);

- сотрудничество с китайскими рекру-тинговыми компаниями и другими посредническими организациями;

- размещение рекламы в популярных китайских социальных сетях и сайтах, которые посещают китайские студенты, и т. д.

По мере активного развития отношений между Россией и Китаем во всех сферах, в частности в сфере образования, вузам обеих стран необходимо в ногу со временем следовать темпу развития сотрудничества путём поиска новых каналов рекрутинга китайских студентов, привлечения новых вузов-партнёров, с которыми был бы возможен взаимообмен студентами, а также улучшение условий проживания иностранных студентов. Все перечисленные моменты требуют безусловной государственной поддержки академической мобильности как студентов, так и преподавателей.

Список литературы

1. Горшкова М. К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с.

2. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / Н. Е. Боревская (рук.); гл. ред. И. С. Иванов. М.: Спецкнига: РСМД, 2013. 72 с.

3. Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде / под науч. ред. Е. Ю. Кошелевой. Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2013. 420 с.

4. Концепция развития академической мобильности в Российской Федерации [Электронный ресурс]. М., 2013. Режим доступа: http://intpr.ntf.ru/DswMedia (дата обращения: 18.05.2015).

5. Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки: материалы междунар. науч. конф. (20-21 февр. 2001 г). Воронеж, 2001. Ч. 1. 176 с.

6. Сахарова Н. С., Томин Н. В. Развитие академической мобильности студентов университета в современном пространстве - времени высшего профессионального образования // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. Оренбург, 2013. № 2 (151). С. 221-225.

7. Скоблева Э. И. Модернизация системы высшего профессионального образования: организационно-экономический аспект. Астрахань: Астрахан. гос. ун-т, 2010. 280 с.

8. Трайнев В. А., Мкртчян С. С., Савельев А. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. М.: Дашков и К°, 2007. 392 с.

References

1. Gorshkova M. K. Modernizatsiya rossiiskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy. M.: TsSPiM, 2010. 352 s.

2. Internatsionalizatsiya rossiiskikh vuzov: kitaiskii vektor / N. E. Borevskaya (ruk.); gl. red. I. S. Ivanov. M.: Spetskniga: RSMD, 2013. 72 s.

3. Kitaiskie, v'etnamskie, mongol'skie obrazovatel'nye migranty v akademicheskoi srede / pod nauch. red. E. Yu. Koshelevoi. Tomsk: Izd-vo Tom. politekhn. un-ta, 2013. 420 s.

4. Kontseptsiya razvitiya akademicheskoi mobil'nosti v Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]. M., 2013. Rezhim dostupa: http://intpr.ntf.ru/DswMedia (data obrashcheniya: 18.05.2015).

5. Problemy i perspektivy integratsii vysshei shkoly Rossii v mirovuyu sistemu obrazovaniya i nauki: materialy mezhdunar. nauch. konf. (20-21 fevr. 2001 g.). Voronezh, 2001. Ch. 1. 176 s.

6. Sakharova N. S., Tomin N. V. Razvitie akademicheskoi mobil'nosti studentov universiteta v sovremennom prostranstve - vremeni vysshego professional'nogo obrazovaniya // Vestn. Orenburg. gos. un-ta. Orenburg, 2013. № 2(151). S. 221-225.

7. Skobleva E. I. Modernizatsiya sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya: organizatsionno-ekonomicheskii aspekt. Astrakhan': Astrakhan. gos. un-t, 2010. 280 s.

8. Trainev V. A., Mkrtchyan S. S., Savel'ev A. A. Povyshenie kachestva vysshego obrazovaniya i Bolonskii protsess. Obobshchenie otechestvennoi i zarubezhnoi praktiki. M.: Dashkov i K°, 2007. 392 s.

Статья поступила в редакцию 21.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.