Педагогика
УДК 372.881.11
кандидат педагогических наук, доцент Шаманова Халимат Халитовна
Северо-Кавказская государственная гуманитарная технологическая академия (г. Черкесск); доктор педагогических наук, профессор Сороковых Галина Викторовна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье дается сущностная характеристика деятельности тьютера в условиях индивидуализации обучения и воспитания. Анализируются задачи, которые стоят перед тьютером в учебном процессе. Определены функции в деятельности тьютера, а именно: диагностическая, проектно-организаторская, реализационная, аналитическая и рефлексивная. Прописаны компетенции, которыми обязан владеть тьютер в своей профессиональной деятельности, а также определены те знания, которые ему необходимы. В статье делается вывод о значимости и необходимости тьютерской деятельности в сопровождении, разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании.
Ключевые слова: деятельность тьютера, функции тьютера, компетенции тьютера, индивидуальная образовательная программа, сопровождение обучающихся тьютером.
Annоtation. The article gives an essential characteristics of tutor's activity in terms of individualization of education and upbringing. The tasks that the tutor faces with during the learning process are analyzed. The functions in the activity of the tutor are defined as followings: diagnostic, project-organizing, analytical and reflexive implementation. Competencies are prescribed for the tutor in his professional activity, and also the knowledge that he needs. The article concludes importance and necessity of tutoring activities in support, development and implementation of an individual educational program for students who have problems in teaching and upbringing.
Keywords: Activities of a tutor, the functions of a tutor, the competence of a tutor, individual educational program, the accompaniment of the students of the tutor.
Введение. Исторически тьюторство зародилось задолго до наших времен, как форма университетского наставничества, о которой можно говорить, начиная с XIV века. Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым, появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, которые, обучались в университетах и кто, хотел, сократить срок получения образования.
К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор готовил подопечного к академическим лекциям и руководил ими в частных занятиях.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющая профессорскую. В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении. Тьюторство появилось в Великобритании и долгое время существовало в качестве наставничества. Сейчас тьютор является ключевой фигурой учебного процесса во многих странах Европы и США [10].
Именно тьюторская система обучения позволила превратить знание из общеизвестного в личностное.
Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента[2]:
• собственно тьюторство - как коллегиальные чтения, в том числе в ситуации полного отсутствия профессорских публичных лекций;
• руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, в том числе и в каникулярное время;
• моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.
Тьютор задавал образовательный путь школяру, выстраивал траекторию освоения знания, линии его
освоения вглубь и вширь.
Тьютор отвечал за индивидуальную готовность каждого школяра к сдаче экзамена. Тьютор принимал самое активное участие в образе жизни школяра, вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.
В России слово «тьютор» появилось более двадцати лет назад и рассматривалось, как функция специалиста сопровождающего ученика в создании индивидуальной образовательной программы, в частных и внешкольных образовательных организациях.
Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ тьюторского сопровождения стал личностно ориентированный подход [3].
Рассматривая сущностную характеристику профессиональной деятельности тьтора в сопровождении обучающихся, следует отметить, что основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.
Тьютор в своей профессиональной деятельности решает ряд задач, это:
• оказание помощи обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации;
• создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий) [7];
• обучает проектированию ИОТ (индивидуальной образовательной траектории) и планированию деятельности по ее реализации как в рамках вуза, так и после его окончания. Индивидуализация образовательного процесса обеспечивается тьютором за счет организации самостоятельного выбора тьюторантами содержания образования, в том числе, учебных предметов, а также выбора форм обучения,
мест стажерской практики, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и т.д.;
• помогает в проектировании ИОТ и разработке и реализации ИУП (индивидуальных учебных программ, в том числе и адаптивных). В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс [13];
• организует стимулирование разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в вузе и вне его в рамках информального образования;
• оказывает помощь в сборе информации об образовательных ресурсах вуза, школы, учреждений культуры, района, области, страны, сети Интернет;
• психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся. Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помощь личности стать полноценным субъектом своей образовательной, профессиональной, гражданской жизни [1];
• мониторинг эффективности реализации ИОТ;
• оказание помощи в проблемных ситуациях при реализации обучающимся ИОТ, ИУП;
• формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам формирования и реализации образовательных и профессиональных траекторий.
• Деятельность тьютора регламентируется Положением, должностной инструкцией и может быть реализована с помощью знаний в области:
• проектной технологии;
• технологии работы с портфолио;
• технологии группового и индивидуального консультирования [7];
• тренинговой и коучинговой технологий;
• технологии социальных и профессиональных проб;
• информационных технологий;
• субъектно-деятельностных технологий [6];
В процессе организации деятельности тьютер самостоятельно может:
1) составлять план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы;
2) организовать тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися; ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся;
3) отслеживать еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимым ими исследовании[7];
4) заполнять раз в четверть соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся;
5) подводить итоги успеваемости и составлять с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей;
6) представлять администрации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации [4].
Характеризуя профессиональную деятельность тьютора, следует отметить, что он имеет ряд прав, которые должны быть соблюдены в той организации, где он осуществляет свою деятельность: представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности; получать от администрации и работников образовательной организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности; требовать от руководства образовательной организации или учреждений культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей; принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей; принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции; совмещать основную должность с преподавательской деятельностью; участвовать в работе МО (методического объединения ) тьюторов; сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции; повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя [10].
Наряду с правами тьютор несет ответственность за: нарушение устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка образовательной организации, трудового договора, за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики, за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных настоящим Положением - в соответствии с действующим законодательством РФ.; нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса тьютор привлекается к ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организации.
Важным аспектом деятельности тьютора является взаимодействие с другими работниками разных структурных подразделений:
- Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по учебно-воспитательной работе и руководитель образовательной организации.
- Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, работающими с закрепленными группами, обучающимися, руководителями школьных МО, кафедр, родителями, администрацией образовательной организации, инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам ребенка, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции [11].
Функции тьютора. Организуя сопровождение обучающихся тьютор реализует (организует, осуществляет) следующие функции: диагностическую, проектно-организаторскую, реализационную, аналитическую и рефлексивную.
Рассмотрим функции в таблице 1.
Таблица 1
Функции тьютора
Функция Характеристика деятельности
1. Диагностическа Первый этап тьюторского сопровождения — диагностический, на котором тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе[5].Диагностирует обучающихся с целью выявления профессиональной направленности; сопровождение в целях разработки образовательной траектории; 2. Проектно-организационная: - Обучает проектно-исследовательской деятельности; - разработке социальных проектов; - проектированию инновационных технологий. 3. Реализационная; - Оказывает помощиь в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем. 4. Осуществляет контроль и коррекцию учебной и практической деятельности обучающихся; 5. Аналитическая. Реализует рефлексивную функцию своей деятельности и деятельности обучающихся [9]. 6. Рефлексивная. Анализирует результаты учебной и практической деятельности обучающихся. 1. - Сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социально -профессиональному самоопределению. - Формирует и поддерживает мотивационную направленность на профессиональное; становление обучающихся; - Определяет стратегию достижения цели образовательного процесса в индивидуальной образовательной программе; - Взаимодействует с учителями-предметниками, классными руководителями, родителями в создании индивидуального образовательного маршрута обучающегося; - Владеет технологиями диагностики учащихся в учебном и воспитательном аспекте[6]; -Содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью успешной реализации ИОП; 2. Организует проектную и исследовательскую деятельность обучающихся; - Обучает работе с учебной литературой, информационными технологиями. 3. Поддерживает мотивацию обучающихся в учении; - формирует умения в разработке ИОТ и ИУП. - Формулирует цели: долгосрочные и краткосрочные социально-педагогического характера в сопровождении обучающихся. 4. Осуществляет контроль за учебной и практической деятельностью обучающихся; 5. Определяет стратегию, оказывает помощь, поддержку и сопровождение в достижении учебной цели; - Создает необходимые средства для организации процесса обучения обучающихся. 6. Осуществляет рефлексивную функцию и коррекцию деятельности с обучающимися.
В своей профессиональной деятельности тьютор обязан владеть следующими компетенциями [12].
• Профессиональная компетентность - качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач.
• Информационная компетенция - качество действий тьютора, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям и т.д. [6]..
• Коммуникативная компетенция - качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (законными представителями), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми и т.д [8].
• Правовая компетенция - качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
• Организаторская компетенция - умение создавать условия для объединения индивидов и групп на основе общих задач и интересов; умение ставить цели перед собой и учащимися, планировать деятельность с теми, кто будет ее осуществлять.
• Креативная компетенция - поиск собственного видения в оформлении проекта и его реализации, представлении, стремление уйти от шаблона, создание условий для творческого развития учащихся.
• Рефлексивная компетенция - умение анализировать собственную деятельность на каждом этапе учебного процесса, находить противоречия и недостатки, видеть способы их преодоления; учить обучающихся анализировать свою жизнь и деятельность.
Тьютер должен владеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
• способностью совершенствовать и развивать свой обще-интеллектуальный и культурно-просветительский уровень;
• готовностью использовать знания современных учреждений культуры в профессиональных и
образовательных целях;
• способность самостоятельно, с помощью информационных технологий обогащать свой профессиональный опыт и уметь его диверсифицировать;
• уметь работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке и владеть иностранным языком на академическом уровне в области социально-культурной деятельности.
Тьютер должен владеть обще-профессиональными компетенциями (ПК):
• способность к критическому анализу и оценке современных научных и образовательных достижений в учреждениях культуры, генерировать новые идеи при решении задач взаимодействия с учреждениями культуры;
• способность проектировать комплексные образовательные программы в учреждениях культуры для разных возрастных групп населения;
• готовность участвовать и представлять на российском и международном уровне творческие коллективы в фестивалях, конкурсах, выставках и др.;
• готовность использовать современные маркетинговые способы и технологии при разработке образовательных программ с учреждениями культуры на основе принципов музейной педагогики;
• готовность к принятию самостоятельных, мотивированных, креативных решений в разработке творческих проектов взаимодействия с учреждениями культуры [12].
Выводы. Итак: профессию «тьютор» в современном мире профессий можно отнести к типу профессий «человек-человек», к классу преобразующих профессий. Именно тьютор призван запустить главнейший «пусковой механизм» преобразования, развития, совершенствования человека - образование. • Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном учреждении целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным предоставление возможности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной ИОП.
Литература:
1. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс] / Е.А. Александрова // Институт системных исследований и координации социальных процессов: сайт. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2007 - 2013
2. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока. М. - Тверь: СФК-Офис, 2013. 156 с.
3. Брайнт Э. О. Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться. М.: Ресурс, 2012. 120 с.
4. Довбыш С. Е. Задачи о тьюторской деятельности // Педагоги- ческие технологии. 2013. № 4. С. 72-80.
5. Дьячкова М. А., Томюк О. Н. Тьюторское со- провождение образовательной деятельности: учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2016. - 184 с.
6. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения Коллективная монография / под научн. ред. Г.В. Сороковых. - М.: УЦ «Перспектива», 2013 -172 с. 10.1 п.л.
7. Каппушева Х.Х., Индивидуальный подход в формировании иноязычной коммуникативной компетенции бакалавра-филолога. - Диссертация на соискание ученой степени к.п.н., - Нижний Новгород, -2011 г. - 279 с.
8. Каппушева Х.Х., Индивидуальные образовательные траектории как эффективное средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров-филологов. - Среднее профессиональное образование. - №9, - 2011 (статья)
9. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М. -Тверь: «СФК-офис». - 246 с.
10. Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторскогосопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. - С. 264-267
11. Сороковых Г.В. Формирование исследовательской компетенции тьютера как дидактическая проблема - «Тьютор в социально-образовательном и культурном пространстве мегаполиса» по адресу: https://www.facebook.com/groups/806347366122491
12. Тьютер в образовательном пространстве / Сергеева В.П., Сороковых Г.В., Зиборова Ю.В., Подымова Л.С. // - учебное пособие. Сер. Высшее образование .Бакалавриат. - М. 2016 - 194 с.
13. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
Педагогика
УДК: 372.8
кандидат педагогических наук, доцент Шевцова Антонина Бутовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск)
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ МУЗЫКИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются психолого-педагогические основы проблемной ситуации обучения, дидактические возможности проблемного обучения в процессе активизации деятельности учащихся на уроках музыки, а также степень влияния проблемного обучения на уровень их познавательной активности.
Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, уроки музыки, активизация познавательной деятельности.
Annotation. This article examines the psychological and pedagogical foundations of the problematic learning situation, the didactic possibilities of problematic learning in the process of activating the activity of students in music lessons, as well as the degree of influence of problem training on the level of their cognitive activity.
Keywords: problem training, problem situation, music lessons, activation of cognitive activity.
Введение. В современной российской школе широко используются разнообразные государственные и альтернативные образовательные программы, авторские, экспериментальные учебные курсы. Их внедрение детерминирует необходимость пересмотра содержания, методов, средств обучения, а также использования нетрадиционных форм активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Опыт педагогов показывает, что некоторые виды обучения устарели, потеряли свою эффективность, и результаты, получаемые в процессе их применения, уже недостаточно соответствуют требованиям настоящего времени. В современном обществе важно, чтобы учащиеся не ограничивались знаниями, полученными из книг, информацией, полученной от учителя, а могли самостоятельно размышлять, получать достоверную информацию из других источников.
Особенностью обучения музыке является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу, с одной стороны, особую привлекательность, с другой - делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому учителю необходимо найти пути активизации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.
Одним из таких путей, на наш взгляд, является проблемный подход, разработка которого началась более трех десятилетий назад.
Изучение состояния проблемы позволило сделать вывод о том, что одной из причин низкого уровня знаний учащихся является недостаточное внимание со стороны учителей к реализации одного из важных принципов дидактики - активности и самостоятельности в обучении. Поэтому в совокупности средств научно-педагогического обеспечения процесса обучения в школе важное место занимает поиск путей внедрения проблемного обучения как формы активизации познавательной деятельности учащихся.
В современной социальной ситуации наблюдается противоречие между требованиями общества в подготовке активной и творчески мыслящей личности, с одной стороны, и реальным уровнем её подготовки, с другой. Кроме того, их несоответствие друг другу, а также необходимость создания оптимальных педагогических условий, отвечающих требованиям нового времени на уроках музыки, и определяет цель исследования, которая заключается в выявлении степени влияния проблемного обучения на уровень познавательной активности учащихся на уроках музыки.
Изложение основного материала статьи. Следует отметить, что в своей работе мы придерживаемся определения, согласно которого «проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение обучаемых к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы) исходя из реальных условий» [2, с. 22].
В проведенном исследовании мы рассматривали принцип проблемности, как прямое и непосредственное продолжение идеи активизации обучения. Вследствие этого проблемное обучение использовалась как форма активизации познавательной деятельности учащихся.
Как известно, в основе проблемного обучения лежит проблемная ситуация.
Что же такое проблемная ситуация? Каковы её психолого-педагогические основы?
Как указывает М.И. Махмутов проблемная ситуация - это «психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы (задачи) не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами, а должен найти новый способ действия» [5, с. 14].
Матюшкин А.М. «характеризует проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (учащегося), характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности» [4, с. 29].
Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся различия в выше приведенных определениях, их объединяет то, что в них указана важная особенность: проблема возникает при появлении трудности в процессе познания. Следовательно, проблемное обучение - учебный процесс, характерными чертами которого является:
- выдвижение познавательной задачи, требующей анализа, исследования;
- постановка гипотезы решения исследуемой проблемы;
- создание проблемной ситуации;
- поиск решения проблемы;
- общий вывод.
Прежде чем перейти к рассмотрению проблемного обучения на уроках музыки, остановимся на этапах