Научная статья на тему 'Характеристика проблем роста предприятий молокоперерабатывающей промышленности РФ'

Характеристика проблем роста предприятий молокоперерабатывающей промышленности РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО СЫРОГО МОЛОКА / ИМПОРТ МОЛОКА / ВВОЗ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ ИЗ БЕЛОРУССИИ / СУХИЕ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ / КРУПНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТОВАРНОСТЬ ЛИЧНЫХ И ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ / СЕЗОН БОЛЬШОГО МОЛОКА / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ / ПРОБЛЕМЫ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Кирилл Сергеевич, Киселица Елена Петровна, Селюк Александр Владимирович

Проблемы роста предприятий молокоперерабатывающей промышленности России связаны, прежде всего, с падением производства сырого молока. Для замещения недостатка сырья и готовой продукции активно использовался импорт. И если ввоз из Белоруссии, члена Союзного государства, можно считать нормой, то ввоз через Беларусь продукции иных государств неприемлем. Крупнейшие производители сырого молока не всегда имеют достаточные перерабатывающие мощности, к тому же сталкиваются с монопольной позицией розничных торговых сетей. Попытки производителей снизить себестоимость продукции нередко приводят к её фальсифицированию. Низкий платёжеспособный спрос и уменьшение численности населения России ограничивает возможности восстановления производства до советского уровня. Отдельные количественные успехи, например, в производстве сыра, подрываются качеством полученного продукта. Рынок молочной продукции слабо регулируется государством с точки зрения качества и борьбы с монополизацией сферы сбыта. В результате наблюдаем неуверенный рост производства и переработки при неудовлетворённости спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика проблем роста предприятий молокоперерабатывающей промышленности РФ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ РОСТА ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

1 2 3

Андреев К.С. , Киселица Е.П. , Селюк А.В.

1Андреев Кирилл Сергеевич - магистрант;

2Киселица Елена Петровна - доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и прикладной экономики;

3Селюк Александр Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, преподаватель, кафедра математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: проблемы роста предприятий молокоперерабатывающей промышленности России связаны, прежде всего, с падением производства сырого молока. Для замещения недостатка сырья и готовой продукции активно использовался импорт. И если ввоз из Белоруссии, члена Союзного государства, можно считать нормой, то ввоз через Беларусь продукции иных государств неприемлем. Крупнейшие производители сырого молока не всегда имеют достаточные перерабатывающие мощности, к тому же сталкиваются с монопольной позицией розничных торговых сетей. Попытки производителей снизить себестоимость продукции нередко приводят к её фальсифицированию. Низкий платёжеспособный спрос и уменьшение численности населения России ограничивает возможности восстановления производства до советского уровня. Отдельные количественные успехи, например, в производстве сыра, подрываются качеством полученного продукта. Рынок молочной продукции слабо регулируется государством с точки зрения качества и борьбы с монополизацией сферы сбыта. В результате наблюдаем неуверенный рост производства и переработки при неудовлетворённости спроса.

Ключевые слова: производство сырого молока, импорт молока, ввоз молочных продуктов из Белоруссии, сухие молочные продукты, крупные сельскохозяйственные организации, товарность личных и фермерских хозяйств, сезон большого молока, фальсифицированные продукты, проблемы роста производства, производительность труда.

Рост переработки молока в России сталкивается с дефицитом сырья, что подталкивает цены на сырое молоко к повышению, особенно в зимний период. Если ещё в 1991 г. производство сырого молока составило 51,9 млн тонн, то последние пять ни разу не был превышен уровень в 60% от 1991 года. В результате страна вынуждена оставаться крупным импортёром молочных продуктов. Отношение импорта к официальному производству сырого молока в стране колеблется на уровне 25 - 31% за последние пять лет.

Темпы

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 роста в %, 2016 к 2012 г.

Производство сырого молока 31,8 30,5 30,8 30,8 30,7 96,5

Импорт молока и молокопродуктов (в пересчёте на молоко) 8,5 9,4 9,2 7,9 8,2 96,5

Отношение импорта к производству сырого молока, % 26,7 30,8 29,9 25,6 26,7 Х

Импорт на 85 - 90% состоит из» белорусской» продукции. Среди этой продукции значимую часть составляют молочные товары из Литвы, Польши и других стран. Доля поставок из Республики Беларусь от общего объема импорта сливочного масла в РФ в 2016 году составила 82%, сыра- 87%, сухого молока и сухой сыворотки - 85%, цельномолочной продукции - 99%.

Таблица 2. Значение ввоза молочных продуктов из Белоруссии в общем импорте в 2016 году,

в тыс. т [13]

Молочные продукты Ввоз из Белоруссии Ввоз из других стран Совокупный импорт

Цельномолочная продукция 350 1 351

Сухие молочные продукты (сухое обезжиренное молоко, сухое цельное молоко, сухая сыворотка) 289 49 338

Сыр 175 25 200

Масло 78 17 95

Всего 892 92 984

Собственно белорусская продукция производится в основном крупными сельхозорганизациями с высокой товарностью. В Белоруссии наблюдается крайне высокая концентрация поголовья дойного стада на крупных молочных фермах. Например, в 2014 году 91,1% всего произведенного молока в Белоруссии выдали именно крупные сельскохозяйственные организации. В этом факте существенное отличие белорусского производства и переработки молока от положения европейского и российского. Значительная часть сырого молока в России (до 45%) производится в личных подсобных хозяйствах населения [13]. Следует учесть, что значительная часть таких хозяйств по своей сути является малыми фермерскими (крестьянскими) хозяйствами. Товарность личных и фермерских хозяйств (34 и 70% соответственно) серьёзно отстаёт от товарности крупных сельскохозяйственных организаций (94%). В 2016 году цены на сырое молоко не показали сезонного снижения даже в сезон большого молока - в летний период. С конца лета произошло резкое удорожание сырого молока, к которому многие участники рынка оказались не готовы. Средняя базовая цена по России достигла 25,5 рублей с НДС, а во 2-м квартале 2017 - даже 28,0 рублей [1]. По сравнению с 2014 и 2015 годами, сырье существенно подорожало. С момента введения контр-санкций 2014 года до лета 2016 года закупочные цены почти не росли, хотя себестоимость производства сырого молока росла. Рост розничных цен на молочную продукцию по итогам 2016 года обогнал общий уровень продовольственной инфляции. Однако следует понимать, что рост закупочных цен носит «догоняющий характер». Предприятия переработки

молока столкнулись с необходимостью увеличения продажи пакетированного молока в ущерб глубокой переработки (сыр, творог, йогурт, масло).

Таблица 3. Крупнейшие компании - производители сырого молока в РФ в 2016 году [2]

№ Компания Объем производства молока, тыс. тонн Регионы Доля в объеме производства молока в %

«Агрокомплекс

1 им. Н.И.Ткачева», АО 203,0 Краснодарский край 1,22

ЭкоНива - АПК Холдинг, ООО 179,6 Воронежская, Калужская, Новосибирская, Тюменская, Курская области 1,08

3 Ак Барс, холдинг 141,1 Татарстан 0,85

4 Сэт иле (УК «Просто молоко») 106,3 Татарстан 0,64

5 Красный Восток-Арго, ОАО 100,3 Татарстан 0,60

6 Санкт-Петербургский молочный завод «Пискаревский» 100,0 Ленинградская область 0,60

7 Детскосельский, концерн ООО 91,3 Ленинградская, Воронежская, Беларусь 0,55

8 Кировский молочный комбинат, ЗАО 71,9 Кировская область 0,43

9 «Доминант», холдинг 68,6 Воронежская, Липецкая, Краснодарский край 0,41

10 «Авида», холдинг 65,3 Белгородская область 0,39

Итого 1127,4 6,77

Данные таблицы свидетельствуют о низкой степени концентрации в производстве сырого молока. Первая десятка крупнейших производителей занимает лишь 6,77% от всего рынка. При анализе 50-ти крупнейших производителей сырого молока выясняется их региональная концентрация: 3% производства сосредоточено в Татарстане, 2,5% - в Краснодарском крае. Производство молочной продукции по территории РФ рассредоточено крайне неравномерно, На Центральный и Приволжский федеральные округа приходится более 50% российского производства цельного молока, сыра и сливочного масла.

Лидеры молочного рынка: Вимм-Билль-Данн, Молвест (Воронежский молочный комбинат), Очаковский молочный завод (ООО «Холдинг Варшавский»), «Перммолоко», Пискаревский молочный комбинат, «Данон Россия, Росагроэкспорт, «Campiña», «Эрманн» [2]. На их долю приходится до половины физического и стоимостного объёма рынка. При этом в отдельных регионах лидеры отрасли или местные комбинаты-лидеры контролируют от 30 до 70% рынка. Компании-лидеры

позиционируют себя как производители высококачественной продукции из натурального молока. Эти компании относят свою продукцию к среднему и высшему ценовому сегменту. Для данных компаний облегчено вхождение на рынок - они сотрудничают с крупнейшими розничными сетями. Доступ на рынок, который контролируется сетями, становится сложным барьером для региональных производителей и мелких хозяйств. Сети, завязанные на оффшорных бенефициаров, становятся главным фактором уменьшения прибыли производителей и удержания высоких цен на молочную розницу. Логистика у сетей построена просто феерически: сети сознательно игнорируют мелких производителей, хотя согласны сотрудничать с региональными компаниями только на собственных условиях. Высокие цены удерживаются даже на фальсифицированные продукты, даже в период падения платежеспособного спроса населения. Региональные компании, предлагая широкий ассортимент, всё-таки не имеют по всей продуктовой линейке товары одинакового качества. Часть региональных производителей выпускает на одном и том же оборудовании, из одного и того же сырья товары разных ценовых сегментов. К тому же подобные товары имеют, по мнению производителя, неодинаковое качество. Население активно привлекается к покупкам товаров региональных лидеров под лозунгом «Покупай местное!». Создаются местные торговые марки по всей линейке ассортимента. При анализе развития молокоперерабатывающей промышленности следует учесть целый ряд специфических факторов: ярко выраженная сезонность в поступлении сырья; короткие сроки хранения сырья и готовой продукции; большое число поставщиков и покупателей; преобладание поставок продукции малыми партиями. Выход мог быть найден с помощью производственно-сбытовой кооперации. Однако, российское законодательство не поощряет какую либо форму кооперации исходя из интересов крупнейших частновладельческих компаний и игнорируя интересы потребителей. Сумма господдержки из федерального бюджета не растёт с 2013 года, а напротив, уменьшается. Несмотря на рост цены на молоко и его востребованность, издержки обгоняют рост цен. С одной стороны, росли цены на молоко-сырье, что хорошо для сельхозпроизводителя. С другой стороны учтём, что оборудование, ветеринарные препараты, кормовые добавки, племенные животные -во многом иностранного происхождения, что так же увеличивает издержки. Тем не менее, следует отметить некоторый рост производства по части ассортимента. Динамика производства некоторых видов молочной продукции отражена в таблице 4.

Таблица 4. Производство некоторых видов молочной продукции в России в 1990 - 2015 годах [12]

Производство 1990 1995 2000 2005 2010 2015 Темпы роста, % 2015 к 1990 г.

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), млн тонн 20,8 5,6 6,2 9,7 10,9 11,7 56,3

Масло сливочное и пасты масляные, тыс. тонн 833 421 267 254 212 258 31,0

Сыры и продукты сырные, тыс. тонн 458 218 221 378 437 589 128,6

Конечно же, проблемы роста, стоящие перед молокопереработкой не исчезнут в ближайший год. Назовём наиболее значимые проблемы: дефицит сырого молока; сокращение поголовья коров, значительный удельный вес низкотоварных хозяйств населения в производстве сырого молока; высокая зависимость от импорта

молокопродуктов; невысокая инвестиционная активность в связи с неприемлемой стоимостью кредитных ресурсов, сравнительно низкой инвестиционной привлекательностью молочного скотоводства из-за больших сроков окупаемости финансовых вложений. Отчасти решение проблем предприятий происходит за счёт увеличения производительности труда.

Таблица 5. Динамика производительности труда в молокоперерабатывающей промышленности России в 2010 - 2015 гг. [2]

Темпы

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 роста в %, 2015 к 2010г.

Объем отгруженных товаров собственного производства 398,0 431,4 468,6 511,2 608,2 688,6 173,02

предприятиями в текущих

ценах, млрд. руб.

Среднесписочная численность работающих, 137,0 132,4 128,5 123,7 120,1 123,4 90,07

тыс. чел

Производительность труда, млн. руб. / чел. 2,91 3,26 3,65 4,13 5,06 5,58 192,08

Отдельные количественные успехи отрасли, например, в производстве сыра, подрываются качеством полученного продукта. Рынок молочной продукции слабо регулируется государством с точки зрения качества и борьбы с монополизацией сферы сбыта. В результате наблюдаем неуверенный рост производства и переработки при неудовлетворённости спроса.

Список литературы

1. Национальный союз производителей молока Союзмолоко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.souzmoloko.ru/ (дата обращения: 18.05.2017).

2. Новости и аналитика молочного рынка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.milknews.ru/ (дата обращения: 18.05.2017).

3. Официальный сайт компании «Пискаревский молочный комбинат». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.clever.ru (дата обращения: 18.05.2017).

4. Официальный сайт компании «Campina». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.campina.ru/ (дата обращения: 18.05.2017).

5. Официальный сайт компании «Вимм-Билль-Данн». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wbd.ru/ (дата обращения: 18.05.2017).

6. Официальный сайт компании «Данон Россия». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.danone.ru/ (дата обращения: 18.05.2017).

7. Официальный сайт компании «Перммолоко». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://permmoloko.com/ (дата обращения: 18.05.2017).

8. Официальный сайт компании «Эрманн». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ehrmann.ru/ (дата обращения: 18.05.2017).

9. Официальный сайт компании Молвест (Воронежский молочный комбинат). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.molvest.ru/ (дата обращения: 18.05.2017).

10. Официальный сайт компании Очаковский молочный завод (ООО «Холдинг Варшавский»). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://varshavsky.net/ (дата обращения: 18.05.2017).

11. Официальный сайт компании Росагроэкспорт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rostagroexport.ru/ (дата обращения: 18.05.2017).

12. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main / rosstat/ ru/statistics/enterprise/industrial/ (дата обращения: 18.05.2017).

13. Федеральная таможенная служба РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemi d=2095/ (дата обращения: 18.05.2017).

СУЩНОСТЬ, ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ Ковшова М.В.1, Лоткова Ю.В.2

1 Ковшова Марина Владимировна - кандидат экономических наук, доцент;

2Лоткова Юлия Владимировна - магистрант, кафедра финансов и кредита, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены сущность и перспективы развития страхования имущества физических лиц, анализируются основные показатели деятельности страховщиков в данном сегменте.

Ключевые слова: анализ, страхование имущества, развитие.

Страхование - это взаимоотношения по поводу защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении соответствующих событий, именуемых страховые случаи, за счет денежных средств, образуемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Вся область страхования подразделяется на имущественное, личное, страхование ответственности и страхование предпринимательских рисков.

Имущественное страхование - это такой вид страхования, где обязательно должен быть какой-то имущественный интерес, связанный с владением, распоряжением или пользованием чем-либо. То есть должен быть объект, цену которого можно оценить в деньгах, например, дом, автомобиль, шуба, предметы искусства, сельскохозяйственные насаждения и т.д. И должен быть субъект - человек, который владеет или пользуется данным имуществом и который понесет потери в случае порчи данного имущества.

По форме имущественное страхование можно разделить на страхование имущества юридических лиц (корпораций, фирм, компаний) и физических лиц (обычных граждан). Разница предложений, тарифов и условий заключения договора страхования будет возникать в зависимости от вида самого имущества.

Владельцы объектов движимой и недвижимой собственности прибегают к страхованию, стремясь минимизировать риски, связанные с порчей, утратой или уничтожением данного имущества. Многие из них страхуют также свою ответственность перед соседями за вред, причиненный вследствие эксплуатации или ремонта собственной недвижимости. На российском страховом рынке представлено большое количество различных программ страхования имущества граждан, отличающихся по опциям и тарифам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.