ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД ПРИЁМАМ РУКОПАШНОГО БОЯ В СРЕДСТВАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
БРОНЕЗАЩИТЫ
Р.Б. Хыбыртов,
преподаватель кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета
МВД Росси,и майор полиции Научная специальность 13.00.08 -теория и методика профессионального образования
E-mail: Hybyrtov@mail.ru
Аннотация. в статье показано педагогическая система обучения приёмам рукопашного боя в средствах индивидуальной бронезащиты как важного средства повышения профессионального сотрудника ОВД, дано определение боевая подготовка. Показаны основные компоненты боевой подготовки подразделений.
Ключевые слова: боевая подготовка, физическое подготовка, образовательных учреждений МВД России, профессиональными интересами курсантов и сотрудников ОВД, рукопашного боя в СИБ
CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL SYSTEM FOR TEACHING HAND-TO-HAND COMBAT TECHNIQUES IN BODY ARMOR FACILITIES TO OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES
R.B. Hybyrtov,
instructor of physical training and applied single combats, at Saint Petersburg university of RFMinistry of Internal Affairs, major of police
Annotation. The article describes the educational system of teaching hand-to-hand combat in body armor facilities as an important means for enhancing a professional officer of internal affairs agency, the definition of combat training is given. The basic components of combat training of units are shown.
Keywords: combat training, physical training, educational institutions of RF Ministry of Internal Affairs, professional interests of cadets and officers of internal affairs agencies, hand-to-hand combat in body armor facilities
Одной из важнейших составляющих боеготов- жебных задач в соответствии с их предназначением. ности подразделений и частей МВД является их уме- Основными компонентами боевой подготовки под-ние эффективно действовать в ближнем бою. В тео- разделений и частей являются — тактическая под-рии воинского обучения и воспитания под понятием готовка, огневая, физическая подготовка и вожде-"боевая подготовка" понимается система меропри- ние колесных боевых машин (В.Н.Лавров, 2008). ятий по обучению и воспитанию личного состава Следовательно, нам необходимо рассмотреть
подразделений МВД, сотрудников ОВД для ведения организацию обучения физической подготовке и по-боевых действий или выполнения оперативно-слу- казать как происходит процесс формирование навы-
№ 4/2012
Вестник Московского университета МВД России
217
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ков рукопашного боя в средствах индивидуальной бронезащиты ( СИБ) в структуре педагогической системы.
Под педагогической системой организации обучения сотрудников ОВД приёмам рукопашного боя в СИБ в данном исследовании понимается комплекс взаимосвязанных компонентов, определяющих построение, содержание и обеспечение процесса обучения, направленного на достижение цели и решение задач обучения применению приёмов рукопашного боя в СИБ в ближнем бою.
Исходя из требований учебно-боевой деятельности к физической подготовке сотрудников ОВД основными компонентами педагогической системы обучения являются: целевой компонент, концептуальный, функциональный, содержательный, процессуальный и оценочно-аналитический компоненты, как конечный результат — индивидуальная боевая готовность сотрудника ОВД.
Результаты исследования позволили нам более подробно остановиться на взаимосвязи требований учебно-боевой деятельности к физической подготовке сотрудников с процессуальным компонентом, которая заключается в том, что они определяют содержание обучения приёмам рукопашного боя. Это происходит за счет выделения на обучение личного состава следующих ресурсов: учебного времени, учебно-тренировочных средств и эксплуатации объектов учебно-материальной базы. Конкретное содержание обучения приёмам рукопашного боя определено в учебных планах и программах служебной подготовки аттестованного состава РУВД, отделов, подразделений и учебных заведений.
В условиях наметившийся тенденции развития педагогической системы организации физической подготовки необходимо уметь вносить коррективы в процесс и методику обучения приёмам рукопашного боя в СИБ и применять их в реальных условиях. Исходя из того, что содержание НФП-96 и учебных программ по физической подготовке для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России перенасыщено приемами рукопашного боя, также учитывать основные противоречия между содержанием ведения ближнего боя и содержанием обучения ведению рукопашных схваток в реальных условиях, т.е. между тем, чему и как необходимо учить и тем, чему учат в данный, конкретный период времени.
В совокупности можно заключить, что в педагогической системе физической подготовки в ОВД актуальным являются:
- необходимость обучения приёмам рукопашного боя в реальных условиях в средствах индивидуальной бронезащиты;
- совершенствование организации и методики обучения приёмам рукопашного боя в СИБ;
- совершенствование существующих, создание и ускоренное внедрение новых средств обучения;
- совершенствование практической и методической подготовки командиров, руководителей занятий.
Необходимо подчеркнуть, что в основе процессуального компонента целесообразно использовать следующие принципы обучения:
- принцип безопасности жизнедеятельности, гуманизации, предполагающий умение вести рукопашную схватку, как защитную и жизнесберегаю-щую основу сотрудника при обучений;
- принцип воспитательной направленности системы эффективного обучения приёмам рукопашного боя предполагает развитие гражданственности, стремление, к мотивационному самосовершенствованию, самооценки и отношения к профессиональной деятельности;
- принцип преемственности и поступательности в процессе обучения приёмам рукопашного боя;
- принцип междисциплинарности предполагает взаимосвязь умений и навыков, обеспечивающих эффективное обучение ведению рукопашных схваток на занятиях по тактической и огневой подготовке;
- принцип индивидуализации, предполагающий организацию обучения в соответствии с индивидуальными особенностями, жизненными профессиональными интересами курсантов и сотрудников ОВД.
Реализация этих принципов в процессе обучения позволит подготовить преданных отечеству, сознательных, активных сотрудников ОВД, обладающих прочными знаниями, практическими навыками и умениями, способных действовать в сложных условиях.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N° 329 ФЗ « О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: — М.: «Российская газета» — Федеральный выпуск № 4539 от 8 декабря 2007 г.
2. Приказ МВД России от 29 июля 1996 г. № 412 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел».
3. Приказ МВД России от 15 мая 2001 года № 510 «О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29 июля 1996 г, № 412».
4. Приказ МВД, России от 29 июня 2009 года № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
5. Кудин В.В., Торопов В.А, Ушенин А.И., Куликов М.Л. и др. Физическая подготовка: Учебник — СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010, — 312 с.Торопов В.А. Физическая подготовка: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД Россия, 2008. — 311с.
6. Теория и организация физической подготовки войск, Учебник, СПб,2007г.-594стр.
218
Вестник Московского университета МВД России
№ 4/2012