Научная статья на тему 'Характеристика основных этапов сотрудничества Кыргызстана и России в военнополитической сфере в постсоветский период (1991-2009 гг. )'

Характеристика основных этапов сотрудничества Кыргызстана и России в военнополитической сфере в постсоветский период (1991-2009 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
774
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕКЛАРАЦИЯ / СОГЛАШЕНИЕ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / СНГ / ООН / ДКБ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CIS (COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES) / UNO (UNITED NATIONS ORGANIZATION) / ACS (AGREEMENT OF COLLECTIVE SAFETY) / SAFETY / DECLARATION / AGREEMENT / MILITARY-POLITICAL SPHERE / MILITARY AND TECHNICAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сернецкий О. Б.

В статье в хронологической последовательности раскрываются основные этапы сотрудничества России и Кыргызстана в военно-политической сфере межгосударственных взаимоотношений в период 1991-2009 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of cooperation between Russia and Kyrgyzstan in the military-political sphere of the interstate relationship during 1991-2009 are revealedin the articlein the chronological sequence.

Текст научной работы на тему «Характеристика основных этапов сотрудничества Кыргызстана и России в военнополитической сфере в постсоветский период (1991-2009 гг. )»

ВестникКрасГАУ. 2014. № 11

13. Симченко Ю.Б. Нганасаны // Этническая история народов Севера. - М.: Наука, 1982. - С. 81-98. Сыроечковский Е.Е. Охота на диких северных оленей и проблема кругополярной культуры народов Севера // Северный олень. - М.: Агропромиздат, 1986. - С. 157-170.

14. Хлобыстин Л.П. Новое о древнем населении Таймыра // Происхождение аборигенов Сибири. -Томск, 1969. - С. 79-84.

УДК 327.8 О.Б. Сернецкий

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СОТРУДНИЧЕСТВА КЫРГЫЗСТАНА И РОССИИ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1991-2009 гг.)

В статье в хронологической последовательности раскрываются основные этапы сотрудничества России и Кыргызстана в военно-политической сфере межгосударственных взаимоотношений в период 1991-2009 гг.

Ключевые слова: безопасность, декларация, соглашение, военно-политическая сфера, СНГ, ООН, ДКБ, военно-техническое сотрудничество.

O.B. Sernetsky

THE CHARACTERISTIC OF THE MAIN STAGES OF COOPERATION BETWEEN KYRGYZSTAN AND RUSSIA IN THE MILITARY-POLITICAL SPHERE DURING THE POST-SOVIET PERIOD (1991-2009)

The main stages of cooperation between Russia and Kyrgyzstan in the military-political sphere of the interstate relationship during 1991-2009 are revealedin the articlein the chronological sequence.

Key words: safety, declaration, agreement, military-political sphere, CIS (Commonwealth of Independent States), UNO (United Nations Organization),ACS (Agreement of Collective Safety), military and technical cooperation.

Изучая историю военно-политического сотрудничества Кыргызстана и России в постсоветский период 1991-2009 гг., можно определить следующую периодизацию и основные направления этого сотрудничества:

- военно-политическое сотрудничество в 1991-1999 гг.;

- военно-политическое сотрудничество в 1999-2003 гг.;

- военно-политическое сотрудничество в 2003-2009 гг.

Отдельно хотелось бы выделить военно-политическое сотрудничество Кыргызстана и России в рамках международных организаций ШОС, ОДКБ и других в эти исторические периоды. Каждый период характеризуется своими особенностями и основными направлениями, которые хотелось бы рассмотреть более подробно.

Национальный суверенитет Кыргызстан обрёл после распада СССР 15 декабря 1990 г. Верховный Совет принял Декларацию о суверенитете республики1, а 31 августа 1991 г. Декларацию о независимости Кыргызстана2. Начался новый этап в новейшей истории Кыргызстана.

После распада Советского Союза перед Кыргызстаном, так же, как и перед другими бывшими союзными республиками, встали задачи по трансформации экономики и социальной сферы, строительству демократической системы политического и государственного управления, создания системы безопасности на различных уровнях - военном, экономическом, технологическом, информационном, экологическом и др.

Практически все бывшие среднеазиатские республики СССР в этот период столкнулись с рядом серьезных проблем в сфере обеспечения безопасности. Соблюдение условий самого существования любого суверенного государства неразрывно связано с обеспечением собственной безопасности, необходимости защиты национальных интересов. Безопасность - это ключевой момент истории народа, когда не только

1 URL: http://www.rus.gateway.kg/content/kg/History/11.

2 URL: http://www.namsu.org.kg/index.php?option.

сохраняется сама возможность его существования и развития, но и территория, имущество, культура, язык, система ценностей3.

Главные из проблем в сфере обеспечения безопасности в той или иной степени существуют и сегодня, а отдельные из них, получив «новый вектор» негативного развития, представляют серьезную угрозу безопасности не только для стран региона, но и угрозу мировой цивилизации и ее ценностям, сформированным человечеством на данном этапе своего развития. Причем, практически все из них представляют одинаковую угрозу и интересам России, и интересам стран Центрально-Азиатского региона.

Прежде всего, это угроза со стороны международного терроризма и религиозного экстремизма. Нестабильные государства региона - это один из каналов проникновения международного терроризма в Центральную Азию и Россию. Серьезную угрозу безопасности представляет и контрабанда наркотиков в страны Центральной Азии и затем в Россию, куда они проникают из Афганистана - крупнейшего наркопроизводящего региона мира. Эта проблема, существующая и в центрально-азиатских странах, и в современном российском обществе, уже стала одной из самых острых и продолжает еще более усугубляться, поэтому практически все независимые государства региона, в том числе Россия, в настоящее время рассматривают ее как одну из основных угроз национальной безопасности. По данным Программы по контролю за наркотиками ООН, в Афганистане было произведено в 2000 г. 3300 т опия, в 2005 г. - 4100 т героина, в 2007 г. - 8200 т героина4. В качестве еще одной угрозы цивилизационному развитию и самому существованию стран Центральной Азии, и в качестве одной из угроз развитию России выступает и угроза региональной стабильности. Страны Центрально-Азиатского региона - это зачастую страны с нестабильной государственной властью, сложным экономическим положением, большим социальным «разбросом», пограничными и водными проблемами, что является благоприятным фактором для терроризма, экстремизма и может послужить дестабилизации всего региона. Наконец, Центральная Азия представляет собой регион, служащий для России своеобразным щитом от возможной геополитической, стратегической угрозы ее интересам. Таким образом, очевидно, что в основу сотрудничества и обеспечения безопасности стран региона, в том числе Кыргызстана и Российской Федерации, легли совпадение или близость их стратегических интересов, общее историческое прошлое, экономические, научные, культурные и другие традиционные связи5.

В.Н. Носов в этой связи указывает на то, что «дезинтеграция Советского Союза привела к разрушению единой системы военно-политической защиты как от внешних, так и внутренних угроз, а её быстротечность не позволила создать дееспособные системы национальной безопасности в Новых Независимых Государствах»6.

Для разрешения межгосударственных противоречий в ситуации отсутствия какого-либо опыта межгосударственных отношений в качестве суверенных государств, предотвращения, локализации или ликвидации возможных конфликтов, создания собственных армий и укрепления обороноспособности, противодействия внешним угрозам руководству центрально-азиатских государств необходима была политическая и военная поддержка, которую они и получили по прошествии некоторого времени со стороны России.

Взаимодействие Российской Федерации с центрально-азиатскими республиками, в том числе с Кыргызстаном, в сфере безопасности началось именно в формате СНГ и стало в начале 90-х гг. одним из главных направлений военного сотрудничества стран СНГ7. Этим собственно и характеризуется период 1991-1999 гг. как период создания нормативно-правовой базы военно-политического сотрудничества.

Наличие ряда документов, принятых в рамках СНГ, доказывает, что проблема обеспечения военно-политической безопасности, вопросы интеграции в военной сфере имели и для Кыргызстана, и для России приоритетное значение. Можно перечислить хотя бы некоторые из этих документов: Соглашение по стратегическим силам (30 декабря 1991 г.)8, Соглашение о гражданской авиации и об использовании

3См. подробнее: Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.: Наука, 1971; Асанканов А.А. Кыргы-зы: рост национального самосознания. Бишкек, 1997.

4 Всемирный доклад о наркотиках 2008 г. [Электронный ресурс] // URL:http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/drug2008.pdf (дата обращения: 12.03.2012).

5 Парамонов В., Столповский О. Сотрудничество в рамках СНГ в сфере безопасности: современное состояние, основные проблемы и рекомендации (на примере России и стран Центральной Азии) // Новое восточное обозрение [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/statut.htm.

6 Носов В.Н. Военное присутствие как инструмент внешней политики России и США. Бишкек: КРСУ, 2010

7 Сернецкий О.Б. Формирование договорно-правовой основы военного сотрудничества Кыргызстана и России в постсоветский период // Наука и образование: проблемы и тенденции развития: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2013. С. 94.

8 Соглашение стран СНГ по стратегическим силам (30 декабря 1991 г.) [Электронный ресурс] // URL: zakonprost.ru/content/base/29819.

воздушного пространства (30 декабря 1991 г.)9, Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (30 декабря 1991 г.)10, Соглашение совета глав государств -участников СНГ о Вооруженных силах и пограничных войсках (30 декабря 1991 г.)11, Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о статусе стратегических сил (14 февраля 1992 г.)12, Соглашение о силах общего назначения на переходный период (14 февраля 1992 г.)13, Договор о коллективной безопасности (15 мая 1992 г.)14, Положение о Совете коллективной безопасности (6 июля 1992 г.), Соглашение об утверждении положения о Совете коллективной безопасности от 6 июля

1992 года (по состоянию на 24.12.1993 г. )15 и др.

Данные многосторонние соглашения, как и многие другие, принятые во временном диапазоне от 30 декабря 1991 г. до 3 ноября 1995 г., составляют договорную базу сотрудничества в сфере обеспечения безопасности не только стран СНГ, но и Кыргызстана и России. Основы сотрудничества между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией в военно-политической сфере были заложены Договором о сотрудничестве в военной области, подписанным 5 июля 1993 г., вступившим в законную силу 10 октября

1993 г., ратифицированным постановлением Законодательного собрания Жогорку Кенеша (ЖК) Кыргызской Республики от 17 мая 1995 г.16.

В этот период Кыргызстан и Россия заключили более 40 международных договоров на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях по различным направлениям военного сотрудничества, среди которых Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Бишкек, 23 марта 1998 г.)17; Соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве по пограничным вопросам (Бишкек, 17 июля 1999 г.)18 и многие другие.

Таким образом, можно констатировать, что в этот период Россия, понимая общность интересов, наличие общих вызовов и угроз, несмотря на собственные трудности, оказала поддержку новым независимым государствам и выступила главным организатором и равноправным участником формирования нормативно-правовой основы военного сотрудничества как в формате СНГ, так и непосредственно в двухстороннем формате строительства межгосударственных отношений между Россией и Кыргызстаном.

На следующий этап межгосударственного военно-политического сотрудничества Кыргызстана и России в 1999-2003 гг. повлияли события лета 1999-2000 гг. Связано это было, прежде всего, с противостоянием в Кыргызстане и соседнем Узбекистане правительственных Вооруженных сил с вторгшимися на территорию Кыргызстана террористическими бандформированиями и выходом талибов в Афганистане на границы со странами Центральной Азии.

Итоги так называемой баткентской военной компании, к сожалению, показали недостаточную боеспособность Вооруженных сил Кыргызстана, и одновременно высокий патриотизм простых военнослужащих и гражданского населения, которые иногда ценой собственной жизни смогли противостоять вооруженным боевикам. Несмотря на общую численность Вооруженных сил Кыргызстана (их численность на тот период составляла около 14 тыс. военнослужащих, а в самой операции была задействована более чем 5-тысячная группировка войск), не получилось в сжатые сроки ликвидировать бандформирования международных террористических организаций численностью не более 150-200 человек в течение весенне-летних компаний 1999-2000 гг., когда велись затяжные бои в приграничных районах Баткентской обл.19.

9 Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (30.12.1991 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://zakon .law7.ru/base29/part2/d29ru2262 .htm.

10 Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (30.12.1991 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

11 Соглашение о Вооруженных силах и пограничных войсках (30 декабря 1991 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://zakon.law7.ru/base.

12 Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о статусе стратегических сил (14 февраля 1992 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://open.lexpro.ru/document/15000649#1.

13 Соглашение о силах общего назначения на переходный период (14 февраля 1992 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://normativ.kz/view/310.

14 Договор о коллективной безопасности (15 мая 1992 г.) [Электронный ресурс] // [Электронный ресурс] // URL: http://www.mid.ru.

15 Соглашение об утверждении положения о Совете коллективной безопасности (6 июля 1992 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.adlia.tj/.../spisdoc_word.fwx?

16 Договор между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 05.07.93 «О сотрудничестве в военной области» [Электронный ресурс] // URL: http://www.referent.ru/1/24960.

17 URL: http://online.adviser.kg.

18 URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=22685.

19 Абдылдаев С. Что нужнее киргизской армии: спецназ или военные строители?// Общественный рейтинг. Бишкек, 2003. 4 дек. № 47.

Этот период характеризуется, прежде всего, ростом военно-технического сотрудничества России и Кыргызстана. Министерство обороны Российской Федерации оказало помощь Вооруженным силам Кыргызстана поставками продукции военного назначения на сумму более 1,4 млн долл. США20. Кыргызстан получил различные образцы стрелкового вооружения, боеприпасы, оптические системы, аккумуляторные батареи, а также вещевое имущество, что и позволило эффективно противостоять вторгшимся бандформированиям международных террористических организаций. Автор статьи был сам свидетелем событий, происходящих в тот период, и принимал непосредственное участие в организации поставок продукции военного назначения из России в Кыргызстан, когда в Вооруженных силах Кыргызстана не хватало даже самого необходимого для организации и управления войсками, - радиостанций и аккумуляторных батарей к ним.

В этот период принципиально на новом нормативно-правовом уровне реформируется и система военно-технического сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ, в том числе с Кыргызской Республикой. В августе 1997 г. был подписан пакет указов президента Российской Федерации (№ 907-910), которые закрепили право посреднической деятельности за российскими федеральными государственными унитарными предприятиями - «Госкомпанией «Росвооружение», «Промэкспортом» и «Российскими технологиями», а также разграничили сферы их полномочий. Развивается сотрудничество и в сфере подготовки кадров для Вооруженных сил Кыргызстана в военных учебных заведениях Российской Федерации. В российских военных вузах выросло число курсантов из Кыргызстана (всего за 2000-2005 гг. было подготовлено около 700 высококвалифицированных специалистов)21.

Правительством Российской Федерации были утверждены и уставы этих предприятий, Положение об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг иностранным государствам по подготовке национальных военных кадров и технического персонала22.

Таким образом, толчком для дальнейшего развития отношений в этой области послужили перспективы негативного развития военно-политической обстановки и возникновение общих угроз национальной безопасности не только Кыргызстана и России, но стран всего региона. Этот же период характеризуется попытками налаживания взаимоотношений руководства Кыргызстана с ведущими государствами Запада не только в сфере обеспечения безопасности и военно-политического сотрудничества. В январе 2002 г. в аэропорту «Манас» открывается военная база США, которую используют не только сами США, но и их союзники для ведения антитеррористической операции коалиционных сил в Афганистане.

Кроме того, этот период также характеризуется появившимся осознанием военно-политическим руководством Кыргызстана, России и стран региона в острой необходимости укрепления не только собственных Вооруженных сил, но и в координации совместных усилий, в дальнейшей интенсификации военно-политического сотрудничества.

Появление в Центральной Азии западных военных баз после начала в 2001 г. операции США и НАТО в Афганистане, необходимость военно-технической помощи, координации совместных действий по противодействию внешним и внутренним угрозам привело к открытию 23 октября 2003 г. военной авиационной базы ОДКБ в г. Кант на севере Кыргызстана, представленном авиационным подразделением ВВС России. Этот период военно-политического сотрудничества 2003-2009 гг. характеризуется завершением формирования региональной безопасности в виде организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и дальнейшей интенсификацией процессов военно-политического сотрудничества Кыргызстана и России, переходом на новый более качественный уровень сотрудничества. В 2003-2004 гг. Россия предоставила Кыргызстану военно-техническую помощь по линии ФГУП «Рособоронэкспорт» на сумму 3,0 млн долл. США. Были поставлены стрелковое вооружения, приборы обнаружения, боеприпасы, средства связи, инженерное имущество. В России проходили капитальный ремонт боевые вертолеты и самолеты Вооруженных сил Кыргызстана, Кыргызская республика укрепляла свои внешние границы, используя при этом уникальные электронные системы, разработанные российским Минатомом. Благодаря содействию Российской Федерации, в январе 2007 г. силы воздушной обороны Кыргызстана (СВО) смогли вновь заступить на боевое дежурство и впервые после обретения независимости взяли под полный

20 Из интервью посла России в Киргизии В. Власова (24.12.2009 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://intemet.bibo.kz/361104-soglashenie-o-voennojj-baze-rf-v-kirgizii-gotovo.html.

21Кушнир А.М. Экономика военного строительства: новая парадигма (на примере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами) // Вооружение и экономика [Электронный ресурс] // http://www.mil.ru/info/1070/51205/index.shtml.

22Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.mid.ru.

контроль все воздушное пространство над республикой. В 2007 г. оперативная группа боевых расчетов СВО Вооруженных сил Кыргызстана впервые за последние семь лет приняла участие с боевой стрельбой в учениях государств СНГ «Боевое содружество - 2007»23. В августе 2009 г. политическое руководство России и Кыргызстана подписало меморандум, где говорится о возможности размещения на юге Кыргызской Республики дополнительного российского воинского контингента.

Для эффективной реализации двусторонних договоренностей между оборонными ведомствами Кыргызстана и России ежегодно составляются планы двустороннего военного сотрудничества, в которых определяются мероприятия и сроки их реализации. Важным фактором двустороннего военного сотрудничества являются официальные и рабочие визиты руководителей оборонных ведомств двух стран, а также рабочие контакты на уровне экспертов.

Кроме того, этот же период характеризуется борьбой за доминирование влияния в регионе, в частности в Кыргызстане, ведущих мировых центров силы, в первую очередь, конечно, США, Китая, стран Европейского союза, Ирана, Индии, борьбой за доступ и контроль за поставками энергетических ресурсов региона на мировые рынки и для обеспечения потребностей заинтересованных в этом стран. Кроме того, получают развитие и противоречия в использовании гидроэнергетических и минеральных ресурсов, рост числа приграничных и межэтнических конфликтов между самими странами региона.

Анализ ретроспективы развития этих процессов фиксирует только рост противоречий и дальнейшей заинтересованности в сфере доступа и контроля за энергетическими и минеральными ресурсами региона. А значит, эти отношения в дальнейшей перспективе будут только обостряться, что ставит под вопрос сохранение стабильности в данном геополитическом пространстве и Кыргызстану, как стране, расположенной в этом регионе.

Особо хотелось бы выделить военно-политическое сотрудничество Кыргызстана и России в рамках международных организаций ШОС, ОДКБ и других в этот исторический период. Комплексная оценка проблем, угроз и путей их решения, общих для России, Кыргызстана и других стран региона, привела их политическое руководство к осознанной необходимости координации совместных усилий в сфере обеспечения безопасности, организации взаимной помощи и дальнейшего сотрудничества.

К лету 2001 г. были сформированы коллективные силы быстрого реагирования (КСБР), куда вошли казахский штурмовой батальон «Казбат», кыргызский горно-стрелковый батальон, российская тактическая группа на уровне батальонных соединений и отдельный батальон связи, а также десантно-штурмовой батальон Вооруженных сил Таджикской Республики.

В августе 2001 г. в Бишкеке был сформирован и приступил к работе региональный штаб КСБР. Одним из основных направлений военно-политического сотрудничества стран региона в течение всего постсоветского периода является создание системы коллективной безопасности, что было оформлено Договором о коллективной безопасности подписанном 15 мая 1992 г. в г. Ташкенте, который на тот период уже подписали Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Было разработано Положение о Совете коллективной безопасности (6 июля 1992 г.), Соглашение об утверждении положения о Совете коллективной безопасности от 6 июля 1992 года (по состоянию на 24.12.1993). 2 апреля 1999 г. президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока его действия на следующие пять лет. Действием ДКБ были заложены концептуальные и нормативно-правовые основы формирования системы коллективной безопасности.

В 1995 г. главами государств-участников ДКБ были подписаны Декларация, Концепция коллективной безопасности, основные направления углубления военного сотрудничества и план их реализации. Свое дальнейшее развитие это сотрудничество получило 14 мая 2002 г. в г. Москве, где главами государств-членов на сессии СКБ ДКБ было принято решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в международную региональную организацию24. Кыргызстан и Россия как полноправные и независимые государства активно поддержали этот процесс.

Важным политическим моментом в развитии многосторонних военно-политических, а затем и экономических отношений с участием Кыргызстана, России и других государств региона, стало подписание в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы, которое затем трансформировалось в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) - региональную

23 Красная Звезда. 2009. 24 дек.

24Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.mid.ru.

международную организацию, основанную в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана25. ШОС не является военным блоком, но среди главных задач организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком и др.

Таким образом, военное сотрудничество - это многосторонний процесс, направленный на обеспечение безопасности наших государств, зависящий и от наличия адекватного вероятному противнику военного потенциала страны, и от многих других факторов экономического, информационного, технологического, политического и социального характера. При наличии этих обстоятельств история военного сотрудничества Кыргызстана и России в постсоветский период представляет особый интерес для дальнейшего изучения основных её закономерностей развития, осмысления факторов, влияющих как на само сотрудничество, так и на обеспечение стабильности и безопасности в странах региона и в самой Российской Федерации.

УДК 725.2:339.16.012.34 В.И. Царёв, Н.О. Васильева, В.В. Царёв

К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ АЧИНСКОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

В 1927-1929 гг.

В статье рассмотрены особенности деятельности союза кооперативов города Ачинска во второй половине 1920-х годов. Показан процесс строительства зданий потребсоюза, отмечена их архитектурная ценность и историко-культурное значение.

Ключевые слова: потребительская кооперация, торговля, рационализация хозяйства, склад, строительство, конструктивизм.

V.I. Tsarev, N.O. Vasilyeva, V.V. Tsarev

TO THE HISTORY OF THE BUILDINGCONSTRUCTION FOR THE ACHINSK UNION OF CONSUMER

COOPERATION IN 1927-1929

The peculiarities of the cooperative union activity in Achinskcity in the second half of the 1920 are considered in the article. The process of the consumer union buildingconstruction is shown; their architectural value and historical-cultural significanceare noted.

Key words: consumer cooperation, trade, economy rationalization, warehouse, construction, constructivism.

В начале 1920-х годов прошлого столетия в сибирских городах и крестьянских селениях наблюдался общий спад хозяйственной деятельности, вызванный разрушительными последствиями гражданской войны. В восстановительный период введённая советской властью новая экономическая политика способствовала подъему в стране потребительской кооперации, получившей активное развитие в Сибири.

Наглядным примером преобразований, происходивших в сибирском кооперативном движении, являются сохранившиеся редкие архивные документальные материалы о деятельности союза потребительских обществ города Ачинска и его округа во второй половине 1920-х годов. Их исследование позволяет проследить процесс воплощения идеи, рожденной на волне революционных устремлений, о рациональной организации обращения через создание новой торгово-технической базы в сибирском городе, а также выявить причины, затормозившие этот процесс.

Название Ачинского окружного общества кооператоров в сокращенном варианте соответствовало общепринятому литературному стилю тех лет и звучало по-революционному ёмко и кратко - Ачпотребсоюз. Он являлся структурным подразделением и организационно подчинялся правлению Сибирского краевого

25Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.mid.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.