УДК 32
Кутбидинов Курманбек Камчыбекович аспирант
Дипломатической академии МИД РФ
ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЫРГЫЗСТАНА И РОССИИ
Kutbidinov Kurmanbek Kamchybekovich
PhD student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
THE PROBLEMS OF POLITICAL AND MILITARY COOPERATION BETWEEN KYRGYZSTAN AND RUSSIA
Аннотация:
В статье рассматривается процесс установления двусторонних кыргызско-российских отношений после распада СССР в военно-политической сфере, выявлены проблемные стороны данных отношений. Ключевым моментом сотрудничества признано совместное противодействие государств новым вызовам и угрозам, таким как международный терроризм и международный наркотрафик. Определены основные направления военно-политического сотрудничества между означенными государствами, доказана его важность для обеспечения безопасной обстановки в Центрально-Азиатском регионе.
Ключевые слова:
Кыргызстан, Россия, Центрально-Азиатский регион, национальная безопасность, военно-политическое сотрудничество, международный терроризм, международный наркотрафик.
Summary:
The article discusses the process of establishment of bilateral Kyrgyz-Russian relations after the collapse of the USSR, in particular, cooperation in the military and political sphere. The challenges of these relations are described. The key point of cooperation is the states' efforts to counteract the new challenges and threats: international terrorism and international drug trafficking. The author defines the basic areas of the political and military cooperation between the countries, proves its importance for securing the risk-free environment in the Central Asian region.
Keywords:
Kyrgyzstan, Russia, Central Asian region, national security, military and political cooperation, international terrorism, international drug trafficking.
После распада СССР Кыргызстан, как и почти все республики бывшего Союза, стал субъектом международного права, включился в динамичный процесс перестройки ялтинско-потс-дамской системы международных отношений, начал активно выстраивать двусторонние связи с учетом своих внешнеполитических интересов. За годы независимости Кыргызстан установил дипломатические связи с более чем 140 странами и международными глобальными (ООН, ЮНЕСКО), европейскими региональными (ОБСЕ) организациями, а также организациями, имеющими азиатский или евразийский вектор сотрудничества (ОДКБ, ЕАЭС, ШОС).
Сегодня ключевым моментом внешней политики Бишкека в вопросах выстраивания системы национальной безопасности являются отношения с РФ. Для данных отношений характерен комплексный подход к взаимодействию, так как в деле снижения популярности радикального исламизма и сепаратизма одинаково значимо как социально-экономическое, так и военно-политическое сотрудничество. РФ рассматривает Кыргызстан в качестве одного из важнейших элементов для поддержания стабильности и сдерживания наркотрафика в Центрально-Азиатском регионе [1].
Юридическую основу взаимодействия между Кыргызстаном и РФ составляет внушительный пакет документов, который на современном этапе представлен 120 договорами и соглашениями правительственного, межправительственного, межведомственного, межрегионального уровней, регламентирующими различные сферы взаимодействия государств. Кыргызско-российское сотрудничество в военной сфере генетически обосновано общностью интересов, начало юридическому оформлению данного сотрудничества положено Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи от 10.06.1992 г. Дальнейшие договоры уточняли и развивали определенное направление сотрудничества. Например, в Договоре о сотрудничестве в военной области от 05.07.1993 г. установлены принципы совместной охраны границ, определены объемы военных поставок, а также круг военных технологий, которые могут передаваться между государствами. Соглашения «О военно-техническом сотрудничестве» от 25.08.1999 г. и «О сотрудничестве в области безопасности» от 05.12.2002 г. обозначили важность совместных усилий по противодействию существующим угрозам [2].
В начале 1990-х гг. России приняла активное участие в реформировании вооруженных и силовых структур Кыргызстана. Хотя кыргызско-российское военно-политическое взаимодействие носило товарищескую форму, на практике его роль была невысокой. Значимым моментом явилось двустороннее участие в реформе военных структур, но из-за частых смен руководства в структурах
безопасности Кыргызстана достичь реальных результатов за короткое время не удалось. После событий 1999 г., когда боевики Исламского движения Узбекистана прорвались в Баткен, сложилась тревожная ситуация, которая могла привести к дестабилизации обстановки в регионе в целом.
Нарастание тревожных процессов, активизация исламистских террористов в ряде субъектов РФ, Центрально-Азиатском регионе, а также смена власти в России после 2000 г. привели к тому, что кыргызско-российские отношения в военно-технической сфере изменились к лучшему. Взаимодействие между оборонными и силовыми ведомствами РФ и Кыргызстана приобрело регулярный характер, особенно в вопросах борьбы с терроризмом.
По инициативе российской стороны именно в Бишкеке в августе 2001 г. было создано региональное отделение Антитеррористического центра СНГ. В операционной и управленческой сфере был организован штаб для руководства Коллективными силами быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона. Важным событием для развития кыргызско-российского сотрудничества в военно-политической сфере стало открытие на территории Кыргызстана авиабазы в г. Кант. В сентябре 2003 г. министрами обороны государств был подписан Договор о статусе и условиях пребывания авиабазы в Кыргызской Республике, который определил количество контингента, а также формат выплаты арендной платы.
Основными направлениями кыргызско-российского сотрудничества в военной области, согласно пакету принятых договоров и документов, являются:
- подготовка кадров для Вооруженных сил Кыргызской Республики;
- оказание Вооруженным силам Кыргызстана военно-технической помощи;
- предоставление Кыргызстаном своей территории для размещения военных объектов;
- взаимодействие в области противовоздушной обороны и совместная деятельность в сфере борьбы с международным терроризмом и экстремизмом;
- развитие производственной и научно-технической кооперации оборонных отраслей промышленности [3].
Несомненно, наиболее полные по объему и качественные по содержанию контакты РФ и Кыргызстана происходят в рамках ОДКБ по линиям выстроенных внутри данной организации отношений. С момента распада СССР именно ОДКБ проявила себя как наиболее эффективная военно-политическая группировка постсоветского пространства.
Начиная с 2004 г. Кыргызстан принимает ежегодное участие в военных учениях ОДКБ, что способствует повышению обороноспособности страны и позволяет отвечать вызовам, стоящим перед республикой в сфере безопасности.
Кыргызстан принимает активное участие в развитии коллективных структур безопасности. Например, в 2009 г. один армейский батальон был выделен в качестве составного элемента Коллективных сил оперативного реагирования. ОДКБ обеспечивает постоянную модернизацию оперативной и боевой структур, подразделений государств-членов. Особенно важны отработка совместных действий, проведение учений, а также выработка общего видения операций по поддержанию мира.
Необходимо признать, что республика крайне заинтересована в развитии и углублении сотрудничества с РФ в военной сфере. Это вызвано потенциальными задачами, которые стоят перед немногочисленной армией Кыргызстана, уровень вооружения которой может быть оценен как средний. Ряд проблем, стоящих перед обороноспособностью Кыргызстана, не могут быть решены без поддержки РФ.
Близость к Афганистану и опасность террористической угрозы - главные проблемы, от решения которых зависит стабильность не только Кыргызстана, но и всего региона Центральной Азии. В ходе встречи с генерал-майором А. Кудайбердиевым в рамках международного военно-технического форума «Армия-2015» министр обороны РФ С. Шойгу подчеркнул, что взаимодействие с Кыргызстаном в области военного и оборонного сотрудничества рассматривается в качестве приоритетного направления. Министр обороны РФ отметил: «Наше сотрудничество является немаловажным фактором сохранения стабильности в Центрально-Азиатском регионе. Оказываем поддержку Кыргызской Республике в сфере обеспечения безопасности. Вооруженные силы наших стран должны быть готовы к любому варианту развития ситуации, в том числе негативному. Для этого считаем необходимым повышать боевые возможности объединенной российской военной базы и вооруженных сил Кыргызской Республики» [4].
Логичным развитием сотрудничества стало размещение новой военной базы в г. Оше, которое намечено на 2017 г. Примечательно, что новая база будет оснащена современными мощными высокоточными огневыми комплексами и обеспечит стабильную ситуацию в Ферганской долине. Безопасная обстановка в данном регионе гарантирует развитие демократических институтов внутри государств, а также сдерживание радикального исламизма в современных границах
его распространения. С точки зрения обеспечения мониторинга принципиальным является решение об укреплении беспилотными самолетами российской авиабазы «Кант».
По официальным данным на территории Кыргызстана находятся пять российских военных объектов. До последнего времени Россия платила за пребывание своего военного контингента 4,5 млн долл. США [5]. В счет оплаты Москва поставляла Бишкеку оружие, технику, а также обеспечивала подготовку офицеров армии Кыргызстана на российских военных базах. В 2010 г., взыскивая средства для пополнения бюджета, Кыргызстан заявил о необходимости поднять плату за российское военное присутствие в четыре раза.
Премьер-министр Кыргызстана Алмаз Атамбаев во время своего визита в Москву в декабре 2010 г. заявил об отмене Кыргызстаном решения о повышении арендной платы. Так, по словам А. Атамбаева, вопрос был снят, так как нельзя торговаться в вопросах безопасности своей страны. Для правительства Кыргызстана вопрос о сдерживании наркотрафика является наиболее значимым, так как Центральная Азия является одним из главных регионов распространения наркотических средств.
По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в год оборот мировых криминальных рынков составляет не менее 186 млрд долл. США. Он распределяется следующим образом: 88 млрд долл. США - незаконный оборот кокаина, 65 млрд долл. США - незаконный оборот опиатов, 32 млрд долл. США - торговля людьми, около 1 млрд долл. США - незаконный оборот огнестрельного оружия.
Таким образом, проблема наркоторговли является наиболее острой. Масштаб данной проблемы подтверждается тем фактом, что прибыль от торговли наркотиками превышает 1,5 % мирового ВВП [6].
Становление маршрутов нелегальной транспортировки наркотических веществ через страны Центральной Азии обусловлено рядом международных факторов. Международные криминальные группировки после распада СССР, когда была разрушена единая система пограничной охраны и, соответственно, ослабла охрана внешних государственных границ новых государств, воспользовались создавшейся ситуацией. Внутренние (между странами СНГ) границы оставались фактически неконтролируемыми до формирования национальных таможенных структур (1993-1994 гг.). Эта ситуация в значительной степени спровоцировала утверждение нового маршрута незаконного перемещения наркотических веществ из Афганистана через территории центральноазиатских государств.
Можно констатировать, что работа в рамках ОДКБ и ШОС становится действенным механизмом координации антинаркотических сил и эффективным элементом многоуровневой системы международного сотрудничества в Центральной Азии и на всем пространстве СНГ.
Учитывая заинтересованность России и Кыргызстана в укреплении военно-политического сотрудничества, можно прогнозировать, что в дальнейшем кыргызско-российское взаимодействие в данной сфере будет развиваться. Однако для качественного и полноценного сотрудничества необходимо:
- усилить прямое и тесное взаимодействие вооруженных сил и силовых структур двух
стран;
- пересмотреть юридическую базу сотрудничества, регулирующую двусторонние отношения в сфере безопасности;
- расширить присутствие военной силы России в рамках ОДКБ для предотвращения негативного развития ситуации в Центральной Азии.
Ссылки:
1. Хадимуллин Р. ЦГИ «Берлек-Единство»: Россия и Кыргызстан в сфере военного сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://berlek-nkp.com/analitics/4618-cgi-berlek-edinstvo-rossiya-i-kyrgyzstan-v-sfere-voennogo-sotrudnich-estva.html (дата обращения: 23.10.2016).
2. Парамонов В., Столповский О. Двустороннее сотрудничество России и Кыргызстана в военной сфере [Электронный ресурс]. URL: http://www.easttime.rU/analitic/1/4/533.html (дата обращения: 23.10.2016).
3. Бородин Е.А. Двусторонние отношения России и Кыргызстана. М., 2012. С. 160-161.
4. Российская армия должна быть готова к отражению угроз в Центральной Азии после вывода коалиционных войск из Афганистана [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarmyexpo.ru/for_press/news/newsexpo/28873.html (дата обращения: 12.10.2016).
5. Шумилов М.М. Роль Киргизии в реализации американских стратегических интересов в Центральной Азии на современном этапе [Электронный ресурс]. URL: http://credonew.ru/content/view/1056/65/ (дата обращения: 23.10.2016).
6. ООН возлагает немалые одежды на ОДКБ [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=420 (дата обращения: 12.10.2016).
References:
Borodin, EA 2012, Bilateral relations between Russia and Kyrgyzstan, Moscow, pp. 160-161, (in Russian).
Khadimullin, R 2016, CCI "Berlek-Unity": Russia and Kyrgyzstan in the sphere of military cooperation, viewed 23 October 2016, <http://berlek-nkp.com/analitics/46l8-cgi-berlek-edinstvo-rossiya-i-kyrgyzstan-v-sfere-voennogo-sotrudnichestva.html>, (in Russian).
Paramonov, V & Stolpovsky, O 2016, Bilateral cooperation between Russia and Kyrgyzstan in the military sphere, viewed 23 October 2016, <http://www.easttime.ru/analitic/1/4/533.html>, (in Russian).
Shumilov, MM 2016, The role of Kyrgyzstan in the implementation of US strategic interests in Central Asia at the present stage, viewed 23 October 2016, <http://credonew.ru/content/view/1056/65/>, (in Russian).
The Russian army must be prepared to counter threats in Central Asia after the withdrawal of coalition troops from Afghanistan 2016, viewed 23 October 2016, <http://www.rusarmyexpo.ru/for_press/news/newsexpo/28873.html>, (in Russian).
The United Nations puts a lot of clothes on the CSTO 2016, viewed 23 October 2016, <http://www.e-cis.info/news.php?id=420>, (in Russian).