Научная статья на тему 'Характеристика мер административного принуждения как способа предупредительного воздействия на преступность'

Характеристика мер административного принуждения как способа предупредительного воздействия на преступность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
946
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT ACTION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / VIOLATION OF SAFETY RULES / PROTECTIVE WARNING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Игорь Вячеславович

В статье рассматриваются вопросы применения мер административного принуждения как способа предупредительного воздействия на преступность. Обосновывается необходимость введения административной ответственности потенциальных потерпевших за нарушение правил обеспечения безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Description of action of the administrative enforcement as a way of warning exposure to crime

This paper addresses the application of administrative coercion as a means of preventative impact on crime. The necessity of introducing the administrative responsibility of potential victims for violating security rules.

Текст научной работы на тему «Характеристика мер административного принуждения как способа предупредительного воздействия на преступность»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

Конституционное право, административное право

4. Аврутин, Ю. Е., Кикотъ, В. Я., Сыдорук, И. И. Правопорядок: Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации : теоретическое административно-правовое исследование : монография / Моск. ун-т МВД России. Фонд содействия правоохран. органам «Закон и право». — М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2003 (ТУП ИПК Ульян. Дом печати). — 456 с.

5. Бугеяъ, Н. В. Обеспечение функционирования механизма управления органами внутренних дел (правовые, методологические и организационные аспекты) : монография. — СПб: СПб университет МВД России, 2000.

6. Зайков, А. Е. Равенство: новое содержание и заключение для современного общества и государства // Тосударство и право. — 2011. — № 2. — С.101—106.

УДК 342.9 И. В. Ильин*

Характеристика мер административного принуждения как способа предупредительного воздействия на преступность

В статье рассматриваются вопросы применения мер административного принуждения как способа предупредительного воздействия на преступность. Обосновывается необходимость введения административной ответственности потенциальных потерпевших за нарушение правил обеспечения безопасности.

Ключевые слова: меры административного принуждения, административная ответственность, нарушение правил обеспечения безопасности, охранительное предупреждение.

I.V. Ilyin*. Description of action of the administrative enforcement as a way of warning exposure to crime. This paper addresses the application of administrative coercion as a means of preventative impact on crime. The necessity of introducing the administrative responsibility of potential victims for violating security rules.

Keywords: administrative enforcement action, administrative responsibility, violation of safety rules, protective warning.

По мнению многих ученых, предупреждение преступности должно носить системный характер. Так Т.М. Миньковский полагает, что предупреждение преступности — это многоуровневая система мер государственного, общественного и государственно-общественного характера, устраняющих причины и условия преступности либо их нейтрализующих (ослабляющих, ограничивающих) и тем самым обеспечивающих сокращение, а в исторической перспективе — ликвидацию преступности [1, с. 161].

Т.Н. Т оршенков считает, что предупреждение преступлений — это сложная система сдерживающего или упреждающего воздействия на криминогенные явления, процессы (факторы), преследующие цели: а) снижения их криминогенного эффекта вплоть до полного устранения или нейтрализации; б) создания таких условий, которые бы исключали возможность возникновения таких явлений, процессов [2, с. 53].

По мнению профессора Л.Д. Таухмана, предупреждение преступности — это многообразная, многоаспектная, многоуровневая практическая деятельность многочисленных и разнообразных государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов и отдельных граждан, направленная на воспрепятствование совершению преступлений, в т.ч. и на устранение их причин и условий [3, с. 12].

Аналогичные определения содержатся и в трудах других ученых [4]. Сложно спорить с тем, что основным направлением в системе предупреждения преступности является криминологическое воздействие на ее детерминанты. Некоторые авторы видят в качестве эффективного способа профилактики применение уголовного наказания, выполняющего функцию общей и частной превенции. В то же время результативность предупредительного воздействия на преступность во многом зависит от использования всех его направлений.

Так, Е.Н. Пашкова считает вполне очевидным, что одними мерами уголовно-правового характера должного влияния на стабилизацию обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков и предупреждение преступлений, совершаемых на ее почве, не добиться. Поэтому автор предлагает совершенствовать в этой области меры административно-правового воздействия [5, с. 5].

А.И. Алексеев полагает, что посредством мер административного принуждения должна осуществляться как ранняя профилактика, так и непосредственная [6, с. 11].

* Ильин, Игорь Вячеславович, ведущий научный сотрудник Филиала ФГКУ «ВНИИ МВД России» по ПФО, доктор юридических наук, доцент.

* Ilyin, Igor Viacheslavovich, senior researcher branch FGKU «Research institute of the Russian interior ministry» on the PFD, LL.D., associate professor.

© Ильин И.В., 2012

В этой связи нельзя не учитывать возможности мер административного принуждения как способа предупредительного воздействия на преступность.

В последнее время наметился курс на либерализацию уголовного законодательства. В настоящее время декриминализованы некоторые составы преступлений, за некоторые преступления снижены размеры наказаний или исключены низшие их пределы. Аргументируется это тем, что за некоторые преступления характер уголовного преследования является очень суровым. Так, Президент РФ Д.А. Медведев 10 апреля 2012 г. на заседании Большого правительства предложил назначать наказание, не связанное с лишением свободы, впервые совершившим при условии возмещения ущерба [7].

Вместе с тем не в полной мере используются административно-правовые меры. Практическая значимость использования мер административного принуждения в профилактике преступлений заключается в том, что они имеют одинаковую направленность. Некоторые сходные преступления и административные правонарушения преимущественно насильственного характера имеют единую мотивацию. Общность социально-правовой природы преступлений и административных правонарушений обусловлена тем, что значительная их часть посягает на одни и те же общественные отношения, образуя тем самым общее «поле» их правовой защиты. Составы определенных групп административных правонарушений являются детерминантами однородных преступлений и способствуют развитию преступности [8, с. 10].

Выделяются различные типологии административно-правовых средств предупреждения преступности.

А.И. Арестов и П.Н. Кобец классифицируют административно-правовые средства борьбы с преступностью в зависимости от метода предупредительного воздействия, механизма воздействия, от характера нормы, регулирующей отношения субъекта и объекта профилактики [9].

Представляется, что практическое значение имеет классификация административно-правовых мер профилактики преступлений в зависимости от объекта воздействия. По этому основанию меры административного принуждения разделяются на меры, направленные на личность потенциальных преступников, и меры, направленные на потенциальных жертв преступления.

В литературе в основном меры охранительного предупреждения рассматриваются в контексте криминологического воздействия на личность преступника.

Так, В.С. Устинов под охранительным предупреждением преступлений понимает «преимущественно административные меры, предупреждающие совершение преступлений путем охраны граждан и материальных объектов» [10, с. 20]. Этот вид предупреждения, считает автор, преимущественно направлен на потенциального преступника. [11, с. 21].

Д.И. Галимов полагает, что среди правовых мер предупреждения преступлений в сфере добычи водных биоресурсов можно выделить административно-правовые меры, применяемые субъектами предупреждения в качестве превентивной меры для предупреждения более тяжких правонарушений — преступлений [12].

Вместе с тем полагаем, что актуальным в настоящее время представляется рассмотрение мер, объектом воздействия которых являются сами жертвы преступления. В основном в литературе исследуются меры информативного характера, которые направлены на вооружение потенциальных жертв рецептами борьбы с преступностью.

В то же время недостаточное внимание уделено мерам репрессивного характера, устанавливающим ответственность потенциальных жертв за неисполнение тех или иных обязанностей, являющихся нейтрализатором их виктимности.

Меры репрессивного характера могут иметь различный характер воздействия на жертв преступлений. Некоторые авторы видят в качестве форм такого воздействия установление особого порядка возмещения ущерба потерпевшему, причиненного корыстным преступлением, с учетом виктимологической оценки его роли. Так, А.Л. Ситковский предлагает не возмещать (частично или полностью) ущерб потерпевшему, «виновному», если это будет установлено в судебном порядке, в преступлении из-за своей грубой неосторожности либо умышленного или провоцирующего поведения.

Воздействие на сознание потенциальных жертв мерами материального характера будет, по мнению автора, служить задачам профилактики преступлений [13, с. 16].

Таким образом, автор предлагает применять к потерпевшим меры гражданско-правового характера, носящие имущественный характер.

Мы считаем, что охранительное предупреждение может носить и виктимологический характер. В этой связи возникает вопрос, могут ли меры административного воздействия применяться к потенциальным жертвам в целях предупреждения преступления против них. Многие критики скажут, что это дело самих жертв — защищать себя или нет.

Полагаем, что если речь идет о предупреждении преступных посягательств на корпорации, которые привлекают частные инвестиции, являются дебиторами других физических или юридических лиц, а также организации, от которых напрямую зависит имущественное состояние других лиц, то ответ должен быть утвердительным.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012

Конституционное право, административное право

предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Если рассматривать экономические преступления, причиняющие огромный ущерб не только самому юридическому лицу, но — по цепочке — его акционерам, участникам, работникам, кредиторам, государству и обществу, необходимо установить для определенных субъектов экономической деятельности обязательные для исполнения правила обеспечения безопасности предпринимательской деятельности и ввести административную ответственность за их нарушение.

Примером аналогичного охранительного виктимологического воздействия на потенциальных жертв в действующем административном законодательстве является норма об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ). Эта норма направлена не только на устранение причин и условий, способствующих причинению имущественного ущерба собственнику помещения, но и другим лицам, которые случайно могут оказаться в нем.

Отдельные правила, направленные на обеспечение экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности, имеются в нормативных актах.

Например, в соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» (п. 3 ст. 42), Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР РФ от 21 марта 2006 г. № 06-29/пз-н, содержат аналогичные положения. Однако ответственность за их нарушение отсутствует.

Следует заметить, что в КоАП РФ имеется множество статей, устанавливающих ответственность за нарушение норм в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.

По мнению М.А. Приданниковой, кредитная организация выступает в качестве специального субъекта ответственности ввиду особенности осуществляемой деятельности и значимости ее для экономики и государства [14, с. 52].

Особо стоит выделить административную ответственность за нарушение пруденциальных норм банковской деятельности. Банковское законодательство предусматривает необходимость соблюдения экономических (финансовых) нормативов кредитной организацией в целях обеспечения собственной стабильности и надежности. Центральный банк РФ осуществляет контроль за тем, как выполняются кредитными организациями требования, установленные законом и нормативными актами. Такой вид контрольных действий именуется пруденциальным банковским надзором [15].

По мнению К.А. Власова, рассмотренные административные правонарушения, допущенные в деятельности кредитной организации, могут повлечь:

— неблагоприятные последствия имущественного характера, т.е. гражданско-правовую ответственность;

— причинение имущественного ущерба клиентам с посягательством на публичные интересы государства в сфере налоговой, кассовой дисциплины и порядка осуществления банковской деятельности — неминуемо административную ответственность;

— нарушение пруденциальных норм, установленных в деятельности кредитных организаций, влечет применение комплекса предупредительных и принудительных мер, направленных на убеждение и принуждение к соблюдению установленного порядка ведения банковской деятельности [14, с. 55].

Но данная ответственность установлена только в отношении кредитных организаций, кроме этого, она не преследует цели виктимологического характера.

Так, например, под эту ответственность не подпадают застройщики жилых помещений, которые привлекают частные инвестиции в области долевого участия в строительство. Однако совершение в отношении этой организации имущественного преступления причинит ущерб не только ей, но и дольщикам, которые зачастую вкладывают последние деньги в строительство квартир, домов и т.п.

Мы считаем, что в настоящее время назрела необходимость установления обязанности организаций по обеспечению собственной экономической безопасности, а также введение административной ответственности за ее нарушение. У нас сложилась такая традиция, что владельцы организаций о защите своего имущества начинают задумываться только тогда, когда в отношении их уже совершено преступление. Поэтому введение административной ответственности за бесхозяйственность, беспечность, невнимательность, низкий самоконтроль в хозяйственной деятельности, способствующие совершению в отношении организаций экономических преступлений, является адекватной мерой государства.

Полагаем, что такое охранительное виктимологическое воздействие на потенциальных жертв экономических преступлений будет достаточно эффективным.

Список литературы

1. Минъковский, Т. М. Глава 7. Предупреждение преступности / в кн.: Криминология : учебник / под ред. Б.В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. — М.: Юрид.лит., 1988. — 384 с.

2. Торшенков, Т. Н. Криминологический словарь. — Сыктывкар, 1995. — 789 с.

3. Таухман, Л. А- Предупреждение преступности : лекция. — Академия МВД СССР. — М.,1991. — 20 с.

4. Воронцова, С. В. Проблема предупреждения преступлений в сфере электронных платежей // Российская юстиция. — 2009. — № 7. — С. 51—53.

5. Пашкова, Е. Н. Предупреждение преступлений, совершаемых на почве наркомании, административно-правовыми мерами : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2006. — 27 с.

6. Алексеев, А. Н. Профилактика преступлений как приоритетное направление борьбы с преступностью. — М., 1989. — 11 с.

7. Заседание рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство» [Электронный документ] // Официальный сайт Президента РФ. — Режим доступа: // Ьир://президент.рф/ %В0%ВВ%В0%ВЕ%В0%В2%В0%ВЕ%В1%81%В1%82%В0%В8/14995 (дата обращения: 01.05.2012).

8. Фризен, П. А. Административно-правовое предупреждение отдельных видов преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. — Барнаул, 2004. — 208 с.

9. Арестов, А. Н, Кобец, П. Н. Профилактический потенциал административно-правовых средств и их роль в предупреждении преступности //Административное и муниципальное право. — 2011. — №

6. - С. 87-89.

10. Устинов, В. С. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика : учебное пособие. — М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1983. — 88 с.

11. Устинов, В. С. Методы предупредительного воздействия на преступность : учебное пособие.

— Министерство внутренних дел СССР. Горьковская высшая школа. — Горький, 1989. — 96 с.

12. Таёимов, А. Н. Правовые меры противодействия преступности в сфере добычи водных биоресурсов // Российский следователь. — 2007. — № 11. — С. 9—11.

13. Ситковский, А. А. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1995. — 90 с.

14. Власов, К. А. Административная ответственность за нарушение норм при осуществлении банковской деятельности // Административное право и процесс. — 2011. — № 7. — С. 52—55.

15. Братко, А. Т. Банковское право России : учебное пособие. — М.: Юридическая литература, 2003. — 848 с.

УДК 351.741 А. А. Касаткина*

Полиция и жандармерия в государственном механизме Итальянской Республики

Статья посвящена всестороннему рассмотрению существующей структуры правоохранительных органов Итальянской Республики. Указывается, что в настоящее время в Италии существует три правоохранительных института, выполняющих полицейские функции: государственная полиция, входящая в состав Министерства внутренних дел, а также корпуса карабинеров и финансовой гвардии, относящиеся к жандармерии. Имея особый правовой статус, различную организационную структуру и подчинённость, эти органы обладают взаимопересекающимися полномочиями в области обеспечения публичной безопасности. Делается вывод о том, что централизованная полицейская система является гарантом существующей в Италии государственности и законности, обеспечивая устойчивое существование демократического политического режима в условиях экономической и политической нестабильности.

Ключевые слова: Итальянская Республика, исполнительная власть, правоохранительные органы, Министерство внутренних дел, полицейская система, полицейские организации, правительственные комиссары, жандармерия, финансовая гвардия, карабинеры, подчинённость, безопасность, полномочия, деятельность, контроль.

AA. Kasatkina*. Police and Gendarmerie in the State Structure of Italian Republic. The article is devoted to the detailed consideration of the existing structure of Italian Law enforcement agencies. It is indicated that three law enforcement institutions with the police functions exist in Italy: state police included into the Ministry of Internal Affairs, as well as Corps of Carabineers and Finance Guard relating to Gendarmerie Having particular legal status, different organizational structure and subordination these bodies are vested the same powers providing public security. All this allows to draw a conclusion that a centralized police system is the guarantee of the statehood and legality providing the stable existence of democratic and political regime in the conditions of economic and political instability.

Keywords: Italian Republic, executive power, law enforcement agencies, Ministry of Internal Affairs, police system, police organizations, governmental commissars, gendarmerie, finance guard, carabineers, subordination, security, powers, activity, control.

Итальянская Республика — унитарное государство. В административном отношении страна разделена на 20 областей (ст. 131 Конституции Италии), которые делятся на 93 провинции и около

* Касаткина, Анна Александровна, начальник юридического отдела ЗАО «ЛФ Тлобус», соискатель Всероссийского научноисследовательского института МВД России. Адрес: ул. Дмитрия Ульянова, д. 43, корп. 3, г. Москва, 117447. E-mail: [email protected].

* Kasatkina, Anna Alexandrovna, the chief of law department ZAO «LF Globus», applicant of All-Russian scientific research institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. Address: Dmitry Ulianov Street 43, block 3, Moscow, 117447. E-mail: [email protected].

© Касаткина А.А., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.