Научная статья на тему 'Характеристика инноваций в сфере услуг: модель их взаимодействия со стандартизацией'

Характеристика инноваций в сфере услуг: модель их взаимодействия со стандартизацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НОВШЕСТВА / СТРАТЕГИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СФЕРА УСЛУГ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INNOVATIONS / STRATEGY / CLASSIFICATION / SERVICES SECTOR / STANDARDIZATION / RESEARCHES / INTERACTION MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зворыкина Т. И., Быстрова Т. К., Сотникова Е. В.

Определяются научные подходы к изучению инновационной деятельности. Рассматриваются методы стандартизации в сфере услуг, предлагается модель взаимодействия инноваций и стандартизации в указанной сфере на базе научного подхода к применению методов стандартизации на различных этапах формирования инновационного процесса. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-010-00422-19)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in the Service Sector. The Model of Interaction with Standardization

We have considered scientific approaches to the substantiation of the research strategy development in the field of innovation and shown historical stages of scientific vision of innovation development.In the article, we have presented the results of the innovations classification analysis according to various criteria and have shown the results of innovations research in the service sector. The characteristics of technological and other innovations in the service are characterized, and the importance of innovations in the competition development, as well as the role of standardization are reflected. In the publication, we have examined seventeen standardization methods in the service sector. We offer a model for the interaction of innovation and standardization in the service sector based on a scientific approach to the application of standardization methods at various stages of the innovation process formation.

Текст научной работы на тему «Характеристика инноваций в сфере услуг: модель их взаимодействия со стандартизацией»

Характеристика инноваций в сфере услуг: модель их взаимодействия со стандартизацией

Определяются научные подходы к изучению инновационной деятельности. Рассматриваются методы стандартизации в сфере услуг, предлагается модель взаимодействия инноваций и стандартизации в указанной сфере на базе научного подхода к применению методов стандартизации на различных этапах формирования инновационного процесса. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-010-00422-19)

Т.И. Зворыкина1

Институт региональных экономических исследований, д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН, [email protected]

Т.К. Быстрова2

Институт региональных экономических исследований

Е.В. Сотникова

Институт региональных экономических исследований

1 профессор кафедры, Москва, Россия

2

2 старшим научный сотрудник, Москва, Россия

Для цитирования: Зворыкина Т.И., Быстрова Т.К., Сотникова Е.В. Характеристика инноваций в сфере услуг: модель их взаимодействия со стандартизацией // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 8

ключевые слова

инновации, новшества, стратегия, классификация, сфера услуг, стандартизация, исследования, модель взаимодействия

стойчивое развитие и жизнеспособность любого общества во многом зависят от стратегии применения инноваций, а их использование должно быть научно обоснованным. В качестве методологической базы могут применяться научные подходы и соответствующие им методы, приведенные в работе Глущенко В.В., Глущенко И.И. [1], которые обосновывают восемь основных подходов к исследованиям, обеспечивающим правильный выбор стратегии развития (табл. 1). Предложенные методы разработаны на основе изучения инновационной деятельности и сопровождающих ее процессов.

Роль и характеристика инноваций на современном этапе

Йш современного этапа исто-ического развития общества арактерны концентрация прова, возрастание конкуренции за ресурсы, развитие информационных, цифровых технологий, глобализация всех сфер общественной жизни. При этом можно выделить три

основных проявления экономической глобализации: увеличение степени экономической интеграции, интенсивное развитие международной торговли и инвестиций, сближение или интеграция рынков. Развитие глобальной конкуренции в этих условиях требует сокращения сроков реализации научных достижений, повышения степени их использования в продукции и услугах, внедрения и распространения новшеств — инноваций.

В результате изучения связи экономического развития с нововведениями и на основе исследований автора теории больших и малых циклов Н.Д. Кондратьева Й.А. Шумпетер в 1912 году дал определение инновации и ее основных признаков, таких как:

► использование новой техники и новых технологий производства и сбыта;

► внедрение новой продукции с новыми свойствами;

► использование нового сырья;

► изменения в организации производства и управления предприятием;

Таблица 1

Подходы к исследованиям, обеспечивающие выбор стратегии развития [Research approaches for choosing a development strategy]

Метод [Method] Подход [Approach]

Онтологический Разработка определенных моделей реальных стратегий на фоне картины мира

Прогностический Создание логической основы определения вероятности достижения требуемого результата при различных стратегиях

Гносеологический Определение общих закономерностей познавательного процесса сущности стратегий развития в современном мире

Методологический Формирование наиболее общих принципов исследований, разработки и реализации стратегий

Аксиологический Формирование мировоззренческих, ценностных установок стратегии

Селективный Отбор допустимых или наилучших вариантов стратегий

Интегративный Обобщение и синтез разнообразных форм познания, практики стратегии развития

Критический Ценностная оценка на основе выявления противоречий, позитивных и негативных моментов стратегии развития, социальной цены реализации стратегии

► появление новых рынков сбыта [2].

Отечественная наука рассматривает инновацию в большинстве исследований как конечный результат инновационной деятельности, зарубежная — в основном, как деятельность или процесс изменений. В российских нормативно-правовых и государственных актах, а также в научных источниках понятие «инновация» (нововведение, инновационный продукт) — это результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового продукта, услуги, технологии и/или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании [6]. В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие «инновация» отсутствует, а понятие «новация» по своей правовой сути является сделкой (ст. 414 ГК РФ). В соответствии с ГОСТ Р 57194.3-2016 [7] инновация — «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Инновационный процесс в общем представлении — это процесс развития инновации от идеи до внедрения и распространения конкретного продукта. Данный процесс включает следующие основные стадии:

► получение новых научных знаний (фундаментальные исследования), сформулированных в виде законов и закономерностей, генерация идей, открытие новых направлений развития науки и технологий;

► проведение прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), включая моделирование, конструирование, испытания, направленные на получение образца нового продукта или технологии;

► внедрение в производство и освоение рынка;

► спад производства и реализации.

Упрощенная схема, описывающая основные стадии инновационного процесса, представлена на рис. 1. Здесь закон и знания — результат фундаментальных исследований; новшество — результат применения этих знаний в прикладных НИОКР; нововведение — результат первичного внедрения новшества; инновация — результат освоения и распространения нововведений на рынке. Инновационный процесс носит циклический характер, то есть после стадии внедрения и распространения обязательно наступает рецессия с последующей заменой инновации новой, но уже на более высоком уровне развития общества.

Исследование инноваций и обоснование их характеристик

Для изучения инновационных процессов исследователи предлагают классифицировать инновации по различным признакам. Обобщенная классификация инноваций, предложенных различными исследователями и подлежащих учету в Российской Федерации, представлена на рис. 2. Основой для этой классификации является ГОСТ Р 562612014 [8].

Особый интерес для исследования представляют нововведения в сервисе,

Рис. 1. Стадии инновационного процесса [Stages of the innovation process]

Рис. 2. Классификация инноваций, подлежащих учету в РФ

[Classification of innovations subject to accounting in the RF]

Таблица 2

Классификация инноваций [Innovation classification]

Автор классификации [Author] Классификация [Classification]

Яковец Ю.В. [3] 1. По полю действия: ► технологические: инновации (продукты, процессы), направленные на расширение ассортимента, улучшение качества производимых товаров и услуг или используемых технологий ► экологические: инновации в природопользовании, в охране окружающей среды, направленные на экономное использование природных ресурсов ► экономические: инновации в производстве, в сфере обращения, в управлении, направленные на повышение эффективности организации, специализации, кооперирования, концентрации, диверсификации производства, методов организации труда, финансово-кредитных институтов ► социально-политические: инновации в социальной и политической сферах, направленные на совершенствование общественных отношений ► государственно-правовые: инновации, направленные на укрепление государственной власти и правового управления ► в духовной сфере: инновации в науке, культуре, образовании, этике, религии, идеологии, направленные на совершенствование облика человека ► в сфере обороны и безопасности: инновации в военной области, области правопорядка и безопасности, направленные на защиту общества

2. По уровню новизны: ► эпохальные: инновации, направленные на глубокую трансформацию всех сфер общественной жизни и переход к новому технологическому и экономическому способу производства ► базисные: инновации, направленные на радикальные изменения в технологической базе и способах организации производства ► улучшающие: инновации, направленные на развитие и модификацию базисных инноваций, их распространение в различных сферах с учетом их специфики ► микроинновации: направлены на улучшение отдельных параметров продукта или технологии, а также духовных и общественных составляющих жизни общества ► псевдоинновации: направлены на сохранение устаревших технологий, общественных систем и институтов ► антиинновации: направлены на регрессивное развитие той или иной области деятельности

3. По пространству действия: ► глобальные — направлены на распространение эпохальных инноваций ► цивилизационные — направлены на развитие базисных инноваций ► национальные — направлены на развитие инноваций в стране ► региональные — направлены на развитие инноваций в регионе ► локальные — направлены на развитие инноваций в городе ► точечные — направлены на развитие инноваций в хозяйствующем субъекте

Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. [9] На основе технологической новизны с рыночных позиций

1. В зависимости от технологических параметров: ► продуктовые инновации, включающие применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих с получением принципиально новых продуктов ► процессные инновации, включающие новые методы организации производства и новые технологии

2. По типу новизны для рынка: ► новые инновации для рассматриваемой области или отрасли в мире ► новые инновации для рассматриваемой области или отрасли в стране ► новые инновации для рассматриваемого предприятия или группы предприятий

3. По месту в системе, на предприятии или в фирме: ► инновации на входе предприятия (включая выбор и использование сырья, материалов, оборудования, информации и др.) ► инновации на выходе предприятия (включая изделия, услуги, технологии, информацию и др.) ► инновации в структуре предприятия (включая управление, производство, технологии)

4. В зависимости от значимости изменений: ► радикальные инновации (базовые) ► улучшающие инновации ► модифицирующие инновации (частные)

Бешенковский В.Л. [5] ► по причинам возникновения ► по предмету ► по степени новизны ► по характеру удовлетворяемых потребностей ► по роли в процессе производства ► по масштабам распространения ► по значимости ► по направленности воздействия на процесс производства

Научно-исследовательский институт системных исследований (РНИИСИ) По признаку отличительных особенностей в сфере деятельности предприятия: ► технологические ► производственные ► экономические ► торговые ► социальные ► в области управления

так как в постиндустриальном обществе потребности человека в услугах значительно преобладают над его потребностями в материальных ценностях или продуктах. Об этом свидетельствует повышение объема услуг в денежном выражении относительно объема производства промышленной продукции. В настоящее время в ряде развитых государств доля услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) достигает 80 %. По данным Всемирного банка (2016), сфера услуг является самым значительным сектором современной экономики и составляет 69 % мирового ВВП. В России доля услуг в ВВП в том же году составила 63 % [10].

Основываясь на классификации инноваций, подлежащих учету в РФ (рис. 2), Е.В. Бабкина и Н.П. Абае-ва так определяют вид и содержание инноваций в сервисе: «Услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования являются принципиально новыми либо значительно усовершенствованы. Применение усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Продуктовые инновации в этой сфере включают в себя разработку и внедрение принципиально новых услуг, совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик, значительные улучшения в обеспечении услугами, процессные инновации — разработку и внедрение новых или значительно усовершенствованных методов производства и предоставления услуг». Для рассмотрения инноваций в сервисе воспользуемся данными о наиболее крупных группах услуг. Инновации в каждой группе имеют свою специфику, свой вид и цикличность. В то же время во все услуги в той или иной степени включены элементы цифрови-зации (табл. 3).

Рассмотрим несколько инноваций в сфере бытовых услуг. Примером организационной инновации является изменение структуры бытового обслуживания населения в СССР и России.

С целью повышения качества услуг в 1960-е годы в городах стали создаваться комбинаты бытового обслуживания (КБО). Нововведение позволило сосредоточить различные услуги в одном специально спроектированном производственном здании, что, во-первых, создало дополнительные удобства для клиентов, во-вторых —

Таблица 3

Характеристика элементов цифровизации услуг в Российской Федерации [Description of the elements of services digitalization in RF]

Услуги [Services] Наиболее важные элементы цифровизации [The most important elements of digitalization]

Бытовые Онлайн-заказ и оплата услуг

Пассажирский транспорт ► Элементы «цифровой экономики» для повышения эффективности транспортного комплекса ► Дополнительные сервисы в сфере оплаты проезда и информирования пассажиров и др.

Связь ► Интеллектуальные сети

Жилищно-коммунальные Телекоммуникационные ресурсы: ► сбор, хранение, обработка и передача данных ► поквартирный контроль расходов на коммунальные услуги и общедомовые нужды ► онлайн-заказ услуги и оплата

Учреждения культуры ► Единое информационное пространство в сфере культуры ► Государственный реестр объектов культурного наследия ► Государственный каталог музейного фонда ► Единая автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов ► Платформа дополненной реальности: виртуальные музеи, трехмерные галереи и пр. ► Онлайн-продажа билетов ► Онлайн-трансляции

Туристские и экскурсионные ► Искусственный интеллект для коммуникаций с субъектами гостиничного бизнеса ► Онлайн-кредитование, автоматическая страховка, онлайн-заказ туров ► Нейромаркетинг для моделирования продуктовых предложений и коммуникаций в туристической сфере — интернет-реклама и онлайн-трансляция мест размещения

Физическая культура и спорт ► Онлайн-навигатор спортивных учреждений

Медицинские, санатор- но-оздоровительные, ветеринарные ► Удаленный мониторинг состояния здоровья, электронные истории болезни, онлайн-запись на прием к врачу, онлайн-консультации специалистов

Правового характера ► Онлайн-консультации и оплата ► Электронный документооборот

Банки ► Онлайн-банк, биометрия, мобильные финансовые сервисы, мобильные приложения

Система образования ► Дистанционная система обучения ► Доступ в системе онлайн ко всем учебным материалам, внедрение обучающих программ

Торговля и общественное питание, рынки ► Интернет-торговля (заказ продуктов и товаров по адресу) ► Электронные платежи

справка

Йозеф Алоиз Шумпетер

(Joseph Alois Schumpeter, 1883-1950) — австрийский и американский экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли. Автор теории «эффективной конкуренции», определяющей рыночный механизм как плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на нововведениях и придающих особый динамизм экономическому развитию. В 1986 году в честь заслуг ученого и для изучения его творчества было создано Международное общество Йозефа Шумпетера

Ретейл (retail — розничный, в розницу) — продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли (магазин, торговый киоск и пр.). Объект розничной торговли — покупатель, приобретающий товар для личного, семейного или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью

повысило уровень государственного, муниципального (городского, районного) контроля и финансирования производственной базы предприятий быта. Одновременно это повлекло за собой развитие сети приемных пунктов по отдельным видам бытовых услуг (прачечных, химической чистки и крашения одежды и др.). В 1990-е годы, в связи с переходом к рыночной экономике и прекращением государственного и муниципального финансирования предприятий бытовых услуг, организационная инновация с КБО стагнирова-ла, комбинаты бытового обслуживания самоликвидировались с одновременным выделением множества самостоятельных малых предприятий сферы услуг. С появлением крупных ретейлеров возникла организационная инновация на новом уровне с размещением на площадях супер- и гипермаркетов арендаторов — предприятий службы быта, оказывающих различные бытовые услуги и дополнительно привлекающих клиентов в торговые залы.

Технологическую инновацию рассмотрим на примере услуги «химическая чистка одежды». Так как при стирке и последующей сушке изделие часто теряло форму (усаживалось), в 50-е годы прошлого столетия появилась новация — «химическая чистка одежды», то есть удаление загрязнений с помощью специальных растворителей. (Причем в США широкое распространение получил нефтяной раство-

ритель — взрывоопасный уайт-спирит, а в Европе и СССР — опасные для жизни хлористые растворители «перхлор-этилен», «трихлорэтилен».)

Данная технологическая инновация послужила толчком для развития производства нового вида техники — машин химической чистки одежды. Появление этих машин можно отнести к продуктовой инновации, точнее к технологически новому продукту. Химическая чистка одежды в таких машинах представляет собой сложный процесс, в котором при механической активации в герметичных условиях во вращающийся барабан регулярно вводится чистый растворитель, выводится растворитель с загрязнениями, происходит постоянная очистка растворителя с помощью фильтрации и т.д. По сути, технологическая инновация привела к инновации процессной. Весь процесс обработки одежды стал осуществляться автоматически по соответствующему циклу для определенного типа одежды и степени ее загрязненности. Таким образом, технологическая инновация (использование вместо водных растворов моющих веществ специальных безводных растворителей) привела к продуктовой инновации (разработка, производство машин химической чистки) и процессной инновации (разработка и реализация новых технологических процессов для различной одежды, в том числе из синтетических материалов и меха).

Развитие теории инноваций

Свой вклад в развитие теории инноваций в середине XX века внесли Дж. Бернал (J. Bernal), С. Кузнец, Б. Твисс (B. Twiss), в дальнейшем теория получила развитие в исследованиях Г. Менша (G. Mensch), Я. Ван Дейна (Jan Van Dejn), А. Клайнкнехта (A. Kleinknecht), К. Фримена (Ch. Freeman), Дж. Кларка (J. Clark), И. Николова и др. Использование онтологических и гносеологических подходов при изучении общественного развития позволило российским ученым А.И. Анчишкину, С.Ю. Глазьеву провести фундаментальные исследования тенденций науки, техники, экономики и определить их взаимное влияние и цикличность промышленных революций. Прогностический и селективный подходы Ю.В. Яковца не только явились основой для исследования закономерностей цикличного развития науки, смены научных парадигм и содержания научной революции в начале XXI века, но и способствовали установлению взаимосвязи различных видов инноваций, роли инновационной ренты и квазиренты при взаимном влиянии экономики и технологии, механизмов рыночного и государственного регулирования инновационной деятельности [3]. Несмотря на вековую историю изучения, не существует единого представления об инновации как научной категории. Например, В.Л. Бешенковский и В.Г. Медынский рассматривают инновацию как результат (объект), Й. Шумпетер и его последователи — как систему, Б. Твисс, Ф. Никсон (F. Nixon), Б. Санто — как процесс [2, 4, 5].

К маркетинговым инновациям можно отнести услуги, предоставляемые пассажирским транспортом, прежде всего авиаперевозки. Как только изучение рынка авиаперевозок показало снижение потока пассажиров в результате высокой стоимости билетов, авиакомпании стали вводить маркетинговые инновации. Так появились чартерные рейсы на наиболее популярных направлениях с коротким сроком пребывания и невозвратные билеты.

Поскольку развитие глобальной конкуренции требует ускоренного внедрения и распространения нововведений, особое значение приобретает стратегия развития инноваций. «Опыт развитых стран показывает, что в условиях с высоким уровнем конкуренции инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все предприятия, то есть все субъекты хозяйствования — от крупных корпоративных объединений до отдельных малых предприятий в сфере услуг» [11, 12]. Главную роль в реализации стратегии развития инноваций играет управление ими (инновационный менеджмент). На предприятиях сферы услуг инновационный менеджмент должен включать:

► подготовку и реализацию программ инновационной деятельности предприятия;

► отслеживание процесса разработки новых технологий, видов услуг конкурентов и их применение;

► выделение финансовых и материальных ресурсов на выполнение программ инновационной деятельности;

► подбор квалифицированного персонала;

► комплексное решение инновационных задач с разработкой сетевых систем управления;

► оценку влияния инновационных и инвестиционных процессов на финансовую стабильность предприятия.

Модель взаимодействия стандартизации и инноваций в сфере услуг

Одним из эффективных инструментов инновационного управления, в том числе в сфере

услуг, является стандартизация (причем в инновациях она играет особую роль). Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги, процессы, системы менеджмента, терминология и др.1 Стандартизация позволяет упо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Научные методы стандартизации в сфере услуг и их характеристика [Scientific methods of standardization in the service sector and their characteristics]

Методы стандартизации [Standardization methods] Характеристика применяемого метода [Characterization of the applied method]

Классификация услуг Разработка и установление научно обоснованных классификаций услуг для обеспечения систематизированной основы для их нормирования

Терминология в сфере услуг Разработка и установление научно обоснованных терминов, определений, понятий для обеспечения взаимопонимания между субъектами рынка

Общие технические требования Разработка и установление научно обоснованных общих технических требований к группам, подгруппам и видам услуг и обеспечение качества и безопасности

Общие технические условия Разработка и установление научно обоснованных общих технических условий к группам, подгруппам и видам услуг и обеспечение качества и безопасности

Технические условия Разработка и установление научно обоснованных технических условий на группы, подгруппы и виды услуг и обеспечение качества и безопасности

Классификация процессов Разработка и установление научно обоснованных классификаций процессов для обеспечения систематизированной информационной базы

Терминология по процессам Разработка и установление научно обоснованных терминов, определений и понятий для процессов и обеспечения взаимопонимания между субъектами рынка

Регламентация организации Разработка и установление требований к организации, обеспечивающей оказание услуг определенного уровня качества и безопасности

Регламентация правил Разработка и установление оптимальных (рациональных) правил оказания услуг

Регламентация методов контроля Разработка и установление научно обоснованных методов испытаний, анализа, приемки, измерений

Регламентация процессов Разработка научно обоснованных оптимальных требований к процессам

Типовой технологический процесс Разработка и установление научно обоснованных типовых технологических процессов для ограничения их номенклатуры и обеспечения уровня качества и безопасности

Регламентация помещения Разработка и установление научно обоснованных оптимальных требований к помещению, в котором оказываются услуги

Регламентация персонала Разработка и установление научно обоснованных оптимальных требований к квалификации персонала (мастерству исполнителя)

Регламентация продукции Разработка и установление научно обоснованных оптимальных требований к материальной составляющей услуги

Регламентация социальной составляющей услуги Разработка и установление научно обоснованных требований к социально-культурным и социально значимым характеристикам услуги

Регламентация гарантий Разработка и установление научно обоснованных способов и методов гарантий между исполнителем и потребителем услуги

1 Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

справка

Появление новшеств и их применение коренным образом повлияло на течение истории человечества. Например, военные успехи и завоевание территорий государствами и империями (у греков и македонцев — построение войск «фалангами» с длинными копьями, у римлян — когортами с короткими мечами для ближнего боя, у чингизидов — туменами на выносливых монгольских лошадях с запасными табунами), изменение денежных отношений в мировой торговле (после натурального обмена — чеканка монет из благородных металлов и меди, печать бумажных купюр и суррогатов, безналичный расчет, электронные деньги, биткойны) и др.

рядочить и систематизировать объекты, при этом их применение становится наиболее результативным и экономичным. Например, стандарты на услуги в индустрии чистоты формируют единый технический язык в этой сфере, обеспечивают соблюдение экологических и санитарно-гигиенических норм, создают правильное и однозначное понимание процессов и методов контроля, устанавливают планку к квалификации исполнителей и др. Стандартизация сокращает сроки внедрения услуги чистоты, способствует рациональному использованию технологических, организационных, финансовых, кадровых и других ресурсов.

Применение стандартизации как инструмента упорядочения основано на методах. Авторы рассмотрели и систематизировали семнадцать научных методов, которые можно применять при стандартизации в сфере услуг (табл. 4).

Рассмотрим взаимодействие стандартизации и инноваций в сфере услуг

на основе изучения этапов инновационного процесса и применяемых методов стандартизации. При этом будем исходить из опыта работы ряда технических комитетов по стандартизации в сфере услуг. Инновационный процесс, характерный для данной сферы, включает следующие этапы:

► фундаментальные исследования;

► прикладные исследования;

► разработку нового и обоснование особенностей;

► проектирование услуги;

► строительство, изготовление, исполнение;

► освоение;

► системное изготовление и исполнение;

► маркетинг;

► сбыт (реализацию).

На первом этапе необходимо сформировать единый понятийный аппарат, определить терминологию, выбрать наиболее характерные для объекта стандартизации дефиниции. На этапе прикладных исследований целесообразно сосредоточить

Рис. 3. Модель взаимодействия инноваций и стандартизации в сфере услуг

[A model for the interaction of innovation and standardization in the service sector]

внимание на классификации объектов. Желательно предложить классификацию по различным признакам, чтобы в последующем можно было выбирать варианты решения технологических или организационных задач. На следующем этапе нужно определить индикаторы и показатели объекта стандартизации, установить общие технические требования и, по возможности, классифицировать процессы. При проектировании необходимо установить общие технические условия, терминологию процессов исполнения услуги или изготовления изделия по индивидуальному заказу, сформулировать особенности деятельности организации-исполнителя (изготовителя). На этапе строительства, изготовления, исполнения следует регламентировать процессы и отразить их особенности. Этап освоения предусматривает не только реализацию установленных норм, но и регламентацию методов контроля и испытаний. Переход к следующему этапу предполагает применение типовых технологических процессов, регламентацию требований к помещениям. На этапах маркетинга и сбыта необходимо (и важно!) регламентировать социальную составляющую услуги, определить условия гарантий для потребителей.

Таким образом, рассмотренные элементы инновационного процесса услуги в контексте применения методов стандартизации имеют целевую установку — добиться достойного конкурентного положения инновации и обеспечить экономическую целесообразность реализации инновационного процесса.

На рис. 3 приведена модель взаимодействия инноваций и стандартизации в сфере услуг.

Заключение

Исследование и анализ сущностной характеристики инноваций в сфере услуг, поиск научно обоснованной модели взаимодействия инноваций и стандартизации позволяют сделать некоторые выводы.

В качестве методологической

базы при выборе научных подходов к развитию инноваций возможно использовать научные подходы и соответствующие им методы, такие как онтологический, прогностический, гносеологический, методологический, аксиологический, селективный, инте-гративный и критический. Указанные методы станут важным инструментом изучения инновационной деятельности и сопровождающих ее процессов в различных сферах деятельности и, безусловно, в сфере услуг.

Инновации на современном этапе развития экономики играют важнейшую роль в формировании конкуренции, а их сущностная роль отражена в нормативных правовых документах, материалах научных источников, регламентирована в национальных стандартах и позиционируется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Существует множество классификаций инноваций, каждая из которых отражает их особенности и направленность. Особенно важны инновации в сфере услуг, поскольку именно эта отрасль экономики в силу своего потенциала нуждается в инновационном развитии.

Стандартизация как деятельность по упорядочению различных объектов может стать эффективным инструментом продвижения инноваций, поскольку многочисленные исследования показывают: стандартизация положительно влияет на инновационный процесс и активизирует его.

Модель взаимодействия инноваций и стандартизации в сфере услуг базируется на семнадцати методах стандартизации, которые применяются при формировании всех этапов инновационного процесса. ■

Статья поступила в редакцию 8.082019

Список литературы

1. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Совершенствование философии и методологии науки, управления

и прогностики: парадигма интеллектуального управления. — М.: иП Глущенко Валерий Владимирович, 2009.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исслед. предпринимат. прибыли, капитала, кредита, процента и конъюнктуры) / пер. с нем. В.С. Автономова и др. — М.: Прогресс, 1982.

3. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. — М.: Экономика, 2004.

4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Бешенковский В.Л., Турлак Е.А., Юрлова М.А. Экономическое обоснование научно-технической деятельности: инновационный аспект. — М.: Academia, 1999.

6. Данилин П., Крышталь Н. Инновационный путь России. — М.: Европа, 2008.

7. ГОСТ Р 57194.3-2016. Трансфер технологий. Технологический аудит.

8. ГОСТ Р 56261-2014. Инновационный менеджмент. Инновации. Основные положения.

9. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и др. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред.

С.Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ, 1997.

10. Василенко Н.В. Неоиндустриальная перспектива, этапы автоматизации услуг в контексте развития экономики // Экономист. — 2018. — № 10.

11. Фалько С.Г. Инновационный менеджмент. — М.: МГТУ им. Баумана, 1996.

12. Бабкина Е.В., Абаева Н.П. Механизмы и инструменты инновационного развития региона. — Ульяновск: УлГТУ, 2012.

18 TECHNICAL REGULATION

Kompetentnost / Competency (Russia) 8/2019 ISSN 1993-8780

Innovations in the Service Sector. The Model of Interaction with Standardization

T.I. Zvorykina1, Institute of Regional Economic Researches, Prof. Dr., [email protected] T.K. Bystrova2, Institute of Regional Economic Researches E.V. Sotnikova, Institute of Regional Economic Researches

1 Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of the Department, Moscow, Russia

2 Senior Researcher, Moscow, Russia

Citation: Zvorykina T.I., Bystrova T.K., Sotnikova E.V. Innovations in the Service Sector. The Model of Interaction with Standardization, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2019, no. 8, pp. 10-18

We have considered scientific approaches to the substantiation of the research strategy development in the field of innovation and shown historical stages of scientific vision of innovation development.

In the article, we have presented the results of the innovations classification analysis according to various criteria and have shown the results of innovations research in the service sector. The characteristics of technological and other innovations in the service are characterized, and the importance of innovations in the competition development, as well as the role of standardization are reflected. In the publication, we have examined seventeen standardization methods in the service sector. We offer a model for the interaction of innovation and standardization in the service sector based on a scientific approach to the application of standardization methods at various stages of the innovation process formation.

References

1. Glushchenko V.V., Glushchenko I.I. Sovershenstvovanie filosofii i metodologii nauki, upravleniya i prognostiki: paradigma intellektual'nogo upravleniya [Improving the philosophy and methodology of science, management and forecasting: the paradigm of intellectual management], Moscow, IP Glushchenko Valeriy Vladimirovich, 2009, 120 P.

2. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya (Issled. predprinimat. pribyli, kapitala, kredita, protsenta i kon"yunktury) / per. s nem. V.S. Avtonomova i dr. [Theory of Economic Development], Moscow, Progress, 1982.

3. Yakovets Yu.V. Epokhal'nye innovatsii XXI veka [Mythic innovations of the 21st century], Moscow, Ekonomika, 2004.

4. Medynskiy V.G. Innovatsionnyy menedzhment: uchebnik [Innovation management: a textbook], Moscow, INFRA-M, 2005, 295 P.

5. Beshenkovskiy V.L., Turlak E.A., Yurlova M.A. Ekonomicheskoe obosnovanie nauchno-tekhnicheskoy deyatel'nosti: innovatsionnyy aspekt [The economic rationale for scientific and technological activities: an innovative aspect], Moscow, Academia, 1999, 96 P.

6. Danilin P., Kryshtal' N. Innovatsionnyy put' Rossii [Innovative way of Russia], Moscow, Evropa, 2008, 320 P.

7. GOST R 57194.3-2016 Technology transfer. Technology audit.

8. GOST R 56261-2014 Innovation Management. Innovation Key Points.

9. Il'enkova S.D., Gokhberg L.M., Yagudin S.Yu. i dr. Innovatsionnyy menedzhment: uchebnik dlya vuzov [Innovation management: a textbook for high schools], Moscow, YUNITI, 1997, 327 P.

10. Vasilenko N.V. Neoindustrial'naya perspektiva, etapy avtomatizatsii uslug v kontekste razvitiya ekonomiki [Neo-industrial perspective, stages of service automation in the context of economic development], Ekonomist, 2018, no. 10.

11. Fal'ko S.G. Innovatsionnyy menedzhment [Innovation Management], Moscow, MGTU im. Baumana, 1996.

12. Babkina E.V., Abaeva N.P. Mekhanizmy i instrumenty innovatsionnogo razvitiya regiona [Mechanisms and tools for innovative development of the region], Ul'yanovsk, UlGTU, 2012.

key words

innovations, innovations, strategy, classification, services sector, standardization, researches, interaction model

Как подготовить рекламу для журнала «Компетентность»

Рекламные статьи редакция оформляет в соответствии с макетом, принятым в журна для статей этой категории. Допустимые форматы текстов файлов: TXT, RTF, D0C

>IX

Допустимые форматы графических файлов готовых модулей: логотипы, графики, аЦраммы, схемы - AI 8-й версии

EPS, текст переведен в кривые); ""Чротографии - TIFF, JPEG (Grayscale, RGB, CMYK) с разрешением 300 dpi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.