Научная статья на тему 'Характеристика физического состояния школьников города Владикавказа'

Характеристика физического состояния школьников города Владикавказа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ШКОЛЬНИКИ / ШКОЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ / ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / MORBIDITY / CHILDREN AND ADOLESCENTS / SCHOOLCHILDREN / SCHOOL FURNITURE / SCHOOL MEAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доева Аля Николаевна, Гагиева Зарина Ароновна

Приведены результаты исследования заболеваемости школьников г. Владикавказа. Установлено, что необходимы современные методы диагностики и лечения. Как свидетельствуют статистические данные, у школьников города Владикавказа наиболее распространенными заболеваниями являются инфекционные, болезни органов дыхания и костно-мышечной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доева Аля Николаевна, Гагиева Зарина Ароновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of physical state of school students from the city of Vladikavkaz

The paper presents the results of a study on schoolchildren morbidity in the city of Vladikavkaz. It has been established that modern methods of diagnostics and treatment are necessary.As statistical data testify, the most widespread diseases at school students of the city of Vladikavkaz are infectious diseases and diseases of the respiratory and masculoskeletal system.

Текст научной работы на тему «Характеристика физического состояния школьников города Владикавказа»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ BIOLOGICAL SCIENCES

УДК 614-053.5 (420.65) ББК 51.1 (235.7),08 Д 60

Доева Аля Николаевна

Профессор, доктор биологических наук, профессор кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, Владикавказ, email: [email protected]

Гагиева Зарина Ароновна

Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, e-mail: [email protected]

Характеристика физического состояния школьников города Владикавказа

(Рецензирована)

Аннотация. Приведены результаты исследования заболеваемости школьников г. Владикавказа. Установлено, что необходимы современные методы диагностики и лечения. Как свидетельствуют статистические данные, у школьников города Владикавказа наиболее распространенными заболеваниями являются инфекционные, болезни органов дыхания и костно-мышечной системы.

Ключевые слова: заболеваемость, дети и подростки, школьники, школьная мебель, школьное питание.

Doeva Alya Nikolaevna

Professor, Doctor of Biology, Professor of the Department of Sports Games and Biomedical Disciplines, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, e-mail: [email protected] Gagieva Zarina Aronovna

Associate Professor, Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Sports Games and Biomedical Disciplines, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, e-mail: [email protected]

Characteristics of physical state of school students from the city of Vladikavkaz

Abstract. The paper presents the results of a study on schoolchildren morbidity in the city of Vladikavkaz. It has been established that modern methods of diagnostics and treatment are necessary. As statistical data testify, the most widespread diseases at school students of the city of Vladikavkaz are infectious diseases and diseases of the respiratory and masculoskeletal system.

Keywords: morbidity, children and adolescents, schoolchildren, school furniture, school meal.

Введение

Актуальность исследования состоит в анализе заболеваемости школьников города Владикавказ. В условиях поликлинического обследования дается комплексная оценка состояния здоровья ребенка или подростка с отнесением его к одной из «групп здоровья». В условиях поликлинического обследования за основу берутся 4 критерия: отсутствие или наличие хронического заболевания, уровень физического и нервно-психического развития.

В зависимости от этих критериев все учащиеся подразделяются на следующие группы:

1. Здоровые, не имеющие хронических заболеваний с нормальным развитием функций;

2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость организма;

3. Больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма. Это самая неблагоприятная группа, требующая к себе самого пристального внимания.

Кончено, нужно отметить, что чем точнее и объективнее будет распределение детей по

группам здоровья, тем успешнее можно провести их оздоровление, воздействуя на факторы риска, способствующие формированию хронического заболевания.

Материал и методы

В таблице 1 приведены данные по распределению школьников по группам здоровья за 2017-2018 годы по поликлинике № 1 города Владикавказа.

Таблица 1

Распределение по группам здоровья школьников в сравнении

№ школы 2017 2018

1 2 3 Всего 1 2 3 Всего

1 54 47 34 135 61 01 31 93

3 97 30 03 130 74 04 59 137

5 85 54 29 168 38 74 26 138

8 40 34 42 116 28 87 34 149

10 07 57 43 107 49 37 41 127

13 62 33 28 123 89 52 27 168

18 61 18 23 102 39 92 37 168

19 84 20 7 111 87 27 6 120

28 21 70 58 149 80 36 53 169

29 48 27 75 150 81 90 58 229

Всего 559 390 450 1291 626 500 372 1498

Как видно из таблицы, по сравнению с 2017 годом снизился процент учащихся 1-ой группы здоровья, то есть здоровых детей, в 2018 году с 39,4% до 22,9%, а количество учащихся 2-ой группы здоровья увеличилось с 14,7% до 19,8%. Это увеличение может объясняться повышением количества вновь выявленной патологии за счет проведения качественной диспансеризации.

Результаты исследования

Результаты исследования были нами систематизированы и представлены в виде таблицы, отражающей общую заболеваемость и число отдельных заболеваний школьников Ири-стонского муниципального округа города Владикавказа за 2017 и 2018 годы.

Конечно, действительное число больных превышает приводимые величины, так как за медицинской помощью в лечебное учреждение не всегда обращаются родители детей или сами подростки.

Приведенные в таблице 2 данные говорят о том, что как показатель общей заболеваемости, так и показатели по отдельным нозологическим формами выросли в 2018 году по сравнению с 2017 годом.

Таблица 2

Общая заболеваемость школьников на 100 детей

Заболевания года 2017 2018

1. Инфекционные заболевания, из них:

туберкулезная инфекция 42 51

2. Болезни эндокринной системы, из них: 95 35

ожирение; 14 13

эндемический зоб 59 44

3. Болезни нервной системы 35 19

4. Болезни глаз, из них: 36 16

миопатия (близорукость) 42 27

5. Болезни органов дыхания 46 68

6. Болезни органов пищеварения 10 31

7. Болезни костно-мышечной системы, из них: 55 73

сколиозы; 11 26

плоскостопие 44 82

8. Болезни мочевой системы, из них: 62 83

пиелонефрит 41 52

9. Врожденные аномалии 34 20

Самые тревожные показатели в группе инфекционных заболеваний. Основной удельный вес в этой группе заболеваний составляет туберкулезная инфицированность - 42 и 51 случаев.

Такие же тревожные данные приводятся в работе авторов [1-3]. По данным медицинских осмотров за 2017 год, их число составило 5,3% среди обследованных учащихся средних школ города Владикавказ, а в отдельных районах города, учебных заведениях и классах эти показатели еще выше. Конечно, всплеск туберкулезной инфицированности всегда является следствием глубоких социально-экономических изменений в стране и в нашей республике, в частности. Такая критическая ситуация требует принятия срочных неотложных мер и их реализации по ликвидации этой патологии [4, 5].

Одним из действенных мероприятий могло бы стать улучшение питания школьников, а именно - школьного питания.

По данным городской санитарно-эпидемиологической службы, вопрос организации питания в школах города остается неудовлетворительным.

Постановление Правительства РСО-Алания от 20 марта 2015 года «О состоянии и мерах по улучшению организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях» не выполнено, то есть учащиеся школ не получают дотацию на питание в размере 2% от минимального размера оплаты труда в день. Дотация от городского бюджета, которая идет на бесплатное питание детей из малообеспеченных семей, в 2017 году так же, как и в 2018 году, составляет 7,5%.

В 2018 году ассортимент льготного питания улучшается по сравнению с 2017 годом: появилось мясо, молочные продукты, овощи фрукты.

Охват школьников горячим питанием составляет всего 3-5% от общего числа детей. В основном это буфетная продукция (мучные кулинарные изделия, соки, чай). Не проводится «С»-витаминизация из-за нехватки финансирования.

Конечно, улучшение питания учащихся в условиях школы сказалось бы самым благоприятным образом и на снижении показателей тубинфицированности. Эти показатели особенно велики среди детей в малообеспеченных, неполных и многодетных семьях. Таким образом, если бы в условиях школы учащиеся получали разнообразное калорийное питание, это было бы действенным методом в борьбе с туберкулезной инфицированностью и повысило бы иммунитет школьников.

Как видно из данных таблицы 2, другой частой патологией учащихся исследуемых школ являются болезни костно-мышечной системы, и наблюдается рост этой патологии в 2018 году по сравнению с предыдущим годом. В этой группе основную патологию составляют сколиозы и плоскостопие. С самого начала обучения в школе отрицательным моментом является ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания позы. Обращает на себя внимание рост такой патологии, как болезнь эндокринной системы, особенно эндемический зоб. Это связанно с геохимическими особенностями нашего региона - недостатком йода в почве, снижением профилактики заболеваний щитовидной железы, а также ухудшением качества диагностики данной патологии [2]. Учеными доказана зависимость между количеством йода и умственными способностями ребенка.

Заключение. В заключении, рассматривая школьные факторы, нельзя обойти вниманием вопрос численности учащихся в классах. В школах №№ 3, 5 и 18 численность учащихся в младших и средних классах составляет 35-40 человек в классе. Такая высокая плотность негативно сказывается на качестве учебного процесса, создает трудности в усвоении базовых предметов, приводит к невротизации школьников. По данным литературы, к концу учебного года у гимназистов в два раза увеличится частота гипертонических реакций, у 35-83% учащихся школ нового типа отмечается невротизация [5]. Таким образом, необходимо обратить внимание на эти заболеваемости среди школьников города и провести методы их коррекции с использованием современных методов диспансеризации и оказания медицинской помощи.

Примечания:

1. Выдрин В.М. Методические проблемы здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 2004. № 6. С. 10-12.

2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / под общ. ред. Н.В. Сократова. М.: Сфера, 2005. 224 с.

3. Сонькин В. Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков // Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 10-12.

4. Выдрин В.М. Методические проблемы здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 2006. № 5. С. 24-27.

5. Карпушко Н.А., Приходько В.В., Лубышева Л.И. Возвращаясь к наследию: физкультурное образование, физкультурная деятельность, школьная физическая культура в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1993. № 9-10. С. 52-54.

References:

1. Vydrin V.M. Methodical problems of a healthy lifestyle // Theory and Practice of Physical Culture. 2004. No. 6. P. 10-12.

2. Modern technologies for the preservation and strengthening of children's health: a manual / general ed. by N.V. Sokratov. M.: Sphere, 2005. 224 pp.

3. Sonkin V.D., Zaytseva V.V. Valeologic monitoring of children and adolescents // Theory and Practice of Physical Culture. 1998. No. 7. P. 10-12.

4. Vydrin V.M. Methodical problems of a healthy lifestyle // Theory and Practice of Physical Culture. 2006. No. 5. P. 24-27.

5. Karpushko N.A., Prikhodko V.V., Lubysheva L.I. Returning to the heritage: physical education, physical tivity, school physical education in the aspect of methodological analysis // Theory and Practice of Physical Culture. 1993. No. 9-10. P. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.