педагогические Годжиев Георгий Тимофеевич, Воробьева Ирина Николаевна
науки АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ...
УДК 378.1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
© 2018
Годжиев Георгий Тимофеевич, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин Воробьева Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин Северо-Осетинский государственный университета имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, e-mail: sozaikonstant@mail.ru)
Аннотация. Статья посвящена анализу, систематизации, обобщению и рекомендациям для эффективной организации физического воспитания в общеобразовательных организациях. В целях выявления проблемных зон проведено педагогическое исследование с применением таких методов, как наблюдение за учебным процессом, анализ уроков физической культуры, интервьюирование педагогов и учащихся, анкетный опрос. К великому сожалению, современные школьники больше времени проводят с различными гаджетами, вместо того, чтобы развиваться физически, укреплять здоровье с помощью активных двигательных действий. Отвечая определенному ряду требований к всестороннему развитию ребенка, физическая культура и спорт имеют и свои специальные предназначения. Разумеется, функции физического воспитания сложны и многообразны, но среди них особо выделяются следующие: укрепление и сохранение здоровья обучающихся, закаливание их организма; оказание помощи в правильном физическом развитии и повышении работоспособности школьников как в учебное, так и во внеучебное время; активизация двигательного аппарата и развитие связанных с ним знаний, умений и навыков; выполнение школьниками достаточного объема практических действий, связанных с вырабатыванием физических способностей и потребностей в двигательных действиях; повышение силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости; воспитание привычки и стабильного интереса к регулярным занятиям физической культурой ежедневно; формирование умений и навыков к постоянным гигиеническим процедурам; формирование готовности к ежедневным физическим упражнениям с целью закаливания организма. Такого эффекта можно достичь только благодаря занятиям по физической культуре, которые, помимо образовательной парадигмы, содержат оздоровительную и тренировочную составляющие.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, спортивно-оздоровительные навыки, спортивные мероприятия, двигательная активность, физическая подготовленность, негативные тенденции, школьное физическое воспитание, уроки физической культуры.
ACTUAL PROBLEMS OF CONTEMPORARY SCHOOL PHYSICAL EDUCATION
© 2018
Godzhiev Georgiy Timofeevich, senior lecturer of the department of theory and methods of physical education and sports disciplines Vorobyova Irina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of theory and methods of physical education and sports disciplines North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina st., 44-46, e-mail: sozaikonstant@mail.ru)
Abstract. The article is devoted to analysis, systematization, generalization and recommendations for the effective organization of physical education in general education organizations. In order to identify problem areas, a pedagogical study was carried out using methods such as monitoring the educational process, analyzing the lessons of physical culture, interviewing teachers and students, a questionnaire. To our great regret, modern schoolchildren spend more time with different gadgets, instead of developing physically, strengthening their health with the help of active motor actions. Responding to a number of requirements for comprehensive development of the child, physical culture and sports have their own special purposes. Of course, the functions of physical education are complex and diverse, but among them the following stand out: strengthening and preserving the health of students, tempering their body; assistance in the proper physical development and increase in the efficiency of schoolchildren both in academic and extra-curricular time; activation of the motor apparatus and development of related knowledge, skills and habits; the fulfillment by schoolchildren of a sufficient amount of practical actions related to the development of physical abilities and needs in motor activities; increased strength, speed, endurance, flexibility and agility; education of the habit and stable interest in regular physical education on a daily basis; formation of skills and skills for permanent hygiene procedures; formation of readiness for daily physical exercises for the purpose of tempering the body. Such an effect can be achieved only through physical education classes, which, in addition to the educational paradigm, contain health and training components.
Keywords: health, physical culture, sports and fitness skills, sporting activities, physical activity, physical preparedness, negative tendencies, school physical education, physical education lessons.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь рых рассматривались аспекты этой проблемы и на кос важными научными и практическими задачами. торых обосновывается автор; выделение неразрешен-Экономические и социальные изменения, произошед- ных раньше частей общей проблемы. Анализ резуль-шие за последние десятилетия в России, затронули все татов исследований (Л.А. Белоусова, М.П. Бондаренко, сферы жизнедеятельности, в том числе физическую А.Г. Бугулов, Н.Е. Ветков, Г.В. Карева, Т.В. Кузьминова, культуру и спорт. Сегодня все отчетливее прослежива- С.А. Самодов) [2-6], проведенных в различных регионах ется тенденция ухудшения здоровья и физической под- страны показывает, что только 12-15% старшеклассни-готовленности, духовная и культурная деградация в раз- ков можно считать практически здоровыми, более 50 % личных слоях населения нашей страны. Однако особую детей школьного возраста имеют определенные функ-тревогу родителей и педагогов вызывают эти негатив- циональные отклонения, около 40 % школьников стра-ные тенденции, охватывающие подрастающее поколе- дают хроническими заболеваниями (Е.А. Бобровский) ние (Ю.Н. Аллянов, Ю.А. Белогорцева, И.В. Киртбая), [7] а почти полтора миллиона учащейся молодежи которому предстоит в скором будущем взять на себя страны занимаются в медицинских группах или полно-всю тяжесть не только общественно-производственной стью освобождены от занятий физической культурой и государственной деятельности, но защиту и безопас- (И.Н. Воробьева, Г.Т. Годжиев) [8]. Следует обратить ность нашего отечества [1]. внимание и на то, что в последние годы наблюдается уве-
Анализ последних исследований и публикаций, в кото- личение числа лиц с избыточным весом (Г.А. Булатова,
Godzhiev Georgiy Timofeevich, Vorobyova Irina Nikolaevna ACTUAL PROBLEMS OF CONTEMPORARY SCHOOL ..
pedagogical sciences
Р.И. Садыков) [9], тревожит то, что в этом показателе определенное место занимают дети, подростки и юноши (С.А. Важенин, А.А. Горелов, В.В. Миронов) [10]. За период становления новой России происходили и продолжают происходить значительные изменения в учебных программах дошкольных, средних и высших образовательных учреждениях в сфере физической культуры и спорта.
Формирование целей статьи (постановка задания). Педагогическая общественность достаточно долгое время продолжает дебаты по организации школьной физической культуре, которые проходят в достаточно острых дискуссиях, отстаивающих разные, порой противоположные, точки зрения. Однако следует отметить, что в советской и российской системах физического воспитания существовал единый порядок организации учебного процесса, который основывался на традиционных упражнениях из легкой атлетики, гимнастики и спортивных игр. В настоящее время мы наблюдаем широкое внедрение в школьные программы экзотические для нас йоги, ушу, каратэ и других «модных» видов спорта и направлений. Все это вызывает небезосновательное опасения специалистов, что российская система физического воспитания может «захлебнуться» в потоке такого разнообразия и мы, в конечном счете, можем потерять физическую культуру как предмет, как национальную традицию.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Можно говорить и о том, что одновременно с перечисленными изменениями происходило обветшание школьных спортивных баз, отток квалифицированных учительских кадров и другие негативные процессы. Исследователи (В.В. Бясов, О.И. Ваганова. Э.Р. Кочиева, М.М. Кутепов, Е.А. Рахимова, А.В. Трутанова и др.) отмечают еще одну причину спада в школьной физической культуре, справедливо указывая на разрушение системы, а с 2016 года восстановленную ее организационно и идейное начала - всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, вступившего в силу еще в 1931 году и восстановленного с многочисленными бюрократическими «заповедями» после 30-ти летнего забвения [11-14]. В тоже время есть сомнение и в том, что в ближайшее десятилетие сдача норм ГТО по своей массовости не приблизится к показателям 70-80-х годов ХХ века.
Сегодня реальность отечественного школьного физического воспитания состоит в том, что основная масса детей, как правило, никакой двигательной активностью, кроме обязательных уроков, практически не охвачена. Более того, внедрение в повседневную жизнь различных электронных и компьютерных технологий, по мнению ряда исследователей (С.А. Важенин, А.А. Горелов, В.В. Миронов), еще в большей степени снижает двигательную активность не только подрастающего поколения, но и всего общества в целом [10, с. 35-36].
Тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения во многом обусловлена не только низкой эффективностью учебного процесса по физической культуре, но и другими факторами, к которым можно отнести: отсутствие у большинства школьников потребностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности (А.Ф. Ахтямова, О.А. Гнилицкая, Г.Н. Пономарев) [15; 16]; низкой ценностной значимостью для большой ча-стишкольников к здоровью и навыков здорового образа жизни (Н.В. Михайлова) [17]; отсутствие индивидуального подхода, возрастной и типологической адекватности педагогических воздействий физическими упражнениями на индивидуума.
Введение в учебные программы общеобразовательных школ третьего часа физической культуры было продиктовано объективной необходимостью совершенствовать содержание, организацию и повышение роли физкультурно-оздоровительной работы в школах
(Г.В. Карева) [6, с. 255-258], что в итоге должно способствовать улучшению здоровья и повышению физических кондиций школьников, однако положительных результатов пока не наблюдается.
Не претендуя в данной статье на глубокое и системное рассмотрение проблем школьного физического воспитания, все же можно отметить ее ключевые моменты. В целях выявления проблемных зон нами проведено педагогическое исследование с применением основных методов - анализ уроков физической культуры, наблюдение за учебным процессом, беседы с педагогами и учащимися, интервьюирование специалистов, анкетный опрос. Это позволило установить основные факторы, влияющие на эффективность процесса физического воспитания в школах г. Владикавказа. Результаты исследований показали, что:
- на уроках физической культуры процесс обучения продолжают строить на условно-сигнальных, формально-логических и принудительных принципа обучения, что в конечном счете сводится к подавлению творческой инициативы школьников;
- уроки физической культуры превращаются в безличностный, авторитарный, лишенный привлекательности и эмоциональной окраски рутинный процесс, направленный в основном на выполнение нормативов и усредненных государственных требований;
- годовые, четвертные планы графики прохождения, учебногоматериала составлены формально или вчистую списаны с УМК и рабочих программ по физической культуре А.П. Матвеева или В.И. Ляха;
- более 60 % школьных плоскостных сооружений требуют ремонта или реконструкции;
- почти 80 % преподавателей физической культуры отмечаютнехватку современного инвентаря и спортив-ногооборудования, без которого заинтересовать современную молодежь практически невозможно;
- установлен факт практически полного отсутствия гимнастического оборудования в большинстве школ города.
- в ходе исследований выявлено, что порядка 60%преподавателей-предметников начальной школы проводят занятия и по физической культуре, хотя данный факт, в принципе, не противоречит закону «Об образовании», но в большинстве случаев он противоречит здравому смыслу.
- укрупнение и слияние школ перевод большинства образовательных учреждений на односменное обучение привело к появлению сдвоенных, а в отдельных случаях и строенных уроков физической культуры в школах г. Владикавказа.
Как отмечают некоторые ученые (Н.В. Степичева, Т.И. Тумасян), попытка Министерства образования Российской Федерации оптимизации среднего и высшего образования в основном связана со слиянием и значительным сокращением образовательных учреждений [18, с. 164-165]. По сведениям Российского министерства образования в 2015-2017 годах было закрыто около 1400 школ, в тоже время в дорожной карте Министерства до 2020 года намечено строительство 1500 новых школ, что, по мнению чиновников, позволит перевести около 80 % учащихся на односменное обучение. В связи с этим возникает ряд вопросов:
- учитывался ли факт того, что все дети во второй половине дня смогут заниматься в кружках, клубах, спортивных секциях и т. д.?
- кем или чем в утренние часы будут загружены спортивные сооружения регионов, работающие, в основном, на самоокупаемости?
- нет уверенности и в том, что наши пенсионеры со своей скромной пенсией устремятся на стадионы, катки, бассейны или фитнес-клубы;
- есть сомнение и в том, что спортивные сооружения в утренние часы могут быть предоставлены для оказания физкультурно-спортивных услуг на безвозмездной
74
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Годжиев Георгий Тимофеевич, Воробьева Ирина Николаевна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ...
основе учащимся близ лежащих школ.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщая сказанное выше, можно отметить, что положительный результат в развитии школьной физической культуры недостижим в короткий временной срок, однако при грамотном подходе возможен в ближайшем будущем, при условии устранения выявленных факторов, иначе мы рискуем потерять последние мотивационные составляющие, заложенные в детский организм самой природой. Это потребность в движении, обучении новым, зачастую сложно-координационным видам двигательной деятельности, в стремлении познавать мир в активной форме физических упражнений.
Очевидно, что состояние школьной физической культуры, показатели физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения достигли того предела, когда дальнейшая «видимость» активной работы чиновничьего аппарата может привести к значительным негативным последствиям, а устранение и налаживание этого процесса потребует десятилетий. Мы не претендуем на полноту выявленных негативных факторов и не ставили конкретных задач по методам и средствам их устранения. Вполне вероятно, что с такими проблемами могут справиться профессиональные и достаточно компетентные в вопросах школьного физического воспитания специалисты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аллянов Ю.Н., Белогорцева Ю.А., Киртбая И.В. Теоретические основы местного самоуправления и развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании /Транспортное дело в России. 2014. №1, C. 96-98.
2. Белоусова Л.А., Самодов С.А. Физическая культура личности и ценностный потенциал физической культуры //В сборнике: Инновационное развитие России / Сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2010. С. 51-53.
3. Бондаренко М.П., Кузьминова Т.В. Физкультура и спорт как факторы формирования и развития человеческого капитала/Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 4, с. 126-128.
4. Бугулов А.Г. Педагогические основы совершенствования технической подготовки юных вратарей в футболе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 193-196.
5. Ветков Н.Е.Физическая культура и спорт как социальные феномены общества /Наука-2020. 2016. № 2 (8). С. 30-43.
6. Карева Г.В. Особенности организации учебного процесса по дисциплине «Адаптивная физическая культура и спорт» //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 255-258.
7. Бобровский Е.А. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 101-104.
8. Воробьева И.Н., Годжиев Г.Т. Влияние физической культуры на активность учебно-познавательной деятельности студентов//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 273-276.
9. Булатова Г.А., Садыков Р.И. Профессионально-прикладная физическая культура (ппфк) как специфическая отрасль физической культуры //В книге: VI Знаменские чтения Сборник тезисов. 2007. С. 165.
10. Важенин С.А., Горелов А.А., Миронов В.В. Адаптивная физическая культура в структуре системы физической культуры //Адаптивная физическая культура. 2006. № 2. С. 35-36.
11. Бясов В.В. Роль общей и специальной физической подготовки в игровой деятельности юных футболистов //Уральский научный вестник. 2018. Т. 4. № 2. С. 051-054.
12. Кочиева Э.Р. Учет возрастных особенностей при выборе методов, методик и технологий физического
воспитания //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-131.
13. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210 -213.
14. Рахимова Е.А. Типология ориентации молодежи на физическую культуру //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 8 (102). С. 131-136.
15. Ахтямова А.Ф., Гнилицкая О.А. Влияние современных гаджетов на физическую культуру //Аллея науки. 2017. Т. 1. № 14. С. 652-654.
16. Пономарев Г.Н. Физическая культура в вузе: изменение образовательной деятельности кафедры физической культуры //Культура физическая и здоровье.
2017. № 3 (63). С. 55-58.
17. Михайлова Н.В. К вопросу о культуре - в профессиональную физическую культуру будущих педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 964.
18. Степичева Н.В., Тумасян Т.И. Адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура как феномены современности //В сборнике: Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере /Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой.
2018. С. 164-165.
Статья поступила в редакцию 29.03.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018