Теория и методика профессионального образования
УДК 378.12 DOI: 10.14529/ped190305
ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПИРАНТУРЕ»
Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова
Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Россия
Проблема повышения эффективности процесса подготовки обучающихся в аспирантуре к успешной самостоятельной исследовательской деятельности становится особенно актуальной в современных условиях, что обусловлено все возрастающей потребностью развивающейся промышленности, изменениями во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере образования. Одной из главных задач образовательного процесса в аспирантуре является подготовка обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности. При исследовании любого объекта окружающей действительности его необходимой составляющей является определение сущности и содержания основных понятий, что и составляет цель данной статьи. В процессе исследования поставленной проблемы были использованы теоретические методы: анализ научной литературы и синтез имеющихся научных знаний, отражающих положения философии и педагогики для определения сущности исследуемого феномена. Результатом данной работы является представление феномена «исследовательская деятельность обучающихся в аспирантуре». Исследовательская деятельность обучающихся в аспирантуре понимается нами как особый вид познавательной деятельности, осуществляемый в образовательном процессе вуза и направленный на: изучение различных объектов с целью получения новых знаний для их использования в преобразовании окружающей действительности; развитие у обучающихся позиции исследователя через освоение потенциала методов, средств, процедур научного исследования для обеспечения высоких результатов будущей исследовательской деятельности. Выделены характеристики рассматриваемого феномена (цель, задачи, функции, виды, особенности данной деятельности в отличие от других уровней образования (бакалавриата, магистратуры)). Теоретические результаты могут стать основой для педагогов-практиков, реализующих программы высшего образования на уровне аспирантуры.
Ключевые слова: исследование, исследовательская деятельность, обучающиеся в аспирантуре, исследовательская деятельность обучающихся в аспирантуре.
Введение. Постановка проблемы. Проблема повышения эффективности процесса подготовки обучающихся в организациях высшего образования к успешной самостоятельной исследовательской деятельности привлекала к себе внимание многих отечественных и зарубежных ученых [3, 4, 9, 13-15], в трудах которых были предложены различные способы ее решения. Однако в современных условиях она становится особенно актуальной, что обусловлено все возрастающей потребностью развивающейся промышленности, изменениями во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере образования.
Одной из главных задач образовательного процесса в аспирантуре является подготовка обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности, что требует уточнения теоретических положений, составляющих основу подготовки будущих исследователей в период обучения в вузе и совершенствования форм организации данной работы в аспирантуре.
При исследовании любого объекта окружающей действительности его необходимой составляющей является определение сущности и содержания основных понятий, главным из которых в нашем исследовании является
«исследовательская деятельность обучающихся в аспирантуре». Сопряженными с ним понятиями выступают: «исследование», «деятельность», «исследовательская деятельность», «обучающиеся в аспирантуре».
Обратимся к рассмотрению данных понятий.
Изучение состояния проблемы в научной литературе. Понятие «исследование» рассматривается в научной литературе с разных позиций: в широком смысле — как 1) научное изучение; 2) научный труд [10, с. 180]; в конкретно-научном смысле — как процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения и преобразования его в интересах общества [11, с. 33]. С учетом этого термин «исследование» может трактоваться как процесс изучения каких-либо объектов с целью получения новых знаний и использования их для изменения окружающей действительности.
На основании вышесказанного правомерным является трактовка понятия «исследование» как процесса изучения каких-либо объектов с целью получения новых знаний и использования их для изменения окружающей действительности [6].
Понятие «деятельность», являясь сложным феноменом, используется многими науками, поэтому с учетом его важнейших характеристик может пониматься как сложная категория, характеризующая активную форму взаимодействия человека с окружающей средой, в процессе которого субъект сознательно и целенаправленно преобразует какие-либо объекты.
Определение понятия. Опираясь на вышесказанное, мы рассматриваем исследовательскую деятельность (ИД) как особый вид познавательной деятельности человека, характеризующий его осознанную поисковую активность и направленный на удовлетворение интеллектуальных потребностей, в ходе которого с помощью разнообразных методов получаются новые знания об окружающей действительности [6].
Термин «обучающийся» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21 декабря 2012 года, рассматривается как «физическое лицо, осваивающее образовательную программу» [12, гл. 1, ст. 2]. С учетом этого термин «обучающийся в аспиран-
туре» может использоваться для обозначения лиц, осваивающих образовательные программы высшего образования, связанные с подготовкой кадров высшей квалификации.
Итак, ИД обучающихся в аспирантуре (ИДОвА) понимается нами как особый вид познавательной деятельности, осуществляемый в образовательном процессе вуза и направленный на изучение различных объектов с целью получения новых знаний для их использования в преобразовании окружающей действительности и развитие у обучающихся позиции исследователя при освоении методов, средств, процедур научного исследования для обеспечения достижения высоких результатов будущей исследовательской деятельности.
В научной литературе рассматриваются два взаимосвязанных понятия — «научно-исследовательская» и «учебно-исследовательская» деятельность обучающихся. Ранее в наших публикациях [6-8] мы также рассматривали данный вопрос и пришли к выводу, что данные понятия имеют и общее (оба этих вида ИД выступают как особый вид познавательной деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса вуза и направленный на изучение и преобразование окружающей действительности на основе приобретения нового знания и развитие личностных качеств, необходимых для данной деятельности), и особенное — «научно-исследовательская деятельность обучающихся» как особый вид познавательной деятельности направлен на получение объективно новых научных знаний и реализуется во вне-учебное время, «учебно-исследовательская деятельность обучающихся» как вид познавательной деятельности обучающихся предполагает получение субъективно новых для обучающихся знаний и осуществляется в учебное время, зафиксированное в расписании, по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя.
Обратим внимание на еще один аспект изучаемой проблемы — различие понятий «научно-исследовательская работа» и «научно-исследовательская деятельность».
Научная работа представляет собой скоординированную по целям, времени и ресурсам совокупность научных исследований и разработок, организационных мероприятий, позволяющих на практике осуществить науч-
ное исследование [1]. Применительно к подготовке будущих исследователей в рамках образовательного процесса в вузе научно-исследовательская работа обучающихся в аспирантуре может рассматриваться как: 1) неотъемлемая составляющая образовательной программы данного уровня высшего образования [5], которая в вузовской практике реализуется при помощи специальных организационных форм, включающих: проведение теоретических исследований с апробацией результатов; разработку программ осуществления исследований в процессе подготовки в вузе; участие в обеспечении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по профилю подготовки; подготовку научно-квалификационных работ, статей, докладов, учебных пособий, сообщений и др.; 2) совокупность мероприятий, скоординированных по целям, времени и ресурсам и реализуемых в процессе подготовки будущих исследователей в вузе.
В качестве основных направлений научно-исследовательской работы обучающихся в аспирантуре выступают:
- определение приоритетных направлений исследований в соответствии с потребностями современной науки, спецификой направления и профиля подготовки обучающихся и их интересами;
- планирование научно-исследовательской работы обучающихся (разработка планирующих документов по научно-исследовательской работе обучающихся в аспирантуре);
- проведение запланированных мероприятий по повышению уровня научной квалификации обучающихся;
- организация и проведение научных конференций и семинаров;
- изучение опыта научно-исследовательской работы различных образовательных организаций;
- освоение современных методов, технологий и методик научных исследований и др.
Итак, научно-исследовательская работа представляет собой совокупность специальных мероприятий для организации и реализации исследовательской (научно-исследовательской и учебно-исследовательской) деятельности обучающихся в аспирантуре.
В свою очередь, научно-исследовательская деятельность обучающихся в аспирантуре понимается нами как особый вид позна-
вательной деятельности обучаемых, направленной на получение объективно новых (значимых для науки и практики в определенной сфере жизнедеятельности) научных знаний.
Обратимся к основным характеристикам ИДОвА.
Цель ИД обучающихся в аспирантуре имеет бинарный характер, отражающий два аспекта (личностный и собственно деятельно-стный) данного феномена. Соответственно, первый аспект характеризует направленность ИДОвА на формирование у них личностных качеств, обеспечивающих успешность самостоятельной исследовательской деятельности. Второй аспект обусловлен направленностью данной деятельности на получение объективно или субъективно новых знаний, получаемых в процессе самостоятельной исследовательской деятельности
Данная цель предполагает решение двух групп задач:
1) Задачи личностной направленности включают:
- развитие положительных мотивов ИД;
- активизацию исследовательской позиции обучаемых в процессе подготовки в вузе;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осуществление самостоятельной ИД (исследовательского мышления, настойчивости, целеустремленности, потребности в получении новых знаний и др.;
2) Задачи деятельностной направленности предполагают:
- формирование у обучающихся представлений о сущности и специфике научного исследования;
- обеспечение обучающихся системой знаний о способах получения новых знаний;
- развитие у обучающихся умений и навыков осуществления учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как в образовательном процессе вуза, так и в самостоятельной ИД.
Далее рассмотрим функции ИД обучающихся в аспирантуре, к которым относятся:
- образовательная — расширение научных знаний, необходимых для осуществления ИД; освоение научных понятий, связанных с ИД, на уровне объяснения и управления; развитие умений работы с различными источниками информации и т. д.;
- развивающая — развитие личностных качеств, обеспечивающих осуществление ИД;
— стимулирующая — активизация субъектной исследовательской позиции обучающихся как в образовательном процессе, так и в процессе самостоятельной учебно- и научно-исследовательской деятельности.
Анализ ряда источников [2-4, 6, 9] позволяет заключить, что ИДОвА имеет существенные особенности, отличающие ее от исследовательской деятельности обучающихся на других уровнях образования (см. таблицу). Таким образом, анализ различий исследо-
вательской деятельности обучающихся на различных уровнях образования показывает, что цель ИД трансформируется в процессе перехода на более высокий уровень образования. И если на уровне бакалавриата цель ИД заключается в подготовке к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, то на уровне магистратуры подготовка к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности должна содержать элементы научной новизны. Качественно отличается от
Специфика исследовательской деятельности обучающихся на различных уровнях образования
Уровень образования Цель ИД Виды и формы ИД Результат ИД
Бакалавриат Подготовка к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности - учебно-исследовательская деятельность (подготовка докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР); выполнение заданий учебно-исследовательского характера в период практики; выполнение учебно-исследовательских проектов; участие в олимпиадах, неделях науки, конкурсах учебно-исследовательских работ; в работе проблемных студенческих групп и т. д.) Получение в процессе ИД субъективно нового научного знания
Магистратура Подготовка к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности с элементами научной новизны - учебно-исследовательская деятельность (подготовка докладов, рефератов, выполнение выпускной квалификационной работы; заданий учебно-исследовательского характера в период практики; учебно-исследовательских проектов; участие в олимпиадах, неделях науки, конкурсах учебно-исследовательских работ; в работе проблемных студенческих групп и пр. - научно-исследовательская деятельность (выполнение заданий научно-исследовательского характера в период практики; подготовка публикаций по теме исследования в базе РИНЦ; участие в работе студенческих научных кружков; научного семинара при кафедре и т. д.) Получение субъективно нового знания с элементами научной новизны
Аспирантура Подготовка к самостоятельной научно-исследовательской деятельности - научно-исследовательская деятельность (выполнение научно-квалификационной работы (НКР); подготовка и публикация статей в базах РИНЦ, ВАК, Scopus; участие в работе Школы молодых ученых, конференциях, симпозиумах, форумах); выполнение заданий научно-исследовательского характера в период практики; участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ университета, в том числе по грантам; моделирование и проектирование процессов, связанных с профилем исследовательской деятельности (экономических, социальных, познавательных и др.); участие в научной работе кафедры и научных школ вуза; участие в конкурсах на лучшие студенческие научные работы (внут-ривузовских, всероссийских, международных) Получение объективно нового научного знания
первых двух ступеней высшего образования цель ИД в аспирантуре, предполагающая подготовку обучающихся к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Существенные различия можно пронаблюдать в видах и формах исследовательской деятельности обучающихся на различных уровнях образования. Так, на уровне бакалавриата обучающемуся предстоит овладеть преимущественно учебно-исследовательской (в исключительных случаях — научно-исследовательской) деятельностью, направленной на получение субъективно нового знания; в магистратуре основным реализуется как учебно-исследовательская (подготовка докладов, рефератов, выполнение выпускной квалификационной работы; заданий учебно-исследовательского характера в период практики; учебно-исследовательских проектов; участие в олимпиадах, неделях науки, конкурсах учебно-исследовательских работ; в работе проблемных студенческих групп и пр.), так и научно-исследовательская деятельность (выполнение заданий научно-исследовательского характера в период практики; подготовка публикаций по теме исследования в базе РИНЦ; участие в работе студенческих научных кружков; научного семинара при кафедре и т. д.). В аспирантуре приоритетным видом исследовательской деятельности является научно-исследовательская деятельность, направленная на получение объективного нового научного знания. При этом организационные формы ИД включают: выполнение научно-квалификационной работы (НКР); подготовку и публикацию статей в базах РИНЦ, ВАК, Scopus; участие в работе Школы молодых ученых, конференциях, симпозиумах, форумах; в выполнении грантов; моделирование и проектирование процессов, связанных с профилем исследовательской деятельности; во внутривузовских, всероссийских, международных конкурсах на лучшие студенческие научные работы и др.
Заключение. Заканчивая анализ феномена ИД обучающихся в аспирантуре, отметим, что мы понимаем его как особый вид познавательной деятельности, осуществляемый в образовательном процессе вуза и направленный на изучение различных объектов с целью получения новых знаний для их использования в преобразовании окружающей действительности; а также на развитие у обучающихся позиции исследователя через освоение потен-
циала методов, средств, процедур научного исследования для обеспечения высоких результатов будущей исследовательской деятельности.
В качестве основных видов ИДОвА по признаку результата выделяют «научно-исследовательскую деятельность обучающихся» и «учебно-исследовательскую деятельность обучающихся», которые в практике выступают как взаимосвязанные, имеющие и общие, и особенные характеристики.
Цель ИДОвА в соответствии с ее бинарным характером включает два аспекта (личностный — направленность ИД обучающихся в аспирантуре на формирование у них личностных качеств, обеспечивающих успешность самостоятельной исследовательской деятельности, и собственно деятельностный — направленность данной деятельности на получение объективно или субъективно новых знаний, получаемых в процессе самостоятельной исследовательской деятельности).
Данная цель конкретизируется в двух группах задач: задачах личностной направленности (развитие положительных мотивов ИД; активизация исследовательской позиции обучаемых в процессе подготовки в вузе; развитие личностных качеств, обеспечивающих осуществление самостоятельной ИД и др.); задачах деятельностной направленности (формирование у обучающихся представлений о сущности и специфике научного исследования; обеспечение обучающихся системой знаний о способах получения новых знаний; развитие у обучающихся умений и навыков осуществления учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как в образовательном процессе вуза, так и в самостоятельной ИД).
Как сложный феномен ИД обучающихся в аспирантуре выполняет различные функции (образовательную, развивающую, стимулирующую) и имеет ряд особенностей, проявляющихся в цели, видах и формах организации, а также в результате данной деятельности.
Литература
1. Англо-русский словарь по информационным технологиям = English-russian dictionary of information technologies: ок. 35000 терминов / Центр. науч.-исслед. ин-т связи; [сост. Л.Г. Суменко]. — М.: ГПЦНИИС, 2003. — 782 с.
2. Ансимова, Н.П. Специфика научно-исследовательской работы студентов и аспирантов педагогического вуза / Н.П. Ансимова // Ярослав. пед. вестник. — 2009. — № 3 (60). — С. 87-91.
3. Баймухамбетова, Б.Ш. Формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Б.Ш. Баймухамбетова. — Челябинск, 2011. -225 с.
4. Водождокова, З.Н. Научно-исследовательская деятельность аспирантов и соискателей: дисциплинарная дифференциация / З. Н. Водождокова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Ре-гионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». — 2011. — Вып. 1. — С. 107-114.
5. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / сост. А.С. Воронин. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет УПИ», 2006. —135 с.
6. Ипполитов, Н. В. Система подготовки студентов вуза к исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения: моногр. / Н. В. Ипполитова, Н.С. Стерхова. — Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2016. — 142 с.
7. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «учебно-исследовательская деятельность студентов педагогического вуза» /Н.В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // Дискуссия. — 2016. — № 8 (71). — С. 112-120.
8. Ипполитова, Н.В. Методология и методы научного исследования: учеб. пособие /
Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова; Центр «Непрерывное педагогическое образование». — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ЗАО «Университетская книга», 2017. — 196 с.
9. Котлярова, И.О. Партнерство субъектов образовательного процесса в непрерывной научно-исследовательской деятельности аспирантов / И. О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2018. — Т. 10, № 2. — С. 6-16.
10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — 24-е изд., испр. - М.: Оникс: Мир и образование, 2007. — 640 с.
11. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. - М. : Компания Спутник+, 2006. — 191 с.
12. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ. — https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/.
13. Kyvik, S. Teaching and research: The relationship between the supervision of graduate students and faculty research perfomance II Higher Education / S. Kyvik, J.K. Smely. — Dortrecht etc., 1994. — 231 p.
14. Rubin, A. Research Methods for Social Work / A. Rubin, E. Babbie. — Brooks: Cole Publishing Company, 1997. — 758 p.
15. Schmidt, P. Studies Raise Questions About Research Based on Student Surveys Section: students / P. Schmidt // The Chronicle of Higher Education. — 2008. — Thursday. — November 6. — Vol. 54, no. 11. — P. 67-79.
Ипполитова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессионально-технологического образования, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, inv_@mail.ru.
Стерхова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры профессионально-технологического образования, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, uliana@_shadrinsk.net.
Поступила в редакцию 21 мая 2019 г.
DOI: 10.14529/ped190305
CHARACTERISTICS OF THE PHENOMENON "RESEARCH ACTIVITIES OF PhD STUDENTS"
N.V. Ippolitova, inv_@mail.ru,
N.S. Sterkhova, uliana@_shadrinsk.net
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
The problem of effectiveness increase of preparing PhD students for successful independent research activities becomes particularly relevant in modern conditions, which is caused by the growing need of developing industry, changes in all spheres of society, including the field of education. One of the main tasks of the educational process in postgraduate school is to prepare students for independent research activities.
The article defines the essence and content of the basic concepts of the study.
Studying the problem posed we analyzed the literature, synthesized the existing scientific knowledge, reflected on the philosophical and pedagogical provisions to determine the essence of the phenomenon under study.
The result of this work is the presentation of the phenomenon "research activities of students in postgraduate school" as a special kind of cognitive activity carried out in the educational process of the university and aimed at studying various objects to obtain new knowledge for transforming the surrounding reality; and the activation of the researcher - position in students through the development of skills to use methods, tools, research procedures for ensuring high results of future research activities. The objectives, functions of this activity and its difference from other levels of education (Bachelor, Master) were also identified.
The novelty of the research is in denoting the characteristics of the phenomenon under study (goals, objectives, functions, species).
The reviewed provisions can be the basis for practicing educators to implement postgraduate higher education programmes.
Keywords: research, research activities, students in postgraduate studies, students in postgraduate studies' research activities.
References
1. Anglo-Russkiy slovar' po informatsionnym tekhnologiyam [English-Russian Dictionary of Information Technologies]. Moscow, 2003. 782 p.
2. Ansimova N.P. [Specifity of Research Activity of Pedagogical University students' and PG students']. Bulletin of the Yaroslavl Pedagogical University, 2009, no. 60, pp. 87-91. (in Russ.)
3. Baimukhametova B.Sh. Formirovaniye gotovnosti magistrantov k issledovatel'skoi deyatel'nosti. Dis. kand. ped. nauk [Formation of Readiness for Research Activity in PG students. Diss. Сand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2011. 225 p.
4. Vodozhdokova Z.N. [Scientific Research Activity of Post-graduate Students]. Bulletin of the Adygei State University. Ser. Regional Studies: Philosofy, History, Sociology, Legal Studies, Politology, Cultural Studies, 2011, iss.1, pp. 107-114. (in Russ.)
5. Voronin A.S. Slovar' terminovpo obshchei i sotsial'noipedagogike [Dictionary of General and Social Pedagogy Terms ]. Ekaterinburg, 2006. 135 p.
6. Ippolitova N.V., Sterkhova N.S. Sistema podgotovki studentov vuza k issledovatel'skoi deyatel'nosti v usloviyakh realzatsii FGOS novogo pokoleniya [Sistem of Students Training for Research Activity in Terms of New FGOS]. Stavropol, Tsentr nauchnogo znaniya Logos Publ., 2016. 142 p.
7. Ippolitova N.V., Sterkhova N.S. [Analysis of the Notion "Students of Pedagogical University Academic and Research Work"]. Discussion, 2016, no. 8 (71), pp. 112-120.
8. Ippolitova N.V., Sterkhova N.S. Metodologiya i metody nauchnogo issledovaniya [Methodology and Methods of Scientific Research]. 2nd ed. Moscow, ZAO Universitetskaya kniga Publ., 2017. 196 p.
9. Kotlyarova I.O.,Serikov G.N. [Educational Process Subjects' Partnership in PG students' Continuing Scientific Activity]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Educatioin, Pedagogical Sciences, 2018, vol. 10, no. 2, pp. 6-16. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180201
10. Ozhegov S.I. Slovar' Russkogo yazyka [Russian Language Dictionary]. 24nd ed. Moscow, Oniks: Mir i obrazovanie Publ., 2007. 640 p.
11. Oleshkov M.Yu. Sovremennyi obrazovatel'nyi protsess: osnovnyye ponyatiya i terminy [Con-temporarty Educational Process: Basical Notions and Terms]. Moscow, Kompaniya Sputnik+ Publ., 2006. 101 p.
12. Federalnyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [The Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753 (accessed 22.05.2019).
13. Kyvik S., Smely J.K. Teaching and Research: The Relationship between the Supervision of Graduate Students and Faculty Research Perfomance II Higher Education. Dortrecht etc. Publ., 1994. 231 p.
14. Rubin A., Babbie E. Research Methods for Social Work. Brooks: Cole Publishing Company Publ., 1997. 758 p.
15. Schmidt P. Studies Raise Questions about Research Based on Student Surveys Section: Students. The Chronicle of Higher Education, 2008, vol. 54, no. 11. pp. 67-79.
Received 21 May 2019
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Ипполитова, Н.В. Характеристика феномена «исследовательская деятельность обучающихся в аспирантуре» / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2019. - Т. 11, № 3. - С. 57-64. БО!: 10.14529^190305
Ippolitova N.V., Sterkhova N.S. Characteristics of the Phenomenon "Research Activities of PhD Students". Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2019, vol. 11, no. 3, pp. 57-64. DOI: 10.14529/ped190305