Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА'

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выразительность движений / движения телом / артистизм в спорте / спорт / музыкальность / хореография / пластичность / expressive movements / body movements / artistry in sports / sports / musicality / choreography / plasticity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овсянникова Марина Андреевна, Марандыкина Оксана Викторовна, Носик Оксана Владимировна

В данной статье рассматривается концепция выразительности как ключевого аспекта художественной формы в различных видах искусства, включая литературу, музыку, изобразительное искусство и технико-эстетические виды спорта. Авторы подчеркивают, что, хотя понятие выразительности широко используется, его четкое определение в научной литературе до сих пор отсутствует. Особое внимание уделяется исследованию С.Г. Пушкина, который выделяет стадии восприятия текста и условия выразительного чтения. Статья также акцентирует внимание на взаимосвязи между музыкой и выразительностью исполнения в спорте, подчеркивая, что успешное воплощение музыкального произведения зависит от понимания исполнителем его содержания и характера. Двигательная выразительность рассматривается как более значимая в спортивной деятельности, чем статическая, поскольку она отражает замысел композиции и музыкальное сопровождение. В работе обозначены ключевые компоненты двигательной выразительности, такие как музыкальность, пластичность, артистичность и амплитудность, которые способствуют передаче глубины композиции и музыкальных образов. В заключение подчеркивается важность техники как основы для достижения выразительности, а также необходимость объективного судейства в оценке спортивных выступлений. Изученные компоненты помогут тренерам поднять оценку по артистичности в соложнокоординационных видах спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Овсянникова Марина Андреевна, Марандыкина Оксана Викторовна, Носик Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the concept of expressiveness as a key aspect of the art form in various types of art, including literature, music, visual arts and technical and aesthetic sports. The authors emphasize that although the concept of expressiveness is widely used, its clear definition is still missing in the scientific literature. Special attention is paid to the study of S. G. Pushkin, who highlights the stages of text perception and the conditions of expressive reading. The article also focuses on the relationship between music and the expressiveness of performance in sports, emphasizing that the successful embodiment of a musical work depends on the performer's understanding of its content and character. Motor expressiveness is considered to be more significant in sports activities than static, since it reflects the idea of the composition and musical accompaniment. The paper identifies the key components of motor expressiveness, such as musicality, plasticity, artistry and amplitude, which contribute to the transfer of depth of composition and musical images. In conclusion, the importance of technique as a basis for achieving expressiveness is emphasized, as well as the need for objective judging in evaluating sports performances. The studied components will help coaches to raise the score on artistry in cross-disciplinary sports

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА»

Объединение обширного хранилища передовых методов обучения, основанных на проектном обучении в дошкольных учреждениях, наряду с разработкой соответствующих учебных ресурсов для обогащения опыта обучения [5].

В экспериментальном режиме преподавателям предоставляются разнообразные справочные и информационные ресурсы, а также создается цифровая база данных для модернизации рабочих процедур экспериментального центра. В этой базе данных используются передовые «облачные» технологии для архивирования и распространения данных в режиме онлайн. Также было разработано «электронное методическое хранилище», содержащее множество материалов, касающихся применения проектных технологий в дошкольном образовании.

Взаимодействие педагогов осуществляется различными способами, такими как педагогические советы, функционирование методического объединения, мастер-классы, сотрудничество в микрогруппах (инновационных командах, созданных на экспериментальной площадке), конкурс профессионального мастерства, проводимый дошкольным образовательным учреждением. Они также получают поисковые и творческие задания (адаптация игр, методик, тестов, сценариев занятий, семинаров; наглядное представление результатов эксперимента), участвуют в круглом столе, посвященном применению проектной методики в дошкольном образовании, и в дебатах. Следует так же отметить, что еще одним важным аспектом является взаимодействие с родителями. Экспериментальные площадки должны быть открытыми для родителей, которые могут участвовать в образовательном процессе, знакомиться с новыми методиками и вносить свои предложения. Это взаимодействие способствует созданию единой образовательной среды, в которой дети чувствуют поддержку и понимание, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей [6].

Выводы. Таким образом, эффективность работы дошкольной образовательной организации можно оценивать не только по внутренним показателям, но и по степени вовлеченности родителей в образовательный процесс.

Благодаря повышению профессионального уровня педагогов, создание экспериментальных площадок в дошкольных образовательных учреждениях способствует внедрению инновационных практик в системе образования. Такие экспериментальные площадки служат динамичной платформой для развития взаимодействия и сотрудничества между различными образовательными организациями. Они играют жизненно важную роль в формировании индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, тем самым повышая общее качество дошкольного образования.

Внедрение экспериментальных площадок в работе дошкольной образовательной организациия представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий внимательного подхода и готовности к изменениям. Эффективная реализация таких площадок может значительно повысить качество образовательного процесса и способствовать всестороннему развитию детей. Важно, чтобы все участники процесса были вовлечены в работу экспериментальной площадки и имели возможность обмениваться опытом и идеями. Только таким образом можно добиться значительных результатов и создать комфортную и безопасную образовательную среду для детей.

Литература:

1. Губаева, А.Р. Эффективность экспериментальной площадки в улучшении качества дошкольного образования / А.Р. Губаева, Т.Н. Галич // Вестник науки. - 2024. - № 7(76) - Т. 1. - С. 306-311

2. Зобнина, Г.А. Экспериментальная площадка как форма организации эффективного взаимодействия ВУЗа и образовательного учреждения / Г.А. Зобнина // Научный альманах. - 2022. - № 8. - С. 475-477

3. Ильичева, И.В. Развитие креативных способностей детей в условиях инновационной площадки / И.В. Ильчева, Д.А. Потапов // Искусство и образование. - 2020. - № 4. - С. 57-65

4. Кисова, В.В. Инновационные технологии повышения профессионализма психолого-педагогических работников коррекционных образовательных учреждений / В.В. Кисова // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. - 2013. - №. 2-1. - С. 30-35

5. Крашенникова, Н.Б. Экспериментальная инновационная площадка - эффективное средство подготовки молодых специалистов / Н.Б. Крашенникова, М.Н. Матюшонок // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. - 2021. - С. 25-31

6. Сгонник, Л.В. Опытно-экспериментальная площадка как форма взаимодействия педагогического вуза и дошкольного учреждения / Л.В. Сгонник // Вестник современных исследований. - 2020. - № 2.1. - С. 85-91

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Марина Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования«Российский университет транспорта» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Марандыкина Оксана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (г. Москва); доцент Носик Оксана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Минделеева» (г. Москва)

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ВИДОВ

СПОРТА

Аннотация. В данной статье рассматривается концепция выразительности как ключевого аспекта художественной формы в различных видах искусства, включая литературу, музыку, изобразительное искусство и технико-эстетические виды спорта. Авторы подчеркивают, что, хотя понятие выразительности широко используется, его четкое определение в научной литературе до сих пор отсутствует. Особое внимание уделяется исследованию С.Г. Пушкина, который выделяет стадии восприятия текста и условия выразительного чтения. Статья также акцентирует внимание на взаимосвязи между музыкой и выразительностью исполнения в спорте, подчеркивая, что успешное воплощение музыкального произведения зависит от понимания исполнителем его содержания и характера. Двигательная выразительность рассматривается как более значимая в спортивной деятельности, чем статическая, поскольку она отражает замысел композиции и музыкальное сопровождение. В работе обозначены ключевые компоненты двигательной выразительности, такие как музыкальность, пластичность, артистичность и амплитудность, которые способствуют передаче глубины композиции и музыкальных образов. В заключение подчеркивается важность техники как основы для достижения выразительности, а также необходимость

объективного судейства в оценке спортивных выступлений. Изученные компоненты помогут тренерам поднять оценку по артистичности в соложнокоординационных видах спорта.

Ключевые слова: выразительность движений, движения телом, артистизм в спорте, спорт, музыкальность, хореография, пластичность.

Annotation. This article examines the concept of expressiveness as a key aspect of the art form in various types of art, including literature, music, visual arts and technical and aesthetic sports. The authors emphasize that although the concept of expressiveness is widely used, its clear definition is still missing in the scientific literature. Special attention is paid to the study of S. G. Pushkin, who highlights the stages of text perception and the conditions of expressive reading. The article also focuses on the relationship between music and the expressiveness of performance in sports, emphasizing that the successful embodiment of a musical work depends on the performer's understanding of its content and character. Motor expressiveness is considered to be more significant in sports activities than static, since it reflects the idea of the composition and musical accompaniment. The paper identifies the key components of motor expressiveness, such as musicality, plasticity, artistry and amplitude, which contribute to the transfer of depth of composition and musical images. In conclusion, the importance of technique as a basis for achieving expressiveness is emphasized, as well as the need for objective judging in evaluating sports performances. The studied components will help coaches to raise the score on artistry in cross-disciplinary sports.

Key words: expressive movements, body movements, artistry in sports, sports, musicality, choreography, plasticity.

Введение. Выразительность - уникальная черта произведений искусства и ключевой аспект художественной формы. Она присуща всем видам искусства, хотя и проявляется по-разному. Выразительность можно наблюдать в изобразительном искусстве, литературе, фотографии, театре, кино, телевидении и других областях. Однако архитектура, музыка, хореография и прикладное искусство имеют свои особенности [5, 9].

В научной литературе существует множество упоминаний о выразительности разных предметов и явлений, но понятие «выразительность» ещё не полностью сформировано, и разные авторы используют его с различным значением. Такие словосочетания, как «выразительный рисунок», «выразительная игра», «архитектурная выразительность» и другие, часто используются авторами.

Однако в литературе не удалось найти чёткого определения художественной выразительности, двигательной выразительности, выразительности мысли, образа и эмоциональной выразительности. Понятия выразительности лучше всего изучены в области речи, литературного языка, музыки и живописи [9].

С.Г. Пушкина в своих исследованиях выразительности речи выделяет три стадии восприятия читаемого: слух, мышление и воображение. Она также выделяет три группы условий выразительного чтения: технические, логические и художественные. Технические условия включают благозвучие, правильное дыхание, высоту, продолжительность и силу звука, гибкость и мелодичность. Логические условия подразумевают выделение слов логическими ударениями и разделение их паузами. Художественные условия предполагают придание художественной выразительности отдельным словам, предложениям и периодам.

Композиторы создают музыкальные формы, которые раскрывают внутреннее содержание произведения и его пафос, не описывая конкретные события объективного мира [1, 8]. Средства музыкальной выразительности тесно связаны между собой и не существуют отдельно друг от друга.

Изложение основного материала статьи. Характер музыки может быть весёлым, бодрым, грустным, лирическим, героическим и т.д. Выразительность исполнения в технико-эстетических видах спорта, балете и танцах напрямую зависит от музыкального произведения, его содержания и характера, а также от того, насколько исполнитель понимает это произведение. Влияние музыки усиливается, когда спортсмены погружаются в неё, воспринимают и вдохновляются ею [6, 7]. Этот процесс зависит от умения слушать, понимать и воплощать музыку в движениях.

Благодаря разнообразию элементов, движений и вариативности их выполнения, занятия сложно-координационными видами спорта способствуют расширению двигательных возможностей, гармоничному развитию и эстетическому воспитанию.

Способность виртуозно согласовывать свои движения с музыкой, создавать спектакль необходимо для достижения высоких результатов в спорте [2, 4].

Выразительность исполнения в технико-эстетических видах спорта зависит от музыкального произведения, его содержания и понимания исполнителем. Влияние музыки усиливается, когда спортсмены погружаются в неё и вдохновляются ею. Это зависит от умения слушать, понимать и передавать музыку через движения.

Выразительность любого произведения искусства определяется не только его автором, но и признанием публики. Объективная оценка произведений искусства включает качественные и количественные характеристики, а в технико-эстетических видах спорта главная задача - объективное судейство [3].

Двигательная выразительность более важна в спортивной деятельности, чем статическая, так как она отражает замысел композиции и характер музыкального сопровождения. Стоит отметить, что соревновательная композиция составляется заранее и не является импровизацией, но исполнить одни и те же движения можно по-разному. Выразительные движения проявляются в хорошей осанке, правильном положении тела, рук и ног, равновесии, плавности и мягкости движений, умении парить в элементах и чётко прочерчивать контуры движений.

Техника и выразительность тесно связаны, и техника является основой для создания выразительности. Доведение двигательных навыков до автоматизма необходимо для достижения выразительности.

Техника развивается благодаря хореографии, и можно выделить три уровня овладения техникой: общее понимание; детальное изучение и выполнение движений на высоком техническом уровне; объединение движений в различных эмоциональных и образных решениях, соответствующих характеру музыки. Один из ключевых факторов, влияющих на степень проявления выразительности, пропорциональное развитие и выраженность физических качеств. Без определённого уровня силы, выносливости, быстроты, ловкости, точности, подвижности и гибкости невозможно передать характер сложных двигательных действий. Хотя не каждое упражнение требует максимальной силы или гибкости, их недостаток затрудняет освоение двигательных действий без искажения их качественных характеристик. Таким образом, точное соответствие физических качеств является важным аспектом проявления выразительности. Анализируя литературные источники, мы выделили следующие ключевые компоненты, характеризующие двигательную выразительность: музыкальность, пластичность, артистичность и амплитудность.

Музыкальность во всех эстетических видах спорта оценивается по нескольким критериям: соответствие движений музыке, отражение характера музыкального произведения, а также соблюдение его темпа и ритма, заданного композитором. Основные элементы музыкальной выразительности, такие как мелодия, гармония, композиция и полифония, а также динамические нюансы и ритмические рисунки, оказывают влияние на характер движений [7, 11]. Изменение темпа

музыкального произведения, установленного композитором, считается ошибкой в исполнении согласно правилам соревнований. При выборе соревновательной музыки спортсмен должен учитывать темп.

Пластичность, или пластика, происходит от греческого слова «ваяние» и обозначает непрерывность движений, которая проявляется в плавности, экспрессии. Пластичность движений определяется закономерной последовательностью изменений положений тела и его частей [3, 10]. В гимнастике пластичность проявляется благодаря способности расслаблять мышцы в нужный момент при выполнении движений с большой амплитудой.

Артистичность трактуется как совершенство, завершенность, эффектность соревновательной программы в целом. В соответствии с правилами соревнований по сложнокоординационным видам спорта, к ошибкам в проявлении артистичности относятся недостаток легкости, уверенности и незавершенность движений, которые создают негативное впечатление.

Амплитудность - это термин, происходящий от латинского слова «величина», который обозначает максимальное выполнение движения в суставах. В гимнастике амплитуда является одним из ключевых аспектов современной техники. При оценке исполнения на соревнованиях судья должен учитывать все отклонения от предельной амплитуды. Известный эксперт в области художественной гимнастики Ж. Шишманова подчеркивает, что оценку артистичности входит использование соревновательной площадки. Во многих видах спорта судьи посчитывают заходы в углы и долгую остановку на одном месте.

Выводы. Двигательная выразительность имеет важное значение в сложнокоординационных видах спорта, где правила соревнований постоянно требуют повышения музыкальности и артистизма гимнасток.

Таким образом, выразительность как ключевая черта искусства и спорта проявляется через уникальные средства и формы, соответствующие особенностям каждого направления. В области двигательной выразительности, такой как художественная гимнастика и технико-эстетические виды спорта, важны синхронность движений с музыкальным сопровождением, пластичность, артистичность и амплитудность. Эти компоненты помогают исполнителям передать замысел композиции, раскрыть глубину музыкальных образов и вызвать эмоциональный отклик у зрителей. Правильная техника и её соответствие музыкальной форме формируют основу выразительности и позволяют создавать цельные, запоминающиеся образы, подчеркивающие гармонию тела и искусства.

Литература:

1. Бочавер, К.А. Психологические проблемы развития выразительности движений и повышения качества двигательного контроля / К.А. Бочавер, В.А. Нижельской // Спортивный психолог. - 2018. - № 3(50). - С. 50-55

2. Вирясова, А.С. Развитие музыкальности и двигательной выразительности у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой / А.С. Вирясова // Сборник материалов научных конференций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов, Малаховка, 16 ноября 2022 года - 28 2023 года / Министерство спорта Российской Федерации Московская государственная академия физической культуры. Том Выпуск 32. - Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2023. - С. 79-84

3. Гаврилова, В.П. Развитие эмоциональной выразительности движений младших школьников на занятиях по хореографии / В.П. Гаврилова // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 4. - № -4. - С. 063-066

4. Димура, И.Н. Влияние эстетического и эмоционального интеллектов на выразительность движений спортсменок синхронного плавания / И.Н. Димура, А.С. Астахова // Современные тенденции психолого-педагогического обеспечения занимающихся физической культурой и спортом: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Малаховка, 26-27 октября 2023 года. - Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2023. - С. 57-66

5. Карпенко, Л.А. О выразительности, артистизме и эмоциональности в гимнастике / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Термины и понятия в сфере физической культуры: Материалы конгресса, Санкт-Петербург, 20-22 декабря 2006 года / Федеральное агентство по физической культуре и спорту Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2006. - С. 104-105

6. Никульникова, Т.А. Двигательная выразительность в символической телесно-двигательной активности / Т.А. Никульникова // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях, Тамбов, 29 марта 2012 года. Том Часть 1. - Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2012. - С. 107-109

7. Овсянникова, М.А. Физические упражнения в актерском мастерстве и вокале / М.А. Овсянникова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2023. - Т. 18. - № 3. - С. 158-161

8. Шатова, М.С. Воспитание выразительности движении с использованием музыкальных игр у девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / М.С. Шатова, Г.В. Антонов // Мир спорта. - 2020. - № 1(78). - С. 64-67

9. Пэн, Ц. Анализ выразительности движений в художественной гимнастике: от понятия до значимости в достижении спортивных результатов / Ц. Пэн, Т.С. Лисицкая // Актуальные проблемы и тенденции развития гимнастики, современного фитнеса и танцевального спорта: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25 февраля 2021 года / под общ. ред. М.Ю. Ростовцевой. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)", 2021. - С. 85-89

10. Руднева, Л.В. Воспитание у девочек младшего школьного возраста выразительности движений средствами ритмопластики / Л.В. Руднева, В.А. Романов // Современные тенденции развития начального образования и лингводидактики: Сборник научных статей Международной научно-практической интернет-конференции. В 2-х частях, Могилев, 19-26 февраля 2021 года / под редакцией С.П. Чумаковой. Том Часть 1. - Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2021. - С. 57-61

11. Чернявский, Г.П. Выразительность как качественная характеристика сценического движения актера / Г.П. Чернявский // Искусство и культура в контексте времени: традиции, инновации, перспективы: материалы Международного научного симпозиума, посвященного 800-летию великого благоверного князя Александра Невского, Волгоград, 19-22 апреля 2021 года. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2022. - С. 333-336

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.