УДК 378.147
МЕТОДИКА АРТИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АКТЁРСКОЕ ИСКУССТВО» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Татьяна Юрьевна Лотарева, кандидат педагогических наук, Хабаровский государственный институт культуры, Хабаровск
Аннотация
Одним из важнейших профессиональных компонентов в деятельности актёра является показатель артистичности. В процессе обучения в театральном ВУЗе необходимо раскрыть индивидуальные способности студента на базе освоения основ актёрской профессии, помочь ощутить художественные и эстетические особенности театра как специфического вида сценического искусства. В развитии артистичности будущих актёров важное значение имеет уровень их двигательной подготовки. В связи с этим цель исследования заключается в совершенствование учебного процесса будущих актёров на основе комплексного использования средств, направленных на развитие артистичности. Задачи исследования: определить компоненты артистической подготовки в профессиональной деятельности актёра. Разработать методику артистической подготовки для будущих актёров и экспериментально обосновать ее эффективность. Для оценки показателя артистичности был проведён педагогический эксперимент на базе Хабаровского государственного института искусств и культуры, в котором приняли участвовали студенты первого курса, обучающиеся по специальности «Актерское искусство». По полученным результатам предварительных исследований по показателям, характеризующих проявление артистичности как: пластичность телодвижений, синхронность, уровень развития ритмичности, музыкальность и выразительность отмечался как низкий уровень артистической подготовленности будущих актёров. Разработанная экспериментальная методика артистической подготовки состояла из средств, включающих 3 блока заданий (блок - разминка, блок - обучение и блок - музыкальные и танцевальные игры), которые использовались в процессе учебных занятий 3 раза в неделю в разных частях занятия, продолжительностью 10% от общего времени занятия. На протяжении 4 месяцев все разработанные средства развития артистичности чередовались по циклам. По окончанию эксперимента и проведении повторного тестирования у обучающихся были отмечены достоверные положительные изменения (Р<0,05) исследуемых показателей. Уровень артистической подготовленности с низкого до уровня выше среднего (4,6 балла). Значительное увеличение показателей обусловлено целенаправленностью воздействия экспериментальной методики артистической подготовки будущих актёров, что позволит улучшить исполнение сценических движений.
Ключевые слова: актёр, профессиональная подготовка, физическая культура, артистичность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p194-198
METHODOLOGY OF ARTISTIC TRAINING OF STUDENTS IN THE SPECIALTY "ACTING ART" WITH THE USE OF PHYSICAL CULTURE MEANS
Tatyana Yurievna Lotareva, the candidate of pedagogical sciences, Khabarovsk State Institute of
Culture, Khabarovsk
Abstract
One of the most important professional components in the activity of an actor is an indicator of artistry. In the process of studying at the theater university, it is necessary to reveal the student's individual abilities on the basis of mastering the basics of the acting profession, to help to feel the artistic and aesthetic features of the theater as a specific type of performing arts. In the development of artistry of future actors, the level of their motor training is important. In this regard, the purpose of the study is to improve the educational process of future actors based on the integrated use of funds aimed at the development of artistry. Research objectives: to determine the components of artistic training in the professional activity of an actor. To develop the methodology for artistic training for future actors and experimentally substantiate its effectiveness. To assess the indicator of artistry, the pedagogical experiment was conducted on the basis of the Khabarovsk State Institute of Arts and Culture, which was attended by first-year students studying in the specialty "Acting Art". According to the results of preliminary studies on indicators characterizing the
manifestation of artistry as: plasticity of body movements, synchronism, the level of development of rhythm, musicality and expressiveness, it was noted as a low level of artistic preparedness of future actors. The developed experimental technique of artistic training consisted of means that included 3 blocks of tasks (block - warm-up, block - training and block - music and dance games), which were used in the process of training sessions 3 times a week in different parts of the lesson, lasting 10% of the total lesson time. For 4 months, all developed means of developing artistry alternated in cycles. At the end of the experiment and re-testing, the students showed significant positive changes (P<0.05) of the studied indicators. The level of artistic preparedness is from low to above average (4.6 points). Significant increase in the indicators is due to the pur-posefulness of the impact of the experimental method of artistic training of future actors, which will improve the performance of stage movements.
Keywords: actor, professional training, physical culture, artistry.
ВВЕДЕНИЕ
Успешная профессиональная деятельность актёра зависит от уровня и совокупности теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в ходе подготовки, осуществляемой в специальных учебных заведениях. Подготовка специалиста - артиста драматического театра и кино, к профессиональной творческой деятельности - исполнению ролей на высоком художественном уровне зависит от уровня актерского мастерства. В связи с этим важно раскрыть индивидуальные способности студента на базе освоения основ актёрской профессии, помочь ощутить художественные и эстетические особенности театра как специфического вида сценического искусства [1, 2, 3, 4].
Профессиональная подготовленность актера драматического театра и кино представлена комплексом разнообразных двигательных умений и навыков, а также психических, физических и эстетических качеств, необходимых для создания пластической характеристики сценического героя.
Одним из важнейших профессиональных компонентов в деятельности актёра является показатель артистичности. Артистизм понимается как совершенство, законченность, выразительность, изящество, самобытность выполнения движений и упражнения в целом. В развитии артистичности будущих актёров большое значение имеет уровень их двигательной подготовки [1, 2, 3, 4].
Практика театральной педагогики показывает, что улучшение физической подготовленности обучающихся способствует лучшему освоению специальных сценических навыков, развитию пластической выразительности актера. Следовательно, совершенствование двигательных способностей будущих актеров представляется важным в процессе их обучения в театральном ВУЗе.
При выполнении артистических упражнений совершенствуется координация движений, гибкость, точность движений, повышается культура движений занимающихся, происходит овладение правильной постановкой тела - осанкой, приобретается так называемое «чувство позы», что так необходимо, например, в монологе. Поза в монологе - есть мизансцена, расположение на сцене и переходы.
Актёр должен умело находить пластику и с учетом природных данных, и физического состояния, а также костюма, объема внимания.
Таким образом, для развития артистичности необходима система средств и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры актёров, на расширение арсенала выразительных средств.
В связи с этим, проблема артистической подготовки с акцентированным вниманием на исполнительское мастерство - артистизм является актуальной.
Цель исследования: совершенствование учебного процесса будущих актёров на основе комплексного использования средств развития артистичности.
Задачи исследования:
1. Определить компоненты артистической подготовки в профессиональной деятельности актёра.
2. Разработать методику артистической подготовки для будущих актёров и экспериментально обосновать ее эффективность.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате анализа научно-методической литературы были определены основные компоненты артистической подготовки в профессиональной деятельности актёра, которые условно были разделены на 3 группы: 1 группа - двигательная выразительность, разнообразие выполняемых элементов, жесты, позы, движение телом, сценическое движение; 2 группа - воплощения художественного образа и музыкальность, гармония, качество исполнения хореографических упражнений и соответствие хореографии музыке; 3 группа - пантомима, умения точно передавать объем и форму несуществующего предмета.
Для оценки показателя артистичности был проведён педагогический эксперимент на базе Хабаровского государственного института искусств и культуры (ХГИК). В эксперименте участвовали студенты первого курса, обучающиеся по специальности «Актерское искусство», в количестве 13 человек.
С целью выявления первоначального уровня артистической подготовки будущих актёров проводилось тестирование. Данный метод основан на тестах, характеризующих: пластичность телодвижений, синхронность, уровень развития ритмичности, музыкальности и выразительности будущих актёров. В состав экспертной комиссии входили специалисты ХГИК.
Так, пластичность телодвижений оценивалась по методике С.Н. Ключниковой (2005): выполнялась волна туловищем вперед стоя на носках, руки вверх. Шаг правой в сторону, левую скрестно вперед, поворот переступанием на 360° в стойку на носках, руки в стороны - вверх. Критерии оценки: 5 баллов - слитный характер движений с оптимальной амплитудой, выразительностью и завершающим движением головой; 4 балла - недостаточная амплитуда, нечеткая законченность упражнения; 3 балла - недостаточная амплитуда, слабая выразительность движений.
Показатель ритмичности оценивался с помощью теста «Импровизация», разработанного Л.И. Костюниной (2006): выполнялись движения под заданный музыкальный фрагмент (размер 2/4, 4/4 на 32 счета).
Критерии оценки: 5 баллов - полное соответствие музыкального и двигательного ритма; непринужденность, выразительность, легкость движений; соответствие характера движений средствам музыкальной выразительности; высокая эмоциональность; 4 балла -совпадение музыкального и двигательного ритма; некоторое несоответствие движений характеру музыкального сопровождения; незавершенность отдельных движений; недостаточная эмоциональность; 3 балла - несогласованность движений с музыкальным ритмом, паузы и остановки во время выполнения.
Синхронность определялась как взаимодействие между будущими актёрами в группах при выполнении синхронных прыжков под музыкальное сопровождение и без музыки. Для оценки музыкальности и выразительности был использован метод экспертной оценки, представленный в работе О.Г. Румба (2006).
Специалисты в области профессиональной физической подготовки в двух предлагаемых заданиях одновременно оценивали степень развития и музыкальных, и выразительных способностей. Предварительно ознакомившись с критериями оценивания, они выставляли две оценки по пятибалльной шкале - за музыкальность исполнения и за выразительность.
По условиям первого задания, студенты выполняли упражнение, подготовленное дома (комбинацию движений под любую музыку продолжительностью не менее одной минуты). Во втором задании студенты выполняли импровизацию под предложенную на выбор музыку. Оценивалось восприятие музыки и ее воплощение в движении.
Разница в заданиях заключалась в том, что в первом случае студенты приходили на урок с готовым музыкально-двигательным образом и показывали упражнение, нередко поставленное кем-то другим, а не самостоятельно. Во втором случае студенты и сочиняли, и двигались сами под предложенную им музыку.
Музыкальность оценивалась по следующим критериям: «5» - полное совпадение движений с музыкой; «4» - единичные незначительные несовпадения движений с музыкой; «3» - частые незначительные несовпадения движений с музыкой; «2» - значительные несовпадения движений с музыкой; «1» - расхождения с музыкой на протяжении всего упражнения.
Выразительность оценивалась по следующим критериям: «5» - яркое проявление способностей (полное отражение в движениях характера музыки, создание яркого эмоционально-двигательного образа); «4» - хорошее (характер музыки передается не в полной мере, создаваемый образ недостаточно яркий); «3» - удовлетворительное (неполное раскрытие характера музыки, единый эмоционально-двигательный образ практически не создается); «2» - плохое (характер музыки практически не отражается в движениях, эмоциональная окраска движений присутствует, но образ не создается); «1» - отсутствует (характер музыки не передается в движениях, эмоционально-двигательный образ не создается).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По полученным результатам предварительных исследований по показателям артистичности, было определено, что данные показатели, оценивающиеся по 5-ти бальной шкале, находились в пределах от 1,3 до 2,6 баллов, что характеризует низкий уровень артистической подготовленности будущих актёров. В связи с этим нами были разработана методика артистической подготовки для будущих актёров. Разработанная экспериментальная методика артистической подготовки состояла из средств, включающих 3 блока заданий, таких как:
- блок 1 - разминка (прыжковая) с учетом синхронности разбега, высоты, длины, легкости и четкости прыжков, согласованности движений верхних и нижних конечностей, прыгучести, точности линий рук и тела, чистоты исполнения, качественности и сложности элементов;
- блок 2 - обучающий: разучивание несложных танцевальных связок и комбинаций и их синхронное выполнение группой под различное музыкальное сопровождение, меняющееся в темпе, ритме и характере, где большое внимание было уделено на создание художественно-эстетического образа. Главными составляющими являлись эмоциональность, образность, гармоничность между партнерами, виртуозность, оригинальность исполненных движений, также целостность упражнения;
- блок 3 - музыкальные и танцевальные игры, направленные на выражение эмоций, пластичности движений, изящества линий, грациозности, снятия закрепощенности, передачу жестов, мимики лица и образов, настроения, юмора в исполнении, а также способствовали овладению своим телом, гимнастической осанкой, общей культурой движений и индивидуального почерка исполнения;
Разработанные средства развития артистичности, которые использовались в процессе учебных занятий 3 раза в неделю в разных частях занятия по 15 минут (10%) от общего времени занятия. На протяжении 4 месяцев все разработанные средства развития артистичности чередовались по циклам. Первые четыре недели использовалась прыжковая разминка в конце подготовительной части занятия, главным принципом которой стало постепенное увеличение темпа и усложнения координации, и чередовалась с музыкальными и танцевальными играми, которые использовались преимущественно в начале основной части занятия. Последующие четыре недели сочетание различных видов прыжков чередовалось с разучиванием и выполнением простых в исполнении танцевальных связок под ме-
няющееся музыкальное сопровождение. Следующий четырехнедельный цикл в большей степени был направлен на создание художественно-эстетического образа и импровизацию. Будущие актёры демонстрировали свои умения импровизировать на заданную тему, через мимику лица и умение владеть своим телом они передавали эмоции и образ, который был дан. А с помощью танцевальных комбинаций они передавали характер и настроение музыки. На последующем цикле использовались различные музыкальные игры, чередуясь с танцевальными, под музыкальное сопровождение, жанры которого постоянно менялись. Также менялся темп, ритм и характер музыкальных произведений. На занятиях использовались преимущественно игровой и фронтально-групповой методы организации занимающихся.
ВЫВОД
По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование обучающихся и выявлено достоверное изменение (Р<0,05), улучшение артистических показателей (в баллах) в исследуемой группе. Наибольший прирост результатов в группе выявлен в проявлении такого показателя как музыкальность (65,2%) и синхронность (63,9%), что составляет уровень артистической подготовленности выше среднего. Показатель, оценивающий пластичность возрос на 39,5%, что так же составил уровень артистических способностей выше среднего. Показатели выразительность (50,0%) и ритмичность (46,5%) возросли практически вдвое и составили высокий уровень артистической подготовленности. В результате эксперимента в исследуемой группе повысился уровень артистической подготовленности с низкого до уровня выше среднего (4,6 балла). Значительное увеличение показателей артистичности в группе по окончании эксперимента обусловлено целенаправленностью воздействия на представленные артистические показатели с помощью специально подобранных средств.
Таким образом, результаты проведённого исследования свидетельствуют об эффективности использования экспериментальной методики артистической подготовки будущих актёров, что позволит улучшить и исполнение сценических движений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грибов, С. С. Пластическая культура и актерское мастерство : учебное пособие / С. С. Грибов. — Барнаул : АлтГИК, 2021. - 95 с.
2. Григорьянц Т.А. Сценическое движение: пластический этюд: учебное пособие / Т.А. Гри-горьянц. - Кемерово : КемГИК, 2020. - 126 с.
3. Карпенко Л.А. О выразительности, артистизме, эмоциональности в гимнастике / Л.А. Карпенко, О. Г. Румба // Вестник спортивной науки. - Москва 2013. - № 1. - С. 14-17.
4. Кох И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох. — 7-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. — 512 с.
REFERENCES:
1. Gribov, S.S. (2021), Plastic culture and acting skills, textbook, Barnaul.
2. Grigoryants, T.A. (2020), Stage movement: plastic study, textbook, Kemerovo.
3. Karpenko, L.A. (2013), "About expressiveness, artistry, emotionality in gymnastics", Bulletin of sports science, No. 1, pp. 14-17
4. Kokh I.E., (2020), "Fundamentals of stage movement, Planet of Music, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.08.2022