Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесбережение детей / несовершеннолетние / социальная служба / социальный педагог / место жительства / родители
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ»

32

Российский педиатрический журнал. 2023; 26. Приложение 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4

V «ОСЕННИЕ ФИЛАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ — ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Гурьянова М.П.1, Андрейчук Е.В.2

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия; 2Центр социальной помощи семье и детям «Гармония», Боровск, Россия

Ключевые слова: здоровьесбережение детей, несовершеннолетние, социальная служба, социальный педагог, место жительства, родители

Актуальность. Перспективной сферой реализации инноваций в здоровьесбережении детей является социальная среда, обусловленная местом жительства. Это социокультурное пространство отличает неформальность общения детей и взрослых, близость деятельности по укреплению здоровья к месту проживания семей, добровольный характер участия в ней. Место жительства обладает огромными возможностями для межпрофессионального взаимодействия медицинских, педагогических, социальных работников; обучения детей и родителей здоровью; организации занятий детей и взрослых физкультурой и спортом, совместной деятельности детей и родителей.

Цель: представить инновации социальных педагогов участковой социальной службы одного из 7 структурных подразделений социального учреждения — Центра социальной помощи семье и детям «Гармония».

Материалы и методы. Формирование опыта работы социальной службы по здоровьесбережению детей, его описание и анализ. Социальные педагоги выступают организаторами этой деятельности на территории социального обслуживания, где проживает 157 семей, в которых воспитываются 225 несовершеннолетних детей.

Результаты. Создана здоровьесберегающая среда по месту жительства детей, организована помощь семьям в укреплении здоровья детей для формирования у них ответственного отношения к здоровью, снижения рисков социально обусловленных болезней, оптимизации психологического состояния детей после школьных занятий, снятия стрессов, агрессии, подавленности, организация оздоровительного отдыха детей во время каникул. Для оптимальной организации здоровьесбере-гающей среды использованы программа «Родительский всеобуч», нацеленная на формирование осознанного родительства как необходимого условия успешной социализации и здоро-вьесбережения ребёнка; дополнительная общеобразовательная программа для детей «Нехворайка»; детско-родительские формы работы (семейные походы выходного дня, экологические десанты, проведение родителями-волонтёрами занятий по лечебной физкультуре с детьми из малообеспеченных семей); программа для родителей «Безопасность в каждый дом» по профилактике бытового, уличного, дорожно-транспортного травматизма детей; клуб «Экодом» по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, где созданы условия для досуга, педагогической помощи детям и реализуются такие методы оздоровления детей, как экоарттерапия, игротерапия, театротерапия; летняя оздоровительная площадка, где основные виды деятельности детей осуществляются на свежем воздухе, организуется полноценное питание детей, правильный режим дня, спортивно-оздоровительные, профилактические мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни; Школа здоровья, в рамках кото-

рой социальные педагоги проводят беседы с детьми: «Почему здоровым быть модно», минутки здоровья: «Как уберечься от солнечного ожога», «Осторожно, клещи!» «Зелёная аптека», «Витамины с грядки».

Заключение. Результаты работы участковой социальной службы свидетельствуют о позитивной оценке родителями деятельности социальных педагогов и возросшем интересе детей и родителей к укреплению своего здоровья и полезной

занятости подростков в свободное время.

* * *

ГЕМОЛИТИКО-УРЕМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ

Долгушкина Г.В.1, Алексеева О.В.2, Искандярова Л.Р.2, Елкина Е.В.1

1Медицинский институт Пензенского государственного университета, Пенза, Россия;

2Пензенская областная детская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова, Пенза, Россия

Ключевые слова: гемолитико-уремический синдром, дети, клиника

Актуальность. Гемолитико-уремический синдром (ГУС) является одной из основных причин острого повреждения почек в детском возрасте и высоким риском формирования хронической болезни почек, что нередко приводит к инвалиди-зации детей.

Цель: определить частоту ГУС у детей и особенности манифестации заболевания.

Материалы и методы. Под наблюдением находились 8 детей (2 мальчика и 6 девочек) с ГУС в возрасте 1-10 лет. У всех больных был диагностирован типичный ГУС, возникающий после кишечной инфекции. Больные были распределены по возрасту на 2 группы: 1-я — до 3 лет (п = 5), 2-я — 3-10 лет (п = 3). Всем обследуемым была проведена оценка клинических симптомов заболевания и принятое в нефрологии лабораторное и инструментальное обследование, в том числе определение скорости клубочковой фильтрации по формуле Шварца, ультразвуковое исследование органов мочевой системы с определением кровотока.

Результаты. ГУС развивался у детей первых 3 лет жизни у 5 (62,5%) детей, до 5лет — у 7 (87,5%), чаще у девочек — у 6 (75%). Отмечена сезонность заболевания: 75% больных ГУС госпитализированы летом (июль-август).

В продромальном периоде у всех пациентов были диагностированы повышение температуры тела до фебрильных цифр, диарея, у 40% больных — рвота (п = 5), у 37,5% — боли в животе (п = 3), у 75% — явления гемоколита (п = 6). Клинико-ла-бораторные проявления ГУС появлялись через 4,7 ± 1,9 дня от начала заболевания. В период разгара ГУС у 37,5% детей регистрировались отёки; у 87,5% — артериальная гипертен-зия; у 50% — токсический гепатит, чаще у больных 2-й группы; у 37,5% — поражение поджелудочной железы, только у детей старше 3 лет; у 25% — токсическая кардиопатия (диагностирована только у детей 1-й группы). У всех больных отмечалась анурия, что потребовало проведения заместительной почечной терапии, возможно, этому способствовала поздняя госпитализация пациентов на 5-6-й день от начала заболевания. Было проведено 8-37 сеансов перитонеального диализа. Летальности среди больных с ГУС, находившихся на стационарном лечении, не зарегистрировано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.