УДК 159.923:378(470 + 571):37.062.3(510) Петанова Елена Ивановна
Petanova Elena Ivanovna
кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Ван Сяо
аспирант
Санкт-Петербургского государственного университета
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО РЕСУРСА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
PhD in Psychology, Assistant Professor, Saint Petersburg State University
Wang Xiao
PhD student, Saint Petersburg State University
ASSESSMENT OF PERSONAL ADAPTATION RESOURCES OF CHINESE STUDENTS IN A RUSSIAN UNIVERSITY
Аннотация:
Адаптация студентов во время обучения в высшем учебном заведении сопряжена со сложностями, особенно на начальном этапе, и возможностью возникновения негативных последствий, таких как психологические срывы, способные оказать серьезное влияние на уровень психологического здоровья обучающихся. Ограничение личностного адаптационного ресурса может возникнуть вследствие обучения студента на неродном языке. Статья посвящена изучению факторов, связанных с процессом социально-психологической адаптации китайских студентов в российском вузе.
Ключевые слова:
адаптация, личностные ресурсы, китайские студенты, свойства личности, психологическое здоровье, я-концепция.
Summary:
Adaptation of students in the course of studying in higher schools is fraught with challenges, especially at the initial stage, and the possibility of negative consequences such as psychological breakdowns that could have a serious impact on mental health of students. Personal adaptation resource can be even more limited if students come to study in a foreign language. The article studies the factors associated with the process of social and psychological adaptation of Chinese students in Russian universities.
Keywords:
adaptation, personal resources, Chinese students, personality traits, psychological health, Self-concept.
Актуальность. Интернационализация современного высшего профессионального образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к требованиям и условиям обучения за границей. Неизбежность протекания процессов адаптации китайских студентов-первокурсников к условиям обучения в российском вузе обусловлена различиями в формах, методах и технологиях обучения в китайской средней школе и российском вузе, а также недостаточной подготовленностью китайских выпускников средних школ к самостоятельному обучению за границей: сложностями освоения русского языка, отсутствием навыков самоорганизации и самоконтроля (что составляет основу обучения в высшей школе) (Сунь Цзяли, Шан Чуньянь, Чэнь Гуюань, Чжоу Чжоу и др.).
Так, в диссертационной работе Чэнь Цзе (2010), подготовленной в Тульском университете, было показано, что китайские студенты испытывают наибольшие трудности в области языковой, учебной и межкультурной адаптации, тогда как процессы физиологической и психологической адаптации проходят достаточно легко. Китайские студенты-первокурсники плохо владеют русским языком и мало взаимодействуют с российскими сокурсниками. Они недовольны условиями учебы, так как часто не понимают преподавателя, но в то же время не готовы обсуждать не до конца понятый учебный материал с преподавателями, потому что робеют, обращаясь к ним. В связи с этим необходимо выявить и изучить личностные ресурсы адаптации китайских студентов к обучению в условиях российских вузов.
Цель исследования заключалась в изучении личностных ресурсов адаптации китайских студентов в условиях вузовского обучения на родине и за рубежом.
Предмет исследования - отношение китайских студентов к условиям обучения в российских вузах и их личностные свойства: деятельностная активность, моральная устойчивость, коммуникативность и другие характеристики.
Метод исследования. В процессе эксперимента был использован тест «Большая пятерка» («Big five»), адаптированный на китайский язык, позволяющий выявить показатели по шкалам «нейротизм», «экстраверсия», «коммуникативность», «открытость опыту», «доброжелательность», «добросовестность» [1, р. 141]; проведен скрининг первокурсников с целью определения
уровня их психического здоровья; использованы личностный опросник UPI (University Personality Inventory) [2, р. 125], опросник «Я-концепция» («Self-concept»), адаптированный на китайский язык, позволяющий изучить систему представлений индивида о самом себе, методика «Локус контроля» (Locus of control scale) Дж. Роттера.
Участники. В исследовании приняли участие 197 студентов. Первая группа состояла из 97 китайских студентов, обучающихся в Китае (57 мужчин и 40 женщин). Вторая группа - 100 китайских студентов, обучающихся в России (50 мужчин и 50 женщин). Средний возраст респондентов составил 18 лет.
Результаты и обсуждение. Исходя из общего анализа результатов, полученных с помощью «Анкеты адаптивности», можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми барьерами на начальном этапе обучения китайских студентов в российских вузах являются трудности, связанные: а) с изучением русского языка, б) освоением самостоятельных форм учебной деятельности, в) вхождением в новую социокультурную среду.
Методом анкетирования было выявлено, что существуют четыре основных препятствия к адаптации у китайских студентов:
1) большая учебная нагрузка,
2) страх перед будущим,
3) нежелание учиться или разочарование в профессии,
4) непонятные, скучные учебники.
В результате проведения комплексного исследования были получены следующие результаты. Высокий уровень добросовестности способствует высокой степени адаптивности к процессу обучения. Обнаружено, что доброжелательность, добросовестность и открытость сильнее выражены у женщин, чем у мужчин. Интегральный показатель, отражающий уровень функциональной активности пяти свойств личности комплекса «Большая пятерка», вычисленный с помощью программы статистической обработки SPSS Statistics, показал существующее различие на уровне p < 0,001: 79,09 ± 4,81 (p < 0.01) (китайские студенты, обучающиеся на родине) и 66,41 ± 5,08 (p < 0.01) (китайские студенты, обучающиеся в СпбГУ). При оценке психического здоровья первокурсников была получена эмпирическая информация, подтвердившая гипотезу о связи показателей адаптированности с уровнем психического здоровья личности, а также с уровнем позитивности самоотношения, локусом контроля и академической успеваемостью студентов 2,25 ± 0,78 (p < 0.01) и 1,00 ± 0,00 (p < 0.01).
При этом средняя оценка девушек оказалась значительно выше, чем оценка юношей. В примененном регрессионном анализе в качестве зависимой переменной выступило «психологическое здоровье», определенное по результатам прохождения личностного опросника UPI, а в качестве независимых переменных выступили «Big five», «Self-concept», «Rotter test». Структура проводимого эксперимента предполагает наличие двух независимых моделей (в совокупности показателей): модели № 1 - студенты из Китая, обучающиеся в российском вузе, и модели № 2 -студенты из Китая, обучающиеся на родине. Предикторы первой модели: «я-концепция», «B -самопроизвольное действие (поведение)», «FA - семья, собственные семейные ценности и роль в семье». Предикторы второй модели: «я-концепция», «Большая пятерка (Big five)», «нейротизм» и «ID - самооценка: описание самостоятельного статуса». Представляется целесообразным произвести анализ каждой модели в отдельности. Основные рассматриваемые параметры отображены в таблице 1.
Таблица 1 - Значения для зависимых и независимых переменных
в регрессионном анализе (анализ скорректированных коэффициентов детерминации)
Зависимая переменная - UPI
Первая модель Скорректированный коэффициент детерминации (R2) Статистическая значимость Sg Вторая модель Скорректированный коэффициент детерминации (R2) Статистическая значимость Sg
Я-концепция 0,513 0,026 Я-концепция 0,414 0,000
B 0,544 0,005 Big five 0,286 0,000
FA 0,560 0,034 Пригодность 0,438 0,017
ID 0,456 0,045
В ходе анализа был использован скорректированный коэффициент детерминации (R2), так как именно он позволяет произвести сравнительный анализ моделей с разным числом признаков. В нашем случае значение коэффициента детерминации в первой модели составляет 0,757, во второй - 0,692, что свидетельствует о наличии плотной линейной взаимосвязи между UPI и всеми независимыми переменными моделей. В первой модели R2 (R Square) = 0,574. Это означает, что наша регрессионная модель описывает 57,4 % случаев, т. е. ответов респондентов.
Во второй модели R2 = 0,479, в этом случае регрессионная модель описывает 47,9 % случаев. Показатели детерминации и коэффициента R2 для первых двух параметров (в первой модели) и трех параметров (во второй модели) ниже, чем для последних показателей в каждой модели. Также значения стандартной ошибки расчетов для первых двух (трех) составляющих выше, чем в обобщенной. Это доказывает целесообразность включения в регрессионную модель всех независимых переменных (таблица 2).
Таблица 2 - Значения для зависимых и независимых переменных
в регрессионном анализе (анализ коэффициентов корреляции и детерминации)
Зависимая переменная - UPI
Первая модель Коэффициент корреляции(R) Коэффициент детерминации (R2) Стандартная ошибка Вторая модель Коэффициент корреляции(R) Коэффициент детерминации (R2) Стандартная ошибка
Одна переменная 0,719 0,517 0,510 Одна переменная 0,541 0,293 0,657
Совокупность двух переменных 0,744 0,553 0,493 Совокупность двух переменных 0,653 0,426 0,595
Совокупность трех переменных 0,757 0,574 0,484 Совокупность трех переменных 0,675 0,455 0,583
Совокупность четырех переменных 0,692 0,479 0,574
Сводная таблица модели представляет также результат теста Дарбина - Уотсона на автокорреляцию, значение этого показателя составляет в первой модели 1,843, во второй - 2,252, что демонстрирует отсутствие корреляции в целом, а значит, применяемый метод наименьших квадратов дает адекватные и эффективные результаты.
Как показывает анализ коэффициентов корреляции между переменными первой модели, коэффициент корреляции между показателями UPI и «я-концепция» составил 0,719 при значимости р = 0,026, коэффициент детерминации R2 составляет 0,517, то есть 51,7 % дисперсии обусловлено влиянием предиктора, что свидетельствует о значительной связи между переменными. Я-концепция и психическое здоровье студентов первой модели показали высокую положительную корреляцию. При анализе коэффициентов корреляции между переменными UPI и В мы обнаружили, что коэффициент корреляции составил 0,744 при значимости р = 0,005 и коэффициент детерминации R2 = 0,553, то есть 55,3 % дисперсии обусловлено влиянием предиктора, что свидетельствует о незначимой связи между переменными. При анализе коэффициентов корреляции между переменными UPI и FA обнаружено, что коэффициент корреляции составил 0,757 при значимости р = 0,034 и коэффициент детерминации R2 = 0,574, то есть 57,4 % дисперсии обусловлено влиянием предиктора, что свидетельствует о значимой связи между переменными.
При рассмотрении второй модели анализ результатов показал наличие значимой корреляции между переменными UPI и «пригодность» и UPI и ID (0,675; 0,017; 0,455; 45,5 %) (0,692; 0,045; 0,479; 47,9 %), незначимой - между переменными UPI и «я-концепция» (0,541; 0,000; 0,293; 29,3 %) и UPI и Big five (0,653; 0,000; 0,426; 42,6 %). В таблице «ANOVA», а именно в ее последнем столбце, значение показателя «Статистическая значимость» (Sg) для всех переменных обеих моделей нашего эксперимента составляет 0,000.
Таким образом, построенные регрессионные модели справедливы для генеральной совокупности в целом. В рассматриваемом примере результатом анализа является третья регрессионная модель, включающая все независимые переменные. Интерпретацию результатов таблицы мы начали с рассмотрения статистических показателей, характеризующих коллинеарность между независимыми переменными регрессионной модели (Collinearity Statistics). Значение показателя «Tolerance» (допуск) в первой модели составляет 0,550, а значение показателя коэффициента возрастания дисперсии VIF (Variance Inflation Factor) = 1,817. Во второй модели «Tolerance» (допуск) составляет 0,852, а VIF = 1,174, что свидетельствует о невозможности возникновения нежелательного эффекта мультиколлинеарности. Значимость включенных в регрессионную модель независимых переменных способны продемонстрировать стандартизированные коэффициенты регрессии (Beta). Они способны показать, насколько сильно исследуемые факторы оказывают влияние на итоговую величину. В рассматриваемом примере наибольшей значимостью в первой модели обладает вторая независимая переменная (Beta = 0,344), а во второй - первая переменная Big five (Beta = 0,602). Это указывает на линейную зависимость от психологического здоровья учащихся. Следует отметить, что постоянный член регрессионного уравнения (Constant) в данном случае имеет достаточно небольшую величину как в первой, так
и во второй модели, что свидетельствует о том, что включенные в уравнение независимые переменные в полной мере описывают зависимую переменную.
Выводы. Результаты сравнительного анализа между данными, полученными путем проведения теста «Я-концепция», и психическим здоровьем студентов показали высокую положительную корреляцию 272,76 ± 1,082 и 266,79 ± 2,630 (p < 0.001) соответственно. Результаты, полученные при проведении теста «Локус контроля» Дж. Роттера, продемонстрировали, что индивидуальные стили преодоления возникающих проблем оказывают влияние на субъективное благополучие студентов. Уровень экстернальности составил 1,54 ± 0,5 и 1,59 ± 0,5 соответственно (различия не выявлены).
В результате проведенного исследования было установлено, что уровень выраженности структурных составляющих адаптационного личностного ресурса китайских студентов зависит от адаптационной ситуации: обучение на родине или обучение за границей. При обучении за границей некоторые элементы личностного адаптационного ресурса истощаются, личностный адаптационный ресурс студентов, обучающихся на родине, по ряду характеристик выше, чем у студентов, обучающихся за рубежом.
Проведенное исследование, на наш взгляд, имеет большое практическое значение благодаря возможности разработки на основании его результатов программы психологического сопровождения обучающихся на важных адаптационных этапах, направленной на мобилизацию личностного ресурса в кризисные периоды обучения.
Ссылки:
1. Goldberg L. Language and individual differences: the search for universals in personality lexicons // Review of Personality and Social Psychology / ed. L. Wheeler. Beverly Hills, 1981. P. 141.
2. (1991) (UPI) frblfci
24 (II, 125).
References:
Goldberg, L 1981, 'Language and individual differences: the search for universals in personality lexicons', in L Wheeler (ed.), Review of Personality and Social Psychology, Beverly Hills, p. 141.
24 (II, 125).