Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 1, с. 1 74-1 79
УДК 9:327
ХАРАКТЕР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА (1992-2000 гг.)
© 2009 г. И.В. Рыжов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 29.12.2008
Анализируется характер внешнеполитической деятельности Государства Израиль в отношении стран Центрально-Азиатского региона (1992-2000 гг.). С момента распада СССР Израиль уделял особое внимание двусторонним связям со странами Центрально-Азиатского региона, причины проведения такой политики заключались в следующем: 1) являясь мусульманскими, данные страны в отличие от арабских государств не имеют каких-либо предубеждений в отношении Израиля; 2) Израиль не могли не интересовать связи с местными еврейскими общинами.
Ключевые слова: Центральная Азия, внешняя политика, еврейская община.
Распад СССР способствовал появлению на постсоветском пространстве новых независимых государств, постепенно формулировавших свои внешнеполитические приоритеты и интересы. Для Израиля открылись возможности дипломатического наступления.
В этом регионе основное направление реализации израильских интересов связано с Узбекистаном. «Я знаю евреев и горжусь тем, что являюсь руководителем страны, которая никогда не знала антисемитизма», - эти слова президента Узбекистана Ислама Каримова, сказанные на встрече с президентом Государства Израиль Эзером Вейцманом, процитировала «Маарив» -одна из ведущих израильских газет, ещё в середине девяностых годов двадцатого столетия. Не было забыто и то, что Узбекистан стал первым государством в Центральной Азии, установившим с Израилем дипломатические отношения. Именно в Ташкенте открылось первое в этом регионе израильское посольство [1].
Правда, не было забыто и то, что узбекский лидер оказался последним руководителем тюркоязычных государств Центральной Азии, прибывшим в Израиль с официальным визитом. До него в Иерусалиме принимали С. Ниязова и Н. Назарбаева, а раньше всех там побывал А. Акаев.
Заинтересованность Узбекистана в развитии широкого сотрудничества с Израилем, представляющим собой своеобразный мост между Востоком и Западом и имеющим чрезвычайно высокий уровень межгосударственных отношений с США, вполне объяснима. Интерес Ташкента к Израилю усиливается стремлением по-
лучить доступ к новейшим технологиям, в которых Республика Узбекистан потенциально заинтересована. Первые шаги в этом направлении были сделаны сразу же после установления узбекско-израильских отношений. Это внедрение капельного орошения, передовых методов животноводства, хлопководства, других агротехнологий и т.д.
И. Каримов призвал израильских бизнесменов смелее выходить на узбекский рынок. Он обратил внимание на огромные возможности и перспективы сотрудничества между двумя странами: «Партнерство между Израилем и Узбекистаном должно показать всему миру, что нет никаких причин для конфронтации между мусульманами и евреями» [2].
Израильские фирмы в Узбекистане, так же как в Казахстане, смогли способствовать восстановлению израильско-узбекских дипломатических отношений. Одним из самых успешных израильских проектов в Узбекистане является проект капельного орошения, в результате которого израильские специалисты увеличили урожайность хлопчатника на 40%, и значительно уменьшили расход воды, а также уменьшили расходы ядохимикатов на 10-20%. (С учетом серьезных проблем Узбекистана, связанных с недостатком воды и экологическими бедствиями, с чрезмерным использованием вод Аральского моря, а также чрезмерным применением ядохимикатов и химических удобрений, можно оценить значение помощи Израиля Узбекистану.)
Взаимоотношения между Г осударством Израиль и Республикой Казахстан представляют собой интересное явление как в историческом, так и политико-экономическом аспекте. В середине января 1992 года министр связи Израиля посетил Казахстан с трехдневным визитом, чтобы развивать двустороннее сотрудничество в области связи. В апреле того же года казахская делегация, под председательством министра торговли этой страны, подписала соглашение о развитии земледелия, животноводства, об обучении специалистов, о совместном сотрудничестве в области современной техники и технологии в Казахстане.
В 1992 году в результате осуществления 4 проектов урожай хлопка и томатов увеличился в шесть раз. Проект «Дави» является самым современным по скотоводству и сельскому хозяйству. Этот проект способствовал, в кратчайший срок, увеличению удоя молока на 60%. Израильтяне, параллельно сельскому хозяйству, инвестировали и в других областях, таких как банковское дело и создание супермаркетов [3].
Дипломатические отношения между Туркменистаном (с конца 1991 г. - независимое государство) и Израилем были установлены в декабре 1993 года. Следует отметить, что дипломатические связи между Туркменистаном и Израилем сложились позже, чем с другими странами Центральной Азии. В 1994 году премьер-министр Туркменистана посетил Иерусалим, а господин Шимон Перес - Ашхабад. Между двумя странами достигнуто много соглашений, в том числе по просвещению и воспитанию, а также по развитию передовой технологии сельского хозяйства. Объём торговли между Туркменистаном и Израилем достиг к 1995 году более 4 миллионов долларов [1]. Весной 1995 г. и в феврале 1996 г. в Израиле побывал президент Туркменистана С. Ниязов. В Туркменистане нет посольства Государства Израиль, но действует консульство, при котором работает еврейская воскресная школа.
Израиль содействует развитию сельского хозяйства Туркменистана (где в последнее время при выращивании хлопка применяется израильская система капельного орошения), оказывает этой стране помощь медикаментами (только в феврале 1995 г. в Ашхабад было отправлено по просьбе туркменских властей 600 тонн лекарств) [4]. В феврале 1996 г. международный консорциум, организованный израильской фирмой, получил заказ на восстановление крупного нефтеочистительного завода в Туркменистане; средства массовой информации соседнего Ирана резко осудили это решение правительства Туркменистана [4].
В октябре 2001 года в присутствии президента С. Ниязова состоялся ввод в эксплуатацию новой установки по производству сжиженного природного газа, проект стоимостью в 180 млн. долларов был осуществлен израильской компанией «Байтман хандаса» [4]. Со стороны правительства Туркменистана контроль над строительством осуществлял известный израильский предприниматель Й. Мейман, назначенный на должность специального советника президента Туркменистана по газовой индустрии.
Официальные отношения Израиля с Кыргызстаном начались в январе 1993 года, с трехдневного официального визита господина Аскара Акаева в Израиль. А. Акаев о цели этой поездки сказал: «Моя цель связать нашу индустрию с современной израильской технологией, с применением имеющегося у нас сырья. У вас самая высокая урожайность хлопчатника в мире, у нас очень хорошая и плодородная земля, но наша технология по производству продовольственной продукции значительно отстает. Естественно, мы хотим, чтобы Израиль помог нам в этом отношении». В ходе состоявшегося визита было открыто посольство Кыргызстана в Израиле.
Правители Израиля и Кыргызстана согласились сотрудничать в обширной области, в том числе в групповых связях, науке, технологии, культуре и совместных инвестициях. Кроме этого, Израиль до сих пор оказывает серьезные услуги по обеспечению нужд частного и общественного сектора в Кыргызстане.
Говоря о политических целях Государства Израиль в отношении стран СНГ, следует выделить, прежде всего, облегчение условий эмиграции евреев, проживавших в бывших советских республиках. В течение четырех лет, то есть с момента распада СССР до 1996 года, из Советского Союза в Израиль эмигрировало почти полмиллиона человек, которые способствовали увеличению населения этой страны на 10% [5, с. 165]. В списке этих эмигрантов в основном фамилии выпускников советских вузов или других технических учреждений. Экономисты и социологи предсказывали, что эта новая волна эмиграции превратит Израиль в страну, которая имеет первое место по количеству квалифицированных специалистов на душу населения. Тот факт, что 11-14% национальной рабочей силы этой страны имеют высшее образование - явное свидетельство этому [6, с. 84]. 200 тысяч евреев бывшего Советского Союза проживали в странах Центральной Азии, и их судьба сильно волнует Израиль. Таким образом, Израиль, развивая свои отношения со странами
Центральной Азии, создает благоприятную атмосферу для эмиграции этих евреев в Израиль [7, с. 305].
Второй частью политических намерений Израиля в регионе Центральной Азии является подкрепление стратегии Израиля во внешней политике этой страны. Эта стратегия резюмируется сотрудничеством с Турцией против Ирана. Израиль считает Иран самой большой угрозой против него в этом регионе, потому что иранская политика направлена против самого существования Израиля. Поэтому кажется обычным факт формирования различных союзов в этом регионе, где до сих пор иностранная политика преимущественно играет роль политики безопасности, чем обычную экономическую роль. Естественно, это не первая попытка Израиля формировать союзы в этом регионе и расширить свое влияние на Ближнем Востоке [8]. В 50-х годах глава израильского правительства Давид Бен-Гурион старался создать на Ближнем Востоке неарабский союз, состоящий из Турции, Эфиопии, Ирана и Израиля. Эти попытки Израиля известны под названием «периферийной стратегии» [9], которая в конце 1970-х годов, с падением шахского режима в Иране, потерпела поражение.
С тех пор до начала мирных попыток и недавнего их поражения Израиль предпринял меры по налаживанию отношений со всеми мусульманскими странами, которые не имеют жесткого подхода к палестинскому вопросу [9]. После того как предложение о мире потерпело поражение, исламские страны, которые вели умеренную политику в отношении палестинского вопроса, постепенно поняли свои прошлые стратегические ошибки и изменили направление своей региональной стратегии. Явное доказательство этого - отказ от участия этих стран в Дохинской конференции, где участвовал Израиль. В любом случае расположение новых полюсов проходит этап своего формирования [9].
Таким образом, Израиль, с учетом этих изменений, расширяет свои перспективные планы, которые частично являются его новой стратегией, в более глубоком проникновении в регион Центральной Азии. Естественно, в основном эта новая стратегия в регионе осуществляется в рамках турецкой, а не в качестве самостоятельной стратегии [9]. В этом заключается общее стремление Запада, Турции и Израиля к предотвращению влияния исламизма в мусульманских странах региона. Но в этом Израиль потерпел поражение [5, с. 165].
С другой стороны, дипломатическое давление Организации освобождения Палестины на
страны Центральной Азии дало положительный результат в поддержке палестинцев. В 1992 году в результате визита господина Арафата в Алма-Ату Казахстан признал государство Палестина. Обе страны договорились о взаимном обмене представительствами. Этот факт способствовал тому, чтобы Израиль предпринял ответные меры. Тогдашний премьер-министр Израиля Ицхак Шамир отправил письма 20 членам конгресса США и потребовал, чтобы эта страна, используя свое влияние на Казахстан, способствовала улучшению израильско-казахских отношений с палестинцами [6, с. 160]. Израильское государство старалось вывести на сцену тогдашнего госсекретаря США Джеймса Бейкера, чтобы он предупредил Казахстан и заставил его уменьшить свои связи с Палестиной. Однако, несмотря на все эти попытки, Организация освобождения Палестины сохранила свое присутствие в Центральной Азии. В феврале 1992 года было опубликовано сообщение о визите Ясира Арафата в Узбекистан, и в марте того же года Таджикистан расширил свои дипломатические отношения с ООП.
Другим очень важным вопросом, который беспокоил Израиль, являлось наличие атомного потенциала Казахстана, возможность его экспорта и попадания в Иран. В то же время президент Казахстана Н. Назарбаев в интервью одной из центральных газет Израиля сказал: «Пусть Вас не волнует, то атомное оружие, которым мы владеем, мы хорошо сохраним его, и перевод этого оружия через наши границы практически невозможен» [10, с. 209]. Несмотря на это подтверждение, Израилю совсем не нравятся добрые отношения Казахстана с Ираном. Вопреки новым возражениям Америки о транзите нефти Казахстана через Иран, Искат Джабалкин - министр промышленности и торговли Казахстана -однажды заявил, что «для Казахстана имеет приоритет путь транзита его нефти через Иран» [10].
Но старания Израиля в какой-то степени имели своим результатом относительное проникновение в регионе Центральной Азии. Методы подхода Израиля к этим странам убедили руководство их в том, что Израиль, в качестве демократической страны с высоким технологическим и профессиональным потенциалом, может быть важным фактором, влияющим на преобразования этих республик в развитые современные государства.
Говоря о современном этапе сотрудничества Израиля со странами региона Центральной Азии, следует прежде всего выделить Республику Казахстан в качестве одной из важнейших целей израильской дипломатии, и здесь Изра-
иль, в политическом отношении, достиг наивысших успехов. Уже в 2000 году в Казахстане активно действовали (в основном в области сельского хозяйства) такие крупные израильские фирмы, как «Бета Шита», «Нетахим» и «Морхав». Израилем подготовлен проект по сооружению информационной сети Казахстана [11]. На Ближнем Востоке только Израиль имеет такое современное информационное оборудование. Ранее между Израилем и Казахстаном были подписаны соглашения по современной технологии телефонной, телексной и телеграфной связи. Израиль также предоставил Казахстану прямую спутниковую связь и телеграфную связь. Со времен визита президента Казахстана в Израиль выполняются регулярные авиарейсы между столицами двух стран [12].
Как уже отмечалось выше, взаимоотношения между Государством Израиль и Республикой Казахстан представляют собой интересное явление как в историческом, так и политикоэкономическом аспекте, прежде всего с точки зрения формирования совершенно новых межгосударственных институтов. В их основе лежат планы реализации современных технологий и научных инноваций практически во всех отраслях народного хозяйства на территории в первую очередь среднеазиатских республик.
Подтверждением этому служит высокая степень доверия к Государству Израиль со стороны руководства практически всех республик Средней Азии, за исключением Туркменистана, взявшего курс на полную изоляцию от мирового сообщества. Республика Казахстан, как доминирующая в Средней Азии, формирует наиболее благоприятную среду для осуществления практически всех самых современных проектов экономико-политической деятельности Израиля.
Кроме того, многие из этих стран считают Израиль воротами, открывающими путь к западному миру, особенно к более тесному сотрудничеству с США.
Специфика политики Израиля в отношении государств постсоветского пространства ярко проявляется в азербайджано-израильских отношениях. Политика Израиля в отношении Республики Азербайджан явно показывает его новую стратегию [10, с. 209].
Чрезмерное влияние Турции на Азербайджан и большое значение этой страны в качестве ворот в Центральную Азию способствовали тому, что конкуренция между Ираном и Турцией лишь усилилась - каждая из этих двух стран в армяно-азербайджанском кризисе оказала поддержку одной из противоборствующих сторон. Иран для предотвращения влияния и проникновения Турции в Центральную Азию про-
водит политику поддержки Армении, несмотря на то, что Армения (в отличие от Азербайджана) не является мусульманской страной. Соответственно Израиль, в рамках своей политики в Средней Азии и Закавказье и в рамках политики сотрудничества с Турцией, поддерживает Азербайджан. Поэтому в настоящий момент, среди всех стран СНГ, именно у Азербайджана сложились самые близкие отношения с Израилем [10, с. 209].
Несмотря на неоднократные опровержения президента Республики Азербайджан, некоторые политики и эксперты подтверждают, что Израиль и Турция без санкции Америки продавали Азербайджану военное снаряжение, в том числе ракеты «Стингер» [9]. Как представляется, сближение внешнеполитических позиций Турции и Израиля и методов осуществления их политики в странах Центральной Азии является стратегической необходимостью для спада напряженности на Ближнем Востоке. По окончании холодной войны Турция, и в большей степени Израиль потеряли свое значение в качестве стратегического партнера Вашингтона в регионе. Это связано с исчезновением угрозы распространения коммунизма на Ближнем Востоке в качестве основного препятствия американскому влиянию в регионе. Но в связи с распространением исламского экстремизма на Ближнем Востоке, а также в связи с вероятностью его проникновения в мусульманские страны Центральной Азии Турция и Израиль вновь решили восстановить свое прежнее положение в американской внешнеполитической стратегии в регионе Ближнего Востока [13].
В связи с этим обе страны стараются представить себя в качестве сторонников США в борьбе с исламским фундаментализмом как на Ближнем Востоке, так и в Средней Азии и Закавказье. Союз Израиля с Турцией является выбором израильского руководства в качестве основной региональной стратегии после окончания холодной войны. Помимо прочего, обе эти неарабские страны находятся в пределах арабского мира. Возможно, что отступление от прежних сильных антиизраильских позиций исламистов Арбакана в Турции, которые дали свое согласие на сближение с Израилем, является благоприятным мотивом этого союза и сохранения прежних отношений Тель-Авива и Анкары, в результате которого в 1996 г., несмотря на негативную в целом реакцию со стороны арабских стран, подписано несколько соглашений [13].
Таким образом, можно сделать вывод, что распад Советского Союза и достижение независимости, в частности, странами Центральной Азии и другими странами СНГ, создает арену
для обширного политического и экономического проникновения в регион Израиля. Израиль, учитывая острую нужду этих стран во внешней помощи, в иностранных инвестициях и получении современных технологий, проводит активную политику по сближению с независимыми республиками и параллельно продвигает собственные экономические интересы и интересы в сфере обеспечения национальной безопасности. В этих республиках Израиль проводит свою политику в рамках стратегии «большого Ближнего Востока» [13].
С начала 1990-х годов Израиль извлек значительные выгоды из отношений с бывшими советскими республиками в результате активного развития торгово-экономических, научнотехнических, культурных связей. Уровень возможного политического и военно-технического сотрудничества Израиля с этими республиками потенциально сопоставим с американо-израильским. Тенденции сотрудничества Государства Израиль с постсоветскими республиками, несмотря на отдельные проблемы в отношениях между странами, несомненно, позитивны. При этом современное постсоветское общество настроено даже более позитивно по отношению к Израилю, чем западное.
Экономические связи Израиля с республиками бывшего СССР в значительной мере основаны на активности выходцев из этих республик. Основными её направлениями являются освоение источников минерального сырья и обслуживание интересов правящей национальной элиты в части её личных и корпоративных связей со странами Запада. Израильское руководство стремится проводить в отношении этих стран сбалансированную политику дружбы и взаимовыгодного партнерства, наращивать с ними многоплановое сотрудничество.
На современном этапе развития отношений политический диалог между странами развивается достаточно динамично, ведется политический диалог по широкому кругу актуальных вопросов международной повестки дня, включая проблематику угроз стратегической стабильности, нераспространения оружия массового уничтожения, борьбы с терроризмом, урегулирования региональных конфликтов.
Значимым фактором в отношениях между Израилем и странами СНГ являются русскоязычные иммигранты, число которых составляет более миллиона. Важно отметить, что благодаря данной категории населения Израиль в конце XX века становится одним из центров современных наукоемких отраслей, что позитивно сказывается и на развитии сотрудниче-
ства, и на положительном восприятии в Израиле стран СНГ и их внешней и внутренней политики.
Научно-техническое сотрудничество между странами также неразрывно связано с иммигрантами. Высокий образовательный уровень, культурный и интеллектуальный потенциал определили их занятость в самых передовых и перспективных отраслях - в индустрии высоких технологий, в наукоемких производствах, научно-исследовательских комплексах, в области прикладных технологий, в современных финансовых структурах, в оборонной промышленности, торговле, международном бизнесе.
Отношения между Государством Израиль и странами СНГ представляют собой интересное явление как в историческом, так и политикоэкономическом аспекте. Важно отметить, что в настоящее время между Израилем и этими странами сложились более чем благоприятные контакты во всех областях: экономике, политике, культуре и науке, активно развивается сотрудничество и в области высоких технологий.
В основе отношений между странами лежат планы реализации современных технологий и научных инноваций практически во всех отраслях народного хозяйства на территории в первую очередь среднеазиатских республик. Наиболее серьёзные партнеры Израиля в азиатской части бывшего СССР как в экономической и военно-технической областях, так и в вопросе организации (в том числе по вопросам репатриации в Израиль) еврейской общины -Казахстан и Узбекистан. Уровень отношений с Киргизией значительно ниже, а израильская активность в Таджикистане и Туркменистане связана в первую очередь с вопросами обеспечения национальной безопасности Израиля, в связи с чем сотрудничество с этими двумя странами складывается в основном в направлении предотвращения проникновения через эти страны, находящиеся в непосредственной близости от Афганистана и Ирана, экстремистских элементов.
Как уже было отмечено ранее, с момента распада СССР для Израиля открылись возможности дипломатического наступления в Центрально-Азиатском регионе, что объясняется следующими причинами: 1) являясь мусульманскими, данные страны в отличие от арабских государств не имеют каких-либо предубеждений в отношении Израиля; 2) Израиль не могли не интересовать связи с местными еврейскими общинами. Нужно сказать, что в этих странах существует достаточно высокая заинтересованность в развитии экономических отно-
шений с Израилем, а у израильских компаний -в получении выгодных контрактов.
Отношения Израиля со странами СНГ обладают большим потенциалом для развития взаимовыгодного сотрудничества по целому ряду направлений. Активная позиция этих республик, направленная на реализацию этого потенциала в политической, торгово-экономической, гуманитарной и культурной сферах, расширение договорно-правовой базы отношений, развитие контактов как на официальном, так и на неофициальном уровне отвечают долгосрочным внешнеполитическим интересам Государства Израиль на постсоветском пространстве.
Список литературы
1. Семенченко Н.А. Россия - СНГ - Израиль. Проблемы и перспективы сотрудничества. М.: Наука, 1993.
2. Масюкова И. Израиль на рубеже веков: роль иммигрантов из стран СНГ в развитии научнотехнического потенциала // Ближний Восток и современность. Вып. 9. М.: ИИИБВ, 2000.
3. Соглашения в политической, экономической и культурной сферах между Г осударством Израиль и Республикой Казахстан. иЯГ: http://www.mfa.gov. ІІ/МБА/Т emplates/Amanot. aspx?NRMODE=Published &NRORЮINALURL=%2fMFA%2fTreaties%2fIsrae% 2bBi1atera1%2bagreements%2f&NRNODEGUГО=%7b5 F215993-CC42-421E-B74D-949AACCA4C9C%7d& 1ЖСАСНЕ- HINT=Guest
4. Соглашения в политической, экономической и культурной сферах между Г осударством Израиль и Республикой Туркменистан. URL: http://www.mfa. gov. il/MFA/T emplates/Amanot. aspx?NRMODE=Publis hed&NRORIGINALURL=%2fMFA%2fTreaties%2fIsra el%2bBilateral%2bagreements%2f&NRNODEGUID=% 7b5F215993-CC42-421 E-B74D-949AACCA4C9C%7d &NRCA-CHEHINT=Guest
5. Пырлин Е.Д. Трудный и долгий путь к миру. М.: РОССПЭН, 2002.
6. Ближний Восток: проблемы региональной безопасности: Сб. статей. М.: ИИИБВ, 2000.
7. Рубби А. Палестинский марафон: 30 лет борьбы за мир на Ближнем Востоке. М.: Междунар. отношения, 2001.
8. Approaches Towards the Settlement of the Arab-Israeli Conflict and the Question of Palestine. Issue 25. June-December 1993. United Nations N.Y., 1994. Р. 24-29.
9. Аналитические записки - Израиль и арабоизраильский конфликт / Сост. А.О. Филоник. М.: ИИИБВ, 2004.
10. Поляк В. Израиль и Россия в XXI веке. Геополитика, геоэкономика, геокультура. Тель-Авив, 2004.
11. Новиков А.И. Отношения Израиля со странами бывшего СССР. М., 2005.
12. Первый визит российского лидера в Израиль. URL: http://news.izvestia.ru/politic/news95102.
13. Двусторонние отношения с Турцией. URL: http: //www.mfa.gov.il/mfa/foreign%20relations/bilateral%20rela tions//
THE CHARACTER OF ISRAELI FOREIGN POLICY WITH RESPECT TO THE STATES OF THE CENTRAL ASIAN REGION
I. V. Ryzhov
The author analyzes the character of Israel’s foreign policy towards the countries of the Central-Asian region in 1992-2000. From the moment of the USSR collapse, Israel placed a special emphasis on the belat-eral relations with the countries of Central Asia, and the reasons for such a policy were: 1) these Muslim countries unlike the Arab states didn’t have any prejudice concerning Israel; 2) Israel was interested in communicating with local Jewish communities.