Bibliography
1. Razrabotka kvalifikacionnihkh trebovaniyj k professionaljnoyj deyateljnosti v sfere obrazovaniya / pod obth. red. V.A. Kozihreva, N.F. Radionovoyj. - SPb., 2006.
2. Bobneva, M.I. Socialjnihe normih i regulyaciya povedeniya. - M., 1978.
3. Penjkov, E.M. Socialjnihe normih: upravlenie, vospitanie, povedenie: Monografiya. - M., 1990.
4. Drobnickiyj, O.G. Ponyatie morali. - M., 1974.
5. Prikaz ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 6 avgusta 2009 g. № 284 «Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke
provedeniya attestacii rabotnikov, zanimayuthikh dolzhnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov».
6. Krivihkh, S.V. Vihsshee professionaljnoe obrazovanie v usloviyakh realizacii FGOS: monografiya / S.V. Krivihkh, O.V. Pavlova, O.A. Tyulina; pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2013.
Статья поступила в редакцию 02.03.14
УДК 373(= 512.1):51(075.8)
Zhuykova T.P. THE KHAKAS NATIONAL GAMES IN THE ASPECT OF MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE. In the article one of important problems of mathematical training of children of the advanced preschool age by means of the Khakas national games is considered. The specification of the Khakas national games in development of counting skills, form- and size- distinguishing skills and space orientation is described.
Key words: game, education, mathematical development, Khakas national games.
Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц. ФГБО УВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail:
zhuykovat@mail. ru
ХАКАССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ В АСПЕКТЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается одна из важных проблем, математической подготовки детей старшего дошкольного возраста средствами хакасских народных игр. Описывается характеристика хакасских народных игр на освоение счета, формы, величины и пространства.
Ключевые слова: игра, воспитание, математическое развитие, хакасские народные игры.
На современном этапе проблема математического развития дошкольников актуализировалась рядом причин: повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей.
Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике, неотъемлемой частью которой является игра.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Она представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Исследование актуально, так как национальные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку и стремление к победе.
По содержанию национальные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
В ходе изучения педагогической и этнической литературы по проблеме исследования были рассмотрены хакасские игры А.Г. Кильчичакова, раскрыты виды хакасских игр и произведен их анализ в аспекте математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Представления о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируются у детей дошкольного возраста под влиянием счета и измерения. Уже в старшей группе дети осваивают приемы счета предметов, звуков, движе-
ний по осязанию в пределах 10, определяют количество условных мерок при измерении протяжных объектов, объемов жидкостей, масс сыпучих веществ.
Дети старшего дошкольного возраста отсчитывают количество предметов по названному числу или образцу (числовая фигура, карточка) или больше (меньше) на единицу, упражняются в обобщении по числу предметов ряда конкретных множеств, отличающихся пространственно-качественными признаками (форма, расположение, направление счета) на основе воспроизведения различными анализаторами. В ходе сравнения множеств и чисел дети знакомятся с цифрами от 0 до 9. Учатся относить их к числам, различать, использовать в играх.
«Пестрая юла» - настольная игра. В игре используется юла, которая имеет 8 граней, 6 из них отмечены цифрами от 1 до 6. игроки стараются путем сложения получить в сумме 24. в процессе игры дети закрепляют порядковый счет от 1 до 6.
«Двенадцать палочек» - подвижная игра. Участнику необходимо в игре собрать 12 палочек. Происходит закрепление счета от 1 до 12.
«Айра» - игра с костями. Для игры необходимы кости от 15 до 30 штук. Выигрывает тот, кто забирает больше всех. Таким образом, путем добавления одного предмета к другому идет закрепление порядкового счета, развиваются мыслительные операции.
«Поймай кость» - игра с костями. Необходимо подбросить несколько костей вверх и тыльной стороной руки поймать их. Победителем считается игрок, набравший больше всех. Путем складывания происходит закрепление порядкового счета.
Форма. «Пестрая кость» - настольная игра. Для игры используется игральная косточка шестигранной формы. Показывая детям предмет, происходит сопоставление его с квадратом, прямоугольником.
«Пестрая палочка» - настольная игра. Для игры используется двенадцатигранный параллелепипед. Происходит знакомство с новым предметом, сопоставление его с другими, уже известными.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отно-
шений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. Познание величины осуществляется с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой - опосредуется мышлением и речью.
Дети старшего дошкольного возраста решают задачи упорядочивания предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. У ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины.
«Забей кол». Для игры используют колышек длиной около 50 см. каждому игроку представляется возможность вбить его в землю. При вынесении результата проводится сравнение насколько глубоко, насколько выше от земли располагается предмет. Происходит упорядочивание предметов по высоте.
Генезис отражения пространства является научной основой для целенаправленного педагогического руководства формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Основная задача этой работы - совершенствование чувственного опыта пространственного различения. Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: ориентировку «на себе», освоение «схемы собственного тела»; ориентировку «на внешних объектах». Выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево; определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте; определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов; определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга.
«Тобит» - игра является хакасским вариантом шашек. Фигуры для игры - хулы, расставляются противоположно друг другу. Фигурами можно управлять только прямо вперед, вправо, влево. При объяснении ребенку сути игры закрепляется словесная система отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, налево - направо.
«Рукоборие» - игра спортивной направленности, борьба на руках. Детям необходимо объяснить, что сначала участвует правая рука, затем левая. Таким образом, происходит ориентировка «на себе», освоение «схемы собственного тела». Происходит выделение симметричных частей своего тела и обозначение их словами правая сторона, левая.
«Мяч в лунке» - игра с мячом на открытой местности. Необходимо откатить от себя мяч, стараясь попасть в определенную лунку. Определяется расположение предметов в пространстве «от себя»; исходная точка отсчета фиксируется на самом объекте; определяется собственное положение в пространстве относительно игровых лунок [1].
После изучения характеристики хакасских народных игр была проведена опытно-экспериментальная работа, по использованию их в аспекте математического развития детей старшего дошкольного возраста. Мы выделили игры развивающие счет, форму, величину и пространственные представления.
Библиографический список
Проведя анализ хакасских народных игры, мы определили комплекс игр, которые использовали в своем исследовании.
Опытно-экспериментальная работа проводилась по типу «независимого эксперимента», то есть все три её этапа «констатирующий, формирующий и контрольный» осуществлялись с одними и теми же экспериментальными группами.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить эффективность использования хакасских народных игр в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
В качестве базы нами был выбран МДОУ - центр развития «Сказка» г. Абакана. В исследовании принимали участие две подготовительные группы в количестве 20 детей в каждой группе. Экспериментальная (группа «А») и контрольная (группа «Б»).
На первом этапе нами был определен уровень математического развития с помощью методик А.В. Пугиной, Е.В. Колесниковой. Результаты исследования свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы «А» и контрольной группы «Б» имеют почти одинаковый уровень математического развития.
Далее мы планировали провести комплекс занятий с использованием хакасских народных игр для математического развития в экспериментальной группе «А».
На формирующем этапе работа мы использовали игры на: счет: «Пестрая кость», «Пестрая палочка», «Двенадцать палочек», «Поймай кость». Форму: «Пестрая кость», «Пестрая палочка». Величину: «Забей кол». Пространственные направления: «Тобит» «Рукоборие», «Передай ремень», «Мяч в лунке».
Завершающий этап нашего исследования - контрольный эксперимент, был направлен на проверку эффективности математического развития у детей старшего дошкольного возраста с использованием хакасских народных игр. Занятия проводились в экспериментальной группе «А» и контрольной группе «Б».
Контрольный эксперимент был проведен по тем же методикам, что и констатирующий. В результате использованных методик были получены результаты, на основе которых мы проследили динамику математического развития у старших дошкольников в экспериментальной группе.
Было замечено, что у детей появился интерес к занятиям по математике. Прежде всего, это связано с народными хакасскими играми их разнообразием, содержанием материала для математического развития.
Регулярное использование хакасских народных игр на практике представляется важным для пробуждения у детей интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Национальные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство [2]. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
1. Кильчичаков, А.Г. Хакасские народные игры и состязания: пособ. для учителя. - Абакан, 2007.
2. Кышпанакова, О.Н. Хакасские народные игры. - Абакан, 1993.
Bibliography
1. Kiljchichakov, A.G. Khakasskie narodnihe igrih i sostyazaniya: posob. dlya uchitelya. - Abakan, 2007.
2. Kihshpanakova, O.N. Khakasskie narodnihe igrih. - Abakan, 1993.
Статья поступила в редакцию 13.03.14
УДК 371
Kasimanova L.A. THE INFLUENCE OF A FAMILY ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ORIENTATIONS OF TEENAGERS. The article reveals the influence of a family environment on the formation of professional orientations of teenagers.
Key words: professional orientation, middle society, family environment.
Л.А. Касиманова, канд. пед. наук, зав. каф. хореографического искусства РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]