76 Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313
УДК 378.126
ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Подповетная, д.п.н., профессор ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и
экономики»
E-mail: y-u-l-i-a-v-a-l@mail. ru
Аннотация
Рассмотрены основные компоненты, характеризующие качество образования в современных условиях. Качество образования представлено в виде системы, основаниями которой являются ценности образования и ценности образованного человека. Обоснована возможность гуманно ориентированного педагогического партнерства в достижении качества образования. Особое внимание уделено признакам гуманно ориентированного педагогического партнерства и основаниям становления педагогического партнерства в достижении качества образования.
Ключевые слова: качество образования, педагогическое партнерство, ценности образования, ценности человека, гуманно-ориентированное педагогическое партнерство.
Вхождение России в Болонский процесс, развитие международных связей, усиление деловой активности населения, процессы глобализации и другие явления современности ставят перед отечественной высшей школой задачу не выживания в новых условиях, а изменений, адекватных тем переменам, которые переживает наша страна [1]. На конференции европейских министров, ответственных за высшее образование в 46 странах участницах Болонского процесса, были определены приоритеты Европейского пространства высшего образования на следующее десятилетие (до 2020 г.). В материалах конференции отмечается, что «стремясь к лучшему во всех аспектах высшему образованию, мы решаем задачи новой эпохи. Это требует постоянного внимания к качеству образования» [2]. Таким образом, ценность современного образования правомерно соотносить с его качеством. Поэтому для дальнейшего развития России критически важной является задача обеспечения качественного и конкурентоспособного уровня высшего образования, которое является основой будущей успешной карьеры выпускников вузов.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является комплексной федеральной нормой качества высшего образования по соответствующему направлению подготовки и уровням подготовки (бакалавр, магистр, специалист). В ФГОС ВПО под качеством образования понимается комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой высшего профессионального образования в соответствии с интересами личности, общества и государства.
В научной литературе качество образования характеризуется различными составляющими, включающими такие компоненты как:
- наличие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации;
- качество профессорско-преподавательского состава вуза;
- качество образовательного процесса;
- качество методического обеспечения учебного процесса;
- качество субъектов обучения [3; 4; 5].
Автор статьи придерживается интерпретации качества образования как системы. Идея представления качества образования как некоторой системы основана на образе ценного
Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313 77
образования. На основе данной идеи качество образования можно рассматривать как некоторый признак ценности образования [4]. Основаниями системы качества образования являются определенные признаки, которые отражают соответствующие ценности образования (информативность образования, упорядоченность образовательной
деятельности, привлекательность образования и полезность в плане вовлеченности в сферу образования) и концепция (образ модели) ценности образованного человека, которая включает в себя ценностный аспект образованности, здоровья и отношений человека к себе и окружению. По этим основаниям выделены следующие элементы системы: сплочение студентов и преподавателей на основе необходимости и престижности высшего профессионального образования; педагогическое сопровождение образования студентов, направленное на внедрение концепции ценности образования; соответствующие условия образовательного пространства, коррелирующие с признаками ценности образования (рис.
1).
Важным элементом системы качества образования является педагогическое сопровождение образования студентов. Педагогическое сопровождение зависит и от профессиональной квалификации преподавателей, и от имеющихся в наличии ресурсов для реализации профессиональной деятельности, и от других причин.
Рисунок 1 - Структура системы качества образования
Педагогическое сопровождение образования студентов предстает разносторонней профессиональной деятельностью преподавателей, которые в определенных условиях образовательного пространства упорядочивают содержание образования, способствуют его усвоению студентами, помогают им самоопределиться и самореализоваться, как в образовательном процессе, так и в досуговой деятельности.
В реальных условиях образовательного пространства педагогическое сопровождение образования студентов может происходить по-разному. Возможен вариант, что каждый преподаватель, сопровождающий образовательный процесс студентов, на основе своих профессиональных компетенций, может достаточно самостоятельно определять объем и
78 Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313
содержание, а также методы формы соответствующего взаимодействия. Тогда исполнение всеми педагогами своих компетенций обусловит совокупное педагогическое сопровождение образования студентов.
Такой вариант педагогического сопровождения страдает тем, что студенты могут в определенных ситуациях могут испытывать неконкретность в ориентации своей образовательной деятельности. Это связано с тем, что имеет место ситуация когда преподаватели осуществляют профессиональные компетенции руководствуясь лишь собственными взглядами на процесс сопровождения образования студентов. Отсутствие согласия между педагогами в сопровождении образования студентов ведет к росту неопределенности в понимании студентами ценности образования, что проявляется через утрачивание привлекательности образования, неуверенность в продолжении образования, снижение упорядоченности образовательной деятельности, а это влияет на качество образования.
На основе гуманно ориентированной системно-синергетической методологии целесообразной признается согласованная позиция педагогов относительно сопровождения образования студентов [5]. Согласованность позиции преподавателей, сопровождающих образование студентов (например, одной учебной группы) проявляется в тесном взаимодействии друг с другом при планировании образовательного процесса, при определении объема учебной нагрузки студентов, при равномерном распределении этой нагрузки по семестрам, при осуществлении контроля образовательной деятельности студентов и при решении других вопросам, касающихся образования студентов. Такое согласованное сопровождение образования студентов правомерно называть педагогическим партнерством [6].
Педагогическое партнерство предполагает взаимодействие педагогов друг с другом, направленное на поиск общих оснований, руководствуясь которыми, все они могли бы исполнять свои компетенции в сопровождении образования студентов [6]. В аспекте нашего исследования педагогическое партнерство является гуманно ориентированным педагогическим взаимодействием, в центр которого поставлено образование студентов. Признаками гуманно ориентированного педагогического партнерства, направленного на достижение качества высшего профессионального образования являются:
• добровольность в признании партнерства и уровня включенности в совместную педагогическую деятельность, направленную на достижение качества высшего профессионального образования;
• равноправие педагогов в выборе путей решения проблемы достижения качества высшего профессионального образования;
• признание педагогами-партнерами единой концепции качества образования и методов ее реализации в образовательном учреждении;
• осуществление выбора методов, педагогических средств достижения целей совместной деятельности на основе компромисса, доверия к профессиональной подготовленности коллег;
• уважение и учет интересов друг друга, толерантность к позиции партнеров.
Одним из оснований становления педагогического партнерства является принятие
единой позиции всех преподавателей относительно понимания ценности образования и ценности образованного человека, которое, в свою очередь, является достаточно важным показателем в интерпретации качества образования. Отсюда правомерен вывод о том, что необходимо ориентировать педагогическое партнерство на практическое осуществление концепции ценности образования и ценности образованного человека. На основе значимости педагогического сопровождения в образовании студентов, можно постулировать, что ориентация педагогического партнерства на концепцию ценности образованного человека является одним из основных критериев качества образования (рис. 2).
Более того, становление педагогического партнерства тесно связано с принятием педагогами общей концепции ценности образованного человека. Общие взгляды педагогов-
Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313 79
партнеров, сопровождающих образование студентов, на конечный результат их совместной деятельности являются основанием взаимопонимания относительно того, как осуществлять достижение качества образования. Следовательно, достижению качества образования способствует определенность педагогов-партнеров в интерпретации концепции ценности образованного человека.
Рисунок 2 - Направленность педагогического партнерства на реализацию концепции ценности образованного человека как критерий качества образования студентов
Одним из возможных вариантов такой интерпретации является концепция (образ модели) образованного человека, представленная на рис. 3. На основе принятой педагогами-партнерами модели становится возможной разработка общего методического замысла (своеобразной методической стратегии) осуществления направленности педагогического партнерства на реализацию концепции ценности образованного человека как критерия качества образования.
Рисунок 3 - Концепция ценностей образованного человека
80 Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313
Необходимо также отметить, что педагогическое партнерство зависит от многочисленных предпосылок, относящихся как к влиянию на педагогов извне, так и к специфике свойств каждого из них. К факторам влияния извне относятся условия образовательного пространства, а также усилия субъектов управления образованием (органов государственно-общественной власти и руководства образовательного
учреждения). В развитии педагогического партнерства определенную роль играет администрация образовательного учреждения. С одной стороны администрация несет ответственность за достижение качества образования в образовательном учреждении. С другой же стороны, администрация образовательного учреждения имеет право распоряжаться вверенными ресурсами (в том числе нематериальными) как рычагами влияния на объект для того, чтобы достигать поставленных (уточненных) целей. Административное влияние на педагогическое партнерство с позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии направлено на активизацию педагогов-партнеров, на проявление их субъектностей в исполнении вверенных каждому из них компетенций с целью достижения качества образования.
Администрация образовательного учреждения призвана оказывать помощь педагогам-партнерам в достижении качества образования, координировать взаимодействие партнеров, способствовать инновациям в решении задач достижения качества образования. Она же должна упорядочивать стимулирование педагогов-партнеров. В этом плане администрация подбирает для педагогов лично ценные стимулы. Совместно с педагогами-партнерами администрация налаживает каналы обратной связи, несущие информацию о процессе достижения качества образования. Осуществляя контроль, она призвана не только оценивать проявившиеся результаты решения задач достижения качества образования, но и определять ценность сведений, поступивших по каналам обратной связи. Таким образом, административное влияние на педагогическое партнерство заключается в создании условий в образовательном учреждении. Опираясь на понятие образовательного пространства, можно выделить четыре группы условий. К ним относятся нормативно-регламентирующие, перспективно-ориентирующие, деятельностно-стимулирующие и коммуникативноинформационные условия [4]. Каждая группа условий создается с целью
благоприятствования исполнению педагогами-партнерами своих компетенций в достижении качества образования.
Создание администрацией условий в образовательном учреждении также дополняется компетенцией администрации, которая определяется как управленческое сопровождение взаимодействия педагогов-партнеров. Под управленческим сопровождением педагогов-партнеров понимается осуществление администрацией как субъектом извне, компетенций организации, побуждения и контроля, по отношению к взаимодействующим партнерам, находящимся в определенных условиях образовательного пространства. Тогда
управленческое сопровождение взаимодействия педагогов-партнеров в процессе решения задач достижения качества образования предстает как целенаправленное влияние администрации на них с тем, чтобы они использовали свои внутренние ресурсы, направляя их на совместное исполнение возложенных компетенций.
В то же время, педагоги-партнеры являются профессионально состоятельными субъектами своей деятельности, самоопределившимися в ней. Каждый из них, с одной стороны, имеет внутренние ресурсы, необходимые для исполнения компетенций, относящихся к сопровождению образования студентов. С другой стороны, и резервы развития профессиональной квалификации у педагогов свои, отличающиеся от резервов других педагогов. С третьей стороны, личные воззрения на профессиональную деятельность педагогов также могут быть разными. Таким образом, по отношению к влиянию со стороны администрации образовательного учреждения каждый субъект педагогического партнерства является субъектом самоуправления соответствующими видами профессиональной деятельности. Все это тоже сказывает на реалиях педагогического партнерства и
Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313 81
способствует достижению соответствующих целевых установок качества образования студентов.
На основе сочетания факторов внешнего (административного) и внутреннего влияния (педагогов-партнеров) на педагогическое партнерство вполне можно добиваться его относительной целостности для того, чтобы направлять педагогическое партнерство на достижение качества образования. Другими словами, в процессе решения задачи достижения качества образования администрация образовательного учреждения и педагоги-партнеры исполняют свои компетенции во взаимодействии друг с другом. При этом администрация призвана всемерно содействовать исполнению компетенций педагогов-партнеров, имея в виду увеличение их вклада в достижение качества образования. Намеренно выдвигая педагогов-партнеров на передний план в решении задач достижения качества образования, администрация может рассчитывать на полноценное использование их внутреннего ресурса. Для этого и создаются администрацией условия в образовательном учреждении, и осуществляется управленческое сопровождение исполнения педагогами-партнерами компетенций в достижении качества образования студентов. В свою очередь, педагоги-партнеры призваны способствовать достижению качества образования, как исполнением своих компетенций, так и обращениями к администрации за поддержкой. Педагоги-партнеры могут заявлять о своих инициативах, информировать администрацию о результатах своей деятельности. Совместно с администрацией решать вопрос об изменении формы их взаимодействия друг с другом. От того, в какой мере взаимодействие администрации и педагогов-партнеров согласуется друг с другом, определенно зависит качество условий жизнедеятельности студентов в образовательном учреждении, а значит и качество образования.
Таким образом, чтобы добиться относительной целостности педагогического партнерства, нужны определенные предпосылки внешнего и внутреннего планов. Речь идет об усилиях администрации образовательного учреждения, целенаправленно влияющей на педагогов-партнеров, а также о влиянии педагогов-партнеров, направленном на поиск компромиссов с коллегами относительно общих ориентиров достижения качества образования студентов. Обоюдное согласие в этом является необходимой предпосылкой достижения целостности педагогического партнерства, способствующего качеству профессионального образования и становлению образованных специалистов, востребованных на рынке труда.
Резюмируя сказанное, отметим, что ценности образования и ценности образованного человека являются достаточно значимыми основаниями системы качества образования. Именно на данных основаниях выявлены достаточно важные элементы соответствующей системы. В рамках данной статьи рассмотрен лишь один из них - это педагогическое сопровождение образования студентов, которое с позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии необходимо трактовать как педагогическое партнерство. Ориентация педагогического партнерства на осуществление концепции ценности образованного человека является достаточно важным критерием качества образования.
Кроме того, выявлены и другие элементы системы качества образования. К таким элементам отнесены условия образовательного пространства, которые формируют определенную среду для педагогического взаимодействия и сплочения студентов и преподавателей на основе необходимости и престижности высшего профессионального образования (этот элемент является иерархически ведущим из трех перечисленных).
Необходимо также отметить, что функционально любая система качества образования призвана уточнять понятие «качество образования». Представленная структура системы качества образования определена так, чтобы соответствующая ей трактовка качества образования основывалась на ценностях образованного человека. Исследования в данном направлении в настоящее время ведутся в Южно-Уральском государственном университете (национальном исследовательском университете).
82 Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313
Список литературы
1. Качество высшего профессионального образования. Выпуск 1: Электронный реферативный сборник/ Под ред. Ю.Е. Шабалина [Электронный ресурс] - Научное электронное издание - М.: ИД «Садовое кольцо», 2006. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в ново десятилетии // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 156-162.
3. Коротков, Э.М. Управление качеством образования / Э.М. Коротков. - М.: Академический проект; Мир, 2006. - 320 с.
4. Сериков, Г.Н. Управление достижением качества образования / Сериков Г.Н., Сериков С.Г. - Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2009. - 265 с.
5. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография / Сериков Г.Н., Сериков С.Г. - Екатеринбург - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
6. Подповетная, Ю.В. Управление научно-образовательным процессом университета / Ю.В. Подповетная // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 355-363.
HUMANE FOCUSED PEDAGOGICAL PARTNERSHIP AS A BASIS FOR
QUALITY EDUCATION
U. V. Podpovetnaya, professor of "South Ural InstituteManagement and Economics"
E-mail: y-u-l-i-a-v-a-l@mail. ru
Abstract
The main components characterizing the quality of education in present-day conditions. The quality of education provided in the form of system-bases to torah values are the values of education and educated person. The possibility humanely oriented pedagogical partnership in achieving the quality of education. Particular attention is paid to humanely oriented features of Pedagogical bases of formation of partnerships and pedagogical partnership in achieving quality education.
Keywords: quality of education; pedagogical partnership; the value of education; human values; humanely oriented pedagogical partnership.
References
1. Quality of higher education. Issue 1: E-rate referendum compilation / U.E. Shabalin [electronic resource] - Scientific Electronic bonus edition. - Moscow: Publishing House "Garden Ring", 2006. 1 electron. wholesale. Disc (CD-ROM).
2. Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade / / Higher Education in Russia. - 2009. - № 7. - P. 156-162.
3. Korotkov, E.M. Quality Management Education / E.M. Korotkov. - Moscow: Academy-energy projects; Peace, 2006. - 320 p.
4. Serikov, G.N. Manage the achievement of quality education / Serikov G.N., Serikov S.G. - Chelyabinsk: «Ural Academy», 2009. - 265 p.
5. Serikov, G.N. Zdorovesberezheniya in humane education: Monograph / Serikov G.N., Serikov S.G. - Yekaterinburg Chelyabinsk: CSPU, 1999. - 242 р.
6. Podpovetnаyа, U.V. Office of Science and the university educational process / U.V. Podpovetny // Siberian pedagogical magazine. - 2010. - № 5. - P. 355-363.