Научная статья на тему 'Гуманизация учебного процесса отказ от авторитарно-императивного стиля обучения'

Гуманизация учебного процесса отказ от авторитарно-императивного стиля обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / АВТОРИТАРНО-ИМПЕРАТИВНЫЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТРАДИЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урунова Х.

Humanization of the Educational Process as a Rejection of Authoritarian Approach H. Urunova Key words: humanization, person centered approach of teaching system, authoritarian approach, traditional and innovational methods of teaching The article is devoted to the issue of the analysis of a new approach in teaching both pupils and students which is actually directed to a change of the paradigm of education. Humanization of the educational process means as change of attitude to students, one should consider them not as passive members of the process in quistion, but, on the contrary, it demands that they should be active, conscious and equal participants of this process. This pedagogy is called PCA -Person Centered Approach. In the western system of education the idea of humanization of the teaching-learning process is already used in practice. It is new only in our system. The author of the article confirms the actuality of this problem saying that in the period of building a civil society it is very necessary to prepare active, self-sufficient students as active members of the society, who are able to think analytically and to demonstrate a creative approach to the problems needing solving.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация учебного процесса отказ от авторитарно-императивного стиля обучения»

ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИКА

Х. Урунова

ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - ОТКАЗ ОТ АВТОРИТАРНО-ИМПЕРАТИВНОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: гуманизация, авторитарно-императивный стиль обучения, личностно-ориентированный подход, традиционный и инновационный методы обучения

Сегодня в средних школах и университетах Таджикистана идет процесс реформирования системы образования: разрабатываются новые методы преподавания и внедряются в учебный процесс, создаются инновационно -образовательные центры, проводятся занятия нового типа-семинары, тренинги по новым интерактивным методам обучения.

Одним из направлений инновационного процесса является гуманизация педагогической системы, что требует ставить студента или ученика в центре всех учебных отношений, и делать все, чтобы он получил максимальное развитие своих навыков и способностей. Это и есть цель переориентации учебной системы.

Возникает вопрос: В чем суть процесса гуманизации? По мнению одного грузинского педагога-психолога Шалвы Александровича Амонашвили, автора книги «Размышления о гуманной педагогике», педагогика, которая практиковалась и в советское время и продолжает функционировать и сегодня,

является авторитарно - императивной. «Авторитарно-императивное управление системой просвещения и соответствующие ему педагогический процесс и методическая служба вместе с педагогической наукой создают целостную структуру «бездетной» педагогической теории и практики» (2,20).

Авторитарно- императивный педагогический процесс есть результат консерватизма, который веками господствовал в системе управления государствами. Для авторитарно - императивный процесс обучения долгое время был силой, которая все время противостояла всяким новым идеям и инновациям, несоответствующим его рамкам. В авторитарно- императивного педагогическом процесса характерны следующие элементы: усвоение студентами прочных знаний, отчетность с помощью отметок. Цифровой показатель является главной мерой определения качества работы студентов. В таком стиле педагогики дисциплина является одной из вышестоящих и важнейших требований. Следовательно, большинство преподавателей средних школ и университетов стараются разработать методику применения мер принуждения обучаемых вместо того, чтобы подумать над разработкой методов поощрения и воспитания в духе понимания и доверия. На занятиях, где господствует авторитаризм, легко чувствуется атмосфера строгой проверки знаний обучаемых. Строгость, требование, подчинение, беспрекословное выполнение есть основные элементы авторитарно-императивного стиля обучения. Многие преподаватели глубоко хранят в сознании такое парадигматическое понимание, что без строгости, запугивания, насаждения страха и принуждения студенты или ученики учиться не будут. Личность студента находится под мощным давлением со стороны преподавателя. «Представим себе такую ситуацию,-говорит Шалва Амонашвили, - больной не находит себе места от мучительных болей, а врач, вышедший из терпения, что не смог уговорить его успокоиться, выгоняет его из больницы, уходи, говорит, ты плохой больной, не хочу тебя лечить. Такую ситуацию трудно вообразить. Но в педагогической практике воображать такое не нужно, это реальность!» (2,26)

В результате запугивания и угрозы со стороны преподавателей студент или ученик становится упрямым и теряет желание

учиться. А преподаватели, не понимания свое неправильное обращения к студентам, жалуются не то, как нынешнее поколение не слушается, не учится и т.д.

В авторитарном педагогическом процессе учебная деятельность студента состоит из: слушания, выполнения повторения, отвечания и исправления ошибок. Все это приводит к тому, что студент не развивает свои индивидуальные, творческие способности и аналитическое мышление. Личность студента опровергается. В итоге авторитарный учебный процесс готовит для общества исполнителей чужой воли, а не активных созидателей.

Учитывая всю эту проблему, великий американский педагог и психолог Карл Роджерс, которого в мире образования называют учителем гуманизма, предложил новый подход к обучаемым, и к учебному процессу, вообще. Новая педагогика, которую он выдвинул, называется гуманистической.

Гуманистическую педагогику часто педагоги называют инновационной, но инновационная она только для нас. В западной системе образования такая педагогика уже давно действует.

Гуманизация произошла от слова "гуманизм", которое в переводе с латинского humanus означает человеческий, человечный. Основными элементами гуманизма являются защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие ее индивидуальных способностей, а также создание для этого соответствующей благоприятной атмосферы. Гуманизм как целостная концепция, совокупность идей и ценностей, утверждающих значимость и достоинства человека.

«Гуманистическая педагогика, это система научных правил, утверждающих студента, ученика в роли активного, сознательного, равноправного участника учебного процесса, развивающегося по своим возможностям» (3,203).

Если в авторитарно-императивном типе обучения основной и центральной фигурой является преподаватель со своими строгими требованиями, то в гуманистической педагогике личность студента находится в центре всех учебных отношений, т.е. педагогика сориентирована на личность студента.

Сегодня основной задачей учебной программы во всех учебных заведениях, как в средних школах, так и в университетах является овладение большим объемом знаний, информации, что заставляет обучаемых повторять и заучивать материал неосознанно. К сожалению, объем знаний и информации, полученный студентами не доходит до уровня понимания и осмысления.

Исходя из данной проблемы гуманистическая педагогика ставит перед собой главную цель: «Сосредоточить усилия на формировании свободной, самостоятельной, думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях» (3,203).

Гуманизация процесса обучения требует отказаться от авторитарно-императивной педагогики, которая оказывает большое давление на личность студента. Гуманизация учебной системы позволяет установить между преподавателем и студентом нормальные человеческие отношения. Это означает, что обучение будет проходить на основе взаимопонимания, взаимодоверия, а не путем запугивания , угрозы и принуждения.

Специалисты, практикующие гуманистическую педагогику разработали несколько основных методов для введения нового гуманистического подхода в практику:

1. Дифференциация учебно-воспитательного процесса.

2. Индивидуализация учебного процесса воспитания и обучения.

3. Создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого обучаемого.

4. Комфортность учебного процесса.

5. Вера в студента, его силы и возможности.

6. Принятие студента, ученика таким, какой он есть.

7. Психологическая безопасность, защита обучаемых.

8. Обеспечение успешности обучения.

9. Обоснованность уровня развития каждого студента.

10. Усиление гуманитарного образования.

11. Переориентация внутренних личностных установок преподавателя(3,204).

Карл Роджерс утверждает, что гуманистическая ориентация процесса обучения облегчает педагогическую работу. Он всегда

убеждал своих коллег стать на позицию добра и понимания. Роджерс впервые создал кружок гуманистической ориентации, который вскоре превратился в крупнейший исследовательский центр. По мнению Карла Роджерса, нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Человек должен развиваться, опираясь на собственный опыт. Роль преподавателя в данном случае - создание атмосферы, способствующей развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «фасилитацией» (от агл. <^асДйае»-облегчение). Основная задача фасилитатора - облегчить атмосферу обучения для студента, снизить уровень сложности изучаемого материала до уровня его способностей. Для того, чтобы стать фасилитатором, необязательно владеть большими знаниями и иметь большой интеллект. От преподавателя-фасилитатора требуется только одно-определенно подчеркнуть обучаемому, что его любят, им интересуются, им занимаются.

Автор книги «Педагогика. Учебник для вузов» И.П. Подласый в своей книге приводит следующие элементы традиционной педагогики, которые не удовлетворяют инновационно настроенных педагогов:

1. Учитель обладает знаниями, студент ожидает их усвоения.

2. Основные элементы - занятия и экзамены. Урок-занятие -доминирующая форма, а экзамен определяет уровень приоритетных знаний.

3. Преподаватель является руководителем, обучаемый -подчиненным. Оба подчинены учебному руководству. Контроль всегда направлен вниз.

4. Преподаватель как авторитет является центральной фигурой, он вызывает удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре.

5. Появляется минимальное взаимное доверие преподавателя к обучаемому. Он не надеется, что обучаемый будет хорошо работать без его постоянного контроля. Студент не верит в честность и компетентность преподавателя.

6. Преподаватель верит, что обучаемым лучше руководить, держа периодически или постоянно в чувстве страха. Теперь нет такого количества физических наказаний, но публичная критика

и постоянный страх перед повторением ошибок действуют намного сильнее.

7. Обучаемый не определяет ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеет право выбирать учителя. (3,206)

Некоторые элементы гуманистической педагогики успешно применяются преподавателями курса «Человековедения» в Худ-жандском государственном университете им. академика Б. Гафу-рова. Вместо традиционной педагогики они используют педагогику, в центре которой находится студент. Такая нацеленность на студента оказывает большую эффективность для развития индивидуальных творческих способностей студентов и формирования у них аналитического мышления. Основной функцией преподавателей этого курса является фасилитация учебного процесса. Преподаватель имеет уважение и к себе и обучаемым. Преподаватель и студент несут большую ответственность за обучение. В аудитории постоянно создается климат облегчающий учение. Занятия проходят по интерактивной методике, т.е. на основе взаимообучения. Преподаватель предпочитает измерять знания студентов, сделали ли они заметный шаг, чем постоянно вспоминать о выполнении учебной программы.

Целью курса «Человековедения» является развитие у студентов следующего подхода к обучению:

■ Обучение - это процесс, который продолжается в течение всей жизни;

■ Каждый ответственен за свое образование. Роль преподавателя заключается лишь в том, что он поддерживает и направляет студента. Студент не является пассивным слушателем того, что дает преподаватель. Обучение - это активный процесс;

■ Процесс обучения - это творческий процесс;

■ Дискуссия - это один из существенных компонентов процесса обучения;

■ Междисциплинарный подход в обучении сложнее, чем традиционный по одному предмету, и предполагает отход от «канонов», через поиск новых творческих альтернатив.

■ Искренняя заинтересованность в изучении гуманитарных наук. (4,1)

На занятиях «Человековедения» царит самодисциплина. Нет необходимости напоминать студентам о дисциплине и самоконтроле, так как вопросы и проблемы, обсуждаемые на занятиях по «Человековедению» насколько актуальны, современны и близки студентам, что никто из них не остается равнодушным к процессу изучения, все полностью вовлечены в процесс дискуссии. В таких благоприятных условиях студенты успешно углубляют знания, развивают свои способности и связывают учебный процесс с реальной жизнью. Они имеют собственную инициативу, их личность сориентирована на саморазвитие. Студенты играют активную роль в своем образовании, а не являются просто пассивными слушателями. Тем самым роль преподавателя не снижается. Задачи преподавателя могут быть суммированы следующим образом: (1)

• Учить студентов думать, а не довольствоваться готовыми ответами;

• Развивать у студентов способность задавать исследовательские вопросы по рассматриваемым темам;

• Учить студентов работать с академическими текстами и связывать их с собственной жизнью;

• Развивать у студентов навыки аналитического мышления (интерпретация, способность видеть разные контексты, аргументирование);

• Создавать и поддерживать свободную, открытую атмосферу в классе (защищать право участия всех студентов в дискуссии);

• Управлять динамикой класса (объяснять задания, определять порядок работы).

В свою очередь студенты имеют возможность принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать. На занятиях курса «Человековедения» преподаватель дает возможность студентам выразить свои ожидания от данного занятия, что позволяет им стать более экспрессивными в своих чувствах, мыслях, желаниях. В процессе обучения создается благоприятная атмосфера для развития творчества студентов: часто организовываются дебаты, в процессе которых студенты должны анализировать поставленную перед ними проблему со

всех сторон и находить оптимальный вариант решения. В результате студенты сами глубоко вовлекаются в процесс обсуждения, находят этот процесс интересным и открывают, что такое обучение дает большое удовлетворение.

Некоторые преподаватели, привыкшие к традиционной методике, т.е. представители авторитарно-императивной педагогики, не одобряют новую тенденцию гуманизации учебного процесса. Они утверждают, что гуманизация может разрушить поведение обучаемых, и волнуются как бы непотерять свой авторитет перед студентами, так как задача гуманизации -переориентировать учебный процесс, т.е. ставить студента в центре внимания. Все это происходит из-за недостаточного и неправильного понимания сути гуманизации. Основные элементы авторитарной педагогики

- как слушание, выполнение, повторение, строгость, требование, подчинение, усвоение прочных знаний, дисциплина, конечно же, являются фундаментальными в педагогике. Но их выполнение, к сожалению, недостаточно для формирования развитой, аналитически думающей, творческой личности. Потому что цели авторитарной педагогики не направлены на развитие навыков и способностей студентов, готовых к анализу и решению любых возникающих проблем в процессе обучения, в обществе, а также в личной жизни. Только процесс гуманизации дает возможность готовить для общества активных личностей с развитой аналитической способностью.

Рассматриваемая проблема данной статьи заставляет преподавателей задуматься над тем, правильно ли они обучают и воспитывают обучаемых, насколько эффективны и результативны методы, по которым они работают, и нужно ли переходить к другому подходу.

Практика преподавания курса «Человековедения» доказывает обоснованность отказа от авторитаризма в процессе обучения и применения личностно-ориентированной методики преподавания, что способствует формированию у студентов навыков и умений критического и аналитического мышления и творческого подхода к решению проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптация из «What is the role of the Teacher,» Problem Based Learning/ Stanford Centre for Innovations in Learning URL: http://scil/ stanford/edu/.

2. Ш. А. Амонашвили. Размышления о гуманной педагогике. -Москва-1996

3. И.П. Подласый. Учебник для вузов. Педагогика -Новый курс. -Москва: Издательство Владос.- 1999

4. Программа Ага-Хана «Человековедение», Программа профессионального развития преподавателей. - Душанбе -2009

Humanization of the Educational Process as a Rejection of Authoritarian Approach H. Urunova

Key words: humanization, person centered approach of teaching system, authoritarian approach, traditional and innovational methods of teaching

The article is devoted to the issue of the analysis of a new approach in teaching both pupils and students which is actually directed to a change of the paradigm of education.

Humanization of the educational process means as change of attitude to students, one should consider them not as passive members of the process in quistion, but, on the contrary, it demands that they should be active, conscious and equal participants of this process. This pedagogy is called PCA -Person Centered Approach. In the western system of education the idea of humanization of the teaching-learning process is already used in practice. It is new only in our system.

The author of the article confirms the actuality of this problem saying that in the period of building a civil society it is very necessary to prepare active, self-sufficient students as active members of the society, who are able to think analytically and to demonstrate a creative approach to the problems needing solving.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.