ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ГУМАНИЗМА И ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
С.Е. Мансурова
Аннотация. В статье проанализированы взаимосвязанные социальные феномены - интеграция и гуманизация образования. Теория гуманизации образования рассмотрена под углом зрения нового гуманизма - мировоззрения новой исторической эпохи, обострившей проблему выживания и развития человека. Интегратив-ный подход к человеку как предмету изучения в старшей школе представлен как фактор гуманизации общего образования.
Ключевые слова: интеграция, гуманизация, новый гуманизм, человек.
Summary. The article shows the interrelated social phenomena - the integration and hu-manization of education. The theory of humanization of education is considered from the perspective of a new humanism - philosophy of a new historical era, having sharpened the problem of survival and unceasing development of a man. Integrative approach to the person as a subject of study in high school is represented as a factor in the humanization of general education.
Keywords: integration, humanization, a new humanism, man.
Масштабность современных ци-вилизационных проблем, требующих своего адекватного разрешения, нацеливает на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальных структур, включая материальную и духовную культуру, умственный и физический труд, идеологию и науку, искусство и науку, человечество по всем возможным основаниям. Всеобщая связь явлений и материальное единство мира, судьбы которого зависят от ценностно-мировоззренческих взглядов человека, ориентирует постне-классическую науку на интеграцию, делая возможным познание единого мира, который не распадается на различные реальности.
Интегратизм в познании и социальной практике все сильнее влияет на общее образование, инициируя процессы превращения интеграции в одну из его ведущих закономерностей. Интеграция широко исследуется на методологическом, теоретическом, практическом уровнях и признается одним из самых значительных инновационных явлений в образовании. Интегративные процессы в образовании активно влияют на образовательную политику государства. В 2008 г. в Стандартах образования второго поколения была зафиксирована тенденция «универсализации и интеграции знаний, приоритетных в формирующемся информационном обществе». В 2011 г. Проект Федерального государственного образовательного
171
3 / 2012
Преподаватель XXI
ВЕК
172
стандарта общего образования (среднее (полное) общее образование) установил интегрированный уровень изучения предметов для всех образовательных областей, как один из альтернативных уровней для старшей школы [1].
Понятие интеграции образования мы рассматриваем в единстве его целевой, содержательно-процессуальной сторон и с позиций культурологического подхода как системно-целостный процесс получения школьниками социального опыта, опосредованного синтезом языков естественнонаучной и гуманитарной культур, и направленного на познавательное и ценностно-мировоззренческое развитие как гуманистическую цель образования.
Принцип интеграции проявляется во всех педагогических концепциях через следующие аспекты: мировоззренческий аспект - формирование у учащихся целостного образа мира с его рациональными и иррациональными компонентами, которые составляют сущностную основу естественнонаучной и гуманитарной культуры; культурологический аспект - вхождение школьника в целостное культурное пространство, образование в человеке целостного мира культуры; мыследеятельностный аспект - продуцирование в сознании учащихся приемов интегрального мышления (теоретического и проблемного) в ходе активной учебной деятельности; личностный аспект - становление интегральной индивидуальности школьников, превращение их в субъектов целостного духовно-нравственного развития.
Интеграция образования в рамках его общекультурного содержания смыкается с методологическим принципом гуманизации. С точки зрения понимания гуманизма (от лат. Ьитапйаз - человечность) как мировоззрения, в центре которого находится идея человека как
высшей ценности, гуманизация образования может быть определена как процесс создания условий для социального (общекультурного), личностного и познавательного развития учащихся. Сегодня приходится признавать, что в цивилизации постмодерна, где границы между добром и злом размыты, а сознанием человека легко манипулировать, гуманизация образования выступает сложнейшей философско-методологи-ческой и педагогической проблемой. Она обусловлена такими негативными тенденциями, как ориентация образования на личностно-нейтральную узкопрактическую полезность знаний при вытеснении их ценностно-мировоззренческих аспектов, нивелирование роли учителя как носителя духовности, превращение ученика в программируемый объект, а не в субъект саморазвития.
Переломная эпоха, в которую вступило человечество, вносит свои коррективы в классическое представление гуманизации образования. Беспрецедентные темпы развития науки, техники, экономики по существу определяют новый образ социальной действительности, осложняют положение человека в искусственно изменяющемся мире. На фоне роста материального благополучия ухудшается здоровье населения, отягощается генофонд, проявляется антропологический кризис -кризис личности, утрата смысложиз-ненных целей и ценностей. На первый план выдвигается проблема адаптации человека к новым условиям существования, а фактически - проблема выживания человека как вида, его непрекращающегося развития.
Методология решения проблемы существования человека связана не с изменением природы человека (она консервативна по своей сути), а с изме-
нением ценностных предпочтений. Отказ от ценностей обладания, потребления, в пользу ценностей духовного развития становится жизненной необходимостью. Специфичность современного этапа развития требует рассмотреть теорию гуманизации образования под углом зрения нового гуманизма (ЮНЕСКО, Римский клуб). Это мировоззрение, отражающее самосознание эпохи в рамках альтернативы «измениться или исчезнуть», ориентирует человека на культурную эволюцию - эволюцию его сознания и качеств (А. Печчеи), на принятие им новой, высшей этики, направленной на собственное выживание и непрекращающееся развитие [2, с. 14]. Философия нового гуманизма задает образованию функцию ведущего гаранта сохранения и дальнейшего развития цивилизации (Стратегия образования в интересах устойчивого развития, 2005 г.) [3]. Этот глобальный уровень гуманизации образования смыкается с ориентацией на сохранение нации, ее генофонда (региональный уровень). Оба эти уровня, в конечном счете, опосредованы уровнем развития личности. Ориентация образования на развитие личности отвечает гуманистическому критерию общественного прогресса - развитию человека по пути культурной эволюции. Мировоззрение нового гуманизма влечет переосмысление философских установок образования: возникает постнеклассическое -коэволюционное понимание его роли как фактора культурогенеза. Высшей целью и ценностью для гуманистической педагогики выступает создание условий для саморазвития нового типа личности Идеальный тип личности современной эпохи - это социально активная, свободная в своей самореализации личность гражданского общества с
ценностно-мировоззренческими, смыс-ложизненными установками, которые проявляются в способности принимать и реализовывать решения, отвечающие императивным смыслам эпохи
Цель на гуманизацию образования, первичного по отношению ко многим процессам, в настоящее время можно считать созвучной гарантии сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации.
Мы разделяем убеждение, что пути гуманизации образования, когда «проблемы жгучи, а ставки огромны», совпадают с путями выполнения образованием своей глобальной миссии - выработкой мировоззрения, гуманистического по своему содержанию. Мировоззрение - это феномен сознания, ведущий фактор личностного развития, скрепляющий в единое целое духовный мир человека. Мировоззрение интегрально по своей сути, формирование его компонентов - миропонимания (интеллектуальный компонент), мировосприятия (эмоционально-образный компонент), мироотношения (ценностный компонент) придает образованию фундаментальный, систематический и ценностный характер.
На сломе эпох общекультурное содержание общего образования требует расстановки новых акцентов, которые в значительной степени связаны с осмыслением человека, его проблем, места и роли. Знания о человеке общезначимы, они - фокус, притягивающий к себе все нити бытия и познания, «это большая тема мировоззренческого плана, ...этического порядка» (С.Л. Рубинштейн) [4, с. 34]. В рамках философии нового гуманизма знания о человеке как открытой саморазвивающейся биосоциальной целостности в единстве его природного и социального бытия, универсальной системе эколо-
173
3 / 2012
Преподаватель |_
174
гических отношений признаются важнейшим ресурсом изменений в социуме и окружающей среде, ресурсом решения проблемы жизнеспособности человека. Новый гуманизм мы рассматриваем как теоретическую предпосылку интегративного подхода к изучению человека и как ее этический стрежень, который позволит соединить онтологические представления о человеке с категориями ответственности и свободы, осмыслить культурную эволюцию человека как единственно доступный способ выживания и непрекращающегося развития.
Объективность интегративного подхода к человеку как предмету изучения обусловлена принципом дополнительности философских, естественнонаучных, гуманитарных, вненаучных знаний о человеке. Философские знания определяют место человека в мире, ставят вопросы о смысле жизни, отношениях, ценностях, то есть представляет школьнику достойные цели в обобщенном виде. Естественнонаучные знания обращены к природе человека, они способствуют рационально-логическому осмыслению человека, становлению когнитивного опыта личности. На основе гуманитарных и вненаучных знаний (обыденных, художественных, религиозных), которые обращены к сущностным особенностям человека в духовной, социальной сфере, формируется опыт эмоционально-ценностного отношения школьника к человеку, миру в целом. Самопознание в единстве физических и личностных характеристик обуславливает опыт практической деятельности. Изучение человека на основе интегра-тивного подхода мы адресуем старшим школьникам, интеллектуальная и доминантная - ценностно-ориентационная деятельность которых обуславливают
готовность осмыслить теоретические знания о человеке, интериоризировать их ценностно-смысловых аспекты, осуществить самопознание, саморазвитие, поиск идентичности в ракурсах а) что есть человек / что есть я, б) каким ему должно стать / каким мне должно стать/.
Таким образом, знания о человеке сочетают свойства науки и мировоззрения и ориентируют школьников на теоретическое мышление (развивающее обучение) и поиски личностных смыслов (личностноориентиро-ванное обучение), что согласуется с принципом соответствия содержания образования базовой культуре личности, отвечает требованиями гуманистической педагогики. В целом, человек как общекультурный компонент образования может быть причислен к « фундаментальным образовательным объектам» [5], а гуманистически ориентированные знания о человеке как знания «системообразующего и мировоззренческого характера» (ФГОС), стать одним из содержательных фокусов модернизации общего образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. - URL: http://www. standart.edu.ru/
2. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980. - 312 с.
3. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. - Вильнюс, 2005. - 22 с.
4. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Вопросы психологии. - 1957. - № 3. -С. 17-167.
5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. - URL: http://www.kraev skyvv.narod.ru/papers/pred_standart.htm ■