Научная статья на тему 'Гуманизация городской среды в условиях многоэтажной застройки (на примере делового района Кэнэри-Уорф в Лондоне)'

Гуманизация городской среды в условиях многоэтажной застройки (на примере делового района Кэнэри-Уорф в Лондоне) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
798
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DESIGN OF THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / URBAN SPACE / ART OBJECT IN THE URBAN ENVIRONMENT / MULTI-STOREY BUILDINGS / IMPROVING THE MICROCLIMATE IN THE URBAN ENVIRONMENT / ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / АРТ-ОБЪЕКТ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ / МНОГОЭТАЖНАЯ ЗАСТРОЙКА / УЛУЧШЕНИЕ МИКРОКЛИМАТА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Горгорова Ю. В.

В районе, где расположено большое количество небоскребов важно создание комфортной городской среды характеризующейся снижением урбанистической составляющей и повышением ее гуманистических характеристик. Это способствует повышению привлекательности городского пространства для горожан и туристов. Для усиления интереса и оживления городской среды устраивают различные фестивали, уличные выставки, устанавливают постоянные или временные арт-объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of urban area in terms of high-rise buildings (on the example of Canary Wharf business district in London)

In an area where a large number of skyscrapers, it is important to create a comfortable urban environment. This increases the attractiveness of urban space for citizens and tourists. To revitalize the urban environment organize festivals, outdoor exhibitions, establish permanent or temporary art objects.

Текст научной работы на тему «Гуманизация городской среды в условиях многоэтажной застройки (на примере делового района Кэнэри-Уорф в Лондоне)»

Гуманизация городской среды в условиях многоэтажной застройки (на примере делового района Кэнэри-Уорф в Лондоне)

Ю.В. Горгорова Донской государственный технический университет

Аннотация: В районе, где расположено большое количество небоскребов важно создание комфортной городской среды характеризующейся снижением урбанистической составляющей и повышением ее гуманистических характеристик. Это способствует повышению привлекательности городского пространства для горожан и туристов. Для усиления интереса и оживления городской среды устраивают различные фестивали, уличные выставки, устанавливают постоянные или временные арт-объекты. Ключевые слова: дизайн архитектурной среды, городское пространство, арт-объект в городской среде, многоэтажная застройка, улучшение микроклимата в городской среде.

Кэнэри-Уорф - динамично развивающийся финансовый и деловой район Лондона с развитым автомобильным, водным, железнодорожным сообщением, метро. Ежедневно на работу в Кэнэри-Уорф приезжают более 100 тыс. человек. Этот район - конкурент Лондонскому сити становится все более популярен, в том числе, благодаря удачным решениям по организации комфортной городской среды. Над созданием района работали такие известные архитектурные бюро как: БОМ, Еов1ег+Раг1;пегв, Фред Коб Фрид и партнеры, Ричард Роджерс, Сезар Пелли и другие архитекторы, ландшафтные дизайнеры, художники, благодаря профессионализму которых заброшенный промышленный район превратился в успешный деловой и финансовый центр.

В районе, где расположено большое количество небоскребов важно создание комфортной городской среды характеризующейся снижением урбанистической составляющей и повышением ее гуманизации. Гуманизация архитектурной среды - ее совершенствование в целях достижения физического, психологического и духовного комфорта человека в искусственном окружении [1,2].

При проектировании района Кэнэри-Уорф был заложен уже ставший традиционным прием зонирования транспортных потоков. Уровень земли остается в распоряжении велосипедистов, пешеходов и автомобилистов. Линия метрополитена, пронизывающая район с запада на восток, заглублена. Железнодорожная ветка, пересекающая район в меридиональном направлении, расположена на эстакаде и приподнята над уровнем земли. Она входит непосредственно в здание в уровне второго-третьего этажей [3,4].

Пешеходный мост, предназначенный для прогулок, запроектирован криволинейной формы, в плане, напоминающий природную тропинку (рис. 1).

Рис. 1. Пешеходный мост криволинейной формы и железнодорожная ветка, расположенная на эстакаде (фото автора).

Таким образом, у прогуливающихся людей меняется ракурс восприятия окружающего пространства и происходит смена впечатлений.

Плотность застройки и высокая стоимость земли, порождает необходимость освоение подземных уровней для создания там общественных пространств. Линии метро заглублены, а входы в метро и торговый центр Jubilee Place выполнены таким образом, чтобы максимально отдать уровень земли для пешеходов, велосипедистов и организовать парк, но при этом создать в подземном уровне необходимые функциональные зоны: станцию метро, парковку, торговый центр и другие (рис. 2,3).

Рис. 2. Входы в метро Кэнэри-Уорф выполнены таким образом, чтобы максимально отдать наземный уровень для пешеходов, велосипедистов и организовать парк. Проект выполнен бюро ЕоБ1ег+Раг1пегв (фото автора).

В парковой зоне решена задача, максимального приближения в условиях города к естественной природной среде с ее благоприятным микроклиматом. Плотный ряд высоких деревьев, окаймляющих внешний контур парка, практически полностью закрывает от зрителя урбанистический пейзаж, расположенный на заднем плане. Эффект погружения в природную среду усиливает наличие анфилады водоемов, заселенных птицами. Композиция плана основана на подражании естественной природе, система пешеходных аллей живописной конфигурации, групповые посадки и

открытые пространства свободных очертаний. Парк очень востребован: здесь служащие близлежащих зданий проводят время обеденного перерыва. Кроме того запроектирована зеленая эксплуатируемая кровля высотных зданий. Это помогает улучшить теплоэффективность зданий, создать дополнительные площади для спорта, отдыха и летние площадки ресторанов и кафе.

Рис. 3. Парковая зона над торговым центром Jubilee Place, расположенным в подземном уровне. Проект бюро Foster+Partners.

Основная тенденция озеленения в рекреационной зоне - отсутствие четких границ бордюров, подобие естественной среды. В зонах отдыха запроектирован газон или покрытие из мелкого гравия, в отличие от предусмотренной в зоне площадей крупной плитки в соответствии с масштабами многоэтажных зданий. Такой контраст настраивает человека на отдых уходом от крупного масштаба небоскребов и погружением в масштаб естественной природной среды [ 5,6].

Специфика района Кэнэри-Уорф также в наличии большого количества пешеходных зон на набережных и их обустроенность комфортными пространствами для отдыха и общения, подобные природным. Плавающие зеленые островки создают естественную экологическую флору и фауну, а

специально подобранные растения и водоросли пропускают через себя большие объемы речной воды, очищая ее от грязи и вредных элементов (рис.4).

Рис. 4. Вид на плавающие зеленые островки (фото автора). Вид со спутника на плавающие зеленые островки срединного канала района Кэнэри-Уорф. Источник: https://www.google.ru/maps/

В самой задаче поставленной при проектировании среды многоэтажного делового района есть противоречие, которое создатели района Кэнэри Уорф успешно решили. С одной стороны создали имидж делового района с монументальными решениями площадей, лестниц, придающими ощущения стабильности и надежности этого делового района, а с другой - гуманистическую среду.

Террасная планировка набережной добавляет элемент театральности, где в качестве сцены выступает городская среда. А скульптура Жилиса Пенни «Двое мужчин на пляже» усиливает это воздействие. Возникающий эффект добавляет легкой непринужденности и даже возможно накладывает особый отпечаток на модель поведения людей. При определенном сценарии, например во время праздника, ступени лестниц могут использоваться в

качестве зрительских мест, кроме того на воде можно размещать мобильный плавающий экран или сцену (рис. 5).

Рис. 5. Террасная планировка набережной и скульптура Жилиса Пенни «Двое мужчин на пляже» (фото автора).

Современный характер динамично развивающегося делового района сочетается с бережным отношением к истории его возникновения. Так появляются элементы городской среды, указывающие на первоначальное существование в данном районе Собачьего острова и его доков. Знаковые объекты, расположенные на набережных, становятся символами места, организуют пространство (рис. 6).

Рис. 6. Символические элементы городской среды, указывающие на расположение ранее в этом районе доков Собачьего острова (фото автора).

Для повышения туристической и деловой привлекательности городских пространств в районе Кэнэри Уорф устраивают различные выставки, устанавливают постоянные и временные объекты, участвующие в формировании комфортной и самобытной среды [7].

Арт-объекты, скульптуры, дополняют образ здания, кроме того, являются определенной системой знаков и пространственных ориентиров (рис. 7).

Рис. 7. Схема расположения арт-объектов, расположенных в интерьере зданий и городской среде района Кэнэри-Уорф в Лондоне.

Скульптурное изображение достаточно небольшого и совершенно обыденного предмета в несоразмерно гигантском масштабе, легко вписывается в урбанистический пейзаж, поэтому этот прием активно задействуется в городской среде района Кэнэри Уорф. Объекты паблик-арта становятся яркими цветовыми акцентами, выделяющимися на городском фоне, как например работа А. Царев Любовь и мир (рис. 8).

Рис. 8. Скульптура Любовь и мир. Автор А. Царев, 2012 (фото автора).

Цветовые акценты грамотно расставлены в многоэтажной застройке, зависят от фона и освещения меняющегося в течение дня. Так, например, художник Синта Тантра при художественном решении пролета железнодорожного моста, расположенного в центральном доке, предложила голубые и серые цвета, хорошо работающие в течение дня, а фиолетовые и розовые - ночью. Эффект усиливается освещением моста: светодиодные прожекторы, расположенные под мостом, дают мягкое освещение, которое меняется в зависимости от освещенности и от времени года (рис. 9).

Рис. 9. Железнодорожный мост центрального дока. Автор художественного решения Синта Тантра, 2012 (фото автора).

Привлечение известных авторов для создания арт-объектов, скульптур, элементов городской среды, в том числе таких функциональных элементов способствует повышению имиджа делового района. Например, скамьи

специально спроектированы для района Кэнэри Уорф известными фирмами и они сами являются арт-объектами (рис. 10).

Рис. 10. Скамьи в районе Кэнэри Уорф (фото автора).

Гармонизация городского общественного пространства подразумевает их благоустройство в соответствии с запросами различных субкультур и городских сообществ. Пространство должно быть динамичным: меняться и адаптироваться, например, к изменению образа жизни людей, их культурных потребностей или развитию информационных технологий и т. п [1,8,9].

Для усиления динамики пространства в районе Кэнэри Уорф применяют изменяемые структуры, наполняющие «жизнь» пространства событиями. Например, на фасаде устроен необходимый для делового района атрибут: табло с бегущей строкой отражающее новости. Кроме того, для наполнения пространства событиями активно применяют взаимодействие с достопримечательностью, интерактивное дополнение, получившее название «ожившие статуи». Так, когда вводится QR -код со смартфонов можно услышать тематические комические истории, придуманные и озвученные известными людьми, связанные с арт-объектом или скульптурой [10].

Выводы: Опыт создания района Кэнэри Уорф необходимо применять при проектировании современных районов и повышения уровня гуманизации

существующих. Это транспортное зонирование и сохранение уровня земли для пешеходов, создание велосипедного движения. Организация пешеходных путей криволинейной формы, в плане, напоминающих природные тропинки.

Максимальное приближение в условиях города к естественной природной среде с ее благоприятным микроклиматом, особенно в рекреационной зоне, где необходимо уходить от крупного масштаба высотных зданий, в том числе за счет применения мелкого масштаба в мощении. Подобие естественной среды можно имитировать отсутствием четких границ бордюров, применением системы пешеходных аллей живописной конфигурации, групповых посадок и открытых пространств свободных очертаний. Благоприятно создавать живописные плавающие островки, очищающие воду и сохраняющие флору и фауну.

Для усиления динамики пространства целесообразно применять изменяемые структуры, наполняющие «жизнь» пространства событиями, например динамические арт-объекты, особенно объекты, связанные с историей места, которые становятся символами места, организуют пространство и способствуют идентификации.

Литература

1. Горгорова Ю.В. Актуальные проблемы дизайна архитектурной среды. - Ростов-на-Дону: Рост. гос. строит. ун-т , 2014. - 142 с.

2. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. Санкт-Петербург: Полиграфист, 2002. 295 с.

3. Прохненко В.В. Фактографический анализ дизайнерского освоения среды исторических частей городов // Инженерный вестник Дона, 2015, №1 ч.2 URL:ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_113_Prohnenko.pdf_48749597d2.pdf.

4. Пучков М. В. Город и горожане: общественные пространства как модератор поведения людей //Архитектон: известия вузов, 2014, № 45 URL:archvuz.ru/2014_1/4.

5. Курочкин В.А. Экологическая тематика в городском арт-дизайне //Архитектон: известия вузов. - 2013. - 2013.- № 42. URL:archvuz.ru/2013_2/16.

6. Ревякин С.А., Скопинцев А.В. Описание информационных связей «объекта» и «контекста» при экореконструкции техногенных городских ландшафтов // Инженерный вестник Дона, 2015, №2 URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_57_rewiackin.pdf_57d1a5ecd4.pdf

7. Горгорова Ю.В. Сезонное преображение городского пространства как один из способов повышения его привлекательности // Научное обозрение, 2014. № 11-3. С. 693-696.

8. Gorgorova Y.V, Kozlov V.P. Techniques of modern interpretation of ethno-cultural motives in environmental design. Proceedings of 7th international conference contemporary problems of architecture and construction November 19th-21 st , 2015, Florence - Italy ISSN 2464-9678 ISBN 978-88-6542-431-5 (versione cartacea) ISBN 978-88-6542-443-8 (versione elettronica nel formato PDF) URL:scuoladipitagora.it/_filespdf/FDC58_9788865424438.pdf р. 261-266.

9. Yovlev V. Architectural Space as a Search of the Mental Energy // Knowledge and Architecture. The architecture of in - difference. III Congres International Architectura 3000. - Barcelona: Khora II, 2004. - №6. - p. 101.

10. Горгорова Ю.В. Применение изменяемых арт-объектов и интерактивных элементов для повышения привлекательности общественного пространства, Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. — Т. 2.— М.: МАРХИ, 2017. — C 396-397.

References

1. Gorgor ova Ju.V. Aktual'nye problemy dizajna arhitekturnoj sredy. [Actual problems of architectural environment design]. Rostov-na-Donu: Rost. gos. stroit. un-t , 2014. 142 p.

2. Nefedov V.A. Landshaftnyy dizayn i ustoychivost' sredy [Landscape design and environmental sustainability]. Sankt-Peterburg: Poligrafist, 2002. 295 p.

3. Prohnenko V.V. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1, ch.2 URL:ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_113_Prohnenko.pdf_4874959 7d2.pdf.

4. Puchkov M. V. Arhitekton: izvestija vuzov (Rus), 2014, № 45. URL:archvuz.ru/2014_1/4.

5. Kurochkin V.A. Arhitekton: izvestija vuzov (Rus), 2013, № 42. URL:archvuz.ru/2013_2/16.

6. Revjakin S.A., Skopincev A.V. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №2 . URL:ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_57_rewiackin.pdf_57d1a5ecd 4.pdf.

7. Gorgorova Ju.V. Nauchnoe obozrenie, 2014. № 11-3. pp. 693-696.

8. Gorgorova Y.V, Kozlov V.P. Techniques of modern interpretation of ethno-cultural motives in environmental design. Proceedings of 7th international conference Contemporary problems of architecture and construction November 19th-21 st, 2015, Florence - Italy ISSN 2464-9678 ISBN 978-88-6542-431-5 (versione cartacea) ISBN 97888-6542-443-8 (versione elettronica nel formato PDF) scuoladipitagora.it/_filespdf/FDC58_9788865424438.pdf р. 261-266.

9. Yovlev V. Knowledge and Architecture. The architecture of in -difference. III Congres International Architectura 3000. Barcelona: Khora II, 2004. №6. p. 101.

10.Gorgorova Ju.V. Nauka, obrazovanie i jeksperimental'noe proektirovanie v MARHI: Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, molodyh uchenyh i studentov. T. 2. M.: MARHI, 2017. pp. 396-397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.