Информация об авторе
А. Абдо Сейф Аль-Сельви, аспирант кафедры «Архитектура и градостроительство», Иркутский государственный технический университет, тел.: 89642639242, e-mail: aadnan@yandex.ru
Information about the author
A. Abdo Seif Al-Selvi, post-graduate, Architecture and Urban Development Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89642639242, e-mail: aadnan@yandex.ru
УДК 711.4: 658.5 (075.8)
ЦЕЛЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОЙ
СРЕДОЙ
Б.М. Вяткина
Рассмотрены важнейшие аспекты и этапы реабилитационного процесса в управлении городской средой и в повышении качества ландшафтного дизайна. На примере Ангарска показана необходимость разработки программы целевой реабилитации городской среды путём совершенствования городской системы озеленения.
Ключевые слова: городская среда, целевая реабилитация городской среды, управление городской средой, ландшафтный дизайн, система озеленения города.
GOAL-ORIENTED REHABILITATION AS A MEANS OF URBAN ENVIRONMENTAL MANAGEMENT
B.M. Vyatkina
The article considers the most important aspects and stages of rehabilitation process in the field of urban environmental management and landscaping quality improvement. Through the example of Angarsk city the author demonstrates the necessity of program making for goal-oriented rehabilitation of environmental management with the help of urban landscaping system improvement.
Key words: urban environment, goal-oriented rehabilitation of urban environment, urban environmental management, landscaping, urban landscaping system.
Управление городской средой - это широкое понятие, включающее в себя как управление сложившейся городской средой, связанное с её реабилитацией, развитием и продвижением отдельных городских пространств, так и управление вновь формируемой городской средой на основе схем и проектов планировки.
Сегодня в России городская среда является результатом деятельности множества субъектов: от рядовых горожан до организаций и органов управления. Последним принадлежит ключевая роль в части административно-правовой организации действий всех участников градостроительного процесса и вложения бюджетных средств в подготовку территорий. Администрация города при этом должна опираться на интересы разных категорий городского населения, создавая условия для творческого взаимодействия заинтересованных сторон. Кроме того, она должна создавать прецеденты преобразования городских пространств, способные играть роль стимуляторов позитивных изменений с целью формирования благоприятной городской среды.
Формирование благоприятной среды обитания для всех видов жизнедеятельности человека связано с реабилитацией различных видов городских пространств и предполагает обеспечение жителей городов не только удобным и комфортным жильём, но и высоким уровнем социализации пространственной среды города, т. е. насыщения городских пространств элементами благоустройства, озеленения, обслуживания и дизайна. Всё большее значение для реабилитации городской среды приобретают в настоящее время такие направления творческой деятельности как дизайн архитектурной среды, в том числе городской и ландшафтный. Эти виды градостроительной деятельности популярны сегодня именно по причине необходимости обеспечения программы реабилитации городской среды специалистами высокой профессиональной квалификации, что является важным стратегическим шагом для будущей работы с городской средой.
Реабилитация городской среды включает многолетние программы повышения качества городского пространства, его «очеловечивания» и «индивидуализации» эстетическими средствами. В зависимости от качества нашего окружения, в том числе от архитектурно-ландшафтной организации малых городских пространств (дворов, сквериков, пешеходных и общественных зон и т. д.) городская среда может оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное воздействие на здоровье человека. Немаловажную роль на качество городской среды оказывает размещение и дизайн малых архитектурных форм: остановок общественного транспорта, автозаправочных станций, мини-рынков, наружной рекламы, городской мебели, элементов озеленения и благоустройства и т. д.
Поэтому, занимаясь размещением силуэтных градообразующих ансамблей, нельзя забывать о дизайне городской среды как форме эстетического воздействия на человека. Размещение отдельных элементов и комплексов малых архитектурных форм, рекламы, скульптуры, грамотного подбора сортов зеленых насаждений по их эстетическим свойствам, воспринимаемым, как правило, на уровне человеческого глаза, позволит воздействовать на подсознание граждан, воспитывая их вкус и культуру. Для эффективного управления развитием сложившихся городских пространств многие города в настоящее время приступили к разработке программ целевой реабилитации городской среды.
Реабилитационный процесс - сложный комплекс мероприятий, который реализуется посредством выполнения конкретных проектов в определенных городских зонах. Это могут быть открытые общественные пространства, пешеходные зоны, парковые территории и акватории городских водных объектов, транспортная сеть города, объекты исторического наследия, жилые массивы или промышленные территории.
Реабилитационный процесс может быть представлен в виде поэтапных фаз, характерных для управления проектами устойчивого развития территорий. Е.В. Демидова в статье «Реабилитация городских пространств: опыт, ретроспектива, проблематика» [2], в алгоритм реабилитационного процесса предлагает включить следующие этапы, которые фактически являются стандартными для любого градостроительного проекта:
1. Осознание проблемы.
2. Выбор конкретного участка реабилитации.
3. Анализ существующего положения. Определение значения территории. Выявление круга устраняемых проблем.
4. Формулирование альтернативных вариантов реабилитации. Выбор оптимального варианта с учетом общей урбанистической концепции города. Здесь необходимо помнить, что принимаемое проектное решение не несет на себе печать жесткого исполнения, а, совмещая общие перспективы развития, рекомендации в области архитектуры, ландшафта, социального управления, экономического развития и т. д., на всем своем протяжении должно вмещать в себя эволюционные программы и обеспечить согласованность всех мер, принятых на территории.
5. Проведение запланированных мероприятий: озеленение, реконструкция зданий и сооружений (улучшение основных технических характеристик, безопасность, визуализа-
ция, качество архитектуры и др.), благоустройство мест общественного пользования, социальная и экономическая интеграция.
Целью любой реабилитации является улучшение качества городской среды, а следовательно, повышение уровня жизни горожан. Суть данного действия заключается в максимально эффективном использовании возможностей территории, а именно: в обеспечении устойчивого развития территории, повышении её конкурентоспособности, улучшении эстетических качеств и развитии социально-экономического потенциала.
«Городская среда» и вообще «среда» употребляется в разных значениях. С «человеческой» точки зрения, городская среда - совокупность условий жизнедеятельного населения. Городская среда - фундаментальное понятие, выражающее глубинную сущность города и как места сосредоточения больших масс людей, и как функциональное образование, играющее столь важную роль в жизни и развитии общества, в его территориальной организации. Помимо этого, городская среда - важная составляющая часть потенциала города, благодаря которой он выполняет свою историческую миссию двигателя прогресса. Многообразная и многоконтактная городская среда благоприятствует возникновению и развитию нового содержания в разных сферах человеческой деятельности.
Городское пространство самым существенным образом влияет не только на ежедневное поведение и мироощущение горожан, но и на долгосрочные и фундаментальные процессы становления гражданского общества: доверие к общественным институтам, взаимоотношения социальных групп, нормы и стереотипы поведения, отношение к историческому наследию и условия формирования мировоззрения молодежи.
Программа целевой реабилитации городской среды представляет собой множество взаимосвязанных проектов развития отдельных территорий, объединенных общей целью, ресурсами и временем осуществления. Целью проектов является повышение экологических, архитектурно-художественных и градостроительных качеств городских пространств. Всё большее значение для повышения качества городской среды, для формирования неповторимого облика, яркого имиджа, брэндов, привлекательности, социальной и коммерческой ценности конкретных территорий приобретает городской и ландшафтный дизайн.
Ландшафтный дизайн, как одна из динамично развивающихся областей творческой деятельности человека по формированию его полноценного окружения, неизбежно оказывается в центре исследования современных подходов к его использованию. Возможности ландшафтного дизайна рассматриваются сегодня как средства экологической реконструкции городских открытых пространств в целях достижения устойчивости городской среды и повышения качества городских территриий.
Задачи ландшафтного дизайна конкретизируют задачи ландшафтной архитектуры и заключаются в «очеловечивании» и индивидуализации внешней пространственной среды путем художественно-эстетического преобразования городских пространств с целью повышения их эмоционального воздействия на человека.
Ландшафтный дизайн - это искусство организации пространства с помощью природных и искусственных компонентов архитектурно-ландшафтной среды, в том числе рельефа, воды, природного камня, гравия, песка, растительности, а также декоративных плиток и покрытий, малых архитектурных форм, скульптуры, парковой мебели и т. д. Главным объектом ландшафтного дизайна является природная среда города. К природным компонентам городской среды относятся элементы городской системы озеленения. Совершенствование, развитие и повышение эстетических качеств системы озеленения города являются главными условиями реабилитации городской среды.
Система озеленения города, как составная часть городских открытых пространств, имеет большое значение для повышения качества городской среды, а также для архитектурно-планировочной организации города. В понятие общегородской системы озеленения входит весь состав городских зелёных устройств: их размещение на территории города, взаимосвязь друг с другом и зелёными насаждениями пригородной зоны. Зе-
лёные насаждения создают здоровую среду для труда, быта и отдыха населения. Причём их эффективность зависит как от количественного показателя, так и от того, насколько они образуют целостную непрерывную систему, проникающую во все части города.
Систему озеленения города можно разделить на три группы зелёных насаждений. К первой группе относятся зелёные насаждения общего пользования (городские и районные парки, сады жилых районов и микрорайонов, скверы и бульвары), ко второй группе -зелёные насаждения ограниченного пользования (озеленение жилых кварталов и детских учреждений, садов при общественных зданиях, больницах и т. д.). К третьей группе относятся зелёные насаждения специального назначения (ботанические и зоологические сады, санитарно-защитные зоны, питомники, водоохранные зоны и т. д.).
До появления крупных промышленных городов в XIX столетии город рассматривается как стабильное образование, обособленное от внешнего окружения. Идеальные теоретические схемы трактуются в элементарных геометрических формах, в которых преобладают кольцевые и концентрические структуры (схемы Ж. Перре, Г. Шарпа, Ш. Фурье и др.).
Рис. 1. Некоторые теоретические схемы, отражающие исторические концепции открытого пространства города и его взаимосвязи с природным окружением:
1- идеальный город Ж. Перре. Кольцо открытых пространств вокруг крепостных стен, внутри города открытые пространства практически отсутствуют;
2- город из «Кодекса природы» Морелли - идея расчленения городской застройки открытыми пространствами;
3- выделение вокруг компактного города пояса общественных парков и пояса садов и ферм. «Образцовая» схема колониального города Г. Шарпа (1794 г.);
4- кольцевая концентрическая структура с чередованием застроенных и открытых пространств в городе Ш. Фурье (1820 г.);
5- пригородная зона Тюнена. Вокруг города последовательно располагаются: пояс интенсивного сельского хозяйства, пояс лесов, пояс экстенсивного сельского хозяйства (1826 г.);
6 - первый «водно-зеленый диаметр» в утопической схеме Э. Кабе (1840 г.).
В мировой градостроительной практике в проектных предложениях городов будущего сложился ряд теоретических схем городских систем озеленения. В большинстве тео-
ретических предложений по планировочной структуре городов наметились системы с центричным и периферийным размещением зелёных зон города, организацией зелёных «колец», «пятен», «клиньев»; линейно-полосовые и комбинированные схемы. Для всех этих систем общим являются два основных критерия - равномерное размещение парковых зелёных зон и их транспортная и пешеходная доступность от жилища. В градостроительной практике получили также распространение и комбинированные системы организации зелёных зон в городах, которые основаны на сочетании элементов центричной, периферийной, групповой и линейно-полосовой систем озеленения.
Одним из условий формирования полноценной системы озеленения является обеспечение непрерывности озелененных территорий. Это создает комфортные условия для пешеходного движения и для размещения физкультурно-спортивных сооружений. Объединяющими элементами системы озеленения города являются бульвары, пешеходные улицы и пешеходные аллеи. Они проектируются в направлении потоков массового пешеходного движения к остановкам общественного транспорта, к зонам труда и к обслуживающим учреждениям.
На функционально-планировочную структуру и экологию города главным образом влияют насаждения общего пользования, так как они занимают значительную часть его территории, включающую крупные природно-ландшафтные территории берегов рек и пригородных зон.
На примере города Ангарска можно проследить, что элементы системы озеленения города являются самыми незащищёнными пространствами городской среды, постоянно подвергающимися наступлению застройки благодаря хозяйственной деятельности городской администрации и застройщиков. Поэтому реабилитация системы озеленения Ангарска, отдельных её элементов и зелёных пространств является важнейшей задачей управления городской средой для повышения её качества.
Ангарск строился на таежной территории. На начальной стадии его развития технология строительства малоэтажных кирпичных домов позволяла сохранять ценные хвойные деревья рядом с жилыми домами и общественными зданиями. Поэтому первоначальный Ангарск - это город в сосновом лесу. Сохраняемые небольшие массивы зелени в жилой застройке и близость крупных природно-ландшафтных территорий поймы реки Китой позволили проектировщикам не включать в планировочную структуру северо-восточной части города крупный парк районного значения. Поэтому в исторической застройке Ангарска отсутствуют озелененные пространства крупных садов и парков. С ростом промышленного производства и увеличением ПДК промышленных выбросов большая часть хвойных деревьев северо-восточного района погибла, в том числе в санитарной зоне нефтехимического комбината. Древесно-кустарниковая растительность поймы реки Китой была почти полностью уничтожена в результате рекреационных перегрузок и хозяйственной деятельности.
По мере развития города и укрепления его планировочной структуры градостроительная политика в Ангарске была направлена на рост объемов производства и увеличение темпов строительства жилья с минимальным набором учреждений соцкультбыта и незначительным уровнем благоустройства. Вследствие отсутствия в Ангарске политики сохранения и оздоровления природной среды формированию объектов городской системы озеленения проектировщики и строители внимания не уделяли.
Крупнопанельное домостроение повлекло за собой изменение технологии строительного производства, требующей вырубки всех деревьев на широких полосах территорий, примыкающих к домам. Это привело к тому, что в микрорайонах с многоэтажной панельной застройкой появились большие территории без определенного пользователя. Эти территории типовой крупнопанельной застройки, так называемые дворовые пространства, превратились в пустыри с присущей им бесконтрольностью и неразберихой.
В условиях рыночной экономики возникли новые проблемы для системы озеленения Ангарска, вызванные стихийным переустройством городской среды. Отсутствие в пе-
реходный период законодательной базы, регулирующей процессы саморазвития городов, привели к активному уничтожению системы озеленённых пространств жилых дворов, улиц и парков. Они нередко занимались под мини-рынки, временные торговые сооружения, автозаправочные станции, боксовые гаражи, транспортные парковки и т. д. Этот процесс продолжается и до настоящего времени.
Поэтому система открытых и озеленённых пространств Ангарска, имеющая структуру «зелёных пятен», остро нуждается в совершенствовании и развитии. Размеры городских садов и парков недостаточны, чтобы ослабить отрицательное воздействие городской среды и промышленных предприятий электролизной и нефтехимической промышленности (шума, загазованности и т. д.). Тем не менее, она постоянно подвергается уничтожению на разных уровнях градостроительного проектирования и строительства. Так, концепцией последнего генплана города Ангарска является уплотнение застройки именно за счёт вытеснения природно-парковых территорий. Стремление к «сиюминутной» выгоде застройщиков также постоянно приводит к вытеснению застройкой общегородских зелёных зон и озелененных жилых территорий. Ярким примером такого отношения является реконструкция и перепрофилирование кафе «Щелкунчик» в парке «Строителей» под комплекс невыразительных по архитектуре торговых зданий, занявших значительную площадь парковой территории.
Уничтожение существующих зелёных территорий наносит не только экономический вред городу (впоследствии потребуется освобождать застроенные территории для восстановления системы озеленения), но и социально-экологический, так как отрицательно сказывается на физическом и духовном здоровье жителей.
Существующая в Ангарске проблема дефицита территорий для развития города ведет к уплотнению сложившейся жилой застройки, к вытеснению из нее ценных участков зелени. Это, в свою очередь, наносит непоправимый ущерб как системе озеленения города в целом, так и архитектурно-эстетическим качествам городской среды там, где она лишается природных компонентов.
В Ангарске для повышения качества городской среды рационально организованная система озеленения города приобретает огромное значение. Поэтому нельзя забывать, что формирование системы озелененных и открытых пространств города - не менее важная задача, чем строительство жилых и общественных зданий. Это сложный процесс, требующий участия квалифицированных специалистов градостроительного профиля: и в подготовке заданий на проектирование, и в разработке схем и проектов озелененных территорий, и в реализации этих проектов.
Ангарску необходимы крупные территории парков и зон отдыха в структуре города, которыми в настоящее время он не располагает. Острая необходимость в таких территориях объясняется тем, что Ангарск не имеет достаточных площадей пригородных земель и они не соответствуют требованиям, предъявляемым к местам отдыха. Промышленные предприятия Ангарска имеют короткие технологические и транспортные связи с ведущими промышленными предприятиями соседних поселений. В результате такого размещения промышленных объектов страдает пригородная зелёная зона Ангарска. Кроме того, размещение нефтехимического комбината вдоль реки Ангары лишает город наиболее благоприятных по многим факторам ландшафтных территорий.
В связи с вышесказанным большое значение для развития системы озеленения города автор видит в освоении пойменных территорий реки Китой и полосы верхней надпойменной террасы под парк для отдыха и занятий спортом. Это единственный резерв крупномасшабных природно-ландшафтных территорий, оставшихся незастроенными. В настоящее время они используются хаотично и, тем не менее, являются активно посещаемыми местами неорганизованного отдыха в городе. Эти территории имеют большую градостроительную ценность, а также будут таковыми являться для будущей агломерации.
Центральный парк культуры и отдыха имени 10-тилетия г. Ангарска на верхней надпойменной террасе является городским парком, а прилегающая пойма, как продолжение парка, составляет необходимый территориальный резерв для развития зеленой зоны города в связи с ее нехваткой (городу с населением 250 тыс. чел. требуется площадь зеленой зоны 175 га, а в настоящее время эта площадь составляет 68,9 га). Поэтому на пойменной территории реки Китой неоднократно выполнялись проекты парков и рекреационных зон.
На рис. 2 представлена схема дипломного проекта, в которой автор предлагает создать в пойме реки Китой гидропарк путём развития системы водоёмов и фонтанов.
Проектируемая в парке на верхней надпойменной террасе Аллея Фонтанов, начинающаяся от существующего фонтана, формируя японский сад по периметру откоса поймы, является продолжением водоемов в виде драконов на нижней территории парка и составляет единое композиционное целое.
Проект предполагает размещение в парковом комплексе аквапарка театрального комплекса, выставочного павильона, ресторана, нескольких кафе. Основные функции парка - прогулочная и созерцательная.
Организация благоустроенной зоны отдыха и спорта в пойме реки Китой может стать брэндом Ангарска, поменять его имидж и образ.
Управляя градской средой с помощью программ целевой реабилитации городских пространств, в том числе зелёных зон и природно-ландшафтных территорий, можно сделать город успешным как для внутреннего, так и для внешнего потребителя. Это необходимо для того, чтобы жить, учиться, и работать в нём было престижно, чтобы его уважали, чтобы в город ехали туристы, чтобы с ним стремились сотрудничать инвесторы.
Рис. 2. Схема генплана поймы реки Китой Дипломник Л.И. Беляева, руководитель Б.М. Вяткина
Таким образом, одним из важнейших условий реабилитации городской среды Ангарска является формирование пространственных систем, включающих различные по площади и функциональному назначению типы озелененных пространств и природ-но-ландшафтных территорий. Это должны быть небольшие пространства жилых дворов и общественных скверов; городские сады и парки; крупные природно-ландшафтные территории поймы реки Китой и пригородные зоны отдыха. Для формирования непрерывной системы озеленения все зеленые пространства должны быть связаны между собой аллеями, бульварами и пешеходными улицами. Такая система озеленения будет стимулировать внетранспортные передвижения жителей, создаст условия для физкультурно-оздоровительной деятельности и отдыха в пригородной среде, а также будет способствовать восстановлению экологического равновесия городской среды, что благоприятно скажется на физическом и духовном здоровье жителей Ангарска.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Виханский О.С. Стратегическое управление : учеб. пособие / О.С. Виханский. М. : Гардарика, 1998.
2. Демидова Е.В. Реабилитация городских пространств: опыт, ретроспектива, проблематика Уралниипроект РААСН - "Проект Ахей". Екатеринбург, 2010.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика / А.Т. Зуб. М. : Аспект ПРЕСС, 2002.
Информация об авторе
Вяткина Бэлла Михайловна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», Иркутский государственный технический университет, тел. 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com
Information about the author
Vyatkina B.M., associate professor, Architecture Projection Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com
УДК 720.021
ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ ЛЕТНИХ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ
И.Б. Дагданова
В статье затрагиваются вопросы, связанные с проведением учебно-ознакомительных практик студентов 3 курса архитектурного факультета. В период проведения выездных летних практик в Москве, Санкт-Петербурге, в странах Западной Европы студенты посещают проектные мастерские, знакомятся с примерами современной архитектуры, закрепляют знания по истории архитектуры. Статья иллюстрирована фотографиями.
Ключевые слова: архитектура, дизайн, студенты, летняя практика, учебная, ознакомительная