Научная статья на тему 'Гуманитарный подход к проблеме обеспечения информационной безопасности личности и его роль в педагогических исследованиях'

Гуманитарный подход к проблеме обеспечения информационной безопасности личности и его роль в педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
531
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY / INFORMATION SECURITY / INFORMATION PERSONALITY / INFORMATION SECURITY OF PERSON / HUMANITARIAN APPROACH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воронкин Роман Александрович

В условиях современного социума все более важное значение приобретает проблема информационной безопасности, но чаще всего она рассматривается в технологических и правовых аспектах. Автор статьи, раскрывая широкий диапазон объектов и субъектов информационной безопасности (от государства и общества до разнообразных социальных групп и личности), обоснованно заявляет, что именно человек занимает самую уязвимую позицию в вопросе обеспечения своей информационной безопасности. Анализируя технократические и гуманитарные подходы к определению понятия «информационная безопасность личности», автор делает обоснованный вывод о преимуществах второго подхода, который меньше распространен в современных научных исследованиях, но актуален для разработки инновационных образовательных проектов в сфере высшего образования. Ресурсы гуманитарного подхода в выявлении и реализации педагогических условий обеспечения информационной безопасности личности в образовательном процессе высшего образования связываются не только с потенциалом учебных предметов социально-гуманитарного цикла, но и с активностью самой личности в защите себя от негативного информационного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN APPROACH TO THE PROBLEM OF ENSURING INFORMATION SECURITY OF PERSON AND ITS ROLE IN PEDAGOGICAL RESEARCHES

In the conditions of modern society the problem of information security becomes more and more important, but most often it is considered in technological and legal aspects. Revealing the wide range of objects and subjects of information security (from the state and society to various social groups and the personality) the author of the article declares that the person takes the most vulnerable position in a question of ensuring the information security. Analyzing technocratic and humanitarian approaches to the definition of the concept "information security of person" the author of the article arrives conclusions about advantages of the second method, less widespread in modern scientific researches but actual for development of innovative educational projects in high education. Resources of humanitarian approach in identifying and implementing pedagogical conditions for ensuring information security of a person in the educational process of the higher education are connected not only with the potential of subjects of a social and humanitarian cycle, but also with activity of the person in protecting itself from the negative information impact.

Текст научной работы на тему «Гуманитарный подход к проблеме обеспечения информационной безопасности личности и его роль в педагогических исследованиях»

УДК 378.

ВОРОНКИН Роман Александрович Педагогический институт Тихоокеанский государственный университет г. Хабаровск, Россия [email protected]

ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В условиях современного социума все более важное значение приобретает проблема информационной безопасности, но чаще всего она рассматривается в технологических и правовых аспектах. Автор статьи, раскрывая широкий диапазон объектов и субъектов информационной безопасности (от государства и общества до разнообразных социальных групп и личности), обоснованно заявляет, что именно человек занимает самую уязвимую позицию в вопросе обеспечения своей информационной безопасности. Анализируя технократические и гуманитарные подходы к определению понятия «информационная безопасность личности», автор делает обоснованный вывод о преимуществах второго подхода, который меньше распространен в современных научных исследованиях, но актуален для разработки инновационных образовательных проектов в сфере высшего образования. Ресурсы гуманитарного подхода в выявлении и реализации педагогических условий обеспечения информационной безопасности личности в образовательном процессе высшего образования связываются не только с потенциалом учебных предметов социально-гуманитарного цикла, но и с активностью самой личности в защите себя от негативного информационного воздействия.

Ключевые слова: информационное общество, информационная безопасность, информационная безопасность личности, гуманитарный подход

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-136-141

Roman A. VORONKIN Pedagogical Institute Pacific National University Khabarovsk, Russia [email protected]

HUMANITARIAN APPROACH TO THE PROBLEM OF ENSURING INFORMATION SECURITY OF PERSON AND ITS ROLE IN PEDAGOGICAL

RESEARCHES

In the conditions of modern society the problem of information security becomes more and more important, but most often it is considered in technological and legal aspects. Revealing the wide range of objects and subjects of information security (from the state and society to various social groups and the personality) the author of the article declares that the person takes the most vulnerable position in a question of ensuring the information security. Analyzing technocratic and humanitarian approaches to the definition of the concept "information security of person" the author of the article arrives conclusions about advantages of the second method, less widespread in modern scientific researches but actual for development of innovative educational projects in high education. Resources of humanitarian approach in identifying and implementing pedagogical conditions for ensuring information security of a person in the educational process of the higher education are connected not only with the potential of subjects of a social and humanitarian cycle, but also with activity of the person in protecting itself from the negative information impact.

Keywords: information-oriented society, information security, information personality, information security of person, humanitarian approach

Многие современные ученые критически относятся к наступлению «информационного века». Последствия перехода к нему оказываются далеко не столь радужными, как они виделись несколько десятилетий назад, когда впервые заговорили о переходе к информационному обществу как более высокой ступени развития человечества (М.В. Ин-шаков, И.С. Мелюхин, Г.Л. Смолян, А.А. Стрельцов и др.). По мнению доктора философских наук И.С. Мелюхина [5], технологический детерминизм как концептуальная основа информационного общества привлекателен простотой и понятностью объяснения исторического процесса, однако он опасен тем, что им порождаются утопии и иллюзии по поводу осуществимости технологических проектов. Законы экономики, политики, социальной психологии вносят существенные коррективы в первоначальное видение информационного общества как «технотронного». То, что технически реализуемо, далеко не всегда экономически выполнимо, политически оправданно, социально приемлемо и безопасно. Поэтому проблема информационной безопасности личности приобретает все более гуманитарный характер, а ее решение логичности связывается не только с техническими средствами защиты информации и/или с адекватной государственной политикой, со-

вершенствованием законодательства, но и с эффективными образовательными проектами.

За основу педагогических подходов к обеспечению информационной безопасности личности студента в образовательном процессе высших учебных заведений мы приняли философско-гуманистические идеи о феноменах «информация» и «информационная безопасность». В противоположность технократическому подходу, который в качестве приоритетного объекта защиты рассматривает информацию и поддерживающую ее инфраструктуру, гуманитарный подход акцентируется на не менее важных аспектах проблемы обеспечения информационной безопасности, таких как субъекты информационных отношений (личность, общество, государство), информационная среда, под которой понимается «совокупность информационных ресурсов (то есть различных форм организации информации о жизнедеятельности общества), системы формирования, распространения и использования информации и др.

Гуманитарный подход к проблеме информационной безопасности личности зиждется на признании двойственного характера информации: «Поскольку информация существует объективно-физически, ее изучают физика, математика и технические науки, - подчеркивает М.В. Иншаков. - С другой стороны, информация существует и субъективно, в таком статусе ее должны исследовать психологические, биологические, философские и социально-гуманитарные науки. В то же время естественнонаучная (техническая) сторона информационных процессов является подчиненной частью, главное направление исследований находится в области социально-политического, гуманитарного анализа» [3] (курсив наш. - Р.В.).

В рамках гуманитарного анализа «информационная безопасность - это состояние защищенности субъекта, выражающееся в безопасности информации субъекта и его информационно-психологической безопасности, достигаемое посредством рефлексивного определения и контролирования единства его естественного существования и развития в ходе реализации информационных процессов (создания, передачи, представления, получения, обработки, хранения) как на содержательном, так и на представительном уровнях информации» [1, с. 22] (курсив наш. - Р.В.).

Другим примером гуманитарного подхода является определение понятия «информационная безопасность», сформулированное С.А. Матяш: «Это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных либо стихийно возникающих информационных потоков, осуществляемых в интересах регрессивных, реакционных или экстремистски настроенных политических и социальных сил и направленных на осознанную деформацию общественного и индивидуального сознания, следствием чего выступает девиантное поведение личности, усиление социально-политических, экономических и духовных коллизий, нарастает, развивается и закрепляется психологическая и психическая напряженность социума» [4] (курсив наш. - Р.В.).

В этом же ракурсе А.Д. Урсул и Т.(Ф).Н. Цырдя дают, на наш взгляд, максимально развернутую трактовку изучаемого понятия: «Информационная безопасность - это способность государства, общества, социальной группы, личности:

во-первых, обеспечить с определенной вероятностью достаточные и защищенные социальный интеллект и информационный ресурс, оптимальную социальную энтропию и инфосреду для поддержания жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития социума;

во-вторых, противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации;

в-третьих, вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения;

в-четвертых, поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано;

в-пятых, постоянно и последовательно по определенной безопасной программе "вмонтировать" искусственный интеллект в социосреду» [7].

В данном и в ранее процитированных определениях отметим, прежде всего, широкий диапазон субъектов информационной безопасности: от государства и общества - до социальных групп и личности.

Информационную безопасность философы определяют как способность ее субъектов обеспечивать защиту социального интеллекта и информационных ресурсов, поддерживать оптимальную социальную энтропию и информационную среду, демонстрировать безопасное поведение, противостоять информационным опасностям и угрозам, совершенствовать готовность отвечать на них и т.д.

Важно и то, что во всех этих определениях просматриваются ценностно-целевые ориентиры информационной безопасности ее субъектов, причем на двух уровнях. На ценностно-смысловом: «поддержание жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития социума», безопасность индивидуального и общественного сознания и психики людей, - и на инструментальном уровне: «личностные и групповые умения безопасного поведения».

При этом информационная безопасность личности рассматривается в тесной и безусловной связи с информационной безопасностью социума и государства.

Среди всех субъектов человек занимает самую уязвимую позицию в вопросе об обеспечении своей информационной безопасности. И этот парадокс находит следующее объяснение.

Отличительная особенность информационной цивилизации состоит в том, что в ней существенным образом возрастает роль человека. Однако эта роль является неоднозначной. С одной стороны, именно человек является главным ресурсом и движущим фактором развития информационного общества, а с другой стороны, он же является одним из основных факторов риска на пути этого развития.

Для обоснования этого тезиса обобщим характеристики основных проблем, угроз и опасностей, которые ждут человека в информационном обществе и с которыми он сталкивается уже сегодня. Они, по мнению философов, носят информационно-технический или информационно-психологический характер. К информационно-техническим угрозам информационного общества человеку относятся, к примеру, информационное неравенство, компьютерные преступления, а к информационно-психологическим - киберболезни, виртуализация общества. «Если главным объектом первого вида борьбы выступают информационно-технические системы, то второго - биосоциальные, т.е. человек, его психика, нравственный и духовный мир, социально-политические, психологические ориентации, установки, отношения, рациональные и иррациональные аспекты поведения, системы общественного мнения и принятия решений» [4].

Современную ситуацию, многообразие ее опасностей и угроз философы (С.А. Бочан и др.) характеризуют как тотальную зависимость личности от информационной культуры и компьютерной реальности, которая приводит к формированию технократического мышления. Поскольку жизненная среда личности превращается в пространство виртуальной коммуникации, обладающей своими правилами, не зависящими от национальных и традиционных культур, реальная целостность личности подменяется виртуальной, формируется новый социальный тип личности сетевого сообщества со своими нравственными, психологическими и социальными качествами. Он уже получил выразитель-

ное, но до конца в науках об обществе и человеке не определенное название - «информационная личность».

Каковы философские подходы к обеспечению информационной безопасности личности? Их тоже можно условно разделить на несколько неравноценных групп и представить следующим образом.

Безопасное и гармоничное развитие нового общества и «нового» человека И.С. Ме-люхин, например, проектирует по таким направлениям, как:

- обеспечение юридических прав и повышение уровня технологических возможностей населения для доступа к информационным ресурсам;

- сохранение независимости свободы слова в процессе распространения информации в любой технологической среде;

- забота о психологическом здоровье молодого поколения, соблюдение интересов национальных меньшинств в информационной среде;

- защита национального языка, культурных ценностей от экспансии в информационной сфере, сохранение художественного и научного наследия путем перевода в цифровую форму;

- переориентация образовательной системы согласно запросам информационного общества, внедрение новых форм обучения;

- целенаправленное использование новых технологий для развития демократического открытого государства, основанного на принципах диалога с населением [5].

В этом определении нам важно отметить разнообразие направлений обеспечения информационной безопасности:

юридическое - «обеспечение юридических прав и повышение уровня технологических возможностей населения для доступа к информационным ресурсам»,

социально-политическое - «целенаправленное использование новых технологий для развития демократического открытого государства, основанного на принципах диалога с населением»,

научно-технологическое - «сохранение независимости свободы слова в процессе распространения информации в любой технологической среде»,

социально-культурное - «защита национального языка, культурных ценностей от экспансии в информационной сфере, сохранение художественного и научного наследия путем перевода в цифровую форму»,

психологическое - «забота о психологическом здоровье молодого поколения, соблюдение интересов национальных меньшинств в информационной среде»

и, главное, педагогическое - «переориентация образовательной системы согласно запросам информационного общества, внедрение новых форм обучения».

Но вопросы информационной безопасности всех субъектов в конечном итоге этот философ и его сторонники (Р.Ф. Абдеев, И.Н. Курносов и др.) связывают с эффективностью государственного регулирования [6]. «Государству, - заявляет И.С. Мелюхин, - принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества, оно координирует деятельность различных субъектов общества в процессе его становления» [5].

В контексте проблемы целостности личности в информационном обществе С.А. Бо-чан, напротив, связывает ее решение с активностью самой личности. «Потеря прежней идентичности в сегодняшней реальности, - замечает философ, - вынуждает целостную личность выбирать, сопоставлять предлагаемые обществом новые информационные ценности и нормы, которые помогают выработать необходимую стратегию поведения в настоящем и в будущем. "Рождается" новый тип личности, носитель информационной культуры - "многомерный человек", для которого характерно признание равнозначности всех его проявлений интеллекта, способность к инновациям, риску, мобильности в меняющихся ситуациях» [2] (курсив наш. - Р.В.).

Резюмируя философский анализ информационного общества в аспекте его влияния на информационную безопасность личности, мы сформулировали три ключевые для нашего педагогического исследования идеи:

- одновременно с преобразованиями в социальной и экономической структуре становление информационного общества оказывает неоднозначное социальное, психологическое и культурное воздействие на личность;

- многообразие инструментов государственной и технической защиты информационной безопасности не заменит роль самой личности в обеспечении собственной информационной безопасности;

- в этой связи психолого-педагогические направления разработки проблемы обеспечения информационной безопасности личности не менее актуальны, чем юридические, социально-политические и технологические.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Астахова Л.В. Информационная безопасность: герменевтический подход. - М.: РАН, 2010.

2. Бочан С.А. Проблема целостности личности в информационном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - С. 10.

3. Иншаков М.В. Обеспечение информационной безопасности России в условиях становления глобального информационного общества: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. - М., 2007.

4. Матяш С.А. Информационная безопасность личности в условиях модернизации современного российского общества / [Электронный ресурс] -

URL:http://elibrary.ru/download/eHbrary_21253426_44926583.pdf (дата обращения: 16.01.2017).

5. Мелюхин И.С. Концепции информационного общества и кризис / [Электронный ресурс] -URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/dc6c95b3b80c776cc3256967002d1b8a (дата обращения: 16.11.2016).

6. Манжуева О.М. Феномен информационной безопасности: сущность и особенности. автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Улан-Удэ, 2015 / [Электронный ресурс] -

URL: http://www.bsu.ru/content/disser/202/avtoreferat--manzhuevoi-o.m..pdf (дата обращения: 16.07.2016).

7. Урсул А.Д., Цырдя Т.(Ф).Н. Информационная безопасность. Сущность, содержание и принципы ее обеспечения / [Электронный ресурс] -

URL: http://security.ase.md/publ/ru/pubru22.html (дата обращения: 19.08.2016).

REFERENCES

1. Astakhova L.V. Informatsionnaya bezopasnost': germenevticheskiy podkhod. [ Information security: hermeneutic approach.]. Moskva: RAN, 2010.

2. Bochan S.A. Problema tselostnosti lichnosti v informatsionnom obshchestve. [ The problem of the integrity of the individual in the information society]. avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Rostov-na-Donu, 2007. S 10.

3. Inshakov M.V. Obespechenie informatsionnoy bezopasnosti Rossii v usloviyakh stanovleniya glob-al'nogo informatsionnogo obshchestva. [ Ensuring Russia's Information Security in the Context of the Formation of the Global Information Society]. avtoref. dis. kand. polit.nauk: 23.00.02. Moskva, 2007.

4. 4. Matyash S.A. Informatsionnaya bezopasnost' lichnosti v usloviyakh modernizatsii sovremennogo rossiyskogo obshchestva. [ Information security of the individual in the context of modernizing modern Russian society]. Available at:

URL:http://elibrary.ru/download/elibrary_21253426_44926583.pdf (accessed: 6.01.2017г).

5. Melyukhin I. S. Kontseptsii informatsionnogo obshchestva i krizis. [ The Concept of the Information Society and the Crisis]. Available at:

URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/dc6c95b3b80c776cc3256967002d1b8a (accessed: 16.11.2016).

6. Manzhueva O.M. Fenomen informatsionnoy bezopasnosti: sushchnost' i osobennosti[The phenomenon of information security: the essence and features]. avtoref. dis. ... dokt. filos. nauk. Ulan-Ude, 2015g. Available at: URL: http://www.bsu.ru/content/disser/202/avtoreferat--manzhuevoi-o.m..pdf (accessed: 16.07.2016).

7. Ursul A.D., Tsyrdya T. (F).N. Informatsionnaya bezopasnost'. Sushchnost', soderzhanie i printsipy ee obespecheniya. [Information Security. The essence, content and principles of its maintenance]. Available at: URL: http://security.ase.md/publ/ru/pubru22.html (accessed: 19.08.2016).

Информация об авторе: Information about the author:

Воронкин Роман Александрович, Roman A. Voronkin, Postgraduate Student, аспирант, Педагогический институт, Pedagogical Institute, Pacific National

Тихоокеанский государственный University,

университет, Khabarovsk, Russia

г. Хабаровск, Россия [email protected] [email protected]

Получена: 29.052017

Для цитирования: Воронкин Р. А. Гуманитарный подход к проблеме обеспечения информационной

безопасности личности и его роль в педагогических исследованиях.

Историческая и социально-

образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 2. с.136-141.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-136-141.

Received: 29.052017

For citation: Voronkin R. A. Humanitarian approach to the problem of ensuring information security of person and its role in pedagogical researches. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 2. Pp. 136-141.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-136-141. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.