Цзинь Синьсинь
ГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ КОНФУЦИАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Работа представлена кафедрой теории и истории культуры Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент Т. В. Бернюкевич
Для формирования мировоззренческой культуры и гражданских качеств китайских студентов большую значимость имеет включение в образова-
345
тельный и воспитательный процесс духовно-нравственного потенциала конфуцианской культуры. Идеи конфуцианства способствуют сохранению традиций и ценностей национальной культуры в современных условиях глобализации.
Ключевые слова: гуманитарные ценности, конфуцианство, духовно-нравственные качества.
Jin Xinxin
HUMANITARIAN VALUES OF CONFUCIANISM IN FORMING OF CHINESE STUDENTS' SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES
The spiritual and moral potential of Confucianism is very important for forming of Chinese students' views and civil qualities in the educational process. The ideas of Confucianism promote the preservation of traditions and national culture values in the modern conditions of globalisation.
Key words: humanitarian values, Confucianism, spiritual and moral qualities.
Для Китая сегодня особую значимость приобретают гуманитарные ценности конфуцианства, которые представляют большую ценность для формирования методологической, мировоззренческой базы концепции воспитания в рамках гуманитарного образования. Традиции конфуцианского образования исключительно ценны для формирования духовного облика студентов современного Китая, вступающего в современную цивилизацию. Китайские ученые отмечают, что конфуцианский компонент проявляется в образовательном процессе через его содержание, тематика которого в гуманитарных дисциплинах связана с основными ценностными установками и со стереотипами поведения, характерными для идеальной личности, модель которой создана национальными китайскими учениями [5, с. 269].
По мнению многих исследователей, необходимо обратить внимание на тезис Дэн Сяопина о формировании «новой личности» в условиях модернизации, которое в научной литературе кратко называется «новая личность, обладающая четырьмя (качествами)» [6]. Этот тезис Дэн Сяопина, по мнению многих исследователей, необходимо связать с некоторыми коррелятивными принципами конфуцианского учения, в этом и будет состоять одно из проявлений национальной специфики, о которой так много упоминал
Дэн Сяопин. Так, в своей монографии «Традиционная этика и ее современное значение» профессор Цзяо Гочэн считает, что при воспитании «нового студента» следует руководствоваться следующими конфуцианскими принципами [10, а 277]:
1). Чэн (искренность). В моральном воспитании этому принципу отводилась первоочередная роль, направленная на мотивацию всех поступков - бай син чжи юань. С помощью этого принципа личность сможет овладеть искренним «знанием благородного мужа» и противостоять «знанию низкого мужа».
2). Ли (ритуал). Автор приводит цитату из «Ли цзи»: «Ли это то, что с помощью чего утверждают родственников и знакомых, разрешают, что ненавидеть и чего опасаться, что принять, а что отбросить, проясняют правду и ложь».
3). Как реальное воплощение ритуала:
а. Цзин (уважение). Здесь приводится цитата из «Мэн-цзы»: «почтительное сердце -начало ритуала». При Хань утвердилось основное значение этого принципа - уважение, поэтому, чтобы следовать ритуалу, необходимо обладать как уважением к себе, так и почтительностью к другим;
б. второе непосредственное воплощение Ли - Жан (уступчивость). В «Цзочжуань» сказано: «уступить слабому - основное в ри-туале-ли».
в. Хэ - гармония - конкретное воплощение ритуала. Этот принцип необходим прежде всего как для поддержания стабильности в рамках всего общества, так и на обыденном уровне в процессе сглаживания конфликтов и противоречий во взаимоотношениях между людьми.
4). Жэнь - гуманность, в сферу которой входят все перечисленные выше понятия: она представлена как одна из конечных целей человеческого бытия, при котором ли служит инструментом для достижения гуманности. Поэтому, по мнению автора, при воспитании отдельной личности сегодня не следует пренебрегать ценностями конфуцианской морали, которые обогатят современную культуру новым важным смыслом.
Основным содержанием нравственного воспитания и образования были и остаются конфуцианские категории: преданность (чжун), почтительность (сяо), человеколюбие (жэнь), долг (и). Основное внимание в образовательном процессе уделяется воспитанию культуры, вежливости; слова не должны расходиться с делом, а поступки должны быть целесообразны; индивидуальные ценности должны быть обусловлены общественными, так как во главу угла поставлен коллектив, коллективистские ценности; необходимо стремление к гармоничному развитию отношений человека с людьми, природой, социумом.
Данный конфуцианский аспект способствует определению ценностных установок студентов, выработке мировоззрения, развитию необходимости положительных нравственных качеств студентов, их обязанностей и ответственности по отношению к семье, обществу или государству.
Как отмечает И. А. Василенко, главной чертой, отличающей культуру конфуцианской цивилизации следует считать этико-центрнизм, социально-нравственную ангажированность [2, с. 97]. Этика межличностных отношений в конфуцианской картине мира необычайно высока: они должны быть пронизаны чувством глубокой любви, не становясь формальными обязанностями.
Этизация общественных отношений находит свое отражение и в образовании. Опо-
рой служит сословная мораль Конфуция с традиционным обозначением нормативных отношений между главными социальными ролевыми позициями и нормативными этическими качествами «Сань ган у чан» [8, с. 264]. «Сань ган» («три устоя» или «три начала») - нормы отношений между государем и сановником, отцом и сыном, мужем и женой. Правитель есть основа для подданных, отец есть основа для сына, муж есть основа для жены. «У чан» («пять постоянств») - неизменность пяти идей морали: гуманности, справедливости, сдержанности, мудрости, верности. Этикет - сумма установлений, обычаев, ритуалов, связывающих отдельных членов общества и их группы, организующих и ограничивающих их отношения - выступает как формальный и эмоциональный регулятор общественной жизни, устанавливая жесткую иерархию общественных отношений. Этические концепции определяют не только связь между людьми, они являются основными принципами поведения в разнообразных социальных взаимоотношениях.
Из традиционных этических концепций, по мнению китайского исследователя Дяо Пэйэ, для современного образовательного процесса следует позаимствовать нравственную модель поведения и концепцию социального долга, которая воспитывает у студентов чувство любви, уважения, доверия, заботы по отношению к окружающим людям, устанавливает соответствующие этико-нравственным нормативам учебные программы и определенные стандарты для гармоничного развития личности, последующего всестороннего развития качеств нации при сохранении государственных интересов [3, с. 221].
Заметный акцент в современной образовательной практике делается на воспитании патриотизма. Рассуждая о многообразии человеческих интересов и ценностных представлений, Ли Теин полагает, что в современном мире патриотизм является одним из основополагающих, необходимых ценностных ориентиров. Он подчеркивает, что ценностные ориентации государства воплощают в себе государственные интересы [4, с. 3-6].
С этой точки зрения патриотизм олицетворяет собой согласие людей с интересами государства.
«Конфуцианцы делали акцент на групповых ценностях, считая их важнейшим средством и критерием воспитания идеальной личности. Конфуций призывал исходить из интересов народа. Мэн-цзы писал, что государство гибнет, если все стремятся к индивидуальным ценностям, и процветает, если преобладает стремление к ценностям групповым, если господствует единство интересов. Если возникает конфликт индивидуальных и групповых ценностей, необходимо жертвовать первыми ради последних. Сюнь-цзы замечал, что человек, уступая быку в силе, а коню в резвости, тем не менее их превосходит, главным образом благодаря своей способности жить и действовать группой» [11, с. 23].
В конфуцианской теории (и в реальной жизни традиционного китайского общества) семья была не только базовой социальной группой, но и прототипом отношений в иных социальных организациях. Отношения родства стали, таким образом, основой для построения всей совокупности отношений в обществе. Социум уподоблялся семье, он, как и семья, имел черты единого, целостного организма.
По образцу родственных строились связи, не имеющие родственной основы. Например, взаимоотношения «учитель - ученик». Следует отметить характерное для китайской традиционной культуры особое почитание учителя наряду с почитанием старших. Китаец уважал учителя так же, как своих родителей, предков, семью. Признавался абсолютный его авторитет [7, а 248]. Китайская пословица гасит: «ижи вэйши, чжун-шэнь вэйфу» [9, а 501], что в переводе означает: «Тот, кто хоть один день был (твоим) наставником, на всю жизнь становится как отец».
Позитивное значение данной ценностной установки китайские ученые видят в том, что современное образование, основываясь на традициях, придает в содержании образования большое значение семье, влиянию се-
мьи на человека; направляет процесс обучения, учитывая атмосферу конкретной семьи и ее жизненные обстоятельства; семейное и высшее образование взаимосвязаны и взаимообусловлены; учитель учит уважать своих предков, быть ответственным перед своей семьей, семья в свою очередь учит уважать и почитать наставника [12, а 235]. Китайские ученые подтверждают своими исследованиями, что идеи конфуцианства конкретно актуализированы в образовательном процессе.
Уважение к знанию и учению как основному средству постижения истины - одна из основных особенностей традиционной китайской культурной системы. Под знанием и истиной подразумевались сведения и постулаты из философии, социально-политических учений, особенно социальной этики. Суммированные в философско-культурологические постулаты и рекомендации они становились своеобразным символом духовной веры, что способствовало сакрализации знания. Знание, передаваемое из поколения в поколение, понималось как сакральная благодать, и как вполне конкретный набор информации. Невиданный культ философских и этических знаний, преклонение перед мудростью и истиной, перед образованностью, стремление к грамотности и овладению письменностью формировали народное культурное и образовательное мировосприятие [1, с. 303].
Опираясь на конфуцианские идеи в экологическом аспекте, современное образование предполагает, что экологически-моральное поведение - это не пассивно-созерцательное отношение человека к природе, а творчески-преобразующее, которое направлено на выявление и воспроизводство в качестве необходимого условия человеческой жизнедеятельности. Экологически-моральное поведение определяется осознанным моральнообосно-ванным воспитанием, которое, по мнению Конфуция, закладывалось в семье и зависело от социальных структур.
Таким образом, одной из важнейших теоретических и практических задач формирования духовно-нравственных качеств китайских студентов является реформирование гуманитарного образования, создание таких
его моделей, которые смогли бы, опираясь на ценности конфуцианства, эффективно востребовать и транслировать духовный потенциал национальной культуры. Сохранение национальной культуры как целостного яв-
ления есть главная предпосылка и условие духовной безопасности общества, ибо лишь «культурное самостояние» есть залог величия народа и независимости государственного бытия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Н. А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект). Чита: ЧитГУ, 1998.
2. Василенко И. А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.: Элиториал УРСС. 1999.
3. Дяо Пэйэ. Цзяоюй вэньхуасюе (Культурология образования). [Текст на кит. яз.]. Цзянсу цзяо-юй чубаньшэ, 1992.
4. Ли Теин. Гоучжу XXI шицзи чжунхуа миньцзу дэ цзячжигуань (Формированине ценностных ориентаций китайкой нации в XXI веке). [Текст на кит. яз.]. Чжэсюэ яньцзю, 2002. № 3.
5. Лю Цзайфу. Лю Ган. Чуальтун юй чжунгожэнь (Традиция и китайцы). [Текст на кит. яз.]. Пекин, 1988.
6. «Новая личность, обладающая четырьмя (качествами)» - тезис Дэн Сяопина о модернизированной личности. Четыре качества - это критерии личности. Она должна обладать: идеалами, моралью, культурой и дисциплиной. [Текст на кит. яз.]. URL: http://www.zzc.edu.cn/xcb/xuanchuangongzuo.htm.
7. Тертицкий Т. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки, 1994.
8. ТитаренкоМ. Л. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994.
9. Фэн Жуй. Баюн чжунцзнь чэнюй цыцзянь (Словарь наиболее употребительных китайских идиоматических выражений). [Текст на кит. яз.]. Сянган. Хуэйтун шидянь, 1973.
10. Цзяо Гочэн. Чуаньтон лунли юй сяньдэй цзячжи (Традиционная этика и ее современное значение). [Текст на кит. яз.]. Пекин, 2000.
11. Чэн Цзэнхунь. Создание марали XXI века и конфуцианская этика [Текст на кит. яз.] // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Реф. журн. 1997. №.3.
12. Чянь Юаньвэй. Цзичу цзяоюй гайгэ яньцзю (Исследование основ образовательных реформ). [Текст на кит. яз.]. Шанхай: Шанхай кэцзи цзяоюй чубаньшэ, 2001.7.