Таблица 3
Физическая подготовленность женщин до исследования_
Показатели Результаты измерений
Гибкость, см 13,4±3,78
Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз 11,3±3,78
Отжимание в упоре на коленях, раз 9,2±3,01
Физическая подготовленность у обследованных женщин имеет высокий уровень. Так, гибкость, поднимание туловища из положения лежа на спине выше нормы, которые составляют соответственно 4 см и 5 подниманий туловища для данного возраста.
Сравнительный анализ результатов опроса и тестирования физической подготовленности женщин показан в таблице 4.
Таблица 4
Результаты опроса и тестирования физической подготовленности женщин, %
Уровень здоровья По опросу По тестированию
Выше среднего 5,2 10
Средний 20 60
Ниже среднего 53,3 30
Низкий 18,1 0
Очень низкий 3,3 0
Не ответили 0 0
Анализ показал, что те, кто имеют высокий и средний уровень физической подготовленности, его занижают, т.е. субъективное мнение не совпадает с объективными данными исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Медведкова, Н.И. Эффективность занятий женщин зрелого возраста средствами физической культуры / Н.И. Медведкова, Е.Г. Селиванова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 103-106.
2. Медведкова, Н.И. Эффективность оздоровления сотрудниц вуза / Н.И. Медведкова, Е.Г. Селиванова // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. - 2012. - № 1 (3). - С. 25-28.
REFERENCES
1. Medvedkova N.I., and Selivanova, E.G. (2014), "Efficiency of the mature aged women, trainings with the physical culture means", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 103-106.
2. Medvedkova N.I., and Selivanova, E.G. (2012), "Efficiency of improvement of employees of higher education institution", Messenger of science and education. Pedagogics. Psychology. Medicine, No. 1 (3), pp. 25-28.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.12.2014.
УДК 796.011
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ТРЕНЕРА С «НЕПЕРСПЕКТИВНЫМИ» СПОРТСМЕНАМИ
Анатолий Евгеньевич Митин, кандидат педагогических наук, доцент,
Светлана Октавьевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается проблема отсева неперспективных для избранного вида спорта детей. Обсуждаются возможность их переориентации на занятия другими видами спорта, в кото-
рых они могут быть успешными. Предлагается вариант решения этой проблемы, основанного на применении тренером гуманитарных технологий, способствующих формированию у юного спортсмена интереса к занятиям другим видом спорта и принятия самостоятельного решения о смене спортивной специализации. Доказывается целесообразность применения в этой ситуации гуманитарных технологий, помогающих избежать психологической травмы у подростка, укрепить его в желании продолжить занятия спортом. В статье раскрывается механизм разработки, реализации и оценки эффективности применения гуманитарной технологии на примере перехода спортсменки из лыжного спорта в черлидинг, описываются ее риски и преимущества.
Ключевые слова: детский спорт, спортивный отбор, «неперспективный» спортсмен, гуманитарные технологии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p136-140
HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN THE WORK OF COACHES WITH THE
"UNPROMISING" ATHLETES
Anatoly Evgenyevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Oktavyevna Filippova, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg
Annotation
The problem of dropouts of the unpromising children in the chosen sport is considered in the article. We discuss the possibility of re-orientation classes in other sports in which they can be successful. The authors offer solutions to this problem, based on the use of coach humanitarian technologies that contribute to the formation of the young athlete interest in activities in other sports and make independent decisions about sports specialization changing. We proved the feasibility of application of the humanitarian technologies in this situation contributing to prevention of the psychological trauma among the adolescents at the same time strengthening the desire to continue doing sports. The article reveals the mechanism for the development, implementation and evaluation of the effectiveness of the humanitarian technologies on the example of the athlete transition from skiing into cheerleading, it describes the risks and benefits.
Keywords: children's sports, sports selection, «unpromising» athlete, humanitarian technologies.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка спортсменов высокого класса - это сложный многолетний процесс, эффективность которого определяется множеством факторов. Один из них - спортивный отбор, направленный на определение степени предрасположенности детей и подростков к избранному виду спорта.
Ряд исследователей, занимающихся проблемой спортивного отбора, отмечают несовершенство сложившейся системы, которая ограничивает доступ к систематической спортивной деятельности тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как «малоперспективные» или вовсе «бесперспективные» и на этом основании не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.) [1, 2]. По мнению Т.А. Поляковой и В.И Перфильева это усугубляется тем, что «в само понятие «спортивный отбор» зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере «антигуманный смысл» [5, с. 281].
Одним из путей решения данной проблемы, по мнению О.В. Чернухиной, является создание внутри глобальной системы отбора новой подсистемы, позволяющей оставлять отсеянных детей в пространстве физической культуры и спорта, а именно - ««передавать» ребенка, имеющего уже наработанные спортивные навыки, в другой вид спорта, т.е. «перепрофилировать», «переориентировать» его» [6, с. 6].
В то же время, при реализации подобной системы, остается открытым вопрос преодоления юным спортсменом состояния своей «не перспективности», о которой осве-
домлены все окружающие. Ответом на этот вопрос может быть использование гуманитарных технологий, направленных на создание условий, когда юный спортсмен самостоятельно принимает решение о переходе в другой вид спорта [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Целью исследования было определение возможности и целесообразности применения гуманитарных технологий в ситуации отсева юных спортсменов, признанных «неперспективными».
Предметом исследования была выбрана ситуация, сложившаяся в одной из лыжных секций, в которой тренер приняла решение о необходимости отчисления одной из воспитанниц, которая показывала низкие результаты. В то же время, девочке очень нравились занятия, у нее сложились хорошие отношения с тренером и командой, и она не собиралась самостоятельно прекращать занятия. Опытный тренер понимала, что даже очень доброжелательный разговор может нанести девочке тяжелую психологическую травму, она будет чувствовать себя изгоем, ненужной, неперспективной. Это будет препятствовать продолжению занятий в другом виде спорта, а обида (при активном характере девочки) может привести к проявлениям девиантного поведения. Для выхода из возникшей ситуации была разработана и реализована гуманитарная технология, которая включала: аналитический блок, блок управления, блок диагностики, блок условий, процессуальный блок и блок оценки [4].
Аналитический блок предусматривал анализ ситуации и анализ резервов.
В анализе ситуации предстояло ответить на вопрос о необходимости использования гуманитарной технологии. В результате анализа ситуации были получены данные, свидетельствующие о необходимости применения гуманитарных технологий.
Анализ резервов показал, что в данном случае могут быть использованы потребности девочки-подростка быть успешной, быть признанной референтной группой, желание заниматься спортом.
Блок управления определяет требования к конструированию гуманитарной технологии и включает целевой, функциональный и теоретический компоненты.
Цель применения гуманитарной технологии - самостоятельное решение юной спортсменки о переходе в другой вид спорта, где она может максимально полно реализовать свои способности, быть успешной.
Задачи: 1) выбор наиболее подходящего вида спорта; 2) формирование у девочки положительного отношения к этому виду спорта; 3) мотивирование перехода в другой вид спорта.
Функциональный компонент предполагает, что, в первую очередь, будут решаться воспитательные задачи (повышение самооценки, поддержание интереса к продолжению занятий спортом). Сопутствующими задачами являются образовательные (знание о других видах спорта) и оздоровительные (охрана психического здоровья).
Теоретический компонент в качестве парадигмы гуманитарной технологии использует личностно-ориентированный и комплексный подходы.
Блок диагностики включает общие и специальные сведения. Общие сведения связаны с особенностями формирования личности в подростковом возрасте, а специальные отражают характеристики конкретной занимающейся (ее интересы, потребности, мотивы и т.п.).
Блок условий включает ресурсы, которые необходимы для реализации гуманитарной технологии, параметры технологии и описание возможных рисков и пути их предупреждения.
Ресурсы. Для реализации технологии необходимо привлечение следующих ресурсов: кадровые (тренер команды в другом виде спорта, родители), информационные (выход на сайт социальной сети «Мой мир», «Контакт» и т.п.), материально-технические
(подарки и призы).
Параметры технологии: воздействие направлено на одного человека, оно комплексное, продолжительность реализации технологии рассчитано на 4-6 месяцев.
Риски. Девочка перейдет в другой вид спорта, но по объективным причинам (далеко ездить, оплата занятий, плохие отношения в коллективе т.п.) она вообще бросит занятия. Предупреждение рисков заключается в курировании занятий девочки в другой команде некоторое время.
Процессуальный блок представлен содержательным, организационным и операционным компонентами.
Операционный компонент. Технология реализуется в несколько этапов.
1 этап - диагностика. Выявление способностей девочки, определение вида спортивной деятельности, в котором она могла бы быть успешна. Выбор вида спорта, куда может быть принят подросток 14 лет. Выбор спортивной команды (как далеко добираться, время занятий и т.п.).
2 этап - проведение переговоров с тренером команды, определение возможности реализации гуманитарной технологии и степень участия тренера.
3 этап - привлечение девочки к тренировкам и выступлениям новой команды.
4 этап - проведение переговоров с родителями, объяснение необходимости перехода девочки в другую команду, разработка действий по поддержке участия в новой команде.
5 этап - стимулирование занятий участием в сборах в составе новой команды и призами.
6 этап - распространение позитивной информации об успехах девочки среди одноклассников, спортсменов первой команды и в социальных сетях Интернета (выкладывание фотографий с выступлений и награждений).
Организационный компонент. Гуманитарная технология реализуется, большей частью в новой команде.
Содержательный компонент. В результате диагностики и анализа новым видом спорта был выбран черлидинг. Девочке было предложено оказать помощь и выступить на соревнованиях за команду черлидеров. По предварительной договоренности тренер команды черлидеров включила девочку в состав команды на выступления, которые команда могла выиграть. Тренер несколько раз отмечала хорошую подготовку девочки и ее способности к черлидингу. Фотографии с выступлений были размещены в «Контакте», в классе, где училась девочка, узнали об ее успехах. Родители всячески поддерживали дочь. Тренер попросила их (втайне от девочки) приобрести для нее приз, чтобы тренер команды черлидеров поблагодарила ее за помощь на соревнованиях.
Блок оценки определяет соответствие полученного результата запланированному. Он включает три компонента: субъекты оценки, инструменты оценки и параметры оценки.
Субъекты оценки. Гуманитарная технология оценивалась тренером совместно с разработчиками.
Инструменты оценки. Информация была получена от самой девочки, от ее родителей и тренера команды черлидеров.
Параметры оценки. В беседах оценивалась удовлетворенность каждого из респондентов полученными результатами.
Через некоторое время, девочка в разговоре с тренером призналась, что она хотела бы уйти из команды, так как ее приглашают в команду черлидеров, а ей там очень нравиться заниматься. Тренер заверила спортсменку, что давно замечала в ней способности к таким эмоциональным видам спорта как черлидинг, и будет рада ее успехам. Команда поддержала тренера, хотя сожалела об уходе девочки, так как она со многими ребятами дружила.
Родители сообщили, что девочка гордится победами на соревнованиях, приглашает на показательные выступления всех своих знакомых и родственников. Девочки нашла друзей за пределами школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ полученных результатов показал, что разработанная гуманитарная технология была успешно реализована и запланированный результат достигнут. А именно: была правильно выстроена позитивная перспектива, девочка приняла решение о переходе в другой вид спорта сама, она не получила психологическую травму, наоборот, стала чувствовать себя «звездой», а не «изгоем».
В этой ситуации самую большую работу выполнила тренер команды лыжников. Выяснение ее мнения о целесообразности использования гуманитарной технологии и соответствии использованных ресурсов и полученного результата, показало следующее. Она осталась довольна полученными результатами: неперспективный спортсмен ушел из команды, уход «слабой» спортсменки подстегнул «середнячков». Кроме этого тренер высказалась о том, что получила сильнейший положительный заряд оттого, что почувствовала себя «настоящим педагогом, мастером своего дела» и многому научилась.
ЛИТЕРАТУРА
1. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты : учебник / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.
2. Медведев, А.М. Все не так просто! / А.М. Медведев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 62-63.
3. Митин, А.Е. Перспективы и риски применения гуманитарных технологий в физической культуре / А.Е. Митин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 59-62.
4. Митин, А. Е. Методические подходы к разработке гуманитарных технологий в физической культуре и оценка эффективности их применения / А.Е. Митин, С.О. Филиппова, Е.А. Митин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 3. - С. 15-19.
5. Полякова, Т.А. Педагогические позиции тренеров по проблеме первичного отбора в спорте / Т.А. Полякова, В.И. Перфильев // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца : материалы науч.-практ. конф. Ч. 1 / Пермский гос. пед. ун-т. -Пермь, 2009. - С. 281-284.
6. Чернухина, О.В. Содержание и организация процессов отсева и переориентации неперспективных юных гимнасток в другие виды спорта : дис. ... канд. пед. наук / Чернухина О.В. -СПб., 2006. - 157 с.
REFERENCES
1. Matveev, L.P. (2005), The general theory of sport and its applied aspects, publishing house "Lan", St. Petersburg, 384 p.
2. Medvedev, A.M. (2004), "It's not so easy!", Physical culture: upbringing, education, training, No. 4, рр. 62-63.
3. Mitin, A.E. (2010), "Prospects and risks of using humanitarian technologies in physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4, рр. 59-62.
4. Mitin, A.E., Filippova, S.O. and Mitin, E.A. (2009), "Methodological approaches to development humanitarian technologies in physical training and evaluation of the effectiveness of their application", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, рр. 15-19.
5. Polyakova, T.A. and Perfil'ev, V.I. (2009), "Teaching position coaches on the issue of the primary selection in sport", Modern directions of development of educational thought and pedagogy I.E. Schwartz, Proceedings of the Conference, Perm, Part 1, рр. 281-284.
6. Chernukhina, O.V. (2006), The content and organization of processes dropout and reorientation of unpromising young gymnasts in other sports, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.12.2014.