Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2015.
УДК 796.011
ПРИМЕНЕНИЕ УСЛОЖНЁННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЧЕРЛИДЕРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Владимир Степанович Афтайкин, аспирант, Московский государственный педагогический университет, Педагогический институт физической культуры (ГБОУВПО МГПУПИФК), г. Москва
Аннотация
В данной статье автор даёт краткую информацию о развитии координационных способностей детей 8-11 лет. Рассматривает варианты возможных усложнений к упражнениям для развития координационных способностей, обосновывает эффективность их применения на начальном этапе обучения черлидеров.
Ключевые слова: координационные способности, начальный этап обучения, черлидер, черлидинг.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p24-27
APPLICATION OF COMPLICATED EXERCISES FOR DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF YOUNG CHEERLEADERS AT THE INITIAL
STAGE OF TRAINING
Vladimir Stepanovich Aftaikin, the post-graduate student, Moscow State Pedagogical University, Pedagogical Institute of Physical Culture, Moscow
Annotation
In this article the author gives the brief information about the development of coordination abilities of the children at the age of 8-11. The author also flicks through various variants of physical exercises for development of coordination abilities of cheerleaders at the beginning of their training.
Keywords: coordination abilities, beginning of training, cheerleader, cheerleading.
Черлидинг один из молодых быстроразвивающихся видов спорта. Данные исследования посвящены развитию координационных способностей (КС) черлидеров на начальном этапе обучения. Особенностью мастерства в черлидинге является сложная координация движения, ориентация в пространстве, умение сохранять устойчивое положение после сложнейших акробатических элементов. Сложность структур двигательных действий черлидеров обуславливает необходимость запоминания большого объема относительно независимых между собой движений.
Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка — это двигательная деятельность, выполняемая с различной скоростью и включающая разнообразные движения.
В базовом физическом воспитании дошкольников и младших школьников поставлена задача разностороннего развития координационных способностей. Спортивной тренировкой достигается специально направленное развитие координационных способностей.
Построение специально направленного движения имеет три стадии. Первая - характерна невысокой скоростью выполнения, неточностью, напряженностью. Вторая -повышением скорости, точности движения, становлением межмышечной координации и постепенным уменьшением напряженности. Третья - снижением доли участия мышечных усилий в осуществлении движения за счет увеличения доли использования так называемых «внешних» сил: тяжести, инерции, центробежных, реактивных, что обеспечивает
экономию энергии спортсмена.
Детей с 8 до 12 лет можно обучить почти всем движениям, включая сложную координацию, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы [1].
Способность к пространственной дифференцировке движений (ловкость) заметно возрастает у детей 5-6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7-10 лет, в 10-12 лет она стабилизируется [1].
Двигательные координационные способности (ДКС) успешно развиваются при условии достижения "пороговых" нагрузок у девочек с 7 до 11 лет и до 12 лет у мальчиков [1]. Естественный прирост показателей координационных способностей с 7 до 10 лет составляет в среднем у девочек 63%, у мальчиков 56%.
В качестве одного из основных средств развития координационных способностей в данном возрасте используются подвижные игры, которые положительно влияют на все психофизиологические функции и физические качества школьников [2].
Возраст от 6 до 9 лет, пожалуй, наиболее благоприятный период для разучивания новых движений и пространственно-временного восприятия двигательных действий. В это время, занимаясь сложнокоординационными видами спорта, дети довольно легко справляются с задачей освоения сложных форм движений [1, 3].
Структура упражнений, развивающих координацию, представлена на схеме 1.
Схема 1 Классификация упражнений, развивающих координацию черлидеров
Равновесие на ногах включают в себя стойку на двух, на одной, на прямой ноге, на согнутой, на полупальцах и так далее. Равновесие с использованием ограниченной платформы может выполняться на полу, на возвышении, без предметов и с предметами, на подвижной и не подвижной площадке.
Ходьба (прямо, по ограниченной поверхности, выполняя дополнительные движения руками и ногами, сбивающими равновесие).
Бег проводится в прямом направлении, «змейкой», лицом или спиной вперед, приставным шагом, взявшись за руки, с переноской предметов, выполняя различные «сбивающие» действия и тому подобное).
Прыжки выполняются на двух, на одной, с поворотами под разным углом, на точность приземления, на дальность, на определенное расстояние, вверх на опору, с опоры, с предметами и без и тому подобное.
Для развития координационных способностей нами предложена модификация базовой методики подготовки акробатов, в которой использовались усложненные элемен-
ты. В качестве развития координационных способностей использовались игровой и соревновательный методы. При проведении игровых занятий с усложнениями предлагаемые задания должны быть точно сформулированы, правильно организованы, иметь определенный уровень нагрузки, и быть строго ограничены во времени.
Предложенная нами методика заключалась в следующем:
На учебно-тренировочных занятиях использовались игры: «Запрещённое движение», «Весёлая змея», «Светофор», «Море волнуется», «Лабиринт», «Круговые салки», «Эстафета с предметами», «Гонка за хвостом» и другие. С целью совершенствования координационных способностей у черлидеров, игровые упражнения постепенно усложнялись. Юных спортсменов ставили в новые, непривычные для них, условия: изменяли основное направление (зритель - сцена), выполняли упражнения с обеих ног и в разные стороны. Иногда, в процессе игры, вводили новые правила, меняли ритм выполняемых упражнений, в эстафетах меняли обычный мяч на набивной или воздушный шар, при исполнении силовых упражнений применялись отягощения.
Для обучения ориентации в пространстве, быстрого перестроения группы использовалась игра «Молекулы», где в качестве заданий можно строиться в определенном месте зала, в определенном количестве, по алфавиту, по росту и тому подобное.
Мы внесли изменения в игру «Лабиринт». В нашем варианте по «Лабиринту» можно двигаться шагом, бегом, перепрыгивая с «кочки» на «кочку», по гимнастическому бревну, перешагивая через препятствия и тому подобное. По «кочкам» можно перемещаться как на ногах, так и на руках (например: переворот боком, партнёр держит за ноги), с закрытыми глазами, слушая подсказки команды, подбрасывая мяч.
Эффективность развития координационных способностей в игре значительно выше и занятия проходят более эмоционально. Если дети устали, то лучше закончить игру, так как никакой координации в их движениях не будет, и развития не получится.
Для отработки базовых элементов флаерам было предложено изменить обычные условия выполнения упражнений. Например, при упражнениях статического равновесия уменьшали площадь опоры или повышали её над уровнем пола, использовали вращающуюся площадку. При выполнении упражнения на равновесия флаер бросал и ловил мяч. Выход в положение равновесия выполняли в очень медленном или в очень быстром темпе и др.
При разучивании базовых движений начинали с выполнения одновременных однонаправленных движений рук и ног, переходя далее к выполнению одновременных разнонаправленных движений руками в сочетаниях с движениями ногой, и еще сложнее разнонаправленные разноименные движения руками и ногами. Впоследствии, добивались того, что каждый юный черлидер выполнял «свои» движения в общей группе.
Для оценки эффективности разработанной нами методики было проведено тестирование юных спортсменов черлидеров. В качестве тестов были взяты элементы акробатики: кувырок вперёд и переворот боком (колесо), позволяющие, на наш взгляд, наиболее точно отразить развитие координационных способностей. Кувырок вперёд выполняется в обычных условиях. Переворот боком выполнялся на полу, на размеченной площадке шириной в 25 сантиметров. Черлидеры, занимающиеся по предлагаемой методике, значительно быстрее осваивали новые элементы, их навык более устойчив, что подтверждено расчетами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земсков, Е.А. Гимнастика: типология уроков физической культуры в школе / Е.А. Земсков. - М. : Физическая культура, 2008. - 192 с.
2. Лях, В.И. Двигательные способности / В.И. Лях // Физическая культура в школе. -1996. - № 2. - С. 2.
3. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств «cheerleaders» - групп поддержки спортивных команд : метод. пособие для педагогов-
инструкторов и тренеров / сост. С. А. Носкова. - М. : Изд-во Московского гуманитарн. ун-та, 2001. - 28 с.
REFERENCES
1. Zemskov, E.A. (2008), Gymnastics: a typology of physical education lessons in school, Physical culture, Moscow.
2. Lyakh, V. I. (1996), "Motor abilities", Physical culture in school, No. 2, pp. 2.
3. Noskova, S. A. (2001), Methodical recommendations on a specific individual qualities of the "cheerleaders" - support groups sports teams, publishing house "MGSA", Moscow
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.05.2015.
УДК 796.011
КОМПЛЕКС ГТО КАК ОСНОВА МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Роман Васильевич Бальба, преподаватель, Галина Анатольевна Лундина, преподаватель, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт; Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Армавирский институт социального образования; Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар
Аннотация
Статья посвящена вопросу построения системы педагогического мониторинга как инструмента управления качеством физического воспитания студентов. Известно, что в нашей стране проводится ряд масштабных мероприятий, одним из которых стало возрождение комплекса "Готов к труду и обороне". В статье рассмотрены перспективы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в мониторинг физического воспитания студентов, предложены методико-практические подходы к совершенствованию педагогического мониторинга, даны рекомендации по диагностике физической подготовленности студентов и их мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики физического воспитания студентов, методы квалиметрии, моделирование. Нормативно-методическая база исследования - Закон Российской Федерации "Об образовании" (2012) и Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
Ключевые слова: педагогический мониторинг, физическое воспитание, студент, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне".
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p27-31
"READY FOR LABOR AND DEFENSE" COMPLEX AS BASE FOR STUDENTS PHYSICAL EDUCATION MONITORING
Roman Vasilyevich Balba, the teacher, Galina Anatolyevna Lundina, the teacher, Nevinnomyissk State Humanitarian and Technical Institute; Valerie Anatolyevich Petkov, the
doctor ofpedagogical sciences, professor, Armavir Institute of Social Education;
Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The article deals with the problem of pedagogical monitoring system as mean of students physical education management. As well known, the country undertakes a number of the large-scale actions, one of which was the "Ready for labor and defense" complex revival. The article considers the prospects of the introduction of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" into students physical education monitoring, the authors proposed the methodological and practical approaches